Методические рекомендации по организации и методическому обеспечению самостоятельной работы студентов (срс) по дисциплине. Методические материалы, устанавливающие содержание и порядок текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации по дисциплине





НазваниеМетодические рекомендации по организации и методическому обеспечению самостоятельной работы студентов (срс) по дисциплине. Методические материалы, устанавливающие содержание и порядок текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации по дисциплине
страница1/18
Дата публикации28.05.2015
Размер2.18 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Туризм > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18




Карельский институт туризма – филиал

Негосударственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

Российская международная академия туризма



Кафедра менеджмента и туризма


УТВЕРЖДАЮ

Директор _______________Э.Н. Павлова

«___» ______________ 2013г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

(Б.1.В.ОД.2)
Рекомендуется для направления подготовки

080200.62 – Менеджмент
Профили:

Менеджмент туризма

Менеджмент гостиничных и ресторанных предприятий
Квалификация (степень) выпускника - бакалавр

Петрозаводск 2013г.



Учебно-методический комплекс дисциплины:
составлен в соответствии с требованиями:

Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ВПО) направления 080200.62 – Менеджмент (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 20.05.2010г. №544)

составлен на основе:

Примерной программы дисциплины «Экономическая теория», разработанной Кафедрой экономики и финансов НОУ ВПО Российской международной академии туризма в качестве дисциплины вариативной части «Гуманитарного, социального и экономического цикла» Б.1.В.ОД.1

разработчик:

Конев И.П., к.э.н., доцент кафедры менеджмента и туризма

принят

на заседании кафедры менеджмента и туризма

Протокол № _____ от __________2013г.

Зав. кафедрой ____________________ Н.М. Хуусконен

согласован

Зам. директора по УМР __________________ Е.М. Грунина







СОДЕРЖАНИЕ
Основная часть учебно-методического комплекса учебной дисциплины.

  1. Пояснительная записка

  2. Примерная (типовая) программа учебной дисциплины.

  3. Рабочая программа учебной дисциплины.

  4. Методические рекомендации (материалы) для преподавателя.

  5. Инновационные, в том числе активные и интерактивные методы обучения.

  6. Методические рекомендации по организации и методическому обеспечению самостоятельной работы студентов (СРС) по дисциплине.

  7. Методические материалы, устанавливающие содержание и порядок текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации по дисциплине.

  8. Рейтинговая система оценки знаний.

  9. Глоссарий.

Вариативная часть учебно-методического комплекса дисциплины.
Приложения:

Приложение 1. Рабочая программа учебной дисциплины «Экономическая теория».

Основная часть учебно-методического комплекса ученой дисциплины «Экономическая теория» для студентов, обучающихся по направлению подготовки 080200.62 – Менеджмент
1.Пояснительная записка
Данный УМК представляет собой совокупность нормативных и учебно-методических документов, которые определяют средства обучения и контроля, необходимые для качественной организации преподавания и изучения экономической теории студентами первого курса по направлению подготовки 080200.62 - Менеджмент в целях получения ими квалификации бакалавр.

Данный УМК учитывает общую идеологию современной системы высшего образования, предусматривает логически обоснованное и последовательное изложение учебного материала, использование современных методов интенсификации учебного процесса, формирование компетенций, позволяющих глубоко усваивать учебный материал и получать навыки по использованию его на практике. УМК основан на современном уровне знаний по экономической теории, одновременно предполагается дать основы для изучения других экономических наук, ибо экономическая теория является введением и основой для изучения всей системы экономических наук. Не случайно лауреат Нобелевской премии П. Самуэльсон экономическую науку назвал «королевой экономических наук».
Цели и задачи дисциплины.

Первая цель - образовательная: студенты академии должны знать базовые понятия современной экономики, ее основные категории и экономические законы применительно к обществу в целом и фирме.

Вторая цель - практическая: выпускник академии должен уметь применять и использовать экономические категории и законы в своей практической работе, памятуя, что наука сокращает нам опыты быстро текущей жизни, что экономическое знание есть база, основа для управления реальными экономическими процессами.

Третья цель - воспитательная: студенты должны знать узловые проблемы решения социальных задач, стоящих перед современной Россией.

В результате изучения курса «Экономическая теория» студент должен:

  • знать все основные категории и законы развития современной экономики на микро и макроэкономических уровнях;

  • знать экономические понятия, предусмотренные стандартом;

  • уметь пользоваться экономическими категориями и законами;

  • владеть ими в процессе реальных экономических процессов;

  • уметь работать самостоятельно, что выражается в подготовке курсовых работ, в подготовке к семинарским занятиям, в умении изучать экономическую литературу;

Преподаватель в процессе изложения материала по экономической теории должен:

  • учебно-методическую работу вести планомерно и целеноправленно;

  • внедрять инновационные методы обучения, не забывая дидактические принципы, выработанные педагогикой прошлого времени;

  • уметь находить практическую направленность экономической теории, ибо научное знание включает практику как основу знания, его источник, как критерий истинности научного знания и как цель научного познания экономической реальности;

  • знать и уметь использовать методы абстрактного мышления, знать особенности экономических законов, ибо если нет абстрактного мышления, то нет и науки, нет знания экономических категорий и экономических законов;

  • находить оптимальные и эффективные методы руководства самостоятельной работы студентов;

  • обеспечивать единство требований по всем формам обучения – дневной, очно-заочной и заочной, обо документ по итоговой аттестации имеет равную ценность по всем формам обучения;

  • находить оптимальные формы контроля как промежуточного, так и итогового характера. В погоне за современными формами не забывать формы контроля, выработанные многовековым опытом педагогики прошлого.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования третьего поколения (ФГОС ВПО) предусматривает на изучение экономической теории по направлению подготовки 080200.62 - Менеджмент, 72 аудиторных учебных часа, из них 36 часов на лекционные и 36 часов на семинарские и практические занятия. Предполагается, что 72 часа выделяется на самостоятельную работу.

2. Примерная (типовая) программа по экономической теории, разработанная профильным УМО и рекомендованная Министерством образования и науки Российской Федерации.
Примерная программа учебной дисциплины «Экономическая теория», разработанная профильным УМО и рекомендованная Министерством образования и науки Российской Федерации, носит рекомендательный характер.


3. Рабочая программа учебной дисциплины
Рабочая программа дисциплины является основным документом, в соответствии с которым осуществляется преподавание. Рабочая программа учебной дисциплины «Экономическая теория» рассмотрена и одобрена на заседании кафедры менеджмента и туризма
4. Методические рекомендации (материалы) для преподавателей
Дисциплина «Экономическая теория» относится к гуманитарному, социальному и экономическому циклу, вариативной части, обязательным дисциплинам. Эта дисциплина является введением в большую и сложную систему экономических наук, она служит базой для изучения других дисциплин этого цикла

Основой учебной программы является государственный стандарт. Содержание государственного стандарта по экономической теории сводятся к следующим понятиям, категориям и законам.
Введение в макроэкономическую теорию. Экономические агенты (рыночные и нерыночные), собственность и хозяйствование: структура прав, передача прав, согласование обязанностей, экономические интересы, цели и средства, проблема выбора оптимального решения, экономическая политика, конкуренция и ее виды; экономические блага и их классификация, полные и частичные, взаимодополняемость и взаимозамещение благ, фактор времени и дисконтирование, потоки и запасы, номинальные и реальные величины; кругообороты благ и доходов; затраты и результаты: общие, предельные и средние величины; альтернативные издержки (издержки отвергнутых возможностей); экономические ограничения: граница производственных возможностей, компромисс общества между эффективностью и равенством; компромисс индивида между потреблением и досугом; экономические риски и неопределённость; внешние эффекты (экстерналии); краткосрочный и долгосрочный периоды в экономическом анализе; метод сравнительной статики, показатели эластичности.
Микроэкономика. Закон предложения, закон спроса, равновесие, рынок, равновесная цена; излишки потребителя и производителя, теории поведения потребителя и производителя (предприятия); монополия, естественная монополия, ценовая дискриминация; олигополия, монополистическая конкуренция, барьеры входа и выхода (в отрасли); сравнительное преимущество; производственная функция, факторы производства, рабочая сила, физический капитал; инфляция и безработица; рынки факторов производства, рента, заработная плата; бюджетное ограничение, кривые безразличия, эффект дохода и эффект замещения. Понятие предприятия, классификация; внешняя и внутренняя среда; диверсификация, концентрация и централизация производства; открытие и

закрытие предприятий, санация, банкротство; валовая выручка и издержки; прибыль бухгалтерская и экономическая, чистый денежный поток, приведённая (дисконтированная) стоимость, внутренняя норма доходности; переменные и постоянные издержки; общие, средние и предельные величины выручки и издержек, эффективности; отдача от масштаба производства (снижающаяся, повышающаяся, неизменная); неопределенность: технологическая, внутренней и внешней среды, риски, страхование, экономическая безопасность.
Макроэкономика. Общественное воспроизводство, резидентные и нерезидентные институциональные единицы; макроэкономические показатели: валовой внутренний продукт (производство, распределение и потребление), личный располагаемый доход, конечное потребление, модели потребления, сбережения, инвестиции (валовые и чистые); национальное богатство, отраслевая и секторальная структуры национальной экономики, межотраслевой баланс; теневая экономика; равновесие совокупного спроса и совокупного предложения (модель AD-AS), мультипликатор автономных расходов; адаптивные и рациональные ожидания, гистерезис; денежное обращение (М. Фридман), сеньораж, количественная теория денег; государственный бюджет, его дефицит и профицит, пропорциональный налог, прямые и косвенные налоги, чистые налоги; закрытая и открытая экономика, фиксированный и плавающий курсы валюты, паритет покупательной способности; макроэкономическое равновесие и реальная процентная ставка; сравнительный анализ эффективности инструментов макроэкономической политики государства; стабилизационная политика; технологические уклады и «длинные волны»; теории экономического роста и экономического цикла; «золотое правило накопления».
Экономика современной России. Основные направления экономических преобразований в России. Приватизация. Особенности рыночного механизма в современной России. Аграрные преобразования. Специфика учёта затрат и результатов хозяйственной деятельности на предприятиях России. Распределение благ. Оплата труда и заработная плата. Уровень жизни населения. Динамика народонаселения. Социальная защищённость граждан России.
Современное мировое хозяйство. Становление мирового хозяйства. Основные формы мировых экономических связей. Международная торговля. Теории международной торговли. Международная валютная система и этапы её развития. Современная система плавающих курсов валют. Тенденции развития человеческих цивилизации. Место России в современном и грядущем мире.

История экономических учений. Особенности экономических воззрений в традиционных обществах (отношение к собственности, труду богатству, деньгам, ссудному проценту), систематизация экономических знаний, первые теоретические системы (меркантилизм, физиократы, классическая политическая экономия, марксизм). Формирование и эволюция современной экономической мысли: маржиналистская революция, австрийская школа, неоклассическое направление, кейнсианство, монетаризм, институционализм. Вклад российских учёных в развитие мировой экономической мысли: особенности экономической науки в России. Применительно к направлению подготовки 080200.62 – Менеджмент – экономическая теория является фундаментальной основой для изучения следующих дисциплин: «Социология», «Правоведение», «Статистика (теория статистики, социально-экономическая статистика)», «Институциональная экономика», «Мировая экономика», «Финансовый менеджмент».
Применительно к экономической теории, которая преподаётся студентам первого курса, особое значение имеет лекция, ибо экономическая теория - дисциплина теоретическая, поэтому основными методами преподавания ее являются лекции и семинары.

Лекция - метод обучения, одна из основных форм организации учебного процесса, представляющая собой устное, монологическое, систематическое, последовательное изложение преподавателем учебного материала. Предшествует всем другим формам организации учебного процесса; позволяет оперативно актуализировать учебный материал курса.

Цель лекции - организация целенаправленной познавательной деятельности студентов по овладению программным материалом учебной дисциплины.

Задачи лекции:

  • беспечивать формирование системы знаний по учебной дисциплине;

  • учить умению аргументирование излагать научный материал;

  • формировать профессиональный кругозор и общую культуру;

  • отражать новые, еще не получившие освещения в учебниках и учебных пособиях, знания;

  • оптимизировать все другие формы организации учебного процесса с позиций новейших достижений науки, техники, культуры и искусства.


Функции лекции:

  • информационная - изложение системы знаний;

  • мотивационная - формирование познавательного интереса к содержанию учебного предмета и профессиональной мотивации будущего специалиста;

  • ориентировочная - обеспечение основы для дальнейшего усвоения учебного материала;

  • воспитательная - формирование сознательного отношения к процессу обучения, стремления к самостоятельной работе и всестороннему овладению специальностью, развитие интереса к учебной дисциплине, содействие активизации мышления студентов.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по организации и методическому обеспечению самостоятельной работы студентов (срс) по дисциплине. Методические материалы, устанавливающие содержание и порядок текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации по дисциплине iconМетодические рекомендации по организации и методическому обеспечению...
Федерального государственного образовательного стандарта (фгос впо) направления 080200. 62 – Менеджмент (утвержден приказом Министерства...
Методические рекомендации по организации и методическому обеспечению самостоятельной работы студентов (срс) по дисциплине. Методические материалы, устанавливающие содержание и порядок текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации по дисциплине iconМетодические рекомендации по организации и методическому обеспечению...
Федерального государственного образовательного стандарта (фгос впо) направления 080200. 62 – Менеджмент (утвержден приказом Министерства...
Методические рекомендации по организации и методическому обеспечению самостоятельной работы студентов (срс) по дисциплине. Методические материалы, устанавливающие содержание и порядок текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации по дисциплине iconМетодические рекомендации по организации и методическому обеспечению...
Федерального государственного образовательного стандарта (фгос впо) направления 080200. 62 – Менеджмент (утвержден приказом Министерства...
Методические рекомендации по организации и методическому обеспечению самостоятельной работы студентов (срс) по дисциплине. Методические материалы, устанавливающие содержание и порядок текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации по дисциплине iconМетодические рекомендации по организации и методическому обеспечению...
Федерального государственного образовательного стандарта (фгос впо) направления 080200. 62 – Менеджмент (утвержден приказом Министерства...
Методические рекомендации по организации и методическому обеспечению самостоятельной работы студентов (срс) по дисциплине. Методические материалы, устанавливающие содержание и порядок текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации по дисциплине iconМетодические рекомендации по организации и методическому обеспечению...
Федерального государственного образовательного стандарта (фгос впо) направления 080200. 62 – Менеджмент (утвержден приказом Министерства...
Методические рекомендации по организации и методическому обеспечению самостоятельной работы студентов (срс) по дисциплине. Методические материалы, устанавливающие содержание и порядок текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации по дисциплине iconМетодические рекомендации по организации и методическому обеспечению...
Федерального государственного образовательного стандарта (фгос впо) направления 080200. 62 – Менеджмент (утвержден приказом Министерства...
Методические рекомендации по организации и методическому обеспечению самостоятельной работы студентов (срс) по дисциплине. Методические материалы, устанавливающие содержание и порядок текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации по дисциплине iconМетодические рекомендации по организации и методическому обеспечению...
Федерального государственного образовательного стандарта (фгос впо) направления 080200. 62 – Менеджмент (утвержден приказом Министерства...
Методические рекомендации по организации и методическому обеспечению самостоятельной работы студентов (срс) по дисциплине. Методические материалы, устанавливающие содержание и порядок текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации по дисциплине iconМетодические рекомендации по организации и методическому обеспечению...
Федерального государственного образовательного стандарта (фгос впо) направления 080200. 62 – Менеджмент (утвержден приказом Министерства...
Методические рекомендации по организации и методическому обеспечению самостоятельной работы студентов (срс) по дисциплине. Методические материалы, устанавливающие содержание и порядок текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации по дисциплине iconМетодические рекомендации по организации и методическому обеспечению...
Федерального государственного образовательного стандарта (фгос впо) направления 080200. 62 – Менеджмент (утвержден приказом Министерства...
Методические рекомендации по организации и методическому обеспечению самостоятельной работы студентов (срс) по дисциплине. Методические материалы, устанавливающие содержание и порядок текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации по дисциплине icon4. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной...
Проверка прочности знаний, уровня речевых навыков и умений студентов осуществляется в форме текущего, промежуточного и итогового...
Методические рекомендации по организации и методическому обеспечению самостоятельной работы студентов (срс) по дисциплине. Методические материалы, устанавливающие содержание и порядок текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации по дисциплине iconМетодические рекомендации по организации и методическому сопровождению...
Методические рекомендации по организации и методическому сопровождению самостоятельной работы студентов
Методические рекомендации по организации и методическому обеспечению самостоятельной работы студентов (срс) по дисциплине. Методические материалы, устанавливающие содержание и порядок текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации по дисциплине iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «История культуры России»
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое...
Методические рекомендации по организации и методическому обеспечению самостоятельной работы студентов (срс) по дисциплине. Методические материалы, устанавливающие содержание и порядок текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации по дисциплине iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «История культуры России»
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое...
Методические рекомендации по организации и методическому обеспечению самостоятельной работы студентов (срс) по дисциплине. Методические материалы, устанавливающие содержание и порядок текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации по дисциплине iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «История культуры России»
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое...
Методические рекомендации по организации и методическому обеспечению самостоятельной работы студентов (срс) по дисциплине. Методические материалы, устанавливающие содержание и порядок текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации по дисциплине iconСамостоятельная работа студентов 85 часов
Порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Методические рекомендации по организации и методическому обеспечению самостоятельной работы студентов (срс) по дисциплине. Методические материалы, устанавливающие содержание и порядок текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации по дисциплине iconМетодические рекомендации «Организация самостоятельной работы по дисциплине «Математика»
Предлагаемое издание предназначено для преподавателей математики московских колледжей. Его цель – систематизировать материалы по...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск