А. А. Гордиенко С. Н. Еремин Е. А. Тюгашев





НазваниеА. А. Гордиенко С. Н. Еремин Е. А. Тюгашев
страница1/31
Дата публикации15.12.2014
Размер4.25 Mb.
ТипМонография
100-bal.ru > Философия > Монография
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31
российская академия наук сибирское отделение

ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ И ПРАВА

центр социальной адаптации и переподготовки кадров

А.А.Гордиенко С.Н.Еремин Е.А.Тюгашев

НАУКА И ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ Социокультурный подход

Ответственный редактор член-корреспондент РАН В.И.Бойко

ИЗДАТЕЛЬСТВО ИНСТИТУТА АРХЕОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ СО РАН НОВОСИБИРСК-2000

ББК 87.6 Г68

Исследовательская работа выполнена при поддержке

Российского гуманитарного научного фонда (грант № 97-03-04411)

и Российского фонда фундаментальных исследований

(проект ИНТ АС-РФФИ Х° JR-97-2043)

Утверждено к печати Институтом философии и права СО РАН

Рецензенты:

доктор социологических наук Г.С.Пошевнев

кандидат философских наук В.Г.Костюк

кандидат философских наук А.М.Аблажей

Гордиенко А.А., Еремин С.Н., Тюгашев Е.А.

Г68 Наука и иновационное предпринимательство в современном обществе: Социокультурный подход. - Новосибирск: Изд-во ин­ститута археологии и этнографии СО РАН, 2000. - 280 с. ISBN 5-7803-0060-7

В монографии исследуется один из самых динамичных институтов современного общества - инновационное предпринимательство. Ана­лизируются культурно-антропологические и социокультурные основа­ния современных форм предпринимательства. Рассматриваются про­блемы развития малых высокотехнологичных фирм на примере и дан­ных социологического мониторинга новосибирского Академгородка.

Монография будет полезна для специалистов в области науковеде­ния, социологии науки и образования, организаторов науки, менедже­ров малых инновационных фирм.

ББК 87.6
ISBN 5-7803-0060-7 *

© Институт философии и права СО РАН, 1999

© Центр социальной адаптации

и переподготовки кадров, 1999

© Гордиенко А.А., Еремин С.Н., Тюгашев Е.А., 2000

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 4

Глава 1. Произвольное действие как филогенетическое

основание предпринимательского поведения 8

  1. Произвольное действие как произ-ведение себя индивидами 8

  2. Взаимное возникновение-закон произвольного действия индивида... 19

  3. Произвольное действие и генезис чувственно-сверхчувственного бытия : ; 31

  4. Первобытное хозяйство и формирование экзистенциальных архетипов 42

  5. От произвольного действия к воспроизводству традиций 51

Глава 2. Капиталистическое предпринимательство как механизм

наращивания социально-вещественного мира 62

  1. Генезис капиталистического предпринимательства 62

  2. Инновационное предпринимательство и наследие индустриально-капиталистического развития 76

Глава 3. Инновационное предпринимательство

и произвольное действие 100

  1. Многомерный индивид как субъект инновационной деятельности 100

  2. Постмодернизация как процесс нового синтеза чувственного и сверх­чувственного: роль инновационного предпринимательства 117

  3. Институциальные основания формирования способности произвольного действия индивидов в инновационном обществе 139

  4. Экзистенциальная аскеза и произвольное действие (произ-ведение себя) 166

  5. Инновационное предпринимательство как механизм формирования экзистенциальной аскезы 179

Глава 4. Инновационное предпринимательство ;.

в современной России 192

  1. Малый бизнес в постсоветском обществе 192

  2. Проблемы формирования инновационной сферы в современной России 204

  3. Малые инновационные предприятия в сибирских наукоградах

(на примере новосибирского Академгородка) 211

4.4. Малый ВТ-бизнес и формирование инновационной инфраструктуры
сибирской науки 222

Глава 5. Малый инновационный бизнес в новосибирском

Академгородке: состояние и перспективы 229

  1. Популяционный подход при анализе малых инновационных фирм... 232

  2. Проблема оптимума 235

  3. Мать-и-мачеха 241

  4. Мотивация инновационной деятельности 244

  5. Малое-это прекрасно 247

Малое инновационное предпринимательство с позиций

социокультурного подхода (вместо заключения) 251

ВВЕДЕНИЕ

В постиндустриальной цивилизации принципиально меняется положение человека, и эти изменения, как представляется, опреде­ляют то главное, что отличает данную цивилизацию ото всех дру­гих. Суть этих изменений в переходе от позиции человека массы со всеми специфическими ее институциальными обрамлениями (огра­ничениями) к позиции человека - инноватора и предпринимателя. В общецивилизационном плане это выражается прежде всего в том, что на смену человеку массы как тотальной безысходности техно­генного общества приходит «многомерный» человек, осуществля­ется переход от автоматического режима функционирования соци­альных стандартов (машинизированной социальности) к сопряже­нию специфических логик (схематизмов) социокультурных систем и конструированию схем межличностных и межсубъектных взаи­модействий.

Преодоление автоматизма социальных стандартов исходно связано с развитием предпринимательства. Но развитие самого предпринимательства первоначально обусловлено стремлением отдельных индивидов, а затем небольших групп общества к повы­шению своего социального статуса путем приобретения богатств. При этом инструментом первоначального предпринимательства зачастую было насилие, грабеж, работорговля, умышленный обман. Сам по себе процесс накопления в его первоначальных формах, в основе которых лежит неэквивалентный обмен, осуществляется вопреки действующей общинной морали и подвергается запрету, осуждению и преследованию.

Капиталистическое предпринимательство в его классическом варианте выходит на историческую сцену путем жесточайшей аг­рарной реформы и насилия, сравнимого по масштабу с опустоши­тельными войнами, создавая политические, социальные и экономи­ческие условия для неэквивалентного обмена в самом производстве (неэквивалентного обмена такого товара, как рабочая сила). По ме­ре развития и усложнения материально-вещественной сферы пред-

4

ВВЕДЕНИЕ

принимательские усилия все более связаны с созданием условий для ускоренного развития, диверсификацией, демассификацией производства.

В постиндустриальном обществе предпринимательство не ог­раничивается экономической сферой. «Оно соотносится со всеми видами человеческой деятельности, кроме тех, которые можно от­нести не к социальным, а экзистенциальным»1. В частности, как полагают некоторые исследователи, инновационная деятельность и предпринимательство «призваны поддерживать гибкость и способ­ность к самообновлению любого общества, экономики, отрасли, сферы услуг или производства»2.

Что касается понимания самой природы предпринимательской деятельности, то как отмечает П.Друкер, «многие специалисты се­годня рассматривают предпринимательство как нечто, имеющее оттенок таинственности, как дар, талант, вдохновение или даже озарение»3. Анализ различных подходов к пониманию столь таин­ственного явления позволяет заключить, что загадочность этого феномена в том, что в современных условиях он в наибольшей сте­пени реализует то главное и основное, что происходит в человече­ской истории, определяет ее смысл и направление - развитие тако­го сложного и уникального существа, как человек.

Таким образом, в постиндустриальном обществе помимо эко­номического предпринимательство приобретает все больше чело-векосозидательный смысл. Причем последний определяет сущ­ность самого предпринимательства и в новых условиях. Для Рос­сии, переживающей переходный период, основной задачей которо­го является формирование новой системы общественных ценно­стей, новой, способной к экономической и общественной инициа­тиве личности, возникающий новый статус института предприни­мательства имеет особое значение. Это связано не только с тем, что само по себе предпринимательство выступает как институт «выра­щивания» инициативных людей, но и с тем, что человекоразмер-ный характер, в частности, инновационного предпринимательства наиболее созвучен задачам, стоящим перед современным россий­ским обществом и связанным с сохранением и мобилизацией в но­вых условиях того позитивного потенциала, который был накоплен в советскую эпоху. Речь идет о том, что инновационное предпри­нимательство имеет важное значение для сохранения и развития

1 Друкер П.Ф. Рынок: как выйти в лидеры: Практика и принципы. -
М, 1992.-С. 39.

2 Там же. - С. 333-334.

3 Там же. - С. 3.

5

ВВЕДЕНИЕ

тех немногочисленных элементов «post-modern-сознания и post-modern-мотивации, которые десятилетиями культивировались в советском обществе»1 и обусловливают (как это ни парадоксально) переход от советской мобилизационной трудовой этики к воспри­ятию труда как средства самореализации, свободного неподкон­трольного самовыражения, характерного для инновационной эко­номики.

Нельзя не сказать и о том, что переход к современной рыноч­ной экономике - это скорее социокультурная, чем экономическая проблема. Сущностью такого перехода является выявление и моби­лизация имманентных российской культуре духовных предпосылок рыночных преобразований. По большому счету речь идет о выяв­лении и рефлексии некой тенденции, за которой скрывается новая, укорененная в глубинах народной жизни система базовых ценно­стей, существующая в форме архетипических конструкций, кото­рые на протяжении тысячелетий формировали разные поколения, создавая лицо народа и нации. Не искусственное создание новых институциальных образований (рынок, предпринимательство), а реконструкция жизни на основе выявления и создания условий для эмансипации и реализации соответствующих новому времени, но­вым тенденциям мирового развития культурных архетипов может придать смысл рыночным преобразованиям. Такая реконструкция, разворачиваясь в том числе и через формирование нового мировоз­зрения, обусловливает превращение выделенной тенденции в осно­вание нового типа системного развития.

В этой связи чрезвычайно важное значение для развития рын­ка инновационной ориентации, как и для перехода России на путь инновационного развития (зачатки которого были представлены в советском обществе именно благодаря мощному развитию науки и наукоемкой промышленности в оборонном секторе), имеет ини­циация смыслообразующих процессов, связанных с перегруппи­ровкой (синтезом) культурных архетипов с доминантой на хозяйст­венный успех, предпринимательство, новаторство инновации. Это означает, что анализ инновационного предпринимательства нельзя ограничивать рамками только экономического подхода. Необходи­мо социокультурное представление данного феномена. Причем предпринимательские качества должны быть представлены в кон­тексте зарождения и развития самого человека. Настоящая попытка

Иноземцев В.Л. Теория постиндустриального общества как методо­логическая парадигма российского обществоведения // Вопр. философии -1977.-X» 10.-С. 35.

б

ВВЕДЕНИЕ

такого анализа предпринимается в рамках мониторингового иссле­дования академического сообщества Новосибирского научного центра (ННЦ), осуществляемого коллективом отдела философско-социологических исследований Института философии и права СО РАН с 1992 г., а с 1997 по 1999 г. при финансовой поддержке Рос­сийского гуманитарного научного фонда (грант № 97-03-04411)1. В настоящее время эта работа ведется при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект ИНТАС - РФФИ № JR-97-2043).

В процессе мониторинга было выявлено 28 малых инноваци­онных фирм, спонтанно возникших в новосибирском Академго­родке в первые годы реформ. Было проведено конкретно-социологическое и социально-психологическое исследование этих фирм, в процессе которого установлено, в частности, сущностное значение малых инновационных предприятий для дальнейшего развития ННЦ2. Это и обусловило необходимость углубленного анализа данного вида предпринимательства.

Текст подготовлен А.А.Гордиенко (введение, главы 1—4, за­ключение), С.Н.Ереминым и Е.А.Тюгашевым (глава 5).

1 См.: Гордиенко А.А., Еремин СИ., Плюснин Ю.М. Академическая
наука в кризисном обществе (на материалах мониторинга новосибирского
Академгородка). - Новосибирск: изд. ИФПР СО РАН; ЦСА 1997; Горди­
енко А.А., Еремин СИ, Плюснин Ю.М.
Социальные характеристики науч­
ного сообщества новосибирского Академгородка: Сборник таблиц. - Но­
восибирск: ИФиПр СО РАН; ЦСА, 1997; Новосибирский Академгородок в
предверии и в условиях «шоковой терапии»: проблемы сохранения кадро­
вого потенциала / Под ред. А.А.Гордиенко, С.Н.Еремина, Ю.М.Плюсни-
на - Новосибирск: ИФПР СО РАН; ЦСА, 1998; Гордиенко А.А., Еремин
С.Н., Плюснин Ю.М. Малый инновационный бизнес в новосибирском Ака­
демгородке (по материалам мониторинга Новосибирского научного цен­
тра). - Новосибирск: ИФПР СО РАН; ЦСА, 1998; Гордиенко А.А., Еремин
СИ., Плюснин Ю.М.
Социальные характеристики научного сообщества
новосибирского Академгородка в 1999 году: Сборник таблиц. - Новоси­
бирск: ИФПР СО РАН; ЦСА, 1999. Еремин С.Н. Социологический монито­
ринг новосибирского Академгородка: Методическое сопровождение. -
Новосибирск: ИФПР СО РАН; ЦСА, 1999.

2 См.: Гордиенко А.А., Еремин СИ., Плюснин Ю.М. Малый инноваци­
онный бизнес в новосибирском Академгородке.

7

Глава 1

ПРОИЗВОЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ

КАК ФИЛОГЕНЕТИЧЕСКОЕ ОСНОВАНИЕ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ

1.1. Произвольное действие как произ-ведение себя индивидами ,

Предпосылки человеческого в человеке складываются в связи с формированием человеческих чувств. Именно они изначально образуют основания для становления культуры как специфического средства, обеспечивающего самодетерминацию индивидов друг через друга («через другого»). Первоначально эта само детермина­ция имеет спонтанный характер, характер ситуативных всполохов в сумерках первозданного бытия. Она начинает складываться в про­цессе бесконечного повторения в повседневной жизни первобытно­го сообщества специфического состояния, которое можно было бы назвать чувственным резонансом1. «У первобытных людей такого рода состояния прежде всего возникали на охоте, причем не на лю­бого зверя, а на наиболее опасного»2. Оказавшись перед лицом воз­никшей вдруг опасности с возможной трагической развязкой, тот или иной индивид переживает огромное напряжение, преодолевая страх (витальные потребности) и собираясь как перед броском. Его напряжение передается другим участникам данной ситуации, резо­нируя их приготовления к действию. Проникая в чувства индивида, чувственное состояние ситуативного коллектива как бы заражает и заряжает индивида, и наоборот, чувственное состояние индивида передается коллективу. Это чувственное взаимодействие собст­венно и обеспечивает преодоление инстинкта страха у каждого из

1 См.: Гордиенко А.А. Антропологические и культурологические
предпосылки коэволюции человека и природы. - Новосибирск, 1998.

2 Еремеев А.Ф. Первобытная культура: Происхождение, особенности,
струкгура. - Саранск, 1996. - Ч. 1. - С. 119.

8

1.1. Произвольное действие как произ-ведение себя индивидами

них, обусловливает приготовления к совместным действиям. Соб­ственно, в таком чувственном резонансе и состоят предпосылки коллективного действия.

Сотрудничество членов популяции в чувственном резонансе является оборотной стороной звериного инстинкта, обеспечиваю­щего защиту от угрозы своему существованию. Логика такой защи­ты (как впрочем и агрессии) - «или пан, или пропал», «или я, или меня». Чувственный резонанс разворачивается в столкновении жизни и смерти, разрушительных и созидательных начал, он поро­ждает жизнеутверждающее, экзистенциальное напряжение и через него же осуществляет свое созидание. Именно извечное противо­стояние разрушительных и созидающих начал через чувственный резонанс порождает экзистенциальное напряжение, посредством которого разворачивается линия созидания, что придает историче­ский масштаб и чувственному резонансу и самому человеку. При этом, поскольку противостояние жизни и смерти ситуативно, а ли­ния созидания безотносительна конкретных индивидов и сооб­ществ, история разворачивается как вероятностная тенденция и предстает как творение нового. Она принципиально однократна и далее катастрофична.

Чувственный резонанс, развиваясь, обеспечивал такое сплоче­ние человеческой популяции, которое повышало ее выживаемость в окружающем мире и тем самым становилось основанием эволю­ционного отбора. Чувственный резонанс есть механизм самодетер­минации индивидом себя через другого: культура возникает вслед­ствие кризисного состояния человека, когда под угрозой .оказыва­ется само существование человека и его популяции, остро встает вопрос «Быть или не быть?», когда на основе эмоций осуществля­ется мобилизация всех возможностей индивида и первичного кол­лектива. Первообразы культуры складываются в результате разре­шения этого кризиса преодоления угрозы. Их источник - захвачен-ность человека сильнейшим эмоциональным порывом. В этой связи можно говорить, что культура возникает «как спонтанное, ничем не стреноженное выражение душевного жара»' конкретного индивида. «Она вырастает из хаоса, из глубин обостренных, труднонасыщае-мых влечений человека»2. Человеческие влечения и страсти, преоб­ражаясь в чувственном резонансе, выступают как первоисточник и сама культура. Следовательно, в культуре «проступает иррацио-

1 Гуревич П. Первообразы культуры // Лики культуры. Альманах. -
Т. 1.-М, 1995.-С. 501.

2 Там же.

9

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

А. А. Гордиенко С. Н. Еремин Е. А. Тюгашев iconГенерал-полковника милиции Гордиенко В. В., представленное на имя...
Основанием проведения аттестации является заявление начальника Академии управления мвд россии генерал-полковника милиции Гордиенко...
А. А. Гордиенко С. Н. Еремин Е. А. Тюгашев iconС. Н. Еремин Мельниково 2012
Школа является юридическим лицом, имеет договор о сотрудничестве с централизованной бухгалтерией, лицевой счет в банке, Устав и другие...
А. А. Гордиенко С. Н. Еремин Е. А. Тюгашев iconЕ. А. Тюгашев > В. A. Алескерова
В статье рассматриваются основные положения философии права З. Фрейда. Проводится анализ его взглядов на природу права и преступления...
А. А. Гордиенко С. Н. Еремин Е. А. Тюгашев iconИззатдуст Э. С., Киреев М. П. Современный терроризм: социально-политический...
Рецензент программы: д э н., проф. Орешкин В. А., профессор кафедры Международной торговли и внешней торговли РФ
А. А. Гордиенко С. Н. Еремин Е. А. Тюгашев iconПоурочно тематическое планирование. 9 класс ( по умк в. В. Еремин,...
Умение давать определение понятию «количество вещества», рассчитывать колич вещ-ва по известному числу частиц вещества
А. А. Гордиенко С. Н. Еремин Е. А. Тюгашев iconПлан работы научного общества клио
«клио» в составе 16-18 уч-ся 7, 8 и 9 классов работало под руководством научного совета, в который вошли: Адлер Н. И., руководитель...
А. А. Гордиенко С. Н. Еремин Е. А. Тюгашев iconРабочая учебная программа по иикт (профильный уровень) (наименование учебного предмета \ курса)
Федерального Государственного Образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, Примерной программы среднего (полного)...
А. А. Гордиенко С. Н. Еремин Е. А. Тюгашев iconДипломных проектах: Метод пособие. Самара: пгати, 2002. 135 с.: ил....
Е70 Еремин Ю. Н. Раздел "Охрана труда" в дипломных проектах: Метод пособие. Самара: пгати, 2002. 135 с.: ил
А. А. Гордиенко С. Н. Еремин Е. А. Тюгашев iconУчебное издание Учебные программы и методические материалы кафедры...
Учебные программы и методические материалы кафедры теории и истории государства и права : учеб метод пособие / сост.: А. Р. Еремин,...
А. А. Гордиенко С. Н. Еремин Е. А. Тюгашев iconМетодические указания и рекомендации к практически-семинарским занятиям...
Местные финансы: Методические указания и рекомендации к практически-семинарским занятиям по дисциплине «Местные финансы» для студентов...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск