Методические рекомендации по организации и методическому обеспечению самостоятельной работы студентов (срс) по дисциплине Методические материалы, устанавливающие содержание и порядок текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации по дисциплине





НазваниеМетодические рекомендации по организации и методическому обеспечению самостоятельной работы студентов (срс) по дисциплине Методические материалы, устанавливающие содержание и порядок текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации по дисциплине
страница1/5
Дата публикации01.08.2015
Размер0.88 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Туризм > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5

Карельский институт туризма – филиал

Негосударственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

Российская международная академия туризма



Кафедра естественных и гуманитарных дисциплин

УТВЕРЖДАЮ

Директор _______________Э.Н. Павлова

«___» ______________ 2013г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ
СОЦИОЛОГИЯ
(Б.1.В.ДВ.2.1)

Рекомендуется для направления подготовки

080200.62 – Менеджмент

Профили:

Менеджмент туризма

Менеджмент гостиничных и ресторанных предприятий
Квалификация (степень) выпускника - бакалавр

Петрозаводск 2013г.

Учебно-методический комплекс дисциплины:
составлен в соответствии с требованиями:

Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ВПО) направления 080200.62 – Менеджмент (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 20.05.2010г. №544)

составлен на основе:

Программы дисциплины «Социология», разработанной кафедрой общегуманитарных дисциплин НОУ ВПО Российской международной академии туризма в качестве дисциплины вариативной части «Гуманитарного, социального и экономического цикла» Б.1.В.ДВ.2

разработчик:

Балыка Д.А., кандидат политических наук, доцент кафедры естественных и гуманитарных дисциплин

принят

на заседании кафедры естественных и гуманитарных дисциплин

Протокол № _____ от __________2013г.

Зав. кафедрой ____________________ В.Т. Двинская

согласован

Зам. директора по УМР __________________ Е.М. Грунина







СОДЕРЖАНИЕ
Основная часть учебно-методического комплекса учебной дисциплины

1. Пояснительная записка

2. Примерная (типовая) программа учебной дисциплины

3. Рабочая программа учебной дисциплины

4. Методические рекомендации (материалы) для преподавателя

5. Инновационные, в том числе активные и интерактивные методы

обучения.

6. Методические рекомендации по организации и методическому обеспечению самостоятельной работы студентов (СРС) по дисциплине

7. Методические материалы, устанавливающие содержание и порядок текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации по дисциплине

8. Рейтинговая система оценки знаний

9. Глоссарий

Вариативная часть учебно-методического комплекса учебной дисциплины

Приложения:

Приложение 1. Рабочая программа учебной дисциплины «Социология»
1. Пояснительная записка

1.1. Значение дисциплины «Социология» в рамках основной образовательной программы «Менеджмент».
Основная задача высшей школы – подготовка специалистов к профессиональной деятельности в условиях широкого взаимодействия со смежными видами деятельности, затрагивающими социальную сферу жизнедеятельности общества. Для успешного решения профессиональных задач выпускникам бакалавриата необходимо иметь глубокие знания об особенностях жизни современного общества. Эти знания позволят будущим специалистам успешно решать профессиональные задачи, исходя из широкого контекста современного тренда общества, направленного на развитие общественных отношений.

Учебная дисциплина «Социология» ставит своей целью дать студентам научное представление о закономерностях развития современного общества, о многообразии форм организации общественной жизни, о различных научных подходах к анализу актуальных проблем современного общества, дать понимание актуальных проблем социальной политики и возможностей повышения ее эффективности, изучить процессы развития основных институтов гражданского общества, привить навыки использования полученных знаний в профессиональной деятельности, как в теоретическом, так и в практическом назначении. Курс нацелен на изучение всех аспектов социальной жизни, в том числе в условиях трансформации современного российского общества и глобализации.

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Социология» составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), обязательными при реализации основной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки 080200.62 Менеджмент образовательными учреждениями высшего профессионального образования на территории Российской Федерация, имеющими государственную аккредитацию, а также другими нормативными документами.

Дисциплина «Социология»» входит в вариативную часть гуманитарного, социального и экономического цикла (Б.1.В.ДВ.2.), т. е. является федеральным компонентом. Полученные студентами знания по социологии наряду с другими дисциплинами цикла ГСЭ станут базой для изучения других дисциплин основной образовательной программы.

1.2.Требования к знаниям студентов и уровню их подготовки по завершению учебного курса
По окончании изучения учебного курса студент должен иметь представление о социальных процессах и явлениях, происходящих в современном обществе, о проблемах построения устойчивых социальных институтах в Российской Федерации, хорошо ориентироваться в концептуальных подходах к разработке стратегии построения социальной политики государства, владеть основами методологического анализа социальных проблем и уметь проводить социологические исследования, направленные на совершенствование профессиональной деятельности.

В результате изучения дисциплины обучающийся должен:

а) знать:

- историю формирования концепций развития общества и основных

закономерностей социальных процессов;

- этапы становления социологического знания;

- модели построения социальных институтов;

- содержание основных норм социального поведения в обществе и

ценностных ориентаций в современном обществе.
б) уметь:

– использовать категориальный аппарат социологии для

решения сложных управленческих задач в области государственного

управления – применять полученные знания при решении

профессиональных задач;

– анализировать проблемы современного общества и сложные

процессы в социальной политике российского государства;

– уметь адекватно оценивать общие и частные (групповые) интересы

различных факторов социальных действий;

– уметь рассматривать социальные явления и процессы с позиций

различных субъектов политики;

– уметь разрабатывать программы социологических исследований и

использовать социологический инструментарий в практике проведения

конкретных социологических исследований;
в) владеть:

– методами конструктивного мышления применительно к решению

проблем современного общества;

– навыками целостного подхода к анализу проблем современного общества

и обоснованного принятия решений по спорным вопросам реализации

социальной политики государства;

1.3. Социология как учебная дисциплина
Назначение учебного курса «Социология» определяется задачей формирования квалифицированного работника, который должен иметь не только хорошие профессиональные знания, но и уметь творчески подходить к решению профессиональных вопросов, решать нестандартные задачи, уметь видеть проблему в широком социологическом контексте, обладать культурой мышления и широкой эрудицией. Социология как учебная дисциплина призвана дать бакалавру навыки культуры современного мышления, знания о закономерностях формирования современного общества, умение организовать и провести социологическое исследование. В последнее время значительно актуализировался прикладной аспект социологического знания, возможности его применения в профессиональной деятельности.

Результатом изучения дисциплины станет знакомство студентов с основными социологическими концепциями, умение самостоятельно анализировать сложные социальные процессы, выработка творческого подхода к рассмотрению социальных проблем современного общества, владение навыками проведения социологического исследования, в целях совершенствования профессиональной деятельности.

Представляется логичным и необходимым при разработке программы дисциплины обратиться к современной методологии наук. В основе изучения дисциплины «Социология» лежит системный подход к пониманию современного общества. Организация содержания базируется на системообразующих понятиях, овладение которыми обеспечивает возможность самостоятельного усвоения более частного и производного материала. Этот же подход позволяет избежать методологической односторонности.

Содержание учебной дисциплины разбито на семь ключевых тем, связанных между собой логикой развития социологического знания.

Вначале обучения рассматривается тема «Социология как научная и учебная дисциплина». В рамках этой темы студенты знакомятся со спецификой социологического знания, структурой и методами социологии как науки. Затем у студентов формируется понимание сущности социологического подхода к общественным проблемам. На основе этих знаний выявляются основные функции социологии и её место в структуре гуманитарного знания.

Тема «Возникновение и развитие социологической мысли» знакомит студентов с этапами становления социологии как науки, с классической и современной социологической мыслью. Особое место в этой теме уделено вопросам современных подходов к разработке актуальных проблем общественного развития, как в зарубежной, так и в отечественной социологии.

В третье теме: «Общество как система. Структура общества» с позиций системного подхода анализируется структура общества, его уровни и взаимосвязи подсистем. Подробно анализируются разные типы общности и особенности их изучения в современной социологической мысли.

Тема «Социальные изменения. Социальное развитие» посвящена анализу динамических процессов в обществе, изучению внутренних детерминант социальных изменений. Рассматриваются ключевые состояния общества: регресс, стагнация, прогресс. Детально исследуются процессы модернизации современного общества.

В рамках темы «Социальная стратификация и социальная мобильность» рассматриваются вопросы социального неравенства и социальной динамики как индивидуальной, так и групповой. Особое место в этой теме отведено анализу современных динамических процессов: вертикальной, горизонтальной мобильности и миграционным процессам.

Тема «Методология, технология и методика социологического исследования» посвящена рассмотрению важных вопросов проведения социологического исследования. Подробно изучаются методологические подходы к организации и проведению конкретного социологического исследования, виды социологических исследований и принципы разработки программы социологического исследования.

В рамках темы «Разработка социологического инструментария, организация и проведение социологических исследований» студенты знакомятся с методическими проблемами разработки социологического инструментария, с помощью которого осуществляется сбор и обработка эмпирической социологической информации.

2. Примерная (типовая) программа
Дисциплина «Социология» входит в вариативную часть блока Б.1. основной образовательной программы 080200.62 Менеджмент. Примерной программы учебной дисциплины «Социология» для этого направления нет.
3. Рабочая программа учебной дисциплины

Рабочая программа является основным документом, в соответствии с которым осуществляется преподавание дисциплины. Рабочая программа учебной дисциплины «Социология» рассмотрена и одобрена на заседании кафедры естественных и гуманитарных дисциплин. Рабочая программа представлена в Приложении 1.

3. Методические рекомендации (материалы) для преподавателя

Эффективному решению образовательных задач способствуют адекватный отбор педагогических средств, методов обучения, способов учебной деятельности. В дидактике под методами обучения понимаются способы целенаправленной, организованной познавательной деятельности обучающихся.

Методы обучения – система последовательных, взаимосвязанных действий, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие способностей студентов, овладение ими средствами самообразования и самообучения; обеспечивают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия преподавателя и студента; направлены на приобретение знаний, формирование умений, навыков, их закрепления и контроль.

Отбор методов осуществлялся по следующим основаниям:

  1. соответствие современным представлениям о целях, содержании образования;

  2. соответствие методов обучения современным методам познания реальной действительности;

  3. отражение в методике способов мышления человека;

  4. связь методов обучения с содержанием учебного материала.

Методы должны способствовать реализации образовательной, воспитательной и развивающей функции, стимулировать познавательные интересы, мотивы учения; они должны быть научными, доступными, способствовать результативности обучения.

При выборе методов и средств обучения по дисциплине «Социология» необходимо иметь в виду специфику научного социологического познания. В научной методологии разграничиваются методы познания в естествознании, которые призваны вырабатывать общие понятия и законы, и индивидуализирующего метода, используемого социальными и гуманитарными науками и выявляющего не общее, а отдельное. Общепризнанной спецификой социологических методов считается понимание и объяснение изучаемых объектов как социальной системы, совокупности социальных явлений и процессов. Социологическое исследование предполагает элементы субъективности в постижении внутренней логики социокультурных процессов, вместе с тем требует рационального подхода, познания сущности, а также реконструкции социокультурных объектов и научного моделирования.

Фундаментальная особенность изучения предмета «Социология» предполагает использование различных методов, как общегуманитарного (методы экономики, политологии, истории, демографии), так и специфических методов, разработанных в рамках социологии. В связи с этим возрастает значение структурной организации учебного материала, выполняющего роль путеводной нити в пространстве социального знания, дающего систематический взгляд на предмет изучения.

Целостность при изложении учебного материала достигается следующими принципами: социальные проблемы рассматриваются в контексте всех сложных процессов современного общества, анализируются сложные взаимосвязи всех социальных явлений, вскрываются явные и скрытые детерминанты социальной динамики.

Для достижения заданных уровней обученности по дисциплине и формирования заявленных компетенций необходим отбор педагогически целесообразных методов.

К словесным методам обучения относятся: лекция, объяснение, беседа, дискуссия, работа с книгой.

Лекция – монологический способ изложения объемного материала. Преимущество лекции заключается в возможности обеспечить законченность и целостность восприятия учебного материала в его логических взаимосвязях по теме в целом. Положительные стороны лекционной формы обучения: возможность охватить ею большую аудиторию, передать в сжатом виде значительный круг знаний, экономичность, приучение аудитории через мысль лектора к логическому развитию мысли и через его речь – к правильному построению речи студентов, эмоциональное воздействие на аудиторию.

Однако традиционной лекции присущи определенные недостатки. Она ориентируется на слуховой тип восприятия и памяти. Ограниченность, монотонность ведут к быстрому утомлению аудитории. Лекции как способу изложения свойственны догматизм, авторитарность, безапелляционность, с одной стороны, и пассивное восприятие ее аудиторией, лишенной самодеятельности, с другой. Сравнительно трудно для лектора следить за реакцией аудитории, за усвоением ею содержания лекции, что вызывает разрыв контакта между лектором и аудиторией. Лекционное обучение не может воспитывать у аудитории практических навыков. В стандартах третьего поколения по дисциплине «Социология» изменилось пропорциональное соотношение между лекционными и семинарскими видами занятий в пользу последних. Лекция перестала быть доминирующим видом занятий, однако в некоторых случаях её применение требуется образовательной ситуацией: а) когда вопрос не может быть активно проработан самой аудиторией вследствие его сложности; б) когда он настолько ясен и доступен аудитории, что его следует пройти в лекционной форме для экономии времени.

Актуальность использования лекции в современных условиях возрастает в связи с применением модульного обучения по крупным темам и разделам. Традиционная лекция претерпевает определенные трансформации, и актуализированными оказываются нетрадиционные формы проведения лекций (см. раздел 4. «Инновационные методы, в том числе методы активного и интерактивного обучения»).

Практические методы обучения основаны на практической деятельности обучающихся. Через практические методы решаются не только задачи формирования учений и навыков, но и задачи познания.

Одним из основных видов практических занятий в современной высшей школе по социально-гуманитарным дисциплинам является семинар. При проведении семинарского занятия необходимо развивать творческую самостоятельность студентов, укреплять их интерес к науке и научным исследованиям. В процессе семинарских занятий студенты овладевают научным аппаратом, приобретают навыки оформления научных работ и овладевают искусством устного и письменного изложения материала, защиты развиваемых научных положений и выводов.

На семинарских занятиях основное внимание уделяется вопросам творческого освоения материала. Акцент смещен в сторону поиска студентом достаточных оснований для аргументации свой позиции по вопросам построения социального государства.

Опыт показывает, что студенты первого курса не умеют работать с несколькими источниками и, прочитав список рекомендуемой литературы, не знают, как отобрать необходимый материал, изложить его в соответствии с поставленной целью. Поэтому особое внимание следует обращать на развитие навыков работы студентов с источниками, предостерегая их в то же время от компилятивного подхода к изложению научных проблем.

Особое значение имеет такая работа студента как подготовка студентами рефератов на определенные темы, чтение и обсуждение их участниками семинара, заключение по содержанию семинара руководителя. Тема семинара определяется преподавателем заранее. Она может совпадать с темой ранее проведенной лекции или быть посвящена теме, расширяющей лекционный материал. На таких занятиях студенты выступают перед своими однокурсниками (слушателями) с сообщениями, докладами и рефератами, которые могут сопровождаться показом иллюстраций, презентаций, фильмов. Далее все услышанное и увиденное обсуждается. Присутствующие на семинаре могут задавать вопросы выступающему или преподавателю, делиться своим мнением. Подготовка к семинару является обязательной.

Цель такой формы обучения – закрепить пройденный материал, научить присутствующих определенной методике. Немаловажным преимуществом семинаров является формирование навыков профессиональной дискуссии. Кроме того, на таких занятиях можно проследить, как усвоен материал, какие вопросы и возражения появились у аудитории.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по организации и методическому обеспечению самостоятельной работы студентов (срс) по дисциплине Методические материалы, устанавливающие содержание и порядок текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации по дисциплине iconМетодические рекомендации по организации и методическому обеспечению...
Федерального государственного образовательного стандарта (фгос впо) направления 080200. 62 – Менеджмент (утвержден приказом Министерства...
Методические рекомендации по организации и методическому обеспечению самостоятельной работы студентов (срс) по дисциплине Методические материалы, устанавливающие содержание и порядок текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации по дисциплине iconМетодические рекомендации по организации и методическому обеспечению...
Федерального государственного образовательного стандарта (фгос впо) направления 080200. 62 – Менеджмент (утвержден приказом Министерства...
Методические рекомендации по организации и методическому обеспечению самостоятельной работы студентов (срс) по дисциплине Методические материалы, устанавливающие содержание и порядок текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации по дисциплине iconМетодические рекомендации по организации и методическому обеспечению...
Федерального государственного образовательного стандарта (фгос впо) направления 080200. 62 – Менеджмент (утвержден приказом Министерства...
Методические рекомендации по организации и методическому обеспечению самостоятельной работы студентов (срс) по дисциплине Методические материалы, устанавливающие содержание и порядок текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации по дисциплине iconМетодические рекомендации по организации и методическому обеспечению...
Федерального государственного образовательного стандарта (фгос впо) направления 080200. 62 – Менеджмент (утвержден приказом Министерства...
Методические рекомендации по организации и методическому обеспечению самостоятельной работы студентов (срс) по дисциплине Методические материалы, устанавливающие содержание и порядок текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации по дисциплине iconМетодические рекомендации по организации и методическому обеспечению...
Федерального государственного образовательного стандарта (фгос впо) направления 080200. 62 – Менеджмент (утвержден приказом Министерства...
Методические рекомендации по организации и методическому обеспечению самостоятельной работы студентов (срс) по дисциплине Методические материалы, устанавливающие содержание и порядок текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации по дисциплине iconМетодические рекомендации по организации и методическому обеспечению...
Федерального государственного образовательного стандарта (фгос впо) направления 080200. 62 – Менеджмент (утвержден приказом Министерства...
Методические рекомендации по организации и методическому обеспечению самостоятельной работы студентов (срс) по дисциплине Методические материалы, устанавливающие содержание и порядок текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации по дисциплине iconМетодические рекомендации по организации и методическому обеспечению...
Федерального государственного образовательного стандарта (фгос впо) направления 080200. 62 – Менеджмент (утвержден приказом Министерства...
Методические рекомендации по организации и методическому обеспечению самостоятельной работы студентов (срс) по дисциплине Методические материалы, устанавливающие содержание и порядок текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации по дисциплине iconМетодические рекомендации по организации и методическому обеспечению...
Федерального государственного образовательного стандарта (фгос впо) направления 080200. 62 – Менеджмент (утвержден приказом Министерства...
Методические рекомендации по организации и методическому обеспечению самостоятельной работы студентов (срс) по дисциплине Методические материалы, устанавливающие содержание и порядок текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации по дисциплине iconМетодические рекомендации по организации и методическому обеспечению...
Федерального государственного образовательного стандарта (фгос впо) направления 080200. 62 – Менеджмент (утвержден приказом Министерства...
Методические рекомендации по организации и методическому обеспечению самостоятельной работы студентов (срс) по дисциплине Методические материалы, устанавливающие содержание и порядок текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации по дисциплине icon4. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной...
Проверка прочности знаний, уровня речевых навыков и умений студентов осуществляется в форме текущего, промежуточного и итогового...
Методические рекомендации по организации и методическому обеспечению самостоятельной работы студентов (срс) по дисциплине Методические материалы, устанавливающие содержание и порядок текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации по дисциплине iconМетодические рекомендации по организации и методическому сопровождению...
Методические рекомендации по организации и методическому сопровождению самостоятельной работы студентов
Методические рекомендации по организации и методическому обеспечению самостоятельной работы студентов (срс) по дисциплине Методические материалы, устанавливающие содержание и порядок текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации по дисциплине iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «История культуры России»
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое...
Методические рекомендации по организации и методическому обеспечению самостоятельной работы студентов (срс) по дисциплине Методические материалы, устанавливающие содержание и порядок текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации по дисциплине iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «История культуры России»
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое...
Методические рекомендации по организации и методическому обеспечению самостоятельной работы студентов (срс) по дисциплине Методические материалы, устанавливающие содержание и порядок текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации по дисциплине iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «История культуры России»
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое...
Методические рекомендации по организации и методическому обеспечению самостоятельной работы студентов (срс) по дисциплине Методические материалы, устанавливающие содержание и порядок текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации по дисциплине iconСамостоятельная работа студентов 85 часов
Порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Методические рекомендации по организации и методическому обеспечению самостоятельной работы студентов (срс) по дисциплине Методические материалы, устанавливающие содержание и порядок текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации по дисциплине iconМетодические рекомендации «Организация самостоятельной работы по дисциплине «Математика»
Предлагаемое издание предназначено для преподавателей математики московских колледжей. Его цель – систематизировать материалы по...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск