Скачать 233.56 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «УТВЕРЖДАЮ»: Проректор по учебной работе Л.М. Волосникова /Ф.И.О./ __________ _____________ 2011г. МОРФОМЕТРИЯ, ЦИТОХИМИЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА В ОЦЕНКЕ АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ЧЕЛОВЕКА Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020400.68 Биология; Профиль «Экология человека»; форма обучения – очная «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»: Автор (ы) работы______________ /Фролова О.В./ «______»___________2011г. Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных («12» апреля 2011 протокол № 9) Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»: Объем 12 стр. Зав. кафедрой ___________________/Соловьев В.С./ «______»___________ 2011 г. Рассмотрено на заседании УМК биологического отделения ИМЕНиИТ (30 мая 2011 протокол № 2 ) Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы. «СОГЛАСОВАНО»: Председатель УМК________________________/ Фролова О.В./ «______»_____________2011 г. «СОГЛАСОВАНО»: Зав. методическим отделом УМУ ________________________Федорова С.А. «______»_____________2011 г. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт математики, естественных наук и информационных технологийКафедра анатомии и физиологии человека и животныхФролова О.В. МОРФОМЕТРИЯ, ЦИТОХИМИЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА В ОЦЕНКЕ АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ЧЕЛОВЕКА Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020400.68 «Биология», профиль «Экология человека», форма обучения – очная Тюменский государственный университет 2011 Фролова О.В. Морфометрия, цитохимия и функциональная диагностика в оценке адаптационного потенциала человека Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов 020400 направления «Биология», профиль «Экология человека», форма обучения - очная.Тюмень, 2011, 12 стр.Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки. Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Морфометрия, цитохимия и функциональная диагностика в оценке адаптационного потенциала человека [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой анатомии и физиологии человека и животных. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Соловьев Владимир Сергеевич, д.м.н., профессор, заведующий кафедрой анатомии и физиологии человека и животных© Тюменский государственный университет, 2011. © Фролова О.В., 2011. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа включает следующие разделы:
Целью курса является формирование у студентов представлений о механизмах адаптационных реакций организма человека, возникающих вследствие воздействия стрессорных фактор различной природы, и методах их оценки ирегистрации.Задачи:Изучение схемы адаптационных изменений, особенностей индивидуальной адаптации. Ознакомление с методиками морфометрических и цитохимических исследований адаптационного потенциала человека и интерпритацией их результатов. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры Цикл М2, математический и естественнонаучный цикл (вариативная часть) Содержание дисциплины: Адаптация человека к условиям внешней среды. Общий адаптационный синдром. Морфометрические методы исследования адаптационного потенциала человека. Цитохимические методы исследования адаптационного потенциала человека. Интерпретация результатов лабораторных исследований адаптационного потенциала. Содержание данной дисциплины необходимо для освоения следующих дисциплин – современные проблемы биологии, аффективные механизмы адаптации человека, донозологическая диагностика.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ОК – 1, ОК – 3, ПК – 3, ПК - 10, ПК - 11, ПК - 12, ПК - 13. способен к творчеству (креативность) и системному мышлению (ОК – 1); способен к адаптации и повышению своего научного и культурного уровня (ОК – 3); самостоятельно анализирует имеющуюся информацию, выявляет фундаментальные проблемы, ставит задачу и выполняет полевые, лабораторные биологические исследования при решении конкретных задач по специализации с использованием современной аппаратуры и вычислительных средств, демонстрирует ответственность за качество работ и научную достоверность результатов (ПК – 3); глубоко понимает и творчески использует в научной и производственно-технологической деятельности знания фундаментальных и прикладных разделов специальных дисциплин магистерской программы (ПК – 10); умеет планировать и реализовывать профессиональные мероприятия (в соответствии с целями магистерской программы (ПК-11); применяет методические основы проектирования и выполнения полевых и лабораторных биологических и экологических исследований с использованием современной аппаратуры и вычислительных комплексов (в соответствии с целями магистерской программы), генерирует новые идеи и методические решения (ПК – 12); самостоятельно использует современные компьютерные технологии для решения научно-исследовательских и производственно-технологических задач профессиональной деятельности, для сбора и анализа биологической информации (ПК – 13). В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Общую физиологическую характеристику адаптации; Фазы и критерии адаптации; Механизмы развития адаптационных реакций; Критерии оценки адаптационных возможностей организма к воздействию факторов среды; Методы морфометрических и цитохимических исследований адаптационного потенциала человека.
Интерпретировать результаты морфометрических и цитохимических исследований человека; Проводить анализ научной литературы; Приобретать новые знания, используя информационные технологии; Использовать полученные знания для оценки функциональных показателей организма человека при различных его состояниях; Выбирать адекватные методики исследования функциональных показателей организма человека при различных его состояниях.
Навыками подготовки и использования презентационного материала; Навыками научной дискуссии; Использовать полученные знания для понимания деятельности человека в различных условиях окружающей среды; Применять полученные знания для решения проблем в экологии человека, физиологии труда.
Семестр 2. Форма промежуточной аттестации - зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 зачетная единица или 36 часов
Таблица 1. Тематический план
Таблица 2. Планирование самостоятельной работы студентов
Тема 1 Адаптация человека к условиям внешней среды. Общий адаптационный синдром. Организм как открытая термодинамическая система осуществляет обмен веществ, энергии и информации со средой, обеспечивая поддержание гомеостаза. В действительности под влиянием факторов среды гомеостаз непрерывно нарушается и восстанавливается. Нарушение и восстановление имеют ритмический колебательный характер и обозначаются термином «гомеокинез». Помимо качественной специфики факторов (влияние на те или иные процессы в организме), зависящей от его физико-химической природы, характер воздействия и реакция на него со стороны организма человека во многом определяются и интенсивностью фактора, его «дозировкой». Количественное влияние условий среды определяется тем, что такие факторы, как температура, осадки, влажность среды, наличие кислорода и других жизненно важных элементов, в той или иной дозе необходимы для нормального функционирования организма, тогда как недостаток или избыток того же фактора тормозит жизнедеятельность. Количественное выражение, (или «доза») фактора, соответствующее потребностям организма и обеспечивающее наиболее благоприятные условия для его жизни, рассматривают как оптимальное (благороднейший, лучший). Специфические адаптивные механизмы, свойственные человеку, дают ему возможность переносить определенный размах отклонений фактора от оптимальных значений без нарушения нормальных функций организма. Зоны количественного выражения фактора, отклоняющегося от оптимума, но не нарушающего жизнедеятельности, определяются как зоны нормы. Таких зон две, соответственно отклонению от оптимума в сторону недостатка дозировки фактора и в сторону ее избытка. Тема 2 Морфометрические методы исследования адаптационного потенциала человека.Подсчет количества эритроцитов. Фотометрическое определение числа эритроцитов. Фотометрическое определение концентрации гемоглобина. Определение общего объема эритроцитов (гематокритной величины). Подсчет количества ретикулоцитов. Расчет индексов эритроцитов.Формулы для расчета индексов эритроцитов: цветовой показатель, среднее содержание гемоглобина в эритроците, средняя концентрация гемоглобина в эритроците, средний объем эритроцитов.Подсчет числа лейкоцитов. Тема 3. Морфометрические методы исследования адаптационного потенциала человека и их интерпретация Дифференциальный подсчет лейкоцитарной формулы. Объект исследования периферическая кровь человека. Подсчет диаметров эритроцитов и расчет морфоцитометрических параметров красных клеток крови: толщины, индекса сферичности и объема.Формулы для расчета толщины, индекса сферичности и объема одиночных эритроцитов. Тема 4. Цитохимические методы исследования адаптационного потенциала человека. Построение эритроцитометричесских кривых Прайс-Джонса. Работа на гематологическом анализаторе Unicell. Тема 5. Цитохимические методы исследования адаптационного потенциала человека и их интерпретация. Определение лейкоцитарного профиля. Оценка неспецифической резистентности организма по Л.Х. Гаркави. Формула для расчета индекса ядерного сдвига нейтрофилов.
Тема 2,3. Исследование клеточного состава красной крови. Физиология и морфология красных кровяных телец.
Тема 4, 5. Исследование клеточного состава белой крови. Физиология и морфология белых кровяных телец.
Дидактические материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины: Тестовые задания 1. Выберите правильный ответ: /лейкоцитарная формула в норме/ А) базофилы- 0-1, эозинофилы - 1-5, нейтрофилы - 45-75, лимфоциты - 20-40, моноциты - 2-10; Б) базофилы - 8-10, эозинофилы - 0-1, нейтрофилы - 20-40, лимфоциты - 45-75, моноциты- 1-5; В) базофилы- 0-1, эозинофилы - 20-40, нейтрофилы - 45-75, лимфоциты - 2-10, моноциты - 0-1. 2. Каково общее количество крови в организме взрослого человека в норме по отношению к массе тела? А) 6-8%; Б) 2-4%; В) 10-12% Г) 14-16%.
Ответ: стресс-реализующей системой
Ответ: 1, 2, 3.
1. Срочную, или кратковременную 2. Долговременную 3. Пассивную, или толерантность 4. Активную, или резистентность Ответ: 1, 2. Темы рефератов
Темы докладов
Вопросы к зачету
6. Гуморальный нейрогуморальный механизмы адаптации. 7. Адаптационные реакции. 8. Стресс теории. Общий адаптационный синдром (стресс-синдром, Г.Селье). 9. Стадии стресса по Г.Селье. 10.Основные стадии адаптации к гипоксии. 11. Основные стадии адаптации к холоду. 13. Адаптация системы крови под воздействием стресс-фактров. 14. Методы оценки адаптационных возможностей организмаю 15. Методы окраски мазков крови для цитоморфологических исследований. 16. Кровь как ткань. Гематокрит (практическое определение гематокрита). 17. Эритроциты. Строение, функции. Цитоморфологические виды эритроцитов. 18. Специфическая защита организма, обеспечиваемая кровью. 19. Лейкоциты, классификация. Строение, функции. 20. Методика определения диаметров эритроцитов и построения кривых Прайс-Джонса. 21. Ретикулоциты. Морфология, физиология, методы окраски мазков крови и нативной крови для подсчета ретикулоцитов. 22. Ферментные системы нейтрофилов. 23. Ферментные системы эозинофилов. 24.Принцип оценки неспецифической резистентности организма по Л.Х. Гаркави (практическая оценка неспецифической резистентности). 25. Ферментные системы базофилов. 26. Цитоморфологическая оценка кривых Прайс-Джонса.
При реализации различных видов учебной работы в ходе освоения дисциплины используются: - мультимедийные средства обучения; - диагностическая система «Валента» - компьютерная система комплексной функциональной диагностики сердечно – сосудистой, респираторной и нейро – регуляторной систем организма; - автоматический спирометр «Спиро С – 100»; - модульно-рейтинговые технологии организации учебного процесса. Таблица 4 Виды образовательных технологий, применяемых в ходе освоения дисциплины
9.1. Основная литература: 1. Лепунова, О.Н. Методы исследования морфофункциональных показателей системы крови /О.Н. Лепунова, О.Л. Ковязина. – Тюмень.: Издательство Тюменского госуниверситета, 1999. - 26 с. 2. Турбасова, Н.В. Физиология системы крови /Н.В. Турбасова, А.Б. Загайнова, Н.Н. Гребнева. - Тюмень.: Издательство Тюменского госуниверситета, 2000. - 41 с. 3. Афанасьев, Б.Ф. Родоначальные кроветворные клетки человека /Б.Ф. Афанасьев, В.А. Алмазов. - Л.: Наука, 1985. - 202 с. 4. Гематология детского возраста. /Под ред. Н.А. Алексеева. - С-Пб.: «Гиппократ», 1998. – 544 с. 5. Исследование системы крови в клинической практике /Под ред. Г.И. Козинца и В.А. Макарова. – М.: Триада-Х, 1998. – 480 с. 6. Гематология /Под ред. Проф. О.А. Рукавицына. – С-Пб.: ООО «Д.П.», 2007. – 912 с. 7. Физиология системы крови. Физиология эритропоэза /Под ред. И.Я. Ашкенази [и др.] //Серия «Руководство по физиологии». – Л.: «Наука», 1979. – 360 с. 9.2. Дополнительная литература: 1. Дуглас, С.Д. Исследование фагоцитоза в клинической практике /С.Д. Дуглас, П.Г. Куи. - М.: Медицина, 1983. - 109 с. 2 Бахов, Н.И. Механизмы защиты организма от вирусных инфекций: нейтрофильные лейкоциты /Н.И. Бахов, Ю.Ф. Майчук, А.В. Корнев //Успехи современной биологии. - 2000. - Т. 120, № 1. - С. 23-35. 3. Абрамов, М.Г. Гематологический атлас. /М.Г. Абрамов. - М.: Медицина, 1979. - 280 с. 4. Физиология лейкоцитов человека. /В.А. Алмазов [и др.]. – Л.: Наука, 1979. - 232 с. 5. Развитие системы кроветворения у плода человека /И.В. Алексеев [и др.] //Гематология и трансфузиология. - Т. 40, № 5. – 1995. - С. 25-29. 6. Анализ крови и мочи. Как его интерпретировать /Под ред. Г.И. Козинца, Л.М. Голдмана. - М.: Мир, 1992. – 79 с. 7. Атлас клеток крови и костного мозга /Под ред. Г.И. Козинца. - М.: Триада-X, 1998. - 150 с. 8. Гаркави, Л.X. Диапазоны адаптационных реакций организма /Л.Х. Гаркави, Е.Б. Квакина //В Кн: Математическое моделирование биологических процессов. - М.: Наука, 1979. - С. 27-33. 9. Исследование системы крови в клинической практике /Под ред. Г.И. Козинца, В.А. Макарова. -. М.: Триада -X, 1998. - 480 с. 10. Лабораторные методы исследования в клинике: справочник /Под ред. В.В. Меньшикова. - М.: Медицина, 1987. - 368 с. 11. Леонова, В.Г. Анализ эритроцитарных популяций в онтогенезе человека /В.Г. Леонова. – Новосибирск.: Наука, 1987. - 242 с. 12. Пигаревский, В.Е. Зернистые лейкоциты и их свойства /В.Е. Пигаревский. - М.: Медицина, 1978. - 128 с. 13. Трансфузионная гематология /Под ред. В. Серафимова-Димитрова. – София.: Медицина и физкультура, 1974. - 400 с. 14. Норма в медицинской практике: справочное пособие /Под ред. А.В. Литвинова. – М.: МЕДпресс, 1999. – 144 с. 15. О чем говорят анализы? /Е.Н. Панкова [и др.]. – Ростов на Дону.: Феникс, 2006. – 252 с. 16. McDonald, G.A. Atlas of haematology /G.A. McDonald, T.C. Dodds, B. Cruickshank. – Edinburgh, London, New York.: Churchill Livingstone, 1978. – 309 p. 9.3. Программное обеспечение и Интернет – ресурсы: 1. www.pubmed.com 2. www.medline.ru 3. www.elibrary.ru
Учебный процесс по дисциплине «Морфометрия, цитохимия и функциональная диагностика в оценке адаптационного потенциала человека» проходит в аудиториях биологического отделения ИМЕНИТ Тюменского госуниверситета. Аудитория № 204 оснащена мультимедийным комплексом, позволяющим воспроизводить слайды, видеоролики и др. Плакаты, таблицы, стенды находятся в специализированных аудиториях: лаборатории антропометрических и морфологических исследований (аудитория № 107); лаборатории физиологии кислородтранспортных механизмов кровообращения и дыхания (ауд. 103) биологического отделения. |
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной... «Биология», профили ботаника, зоология, физиология, генетика, биоэкология; форма обучения – очная | Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной... Специальное (дефектологическое) образование, профиль Логопедия, форма обучения – очная, заочная | ||
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной... Биология профили ботаника, зоология, физиология, генетика, биоэкология; форма обучения – очная | Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной... Специальное (дефектологическое) образование, профиль Логопедия, форма обучения – очная, заочная | ||
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной... Функциональные характеристики внешнего дыхания при адаптации человека к действию стрессовых факторов различной этиологии | Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной... Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных, протокол №9. Соответствует требованиям к содержанию,... | ||
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной... Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных, протокол №9. Соответствует требованиям к содержанию,... | Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной... Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных («12» апреля 2011 протокол №9) Соответствует требованиям... | ||
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной... Биология; Профиль «Физиология человека и животных», «Экология человека», «Экологическая генетика», «Биотехнология», «Зоология позвоночных»;... | Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной... Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 050700. 62 – Специальное (дефектологическое) образование,... | ||
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной... Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050700. 62 – Специальное (дефектологическое)... | Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе «Спортивная тренировка», «Физкультурное образование», «Физкультурно-оздоровительные технологии» | ||
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Рассмотрено на заседании кафедры зарубежной литературы 11. 04. 2011. Протокол №10 | Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Лингвистика, профиль подготовки: Перевод и переводоведение (английское отделение) | ||
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Психофизиологические механизмы адаптации человека и методы функциональной диагностики | Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе «Спортивная тренировка», «Физкультурное образование», «Физкультурно-оздоровительные технологии» |