Скачать 1.37 Mb.
|
Карельский институт туризма – филиалНегосударственного образовательного учреждениявысшего профессионального образованияРоссийская международная академия туризмаКафедра менеджмента и туризмаУТВЕРЖДАЮ Директор _______________Э.Н. Павлова «___» __________________2013г. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ САНАТОРНО-КУРОРТНОГО ДЕЛА (Б.3.В.ДВ.7.2.) Рекомендуется для направления подготовки 080200.62 – Менеджмент Профиль: Менеджмент туризма Квалификация (степень) выпускника – бакалавр. Петрозаводск 2013
СОДЕРЖАНИЕ Основная часть учебно-методического комплекса учебной дисциплины 1. Пояснительная записка 2. Примерная (типовая) программа учебной дисциплины 3. Рабочая программа учебной дисциплины 4. Методические рекомендации (материалы) для преподавателя 5. Инновационные, в том числе активные и интерактивные методы обучения 6. Методические рекомендации по организации и методическому обеспечению самостоятельной работы студентов (СРС) по дисциплине 7. Методические материалы, устанавливающие содержание и порядок текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации по дисциплине 8. Рейтинговая система оценки знаний 9. Глоссарий Приложения: Приложение 1. Рабочая программа учебной дисциплины «Основы санаторно-курортного дела» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность дисциплины «Основы курортного менеджмента» в рамках подготовки бакалавров по туристским профилям направления подготовки 080200.62 Менеджмент обусловлена увеличением роли санаторно-курортного комплекса в экономике и социальной сфере российских регионов, изменениями, произошедшими на рынке санаторно-курортных услуг, развитием межрегионального и международного сотрудничества, необходимостью внедрения современных методов государственного регулирования отрасли. Развитие санаторно-курортного комплекса сопровождается рядом как позитивных, так и негативных результатов, что требует научного обобщения и создания более совершенного механизма управления его развитием, адекватного количеству и объему стоящих перед ним задач. Санаторно-курортное дело в России традиционно является составной частью национальной и региональной экономики и одним из важнейших объектов государственного регулирования. Помимо выполнения своей основной функции, здравницы создают социальный стабилизирующий эффект за счет создания новых рабочих мест в социально-бытовой и производственной инфраструктуре. В России развитие курортов началось при Петре I. C его участием были обнаружены Липецкие минеральные воды (1707 г.) и был создан Липецкий курорт. Во время Персидского похода были найдены горячие Бештаугорские ключи (сейчас Пятигорские источники). В конце 18 века началось лечение на Кавказских минеральных водах. Первые купальни были построены в Кисловодске в 1812 г., в Железноводске в 1819 г., в Ессентуках в 1839 г. С 1808 г. начали использоваться минеральные источники Горячеводска, где в 1820 г. был утвержден медицинский штат. В 1815 г. московский врач Ф.П. Гааз первым указал на лечебные свойства Старорусских источников, и в 1828 г. на месте выхода хлоридно-натриевых вод был основан курорт Старая Русса. Несмотря на то, что общекурортному благоустройству уделялось мало внимания из-за популярности зарубежных курортов Италии, Франции, Германии и других стран, передовые русские ученые – врачи, гидрогеологи, химики и другие (Ф.П. Гааз, А.П. Нелюбин, С.А. Смирнов, С.П. Боткин) провели большую работу по изучению курортных ресурсов России и разработке методов лечения. После революции все курорты были национализированы и переданы в ведение органов здравоохранения. В СССР ассигнование на развитие курортов было достаточным, в связи с этим было организовано много новых санаторно-курортных комплексов. Коренные изменения, произошедшие за последние десять лет, переход экономики на рыночные рельсы не смогли не затронуть курортной сферы. Первые годы реформирования отечественной экономики отрицательно отразились на курортном комплексе страны. Сократилось количество санаториев и учреждений отдыха, существенно сократился коечный фонд. На сегодняшний день более половины здравниц изменили свою форму собственности, превратились из предприятий, принадлежащих государству, отдельным ведомствам, общественным организациям, в акционерные общества, ООО и т.