Скачать 2.18 Mb.
|
Карельский институт туризма – филиалНегосударственного образовательного учреждениявысшего профессионального образованияРоссийская международная академия туризмаКафедра менеджмента и туризма УТВЕРЖДАЮ Директор _______________Э.Н. Павлова «___» ______________ 2013г. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (Б.1.В.ОД.2) Рекомендуется для направления подготовки 080200.62 – Менеджмент Профили: Менеджмент туризма Менеджмент гостиничных и ресторанных предприятий Квалификация (степень) выпускника - бакалавр Петрозаводск 2013г.
СОДЕРЖАНИЕ Основная часть учебно-методического комплекса учебной дисциплины.
Вариативная часть учебно-методического комплекса дисциплины. Приложения: Приложение 1. Рабочая программа учебной дисциплины «Экономическая теория». Основная часть учебно-методического комплекса ученой дисциплины «Экономическая теория» для студентов, обучающихся по направлению подготовки 080200.62 – Менеджмент 1.Пояснительная записка Данный УМК представляет собой совокупность нормативных и учебно-методических документов, которые определяют средства обучения и контроля, необходимые для качественной организации преподавания и изучения экономической теории студентами первого курса по направлению подготовки 080200.62 - Менеджмент в целях получения ими квалификации бакалавр. Данный УМК учитывает общую идеологию современной системы высшего образования, предусматривает логически обоснованное и последовательное изложение учебного материала, использование современных методов интенсификации учебного процесса, формирование компетенций, позволяющих глубоко усваивать учебный материал и получать навыки по использованию его на практике. УМК основан на современном уровне знаний по экономической теории, одновременно предполагается дать основы для изучения других экономических наук, ибо экономическая теория является введением и основой для изучения всей системы экономических наук. Не случайно лауреат Нобелевской премии П. Самуэльсон экономическую науку назвал «королевой экономических наук». Цели и задачи дисциплины. Первая цель - образовательная: студенты академии должны знать базовые понятия современной экономики, ее основные категории и экономические законы применительно к обществу в целом и фирме. Вторая цель - практическая: выпускник академии должен уметь применять и использовать экономические категории и законы в своей практической работе, памятуя, что наука сокращает нам опыты быстро текущей жизни, что экономическое знание есть база, основа для управления реальными экономическими процессами. Третья цель - воспитательная: студенты должны знать узловые проблемы решения социальных задач, стоящих перед современной Россией. В результате изучения курса «Экономическая теория» студент должен:
Преподаватель в процессе изложения материала по экономической теории должен:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования третьего поколения (ФГОС ВПО) предусматривает на изучение экономической теории по направлению подготовки 080200.62 - Менеджмент, 72 аудиторных учебных часа, из них 36 часов на лекционные и 36 часов на семинарские и практические занятия. Предполагается, что 72 часа выделяется на самостоятельную работу. 2. Примерная (типовая) программа по экономической теории, разработанная профильным УМО и рекомендованная Министерством образования и науки Российской Федерации. Примерная программа учебной дисциплины «Экономическая теория», разработанная профильным УМО и рекомендованная Министерством образования и науки Российской Федерации, носит рекомендательный характер. 3. Рабочая программа учебной дисциплины Рабочая программа дисциплины является основным документом, в соответствии с которым осуществляется преподавание. Рабочая программа учебной дисциплины «Экономическая теория» рассмотрена и одобрена на заседании кафедры менеджмента и туризма 4. Методические рекомендации (материалы) для преподавателей Дисциплина «Экономическая теория» относится к гуманитарному, социальному и экономическому циклу, вариативной части, обязательным дисциплинам. Эта дисциплина является введением в большую и сложную систему экономических наук, она служит базой для изучения других дисциплин этого цикла Основой учебной программы является государственный стандарт. Содержание государственного стандарта по экономической теории сводятся к следующим понятиям, категориям и законам. Введение в макроэкономическую теорию. Экономические агенты (рыночные и нерыночные), собственность и хозяйствование: структура прав, передача прав, согласование обязанностей, экономические интересы, цели и средства, проблема выбора оптимального решения, экономическая политика, конкуренция и ее виды; экономические блага и их классификация, полные и частичные, взаимодополняемость и взаимозамещение благ, фактор времени и дисконтирование, потоки и запасы, номинальные и реальные величины; кругообороты благ и доходов; затраты и результаты: общие, предельные и средние величины; альтернативные издержки (издержки отвергнутых возможностей); экономические ограничения: граница производственных возможностей, компромисс общества между эффективностью и равенством; компромисс индивида между потреблением и досугом; экономические риски и неопределённость; внешние эффекты (экстерналии); краткосрочный и долгосрочный периоды в экономическом анализе; метод сравнительной статики, показатели эластичности. Микроэкономика. Закон предложения, закон спроса, равновесие, рынок, равновесная цена; излишки потребителя и производителя, теории поведения потребителя и производителя (предприятия); монополия, естественная монополия, ценовая дискриминация; олигополия, монополистическая конкуренция, барьеры входа и выхода (в отрасли); сравнительное преимущество; производственная функция, факторы производства, рабочая сила, физический капитал; инфляция и безработица; рынки факторов производства, рента, заработная плата; бюджетное ограничение, кривые безразличия, эффект дохода и эффект замещения. Понятие предприятия, классификация; внешняя и внутренняя среда; диверсификация, концентрация и централизация производства; открытие и закрытие предприятий, санация, банкротство; валовая выручка и издержки; прибыль бухгалтерская и экономическая, чистый денежный поток, приведённая (дисконтированная) стоимость, внутренняя норма доходности; переменные и постоянные издержки; общие, средние и предельные величины выручки и издержек, эффективности; отдача от масштаба производства (снижающаяся, повышающаяся, неизменная); неопределенность: технологическая, внутренней и внешней среды, риски, страхование, экономическая безопасность. Макроэкономика. Общественное воспроизводство, резидентные и нерезидентные институциональные единицы; макроэкономические показатели: валовой внутренний продукт (производство, распределение и потребление), личный располагаемый доход, конечное потребление, модели потребления, сбережения, инвестиции (валовые и чистые); национальное богатство, отраслевая и секторальная структуры национальной экономики, межотраслевой баланс; теневая экономика; равновесие совокупного спроса и совокупного предложения (модель AD-AS), мультипликатор автономных расходов; адаптивные и рациональные ожидания, гистерезис; денежное обращение (М. Фридман), сеньораж, количественная теория денег; государственный бюджет, его дефицит и профицит, пропорциональный налог, прямые и косвенные налоги, чистые налоги; закрытая и открытая экономика, фиксированный и плавающий курсы валюты, паритет покупательной способности; макроэкономическое равновесие и реальная процентная ставка; сравнительный анализ эффективности инструментов макроэкономической политики государства; стабилизационная политика; технологические уклады и «длинные волны»; теории экономического роста и экономического цикла; «золотое правило накопления». Экономика современной России. Основные направления экономических преобразований в России. Приватизация. Особенности рыночного механизма в современной России. Аграрные преобразования. Специфика учёта затрат и результатов хозяйственной деятельности на предприятиях России. Распределение благ. Оплата труда и заработная плата. Уровень жизни населения. Динамика народонаселения. Социальная защищённость граждан России. Современное мировое хозяйство. Становление мирового хозяйства. Основные формы мировых экономических связей. Международная торговля. Теории международной торговли. Международная валютная система и этапы её развития. Современная система плавающих курсов валют. Тенденции развития человеческих цивилизации. Место России в современном и грядущем мире. История экономических учений. Особенности экономических воззрений в традиционных обществах (отношение к собственности, труду богатству, деньгам, ссудному проценту), систематизация экономических знаний, первые теоретические системы (меркантилизм, физиократы, классическая политическая экономия, марксизм). Формирование и эволюция современной экономической мысли: маржиналистская революция, австрийская школа, неоклассическое направление, кейнсианство, монетаризм, институционализм. Вклад российских учёных в развитие мировой экономической мысли: особенности экономической науки в России. Применительно к направлению подготовки 080200.62 – Менеджмент – экономическая теория является фундаментальной основой для изучения следующих дисциплин: «Социология», «Правоведение», «Статистика (теория статистики, социально-экономическая статистика)», «Институциональная экономика», «Мировая экономика», «Финансовый менеджмент». Применительно к экономической теории, которая преподаётся студентам первого курса, особое значение имеет лекция, ибо экономическая теория - дисциплина теоретическая, поэтому основными методами преподавания ее являются лекции и семинары. Лекция - метод обучения, одна из основных форм организации учебного процесса, представляющая собой устное, монологическое, систематическое, последовательное изложение преподавателем учебного материала. Предшествует всем другим формам организации учебного процесса; позволяет оперативно актуализировать учебный материал курса. Цель лекции - организация целенаправленной познавательной деятельности студентов по овладению программным материалом учебной дисциплины. Задачи лекции:
Функции лекции:
|
Методические рекомендации по организации и методическому обеспечению... Федерального государственного образовательного стандарта (фгос впо) направления 080200. 62 – Менеджмент (утвержден приказом Министерства... | Методические рекомендации по организации и методическому обеспечению... Федерального государственного образовательного стандарта (фгос впо) направления 080200. 62 – Менеджмент (утвержден приказом Министерства... | ||
Методические рекомендации по организации и методическому обеспечению... Федерального государственного образовательного стандарта (фгос впо) направления 080200. 62 – Менеджмент (утвержден приказом Министерства... | Методические рекомендации по организации и методическому обеспечению... Федерального государственного образовательного стандарта (фгос впо) направления 080200. 62 – Менеджмент (утвержден приказом Министерства... | ||
Методические рекомендации по организации и методическому обеспечению... Федерального государственного образовательного стандарта (фгос впо) направления 080200. 62 – Менеджмент (утвержден приказом Министерства... | Методические рекомендации по организации и методическому обеспечению... Федерального государственного образовательного стандарта (фгос впо) направления 080200. 62 – Менеджмент (утвержден приказом Министерства... | ||
Методические рекомендации по организации и методическому обеспечению... Федерального государственного образовательного стандарта (фгос впо) направления 080200. 62 – Менеджмент (утвержден приказом Министерства... | Методические рекомендации по организации и методическому обеспечению... Федерального государственного образовательного стандарта (фгос впо) направления 080200. 62 – Менеджмент (утвержден приказом Министерства... | ||
Методические рекомендации по организации и методическому обеспечению... Федерального государственного образовательного стандарта (фгос впо) направления 080200. 62 – Менеджмент (утвержден приказом Министерства... | 4. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной... Проверка прочности знаний, уровня речевых навыков и умений студентов осуществляется в форме текущего, промежуточного и итогового... | ||
Методические рекомендации по организации и методическому сопровождению... Методические рекомендации по организации и методическому сопровождению самостоятельной работы студентов | Методические рекомендации по изучению дисциплины «История культуры России» Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «История культуры России» Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое... | Методические рекомендации по изучению дисциплины «История культуры России» Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое... | ||
Самостоятельная работа студентов 85 часов Порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине | Методические рекомендации «Организация самостоятельной работы по дисциплине «Математика» Предлагаемое издание предназначено для преподавателей математики московских колледжей. Его цель – систематизировать материалы по... |