| Муниципальное общеобразовательное учреждение
лицей №14 им. М.М. Громова
г.о. Жуковский
|
|
ПУБЛИЧНЫЙ ДОКЛАД
О СОСТОЯНИИ И РЕЗУЛЬТАТАХ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2011г.
Общая характеристика образовательного учреждения
МОУ лицей №14 им. М.М. Громова представляет собой многопрофильное образовательное учреждение, которое начало функционировать в 1992 году как общеобразовательная средняя школа. В 1998 году после прохождения аккредитации школа приобрела статус инновационного образовательного учреждения – лицея. В 2008 году лицей прошёл аттестацию и аккредитацию, подтвердив свой статус (лицензия А №187449, свидетельство об аккредитации АА №147661 от 23.06.08).
Лицей №14 является победителем приоритетного национального проекта Образование 2006 года среди образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы и конкурса муниципальных общеобразовательных учреждений Московской области, разрабатывающих и внедряющих инновационные образовательные программы 2011 года. Состав обучающихся
Большинство учеников нашего лицея (75%) проживают вне района лицея, что является одним из важных факторов, указывающих на интерес к лицею. Доля жителей микрорайона составляет 24%, других районов города 46% и иных населённых пунктов 30%.
-
Кол-во классов (всего)
| 36
| начальная ступень (1-4 кл.)
| 13
| основная ступень (5-9 кл.)
| 17
| старшая ступень (10-11 кл.)
| 6
| Кол-во учащихся (всего)
| 941
| начальная ступень (1-4 кл.)
| 358
| основная ступень (5-9 кл.)
| 428
| старшая ступень (10-11 кл.)
| 155
| Кол-во выпускников (всего)
| 261
| начальная ступень (4 кл.)
| 84
| основная ступень (9 кл.)
| 95
| старшая ступень (11 кл.)
| 82
|
Структура управления МОУ лицей №14 г.о. Жуковский
Органом государственно-общественного самоуправления является Управляющий Совет лицея в который входят родители, педагоги и обучающиеся.
На заседаниях УС были рассмотрены вопросы безопасности пребывания детей в лицее, организация охраны и пропускного режима, обсуждены итоги реализации Программы развития на 2006-2010гг. и согласована Программа развития лицея на 2011-2015гг., выдвинуты кандидатуры учителей для участия в конкурсах, рассмотрены вопросы организации питания школьников в 2010-2011 учебном году, о расходовании и распределении стимулирующей части ФОТ сотрудников лицея, согласованы изменения в Положении о выплатах стимулирующего и компенсационного характера, обсуждалась организация работы общественных наблюдателей при проведении итоговой аттестации обучающихся и вопросы поощрения лицеистов, участвующих в научно-проектной деятельности и другое.
Ученический орган самоуправления – Большой Совет старшеклассников. В прошедшем учебном году БОСС осуществлял непрерывную многостороннюю связь между активами классов, педагогическим коллективом и администрацией лицея.
В лицее сложилась своя система самоуправления, все звенья которой тесно взаимосвязаны. Результатом этой деятельности является самовоспитание в коллективе личности, способной взять на себя ответственность за определённое дело и самореализоваться в процессе интересной, полезной деятельности. В 2011 году лицей приступил к реализации новой Программы развития.
Стратегическая цель Программы – создание инновационного образовательного пространства лицея, способствующего формированию образованного, нравственного, творческого, нестандартно мыслящего, компетентного гражданина России, воспитанного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Задачи Программы:
Формирование ценностного, социально-ориентированного взгляда на устройство мира, воспитание патриотизма и гражданской солидарности, нравственного самосознания, национального самоуважения; создание условий для творческого развития лицеистов.
Предоставление качественного, доступного образования, в том числе возможность осваивать индивидуальные образовательные программы.
Реализация компетентностного подхода на каждой ступени лицейского образования.
Внедрение инновационных технологий, методов, форм обучения в образовательный процесс и внеурочную деятельность, обновление типологии образовательных и воспитательных программ, согласование интегрированных программ на всех ступенях образования.
Дальнейшее развитие системы обеспечения безопасности и сохранения здоровья учащихся.
Особенности образовательной системы лицея
Особенность образовательной системы нашего лицея – многолетний и продуманный системный опыт ранней профилизации.
С 1 по 4-ый класс ребенок обучается в начальной школе в привычном режиме по программе и учебникам, выбираемым учителем.
С 5-го по 7-ой класс большинство обучающихся учатся по пропедевтическим курсам профильных дисциплин.
8-9 классы (2 года) – предпрофильная подготовка,
в 10-11 классах формируется профильная ориентация и направленность на профессию.
Учебный план лицея составлен на основе Федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 9.03.2004г., сохраняет в необходимом объеме содержание образования, являющееся обязательным на каждой ступени обучения.
При составлении учебного плана учитывались Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СаНПиН п.2.4.2. № 1178-02) «Гигиенические требования к условиям обучения в образовательном учреждении», зарегистрированные в Минюсте России 05.12.2002 г. № 3997.
Содержание учебного плана лицея для всех направлений включает образовательные компоненты в соответствии со стандартами образования и дополнительные часы изучения учебных предметов в соответствии с учебными профилями. С целью обеспечения обучающимся индивидуального выбора предметов учителями лицея разработаны и внедряются программы элективных курсов, сопровождающие профили обучения.
Формирование развитой, духовно и физически здоровой личности, ее высокой гражданской ответственности перед обществом – вот цель, проходящая красной нитью через весь процесс обучения и воспитания в нашем лицее. Многопрофильность лицея позволяет каждому ребенку раскрыть свои таланты, применить способности и удовлетворить в полной мере свои познавательные интересы.
В образовательной структуре лицея имеются следующие направления: аэрокосмическое, естественнонаучное, гуманитарное. В соответствии с запросами родителей в некоторых параллелях открыты экономические классы.
Начальную школу лицея называют школой будущего. С 2006-07 учебного года педагоги начальных классов ведут преподавание с использованием мультимедийных технологий. После изучения большого количества теоретического материала по этой теме нами собран банк обучающих слайдов для разных типов и этапов урока, достигнут хороший уровень опережения программы, наблюдаются позитивные изменения учащихся в личном, культурном, этическом плане, повысилась профессиональная компетентность педагогов. Своим опытом работы учителя начальной школы делятся не только с учителями других школ нашего города, но и других районов области.
В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» с 1 сентября 2011 года в первых классах лицея вводится федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения. Основная образовательная программа начального общего образования будет реализовываться через учебный план и внеурочную деятельность, на которую отводится 10 часов в неделю. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Учителя первых классов прошли курсы повышения квалификации по внедрению ФГОС, разработана основная образовательная программа начального общего образования, созданы условия для введения ФГОС: нормативные, финансово-экономические, организационно-содержательные, кадровые, информационные и материально-технические.
Аэрокосмическое направление лицея создавалось с целью решения проблемы сохранения преемственности кадров авиационных специальностей г.о. Жуковский.
Начинается обучение в пятом классе с пропедевтических курсов по математике, физике и информатике. Далее эти программы получают своё развитие в курсах углублённого изучения. На базе учреждения дополнительного образования – аэрокосмической школы «Крылья» осуществляется совместный проект с Инновационным центром авиационного образования «Летно-технический комплекс г.о. Жуковский».
Проект нацелен на создание летно-технического комплекса, специализирующегося в области подготовки авиационных специалистов и организации авиационной деятельности.
В рамках проекта разработана и активно внедряется инновационная программа дополнительного образования «Основы проектирования, конструирования и пилотирования летательных аппаратов».
Программа курса включает:
авиамоделирование;
техническое творчество;
компьютерное пилотирование;
подготовку на пилотажном стенде;
подготовку на тренажере сверхлегкого летательного аппарата;
теоретическую подготовку по авиационным дисциплинам.
Данная программа состоит из трех образовательных модулей (для обучающихся 5-6 классов, 7-8 классов, 9-10 классов).
Для повышения качества образования привлечены к преподаванию в лицее ведущие специалисты НИИ г.о. Жуковский и преподаватели МФТИ. Лицей имеет договоры о сотрудничестве с профильными вузами: МФТИ, МАИ, МГТУ им. Баумана, на основании которых обучающиеся старших классов получают возможность участвовать в контрольно-диагностических работах, вступительном тестировании и олимпиадах по физике и математике.
При создании модели образовательной технологии в образовательную среду были включены такие формы работы, как предметные недели физики и математики, исследовательская работа обучающихся, научно-практические конференции, олимпиады различного уровня.
Целью гуманитарного направления является повышение качества историко-литературного образования лицеистов и уровня их обученности, воспитание патриотизма и гражданственности, повышение уровня коммуникативной и общей культуры, формирование целостного представления о законах развития взаимообусловленности литературного и исторического процессов.
Учителя истории и литературы совместно разрабатывают программы для гуманитарных классов, проводят интегрированные уроки, позволяющие обучающимся ярче представить конкретную историческую эпоху, особенности ее культуры и быта. Такие уроки помогают постичь законы человеческого развития, увидеть гуманистическую направленность художественной литературы, откликнуться на вечные вопросы, которые ставит перед нами жизнь, а, следовательно, помогает духовному и нравственному росту каждого ученика.
Во внеурочное время учителя проводят интересные экскурсии общеразвивающего характера, стараясь гармонично развить в своих учениках разум и чувство, воспитать в них благородство, возвышенность эмоциональной жизни. Традиционными в нашем лицее стали гуманитарные недели, в рамках которых проводятся творческие вечера, КВН, круглые столы, семейные чтения, конкурсы чтецов, литературные марафоны. Учащиеся представляют интересные сообщения, доклады, литературные исследования на гуманитарной секции научно-практических конференций.
Естественнонаучное направление лицея построено на углубленном изучении химии, биологии и прикладной физики. Основные задачи – воспитание уважения к окружающей природе на основе системы научных взглядов на единство и целостность устройства окружающего мира, повышение уровня знаний обучающихся по профильным предметам, воспитание экологической грамотности.
В рамках деятельности направления в течение многих лет существует плодотворное сотрудничество с Политехническим музеем в виде постоянно действующего лектория по физике и химии. На научной и технической базе музея преподаватели химии лицея проводят химический практикум, осуществляют вместе с обучающимися исследовательскую и проектную деятельность.
В системе дополнительного образования направления функционирует туристско-экологический клуб, основной деятельностью которого является проведение биологической практики, организация и проведение школьных биологических экспедиций.
В классах экономического направления согласно образовательной концепции, углубленно изучается математика, география, а также основы бухгалтерского учета, предпринимательского права, менеджмента и делопроизводства. Дополнительные образовательные услуги
Дополнительное образование в школе тесно связано с основным образованием, оно расширяет и углубляет его, становится важнейшим условием успешного усвоения знаний.
В течение многих лет в лицее работает группа дошкольной подготовки «Букваренок». Организованы и пользуются популярностью следующие дополнительные курсы:
«Русская литература XX века в контексте мировой»;
«Интенсивная подготовка к ЕГЭ по русскому языку»;
«Подготовка к ЕГЭ и олимпиадам по химии»;
«Подготовка к ЕГЭ по обществознанию»;
«Подготовка к ГИА по математике и русскому языку»;
«Углубленное изучение английского языка»;
«Практический курс второго иностранного языка (немецкий)»;
«Дополнительные занятия по математике».
В стенах лицея осуществляют свою деятельность учреждения дополнительного образования Центр эстетического воспитания, хореографическая студия «Фантазия», школа иностранного языка «Yes», АКШ «Крылья», в которых занимаются многие обучающиеся лицея.
Широкие возможности, которые дает интеграция основного и дополнительного образования, позволяют создать условия для индивидуализации образования, его вариативности.
|