д. (доля государственной собственности в санаторно-курортных организациях составляет 40,6%). К 1997 г. положение дел в курортной отрасли удалось стабилизировать, с 1998 г. наметилась положительная динамика в ее развитии. Развитие рыночных отношений способствовало активному выходу здравниц на рынок платных медицинских услуг (стоматология, массаж, косметология и др.). Четко наметились тенденции к большей хозяйственной самостоятельности курортов, изысканию путей, обеспечивающих рентабельность здравниц, более активному вхождению их в рынок. Санаторно-курортное лечение – прекрасная возможность поправить здоровье, при этом получая удовольствие от отдыха. Главное достоинство ХХI века – новейшие курортные технологии, позволяющие провести эффективный лечебный курс в сжатые сроки. Сочетание современных методов лечения и природных факторов оздоровления – уникальная технология восстановления и сохранения здоровья людей активного возраста. В ней заключено сохранение молодости, а в конечном итоге – здоровье нации. Климат большинства курортов России мягок и благоприятен для организма, не требует длительной акклиматизации. Здесь очень развит оздоровительный туризм. Поэтому эффективное лечение в России зачастую более показано для организма человека, чем аналогичное лечение за границей. Множество лечебных факторов, показанных для лечения того или иного заболевания, встречаются именно в России и нигде более, что в сочетании с природой и климатом особенно эффективно сказывается на улучшении показателей здоровья. В сложившейся социально-экономической ситуации назрела необходимость пересмотра принципов в области управления и распоряжения государственным имуществом в санаторно-курортной сфере. В связи с этим особое значение приобретает подготовка в высшей школе квалифицированных специалистов по санаторно-курортному сервису и туризму, способных к самостоятельной творческой работе. Место дисциплины «Основы санаторно-курортного дела» в основной образовательной программе «Менеджмент» туристского вуза. Дисциплина «Основы санаторно-курортного дела» предусматривает изучение теоретических и практических основ организации санаторно-курортных комплексов, основных понятий и терминов в области санаторно-курортного дела, методов оценки климата и принципов рекреационного районирования климата. Цель изучения дисциплины – сформировать систему знаний по санаторно-курортному делу как совокупности видов деятельности по организации оздоровления, профилактики, лечения и реабилитации заболеваний на основе использования природных лечебных ресурсов в учреждениях санаторно-курортного профиля. В результате изучения курса «Основы санаторно-курортного дела», включающего теоретическую и практическую части, студенты получают знания, умения и навыки работы с природными лечебными ресурсами, необходимые для менеджеров как отдельных санаторно-курортных (рекреационных) предприятий, оздоровительных центров, менеджеров туристских фирм, специализирующихся на продаже лечебно-оздоровительных туров, так и для руководителей санаторно-курортной отраслью. Курс «Основы санаторно-курортного дела» рассчитан на формирование у студентов знаний о курортной системе как основе создания службы общественного здоровья, которая направлена на профилактику болезней, сохранение и укрепление здоровья населения страны. Дисциплина позволит студентам также получить представление о принципах, методах и новых подходах в организации курортного оздоровления и отдыха в условиях рекреационно-реабилитационных учреждений, о месте средств рекреации и физической культуры в курортной практике, о состоянии и перспективах развития санаторно-курортной отрасли. Задачи дисциплины:
Место дисциплины в структуре ООП. Дисциплина «Основы санаторно-курортного дела» относится к профессиональному циклу дисциплин (индекс дисциплины Б3.В.ДВ.7.1), составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200.62 Менеджмент. Преподавание данной дисциплины строится на межпредметном уровне с учетом знаний студентами ряда дисциплин: «Основы туризма», «Основы гостеприимства», «Основы экскурсионной деятельности», «Безопасность жизнедеятельности», «История», «Социология», «Психология», «Туристско-рекреационное ресурсоведение». Дисциплина «Основы санаторно-курортного дела» является теоретико-практической основой для формирования стратегии и тактики деятельности будущего специалиста в области менеджмента рекреации и туризма в учреждениях санаторно-курортного профиля. Знание особенностей действия на организм человека лечебных природных факторов, а также индивидуальных характеристик, наиболее распространенных санаторно-курортных центров и зон является обязательным условием для работы специалиста в этой области профессиональной деятельности. Знания, полученные в ходе изучения дисциплины «Основы санаторно-курортного дела», понадобятся студентам для освоения таких курсов, как «География дестинаций России», «География дестинаций зарубежных стран», «Управление человеческими ресурсами», «Стратегический менеджмент», «Маркетинг». «Основы санаторно-курортного дела» – предмет разноплановый и требует широкого диапазона знаний в области естественных и технических наук, как у преподавателей, так и у студентов. В блоке естественных наук необходимы обширные знания по географии, экологии, экологии человека и др. В дисциплине «Основы санаторно-курортного дела» необходим обязательный системный подход, включающий комплексный анализ всех составляющих курортологического потенциала территорий и деятельности рекреантов. В настоящее время работники туристской сферы не владеют знаниями о природных лечебных ресурсах, не умеют достаточно грамотно, научно-обоснованно применять их при формировании лечебно-оздоровительных туров, что часто приводит к нерациональному использованию природных лечебных ресурсов с одной стороны, и к вредным последствиям для туристов в результате неправильного подбора курортов и сезонов отдыха с другой. При изучении дисциплины следует постоянно обращать внимание студентов на ее прикладной характер. Указывать, что теоретические положения и практические умения и навыки могут быть использованы ими не только при написании практических работ, курсовых проектов по другим дисциплинам, выпускных квалификационных работ, но в их будущей профессиональной деятельности. Особое место в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе студентов, которая включает: проработку лекционного материала, выполнение тестовых заданий, выполнение контрольных работ, выполнение практического задания. Требования к результатам освоения дисциплины. В соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 080200.62 Менеджмент процесс изучения дисциплины «Основы санаторно-курортного дела» направлен на формирование следующих компетенций:
|
Методические рекомендации по организации и методическому обеспечению... Федерального государственного образовательного стандарта (фгос впо) направления 080200. 62 – Менеджмент (утвержден приказом Министерства... | Методические рекомендации по организации и методическому обеспечению... Федерального государственного образовательного стандарта (фгос впо) направления 080200. 62 – Менеджмент (утвержден приказом Министерства... | ||
Методические рекомендации по организации и методическому обеспечению... Федерального государственного образовательного стандарта (фгос впо) направления 080200. 62 – Менеджмент (утвержден приказом Министерства... | Методические рекомендации по организации и методическому обеспечению... Федерального государственного образовательного стандарта (фгос впо) направления 080200. 62 – Менеджмент (утвержден приказом Министерства... | ||
Методические рекомендации по организации и методическому обеспечению... Федерального государственного образовательного стандарта (фгос впо) направления 080200. 62 – Менеджмент (утвержден приказом Министерства... | Методические рекомендации по организации и методическому обеспечению... Федерального государственного образовательного стандарта (фгос впо) направления 080200. 62 – Менеджмент (утвержден приказом Министерства... | ||
Методические рекомендации по организации и методическому обеспечению... Федерального государственного образовательного стандарта (фгос впо) направления 080200. 62 – Менеджмент (утвержден приказом Министерства... | Методические рекомендации по организации и методическому обеспечению... Федерального государственного образовательного стандарта (фгос впо) направления 080200. 62 – Менеджмент (утвержден приказом Министерства... | ||
Методические рекомендации по организации и методическому обеспечению... Федерального государственного образовательного стандарта (фгос впо) направления 080200. 62 – Менеджмент (утвержден приказом Министерства... | 4. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной... Проверка прочности знаний, уровня речевых навыков и умений студентов осуществляется в форме текущего, промежуточного и итогового... | ||
Методические рекомендации по организации и методическому сопровождению... Методические рекомендации по организации и методическому сопровождению самостоятельной работы студентов | Методические рекомендации по изучению дисциплины «История культуры России» Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «История культуры России» Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое... | Методические рекомендации по изучению дисциплины «История культуры России» Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое... | ||
Самостоятельная работа студентов 85 часов Порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине | Методические рекомендации «Организация самостоятельной работы по дисциплине «Математика» Предлагаемое издание предназначено для преподавателей математики московских колледжей. Его цель – систематизировать материалы по... |