Концепция самосознания в философской системе г. В. Ф. Гегеля





НазваниеКонцепция самосознания в философской системе г. В. Ф. Гегеля
страница1/12
Дата публикации11.07.2013
Размер1.58 Mb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Философия > Автореферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи


ТРУФАНОВ Сергей Николаевич

КОНЦЕПЦИЯ САМОСОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФСКОЙ СИСТЕМЕ Г.В.Ф. ГЕГЕЛЯ


Специальность 09.00.03 – История философии


Диссертация

на соискание ученой степени кандидата философских наук


Самара – 2007

Работа выполнена на кафедре философии Самарского государственного технического университета.


Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор, академик Российской академии образования Бим-Бад Борис Михайлович.

Официальные оппоненты:
доктор философских наук, профессор Евстифеева Елена Александровна
кандидат философских наук, доцент Григорьев Леонид Геннадьевич


Ведущая организация:
Московский психолого-социальный институт

Защита состоится 18 октября 2007 года в 15 часов 30 минут на заседании диссертационного совета по философским наукам (К 212.263.05) в Тверском государственном университете по адресу: 170000, Тверь, ул. Желябова, д. 33.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Тверского государственного университета по адресу: 170000, Тверь, ул. Скорбященская, д. 44 а.
Автореферат разослан 15 сентября 2007 г.
Ученый секретарь

диссертационного совета кандидат философских наук, доцент

С.П. Бельчевичен.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3
Глава 1. ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И 17

ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ГЕГЕЛЕВСКОЙ

КОНЦЕПЦИИ САМОСОЗНАНИЯ.
§ 1.1. Проблема самосознания в истории философии до Гегеля. 17
§ 1.2. Общетеоретические основания гегелевской концепции 41

самосознания.
§ 1.3. Гегелевское учение о сознании как таковом и место в нём 57

концепции самосознания.
Глава 2. СОДЕРЖАНИЕ ТРИАДИЧНОЙ КОНЦЕПЦИИ 75

САМОСОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФСКОЙ СИСТЕМЕ ГЕГЕЛЯ.
§ 2.1. Единичное вожделеющее самосознание. 75

§ 2.2. Совместное признающее неравное самосознание. 84

§ 2.3. Всеобщее свободное равное самосознание. 127
Заключение 135

Список литературы 141


ВВЕДЕНИЕ

Философская система Г. В. Ф. Гегеля занимает особое место в истории философии. По праву считаясь наиболее грандиозной по своему категориальному и понятийному полю, по охвату самых сложных проблем философии науки, мышления, истории, гегелевская система содержит в себе богатейший эвристический потенциал. В ней черпают вдохновение самые крупные мыслители XIX и ХХ веков. Ее потенциал раскрывается специалистами практически во всех областях философского знания. Гегелиана, уже представляющая собой монблан книг и статей, в наши дни вбирает в себя и значительные объемы информации, которой располагает мировое многоязычное киберпространство. Сказанное распространяется и на учение Гегеля о сознании и самосознании.


Актуальность темы исследования. Спустя десятилетия, на протяжении которых в отечественном и западном философском дискурсе проблема самосознания отступала на задний план, в конце минувшего столетия самосознание вновь стало актуальным предметом исследования во всем мире. Сложнейшая, комплексная проблема самосознания привлекает внимание специалистов по философской антропологии, по философии истории, по философии культуры, искусства, религии. Большой интерес феноменология самосознания представляет для психологии, социологии, педагогики, теории саморазвития и других наук. Особенно сейчас, когда человечество вступает в эпоху информационных технологий и искусственного интеллекта.

Ведущая роль в исследовании проблемы самосознания всегда принадлежала философии. Интерес к этой проблеме проявился уже на начальном этапе её развития, в Античности. В Средние века, в период господства христианского мировоззрения самосознание человека исследовалось в контексте учения о внутреннем опыте души. В Новое время проблема самосознания разрабатывалась уже в рамках интроспективной концепции сознания. В качестве самостоятельного феномена самосознание впервые было исследовано в немецкой классической философии, результатом чего стала разработанная Гегелем концепция самосознания.

Интерес к проблеме самосознания не угасал и на протяжении последних двух столетий. Изучением этой проблемы в той или иной степени занимались: Э. Гуссерль («Картезианские размышления»), М. Хайдеггер («Время и бытие»), Ж.-П. Сартр («Бытие и ничто»), М. Бубер («Я и Ты»), Т. Адорно и М. Хоркхаймер («Диалектика просвещения»), Э. Фромм («Бегство от свободы») и другие. Из наших соотечественников – С.Л. Рубинштейн («Бытие и сознание»), А.Н. Леонтьев («Деятельность. Сознание. Личность»), А.Г. Спиркин («Сознание и самосознание»), В.А. Лекторский («Субъект. Объект. Познание.») и другие.

Теоретическое наследие мыслителей прошлого является весьма важным ресурсом в деле формирования современной науки о сознании и самосознании. Особенно это касается наследия Гегеля. Неоспоримым достоинством его философской системы является то, что он впервые в истории разобрал и систематизировал все те разрозненные знания о природе и о самом человечестве, которые уже были накоплены к тому времени. Благодаря этому он упорядочил арсеналы и методы деятельности человеческого разума, выстроил все те понятия и определения, посредством которых люди осмысливают мир и передают друг другу информацию на основе преемственности их смысла.

Реализованный Гегелем подход позволил, в частности, значительно углубить понимание феномена человеческого самосознания по всему комплексу связанных с ним проблем. Во-первых, ему удалось отделить сознание человека от всех других формообразований его духа: от души, от интеллекта, от воли. Во-вторых, он разработал учение о самом сознании человека. В-третьих, в рамках этого учения им была развита концепция самосознания: раскрыта его сущность, выявлены закономерности его филогенеза, показана связь этих закономерностей с такими явлениями истории, как: разделение людей на классы, возникновение монотеистических религий и института церкви, а также социальные революции и становление правового общества. Эти закономерности важно знать и учитывать в современную эпоху, для понимания перспектив построения общества, основанного на рацио.

Монографическое исследование гегелевской концепции самосознания в рамках его философской системы имеет также и актуальное образовательное значение. Её положения могут найти применение в преподавании как самой философии, так и истории философии, а также психологии, педагогики, социологии, политологии и целого ряда других дисциплин общественно-гуманитарного профиля.

Степень разработанности проблемы. Философии Гегеля посвящено большое количество литературы, в общем объёме которой преобладают исследования по «Феноменологии духа», по «Науке логики», «Философии права», «Философии истории». Намного меньше работ по «Философской пропедевтике», по «Философии природы», «Философии религии» и особенно по первому разделу «Философии духа» – «Субъективный дух». Назовём здесь только хорошо известные, утвердившиеся имена её исследователей. В Германии таковыми являются, в первую очередь, непосредственные ученики Гегеля – Г. Габлер, К. Гашель, К Дауб, К. Михелет, К. Розенкранц, Б. Бауэр, А. Руге. За ними следуют мыслители, развивавшие свои идеи на основе отдельных положений философии Гегеля: К. Маркс, Ф. Энгельс, Л. Фейербах, а также историки философии Р. Гайм и К. Фишер, создавшие обзорные труды по его научной системе. Затем стоят имена неогегельянцев: Г. Лассона, отстаивавшего идею «единого потока» немецкой классической философии, завершившейся Гегелем, Т. Литта, Т. Геринга, Ф. Розенцвейга, исследовавших философию истории и философию права Гегеля, А. Либерта и Г. Глокнера, работавших над преобразованием его диалектического метода. К ним примыкают неокантианцы – В. Виндельбанд и Г. Коген, высказавшиеся в начале ХХ века о целесообразности возрождения философии Гегеля. Среди германских исследователей минувшего столетия выделяются имена Э. Гартмана, опиравшегося в своих философских конструкциях на систему Гегеля, а также Р. Кронера, исследовавшего общий ход развития немецкого идеализма. Из исследователей второй половины XX в. следует назвать Д.Хенриха, О.Пёггелера, К.Дюзинга, Х.Ф.Фулда, Г.Киммерле, В. Маркса и других.

Англичан с философией Гегеля первым познакомил Дж. Стерлинг. Другой англичанин Дж. Керд, обратился к его наследию в целях борьбы с позитивизмом. Его брат Э. Керд увидел в системе Гегеля теоретическую форму христианства. Ф. Брэдли, Дж. Мак-Таггарт, Р. Коллингвуд, Б. Бозанкет, разрабатывали его учение об абсолютном духе, которое по их мнению выражает общественную природу сознания.

Во Франции наследие Гегеля активно исследовали: Ж. Валь, А. Кожев, Ж. Ипполит, Ж. Батай. Предметом их внимания была главным образом его «Феноменология духа», а также «Наука логики» (Ж. Ипполит). В Италии исследованием логики и философии истории Гегеля занимался Б. Кроче. Другой итальянец Дж. Джентиле, подверг критическому осмыслению методологические основы гегелевской философии. В Нидерландах популяризатором Гегеля являлся Г. Болланд, который рассматривал его философию и, в частности, «Науку логики», как завершение кантовской критики разума.

В Болгарии впервые интерес к философии Гегеля проявил Я. Янев. На современном этапе хранителем философии Гегеля выступает переводчик всего его наследия на болгарский язык Г. Дончев, а также Ц. Рачева, исследующая спекулятивный метод Гегеля.

В Польше над философией истории Гегеля работал А. Цешковский. В Венгрии Д. Лукач исследовал его «Феноменологию духа». В Румынии большой обзорный комментарий к системе Гегеля создал К.И. Гулиан. Достойны упоминания представители так называемого «ренессанс-неогегельянства» второй половины ХХ столетия – Г. Гадамер, С. Сейерс, М. Розен, а также С. Прист, подвергший исследованию гегелевскую теорию сознания.

В нашей стране к числу признанных специалистов по наследию Гегеля относятся: С.С. Гогоцкий, К.С. Бакрадзе, А.В. Гулыга, В.П. Коротких, В.Н. Кузнецов, И.С. Нарский, М.Ф. Овсянников, создавшие обзорные труды по его философской системе, М.Ф. Быкова и Н.В. Мотрошилова, исследующие гегелевское понимание мышления и его «Науку логики», Ю.Н. Давыдов, написавший вступительную статью к «Феноменологии духа» Гегеля, а также А.Н. Ерыгин, совсем недавно написавший монографию о «Феноменологии духа», Э.В. Ильенков, работавший над диалектическим методом Гегеля, И.А. Ильин, исследовавший базовые положениям его философии, А.М. Каримский, Ю.В. Перов, К.А. Сергеев, О.Ю. Сумин, занимающиеся его философией истории, Д.И. Киреев – исследователь теории суждения Гегеля, М.А. Киссель работающий над принципами гегелевского рационализма, Е.С. Линьков, читавший курс лекций по философии Гегеля на философском факультете СПбГУ, В.В. Макаров и В.С. Нерсесянц, исследующие «Философию права», Т.И. Ойзерман, работающий над историей философии Гегеля, и другие учёные.

Интересующая нас концепция самосознания изложена Гегелем в трёх его произведениях: в «Феноменологии духа», в «Философской пропедевтике» и в третьем томе «Энциклопедии философских наук» – «Философии духа» (раздел «Субъективный дух»). Соответственно, из всего массива литературы, посвящённой наследию Гегеля, нам требуется охарактеризовать здесь две группы работ. Первую группу составляют те исследования, в которых рассматривается его философская система в целом, с подробным разбором всех её разделов, включая тот, где изложена его концепция самосознания. Вторую группу – те исследования, в которых рассматривается какое-либо из трёх вышеназванных произведений.

Первая группа представлена следующими работами:

- Фишер К. «Гегель: Его жизнь, сочинения и учение» [152] .  

- Бакрадзе К.С. «Система и метод философии Гегеля» [9].

- Гулиан К.И. «Метод и система Гегеля» [44].

- Гулыга А.В. «Немецкая классическая философия» [47].

- Нарский И.С. «Западно-европейская философия XIX века» [114].

- Коротких В.И. «Очерк исследования структуры системы философии Гегеля» [83].

Наиболее удачной в этом ряду является написанная более ста лет назад работа профессионального историка философии Куно Фишера. В ней он даёт подробное изложение обстоятельств жизни и творчества Гегеля, описывает время создания и общий характер его произведений. Строго придерживаясь текстов Гегеля, он достаточно подробно излагает основные положения разработанных им наук. Однако, на все возникающие в ходе этого вопросы он не даёт собственных ответов, а ограничивается преимущественно лишь тем, что приводит цитаты из соответствующих текстов Гегеля. При этом он использует всё тот же сложнейший гегелевский язык, что не добавляет ясности к излагаемому им материалу. В силу этого, у нас мало оснований говорить о том, что данный труд К. Фишера является ключом к пониманию как всей философской системы Гегеля в целом, так и его концепции самосознания, в отдельности, хотя он безусловно представляет собой одно из лучших её исследований.

Для всех остальных авторов (Бакрадзе К.С., Гулиана К.И., Гулыги А.В., Нарского И.С., Коротких В.И.) задача изложения научной системы Гегеля облегчалась тем, что ко времени их вхождения в науку, уже существовал обстоятельный труд Куно Фишера. Из новейших авторов, изучающих гегелевскую систему в целом, необходимо назвать Георга Бидермана [171] и Катерину Делиджиорджи [175], обобщивших колоссальный исследовательский материал конца ХХ – начала XXI века.

В ходе рассмотрения концепции самосознания все названные авторы, как правило, акцентируют внимание на трёх её главных положениях:

1. Становление сознания человека с необходимостью приводит к появлению самосознания.

2. Ход развития самосознания людей был каким-то образом связан с установлением между ними неравных отношений («господство и рабство»).

3. В процессе развития самосознания европейских народов существенную роль играла христианская религия («несчастное сознание»).

Однако, предлагаемые ими варианты объяснения сути этих положений имеют оторванный от текстов Гегеля и предвзятый характер.

Среди работ второй группы, нацеленных на исследование тех произведений Гегеля, в которых излагается его концепция самосознания, ближе всего к интересующей нас теме подходят монографии Дьёрдя Лукача «Молодой Гегель и проблемы капиталистического общества» [104], Стивена Приста «Теории сознания» [120], Вернера Маркса ««Феноменология духа» Гегеля» [177]. В этих произведениях так же просматривается влияние работы К. Фишера. Содержание самой концепции самосознания данные авторы пересказывают в известной мере поверхностно и неполно, а их комментарии носят столь же сторонний характер.

Формально к данной группе работ следует также отнести исследования французских неогегельянцев: Жана Валя ««Несчастное сознание» в философии Гегеля», Александра Кожева «Идея смерти в философии Гегеля», Жоржа Батайя «Гегель, смерть и жертвоприношение», Жана Ипполита «Происхождение и структура «Феноменологии духа» Гегеля». Однако, и в этих произведениях мы не находим удовлетворительного объяснения сути гегелевской концепции самосознания. Так, например, Жан Валь пытается раскрыть суть состояния «несчастного сознания», не разобравшись предварительно в самой концепции самосознания Гегеля, т.е. он стремится объяснить часть, не видя целого. Тоже самое мы можем сказать и о работах А. Кожева и Ж. Батайя, с той лишь разницей, что в центре их внимания находится не «несчастное сознание», а отношения «господства и рабства». Что касается работы Ж. Ипполита, то в ней достаточно полно освещается содержание «Феноменологии духа» в целом. Однако, при изложении концепции самосознания автор, в ущерб целостности рассмотрения, делает уклон в сторону положения о «несчастном сознании», которое истолковывает в духе экзистенциальной философии.

Таким образом, в трудах отечественных и зарубежных исследователей рассмотрены некоторые важные аспекты интерпретации и осмысления учения Гегеля о сознании человека. Однако до сих пор в научной литературе не имеется исследования, в котором была бы подвергнута обстоятельному анализу главная составляющая этого учения – концепция самосознания Гегеля, взятая в её целостности. Теоретическая неразработанность и практическая значимость этой проблемы обусловили выбор автором темы диссертационного исследования, объектом которого является философская система Гегеля, а предметом – его концепция самосознания.

Цель исследования – философско-теоретическое постижение сущности гегелевской концепции самосознания. Эта общая цель достигается посредством постановки и решения следующих особенных задач:

а) проанализировать исторические и методологические предпосылки появления философской системы Гегеля;

б) исследовать структуру и содержание системообразующего произведения Гегеля «Энциклопедии философских наук»;

в) определить место его учения о сознании в разработанном им комплексе наук о человеке;

г) эксплицировать содержание концепции самосознания Гегеля,

д) раскрыть связь выявленных Гегелем ступеней филогенетического развития самосознания с реальным историческим процессом;

е) уточнить смысл его учения о «несчастном сознании» и его роли в истории человечества.

Источниками исследования являются произведения Г.В.Ф. Гегеля: «Феноменология духа», «Философская пропедевтика», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук», «Философия права», «Жизнь Иисуса», «Дух христианства и его судьба», «Лекции по философии религии», «Лекции по истории философии» и «Лекции по философии истории». В качестве источников использовались также произведения: Канта, Фихте, Шеллинга, других философов Нового Времени, а также труды философов XIX-XX столетий, посвящённые наследию Гегеля.

Методологические основы исследования определяются целью и задачами диссертации, спецификой объекта исследования. Ведущим был герменевтический метод исследования материала. Применение данного метода объясняется тем, что все произведения Гегеля написаны невероятно трудным языком. Отсюда вытекает необходимость переложения их содержания на более понятный и адаптированный к современному уровню науки язык, что невозможно сделать без того, чтобы войти в русло мысли Гегеля и самостоятельно повторить весь ход её развития. Помимо этого применялись также: генетический, структурно-функциональный, сравнительно-исторический, проблемно-тематический и другие методы исследования.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Впервые в отечественной историко-философской литературе проведён комплексный анализ этапов становления всеобщей системы понятий.

2. Показана основополагающая роль гегелевского учения о сознании и самосознании в генезисе и развитии его философской системы.

3. Раскрыто содержание его учения о сознании и самосознании и его релевантность современному рационально-смысловому и понятийному анализу.

4. Дана развернутая интерпретация основных положений концепции самосознания Гегеля.

5. Впервые обстоятельно проанализированы выявленные Гегелем ступени филогенетического развития самосознания, показана их преемственность, и объяснена их связь с реальным историческим процессом.

6. Предложено понимание исторических предпосылок и сущности «несчастного сознания» и его связи с такими явлениями истории, как: распространение христианства, формирование института церкви, движение реформации.

Основные положения, выносимые на защиту

1. Проделанный в работе историко-философской анализ позволил автору выявить три этапа в деле создания всеобщей системы понятий. На первом этапе французские энциклопедисты (Дидро, Д`Аламбер и др.) свели все уже выработанные человечеством к тому моменту понятия вместе и расположили их в простом алфавитном порядке. На втором этапе Хр. Вольф разделил все понятия по отраслям научного знания. На третьем этапе Г. Гегель систематизировал их по принципу логической преемственности их смысла, в результате чего появилась его философская система.

2. В процессе аналитической реконструкции учения Гегеля о субъективном духе было установлено, что проблему происхождения человеческого духа Гегель решал с материалистических позиций. Согласно его представлению формирование духа человека происходит в ходе его взаимодействия с окружающим миром. В своём интенсивном развитии данное отношение содержит три ступени, в соответствии с которыми в каждом человеке существует три формообразования его духа:

а) Непосредственное (неосознанное) чувственное единство (слитность) человека с внешним миром даёт наличие души.

б) Осознанная человеком его противоположность к внешнему миру даёт наличие сознания.

в) Осуществляемое человеком в ходе его сознательной деятельности содержательное единство с окружающим миром проявляется собственно как дух, который выступает в двух формах:

- теоретической деятельности – как интеллект,

- практической деятельности – как воля.

3. Детальный анализа учения Гегеля о сознании показал, что его позиция в вопросе понимания структуры сознания чётко базировалась на единстве точек зрения его непосредственных предшественников: Канта, Фихте и Шеллинга. Согласно его учению, сознание человека состоит из трёх взаимосвязанных элементов:

а) сознания как такового,

б) самосознания,

в) разума.

Сознание как таковое возникает через снятие отношения противоположности нашего Я внешнему миру: Я – не-Я.

Самосознание формируется через вхождение нашего Я в противоположность к самому себе: Я – Я.

Разум – представляет собой единство сознания как такового и самосознания. Он формируется через вхождение осознающего Я человека в отношение противоположности к своему собственному содержанию – наполняющим его знаниям. Задача разума – приводить наши знания в порядок.

4. В ходе историко-философской реконструкции концепции самосознания Гегеля было выявлено, что он одним из первых встал на точку зрения коллективной (общественной) природы индивидуального сознания человека.

Согласно его представлениям коллективное самосознание людей проходит в своём развитии три ступени.

Первая ступень – это единичное вожделеющее самосознание, где человек осознаёт самого себя в пределах своей единичности и в объёме своих животных потребностей: есть, пить, спариваться. На этой ступени формула самосознания имеет вид: Я – Эго, где Эго – это узкий круг указанных физиологических потребностей.

Вторая ступень совместное признающее самосознание, благодаря переходу на которую, человек начинает проявлять своё Я сверх объёма своих животных потребностей, сверх объёма своего Эго. Однако достигается это счёт установления между людьми неравных отношений, где один только приказывает, а другой только исполняет эти приказы, – отношения господства и рабства между людьми.

Третья ступень – всеобщее свободное равное самосознание, взойдя на которую самосознание всех людей достигает своей развитой формы: Я – Я. Реальным проявлением данной формы самосознания является современное правовое государство.

Положение Гегеля о «конце истории», на котором сегодня много спекулируют, следует понимать только в смысле завершения эпохи развития людей на ступени совместного неравного самосознания. Иначе говоря, эти слова означают, что период взросления рода человеческого подходит к своему завершению. Годы детства-отрочества-юности заканчиваются и наступает возраст зрелости.

5. Эксплицировано содержание учения Гегеля о несчастном сознании. Состояние несчастного сознания имело место в переходный период развития самосознания людей. Суть его заключалась в том, что мышлению требовалось научиться мыслить действительность, отталкиваясь не от природной единичности человека, а от всеобщности мира и его истории. Преодолевалось данное состояние благодаря распространению монотеистических религий и института церкви. За счёт христианской картины мироздания сознание человека приобретало необходимые ему масштабы представлений о мире и училось мыслить его, исходя из примата его всеобщности.

6. Показана ценность учения Гегеля об эвристической роли разума в механизме функционирования сознания человека и человечества. Представляя собой единство сознания и самосознания, разум формируется через вхождение нашего Я в отношение противоположности к своему собственному содержанию – наполняющим его знаниям. Снимается данная противоположность через деятельность Я, направленную на приведение его собственного содержания – знаний – в осмысленный порядок.

Научно-практическая значимость исследования. Научные результаты исследования могут быть использованы в различных сферах науки и образования. Изложенная в диссертации концепция самосознания представляет интерес для тех наук, которые занимаются исследованием человека во всех формообразованиях его духа: души, сознания, самосознания, разума, интеллекта, воли. Раскрытые в диссертации этапы развития самосознания людей, а также сущность состояний «несчастного сознания», помогут историкам выработать новые парадигмы понимания целого ряда исторических явлений, включая события минувшего столетия.

Результаты диссертационной работы могут применяться в учебных курсах по философии и истории философии. Они также они могут составить методологическую основу курсов по философии сознания, по педагогике, психологии, истории. Содержание нашего исследования может использоваться при подготовке философов, психологов, историков, программистов, представителей творческих профессий, а также всех тех специалистов, которым предстоит работать с людьми.

Апробация результатов исследования проводилась автором в ходе учебного процесса в Самарском государственном техническом университете. Основные положения диссертации обсуждались на межвузовских, всероссийских и международных конференциях. Содержание диссертации отражено в 2 монографиях и 8 статьях, общим объёмом 47,3 п.л.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Концепция самосознания в философской системе г. В. Ф. Гегеля iconКонцепция самосознания в философской системе г. В. Ф. Гегеля
Работа выполнена на кафедре философии Самарского государственного технического университета
Концепция самосознания в философской системе г. В. Ф. Гегеля iconМарксистская концепция культуры
Также марксизм использует многие идеи Г. Гегеля, развивая и пересматривая их в рамках нового подхода. Поэтому в определенном смысле...
Концепция самосознания в философской системе г. В. Ф. Гегеля iconРеферат для сдачи кандидатского экзамена по философии. Брянск, 2003....
«Философия права» Гегеля (1770-1831) одна из наиболее известных работ из истории правовой и философской мысли. В ней автор дает представление...
Концепция самосознания в философской системе г. В. Ф. Гегеля iconТемы вашего учебного проекта
Немецкая классическая философия — так в советской и российской философской литературе называется этап развития немецкой философии...
Концепция самосознания в философской системе г. В. Ф. Гегеля iconАрабский язык как отражение сознания, культуры и духовной жизни его...
И. Канта, И. В. Гете, Г. В. Ф. Гегеля, Ф. Шиллера и др. В русской философской и лингвистической школах воззрения В. Гумбольдта получили...
Концепция самосознания в философской системе г. В. Ф. Гегеля iconПринцип соборного единства в истории философской мысли монография
Исторические предпосылки философской разработки понятия о соборном единстве
Концепция самосознания в философской системе г. В. Ф. Гегеля iconФилософия истории Ф. Гегеля
«Философия истории» принадлежит к числу тех работ ученого, которые не были доведены им до конца и не были подготовлены и опубликованы...
Концепция самосознания в философской системе г. В. Ф. Гегеля iconДве концепции будущего России и процессы трансформации национального...
...
Концепция самосознания в философской системе г. В. Ф. Гегеля iconЦель программы формирование основ нравственного самосознания личности....
Строение атома. Периодический закон, периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева
Концепция самосознания в философской системе г. В. Ф. Гегеля iconПрограмма дисциплины «Политическая онтология от Гегеля до Хайдеггера»...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100. 62 Философия...
Концепция самосознания в философской системе г. В. Ф. Гегеля iconРепрезентация проблемы национального самосознания в русской классической...
План: Определение философии. Соотношение философии и мировоззрения. Определение мировоззрения. Исторические типы мировоззрения (мифология,...
Концепция самосознания в философской системе г. В. Ф. Гегеля iconИстория зарубежной философии (6 семестр) Составитель: Савенкова Е....
Активизировать деятельность учащихся на разрешении проблемного вопроса с помощью интенсификации обучения на основе схем, карт
Концепция самосознания в философской системе г. В. Ф. Гегеля iconАнализ работы в школьной системе дополнительного образования школьников в 2012-2013 учебном год
Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются формирование у обучающихся гражданской ответственности...
Концепция самосознания в философской системе г. В. Ф. Гегеля icon5. реферат обязательно должен иметь содержание, введение, основная...
Целью работы над рефератом является углубленное изучение избранной философской проблемы, предполагающее творческое освоение современной...
Концепция самосознания в философской системе г. В. Ф. Гегеля iconМетодические рекомендации и контрольные задания для обучающихся заочно...
Целью данного курса является изучение дисциплины: обучение студентов основным определениям и понятиям философии; развитие умения...
Концепция самосознания в философской системе г. В. Ф. Гегеля iconПрограмма кружка «Друзья здорового образа жизни»
Концепция духовно – нравственного развития и воспитания российских школьников (далее Концепция)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск