Обучающее пособие по философским наукам философия





НазваниеОбучающее пособие по философским наукам философия
страница1/9
Дата публикации28.11.2014
Размер1.33 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Философия > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9



В.С.ГРИНЬКО



ЕДИНОЕ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ

ОБУЧАЮЩЕЕ ПОСОБИЕ

ПО

ФИЛОСОФСКИМ НАУКАМ

ФИЛОСОФИЯ


(Включая вопросы по

религиоведению, истории свободомыслия и мистических учений)

ПОЛИТОЛОГИЯ

СОЦИОЛОГИЯ
Кострома

1998
Философия

(Включая вопрросы по религиоведению, истории свободомыслия и мистических учений)

Обсуждено и рекомендовано к изданию на заседании кафедры философии КГСХА 24 сентября 1996 года, протокол № 1.

Политология

Утверждено на заседании кафедры философии КГСХА 30 мая 1994 г.

Социология

Одобрено и рекомендовано к печати на заседании кафедры философии КГСХА 21 марта 1995 года.
Заведующий кафедрой философии КГСХА

заслуженный работник высшей школы,

действительный член Академии социальных наук РФ

доктор философских наук,

профессор

Леонид Борисович Шульц


Охраняется законами РФ об авторском праве.

Никакая часть этого издания

не должна быть воспроизведена

любым копировальным способом,

а также опубликована

без письменного согласия автора.

Нарушения этого преследуются

в законном порядке.

Обладателем авторского права является

кандидат философских наук

доцент кафедры философии Костромской

государственной сельскохозяйственной академии

Гринько Валентин Сергеевич.

 Copyright by Valentin GRINKO, 1998.

1. ПРЕДИСЛОВИЕ.

Предлагаемое методическое пособие по философии задумано как активно, по жесткой технологии, обучающее при условии соответствующего консультационного или лекционного и семинарского обеспечения, самоподготовки студентов. Оно, с нашей точки зрения, вполне соответствует требованиям соответствующего Госстандарта России по высшему образованию и представляет собой своего рода путеводитель, включающий:

  1. Настоящее ПРЕДИСЛОВИЕ.

  2. Положения ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, касающтеся философии, политологии и социологии.

  3. ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН КУРСА ФИЛОСОФИИ.

  4. ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН КУРСА ПОЛИТОЛОГИИ.

  5. ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН КУРСА СОЦИОЛОГИИ.

  6. ВОПРОСЫ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЛЕКЦИИ, СЕМИНАРЫ, ЗАЧЕТЫ И ЭКЗАМЕНЫ ПО ФИЛОСОФИИ.

  7. ВОПРОСЫ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЛЕКЦИИ, СЕМИНАРЫ, ЗАЧЕТЫ И ЭКЗАМЕНЫ ПО ПОЛИТОЛОГИИ.

  8. ВОПРОСЫ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЛЕКЦИИ, СЕМИНАРЫ, ЗАЧЕТЫ И ЭКЗАМЕНЫ ПО СОЦИОЛОГИИ.

  • Обращаем внимание на то, что расширение вопросов имеет главным образом справочный характер ввиду наличия в немструктурологической, хронологической и дефиниционной информации по целому ряду явлений и фигур, а выбор имен (или проблем) для более тщательного, факультативного, изучения остается за преподавателем. Избранные вопросы данных дисциплин могут выделяться в отдельные купсы, в том числе по выбору студентов.

  1. ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТАМ И ЭКЗАМЕНАМ.

  2. О РЕФЕРАТАХ (Требования к письменным работам).

  3. ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА.

  4. Приложение 1.

  5. Приложение 2.

Конкретные вопросы занятий и формы отчетности (доклады, рефераты, письменные контрольные работы, общий опрос и др.) определяются преподавателем. Он же рекомендует литературу раздела “9. Основная литература”.

При этом необходимо иметь в виду, что самостоятельный выбор литературы — основа изучения учебной дисциплины.

Лекции служат информационной поддержкой в процессе философского образования студентов.

Семинары позволяют выработать и проверить основательность приобретенных знаний, зачеты — удостоверить в предварительном порядке, экзамены — получить профессиональную экспертную оценку качества знаний, умений, навыков в комплексе.

Конспекты лекций, записи, проведенные студентам на семинарах и консультациях, если они не проверены и не заверены подписью преподавателя на каждой странице, не являются источником сведений, признаваемых безусловно при вынесении оценки.

Что касается обычно составляемых в методичках тематик рефератов, докладов и т.п., то нам предоставляется, что существо их вполне может вытекать из вышеуказанных структур и вовсе не обязательно еще раз дублировать уже и так обстоятельно представленные предложения и требования. Тем более, что бурный ход времени может внести и вносит свои часто очень крутые постановки проблем, которые приводят к быстрому устареванию уже составленных тематик. При реальном стремлении к должному усвоению нашего курса философии наличие настоящего пособия обязательно в личном пользовании студента во время изучения. Записи по существу вопросов, ведущиеся владельцем пособия на маргиналах, разрешается использовать на зачетах или экзаменах только владельцу пособия. В графе “Примечания” раздела “ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН КУРСА ФИЛОСОФИИ (политологии, социологии)” преподаватель может делать пометки об усвоении темы студентом, что важно для аттестации или выставления итоговой (экзаменационной) оценки по текущей успеваемости.

Главные цели, которые ставит составитель в предлагаемой программе обучения, состоят в том, чтобы:

  1. Ввести слушателя в проблемный мир современной философии, ее основных социально значимых отраслей знания и дать возможность ясно себе представить ее специфику и безусловную практическую необходимость для каждого мыслящего индивидуума;

  2. Указать наиболее выдающихся представителей, авторитетов философской мысли человечества, основные школы и концепции, тупики и перспективы, насколько они известны современной науке;

  3. Помочь в формировании навыков оперативного философского самообразования, то есть знать, из каких источников и как заполучить и составить объективную справку, информацию или нечто большее по тем или иным персоналиям или проблемам;

  4. Способствовать выработке умения самостоятельно анализировать окружающую действительность с опорой на свой философский базис, разбираться в явлениях и сущностях, формах и содержаниях, целостности и единичности объективного и субъективного миров, разрабатывая на основе этого свою тактику и стратегию деятельности в мире со всей ответственностью и свободно, активно применять приобретенные навыки в своей профессиональной деятельности.

Составитель


  1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

ВЫДЕРЖКИ
1.ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

К ЗНАНИЯМ ПО ЦИКЛУ ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН.

Требования к гуманитарной подготовке студентов обусловлены новой системой высшего образования РФ, которая ориентирована на удовлетворение и формирование образовательных потребностей личности обучающегося. При этом особое внимание уделяется становлению гражданских и профессиональных качеств студента, развитию его интеллекта и творческого мышления, культуры и нравственности.

Изучив весь цикл гуманитарных дисциплин, студент должен:

1. Знать содержание разделов дисциплин, указанных в настоящих требованиях (в пределах примерных учебных программ).

2. Уметь научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, факты и явления, используя всю совокупность знаний, приобретенных в результате изучения гуманитарных дисциплин.

3. Владеть навыками использования системы гуманитарных знаний в различных видах социальной и профессиональной деятельности.

2.ФИЛОСОФИЯ.

А.Обязательный программный минимум:

  1. Роль философии в жизни человека и общества. Исторические типы философии.

  2. Человек во Вселенной. Философская, религиозная и научная картина мира.

  3. Природа человека и смысл его существования.

  4. Познание, его возможности и границы. Знание и вера.

  5. Общество. Многообразие культур, цивилизаций, форм социального опыта.

  6. Человек в мире культуры. Запад, Восток, Россия в диалоге культур.

  7. Личность. Проблемы свободы и ответственности.

  8. Человек в информационно-техническом мире. Роль научной рациональности в развитии общества.

  9. Проблемы и перспективы современной цивилизации. Человечество перед лицом глобальных проблем.

Б.Студент, освоивший дисциплину философия, должен обнаружить:

  1. Понимание предмета философии и ее роли в истории человеческой культуры.

  2. Знание основных этапов развития мировой философской мысли, представление о важнейших школах и учениях выдающихся философов.

  3. Знакомство с классическими философскими текстами, охватывающими различные мыслительные эпохи и традиции.

  4. Общее представление об основных отраслях философского знания (метафизике, теории познания, логике, философской антропологии, этике, эстетике, философии науки и техники, социальной философии).

  5. Умение обосновать свою мировоззренческую и гражданскую позицию, а также применять полученные знания при решении профессиональных задач, при разработке экологических и социальных проектов, организации межчеловеческих отношений в сфере управленческой деятельности и общения.

  6. Знание:

  1. научных, философских и религиозных картин мироздания, их фундаментальных понятий и принципов;

  2. философских и религиозно-этических концепций человека, его назначения и смысла жизни;

  3. взаимоотношений духовного и телесного, биологического и социального начал человека, отношение человека к природе и возникших в современную эпоху технического развития противоречий и кризиса существования человека в природе;

  4. сущности сознания, его взаимоотношений с бессознательным, роли сознания и самосознания в поведении, общении и деятельности людей, формировании личности;

  5. условий формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры;

  6. роли насилия и ненасилия в истории и человеческом поведении;

  7. нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому себе;

  8. эстетических ценностей, их роли в творчестве и повседневной жизни;

  9. историчности человеческого бытия, многообразия культур и цивилизаций в их взаимодействии, многовариантности исторического процесса, аксиологического измерения истории;

  10. роли культуры в человеческой жизнедеятельности, способов приобретения, хранения и передачи социального опыта, базисных ценностей культуры, специфики культуры в традиционном и современном обществах;

  11. многообразия форм человеческого знания:

  12. соотношение истины и заблуждения,

  13. знания и веры,

  14. рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности,

  15. особенностей функционирования знания в современном информационном обществе;

  16. роли науки в развитии цивилизации, ценности научной рациональности и ее исторических типов, структуры и эволюции форм и методов научного познания, соотношения науки и техники и связанных с ними современных социальных и эстетических проблем.

3.ПОЛИТОЛОГИЯ.

А. Обязательный программный минимум.

1. Объект, предмет и метод политологии, ее место в системе социально-гуманитарных дисциплин.

2. История политических учений.

3. Теория власти и властных отношений.

4. Политическая жизнь, ее основные характеристики.

5. Политическая система, институциональные аспекты политики.

6. Политические идеологии (история развития, современное состояние, перспективы).

9. Политический процесс в России.

10. Мировая политика и международные отношения.

11. Сравнительная политология.

Б. Требования.

Завершив изучение дисциплины "Политология", студент должен:

1. Знать объект, предмет и метод политической науки, ее понятийно-категориальный аппарат.

2. Ориентироваться в основных современных политологических школах, концепциях и направлениях.

3. Иметь представление о сущности власти и политической жизни, политических отношениях и процессах, о субъектах политики. Знать права человека и гражданина, значение и роль политических систем и политических режимов в жизни государства и гражданского общества.

4. Уметь выделять теоретические и прикладные, аксиологические и инструментальные компоненты политологического знания, знать их роль и функции в подготовке и обосновании политических решений, в обеспечении личностного вклада в общественно - политическую жизнь.

5. Иметь представление о процессах международной политической жизни, геополитической обстановке, политическом процессе в России, ее месте и статусе в современном политическом мире.

6. Владеть навыками политической культуры, уметь применять политологические знания в своей профессиональной и иной деятельности.
4.СОЦИОЛОГИЯ.

А. Программный минимум.

1. История становления и развития социологии.

2. Общество как социокультурная система.

3. Социальные общности как источник самодвижения, социальных изменений.

4. Культура как система ценностей, смыслов, образов действий индивидов. Влияние культуры на социальные и экономические отношения. Обратное влияние экономики и социально-политической жизни на культуру.

5. Личность как активный субъект. Взаимосвязь личности и общества. Ролевые теории личности. Социальный статус личности.

6. Социальные связи, действия, взаимодействия между индивидами и группами, групповая динамика, социальное поведение, социальный обмен и сравнение как механизм социальных связей.

7. Социальная структура, социальная стратификация.

8. Социальные институты и социальная организация. Гражданское общество и государство. Социальный контроль.

9. Массовое сознание и массовые действия. Социальные движения. Источники социального напряжения. Социальные конфликты и логика их разрешения.

10.Социальные изменения. Глобализация социальных и культурных процессов в современном мире.

11. Социально-культурные особенности и проблемы развития российского общества. Возможные альтернативы его развития в будущем.

12. Методология и методы социального исследования.

Б. Требования.

Студент, завершивший изучение курса социологии, должен:

1. Знать объект, предмет и методологию социологической науки, основные социологические категории и их характеристики.

2. Уметь ориентироваться в истории социологических учений, школ и направлений.

3. Иметь научное представление о социологическом подходе к личности, факторах ее формирования в процессе социализации, основных закономерностях и формах регуляции социального поведения.

4. Понимать природу возникновения социальных общностей и социальных групп, специфику их интересов. Знать типологию, основные источники возникновения и развития массовых социальных движений.

5. Знать формы социальных взаимодействий, факторы социального развития, типы и структуры социальных организаций и уметь их анализировать. Понимать природу, виды и исходы социальных процессов (дифференциация, интеграция, мобильность, социальный конфликт, социальный консенсус).

6. Владеть основами социологического анализа, уметь применять его в своей профессиональной деятельности.

3. ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН КУРСА ФИЛОСОФИИ.
№ зач. кн. студента Ф-т курс гр._________ Уч. г. 199______/________



ФИО полностью_________________________________________________________________________

Тема




Количество часов




¹

Название темы

Лекции

Семинары

Примеч.

1

Диалектика бытия











2

У истока философских знаний и наук.

Проблемы метамифологии (общей теории мифа)









3

Философия и философы: начало становления. Фигуры-символы в истории философии.











4

Европейская философия христианской эры











5

Отечественная философия и проблемы её изучения










6

Проблемы познания в философии











7

Специфика сфер познания












8

Знание как оружие. Технология знания.












9


Философия как орудие человека в освоении мира












ИТОГО:











  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Обучающее пособие по философским наукам философия iconХудожественное пространство второй половины ХХ века: философско-культурологический анализ
Специальность 09. 00. 13 религиоведение, философская антропология и философия культуры по философским наукам
Обучающее пособие по философским наукам философия iconАкадемии Естествознания «Современные наукоемкие технологии»
Журнал публикует работы по: Физико-математическим наукам Химическим наукам Геолого-минералогическим наукам Техническим наукам
Обучающее пособие по философским наукам философия iconНационализм в постсоветской россии: социально-философский анализ
Защита состоится 25 мая 2007г в 14. 00 часов на заседании диссертационного совета по философским наукам К. 212. 263. 05 в Тверском...
Обучающее пособие по философским наукам философия iconАнтропология н. Бердяева и л. Шестова: опыт концептуальной реконструкции
Д. 212. 208. 13 по философским наукам в Южном федеральном университете по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 140,...
Обучающее пособие по философским наукам философия iconЭлектронное обучающее пособие по дисциплине «компьютерные сети»
Форма обучения – очная, заочная, заочная (сокращённая) на базе среднего профессионального образования
Обучающее пособие по философским наукам философия iconЯзыки городской культуры
Защита состоится «13» ноября 2007 года в 14. 00 часов на заседании диссертационного совета д 212. 208. 11 по философским наукам при...
Обучающее пособие по философским наукам философия iconПроблемы рациональности познания и реальности научного знания: философский...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Обучающее пособие по философским наукам философия iconЗакон в структуре социально-гуманитарного знания
Защита состоится «30» июня 2011 г в 14. 00 часов на заседании диссертационного совета по философским наукам дм 212. 263. 07 при Тверском...
Обучающее пособие по философским наукам философия iconФилософско-правовой анализ гуманизма в современном российском правопонимании
Защита состоится 14 февраля 2007 г в 15. 00 часов на заседании Диссертационного совета Д. 212. 208. 13 по философским наукам в Ростовском...
Обучающее пособие по философским наукам философия iconГосударство в условиях глобализации: социально-философский анализ
Защита состоится «26» июня 2009 г в 15 ч. 30 мин на заседании диссертационного совета по философским наукам Д. 212. 263. 07 при Тверском...
Обучающее пособие по философским наукам философия iconПроблема взаимосвязи познания и свободы воли в философии л. М. Лопатина
Защита состоится «25» июня 2010 г в 14. 00 часов на заседании диссертационного совета по философским наукам (дм 212. 263. 07) в Тверском...
Обучающее пособие по философским наукам философия iconСинергийная антропология как современная интерпретация исихазма
Защита состоится «22» апреля 2009 года в 1500 часов на заседании диссертационного совета Д. 212. 208. 13 по философским наукам в...
Обучающее пособие по философским наукам философия iconСоциальная адаптация осужденных в местах лишения свободы
Защита состоится «04» июня 2008 г в 13: 00 на заседании диссертационного совета д 212. 208. 01 по философским и социологическим наукам...
Обучающее пособие по философским наукам философия iconПроблема судьбы человека: тенденции развития
Защита состоится 14 ноября 2007 г в 15. 00 часов на заседании диссертационного совета д 212. 208. 13 по философским наукам в Южном...
Обучающее пособие по философским наукам философия iconМодальности социокультурных форм человеческой субъективности
Защита состоится 11 июня 2008 г в 15. 00 часов на заседании диссертационного совета д 212. 208. 13 по философским наукам в Южном...
Обучающее пособие по философским наукам философия iconИгровая деятельность и спорт в информационном обществе: социально-философский анализ
Защита состоится «13» апреля 2012 г в 14. 00 часов на заседании диссертационного совета по философским наукам дм 212. 263. 07 при...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск