Скачать 0.94 Mb.
|
Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова Контроль усвоения лекционного материала по гигиене и основам экологии человека (методическое пособие по тестовому контролю) 2013 Методическое пособие составлено коллективом кафедры гигиены и основ экологии человека Российского государственного медицинского университета под общей редакцией заслуженного деятеля науки РФ, академика РАМН, профессора Ю.П. Пивоварова. Авторский коллектив: профессора Пивоваров Ю.П., Королик В.В.,, Аль Сабунчи А.А., Иванов Н.Г., Шеина Н.И., доценты Булацева М.Б.,, Волкова Р.С., Зиневич Л.С.,.Грачева М.Н., Мялина Л.И., ст. преподаватели., Сазонова Л.П., Чуб; Г.Г., Конашинский А.В.,Колесникова В.В., Русанова Н.А., ассистенты Милушкина О.Ю., Мухамедова С.А., Дагаева З.А. Рекомендовано Центральным координационно-методическим советом РГМУ им. Н.И.Пирогова в качестве учебно-методического пособия для студентов всех факультетов (протокол 3 от 2 июня 2010 года). Темы лекций 1.Предмет и методы гигиены. Взаимосвязь гигиены и экологии человека. История возникновения и развития этих наук. Проблемы охраны окружающей среды в условиях НТР как важнейшие гигиенические и экологические задачи. 2 Атмосферный воздух как внешняя среда. Комплексное влияние метеорологических факторов на организм человека. Метеотропные реакции.3 Загрязнение атмосферного воздуха как важная гигиеническая и экологическая задача. Самоочищение атмосферного воздуха и его охрана.4 Солнечная радиация и причины её изменений. Биологическое действие солнечной радиации на окружающую среду и здоровье человека. Применение ультрафиолетового излучения в профилактических целях.5 Вода, как фактор внешней среды и её гигиеническое значение. Нормированиекачественного состава питьевой воды. 6 Методы улучшения качества питьевой воды. Обеззараживание питьевой воды при централизованном водоснабжении и в полевых условиях. 7 Почва как фактор внешней среды. Роль почвы в передаче эндемических, инфекционных и паразитарных заболеваний. Загрязнение и самоочищение почвы. 8 Биологическое загрязнение объектов внешней среды как важная гигиеническая и экологическая проблема. 9 Загрязнение объектов окружающей среды радиоактивными веществами, причины и возможное неблагоприятное влияние на природу и организм человека 10 Питание как фактор сохранения и укрепления здоровья. Физиологические нормы питания. Значение отдельных компонентов пищи в питании человека. Значение белков в питании человека, их нормы и источники поступления в организм. 11 Значение жиров, углеводов и минеральных веществ в питании человека. Нормы этих компонентов пищи и источники их поступления в организм человека. 12 Значение витаминов в питании человека. Пищевые продукты – источники витаминов. 13 Чужеродные химические вещества в продуктах питания. 14 Медицинский контроль за питанием организованных групп населения. Лечебно-профилактическое и лечебное питание человека. 15 Пищевые отравления человека и их классификация. Пищевые токсикоинфекции и их профилактика. 16. Бактериальные интоксикации и микотоксикозы. Основные направления профилактики. 17 Пищевые отравления немикробной природы и основные направления их профилактики. 18 Гигиенические требования к планировке, строительству и функционированию лечебно-профилактических учреждений разного профиля. 19 Воздействие факторов производства на здоровье. Гигиена умственного и физического труда. Профилактика переутомления. Производственные вредности и профессиональные заболевания. Основные направления их профилактики. 20 Промышленные яды, их классификация. Общие закономерности действия промышленных ядов. Основные направления профилактики. 21 Производственная пыль как фактор вредности. Основные пылевые производства. Специфические и неспецифические профессиональные пылевые болезни и меры их профилактики 22 Шум и вибрация, их влияние на организм человека в условиях производства. Меры профилактики. 23 Основные проблемы гигиены труда при работе с радиоактивными веществами и источниками ионизирующего излучения. Дозиметрический контроль. Меры защиты. 24 Профессиональные вредности в системе здравоохранения и их классификация. Основные направления профилактики. 25 Основные проблемы гигиены труда в сельском хозяйстве. Гигиена труда при работе с ядохимикатами. Профилактика заболеваний усельскохозяйственных животных. 26 Электромагнитные поля и их влияние на организм в процессе жизни и профессиональной деятельности. 27 Гигиенические основы обеспечения нормального роста и развития ребёнка. Факторы, формирующие здоровье детей и подростков. Физическое развитие, показатели, методы оценки. Акселерация. 28 Гигиенические требования к планировке и оборудованию детских учреждений. Лекция 29 Адаптация детей к началу обучения в школе. 30 Гигиена учебных занятий в школе 31 Использование технических средств обучения школьников и их гигиеническая оценка. Гигиенические проблемы обучения школьников работе на компьютере, меры профилактики. 32. Гигиенические основы и врачебный контроль за физическим воспитанием школьников. 33. Профессиональная ориентация и врачебно-профессиональная консультация подростков. 34 и 35 Основное содержание лечебно-профилактической работы врача-педиатра в детских и подростковых учреждениях. Гигиенические вопросы организации летней оздоровительной работы с детьми и подростками. 36 Физиолого-гигиенические основы и методы проведения закаливания детей и подростков. 37 Гигиенические проблемы медицины экстремальных ситуаций и катастроф. 38. Гигиена аптечных учреждений 39. Гигиенические требования к контрольно-аналитическим лабораториям и аптечным складам. 40. Гигиена труда на предприятиях химико-фармацевтической промышленности. 41. Гигиенические требования к планировке, строительству и функционированию лечебно-профилактических учреждений стоматологического профиля Лекция 1. Предмет и методы гигиены. Взаимосвязь гигиены и экологии человека. История возникновения и развития этих наук. Проблемы охраны окружающей среды в условиях НТР как важнейшие гигиенические и экологические задачи. 1. Гигиена - основная медицинская профилактическая дисциплина: а) изучающая влияние природной среды на здоровье человека; б) выявляющая факторы, оказывающие неблагоприятное влияние на человека; в) разрабатывающая мероприятия по предупреждению неблагоприятного влияния внешних факторов; г) разрабатывающая гигиенические нормативы; д) изучающая общие законы взаимодействия внешней среды и человека. 2. Какими методами исследований пользуется гигиеническая наука? а) физическими; б) химическими; в) физиологическими; г) бактериологическими; д) экспериментальными. 3. Основоположником гигиенической науки в России является: а) Доброславин А.П.; б) Семашко Н.А.; в) Соловьев З.П.; г) Хлопин Г.В.; д) Эрисман Ф.Ф. 4. Кто является основателем кафедры гигиены нашего ВУЗа? а) Диатронтов П.Н.; б) Игнатов Н.К.; в) Коцин М.Б.; г) Соловьев З.П.; д) Литвинов Н.Н. 5. Экология человека комплексная дисциплина: а) изучающая влияние природной среды на здоровье человека; б) выявляющая факторы, оказывающие неблагоприятное влияние на человека; в) разрабатывающая мероприятия по предупреждению неблагоприятного влияния внеш- них факторов; г) разрабатывающая гигиенические нормативы; д) изучающая общие законы взаимодействия внешней среды и человека. 6. Кто является основоположником экологии как науки? а) Геккель; б) Мебиус; в) Гриннел; г) Тексли; д) Вернадский. 7. В Чём проявляются неблагоприятные влияния экологических факторов? а) изменением газового состава атмосферы; б) истончением озонового слоя атмосферы; в) изменением климата; г) ростом заболеваемости человека; д) появлением микроорганизмов-мутантов. 8. Какие факторы формируют здоровье человека? а) наследственные; б) эндемические; в) природно-климатические; г) эпидемические; д) профессиональные; е) социальные; ж) экологические; з) национальные. 9. Какой процент заболеваний человека, по мнению ВОЗ, обусловлен экологическими факторами? а) 10 %; б) 25 %; в) 50 %; г) 73 %. 10. В каких единицах измеряются ежегодные выбросы в России в атмосферу химических загрязнений? а) тонны; б) десятки тонн; в) сотни тонн; г) тысячи тонн; д) миллионы тонн. 11. Какой процент питьевой воды подаваемой на водопроводы России из открытых водо- ёмов не соответствует гигиеническим нормам? а) 25 %; б) 50 %; в) 75 %; г) 85 %. 12. Каким основным законом России регламентируется работа санитарно-эпидемиологи- ческой службы в области охраны окружающей среды и здоровья населения? а) Законом РСФСР “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” 1991 г.; б) Федеральным Законом “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” № 52-ФЗ от 1999 г.; в) Законом “О защите прав потребителей”, 1993 г,; г) Законом “О стандартизации”, 1995 г,; д) Законом “О сертификации продукции и услуг”, 1995 г. |