Элективный курс для учащихся 9-11 классов современные технологии развития речи





НазваниеЭлективный курс для учащихся 9-11 классов современные технологии развития речи
страница1/15
Дата публикации04.12.2014
Размер2.01 Mb.
ТипЭлективный курс
100-bal.ru > Философия > Элективный курс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
Л.Д. Беднарская
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС

для учащихся 9-11 классов
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Поурочное планирование

Методика системного анализа текста

Пошаговое обучение изложению и сочинению

Технологии подготовки к экзаменационным

изложениям и сочинениям

Орел – 2012

Аннотация

Модель современного образования, включающая репродуктивный и продуктивный уровни познания: языковая компетенция – эвристическая работа с данным текстом – творение собственного текста (высказывания) устного или письменного на базе текста-образца, – диктует новые подходы и технологии развития речи. Эти технологии образуют единую систему развития речи от начальной школы до итогового контроля в 9-х и 11-х классах. Пособие помогает учителю и ученику осознать эту систему и выстроить на её основе понятные технологии, позволяющие осознать развитие речи как единый процесс.

Целью элективного курса является системное изложение теоретических и практических основ обучения устному и письменному рассуждению в современной школе не только на уроках русского языка, но и на уроках по другим предметам школьного цикла.

В центре внимания – информационная переработка текста-образца, которая является основой для создания всех видов и жанров высказывания: от пересказа, конспекта, изложения до аннотации, реферата, научного доклада и статьи.

Содержание
Введение 3

Требования ГИА и ЕГЭ как импульс

создания новых технологий развития речи.

Рассуждение по предъявленной модели.

Методический комментарий для учителя 6

Примерное распределение часов 11

Занятие 1. Базовые текстоведческие понятия

и термины 12

Занятие 2. Роль ключевых слов в построении

смысловой части текста 27

Занятие 3. Методика системного анализа текста

перед созданием рассуждения на его основе 39

Занятие 4. Ответ-рассуждение на проблемный

вопрос. Технология анализа научного текста 46

Занятие 5. Системный анализ текста –

основа для компрессии текста. План. Тезисы.

Краткий конспект. Подробный конспект 65

Занятие 6. Формы компрессии текста. Аннотация. Резюме 73

Занятие 7. Формы компрессии текста. Реферат. Доклад 77

Занятие 8. Рецензия. Рецензия на научный источник 83

Занятие 9. Технология написания краткого изложения 86

Занятие 10. Обучение сочинению 95

Занятие 11. Технология написания краткого

изложения и сочинения на основе одного текста 118

Занятие 12. Обучение экзаменационному

сочинению-рассуждению по русскому языку в 11 классе 123

Занятие 13. Обучение экзаменационному

сочинению-рассуждению по русскому языку в 9 классе 142

Занятие 14. Технология написания сочинения 167

на лингвистическую тему

Занятие 15. Представление содержания теоретического

раздела в виде таблицы, схемы, алгоритма,

опорного сигнала 171

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время завершается работа по созданию принципиально новых программ среднего (полного) образования в соответствии с новыми Государственными образовательными стандартами второго поколения. Их методологической основой является системно-деятельностный, т.е. компетентностный, подход, что предполагает переход к самым современным интерактивным образовательным технологиям, широкое использование информационно-коммуникативных методов и методик в учебном процессе.

Сегодня цели и результаты образования выступают не только в виде суммы «знаний, умений и навыков», которыми должен владеть выпускник, а в виде характеристик сформированности познавательных и личностных способностей на базе усвоения знаний. «Знания, умения и навыки» являются основой для деятельностных интерактивных технологий. Деятельностный подход позволяет сформулировать основные результаты обучения и воспитания в терминах ключевых задач и универсальных учебных действий, определяющих способность личности постоянно учиться, познавать, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира.

Модель современного образования, включающая репродуктивный и продуктивный уровни познания: языковая компетенция – эвристическая работа с данным текстом – творение собственного текста (высказывания) устного или письменного на базе текста-образца, – диктует новые подходы и технологии развития речи. Эти технологии образуют единую систему развития речи от начальной школы до итогового контроля в 9-х и 11-х классах. Пособие помогает учителю и ученику осознать эту систему и выстроить на её основе понятные технологии, позволяющие осознать развитие речи как единый процесс.

Целью элективного курса является системное изложение теоретических и практических основ обучения устному и письменному рассуждению в современной школе не только на уроках русского языка, но и на уроках по другим предметам школьного цикла.

Задачи курса:

– научить системной эвристической работе с текстом, прежде всего, научным, во всех формах, предусмотренных школьным образованием;

– дать учащимся системные теоретические основы для осознанного создания рассуждения в устной и письменной форме на любую тему по любому предмету школьного курса.

Осознание текста в качестве основной дидактической единицы школьного образования продиктовано новыми требованиями к языковому владению, предусмотренными Стандартами второго поколения и, в первую очередь, осознанными метапредметными результатами обучения, которые предъявляются сегодня к выпускникам школ. Это следующие требования.

  1. Единица обучения должна представлять в миниатюре презентируемый целостный объект, сохраняя все его основные свойства и функции.

  2. Единица обучения должна быть воспроизводимой, потенциально готовой к изменениям, направленным к осуществлению межличностного и межкультурного взаимодействия.

  3. Единица обучения должна обладать достаточным информационным базисом для разворачивания мотивированной текстовой деятельности с целью социального конструирования повседневности.

В тексте заключена речемыслительная деятельность говорящего (пишущего) субъекта, рассчитанная на ответную деятельность читателя (слушателя). Текст оказывается одновременно и результатом деятельности (автора) и материалом для деятельности (читателя-интерпретатора).

Таким образом, текст является и целью, и средством обучения, прежде всего, языкам, а через них и всем другим дисциплинам школьного цикла.

В пособии представлена единая система обработки текста-образца перед творческой работой любого уровня, предусмотренного школьной программой.
Методический комментарий для учителя.
Требования ГИА и ЕГЭ как импульс

создания новых технологий развития речи.

Рассуждение по предъявленной модели.
Современный уровень понимания взаимосвязи репродуктивного и продуктивного уровней образования отразился в общей структуре итоговых экзаменационных материалов почти по всем предметам школьного цикла. Общность их структуры обусловило наличие учебного текста, который выступает и как объект, и как содержание определённого предмета, и как образец для собственного высказывания.

Общая структура ГИА и ЕГЭ по всем предметам отразила и современную систему образования, сочетающую уровень усвоения ЗУН и формирование на этой основе коммуникативной и текстовой компетенций.

Часть А содержит «знаниевый» уровень, часть В представляет эвристическую работу с текстом как импульс и методически обеспеченный переход к проявлению коммуникативной компетенции, часть С предоставляет возможности проявить коммуникативную компетенцию на основе усвоенного уровня знаний и анализа текста в части В.

Таким образом, между «знаниевым», репродуктивным, и компетентностным, продуктивным, уровнями расположен текст. Это не случайно, так как текстовая компетенция является конкретным проявлением коммуникативной компетенции, когда учащийся свободно оперирует текстовыми действиями в процессе репродуктивной и творческой работы.

Не случаен выбор текста в качестве основной единицы обучения в школе. Внимание к структурно-семантическому и функциональному аспектам изучения языка, ориентация на коммуникативный процесс обучения привели к выявлению коммуникативной единицы высшего порядка, посредством которой осуществляется речевое общение. Такой единицей является текст – единица языка и речи, единица динамическая, организованная в условиях реальной коммуникации и, следовательно, обладающая интра- и экстралингвистическими параметрами. Текст стал основной единицей обучения, оставаясь основным источником обучения по всем предметам.

В современной лингвистике текст рассматривается как единица языка и речи. Как единица языка текст строится средствами языковой системы, обеспечивающими его целостность и связность. Основные типы текста (повествование, описание, рассуждение) строятся по языковым моделям.

Как единица речи текст представляет собой продукт речевой деятельности.

Компетентностные модели обучения предусматривают, с одной стороны, обучение «знаниевому» уровню лингвистической компетенции на текстовой основе, так как все единицы языка полноценно проявляют себя, функционируя в тексте. С другой стороны, текст является основой для продуктивной творческой деятельности учащихся. Они строят собственные тексты по языковым моделям типов речи, используя разнообразные средства языка, при опоре на данный текст-образец.

Именно этот двусторонний процесс, в центре которого находится текст, отражён в структуре ГИА и ЕГЭ по большинству предметов школьного цикла. Структура ГИА отразила компетентностную модель современного образования: от усвоения теории через текст к созданию собственного речевого произведения – чаще рассуждения.

Изучение текста предполагает сейчас создание на его основе собственного текста, то есть осуществляется переход от репродуктивного к продуктивному обучению, связанному с деятельностными технологиями. Как организовать эту текстовую деятельность, этот переход?

В экзаменационных материалах ГИА и ЕГЭ по разным школьным дисциплинам нет никакой системы в заданиях, обеспечивающих переход от работы с данным текстом к продуктивной творческой деятельности на его основе. Не выверена система базовых текстоведческих понятий и терминов, без которой невозможно научить осознанному высказыванию в устной и письменной формах речи, задания на основе текста носят случайный характер. В то же время этот момент соединения контроля за сформированностью репродуктивных и продуктивных компетенций содержится в экзаменационных материалах не только по предметам гуманитарного цикла, но и по естественно-научным предметам.

Комплекс ключевых текстоведческих понятий скрытно или несистемно присутствует в экзаменационных материалах почти по всем предметам:

  1. наличие исходного текста-образца в части В как основа для его интерпретации в части С;

  2. требование составить в той или иной форме письменное рассуждение на основе текста-образца;

  3. выбор для своего рассуждения необходимой информации из данного текста.

Система базовых текстоведческих понятий оказалась главной составляющей метапредметных результатов обучения почти по всем предметам школьного цикла, на которых в качестве основного источника обучения используется текст.

Оказалось, что учителя - нефилологи не подозревают, что нужно научить ученика давать развёрнутый ответ на проблемный вопрос, в том числе экзаменационный, в форме рассуждения, что рассуждение имеет свою чёткую структуру, они не знают, как правильно анализировать учебный текст-образец, как выбирать и использовать нужную информацию для создания собственного рассуждения.

До сих пор учитель-предметник не может осознанно руководить процессом создания учеником высказывания-рассуждения в устной и письменной форме, не может проанализировать созданный учеником текст в целях его усовершенствования, потому что до последнего времени мы не учили этому на уроках русского языка. Требования ГИА явились стимулом к новой организации развития речи, прежде всего, на уроке русского языка. Таким образом, проблема формирования текстовой компетенции является основой для совершенствования развития устной и письменной речи учащихся по всем предметам школьного цикла.

Оказалось, что теоретическими ключевыми моментами, связывающими «знаниевую», текстовую и продуктивную стороны образования, являются понятия смысловая часть текста и ключевые (опорные) слова в ней. Из смысловой части текста ученик выбирает слова, нужные ему для создания собственного текста. Умения осознавать смысловую часть текста и вычленять в ней ключевые слова лежат в основе любой информационной переработки текста и создания на его основе собственного текста: от элементарного пересказа, начиная с 1 класса, до научного доклада в 11 классе. В основе всех последующих занятий лежит именно этот принцип.

Опорный учебник: Бабайцева В.В. Русский язык. 10-11 классы. – М.: Дрофа, 2011 или другие издания.
ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ


1.

Базовые текстоведческие понятия.

2-4

2.

Роль ключевых слов в построении смысловой части текста.

2

3.

Методика системного анализа текста перед созданием рассуждения на его основе.

2

4.

Ответ-рассуждение на проблемный вопрос. Технология анализа научного текста.

2

5.

Системный анализ текста – основа для его компрессии. План. Тезисы. Краткий конспект. Подробный конспект.

2

6.

Формы компрессии текста. Аннотация. Резюме.

2

7.

Формы компрессии текста. Реферат. Доклад.

2

8.

Рецензия. Рецензия на научный источник.

2

9.

Технология написания краткого изложения.

2

10.

Обучение сочинению.

2

11.

Технология написания краткого изложения и сочинения на основе одного текста.

2

12.

Обучение экзаменационному сочинению-рассуждению по русскому языку в 11 классе.

4

13.

Обучение экзаменационному сочинению-рассуждению по русскому языку в 9 классе.

4

14.

Технология написания сочинения на лингвистическую тему.

2

15.

Представление содержания теоретического раздела в виде таблицы, схемы, алгоритма, опорного сигнала.

2




16.

Итого

36



Занятие 1.

Базовые текстоведческие понятия.

Материалы для учителя.
Принципы построения текста имеют объективный характер. Анализируя содержание и структуру данного текста, ученики обучаются правилам их реализации в речи. До сих пор этот процесс обучения строился по принципу «делай, как я», без осознания речеведческой научной основы формирования текстовой компетенции, порождения собственного текста.

Современная методика в силах предложить научно обоснованные технологии формирования текстовой компетенции, требуемой итоговым контролем.

Единые государственные экзамены по всем гуманитарным предметам школьного цикла завершаются творческой письменной работой, которая представляет собой сочинение-рассуждение на основе предложенного текста. Это новый жанр школьного сочинения, которое заранее планируется выпускником. Экзаменационными требованиями определены его объём, содержание, структура. Однако в рамках итогового контроля ещё не сложились системные требования к творческой части экзаменов. Авторы методических материалов ГИА и ЕГЭ не осознают единой лингвистической текстоведческой базы предлагаемых ими требований. Это сильно осложняет подготовку учащихся к итоговым экзаменам.

Причины такой методической беспомощности объясняются тем, что до последнего времени школьные программы не требовали строгой систематизации тектоведческих понятий, без знания которых невозможно научить школьников планировать и писать не только любое сочинение, но и создавать устный развёрнутый ответ-рассуждение на проблемный вопрос. Требования к созданию рассуждения не связаны между собой, носят несистемный, случайный характер. Это относится в первую очередь к методическим материалам по русскому языку, хотя, изучая именно русский язык, учащиеся получают знания, умения и навыки, которые формируют метатекстовые результаты обучения. Именно на уроках русского языка текст изучается как единица языка и речи, учащиеся получают первые навыки творения собственного текста. Метатекстовые результаты, полученные на уроках русского языка, определяют успешность учеников при работе с учебными текстами по всем предметам школьного цикла, как гуманитарным, так и естественно-математическим, ведь в процессе изучения каждого предмета происходит развитие речи учащихся, её обогащение, оптимизация коммуникативной компетентности. Но в основе этой многолетней работы лежат компетенции, получаемые на уроке русского языка.

Изучение системы текстоведческих понятий и терминов даётся на уроках русского языка уже в начальной школе, систематизируется в пятом классе. Это мотивируется тем, что ученики пишут большое количество сочинений, а чтобы их написать, нужно осознать, что, как и зачем они это делают.

Задачей современной системы образования становится освоение учащимися не только конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных школьных дисциплин, но и совокупности «универсальных учебных действий». Универсальные учебные действия представляют собой и результат образовательного процесса, и условие усвоения новых знаний, умений и компетенций. В проекте Стандартов второго поколения впервые сформулированы метапредметные результаты изучения каждой школьной дисциплины, которые предшествуют предметным результатам.

Основы метапредметных результатов закладываются на уроках русского языка, так как именно в процессе изучения родного языка формируется и развивается языковая личность. Родной язык является основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Через родной язык учащиеся приобщаются к культурно-историческому опыту человечества, к этическим нормам поведения в различных жизненных ситуациях.

Метапредметные результаты изучения родного языка переносятся на формирование речемыслительной деятельности в процессе изучения большинства предметов школьного цикла. Особенно это касается анализа данного текста и процедур его речемыслительной интерпретации. Вспомним, что в качестве источника знаний почти по всем предметам школьного цикла выступает текст.

Среди метапредметных результатов изучения русского языка основополагающими являются следующие:

– адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли, основной и дополнительной информации);

– владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме, типу и стилю), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, увиденному, услышанному;

владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога.

Чтобы заранее спланировать и успешно написать сочинение-рассуждение, дать развёрнутый ответ на проблемный вопрос в устной и письменной форме, нужно знать следующее.

1. Основные признаки текста – он должен обладать смысловой цельностью и структурной связностью.

2. Типы текста – повествование, описание и рассуждение. Мы говорим только о рассуждении.

3. Структура текста – цепная и параллельная.

4. Структура рассуждения: тезис, аргументы, вывод – его смысловые части.

5. Различение понятий смысловая часть и абзац.

6. Понятие о рамке текста.

Центральными понятиями любой работы с текстом являются понятия: смысловая часть текста и ключевые слова в смысловой части. Эти два понятия взаимосвязаны. Содержание смысловой части опирается на ключевые слова. Ключевые слова распределяются в структуре текста по смысловым частям, тематически связывая их.

Смысловая часть текста – сложное синтаксическое целое или микротекст – тоже является синтаксической единицей, объединённой цельностью и связностью. Как показывает опыт, самым трудным для учащихся является осознанное, доказательное выделение смысловых частей в тексте. Традиционно в русской школе при работе с текстом всегда составляется его план. Записывая сформулированный пункт плана, ученик видит только результат логической цепочки: это заголовок смысловой части. Вся эвристическая работа с текстом идёт скрытно, имплицитно, без контроля учителя. Необходимо научить ученика осознанию процесса выделения смысловой части текста.

Смысловая часть и абзац – это разные понятия. Особенно ярко это видно, когда в смысловой части представлено диалогическое единство, состоящее из нескольких реплик. Значит, каждая реплика персонажа – это смысловая часть? Абзац может состоять из одного слова, одной буквы, одного знака препинания.

Смысловая часть – микротекст (сложное синтаксическое целое) – является синтаксической единицей языка, включает несколько простых и сложных предложений, которые раскрывают частную тему общей темы и образуют на этой основе структурно-смысловое единство, которое можно отнести к одному из трёх типов речи: описанию, повествованию или рассуждению. В одной смысловой части эти типы могут сочетаться. Каждая смысловая часть может иметь свою структуру – цепную или параллельную.

Абзац противопоставлен сложному синтаксическому целому как компоненту текста. Абзац – это знак препинания, красная строка, композиционно-стилистическая единица, отражающая субъективные намерения автора текста.1 Границы смысловой части (сложного синтаксического целого) и абзаца могут совпадать, но чаще не совпадают: абзац может включать несколько синтаксических целых, одно синтаксическое целое может быть разбито на несколько абзацев.

Без четкого, осмысленного анализа смысловой части текста-образца невозможно логически стройно и композиционно непротиворечиво выстроить свой собственный текст.

Первое предложение первой смысловой части определяет в общем виде тему всего текста. В текстах ГИА в ней часто сформулирован тезис в форме проблемы, она небольшая по объёму. Последнее предложение первой смысловой части должно заявлять продолжение содержания в новом аспекте или переход к микротеме второй смысловой части. Так же анализируется вторая смысловая часть и т.д.

Осознание цельности смысловой части связано с выделением в ней ключевых слов, «сшивающих» содержание. В первом предложении смысловой части содержатся слова с обобщённым значением, которое раскрывается в последующих предложениях при помощи местоимений, однокоренных слов, синонимов, антонимов и т.д. Конкретизация такого слова-гиперонима является содержательным ядром смысловой части. Особенно важно автоматизировать навык выделения ключевых слов в смысловых частях научного текста, ведь его устное и письменное воспроизведение основано именно на этих рядах. Выделение рядов ключевых слов в смысловой части – основа для пересказа и всех последующих форм информационной обработки текста.

На уроках русского языка закладывается понятие рамки текста. Ученик должен осознавать важность первого и последнего предложений в своём тексте, ведь именно они обращают внимание на его текст, выделяют его из массива других текстов. При обучении рассуждению самая тщательная работа проводится в процессе создания и отбора первого предложения из ряда синонимичных. Последнее предложение – вывод рассуждения (пословица или крылатое выражение).

Процедура осмысления смысловой части текста и ключевых слов в ней, общая по всем предметам, является основой для всех других видов развития речи: конспектов (кратких и полных), аннотаций, изложений (кратких и подробных), сочинений всех типов и жанров, поэтому овладеть этими элементарными сведениями необходимо всем учителям-предметникам.

Понятие цепной и параллельной структуры текста является более абстрактным, чем понятие тип текста (речи).

Уже на первых уроках развития речи в 5 классе нужно объяснить детям, как строится текст на двух основных направлениях, по каким законам он устроен. Ведь предложения в нём могут связываться по-разному. Они могут цепляться одно за другое:

У нас во дворе / живёт собака. Собаку / зовут Жучка. Жучка / любит с нами играть. Наши игры / бывают разными…

Учащиеся делают вывод о том, что каждое предложение в речи членится паузой на данное, известное говорящему, и новое, неизвестное. Новое в предшествующем предложении становится известным, данным, в последующем предложении. Эта особенность цепного текста ярко отражается в повторах. На втором этапе анализа собственного текста повторы убираются – заменяются местоимениями и синонимами. Так уже в самом начале работы над составлением собственного текста пятиклассники знакомятся с фундаментальными понятиями о его структуре и связности. Это текст цепной структуры, потому что предложения в нём «нанизываются», как бусины, цепляются друг за друга с помощью повторов слов.

Тексты цепной структуры используются как в описании, так и в повествовании. Повествование школьного сочинения «рассказ о случае, произошедшем со мной», строится по схеме, состоящей из трёх смысловых частей:

  1. Зачин: Как-то раз, однажды, раз…

  2. Развитие действия (ситуаций): Сначала …, потом…, затем…

  3. Развязка: Наконец…, в конце концов…

Цепной текст-описание (предмета, животного, интерьера, пейзажа, портрета и т.д.) также включает три смысловые части:

1. Знакомство с предметом, животным и т. д.

2. Собственно описание.

3. Оценка.

Текст параллельной структуры организуется по-другому. Его тема и связность определяются первым предложением с обобщённым значением: Лесные обитатели готовятся к зиме. Медведи подыскивают удобные берлоги. Зайцы нагуливают жирок. Лесные мыши проверяют подземные кладовые. Белки инспектируют дупла деревьев, в которых они прятали летом грибы и ягоды…

В первом предложении текста параллельной структуры заключено слово или словосочетание с гиперонимическим, то есть общим (родовым), значением, которое раскрывается, конкретизируется последующими предложениями. Цепная и параллельная структуры могут создавать и описание, и повествование, то есть понятие «цепная и параллельная структуры» более абстрактно, чем понятие «тип текста».

Уже в 5 классе дети учатся планировать не только объём своего текста (максимум страница) и объём его трёх смысловых частей, но и структуру собственного текста по предложенному первому предложению: У нас на этаже живёт кошка. Это будет текст-описание цепной структуры. В воскресенье я с папой ходил в зоопарк. Предполагается написать текст-повествование параллельной структуры. Уже на первичном этапе создания собственного текста пятиклассники должны понять, что естественный текст не может представлять собой один тип речи, что одним типом речи в элементарных текстах объединены чаще всего только смысловые части.

Перед написанием сочинения ученикам предъявляются тексты- образцы, по которым они могут выстраивать собственные тексты.

В тексте цепной структуры "новое" предшествующего предложения становится "данным" последующего:

Наступил и такой счастливый день. Рано утром наша Муха проснулась довольно поздно. Она давно уже испытывала какую-то непонятную усталость и предпочитала сидеть неподвижно в своём уголке под печкой. А тут она почувствовала, что случилось что-то необыкновенное. Стоило подлететь к окну, как всё разъяснилось сразу. Выпал первый снег… Земля была покрыта ярко белевшей пеленой. (Д.Н. Мамин-Сибиряк)

Текст-рассуждение представляет собой параллельную структуру:

  1. Тезис.

  2. Аргументы (доказательства).

  3. Вывод.

Отождествление понятий структура текста и тип речи, смысловая часть текста и абзац находим в учебнике «Русский язык» для 10-11 классов А.И. Власенкова и Л.М. Рыбченковой (с.141 и сл.). Структура рассуждения, действительно, является параллельной, но его аргументы могут строиться как цепной текст. Кроме того, рассуждение заканчивается выводом, отсутствующим в обычном тексте параллельной структуры.
Задания и методические рекомендации для учеников.

Обучение выстраиванию смысловой части пересказа

и определению в ней ключевых слов.
В основе обучения сочинению и изложению лежат единые текстоведческие понятия: тема – тип – стиль текста; смысловая часть и абзац; структура смысловой части в разных типах текста, ряды ключевых слов в смысловой части.

Учимся выделять в тексте смысловые части.

Прочитайте текст.

1) Я увидел в самом деле на краю неба белое облачко, которое принял было сперва за отдаленный холмик. Ямщик объяснил мне, что облачко предвещало буран.

Я слыхал о тамошних метелях и знал, что целые обозы бывали ими занесены. Савельич, согласно со мнением ямщика, советовал воротиться. Но ветер показался мне не силен; я понадеялся добраться заблаговременно до следующей станции и велел ехать скорее.

2) Ямщик поскакал, но все поглядывал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился все сильнее и сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег – и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл, сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло. “Ну, барин, – закричал ямщик, – беда: буран!”...

Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихорь. Ветер выл с такой свирепой выразительностью, что казался одушевленным; снег засыпал меня и Савельича; лошади шли шагом – и скоро стали. (А.С. Пушкин. “Капитанская дочка”, гл. II.)

Определите тему, тип и стиль текста.

Выделите смысловые части. Докажите, что это смысловые части. Совпадают ли они с абзацами?

Первая смысловая часть повествует о том, что происходило перед метелью. Вторая смысловая часть – метель.

Выпишите ключевые предложения в виде цитатного плана.

Дополните ключевые предложения ключевыми словами.

Докажите, что это текст-повествование. Цепную или параллельную структуру имеет текст? Важно ли знать об особенностях структуры текста-образца, чтобы воспроизвести его?

Воспроизведите текст по памяти вслух и письменно. Пользуйтесь записями.

Текст научно-популярного стиля.
Прочитайте текст.

Тайны древних письмен, расшифровка неведомых знаков — область, безусловно, увлекательная и романтическая. Неудиви­тельно, что наш «каждый грамотный человек» знает о древних письменах больше, чем о современных. Между тем неразгадан­ные письмена — лишь небольшая часть поистине необъятного моря письмен, дошедших до нас из глубины веков. А дешиф­ровка знаков — только начальный этап кропотливой работы ис­ториков и филологов над древними текстами.

В наши дни, как и в древние времена, тексты пишутся раз­ными шрифтами и разными системами письма, на различных материалах –бумаге, камне, металле. Язык меняется с ходом лет, меняется и письмо, этот язык передающее. Меняется орфогра­фия, меняются алфавиты, меняются начертания букв, меняют­ся сами буквы. И темпы изменения языка не соответствуют темпам изменения письма. Сравните, например, изменения в языке, произошедшие со времен Петра Великого, и гораздо более сильные изменения в письме (хотя обычно письмо изменяется медленней, чем язык).

Всеми этими вопросами занимается история письма: начиная с времен палеолита, когда первобытный человек наносил па скалы символические знаки, и кончая современными книж­ными шрифтами. Но история письма неотделима от его теории, раскрывающей законы, что лежат в основе исторических изме­нений. А изменения эти поистине огромны: от конкретного ри­сунка к абстрактной букве, от наскальных росписей до современных компьютеров, с которыми нуж­но общаться на «языке цифр», информационных программ. Основные вехи в истории письма ученые смогли наметить уже в XIX веке. Но теоретиче­ское осмысление этой истории начинается только сейчас, когда на помощь пришли точные методы теории информации, информатики, теории знаков и других дисциплин, родившихся на «сты­ке» наук.

История и теория письма имеют не чисто «академический» интерес: лишь на основе законов развития письма можно про­изводить орфографические реформы. Почему мы пишем после буквы «ц» гласную «и», а в слово «цыган» — «ы»? Почему мы говорим «карова», а пишем «корова»? Эти вопросы возникают у нас с тех пор, как мы начинаем учиться письму, управляемо­му, «нормируемому» орфографией. Орфографические правила – лишь частный случай общей проблемы, — отношения устной речи и письменного текста, будь это русская азбука или япон­ская иероглифика, студенческий конспект или текст для авто­матического ввода в компьютер. И с этой проблемой тесно связана другая, столь же древняя, как и само письмо, – обучение грамоте, чтению и письму. (А. Кондратов)

Задания.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Элективный курс для учащихся 9-11 классов современные технологии развития речи iconЭлективный курс по английскому языку «The Hotel Business» для учащихся...
Данный элективный курс призван создать у учащихся дополнительную мотивацию к изучению английского языка и стимулировать их речевую...
Элективный курс для учащихся 9-11 классов современные технологии развития речи iconЭлективный курс по математике «решение сюжетных задач»
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов. На его изучение отводится 17 часов
Элективный курс для учащихся 9-11 классов современные технологии развития речи iconЭлективный курс «Some Pages of British History» (From ancient time...
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов, как курс по выбору в рамках предпрофильной подготовки
Элективный курс для учащихся 9-11 классов современные технологии развития речи iconЭлективный курс по физике «Элементы биофизики»» Автор : Лимонов Н....
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных...
Элективный курс для учащихся 9-11 классов современные технологии развития речи iconЭлективный курс по биологии Загадки и тайны генов
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов и имеет целью вызвать интерес к биологии, желание изучать данный предмет в средней...
Элективный курс для учащихся 9-11 классов современные технологии развития речи iconЭлективный курс "История русской культуры"
Элективный курс предназначен для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ, проявляющих интерес к истории русской культуры
Элективный курс для учащихся 9-11 классов современные технологии развития речи iconПрограмма элективного курса Пояснительная записка. Элективный курс «индикаторы»
Элективный курс «индикаторы» предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов. На изучение данного курса отводится...
Элективный курс для учащихся 9-11 классов современные технологии развития речи iconЭлективный курс для 10 Х классов «Письменность подспорье языка»
Цель курса: повысить интерес к гуманитарному образованию на основе расширения лингвистического кругозора учащихся, совершенствования...
Элективный курс для учащихся 9-11 классов современные технологии развития речи iconЭлективный курс по теме: Живой организм
В соответствии с концепцией модернизации школьного образования элективные курсы являются обязательным компонентом школьного обучения....
Элективный курс для учащихся 9-11 классов современные технологии развития речи iconПояснительная записка Данный элективный курс составлен на основе...
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов и является предметно-ориентированным. Данный курс относится к типу элективных...
Элективный курс для учащихся 9-11 классов современные технологии развития речи iconУрока
Элективный курс предназначен для учащихся 9-10 классов (также может преподаваться в 11 классе как факультативный курс)
Элективный курс для учащихся 9-11 классов современные технологии развития речи iconКонкурс рефератов
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных...
Элективный курс для учащихся 9-11 классов современные технологии развития речи iconПредмет и история эмбриологии
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных...
Элективный курс для учащихся 9-11 классов современные технологии развития речи iconМетодические указания к самостоятельной работе
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных...
Элективный курс для учащихся 9-11 классов современные технологии развития речи iconЭлективный курс по биологии «Клетки и ткани» предназначен для учащихся...
Вторую половину ХХ века некоторые ученые называют “золотым веком биологии”. Так как за последние 20 лет было совершено ряд чрезвычайно...
Элективный курс для учащихся 9-11 классов современные технологии развития речи iconЭлективный курс по биологии «Клетки и ткани» предназначен для учащихся...
Вторую половину ХХ века некоторые ученые называют “золотым веком биологии”. Так как за последние 20 лет было совершено ряд чрезвычайно...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск