Методические рекомендации по организации и методическому обеспечению самостоятельной работы студентов (срс) по дисциплине. Методические материалы, устанавливающие содержание и порядок текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации по дисциплине





НазваниеМетодические рекомендации по организации и методическому обеспечению самостоятельной работы студентов (срс) по дисциплине. Методические материалы, устанавливающие содержание и порядок текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации по дисциплине
страница1/14
Дата публикации02.08.2015
Размер1.35 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Туризм > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Карельский институт туризма – филиал

Негосударственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

Российская международная академия туризма



Кафедра менеджмента и туризма


УТВЕРЖДАЮ

Директор _______________Э.Н. Павлова

«___» ______________ 2013г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

(Б.1.В.ОД.3)
Рекомендуется для направления подготовки

080200.62 – Менеджмент
Профили:

Менеджмент туризма

Менеджмент гостиничных и ресторанных предприятий
Квалификация (степень) выпускника - бакалавр


Петрозаводск 2013г.



Учебно-методический комплекс дисциплины:
составлен в соответствии с требованиями:

Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ВПО) направления 080200.62 – Менеджмент (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 20.05.2010г. №544)

составлен на основе:

Примерной программы дисциплины «Мировая экономика», разработанной Кафедрой экономики и финансов НОУ ВПО Российской международной академии туризма в качестве дисциплины вариативной части «Гуманитарного, социального и экономического цикла» Б.1.В.ОД.3

разработчик:

Гиенко Г.В., к.э.н., доцент кафедры менеджмента и туризма

принят

на заседании кафедры менеджмента и туризма

Протокол № _____ от __________2013г.

Зав. кафедрой ____________________ Н.М. Хуусконен

согласован

Зам. директора по УМР __________________ Е.М. Грунина







СОДЕРЖАНИЕ

Основная часть учебно-методического комплекса учебной дисциплины.

Пояснительная записка

Примерная (типовая) программа учебной дисциплины.

Рабочая программа учебной дисциплины.

Методические рекомендации (материалы) для преподавателя.

Инновационные, в том числе активные и интерактивные методы обучения.

Методические рекомендации по организации и методическому обеспечению самостоятельной работы студентов (СРС) по дисциплине.

Методические материалы, устанавливающие содержание и порядок текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации по дисциплине.

Рейтинговая система оценки знаний.

Глоссарий.

Вариативная часть учебно-методического комплекса дисциплины.
Приложение 1. Рабочая программа учебной дисциплины «Мировая экономика».

Основная часть учебно-методического комплекса ученой дисциплины «Мировая экономика» по направлению подготовки 080200.62 – Менеджмент


  1. Пояснительная записка


Данный УМК представляет собой совокупность нормативных и учебно-методических документов, которые определяют средства обучения и контроля, необходимых для качественной организации преподавания и изучения дисциплины «Мировая экономика» студентами по направлению подготовки 080200.62 - Менеджмент в целях получения ими квалификации бакалавр.

Данный УМК учитывает общую идеологию современной системы высшего образования, предусматривает логически обоснованное и последовательное изложение учебного материала, использует современные методы интенсификации учебного процесса, формирует компетенции, позволяющие глубоко усваивать учебный материал и получать навыки по использованию его на практике. УМК основан на современном уровне знаний по мировой экономики, одновременно он предпринимает попытку дать основы для изучения других экономических наук.

Цели и задачи дисциплины.

Первая цель - образовательная: студенты академии должны знать базовые понятия современной экономики, ее основные категории и экономические законы применительно к обществу в целом и фирме.

Вторая цель - практическая: выпускник академии должен уметь применять и использовать экономические категории и законы в своей практической работе, памятуя, что наука сокращает нам опыты быстро текущей жизни, что экономическое знание есть база, основа для управления реальными экономическими процессами.

Третья цель - воспитательная: студенты должны знать узловые проблемы решения экономических и социальных задач, стоящих перед современно Россией и мировой экономикой.

В результате изучения курса «Мировая экономика»

Знать:

  • понятийный аппарат, содержание теорий и концепций мировой экономии и персональных представителей данных теорий и концепций;

  • историю эволюции мировой экономики (основные этапы);

  • основы и эволюцию экономической мысли в сфере мировой торговли и финансов;

  • тенденции изменения основных форм международных экономических отношений;

  • торговля товарами и услугами; международное движение факторов производства капитала, рабочей сила и технологий; международная торговля финансовыми. инструментами);

  • основные факторы развития мировой экономики и их зависимость от экономической конъюнктуры;

  • основы участия в разработке и реализации корпоративной и конкурентной стратегии организации, а также функциональных стратегий (маркетинговой, финансовой, кадровой).

Уметь:

  • адекватно использовать понятийный аппарат мировой экономики при объяснении реальных экономических ситуаций;

  • представлять разнообразные подходы и приводить примеры из экономической (исторической) практики, объясняющие формирование институтов и субъектов мировой экономики;

  • иллюстрировать экономические проблемы в части формирования институциональных ловушек и объяснять их возникновение;

  • объяснять и сравнивать стимулы и нормы, которые влияют на поведение экономических агентов в мировой экономике;

Владеть:

  • построением внутренней информационной системы организации для сбора информации с целью принятия решений, планирования деятельности и контроля;

  • созданием и ведением баз данных по различным показателям функционирования организаций;

  • корректной постановки и факторного анализа проблем, возникающих в корпорациях разного уровня (фирма, государство, межгосударственные объединения);

  • методом самостоятельного анализа экономических институтов;

  • методом самостоятельного анализа конкретных ситуаций, встречающихся в современной мировой экономике;

  • методом создания текстов профессионального назначения на основе практики мировой экономики.


Преподаватель в процессе изложения материала по курсу «Мировая экономика» должен:

  • учебно-методическую работу вести планомерно и целенаправленно;

  • внедрять инновационные методы обучения, не забывая дидактические принципы, выработанные педагогикой прошлого времени;

  • уметь находить практическую направленность мировой экономики, ибо научное знание включает практику как основу знания, его источник, как критерий истинности научного знания и как цель научного познания экономической реальности;

  • знать и уметь использовать методы абстрактного мышления, знать особенности экономических законов, ибо если нет абстрактного мышления, то нет и науки, нет знания экономических категорий и экономических законов;

  • находить оптимальные и эффективные методы руководства самостоятельной работы студентов;

  • обеспечивать единство требований по всем формам обучения – дневной, очно-заочной и заочной, обо документ по итоговой аттестации имеет равную ценность по всем формам обучения;

  • находить оптимальные формы контроля как промежуточного, так и итогового характера. В погоне за современными формами не забывать формы контроля, выработанные многовековым опытом педагогики прошлого.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования третьего поколения (ФГОС ВПО) предусматривает на изучение экономической теории по направлению подготовки 080200.62 - Менеджмент, 34 учебных часа, из них 17 часов на лекционные и 17 часов на семинарские и практические занятия. Предполагается, что 38 часов студенты выделят на самостоятельную работу.
2. Примерная (типовая) программа
Примерная программа учебной дисциплины «Мировая экономика», разработанная профильным УМО и рекомендованная Министерством образования и науки Российской Федерации носит рекомендательный характер.

3. Рабочая программа учебной дисциплины
Рабочая программа дисциплины является основным документом, в соответствии с которым осуществляется преподавание. Рабочая программа учебной дисциплины «Мировая экономика» рассмотрена и одобрена на заседании кафедры менеджмента и туризма
4. Методические рекомендации (материалы) для преподавателей
Эффективному решению образовательных задач способствуют адекватный отбор педагогических средств, методов обучения, способов учебной деятельности. В дидактике под методами обучения понимаются способы целенаправленной, организованной познавательной деятельности обучающихся.

Методы обучения – система последовательных, взаимосвязанных действий, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие способностей студентов, овладение ими средствами самообразования и самообучения; обеспечивают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия преподавателя и студента; направлены на приобретение знаний, формирование умений, навыков, их закрепления и контроль.

Отбор методов осуществлялся по следующим основаниям:

  1. соответствие современным представлениям о целях, содержании образования;

  2. соответствие методов обучения современным методам познания реальной действительности;

  3. отражение в методике способов мышления человека;

  4. связь методов обучения с содержанием учебного материала.

Методы должны способствовать реализации образовательной, воспитательной и развивающей функции, стимулировать познавательные интересы, мотивы учения; они должны быть научными, доступными,

Для достижения заданных уровней обученности по дисциплине и формирования заявленных компетенций необходим отбор педагогически целесообразных методов.

К словесным методам обучения относятся: лекция, объяснение, беседа, дискуссия, работа с книгой.

Лекция – монологический способ изложения объемного материала. Преимущество лекции заключается в возможности обеспечить законченность и целостность восприятия учебного материала в его логических взаимосвязях по теме в целом. Положительные стороны лекционной формы обучения: возможность охватить ею большую аудиторию, передать в сжатом виде значительный круг знаний, экономичность, приучение аудитории через мысль лектора к логическому развитию мысли и через его речь – к правильному построению речи студентов, эмоциональное воздействие на аудиторию.

Однако традиционной лекции присущи определенные недостатки. Она ориентируется на слуховой тип восприятия и памяти. Ограниченность, монотонность ведут к быстрому утомлению аудитории. Лекции как способу изложения свойственны догматизм, авторитарность, безапелляционность, с одной стороны, и пассивное восприятие ее аудиторией, лишенной самодеятельности, с другой. Сравнительно трудно для лектора следить за реакцией аудитории, за усвоением ею содержания лекции, что вызывает разрыв контакта между лектором и аудиторией. Лекционное обучение не может воспитывать у аудитории практических навыков. В стандартах третьего поколения по дисциплине «Культурология» изменилось пропорциональное соотношение между лекционными и семинарскими видами занятий в пользу последних. Лекция перестала быть доминирующим видом занятий, однако в некоторых случаях её применение требуется образовательной ситуацией: а) когда вопрос не может быть активно проработан самой аудиторией вследствие его сложности; б) когда он настолько ясен и доступен аудитории, что его следует пройти в лекционной форме для экономии времени.

Актуальность использования лекции в современных условиях возрастает в связи с применением модульного обучения по крупным темам и разделам. Традиционная лекция претерпевает определенные трансформации, и актуализированными оказываются нетрадиционные формы проведения лекций (см. раздел 5 «Инновационные методы, в том числе методы активного и интерактивного обучения»).

Практические методы обучения основаны на практической деятельности обучающихся. Через практические методы решаются не только задачи формирования учений и навыков, но и задачи познания.

Одним из основных видов практических занятий в современной высшей школе по социально-гуманитарным дисциплинам является семинар. При проведении семинарского занятия необходимо развивать творческую самостоятельность студентов, укреплять их интерес к науке и научным исследованиям. В процессе семинарских занятий студенты овладевают научным аппаратом, приобретают навыки оформления научных работ и овладевают искусством устного и письменного изложения материала, защиты развиваемых научных положений и выводов. В отечественной высшей школе установились семинарские занятия трех типов: просеминар, спецсеминар и собственно семинар.

Поскольку студенты изучают дисциплину «Мировая экономика» на втором курсе, рекомендуется использовать такой тип, как протосеминар. Просеминар, как показывает само название, – занятие, подготавливающее, подводящее к семинару. Подобные занятия проводятся на втором курсе с целью ознакомления студентов со спецификой самостоятельной работы, а также с литературой, источниками, методикой работы над ними. Опыт показывает, что студенты первого курса не умеют работать с несколькими источниками и, прочитав список рекомендуемой литературы, не знают, как отобрать необходимый материал, изложить его в соответствии с поставленной целью. Поэтому особое внимание следует обращать на развитие навыков работы студентов с источниками, предостерегая их в то же время от компилятивного подхода к изложению научных проблем.

Второй этап работы в просеминаре – подготовка студентами рефератов на определенные темы, чтение и обсуждение их участниками просеминара, заключение по содержанию семинара руководителя. Тема семинара определяется преподавателем заранее. Она может совпадать с темой ранее проведенной лекции или быть посвящена теме, расширяющей лекционный материал. На таких занятиях студенты выступают перед своими однокурсниками (слушателями) с сообщениями, докладами и рефератами, которые могут сопровождаться показом иллюстраций, презентаций, фильмов. Далее все услышанное и увиденное обсуждается. Присутствующие на семинаре могут задавать вопросы выступающему или преподавателю, делиться своим мнением. Подготовка к семинару является обязательной.

Цель такой формы обучения – закрепить пройденный материал, научить присутствующих определенной методике. Немаловажным преимуществом семинаров является формирование навыков профессиональной дискуссии. Кроме того, на таких занятиях можно проследить, как усвоен материал, какие вопросы и возражения появились у аудитории.
5. Инновационные методы, в том числе методы активного и интерактивного обучения
Инновационные методы в высшем профессиональном образовании – это методы, основанные на использовании современных достижений науки и информационных технологии в образовании. В конкретном проявлении:

  • это объективно новые педагогические технологии;

  • это известные образовательные технологии, но адаптированные к конкретному объекту обучения;

  • это технологии, учитывающие мировую практику обучения в зарубежных странах;

  • это технологии активного обучения: деловые игры, тренинги, дискуссии и т.д.;

  • это различные формы модульных технологии;

  • это технологии проблемного и проектного обучения;

  • это методы активного проявления мышления;

  • это кейс-методы, включающие в себя проблемные задачи и тесты.

Применительно к экономической теории, которая преподаётся студентам первого курса, особое значение имеет лекция, ибо экономическая теория - дисциплина теоретическая, поэтому основными методами преподавания ее являются лекции и семинары.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по организации и методическому обеспечению самостоятельной работы студентов (срс) по дисциплине. Методические материалы, устанавливающие содержание и порядок текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации по дисциплине iconМетодические рекомендации по организации и методическому обеспечению...
Федерального государственного образовательного стандарта (фгос впо) направления 080200. 62 – Менеджмент (утвержден приказом Министерства...
Методические рекомендации по организации и методическому обеспечению самостоятельной работы студентов (срс) по дисциплине. Методические материалы, устанавливающие содержание и порядок текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации по дисциплине iconМетодические рекомендации по организации и методическому обеспечению...
Федерального государственного образовательного стандарта (фгос впо) направления 080200. 62 – Менеджмент (утвержден приказом Министерства...
Методические рекомендации по организации и методическому обеспечению самостоятельной работы студентов (срс) по дисциплине. Методические материалы, устанавливающие содержание и порядок текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации по дисциплине iconМетодические рекомендации по организации и методическому обеспечению...
Федерального государственного образовательного стандарта (фгос впо) направления 080200. 62 – Менеджмент (утвержден приказом Министерства...
Методические рекомендации по организации и методическому обеспечению самостоятельной работы студентов (срс) по дисциплине. Методические материалы, устанавливающие содержание и порядок текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации по дисциплине iconМетодические рекомендации по организации и методическому обеспечению...
Федерального государственного образовательного стандарта (фгос впо) направления 080200. 62 – Менеджмент (утвержден приказом Министерства...
Методические рекомендации по организации и методическому обеспечению самостоятельной работы студентов (срс) по дисциплине. Методические материалы, устанавливающие содержание и порядок текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации по дисциплине iconМетодические рекомендации по организации и методическому обеспечению...
Федерального государственного образовательного стандарта (фгос впо) направления 080200. 62 – Менеджмент (утвержден приказом Министерства...
Методические рекомендации по организации и методическому обеспечению самостоятельной работы студентов (срс) по дисциплине. Методические материалы, устанавливающие содержание и порядок текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации по дисциплине iconМетодические рекомендации по организации и методическому обеспечению...
Федерального государственного образовательного стандарта (фгос впо) направления 080200. 62 – Менеджмент (утвержден приказом Министерства...
Методические рекомендации по организации и методическому обеспечению самостоятельной работы студентов (срс) по дисциплине. Методические материалы, устанавливающие содержание и порядок текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации по дисциплине iconМетодические рекомендации по организации и методическому обеспечению...
Федерального государственного образовательного стандарта (фгос впо) направления 080200. 62 – Менеджмент (утвержден приказом Министерства...
Методические рекомендации по организации и методическому обеспечению самостоятельной работы студентов (срс) по дисциплине. Методические материалы, устанавливающие содержание и порядок текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации по дисциплине iconМетодические рекомендации по организации и методическому обеспечению...
Федерального государственного образовательного стандарта (фгос впо) направления 080200. 62 – Менеджмент (утвержден приказом Министерства...
Методические рекомендации по организации и методическому обеспечению самостоятельной работы студентов (срс) по дисциплине. Методические материалы, устанавливающие содержание и порядок текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации по дисциплине iconМетодические рекомендации по организации и методическому обеспечению...
Федерального государственного образовательного стандарта (фгос впо) направления 080200. 62 – Менеджмент (утвержден приказом Министерства...
Методические рекомендации по организации и методическому обеспечению самостоятельной работы студентов (срс) по дисциплине. Методические материалы, устанавливающие содержание и порядок текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации по дисциплине icon4. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной...
Проверка прочности знаний, уровня речевых навыков и умений студентов осуществляется в форме текущего, промежуточного и итогового...
Методические рекомендации по организации и методическому обеспечению самостоятельной работы студентов (срс) по дисциплине. Методические материалы, устанавливающие содержание и порядок текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации по дисциплине iconМетодические рекомендации по организации и методическому сопровождению...
Методические рекомендации по организации и методическому сопровождению самостоятельной работы студентов
Методические рекомендации по организации и методическому обеспечению самостоятельной работы студентов (срс) по дисциплине. Методические материалы, устанавливающие содержание и порядок текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации по дисциплине iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «История культуры России»
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое...
Методические рекомендации по организации и методическому обеспечению самостоятельной работы студентов (срс) по дисциплине. Методические материалы, устанавливающие содержание и порядок текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации по дисциплине iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «История культуры России»
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое...
Методические рекомендации по организации и методическому обеспечению самостоятельной работы студентов (срс) по дисциплине. Методические материалы, устанавливающие содержание и порядок текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации по дисциплине iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «История культуры России»
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое...
Методические рекомендации по организации и методическому обеспечению самостоятельной работы студентов (срс) по дисциплине. Методические материалы, устанавливающие содержание и порядок текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации по дисциплине iconСамостоятельная работа студентов 85 часов
Порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Методические рекомендации по организации и методическому обеспечению самостоятельной работы студентов (срс) по дисциплине. Методические материалы, устанавливающие содержание и порядок текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации по дисциплине iconМетодические рекомендации «Организация самостоятельной работы по дисциплине «Математика»
Предлагаемое издание предназначено для преподавателей математики московских колледжей. Его цель – систематизировать материалы по...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск