Антонимы





Скачать 90.01 Kb.
НазваниеАнтонимы
Дата публикации25.08.2014
Размер90.01 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Философия > Урок




Урок русского языка

3 «а» класс

Учитель Ходякова Светлана Геннадьевна

Образовательная система «Перспективная начальная школа»

Раздел «Имя существительное»

Урок № 12

Изучение нового материала.
Тема урока: Антонимы

Цель: формирование универсальных учебных действий в процессе решения проблемных ситуаций на этапе изучения нового материала.

Задачи:




Универсальные учебные действия

1. Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу.

Личностные

2. Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе и жизненных ситуациях.

Регулятивные

3. Учить детей различать синонимы и антонимы, обобщить знания учащихся об антонимах;

развивать речь учащихся путём подбора слов из лексического словаря учащихся;

Познавательные

4. Развивать умение участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, сотрудничать в совместном решении проблемы, воспитывать в детях желание быть добрыми и справедливыми.

Коммуникативные


Оборудование.

  • презентация;

  • карточки;

  • обратный словарь.



Ход урока.

1.Организация начала урока.

Язык - и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно -

В огромном море - море слов -

Купаться ежечасно!

Сегодня на уроке мы с вами совершим увлекательное путешествие по морю слов. Оно огромно. В нём множество островов и рифов, проливов и заливов. На некоторых островах мы уже побывали. Название острова, на который мы сегодня отправимся, вы узнаете чуть позже.

Чтобы наш корабль благополучно отплыл, нам нужно показать свою готовность.

Для нашего путешествия нам понадобится учебник - путеводитель, тетрадь – дневник наблюдения, и, конечно же, наши знания.

2. Повторение

Наш корабль берёт курс на пролив «Повторение».

Внимание на экран. («Делу время – потехе час»)

Как вы объясните смысл этой пословицы? (Основное время делам, а забавам, веселью только досуг.)

Запишите пословицу по образцу на доске.

А что такое потеха? (Игра, развлечение, забава)

Как называются эти слова? (Синонимы)

Что такое синонимы? (Синонимы – это слова одной и той же части речи, имеющие одинаковое или близкое значение.)

Молодцы! Вы очень хорошо запомнили, что такое синонимы. Нам это сегодня еще понадобиться. Но у нас с вами другая цель и другие задачи.

3. Сообщение темы урока. Актуализация знаний

Наш корабль приближается к таинственному острову. Название острова мы и попробуем открыть.

Посмотрите внимательно на эту пословицу, прочитайте её с выражением, выделите голосом главные слова. Что это за слова?

Как называются слова, противоположные по смыслу?

Кто может назвать тему сегодняшнего урока? (антонимы)

- Слово "антоним" похоже на слова ", "синоним". У них одинакова вторая часть. Вторая часть у этих терминов -онима- по-гречески означает "имя". А если к этому добавить "анти", то и получится "антоним". Анти - это значит "против".

На какие вопросы мы можем с вами ответить за время нашего путешествия? Выберите их. (вопросы записаны на слайде)

Какие слова называются антонимами?

Какие сказки сочинил А.С.Пушкин?

Когда буквы е, ё, ю, я обозначают два звука?

Какой частью речи могут быть антонимы?

Какие предложения называются повествовательными?

Для чего нужны антонимы в речи?

Что такое олицетворение?

Действительно, сегодня на занятии мы ответим на следующие вопросы. Учитель зачитывает вопросы еще раз.

Нам предстоит ответить на эти вопросы и доказать, что у нас достаточно знаний по данной теме. Как вы думаете, справимся с этой проблемой?

Как же называется наш остров?

4. Работа по учебнику.

Откройте содержание нашего учебника – путеводителя и определите, на какой странице находится интересующая нас тема. (работа по содержанию с. 95)

Прочтите самостоятельно важную информацию на данной странице.

Что же вы узнали?

Кто может привести свои примеры?

5. Словарная работа.

Теперь, зная, что такое антонимы мы смело, можем спускаться с нашего корабля на остров. Скажите, какое приспособление нам может в этом помочь? (трап, лестница)

Как называются такие слова? (синонимы)

Запишите новое словарное слово лестница. Определите часть речи, число, род.

Прочтите слово внимательно и найдите орфограмму в слове. Подчеркните опасность (на доске)

Запомнить новое словарное слово нам поможет дневник наблюдений – наша тетрадь. Откройте тетрадь с печатной основой на странице 64.

Какое слово, связанное со словом лестница может нам помочь его запомнить. (ступеньки)

Ребята, а как вы думаете, каким образом слово лестница может быть связано с антонимами? (Какие действия мы совершаем по лестнице?) (спускаемся и поднимаемся)

Скажите эти слова по значению одинаковые или противоположные? Какой части речи принадлежат эти слова?

А сейчас предлагаю вам составить из данных слов предложение.

Ребята, спустились, на, берег по деревянной, лестнице

Запишите предложение в тетрадь.

Найдите и подчеркните основу предложения. (работа у доски)

Какая часть речи работает у нас подлежащим? А сказуемым?

Подберите к сказуемому слово антоним.

Какие слова мы называем антонимами?

Молодцы! Можно считать, что мы спустились на остров и будем с ним знакомиться.

6. Работа в паре

Проверим вашу память.

С какой пословицы мы начали урок?

Какой частью речи являются слова «дело – потеха»? Докажите.

Как вы считаете, к обсуждению какого вопроса мы подошли вплотную. (Какой частью речи являются антонимы).

Так какой частью речи они могут являться? (Имена существительные)

И на нашем пути встречается Клумба рассыпанных пословиц. Нам необходимо их собрать, чтобы продолжить путь.

Работать будем в парах (пословицы разрезаны)

Возьмите конверты и соберите пословицы. Будьте очень внимательны.

Маленькое дело лучше, чем большое безделье.

Легче друга потерять, чем найти.

Ученье – свет, неученье – тьма.

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

Самопроверка (по доске)

Теперь проверим, что у вас получилось.

Объясните, как вы понимаете эти пословицы?

Найдите и выпишите все пары антонимов из пословиц в начальной форме.

Определите и запишите часть речи у выписанных слов. Проверь себя

Давайте, проверим, что у нас получилось? (по доске)

маленький – большой – прил.

дело – безделье – сущ.

потерять – найти – глагол

свет – тьма – сущ.

ученье – неученье – сущ.

горький – сладкий – прил.

правда – ложь – сущ.

Кто может сказать, какой частью речи могут быть антонимы? (любой)

Молодцы! Мы можем смело двигаться вперёд.

7. Динамическая пауза «Решето»

Сыграем в игру «Противоположные слова»

Учитель бросает мяч ребёнку, называя слово. Ученик – называет антоним этого слова.

1 группа: Враг – друг, холод – жара, свет – тьма, дело – безделье.

К какой части речи относятся данные слова?

2 группа: Старый – новый, злой – добрый, крепкий – слабый, горький – слабый.

А эти слова, какой части речи?

3 группа: Бездельничать – работать, огорчаться – радоваться, обижает – защищает, найдешь – потеряешь.

Какой частью речи являются ваши слова?

4 группа: Далеко – близко, высоко – низко.

Мы ещё не знакомились с этой частью речи. Но может кто-нибудь знает, как она называется.

Какими частями речи выражены антонимы?

У одних антонимами были имена существительные, у других – глаголы, вы встретились с антонимами – прилагательными, а некоторым достались антонимы – наречия.

Какой можно сделать вывод?

Это значит, что антонимы есть в каждой части речи. Хочу уточнить, что мы ещё не знаем всех частей речи, поэтому надо знать, что антонимы могут быть и другими частями речи).

8. Водопад слов. Самостоятельная работа.

Что же нас ждёт впереди? А впереди нас ждёт необычный водопад слов.

Откроем обратный словарь на –стный с.169.

Найдите самостоятельно четыре??? пары антонимов и запишите их в дневник наблюдения. (известный - неизвестный, честный – нечестный, радостный – нерадостный (грустный), корыстный – бескорыстный) корыстный –тот кто ищет выгоду, пользу.

Проверь себя! (проверка на доске)

Какая орфограмма встретилась в этих словах?

Антонимы могут быть с разными корнями, но иногда слова-антонимы являются родственными и образуются с помощью приставок бес/без или частицы не.

Скажите, как вы думаете для чего в речи нужны антонимы? (Чтобы наша речь была более яркой и выразительной)

9. Бухта Творчества

. Путешествие продолжается. Наш корабль причалил в бухте Творчества. Нам предстоит справиться еще с одним испытанием.

1. Прочитайте текст.

Сегодня холодный хмурый день. Стоит ненастная погода. По небу плывут тяжёлые чёрные тучи. Сеет мелкий осенний дождик. Под ногами сырая земля.

- Какое настроение возникает после прочтения текста? (грустное, печальное, тоскливое)

- С помощью каких слов передается это настроение?

2. Внимательно прочитайте задание на карточке и вместе выполните его в группе. При затруднении обращайтесь к спасательному кругу, который лежит у вас на парте (на спасательном круге записаны слова-помощники).

Задание 1,2 группе заменить пропущенные слова синонимами.

Сегодня ___________ _________ день. Стоит _______________ погода. По небу плывут тяжёлые чёрные тучи. ________ мелкий осенний дождик. Под ногами __________ земля.

Задание 3,4 группе заменить пропущенные слова антонимами.

Сегодня ___________ _________ день. Стоит _______________ погода. По небу плывут ______________ ____________ облака. Под ногами __________ земля.

3. Проверка.

А) Получившийся текст читают 1 и 2 группы.

Какое настроение передает ваш текст?

Изменилось ли настроение? Почему не изменилось, ведь вы заменили слова? (использовали синонимы – слова близкие по смыслу)

Б) Получившийся текст читают 3 и 4 группы.

Какое настроение передает ваш текст?

Изменилось ли настроение? Почему? (использовали антонимы – слова противоположные по смыслу)

Для чего же нам нужны антонимы в речи? (Для яркости речи путём сравнения слов, для построения интересных предложений)

Как приятно выходить на берег в такую погоду!

10. Пристань «Вопрос - ответ» (Пересадки?)

Наш кораблик взял курс на пристань «Вопрос - ответ»

Совсем скоро наше путешествие закончится. Давайте проверим, нашли мы ответы на вопросы, которые поставили в начале путешествия? (вопросы на слайде)

Какие слова называются антонимами?

Какой частью речи могут быть антонимами?

Для чего нужны антонимы в речи?

Чтобы наша речь была более яркой и выразительной (Для яркости речи путём сравнения слов, для построения интересных предложений)

11. ЛЕКСИКА

Вот несколько сувениров, которые мы собрали за время путешествия. Каждый из них приготовил для нас сюрприз. (По клику мыши на экране передвигаются фигурки, из них образуется слово – ЛЕКСИКА.)

Оказывается, ребята, море, по которому мы путешествовали, называется – ЛЕКСИКА.

Лексика – словарный состав языка. На наших уроках мы продолжим путешествие по этой стране и узнаем много нового.

12. Рефлексия

Наше путешествие подошло к концу.

- Кто может продолжить предложение:

Я теперь знаю…,

Я понял(а)…

Я могу …

Пригодятся ли вам полученные знания на будущих уроках?

- Подберите к данным словам антонимы. Если вы выполните эту работу правильно, то из первых букв антонимов сможете сложить слово, которое станет сюрпризом для вас:

Широкий -… (Узкий)

Твёрдый -… (Мягкий)

Старый - … (Новый)

Скучный - … (Интересный

Бесполезный - … (Ценный)

Неряшливый - … (Аккуратный)

Вы сегодня хорошо потрудились. Спасибо за работу! Спасибо за урок!




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Антонимы iconТема урока: «Существительные, их синонимы и антонимы»
На уроке осуществляется обобщение материала об изученных словах, развивается логическое мышление и умение видеть и употреблять в...
Антонимы iconТехнологическая карта конструирования урока с использованием эор и цор
Решаемые учебные проблемы: чем синонимы отличаются от антонимов; можно ли, используя антонимы объяснить неизвестное слово; какую...
Антонимы iconУрок-театр: морская школа. Тема: омонимы, синонимы, антонимы
Перед выступлением дети по группам проводят аналогичное выступление для себя. Цифровой ресурс используется здесь как иллюстрация...
Антонимы iconУрок обобщения изученного по теме «Лексика»
Повторить основные понятия лексики: однозначные и многозначные слова; синонимы и антонимы, омонимы
Антонимы iconУрока письма в 1 классе (система Занкова Л. В.)
Цели урока. Научить писать заглавную букву З. Познакомить с понятием «антонимы»
Антонимы iconКонспект урока антонимы фио (полностью) Антипова Марина Михайловна Место работы
Русский язык: 5 класс: учебник М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Л. А. Тростенцовой и др. М.: Просвещение, 2009
Антонимы iconУрок русского языка Тема: Повторение и обобщение материала по теме «Лексика»
Развивать умения находить в тексте и подбирать синонимы, антонимы, слова, употребленные в переносном значении
Антонимы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Роль имен существительных в предложении и в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы Урок 59
Антонимы iconТема урока : «Синонимы, антонимы и омонимы»
Цели урока: Повторить термины «Синоним, антоним и омоним». Изучить частичные омонимы: омофоны, омоформы и омографы
Антонимы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Антонимы iconРазработка урока русского языка в 5 классе по теме «Антонимы» Цели урока
Выяснить осмысление морфемного состава слова и мотивировку его значения на основе сближения с созвучными словами, отличными от него...
Антонимы iconЛексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Лексический...
Метадическая разработка интегрированного урока с использованием возможностей интерактивной доски
Антонимы iconКонспект урока русского языка во 2 классе с использованием икт (...
Русский язык: Учеб для 2 кл нач шк. В 2 ч. Ч. 2/ С. В. Иванов- м.: Вентана- граф, 2008
Антонимы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учить различать противоположные по значению слова и подбирать антонимы к различным частям речи; расширять активный и пассивный словарный...
Антонимы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Имя прилагательное». Оказывается, имена прилагательные бывают близкие по смыслу, это синонимы и противоположные антонимы. А какие...
Антонимы iconТемы вашего учебного проекта
Синонимы и антонимы" в 5 классе на уроках русского языка, который предполагает углубление знаний детей при изучении этой темы, при...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск