Методические рекомендации по организации и методическому обеспечению самостоятельной работы студентов (срс) по дисциплине Методические материалы, устанавливающие содержание и порядок текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации по дисциплине





НазваниеМетодические рекомендации по организации и методическому обеспечению самостоятельной работы студентов (срс) по дисциплине Методические материалы, устанавливающие содержание и порядок текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации по дисциплине
страница1/19
Дата публикации10.03.2016
Размер1.37 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Туризм > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Карельский институт туризма – филиал

Негосударственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

Российская международная академия туризма

Кафедра менеджмента и туризма




УТВЕРЖДАЮ
Директор _______________Э.Н. Павлова

«___» __________________2013г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ САНАТОРНО-КУРОРТНОГО ДЕЛА
(Б.3.В.ДВ.7.2.)

Рекомендуется для направления подготовки

080200.62 – Менеджмент
Профиль:

Менеджмент туризма

Квалификация (степень) выпускника – бакалавр.


Петрозаводск 2013


Учебно-методический комплекс дисциплины:
составлен в соответствии с требованиями:

Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ВПО) направления 080200.62 – Менеджмент (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 20.05.2010г. №544)

составлен на основе:

Программы дисциплины «Основы санаторно-курортного дела», разработанной кафедрой FEMTEC по устойчивому развитию туристских дестинаций НОУ ВПО Российской международной академии туризма в качестве дисциплины вариативной части Профессионального цикла Б.3.В.ДВ.7.2.

разработчик:

Дмитриева Ю.В., преподаватель кафедры менеджмента и туризма

принят

на заседании кафедры менеджмента и туризма

Протокол № _____ от __________2013г.

Зав. кафедрой ____________________ Н.М. Хуусконен

согласован

Зам. директора по УМР __________________ Е.М. Грунина


СОДЕРЖАНИЕ
Основная часть учебно-методического комплекса учебной дисциплины

1. Пояснительная записка

2. Примерная (типовая) программа учебной дисциплины

3. Рабочая программа учебной дисциплины

4. Методические рекомендации (материалы) для преподавателя

5. Инновационные, в том числе активные и интерактивные методы

обучения

6. Методические рекомендации по организации и методическому обеспечению самостоятельной работы студентов (СРС) по дисциплине

7. Методические материалы, устанавливающие содержание и порядок текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации по дисциплине

8. Рейтинговая система оценки знаний

9. Глоссарий

Приложения:

Приложение 1. Рабочая программа учебной дисциплины «Основы санаторно-курортного дела»
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность дисциплины «Основы курортного менеджмента» в рамках подготовки бакалавров по туристским профилям направления подготовки 080200.62 Менеджмент обусловлена увеличением роли санаторно-курортного комплекса в экономике и социальной сфере российских регионов, изменениями, произошедшими на рынке санаторно-курортных услуг, развитием межрегионального и международного сотрудничества, необходимостью внедрения современных методов государственного регулирования отрасли.

Развитие санаторно-курортного комплекса сопровождается рядом как позитивных, так и негативных результатов, что требует научного обобщения и создания более совершенного механизма управления его развитием, адекватного количеству и объему стоящих перед ним задач. Санаторно-курортное дело в России традиционно является составной частью национальной и региональной экономики и одним из важнейших объектов государственного регулирования. Помимо выполнения своей основной функции, здравницы создают социальный стабилизирующий эффект за счет создания новых рабочих мест в социально-бытовой и производственной инфраструктуре.

В России развитие курортов началось при Петре I. C его участием были обнаружены Липецкие минеральные воды (1707 г.) и был создан Липецкий курорт. Во время Персидского похода были найдены горячие Бештаугорские ключи (сейчас Пятигорские источники). В конце 18 века началось лечение на Кавказских минеральных водах. Первые купальни были построены в Кисловодске в 1812 г., в Железноводске в 1819 г., в Ессентуках в 1839 г. С 1808 г. начали использоваться минеральные источники Горячеводска, где в 1820 г. был утвержден медицинский штат. В 1815 г. московский врач Ф.П. Гааз первым указал на лечебные свойства Старорусских источников, и в 1828 г. на месте выхода хлоридно-натриевых вод был основан курорт Старая Русса. Несмотря на то, что общекурортному благоустройству уделялось мало внимания из-за популярности зарубежных курортов Италии, Франции, Германии и других стран, передовые русские ученые – врачи, гидрогеологи, химики и другие (Ф.П. Гааз, А.П. Нелюбин, С.А. Смирнов, С.П. Боткин) провели большую работу по изучению курортных ресурсов России и разработке методов лечения.

После революции все курорты были национализированы и переданы в ведение органов здравоохранения. В СССР ассигнование на развитие курортов было достаточным, в связи с этим было организовано много новых санаторно-курортных комплексов.

Коренные изменения, произошедшие за последние десять лет, переход экономики на рыночные рельсы не смогли не затронуть курортной сферы. Первые годы реформирования отечественной экономики отрицательно отразились на курортном комплексе страны. Сократилось количество санаториев и учреждений отдыха, существенно сократился коечный фонд. На сегодняшний день более половины здравниц изменили свою форму собственности, превратились из предприятий, принадлежащих государству, отдельным ведомствам, общественным организациям, в акционерные общества, ООО и т.д. (доля государственной собственности в санаторно-курортных организациях составляет 40,6%). К 1997 г. положение дел в курортной отрасли удалось стабилизировать, с 1998 г. наметилась положительная динамика в ее развитии. Развитие рыночных отношений способствовало активному выходу здравниц на рынок платных медицинских услуг (стоматология, массаж, косметология и др.). Четко наметились тенденции к большей хозяйственной самостоятельности курортов, изысканию путей, обеспечивающих рентабельность здравниц, более активному вхождению их в рынок.

Санаторно-курортное лечение – прекрасная возможность поправить здоровье, при этом получая удовольствие от отдыха. Главное достоинство ХХI века – новейшие курортные технологии, позволяющие провести эффективный лечебный курс в сжатые сроки. Сочетание современных методов лечения и природных факторов оздоровления – уникальная технология восстановления и сохранения здоровья людей активного возраста. В ней заключено сохранение молодости, а в конечном итоге – здоровье нации.

Климат большинства курортов России мягок и благоприятен для организма, не требует длительной акклиматизации. Здесь очень развит оздоровительный туризм. Поэтому эффективное лечение в России зачастую более показано для организма человека, чем аналогичное лечение за границей. Множество лечебных факторов, показанных для лечения того или иного заболевания, встречаются именно в России и нигде более, что в сочетании с природой и климатом особенно эффективно сказывается на улучшении показателей здоровья.

В сложившейся социально-экономической ситуации назрела необходимость пересмотра принципов в области управления и распоряжения государственным имуществом в санаторно-курортной сфере. В связи с этим особое значение приобретает подготовка в высшей школе квалифицированных специалистов по санаторно-курортному сервису и туризму, способных к самостоятельной творческой работе.

Место дисциплины «Основы санаторно-курортного дела» в основной образовательной программе «Менеджмент» туристского вуза. Дисциплина «Основы санаторно-курортного дела» предусматривает изучение теоретических и практических основ организации санаторно-курортных комплексов, основных понятий и терминов в области санаторно-курортного дела, методов оценки климата и принципов рекреационного районирования климата.

Цель изучения дисциплины – сформировать систему знаний по санаторно-курортному делу как совокупности видов деятельности по организации оздоровления, профилактики, лечения и реабилитации заболеваний на основе использования природных лечебных ресурсов в учреждениях санаторно-курортного профиля.

В результате изучения курса «Основы санаторно-курортного дела», включающего теоретическую и практическую части, студенты получают знания, умения и навыки работы с природными лечебными ресурсами, необходимые для менеджеров как отдельных санаторно-курортных (рекреационных) предприятий, оздоровительных центров, менеджеров туристских фирм, специализирующихся на продаже лечебно-оздоровительных туров, так и для руководителей санаторно-курортной отраслью.

Курс «Основы санаторно-курортного дела» рассчитан на формирование у студентов знаний о курортной системе как основе создания службы общественного здоровья, которая направлена на профилактику болезней, сохранение и укрепление здоровья населения страны. Дисциплина позволит студентам также получить представление о принципах, методах и новых подходах в организации курортного оздоровления и отдыха в условиях рекреационно-реабилитационных учреждений, о месте средств рекреации и физической культуры в курортной практике, о состоянии и перспективах развития санаторно-курортной отрасли.

Задачи дисциплины:

  • сформировать у студентов комплекс знаний об основных направлениях санаторно-курортного дела как отдельной научно-учебной дисциплины;

  • ознакомить студентов с основными природными лечебными ресурсами и направлениями их использования в учреждениях санаторно-курортного профиля;

  • ознакомить с рекреационной сущностью санаторно-курортного дела, постановкой лечебного процесса на курортах, методиками оздоровления, профилактики и реабилитации в учреждениях санаторно-курортного отдыха и лечения;

  • сформировать представления об основах менеджмента и маркетинга в санаторно-курортном деле, принципах территориального планирования курортных регионов;

  • ознакомить студентов с географией размещения и комплексной характеристикой курортных центров России и мира;

  • сформировать представления об основах охраны природных лечебных ресурсов, и формах и методах управления и регулирования курортной деятельности.

Место дисциплины в структуре ООП. Дисциплина «Основы санаторно-курортного дела» относится к профессиональному циклу дисциплин (индекс дисциплины Б3.В.ДВ.7.1), составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200.62 Менеджмент.

Преподавание данной дисциплины строится на межпредметном уровне с учетом знаний студентами ряда дисциплин: «Основы туризма», «Основы гостеприимства», «Основы экскурсионной деятельности», «Безопасность жизнедеятельности», «История», «Социология», «Психология», «Туристско-рекреационное ресурсоведение».

Дисциплина «Основы санаторно-курортного дела» является теоретико-практической основой для формирования стратегии и тактики деятельности будущего специалиста в области менеджмента рекреации и туризма в учреждениях санаторно-курортного профиля. Знание особенностей действия на организм человека лечебных природных факторов, а также индивидуальных характеристик, наиболее распространенных санаторно-курортных центров и зон является обязательным условием для работы специалиста в этой области профессиональной деятельности.

Знания, полученные в ходе изучения дисциплины «Основы санаторно-курортного дела», понадобятся студентам для освоения таких курсов, как «География дестинаций России», «География дестинаций зарубежных стран», «Управление человеческими ресурсами», «Стратегический менеджмент», «Маркетинг».

«Основы санаторно-курортного дела» – предмет разноплановый и требует широкого диапазона знаний в области естественных и технических наук, как у преподавателей, так и у студентов. В блоке естественных наук необходимы обширные знания по географии, экологии, экологии человека и др.

В дисциплине «Основы санаторно-курортного дела» необходим обязательный системный подход, включающий комплексный анализ всех составляющих курортологического потенциала территорий и деятельности рекреантов.

В настоящее время работники туристской сферы не владеют знаниями о природных лечебных ресурсах, не умеют достаточно грамотно, научно-обоснованно применять их при формировании лечебно-оздоровительных туров, что часто приводит к нерациональному использованию природных лечебных ресурсов с одной стороны, и к вредным последствиям для туристов в результате неправильного подбора курортов и сезонов отдыха с другой.

При изучении дисциплины следует постоянно обращать внимание студентов на ее прикладной характер. Указывать, что теоретические положения и практические умения и навыки могут быть использованы ими не только при написании практических работ, курсовых проектов по другим дисциплинам, выпускных квалификационных работ, но в их будущей профессиональной деятельности.

Особое место в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе студентов, которая включает: проработку лекционного материала, выполнение тестовых заданий, выполнение контрольных работ, выполнение практического задания.
Требования к результатам освоения дисциплины. В соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 080200.62 Менеджмент процесс изучения дисциплины «Основы санаторно-курортного дела» направлен на формирование следующих компетенций:

Индекс

компе-

тенции

Название компетенции

Содержание компетенции (в результате изучения дисциплины студент должен)

Знать

Уметь

Владеть

ОК-2

знание и понимание законов развития природы, общества и мышления и умение оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности

  • основные положения концепции устойчивого развития рекреации и туризма в регионах;

  • инновационные технологии в сфере использования, рекультивации и охраны природных лечебных ресурсов для устойчивого санаторно-курортного развития регионов

  • выполнять комплексную оценку природных лечебных ресурсов;



  • навыком определения полифункциональных и монофункциональных зон и районов с точки зрения их курортологического освоения;




ОК 22

Способностью придерживаться этических ценностей и здорового образа жизни

  • основные принципы здорового образа жизни;

- виды природных лечебных ресурсов, их качественные и количественные (запасы) параметры

- применять основные принципы здорового образа жизни в профессиональной сфере и в повседневной жизни

- навыками и приемами здорового образа жизни

ПК-20

владеть методами управления проектами и готовностью к их реализации с использованием современного программного обеспечения


  • основные принципы территориального рекреационного планирования

  • выполнять построение курортологического каркаса территории

  • системой критериев отбора территорий под курортологическое освоения

ПК-23

Знанием современной системы управления качеством и обеспечения конкурентоспособности

- Знать основы участия в разработке и реализации корпоративной и конкурентной стратегии организации, а также функциональных стратегий

    -Уметь объяснять и сравнивать стимулы и нормы, которые влияют на поведение потребителей санаторных услуг

- Владеть созданием и ведением баз данных по различным показателям функционирования организаций

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по организации и методическому обеспечению самостоятельной работы студентов (срс) по дисциплине Методические материалы, устанавливающие содержание и порядок текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации по дисциплине iconМетодические рекомендации по организации и методическому обеспечению...
Федерального государственного образовательного стандарта (фгос впо) направления 080200. 62 – Менеджмент (утвержден приказом Министерства...
Методические рекомендации по организации и методическому обеспечению самостоятельной работы студентов (срс) по дисциплине Методические материалы, устанавливающие содержание и порядок текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации по дисциплине iconМетодические рекомендации по организации и методическому обеспечению...
Федерального государственного образовательного стандарта (фгос впо) направления 080200. 62 – Менеджмент (утвержден приказом Министерства...
Методические рекомендации по организации и методическому обеспечению самостоятельной работы студентов (срс) по дисциплине Методические материалы, устанавливающие содержание и порядок текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации по дисциплине iconМетодические рекомендации по организации и методическому обеспечению...
Федерального государственного образовательного стандарта (фгос впо) направления 080200. 62 – Менеджмент (утвержден приказом Министерства...
Методические рекомендации по организации и методическому обеспечению самостоятельной работы студентов (срс) по дисциплине Методические материалы, устанавливающие содержание и порядок текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации по дисциплине iconМетодические рекомендации по организации и методическому обеспечению...
Федерального государственного образовательного стандарта (фгос впо) направления 080200. 62 – Менеджмент (утвержден приказом Министерства...
Методические рекомендации по организации и методическому обеспечению самостоятельной работы студентов (срс) по дисциплине Методические материалы, устанавливающие содержание и порядок текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации по дисциплине iconМетодические рекомендации по организации и методическому обеспечению...
Федерального государственного образовательного стандарта (фгос впо) направления 080200. 62 – Менеджмент (утвержден приказом Министерства...
Методические рекомендации по организации и методическому обеспечению самостоятельной работы студентов (срс) по дисциплине Методические материалы, устанавливающие содержание и порядок текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации по дисциплине iconМетодические рекомендации по организации и методическому обеспечению...
Федерального государственного образовательного стандарта (фгос впо) направления 080200. 62 – Менеджмент (утвержден приказом Министерства...
Методические рекомендации по организации и методическому обеспечению самостоятельной работы студентов (срс) по дисциплине Методические материалы, устанавливающие содержание и порядок текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации по дисциплине iconМетодические рекомендации по организации и методическому обеспечению...
Федерального государственного образовательного стандарта (фгос впо) направления 080200. 62 – Менеджмент (утвержден приказом Министерства...
Методические рекомендации по организации и методическому обеспечению самостоятельной работы студентов (срс) по дисциплине Методические материалы, устанавливающие содержание и порядок текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации по дисциплине iconМетодические рекомендации по организации и методическому обеспечению...
Федерального государственного образовательного стандарта (фгос впо) направления 080200. 62 – Менеджмент (утвержден приказом Министерства...
Методические рекомендации по организации и методическому обеспечению самостоятельной работы студентов (срс) по дисциплине Методические материалы, устанавливающие содержание и порядок текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации по дисциплине iconМетодические рекомендации по организации и методическому обеспечению...
Федерального государственного образовательного стандарта (фгос впо) направления 080200. 62 – Менеджмент (утвержден приказом Министерства...
Методические рекомендации по организации и методическому обеспечению самостоятельной работы студентов (срс) по дисциплине Методические материалы, устанавливающие содержание и порядок текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации по дисциплине icon4. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной...
Проверка прочности знаний, уровня речевых навыков и умений студентов осуществляется в форме текущего, промежуточного и итогового...
Методические рекомендации по организации и методическому обеспечению самостоятельной работы студентов (срс) по дисциплине Методические материалы, устанавливающие содержание и порядок текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации по дисциплине iconМетодические рекомендации по организации и методическому сопровождению...
Методические рекомендации по организации и методическому сопровождению самостоятельной работы студентов
Методические рекомендации по организации и методическому обеспечению самостоятельной работы студентов (срс) по дисциплине Методические материалы, устанавливающие содержание и порядок текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации по дисциплине iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «История культуры России»
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое...
Методические рекомендации по организации и методическому обеспечению самостоятельной работы студентов (срс) по дисциплине Методические материалы, устанавливающие содержание и порядок текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации по дисциплине iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «История культуры России»
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое...
Методические рекомендации по организации и методическому обеспечению самостоятельной работы студентов (срс) по дисциплине Методические материалы, устанавливающие содержание и порядок текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации по дисциплине iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «История культуры России»
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое...
Методические рекомендации по организации и методическому обеспечению самостоятельной работы студентов (срс) по дисциплине Методические материалы, устанавливающие содержание и порядок текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации по дисциплине iconСамостоятельная работа студентов 85 часов
Порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Методические рекомендации по организации и методическому обеспечению самостоятельной работы студентов (срс) по дисциплине Методические материалы, устанавливающие содержание и порядок текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации по дисциплине iconМетодические рекомендации «Организация самостоятельной работы по дисциплине «Математика»
Предлагаемое издание предназначено для преподавателей математики московских колледжей. Его цель – систематизировать материалы по...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск