Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Л. М. Волосникова /Ф. И. О





Скачать 290.51 Kb.
НазваниеТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Л. М. Волосникова /Ф. И. О
страница1/2
Дата публикации28.03.2015
Размер290.51 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
  1   2
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

Л.М. Волосникова /Ф.И.О./

__________ _____________ 2011г.
ЭКОЛОГИЯ РЕБЕНКА

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 020400.68 Биология; магистерской программы «Экология человека»; форма обучения – очная
«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор (ы) работы______________ /Ковязина О.Л./

«______»___________2011г.

Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных («12» апреля 2011 протокол № 9) Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем _________стр.

Зав. кафедрой ___________________/Соловьев В.С./

«______»___________ 2011 г.

Рассмотрено на заседании УМК биологического отделения ИМЕНиИТ (30 мая 2011 протокол № 2)

Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК________________________/ Фролова О.В./

«______»_____________2011 г.

«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. методическим отделом УМУ ________________________Федорова С.А.

«______»_____________2011 г.




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИТ

Кафедра анатомии и физиологии человека и животных




Ковязина О.Л.


ЭКОЛОГИЯ РЕБЕНКА

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 020400.68«Биология», магистерской программы «Экология человека», форма обучения – очная

Тюменский государственный университет

2011

Ковязина О. Л. Экология ребенка

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов 020400 направления «Биология», магистерской программы «Экология человека», форма обучения - очная.

Тюмень, 2011, ___ стр.



Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Экология ребенка [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.



Рекомендовано к изданию кафедрой анатомии и физиологии человека и животных.

Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Соловьев Владимир Сергеевич, д.м.н., профессор, заведующий кафедрой анатомии и физиологии человека и животных




© Тюменский государственный университет, 2011.

© Ковязина О. Л., 2011.


Учебно-методический комплекс. Рабочая программа включает следующие разделы:

  1. Пояснительная записка, которая содержит:

    1. Цели и задачи дисциплины

Цель дисциплины – изучение критериев оценки адаптационных возможностей детей к воздействию факторов окружающей среды.

Задачи:

1. Оценку уровня физического развития и функционального состояния организма детей.

2. Оценка адаптационных возможностей растущего организма.


    1. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры

Цикл М2, дисциплины по выбору

Содержание дисциплины: знание механизмов взаимодействия растущего организма и среды; методов диагностики физического развития и функционального состояния детского организма; критериев оценки адаптационных возможностей детей к воздействию факторов среды; мероприятий по улучшению здоровья детей.

Содержание данной дисциплины необходимо для освоения следующих дисциплин – научно-исследовательской практики; возрастных особенностей ВНД человека в условиях адаптации к природным и социальным факторам; донозологической диагностики.
    1. Компетенции выпускника ООП магистратуры, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-13.

глубоко понимает и творчески использует в научной и производственно-технологической деятельности знания фундаментальных и прикладных разделов специальных дисциплин магистерской программы (ПК – 10);

умеет планировать и реализовывать профессиональные мероприятия (в соответствии с целями магистерской программы (ПК-11);

применяет методические основы проектирования и выполнения полевых и лабораторных биологических и экологических исследований с использованием современной аппаратуры и вычислительных комплексов (в соответствии с целями магистерской программы), генерирует новые идеи и методические решения (ПК – 12);

самостоятельно использует современные компьютерные технологии для решения научно-исследовательских и производственно-технологических задач профессиональной деятельности, для сбора и анализа биологической информации (ПК – 13).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

  • Знать:

Современные методы диагностики функционального состояния организма ребенка;

Критерии оценки адаптационных возможностей детей к воздействию факторов среды;

Мероприятия по улучшению здоровья детей;

Действующие федеральные и региональные программы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия детского населения.

  • Уметь:

Проводить анализ научной литературы

Приобретать новые знания, используя информационные технологии;

Приводить аргументы и факты

Интепретировать полученные данные и делать общее заключение о функциональном состоянии организма ребенка

  • Владеть:

Навыками подготовки и использования презентационного материала;

Навыками научной дискуссии

Широким спектром методов функциональной диагностики и коррекции состояния детского организма и применять их в научных исследованиях и решении проблем в возрастной физиологии и экологии ребенка


  1. Структура и трудоемкость дисциплины.


Семестр 3. Форма промежуточной аттестации - зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 зачетная единица или 36 часов.


  1. Тематический план.

Таблица 1.

Тематический план






Тема

недели семестра

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

Итого часов по теме

Из них в интерактивной форме

Форма контроля

Семинарские (практические) занятия

Самостоятельная работа

1

2

3

4

5

6

7

8




Модуль 1



















1.

Физическое развитие. Размеры и общий план строения тела. Связь физиологических функций с размерами и формой тела. Размеры тела и физические факторы. Оценка уровня физического развития детей

1,2

2

4

6




реферат

2.

Функциональные особенности дыхательной системы у детей. Исследование функции внешнего дыхания у детей (определение жизненной емкости легких и составляющих ее объемов с помощью сухого спирометра; автоматического спирометра «Спиро С – 100» ).

3,4

2

4

6




семинар-диалог

3.

Функциональные показатели сердечно-сосудистой системы. Определение частоты сердечных сокращений. Измерение уровня артериального давления у детей. Определение систолического и минутного объемов крови расчетным путем.

5,6

2

4

6




реферат

4

Определение величины максимального потребления кислорода у детей школьного возраста.

7,8

2

4

6




Семинар-дискуссия

5.

Функциональные пробы с задержкой дыхания. Оценка уровня функционирования системы кровообращения по ИФИ (индексу функциональных изменений).


9,10

2

4

6




Контрольная работа

6.

Определение показателей PWC170 у детей и подростков.


11,12

2

4

6




зачет




Итого часов:




12

24

36









Таблица 2.

Планирование самостоятельной работы студентов




Модули и темы

Виды СРС

Неделя семестра

Объем часов

обязательные

дополнительные

1.

Физическое развитие. Размеры и общий план строения тела. Связь физиологических функций с размерами и формой тела. Размеры тела и физические факторы. Оценка уровня физического развития детей

Самодиагностика по предложенной методике

реферат

Работа с обязательной и дополнительной литературой, источниками

1, 2

4

2

    1. Функциональные особенности дыхательной системы у детей. Исследование функции внешнего дыхания у детей (определение жизненной емкости легких и составляющих ее объемов с помощью сухого спирометра; автоматического спирометра «Спиро С – 100» ).

Составление сравнительных таблиц

Самодиагностика по предложенной методике

Подготовка к семинару-диалогу

Работа с обязательной и дополнительной литературой, источниками


3,4

4

.3.

Функциональные показатели сердечно-сосудистой системы. Определение частоты сердечных сокращений. Измерение уровня артериального давления у детей. Определение систолического и минутного объемов крови расчетным путем.

Составление сравнительных таблиц

реферат

Работа с обязательной и дополнительной литературой, источниками


5,6

4

4.

Определение величины максимального потребления кислорода у детей школьного возраста.

Самодиагностика по предложенной методике

Подготовка к семинару-дискуссиии

Работа с обязательной и дополнительной литературой, источниками


7,8

4

5.

Функциональные пробы с задержкой дыхания. Оценка уровня функционирования системы кровообращения по ИФИ (индексу функциональных изменений).


Самодиагностика по предложенной методике

Подготовка к контрольной работе

Работа с обязательной и дополнительной литературой, источниками


9,10

4

6.

Определение показателей PWC170 у детей и подростков.


Самодиагностика по предложенной методике

Работа с обязательной и дополнительной литературой, источниками


11,12

4




ИТОГО:

24




  1. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами




№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

1.

Научно-исследовательская практика

+

+

+

+

+

+

2

Возрастные особенности ВНД человека в условиях адаптации к природным и социальным факторам

+
















3.

Донозологическая диагностика

+

+

+

+

+

+




  1. Планы семинарских занятий.

    Практические занятия.

    Тема 1. Физическое развитие. Размеры и общий план строения тела. Связь физиологических функций с размерами и формой тела. Размеры тела и физические факторы. Оценка уровня физического развития детей.

    В настоящее время здоровье детского населения находится в прямой зависимости от интенсивности и продолжительности влияния комплекса факторов среды обитания и степени адаптации индивида к этим факторам. Об актуальности вопросов охраны здоровья детского населения свидетельствует наметившаяся тенденция ухудшения здоровья детей, высокая распространенность морфофункциональных расстройств, омоложение хронических заболеваний. Охрана здоровья подрастающего поколения является важнейшей задачей, так как известно, что фундамент здоровья взрослых закладывается в детском возрасте. В настоящее время число детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья органического и функционального характера, возрастает с каждым годом.

    Здоровье детской популяции формируется под воздействием сложного комплекса социально-гигиенических, биологических и экологических факторов, поэтому проблема сохранения здоровья детского населения не может быть рассмотрена без учета изменяющихся условий окружающей среды и должна базироваться на комплексном подходе

    Общепризнанно, что одной из составляющих здоровья детского населения является уровень физического развития. Выраженные отклонения от нормативов физического развития, как правило, означают нарушения процессов роста и созревания организма. Часто они бывают связаны с теми или иными метаболическими нарушениями, а также с патологией эндокринной и центральной нервной систем. При этом существенное отставание в физическом развитии иногда даже менее опасно, чем значительное опережение, которое почти всегда свидетельствует о наличии гормональных нарушений.

    Физическое развитие человека тесно связано с функциональным состоянием организма — другой составной частью здоровья, которое представляет собой интегральный комплекс наличных характеристик тех качеств и свойств организма, которые прямо или косвенно определяют деятельность человека. Функциональное состояние есть системный ответ организма, обеспечивающий его адекватность требованиям деятельности.

    Оценка уровня физического развития детей, которая проводится по общепринятым стандартным методикам; степени гармоничности развития.

    Измеряются такие показатели, как длина и масса тела, ОГК, содержание резервного жира, силовые показатели (становая и кистевая динамометрия). Рассчитываются индексы: индекс Пеньи (крепость телосложения), индекс тучности; гармоничности телосложения, индекс Вервека-Воронцова.

    Темпы роста и развития ребенка генетически детерминированы, но протекают они в конкретных условиях, оптимальных или не оптимальных с точки зрения уровня стрессогенных воздействий. Сумма воздействий, которым подвергается ребенок, влияет на формирование его фенотипа и последующее развитие. Начиная с 90-х годов, в нашей стране происходили бурные социально-экономические преобразования, которые на том этапе характеризовались снижением жизненного уровня большинства населения Российской Федерации. Это, прежде всего, отрицательно сказывалось на условиях обучения и воспитания детей и образе их жизни. Многие исследователи отмечают, что в последние два десятилетия ХХ века появились новые данные, свидетельствующие об изменении темпов роста и развития детей и подростков и наблюдается прекращение увеличения соматометрических показателей и в ряде случаев их снижение. Эти явления могут быть расценены как завершение процесса ускоренного роста и развития школьников и постепенная смена акселерации ретардацией.

    Приборы и материалы: Методика антропометрических исследований, сантиметровые ленты, динамометры, ростомер, напольные весы.

    Оценка и интерпретация полученных результатов.

    Тема 2. Функциональные особенности дыхательной системы у детей. Исследование функции внешнего дыхания у детей (определение жизненной емкости легких и составляющих ее объемов с помощью сухого спирометра; автоматического спирометра «Спиро С – 100» ).

    У детей органы внешнего дыхания по строению и функциональным особенностям отличаются от органов дыхания взрослых. Просвет дыхательных путей у детей уже, чем у взрослых, в ткани легкого меньше эластических волокон. У детей по сравнению со взрослыми в тканях легких меньше альвеол и они мельче.

    Показатели внешнего дыхания претерпевают изменения в процессе роста и развития организма. Наиболее широко используемым показателем внешнего дыхания у детей является жизненная емкость легких (ЖЕЛ), которая зависит от пола, возраста, массы и длины тела.

    Для определения соответствия фактических величин ЖЕЛ установленным нормам используют специально разработанные формулы, которые учитывают корреляцию отдельных характеристик функции внешнего дыхания таким показателям, как пол, масса и длина тела, возраст.

    Например, у детей Севера наблюдается увеличение легочной вентиляции, что, по мнению многих исследователей, тесно связано с увеличением испарительных и конвективных теплопотерь с поверхности легких под влиянием холода и сухого воздуха.

    Приборы и материалы: сухой спирометр; автоматический спирометр «Спиро С – 100», спирт, вата, методика выполнения работы.

    Оценка и интерпретация полученных результатов.

    Тема 3. Функциональные показатели сердечно-сосудистой системы. Определение частоты сердечных сокращений. Измерение уровня артериального давления у детей. Определение систолического и минутного объемов крови расчетным путем.

    Известно, что основным звеном, лимитирующим развитие приспособительных реакций организма, в том числе растущего, является сердечно-сосудистая система, которая по мере роста и развития ребенка на каждом этапе онтогенеза имеет свои структурные и функциональные особенности. Учет этих особенностей важен, т.к. между чисто морфологическими и функциональными возможностями системы кровообращения у детей наблюдается тесная связь и взаимное влияние.

    Cреди многообразных функциональных показателей сердечно-сосудистой системы исключительное место принадлежит частоте сердечных сокращений (ЧСС), которая отражает общее состояние не только системы кровообращения, но и всего организма в целом.

    Величина ЧСС зависит от возрастных, половых и индивидуальных особенностей человека. У новорожденного она значительно выше - 140 ударов в минуту. Интенсивно снижаясь в течение первых лет жизни, она составляет к 8 - 10 годам 90 - 85 ударов в минуту, а к 15 годам приближается к величине взрослого. В норме у взрослого человека она составляет от 60 до 80 ударов в минуту. В зависимости от потребностей организма, от его энергетических затрат и нервного напряжения на данный момент времени частота пульса может изменяться в довольно значительных пределах. В свою очередь, изменение ЧСС является важнейшим физиологическим механизмом, осуществляющим адаптацию аппарата кровообращения к выполнению работы и условиям внешней среды.

    Артериальное давление помимо наследственной обусловленности связано у детей с длиной и массой тела, степенью развития скелетной мускулатуры, с видом деятельности, психологическим климатом в семье и школе. На величину кровяного давления влияют климатические и географические условия местности. Максимальное (систолическое) артериальное давление (АДС) увеличивается с возрастом. Наиболее высокого уровня АД достигает у подростков (14 - 16 лет), что связано с нейроэндокринными перестройками, обусловленными половым созреванием. Многие исследователи увеличение АД с возрастом связывают с повышением периферического сосудистого и общего эластического сопротивления. Оно рассматривается как компенсаторная реакция, направленная на поддержание гемодинамики в пределах оптимальных величин.

    Для наиболее полной оценки функционального состояния аппарата кровообращения, наряду с измерениями ЧСС и АД, определяют систолический (СО) и минутный (МОК) объемы крови. Считается, что ударный, или систолический объем (СО) – величина, зависящая от объема полостей сердца, функционального состояния миокарда и потребности организма в кровоснабжении. Этот показатель увеличивается с возрастом пропорционально увеличению размеров сердца.

    Для индивидуальной оценки объема кровообращения Н.Н Савицким было предложено определять величину должного минутного объема кровообращения (ДМОК) с учетом напряженности обменных процессов. Для вычисления ДМОК (л/мин) находят по таблицам Гарриса и Бенедикта величину должного основного обмена (ДОО, ккал) и делят на 281, которое состоит из среднего калорического эквивалента кислорода (4,88), умноженного на артериовенозную разницу (0,041) и на 1440 (24*60) минут в сутках.

    Приборы и материалы: методика выполнения работы, тонометр, фонендоскоп, секундомер; кардиограф ЭК1Т-0ЗМ2 [для определения частоты сердечных сокращений по интервалу R - R электрокардиограммы (ЭКГ) во втором стандартном отведении].

    Оценка и интерпретация полученных результатов.

    Тема 4. Определение величины максимального потребления кислорода у детей школьного возраста.

    Величина максимального потребления кислорода (МПК) у детей, так же как и у взрослых, характеризует уровень развития кардиореспираторной системы, а рассчитанная на 1 кг массы тела определяет их физическую работоспособность.

    Исследованиями установлено, что современные школьники обладают более низкими показателями МПК, чес их сверстники второй половины 50-х годов прошлого века. Основная причина – снижение двигательной активности детей. Поэтому определение МПК у детей школьного возраста приобретает практическое значение, т.к. дает возможность в каждой возрастной группе выделять детей с низкими показателями и принимать соответствующие профилактические меры и правильной организации физического и трудового воспитания учащихся.

    Материалы: методика выполнения работы, ступенька (на которой высота скамейки равна 30 – 35 см), секундомер.

    Оценка и интерпретация полученных результатов.

    Тема 5. Функциональные пробы с задержкой дыхания. Оценка уровня функционирования системы кровообращения по ИФИ (индексу функциональных изменений).

    В последнее время многими авторами признается, что исследования энергетического обмена служат источником ценной информации об особенностях реакции организма на воздействия, способствуя дальнейшей разработке представлений о его состоянии и адаптивных резервах. Данные такого рода позволяют определять резервные возможности кардиореспираторной системы.

    В экспериментах используются такие функциональные нагрузки, как проба Штанге (произвольная остановка внешнего дыхания на вдохе) и проба Генчи (произвольная остановка внешнего дыхания на выдохе).

    Известно, что система кровообращения как чувствительный индикатор общего состояния целостного организма отражает результат адаптивного поведения через изменения специфических для нее показателей. Р.М.Баевский, А.П.Берсенева предложили в качестве критерия адаптационных возможностей организма определять индекс функциональных изменений (ИФИ). Доврачебный скрининг, основанный на оценке ИФИ, обеспечивает системный подход к оценке функционального состояния системы кровообращения как индикатора адаптационных возможностей всего организма. На основании полученного значения ИФИ каждый человек может быть отнесен к одной из четырех групп по степени адаптации: 1 - удовлетворительная адаптация, 2 - напряжение механизмов адаптации, 3 - неудовлетворительная адаптация, 4 - срыв адаптации; чем выше условный балл ИФИ, тем выше вероятность развития патологических отклонений. Переход от донозологических состояний (от напряжения адаптационных механизмов) к преморбидным и патологическим (неудовлетвортельная адаптация и срыв адаптации) происходит постепенно и может быть прослежен по ИФИ.

    Материалы или оборудование: методика выполнения работы, весы, ростомер, тонометр и фонендоскоп, секундомер.

    Оценка и интерпретация полученных результатов.

    Тема 6. Определение показателей PWC170 у детей и подростков.

    Величины общей физической работоспособности (PWC170 , мл//мин. кг) -| интегральные показатели степени воздействия на человека гипокинезии. Величины PWC170 оцениваются по мощности работы при ЧСС в 170 уд/мин и уровню максимального потребления кислорода (МПК, мл/мин.кг).

    Показатели физической работоспособности (PWC170) у детей и подростков ниже, чем у взрослых. Для определения PWC170 выполняется две разные по мощности физические нагрузки в течение 4 минут. Продолжительность отдыха между нагрузками составляет 3 минуты.

    Материалы и приборы: методика выполнения работы, ступенька (на которой высота скамейки равна 30 – 35 см), секундомер.

    Оценка и интерпретация полученных результатов.


  2. Учебно - методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.



Таблица 3

Осуществляемые студентами виды самостоятельных работ при изучении дисциплины и контроль за их выполнением


№ п/п

Вид самостоятельной работы

Деятельность студентов в ходе выполнения данного вида самостоятельной работы

Способ оценки

1

Подготовка к собеседованию;

семинару – диалогу;

семинару-дискуссии

В ходе освоения дисциплины осуществляется контроль теоретических знаний студентов по определенным темам дисциплины, представленным в разделе тематическое планирование. Студенты самостоятельно готовятся к собеседованию с использованием материалов лекций, основной и дополнительной литературы.

Собеседование

Семинар-диалог

Семинар-дискуссия

2

Подготовка

электронных слайдов по теме рефератов

Студенты самостоятельно готовят при помощи соответствующего программного обеспечения слайды для более полного освещения выбранной темы рефератов

Реферат

Мультимедийное сопровождение


3.

Решение ситуационных задач

Студентам предлагаются ситуационные задачи, которые они должны решить

Ответ на семинаре





Вопросы к зачету
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Л. М. Волосникова /Ф. И. О iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной...
Морфометрия, цитохимия и функциональная диагностика в оценке адаптационного потенциала человека
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Л. М. Волосникова /Ф. И. О iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной...
«Биология», профили ботаника, зоология, физиология, генетика, биоэкология; форма обучения – очная
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Л. М. Волосникова /Ф. И. О iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной...
Специальное (дефектологическое) образование, профиль Логопедия, форма обучения – очная, заочная
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Л. М. Волосникова /Ф. И. О iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной...
Биология профили ботаника, зоология, физиология, генетика, биоэкология; форма обучения – очная
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Л. М. Волосникова /Ф. И. О iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной...
Специальное (дефектологическое) образование, профиль Логопедия, форма обучения – очная, заочная
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Л. М. Волосникова /Ф. И. О iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной...
Функциональные характеристики внешнего дыхания при адаптации человека к действию стрессовых факторов различной этиологии
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Л. М. Волосникова /Ф. И. О iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной...
Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных, протокол №9. Соответствует требованиям к содержанию,...
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Л. М. Волосникова /Ф. И. О iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной...
Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных, протокол №9. Соответствует требованиям к содержанию,...
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Л. М. Волосникова /Ф. И. О iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной...
Биология; Профиль «Физиология человека и животных», «Экология человека», «Экологическая генетика», «Биотехнология», «Зоология позвоночных»;...
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Л. М. Волосникова /Ф. И. О iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной...
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 050700. 62 – Специальное (дефектологическое) образование,...
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Л. М. Волосникова /Ф. И. О iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной...
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050700. 62 – Специальное (дефектологическое)...
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Л. М. Волосникова /Ф. И. О iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
«Спортивная тренировка», «Физкультурное образование», «Физкультурно-оздоровительные технологии»
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Л. М. Волосникова /Ф. И. О iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Рассмотрено на заседании кафедры зарубежной литературы 11. 04. 2011. Протокол №10
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Л. М. Волосникова /Ф. И. О iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Лингвистика, профиль подготовки: Перевод и переводоведение (английское отделение)
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Л. М. Волосникова /Ф. И. О iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Психофизиологические механизмы адаптации человека и методы функциональной диагностики
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Л. М. Волосникова /Ф. И. О iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
«Спортивная тренировка», «Физкультурное образование», «Физкультурно-оздоровительные технологии»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск