Скачать 1.35 Mb.
|
Карельский институт туризма – филиалНегосударственного образовательного учреждениявысшего профессионального образованияРоссийская международная академия туризмаКафедра менеджмента и туризма УТВЕРЖДАЮ Директор _______________Э.Н. Павлова «___» ______________ 2013г. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА (Б.1.В.ОД.3) Рекомендуется для направления подготовки 080200.62 – Менеджмент Профили: Менеджмент туризма Менеджмент гостиничных и ресторанных предприятий Квалификация (степень) выпускника - бакалавр Петрозаводск 2013г.
СОДЕРЖАНИЕ Основная часть учебно-методического комплекса учебной дисциплины. Пояснительная записка Примерная (типовая) программа учебной дисциплины. Рабочая программа учебной дисциплины. Методические рекомендации (материалы) для преподавателя. Инновационные, в том числе активные и интерактивные методы обучения. Методические рекомендации по организации и методическому обеспечению самостоятельной работы студентов (СРС) по дисциплине. Методические материалы, устанавливающие содержание и порядок текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации по дисциплине. Рейтинговая система оценки знаний. Глоссарий. Вариативная часть учебно-методического комплекса дисциплины. Приложение 1. Рабочая программа учебной дисциплины «Мировая экономика». Основная часть учебно-методического комплекса ученой дисциплины «Мировая экономика» по направлению подготовки 080200.62 – Менеджмент
Данный УМК представляет собой совокупность нормативных и учебно-методических документов, которые определяют средства обучения и контроля, необходимых для качественной организации преподавания и изучения дисциплины «Мировая экономика» студентами по направлению подготовки 080200.62 - Менеджмент в целях получения ими квалификации бакалавр. Данный УМК учитывает общую идеологию современной системы высшего образования, предусматривает логически обоснованное и последовательное изложение учебного материала, использует современные методы интенсификации учебного процесса, формирует компетенции, позволяющие глубоко усваивать учебный материал и получать навыки по использованию его на практике. УМК основан на современном уровне знаний по мировой экономики, одновременно он предпринимает попытку дать основы для изучения других экономических наук. Цели и задачи дисциплины. Первая цель - образовательная: студенты академии должны знать базовые понятия современной экономики, ее основные категории и экономические законы применительно к обществу в целом и фирме. Вторая цель - практическая: выпускник академии должен уметь применять и использовать экономические категории и законы в своей практической работе, памятуя, что наука сокращает нам опыты быстро текущей жизни, что экономическое знание есть база, основа для управления реальными экономическими процессами. Третья цель - воспитательная: студенты должны знать узловые проблемы решения экономических и социальных задач, стоящих перед современно Россией и мировой экономикой. В результате изучения курса «Мировая экономика» Знать:
Уметь:
Владеть:
Преподаватель в процессе изложения материала по курсу «Мировая экономика» должен:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования третьего поколения (ФГОС ВПО) предусматривает на изучение экономической теории по направлению подготовки 080200.62 - Менеджмент, 34 учебных часа, из них 17 часов на лекционные и 17 часов на семинарские и практические занятия. Предполагается, что 38 часов студенты выделят на самостоятельную работу. 2. Примерная (типовая) программа Примерная программа учебной дисциплины «Мировая экономика», разработанная профильным УМО и рекомендованная Министерством образования и науки Российской Федерации носит рекомендательный характер. 3. Рабочая программа учебной дисциплины Рабочая программа дисциплины является основным документом, в соответствии с которым осуществляется преподавание. Рабочая программа учебной дисциплины «Мировая экономика» рассмотрена и одобрена на заседании кафедры менеджмента и туризма 4. Методические рекомендации (материалы) для преподавателей Эффективному решению образовательных задач способствуют адекватный отбор педагогических средств, методов обучения, способов учебной деятельности. В дидактике под методами обучения понимаются способы целенаправленной, организованной познавательной деятельности обучающихся. Методы обучения – система последовательных, взаимосвязанных действий, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие способностей студентов, овладение ими средствами самообразования и самообучения; обеспечивают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия преподавателя и студента; направлены на приобретение знаний, формирование умений, навыков, их закрепления и контроль. Отбор методов осуществлялся по следующим основаниям:
Методы должны способствовать реализации образовательной, воспитательной и развивающей функции, стимулировать познавательные интересы, мотивы учения; они должны быть научными, доступными, Для достижения заданных уровней обученности по дисциплине и формирования заявленных компетенций необходим отбор педагогически целесообразных методов. К словесным методам обучения относятся: лекция, объяснение, беседа, дискуссия, работа с книгой. Лекция – монологический способ изложения объемного материала. Преимущество лекции заключается в возможности обеспечить законченность и целостность восприятия учебного материала в его логических взаимосвязях по теме в целом. Положительные стороны лекционной формы обучения: возможность охватить ею большую аудиторию, передать в сжатом виде значительный круг знаний, экономичность, приучение аудитории через мысль лектора к логическому развитию мысли и через его речь – к правильному построению речи студентов, эмоциональное воздействие на аудиторию. Однако традиционной лекции присущи определенные недостатки. Она ориентируется на слуховой тип восприятия и памяти. Ограниченность, монотонность ведут к быстрому утомлению аудитории. Лекции как способу изложения свойственны догматизм, авторитарность, безапелляционность, с одной стороны, и пассивное восприятие ее аудиторией, лишенной самодеятельности, с другой. Сравнительно трудно для лектора следить за реакцией аудитории, за усвоением ею содержания лекции, что вызывает разрыв контакта между лектором и аудиторией. Лекционное обучение не может воспитывать у аудитории практических навыков. В стандартах третьего поколения по дисциплине «Культурология» изменилось пропорциональное соотношение между лекционными и семинарскими видами занятий в пользу последних. Лекция перестала быть доминирующим видом занятий, однако в некоторых случаях её применение требуется образовательной ситуацией: а) когда вопрос не может быть активно проработан самой аудиторией вследствие его сложности; б) когда он настолько ясен и доступен аудитории, что его следует пройти в лекционной форме для экономии времени. Актуальность использования лекции в современных условиях возрастает в связи с применением модульного обучения по крупным темам и разделам. Традиционная лекция претерпевает определенные трансформации, и актуализированными оказываются нетрадиционные формы проведения лекций (см. раздел 5 «Инновационные методы, в том числе методы активного и интерактивного обучения»). Практические методы обучения основаны на практической деятельности обучающихся. Через практические методы решаются не только задачи формирования учений и навыков, но и задачи познания. Одним из основных видов практических занятий в современной высшей школе по социально-гуманитарным дисциплинам является семинар. При проведении семинарского занятия необходимо развивать творческую самостоятельность студентов, укреплять их интерес к науке и научным исследованиям. В процессе семинарских занятий студенты овладевают научным аппаратом, приобретают навыки оформления научных работ и овладевают искусством устного и письменного изложения материала, защиты развиваемых научных положений и выводов. В отечественной высшей школе установились семинарские занятия трех типов: просеминар, спецсеминар и собственно семинар. Поскольку студенты изучают дисциплину «Мировая экономика» на втором курсе, рекомендуется использовать такой тип, как протосеминар. Просеминар, как показывает само название, – занятие, подготавливающее, подводящее к семинару. Подобные занятия проводятся на втором курсе с целью ознакомления студентов со спецификой самостоятельной работы, а также с литературой, источниками, методикой работы над ними. Опыт показывает, что студенты первого курса не умеют работать с несколькими источниками и, прочитав список рекомендуемой литературы, не знают, как отобрать необходимый материал, изложить его в соответствии с поставленной целью. Поэтому особое внимание следует обращать на развитие навыков работы студентов с источниками, предостерегая их в то же время от компилятивного подхода к изложению научных проблем. Второй этап работы в просеминаре – подготовка студентами рефератов на определенные темы, чтение и обсуждение их участниками просеминара, заключение по содержанию семинара руководителя. Тема семинара определяется преподавателем заранее. Она может совпадать с темой ранее проведенной лекции или быть посвящена теме, расширяющей лекционный материал. На таких занятиях студенты выступают перед своими однокурсниками (слушателями) с сообщениями, докладами и рефератами, которые могут сопровождаться показом иллюстраций, презентаций, фильмов. Далее все услышанное и увиденное обсуждается. Присутствующие на семинаре могут задавать вопросы выступающему или преподавателю, делиться своим мнением. Подготовка к семинару является обязательной. Цель такой формы обучения – закрепить пройденный материал, научить присутствующих определенной методике. Немаловажным преимуществом семинаров является формирование навыков профессиональной дискуссии. Кроме того, на таких занятиях можно проследить, как усвоен материал, какие вопросы и возражения появились у аудитории. 5. Инновационные методы, в том числе методы активного и интерактивного обучения Инновационные методы в высшем профессиональном образовании – это методы, основанные на использовании современных достижений науки и информационных технологии в образовании. В конкретном проявлении:
Применительно к экономической теории, которая преподаётся студентам первого курса, особое значение имеет лекция, ибо экономическая теория - дисциплина теоретическая, поэтому основными методами преподавания ее являются лекции и семинары. |
Методические рекомендации по организации и методическому обеспечению... Федерального государственного образовательного стандарта (фгос впо) направления 080200. 62 – Менеджмент (утвержден приказом Министерства... | Методические рекомендации по организации и методическому обеспечению... Федерального государственного образовательного стандарта (фгос впо) направления 080200. 62 – Менеджмент (утвержден приказом Министерства... | ||
Методические рекомендации по организации и методическому обеспечению... Федерального государственного образовательного стандарта (фгос впо) направления 080200. 62 – Менеджмент (утвержден приказом Министерства... | Методические рекомендации по организации и методическому обеспечению... Федерального государственного образовательного стандарта (фгос впо) направления 080200. 62 – Менеджмент (утвержден приказом Министерства... | ||
Методические рекомендации по организации и методическому обеспечению... Федерального государственного образовательного стандарта (фгос впо) направления 080200. 62 – Менеджмент (утвержден приказом Министерства... | Методические рекомендации по организации и методическому обеспечению... Федерального государственного образовательного стандарта (фгос впо) направления 080200. 62 – Менеджмент (утвержден приказом Министерства... | ||
Методические рекомендации по организации и методическому обеспечению... Федерального государственного образовательного стандарта (фгос впо) направления 080200. 62 – Менеджмент (утвержден приказом Министерства... | Методические рекомендации по организации и методическому обеспечению... Федерального государственного образовательного стандарта (фгос впо) направления 080200. 62 – Менеджмент (утвержден приказом Министерства... | ||
Методические рекомендации по организации и методическому обеспечению... Федерального государственного образовательного стандарта (фгос впо) направления 080200. 62 – Менеджмент (утвержден приказом Министерства... | 4. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной... Проверка прочности знаний, уровня речевых навыков и умений студентов осуществляется в форме текущего, промежуточного и итогового... | ||
Методические рекомендации по организации и методическому сопровождению... Методические рекомендации по организации и методическому сопровождению самостоятельной работы студентов | Методические рекомендации по изучению дисциплины «История культуры России» Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «История культуры России» Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое... | Методические рекомендации по изучению дисциплины «История культуры России» Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое... | ||
Самостоятельная работа студентов 85 часов Порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине | Методические рекомендации «Организация самостоятельной работы по дисциплине «Математика» Предлагаемое издание предназначено для преподавателей математики московских колледжей. Его цель – систематизировать материалы по... |