-
| Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – Ирбинская средняя общеобразовательная школа № 6
Наумова Ольга Александровна
учитель начальных классов
Первая квалификационная категория
Образовательная программа «Школа России»
| Районный семинар – практикум по теме «Формирование регулятивных УУД»
Мастер класс
Тема урока «Разделительный мягкий знак»
Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения новыми умениями;
Цель урока: Создать условия для успешного формирования навыков у обучающихся правописания слов с разделительным мягким знаком.
Задачи:
Образовательные: формировать у обучающихся навыки правописания слов с разделительным мягким знаком, учить проводить звукобуквенный анализ слов с разделительным ь.
Развивающие: развивать любознательность, речь, логическое мышление, память, орфографическую зоркость, каллиграфический навык.
Воспитательные: воспитывать умение выслушивать мнение товарищей, работать в парах и группах, интерес к учению, любовь к родному языку, бережное отношение к природе, к своему здоровью, любовь к родному краю, доброжелательность.
Формирование УУД:
- личностные: положительное отношение к процессу познания; применять правила делового сотрудничества;
-регулятивные: планировать решение учебной задачи, оценивать и корректировать деятельность
- познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; находить дополнительную информацию; классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку); высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;
- коммуникативные: анализировать и исправлять деформированный текст; участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания;
Планируемые результаты:
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ: Правильное написание слов с разделительным мягким знаком.
ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ:
Уметь различать в словах разделительный мягкий знак и мягкий знак – показатель мягкости.
Уметь объяснять написание разделительного мягкого знака в словах, предложениях.
Уметь работать с текстом (составление текста по опорным словам и иллюстрации).
Оборудование:
ЗеленинаЛ.М., Хохлова Т.Е. учебник 2 часть
Проектор, экран;
Тетради, листы самооценки
Проект урока
Основные этапы урока
| Дидактическая задача
| Содержание, вид учебной деятельности
| Формирование регулятивных УУД
| 1.Инициация
| Организация направленного внимания на начало учебного занятия
| Приветствие учителя, гостей, подготовка рабочих мест, проверка осанки
| Саморегуляция
| 2.Актуализация
| Создание ситуации необходимости получения новых знаний .
| Чистописание (развитие глазомера) Минутка чистописания. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по зимнему лесу.
Первое задание в зимнем лесу вам приготовила белка: работая в паре вы сможете разгадать ребус и назвать тему урока.
- Кто разгадал ребус и уже может назвать тему урока?
- какую букву будем прописывать на уроке? (ь)
| 1.Умение следовать инструкции 2.Умение удерживать учебную задачу 3.Определять и формулировать цель деятельности (понять свои интересы, увидеть проблему, задачу, выразить её словесно). 4.Высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы).
| 3.Постановка цели урока
| Осознание школьниками основной цели урока в общей системе учебных занятий по изучаемой теме
| Ответьте соболю:
Какие задачи будем решать ?
Чему вы хотите научиться на уроке?
(ответы фиксируются на доске) (Как правильно писать слова с разделительным мягким знаком, хотим больше узнать, для чего нужен разделительный мягкий знак).
-К чему вы уже готовы, а к чему нет. (Знаем, что буква мягкий знак не обозначает звука, показатель мягкости.Не знаем, для чего нужен разделительный мягкий знак).
- Подумайте, как приобретенные знания, помогут вам в жизни. (Грамотное письмо).
- Какую цель поставим на уроке? (Научиться правильно употреблять на письме разделительный мягкий знак).
|
Целеполагание - способность принять учебную (практическую) задачу на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что неизвестно.
-формирование контрольно-оценочной деятельности: оценивать уровень владения тем или иным учебным действием(отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
| 4. Словарная работа.
|
| –догадайтесь, кто приготовил вам следующее задание. Для этого исключите лишний слог и запишите те слова, которые получились.
-Какие слова получились? Какое слово вы бы исключили? Почему? (Одушевленное) Подчеркните его. (ЛИСИЦА). – Выделите общий признак остальных слов. Что их объединяет? Откуда эти слова? (Из словаря)
- Все слова знакомы, а вот как пишется слово ЛИСИЦА, вы сегодня узнали. Поставьте ударение, запомните, как пишется. (Дети записывают полученные слова, лексический разбор слова «лисица», устное составление предложений).
- Что означает это слово?
(Заранее подготовленные ученики читают или рассказывают о значении слова).
а) Хищное млекопитающее семейства псовых с острой мордой и длинным пушистым хвостом. б) О хитром, льстивом человеке (перен.).
- Где можно узнать о значении слова? (В толковом словаре, энциклопедии, в Интернете).
-Назовите однокоренные слова (Лисенок, лисята, лис, лисий (хвост), лисонька, лисичка, лисица).
-Составьте предложение со словом «Лисица». Чье предложение вам понравилось больше? (2 мин) Запишите предложение.
| Целеполагание -
способность принять учебную (практическую) задачу на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что неизвестно.
| 5..Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала
| Формирование представления о
роли разделительного Ь
|
Погружение в тему.
Следующее задание приготовила рысь: рассмотрите рисунок. Запишите слова с разделительным мягким знаком в 1 столбик, с мягким знаком – показателем мягкости – во 2 столбик. (Дети записывают слова).
Подчеркните буквы, перед которыми пишется разделительный ь.
(Взаимопроверка в парах по слайду).
|
1.Умение следовать инструкции. 2.Умение удерживать
учебную задачу. 3.Саморегуляция (умение выполнять задание в отведенное время)
| 6.Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач
| Воспроизведение учащимися способов выполнения заданий, выполнение упражнений по образцу
|
( Слайд 10) Звуко-буквенный анализ слов по вариантам:
I вариант – слово «листья»
II вариант – слово «перья»
-В чем важность разделительного мягкого знака? Сделайте вывод. Дайте полный ответ. (Разделительный мягкий знак показывает, что следующие за ним гласные буквы е, ё, ю, я, и обозначают два звука: варенье - [йэ], деревья - [йа], муравьи - [йи]). Разделительный знак показывает, что согласный звук не сливается с гласным).
Проверка выполнения (сравнение с эталоном на доске).
Взаимопроверка в парах.
|
1.Планирование как способность самостоятельно определить последовательность выполнения действий при решении учебных задач. 2. Коррекция как способность исправлять промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки за отведенное время)
| 7.Самостоятельное использование сформированных
умений и навыков
| Творческое применение умений и навыков
|
( Слайд 11)
Кроссворд. Все слова содержат разделительный мягкий знак. Разгадав его вы сможете объяснить, для чего нужен Ь разделительный!
Домики для пчел. (Ульи)
Снежная буря (Вьюга)
Мать, отец, дети. (Семья).
Ягоды, сваренные в сиропе (Варенье)
5. Животное жарких стран, лазает по деревьям (Обезьяна)
- Что объединяет все эти слова? (слова с разделительным мягким знаком).
Для дальнейшего движения по лесу вспомните «Правила делового общения» (правила работы в группе). Каждая группа занимает свою «зимнюю полянку». Каждая «полянка» имеет свой вопрос:
Выслушиваются и корректируются ответы выступающих представителей группы.
| 1.Планирование как способность самостоятельно определить последовательность выполнения действий при решении учебных задач. 2.Умение удерживать учебную задачу.
3.Умение следовать инструкции. 4.Коррекция как способность исправлять промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки
| 8.Контроль
| Проявляется в устных высказываниях детей и визуальном контроле учителя письменных работ
на всех этапах урока
| Работа с учебником.
-Откройте учебники на с. 129 Упр. 189
-Прочитайте. Все слова знакомы?
- Обратите внимание на произношение выделенных слов.
-Прочитайте выделенные слова. В каких из них нужно написать разделительный мягкий знак (ь)? Запишите выделенные слова, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните слова с разделительным мягким знаком (Ь).
Детям, у которых низкий темп работы, можно предложить выполнить задания по выбору:
- списать текст и выполнить задания;
- выписать слова и выполнить задания
- Сделайте вывод: в каких случаях нужно писать разделительный мягкий знак?
- Соотнесите свой вывод с правилом в учебнике на стр.137.
| Целеполагание - способность принять учебную (практическую) задачу на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что неизвестно. Коммуникативные универсальные учебные действия, отражающие умения работать с текстом: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, анализировать и исправлять деформированный текст: видеть проблему.
| 9.Рефлексия деятельности
| Формирование личной ответственности за результаты своей деятельности
| За что ты можешь себя похвалить?
Отметь на листе для самооценки.
Что удалось?
Когда было трудно?
| Целеполагание - способность принять учебную (практическую) задачу на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что неизвестно.
| |