Методические рекомендации по дисциплине «Философия»





НазваниеМетодические рекомендации по дисциплине «Философия»
страница1/8
Дата публикации09.03.2016
Размер0.97 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Философия > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8


Минобрнауки РФ

ФГБОУ ВПО «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕНННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Филиал в г. Нижняя Тура

Методические рекомендации

по дисциплине «Философия»

для самостоятельной работы студентов

специальностей:

«Менеджмент организации»

«Экономика и управление на предприятии (городское хозяйство)»

«Финансы и кредит»

«Государственное и муниципальное управление»

Нижняя Тура

2012

УДК 1 «УТВЕРЖДАЮ»

ББК 87 Зам. директора ИЭиУ

М-54 по учебно-методической работе

____________О. А. Воробьева

«____»____________20 г.

Учебно - методические материалы подготовлены на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов заочного отделения специальностей «Менеджмент организации», «Экономика и управление на предприятии (городское хозяйство)», «Финансы и кредит», «Государственное и муниципальное управление» ст. преподавателем кафедры общенаучных дисциплин Захаровой Людмилой Андреевной.


Учебно – методические материалы обсуждены и одобрены на заседании кафедры общенаучных дисциплин «__»_____20 г., протокол №

Зав. кафедрой общенаучных дисциплин___________к. ю. н. М. В. Ожиганова.

Содержание


  1. Пояснительная записка 4

  2. Тематические планы по специальностям 8

  3. Содержание дисциплины 16

  4. Тематика семинарских занятий 48

  5. Примерные вопросы к экзамену и темы рефератов 51

  6. Приложения 54

Введение
Методические рекомендации рассчитаны на то, чтобы помочь войти в неисчерпаемый мир философских знаний, постигнуть их основы.

Изучение философии представляет собой немалую трудность, поэтому данные рекомендации могут помочь справиться с этим. Прежде всего, необходимо познакомиться со списком рекомендуемой литературы. Содержание дисциплины включает в себя введение и пять разделов.

Во введении рассматривается природа философского знания, объект и предмет философского познания, основные функции философии.

Последующие разделы соответствуют современной структуре и проблематике философского знания и включают в себя ряд тем. Основные разделы изучаются в соответствии со следующим дидактическим циклом:

- предметно – проблемные лекции по наиболее важным вопросам;

- самостоятельная работа студентов по усвоению основных понятий темы и изучению философских источников;

- закрепление материала и приобретение студентами навыков подготовки сообщений и самостоятельных выступлений в ходе семинарских занятий.

Основными видами аудиторной работы студентов являются лекции и семинарские занятия. Студенты не имеют право пропускать без уважительных причин аудиторные занятия, в противном случае они могут быть не допущены к экзамену.

В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные понятия темы, связанные с ней теоретические и практические проблемы, даёт рекомендации к самостоятельной работе. Обязанность студентов – внимательно слушать и конспектировать лекционный материал; в конспекте рекомендуется оставлять поля для последующей самостоятельной работы над темой. Листы тетради для записи полезно разделить на две части. Во всю ширину тетради записывают план лекции, вопросы. Слева – краткое содержание лекции, основные факты, цифры. Целесообразно при записи сокращать слова, это ускоряет процесс записи. Записи должны быть свободными, чтобы при повторном чтении можно было внести в них необходимые поправки, уточнения, дополнения (приложение 1).

Семинарские занятия завершают изучение наиболее важных разделов дисциплины. Они служат для контроля преподавателем подготовленности студентов; закреплением изученного материала; развитием умений и навыков подготовки докладов, сообщений по философской проблематике; для приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений (приложение 9).

В целях контроля подготовленности студентов и привития им навыков краткого письменного изложения своих мыслей по предложенной тематике в ходе семинарских занятий преподаватель может проводить контрольные работы.

Семинар может включать в себя элементы индивидуального собеседования. В ходе семинара преподаватель может осуществлять индивидуальный контроль за работой студентов, знакомиться с их конспектами лекций, первоисточников; оценивать выполнение индивидуальных заданий; изучать личностные особенности студентов, давать рекомендации; в случае необходимости помочь составить индивидуальный план работы над курсом.

В процессе подготовки к семинару студенты могут воспользоваться консультациями преподавателя. Примерная тематика докладов, сообщений, вопросов для обсуждения приведена ниже. Кроме указанных тем, студенты могут по согласованию с преподавателем избирать и другие.

Семинары могут проходить в форме учебных конференций. Конференция включает в себя выступления студентов с заранее подготовленными докладами c оригинальной философской тематикой. Основу докладов, как правило, составляет содержание подготовленных рефератов.

Результаты контроля качества учебной работы студентов преподаватель может оценивать, выставляя текущие оценки в рабочий журнал. Студенты имеют право ознакомиться с выставленными ему оценками.

Самостоятельная работа (СРС) студентов включает в себя: изучение лекционного материала, учебников и учебных пособий, первоисточников, подготовку докладов, сообщений, выступлений на семинарах, написание реферата, выполнение заданий преподавателя. СРС - это, прежде всего, умение применять на практике теории, то есть приобретение конкретных умений и навыков, которые определены государственными стандартами и учебными программами, которые затем будут востребованы в профессиональной деятельности. Кроме того, СРС зависит от умения учиться, т. е. от умений и навыков интеллектуальной деятельности. К ним относятся:

  1. Наблюдение за окружающим миром.

  2. Умение самостоятельно сравнивать, противопоставлять, находить непонятное, удивляться.

  3. Выражать мысль о том, что я вижу, наблюдаю, делаю, думаю.

  4. Читать бегло, сознательно, выразительно.

  5. Писать достаточно быстро, грамотно.

  6. Выделять в прочитанном тексте логически законченные части, главное, основное, устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости между ними.

  7. Находить книги по интересующим вопросам, а в них соответствующий материал.

  8. Делать правильно логический анализ текста в процессе чтения.

  9. Слушать преподавателя и одновременно записывать кратко содержание рассказа, лекции.

  10. Писать реферат, доклад, сообщение, эссе.

  11. Работать с интернет-ресурсами, создавать web-страницы (приложение 10) и web-квесты (приложение 11).

После каждой темы предлагаются задания для самостоятельной работы. Они в каждой теме в основном различны, но вы можете их выполнять для каждой темы, чтобы полнее усвоить тему.

Для более глубокого знакомства с философией можно обратиться к дополнительной литературе, которая указана в списке литературы после каждой темы, а также к текстам мыслителей, к хрестоматиям, словарям, энциклопедиям, ресурсам интернета и другой литературе.

После изучения темы попытайтесь проверить свои знания путем ответа на контрольные вопросы, тесты и т. д. В настоящее время для проверки своих знаний можно использовать интернет-тренажёры на сайте www.i-exam.ru, ключ … (ключ может измениться, следите за объявлениями учебной части).

Изучение дисциплины заканчивается выполнением домашней контрольной работы (раздел 5) и экзаменом. Примерные вопросы в приложении 6. Форма экзамена может быть различной: выставление итоговой оценки с учётом текущих оценок; собеседование по всему курсу; ответ по билету; защита реферата (раздел 6); интернет-тестирование.

К экзамену допускаются студенты, выполнившие контрольную работу на положительную оценку, показавшие положительные знания на семинарах.

Человек по природе своей создан для многого, в том числе и для философии. Подлинная философия возвышает нас духовно, выводит за узкие рамки повседневного существования (нередко унылого, серого) и устремляет к идеалу, к совершенной жизни. Желаю Вам удачи на пути в МИР ФИЛОСОФИИ.


У


Про

филь

Сем.

Форма контроля

Всего часов

Зачётные единицы**

Лекции

Семинары

срс


Перезачёт***

Компе

тенции****

081111(с)
ГиМУ

2

2


Реферат* и экзамен

1144

4

4

4


24


72

Ок-1

Ок-3

Ок-4

Ок-6

Пк-10

080112(с)
ЭПиО

2

2

Реферат* и экзамен

1144

4

4

4

26

72

Ок-1

Ок-2


080111(с)
ФиК

2

2

Реферат* и экзамен

1144

4

4

4


26


72

Ок-1

Ок-2


080112(н)
ЭПиО

4

4

Реферат* и экзамен

1144

4


10

8


90

--

Ок-1

Ок-2


080111(н)
ФиК

4

4

Реферат* и экзамен

1144

4


10

8


90

--

Ок-1

Ок-2


* - требования к написанию реферата см. в приложении

** - трудоёмкость в изучении дисциплины (1 зачётная единица (кредит) – 36 часов)

*** - перезачёт (для окончивших образовательные учреждения СПО)

**** - компетенции – то, что формируется у студентов в ходе изучения дисциплины (общекультурные и профессиональные)
Содержание дисциплины

Введение. Предмет философии, её структура и функции

Мировоззренческая природа философского знания. Понятие философии. Философия как мировоззренческая форма духовной культуры человека и общества. Место и роль философии в культуре. Сущность мировоззрения, его роль в жизни человека и общества. Объект и предмет философского познания. Философия как учение о предельных основаниях бытия и самопознания человека. Обобщающий характер философских понятий и закономерностей. Философия как форма духовной культуры. Самовыражение личности, самосознание общества, эпохи. Философия и нравственность. Философия и искусство. Философия и религия. Философия и наука. Основные функции философии. Мировоззренческая, гносеологическая, аксиологическая, методологическая функции.
Задание для самостоятельной работы:

1. Составление глоссария – словаря по темам курса, например, найдите и запишите следующие понятия: философия, мировоззрение, материализм, идеализм, диалектика, метафизика, дуализм, монизм, эклектика, эмпиризм и др.

2.Прочитайте в любом учебнике ВВЕДЕНИЕ и допишите в конспекте всё то, что не записали на лекции.

3. Проверьте себя:

- когда и где появилась философия?

- кто впервые ввёл понятие философия?

- основные истоки философии?

- основные функции философии?
Литература:

1. Бучшо Н. Ф., Чумаков А.Н. Философия. Учебное пособие. СПб., 2004.

2. Баженов Л.Б., Никифоров А.Л. Природа философии. // Вопросы

философии. 2002. № 1

3. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988.

4. Гуревич П. С. Философия. Учебник для вузов. М., 2003.

5. Золкин А.Л. Философия. Учебник для студентов вузов. М., 2005.

6. Теория философии / Под ред. Э.Ф. Звездкиной и др. М., 2004.

7. Философия // Всемирная энциклопедия. Философия XX век. М., 2002.

8. Философия. / Под ред. Э.Ф. Караваева, Ю.М. Шилкова. М., 2004.

9. Халин К.Е. Философия. Учебник для вузов. М., 2004.

Раздел 1. Исторические типы и этапы развития философии

Становление философии. История философии как «саморефлексия» философии. Ее значение в системе философского знания. Закономерности развития философской мысли. Личностный характер философских размышлений. Понятие философской школы. Национальная специфика философствования. Сосуществование различных философских учений.

Требования к знаниям: студент должен знать наиболее выдающихся представителей философской мысли и основные идеи, появившиеся в истории философии, смысл и значение той или иной эпохи.

Требования к умениям: студент должен уметь прослеживать влияние фундаментальных философских идей на развитие науки, искусства, социальной и политической мысли, должен уметь соотносить их с актуальными проблемами современности.

1.1. Философия Древнего Востока. Античная философия.

Мифологически-религиозный характер философствования в странах Древнего Востока. Зарождение философских идей в Древней Вавилонии, Ассирии, Египте. Философская мысль в Древней Индии. Веды как единство мифорелигиозных, ритуальных, философских взглядов. Брахманизм. Философские идеи Упанишад. Эволюция брахманизма. Идеалистическая (миманса, веданта, санкхья, йога) и материалистическая (локаята, чарвака) тенденции в древнеиндийской философии. Философские идеи в Древнем Китае. Особенности китайского мифологически-религиозного мировоззрения. Даосизм. Конфуцианство, его нравственное содержание. Влияние философских идей древности на политико-правовые взгляды.

Своеобразие античной философии. Предпосылки и особенности самосознания древнегреческой цивилизации. Космоцентризм древнегреческой философии. Философия и зарождение научного знания. Первые философские школы. Милетская школа. Проблема первоначала. Фалес. Анаксимандр. Анаксимен. Пифагор. Научные предпосылки пифагореизма. Гераклит, наивная диалектика. Элеатская школа. Парменид. Апории Зенона и их философский смысл. Атомизм Демокрита. Расцвет древнегреческой философии. Сократ. Диалектическая идея самопознания. Майевтика. Моральная философия Сократа. Платон. Идеалистическая сущность бытия. Мир вещей и мир идей. Познание как «вспоминание». Учение о государстве. Аристотель. Космогоническая теория. Материя и форма. Логика. Социальная философия. Концепция философского знания. Эллинистическая и римская философия. Философские идеи Лукреция. Эпикуреизм. Стоицизм. Неоплатонизм.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Продолжайте составлять глоссарий, найдите и запишите следующие понятия: буддизм, индуизм, конфуцианство, даосизм, натурфилософия, первоначало, стихия, субстанция, софистика, атом, атомистика, майевтика, эйдос, логос, апория, циники, стоики, скептики и др.

  2. Начните составлять таблицу персоналий

  3. Сделать конспект темы (приложение 3)

  4. Проверь себя:

1. Гераклит Эфесский считал, что первоэлементом является:

    1. вода;

    2. огонь;

    3. земля;

    4. дерево.

2. Сократ говорил: « Я знаю, что ничего не знаю, но…

    1. знать всё и невозможно;

    2. знания увеличивают скорбь;

    3. знать что-то вовсе и не нужно;

    4. другие не знают и этого.

3. Стоики сравнивали философию с яйцом, в котором этика, физика, логика соответственно:

    1. скорлупа, желток, белок;

    2. желток, скорлупа, белок;

    3. белок, желток, скорлупа;

    4. желток, белок, скорлупа.

4. Для Платона мир нереальный и недействительный- мир…

    1. первоматерии;

    2. эйдосов;

    3. множества конкретных предметов и вещей;

    4. представлений.


5. Он был учителем у Александра Македонского?

    1. Сократ;

    2. Демокрит;

    3. Платон;

    4. Аристотель.

6. Основателем античного атомизма является…

    1. Платон;

    2. Демокрит;

    3. Аристотель;

    4. Фалес


7.Характерная для философии досократиков проблематика:

  1. первоначала;

  2. нравственной сущности человека;

  3. прекрасного;

  4. диалектики.

8. Высший этап в развитии античной философии?

    1. эллинизм

    2. схоластика

    3. патристика

    4. рационализм


1.2. Философия средних веков

Своеобразие средневековой философии. Христианская догматика и философская мысль. Теология и философия. Теоцентризм. Креационизм. Провиденциализм. Патристика. Философское «оформление» Священного писания. Августин Блаженный о двух «градах». Учение о душе и самопознании. Схоластика. Проблема универсалий. Номинализм и реализм. Философские идеи Фомы Аквинского. Разум и вера. Уильям Оккам. «Правило бритвы», его философский смысл.

Задания для самостоятельной работы:

1. Найдите и запишите следующие понятия: вера, Бог, мессия, теология, монотеизм, патристика, схоластика, теоцентризм, иерархия, креационизм, догма, ересь, номинализм, реализм.

2. Сделать конспект темы, запишите пять доказательств бытия Бога Фомы Аквинского.

3. Запишите основных представителей арабской философии Средневековья и кратко охарактеризуйте их взгляды.

1.3. Философия Возрождения

Социально-экономические, политические и естественнонаучные предпосылки Возрождения. Социальные и культурные процессы в Европе. Антропоцентризм и гуманизм Ренессанса. Николай Кузанский. Ученое незнание. Учение о совпадении противоположностей. Бог и человек. Дж. Бруно. Пантеизм. Учение о множественности миров. Реформация. Протестантская этика. Гуманистическое учение Эразма Poттepдaмcкoгo.

Задания для самостоятельной работы:

1. Найдите и запишите следующие понятия: антропоцентризм, рационализм, секуляризация, пантеизм, гуманизм, утопический социализм, гилозоизм.

2. Сделать краткие выписки обо всех представителях эпохи Возрождения (приложение 1).

3. Проверь себя:

1. Принцип построения общества в философском романе «Город Солнца»?

  1. равенство людей

  2. индивидуализм

  3. частная собственность

  4. подчинение

  1. Автор философского романа «Город Солнца»…

  1. Н. Макиавелли

  2. Т. Мор

  3. Т. Кампанелла

  4. Ж. Боден

  1. Характерная черта философии эпохи Возрождения-

  1. интерес к религии

  2. интерес к науке

  3. интерес к человеку

  4. интерес к технике

  1. Родина Ренессанса-

    1. Германия

    2. Италия

    3. Франция

    4. Швейцария

  1. Назовите представителей эпохи Возрождения

    1. Ж. Кальвин

    2. Ф. Петрарка

    3. Н. Кузанский

    4. Ф. Аквинский

1.3. Философия Нового времени

Социально-культурное содержание эпохи Нового времени. Процесс секуляризации философского знания. Проблема метода в философии и науке. Начало философии Нового времени. Ф. Бэкон. Философия и наука. Социально-­гуманистическая роль науки. Механико-материалистическое видение мира. Учение Бэкона о методе. Разработка индуктивной методологии науки. Критика «идолов» в познании. Представления об идеальном обществе. Систематизация и развитие механистического материализма в философии Т. Гоббса. Эмпиризм. Прагматизм человека. Теория государства как результата общественного договора. Р. Декарт. Философия как основа наук. Деизм. Дуализм философии Декарта. Непосредственная данность и преимущественная достоверность сознания. Учение о врожденных идеях. Проблема и правила метода. Ясность и отчетливость как критерии истины. Рационалистическая метафизика в XVII в. Б. Спиноза. Пантеизм. Бог, природа, субстанция. Атрибуты и модусы субстанции. Универсальный детерминизм. Чувства, рассудок, интуиция в познании. Естественное право и общественный договор. Свобода как осознанная необходимость. Г. Лейбниц. Монадология. Монада как простая субстанция. Основные характеристики монады. Божественное предустановление гармонии.

Английский эмпиризм. Дж. Локк. Вопрос об источниках знания. Критика концепции врожденных идей. Сенсуалистическая трактовка опыта и «чистый разум». Философское обоснование либерализма. Договорная теория государства. Разделение властей. Гармония человека и общества. Субъективный идеализм Дж. Беркли. Борьба против материализма. Критика концепции первичных и вторичных качеств, понятий материи и пространства. Эмпиризм и гносеологический скептицизм Юма.

Французский материализм XVIII в. Материалистическое мировоззрение. Ж. Ламетри, Д. Дидро, К. Гельвеции, П. Гольбах. Природа как причина самой себя. Вечность и самодвижение материи. Механистичность мира. Сенсуализм. Природная сущность человека. Естественная необходимость государства. Европейское Просвещение. Фундаментальные черты просветительской мысли: разум и нравственность как основа прогресса человека и общества. Ш. Монтескье. Вольтер. Ж.-Ж. Руссо.

Немецкая философия как завершение европейской философской классики. Социально-исторические, естественнонаучные, духовные предпосылки и основные проблемы немецкой классической философии. И. Кант как естествоиспытатель и философ. Докритический и критический периоды деятельности. Критическая философия Канта. «Вещь в себе» и явление. Априоризм. Моральная философия Канта. Категорический императив как закон практического разума. Свобода и долг. Проблема Бога. Субъективно-идеалистическая философия И. Фихте. Задача и система философии. Основания «наукоучения». Тождество субъекта и объекта. Индивидуальный и всеобщий субъект. Демократизм философии Фихте, утверждение естественных прав человека. Объективный идеализм Ф. Шеллинга. Натурфилософия. Ф. Шеллинг о диалектике природы. Идея «абсолютного тождества». Эстетический идеализм. «Философия откровения» позднего Ф. Шеллинга. Объективный диалектический идеализм Г. Гегеля. Гегель о тождестве мышления и бытия. Система и метод. Гегель о субстанции-субъекте. Философия как логика. Категории и принципы диалектического мышления. Учение об истине. Философия природы. Философия духа. Гегель о «разумной действительности». Гражданское общество и государство. Философия права. Материализм Л. Фейербаха. Критика идеализма и агностицизма. Учение о природе, естественном происхождении и развитии человека. Антропологический принцип философии Фейербаха. Любовь в философии Фейербаха.

Философия марксизма. Отношение к философским идеям Г. Гегеля и Л. Фейербаха. Материализм и диалектика. Формулирование основного вопроса философии. Диалектическое понимание материи. Проблемы теории познания. Учение об истине. Диалектико-материалистическое понимание практики. Марксистское понимание истории.

Задания для самостоятельной работы:

1. Найдите и запишите следующие понятия: гносеология, сенсуализм, эмпиризм, априоризм, рационализм, интуиция, индуктивный метод, дедуктивный метод, субъект, объект, монада, натурализм, антиклерикализм, социальный эгалитаризм, рассудок, разум, вещь в себе, долг, мировой дух, абсолютная идея, абсолютный дух, диалектический материализм, общественное бытие, общественное сознание.

2. Продолжайте составлять таблицу персоналий

3. Ответьте на вопросы:

  • Почему XVII век называют веком Разума?

  • Раскройте основные принципы этики И. Канта.

  • В чём заключается принципиальная новизна философских идей Г. Гегеля?

  • Почему философию Л. Фейербаха называют антропологическим материализмом?

  • Назовите представителей Французского и Немецкого Просвещения и кратко охарактеризуйте их.

  • Как истолковывается в диалектическом материализме «основной вопрос философии»?

4. Проверь себя:

    1. Девиз Ф. Бэкона:

      1. « Я мыслю, следовательно, существую»;

      2. « Верую, потому что нелепо»;

      3. « Во всём должно сомневаться»;

      4. « Знание- сила».

    1. Идейным вождём, организатором и составителем первой «Энциклопедии» был:

      1. Вольтер,

      2. Руссо,

      3. Аламбер,

      4. Дидро.

    1. Кто из представителей Нового времени разрабатывал теорию «Естественного права» и «Общественного договора»?

      1. Т. Гоббс

      2. Д. Локк

      3. Д. Юм

      4. Р. Декарт

    1. Представитель немецкой классической философии, утверждавший, что «Мир- это «вещь в себе», который нельзя понять»:

    1. И. Фихте

    2. Л. Фейербах

    3. Г. В. Ф. Гегель

    4. И. Кант

    1. Кто из представителей философии XIX в. утверждал: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его»?

          1. Г. Гегель

          2. Л. Фейербах

          3. И. Кант

          4. Ф. Энгельс



1.5. Европейская философия XIX-XX вв.

Позитивизм. Программа «позитивной философии» О. Конта. Философия и наука, предмет философии. Социология в системе наук. Дж. Милль: утилитаризм, индуктивизм, феноменология. Эволюционизм и органическая теория общества Г. Спенсера. Эмпириокритицизм. Гносеология Э. Маха: элементы опыта, экономия мышления. Теория принципиальной координации Р. Авенариуса. Теория иероглифов (Г. Гельмгольц). Конвенционализм (А. Пуанкаре).

Неокантианство. Марбургская школа. Критика кантовской «вещи в себе» и логика науки (Г. Коген, П. Наторп). Баденская школа неокантианства. Противопоставление социологии естествознанию, аксиологическая трактовка социального (В. Виндельбанд, Г. Риккерт).

Иррационализм. Ф. Якоби: философия чувства и веры. Религиозно­экзистенциальная диалектика С. Кьеpкeгopa. Волюнтаризм А. Шопенгауэра. Мир как воля и представление. Философия Ф. Ницше. Мир как «пунктуация воли». Аполлоническое и дионисийское начала в человеке. Программа переоценки всех ценностей. Воля к власти и идеал сверхчеловека. Идея вечного возвращения.

Философия истории как морфология культуры О. Шпенглера.

Интуитивизм А. Бергсона. Жизнь как поток переживаний субъекта. Жизненный порыв. Интеллект и интуиция. Социальный элитаризм.

Многообразие и взаимообусловленность философских направлений и школ. Мистицизм и реализм. Рационализм и иррационализм. Сциентизм и антисциентизм. Техницизм и антитехницизм. Индивидуализм, антропологизм, социологизм, глобализм.

Проблема взаимоотношения науки и веры. Основные тенденции западной религиозно-философской мысли в XX в. Религиозно-философская система П. Тейяра де Шардена.

Сближение теоретической и практической функций познания. Прагматизм. Ч. Пирс, У. Джеймс, Д. Дьюи.

Проблема психологического в жизни человека и общества. Фрейдизм. Психоанализ и философия неофрейдизма. Аналитическая психология К. Юнга и коллективное бессознательное. Гуманистический психоанализ Э. Фромма.

Проблема человеческого существования. Социально-исторические и духовные истоки экзистенциализма. Светский (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю) и религиозный (К. Ясперс) экзистенциализм.

Проблемы понимания, объяснения, толкования в культуре ХХ в. Философская герменевтика. М. Хайдеггер: герменевтика как феноменология человеческого бытия. Философская герменевтика Г. Гадамера.

Философия науки. Эволюция позитивизма. Аналитическая философия. Дж. Мур, Б. Рассел, Л. Витгенштейн. Основные темы аналитической философии. Р. Карнап. Неореализм. Критический рационализм. К. Поппер.«Постпозитивизм» и философия науки. Г. Башляр, Т. Кун, И. Лакатос, С. Тулмин, П. Фейерабенд.

Философская антропология М. Шелера. Структурализм в гуманитарных науках и философии. Структурная антропология К. Леви-Строса.

Проблемы глобализации культуры в философии. Цивилизационный подход к анализу эволюции человечества.

Задания для самостоятельной работы:

1. Найдите и запишите следующие понятия: антропоцентризм, позитивизм, парадигма, экзистенция, экзистенциализм, пограничная ситуация, психоанализ, бессознательное, комплекс, неофрейдизм, масса, человек массы, элита, сциентизм, антисцентизм, иррационализм, рационализм, феноменология, герменевтика, персонализм, экофилософия.

2. Прочитайте и сделайте конспект одной из работ З. Фрейда, Э. Фромма, Х. Ортега-и-Гассет, Ж.-П. Сартра.

3. Проверь себя:

  1. В философии Ф. Ницше основным понятием является…

  1. безусловная воля

  2. воля к жизни

  3. воля к власти

  4. воля как «жизненный порыв»

  1. Психологическое понятие, во многом определившее философскую антропологию С. Кьеркегора…

  1. любовь

  2. страх

  3. зависть

  4. радость.

  1. Что означает термин «феменология»?

  1. «являющийся»

  2. «существование»

  3. «бытие человека»

  4. «явление»

  1. Кто из философов относится к аналитической философии?

  1. А. Камю

  2. В. Витгенштейн

  3. К. Ясперс

  4. Б. Спиноза

5. Кто из философов относится к экзистенциализму?

      1. В. Витгенштейн

      2. Ж.- П. Сартр

      3. Г. Лейбниц

      4. Ф. Ницше


1.6. Русская философия

Основные черты русской философской мысли: этицизм, социальность, патриотизм, «народопоклонство», религиозность. «Русская идея». Конфликт западничества и славянофильства. Специфические понятия: всеединство, общее дело, соборность и др. Влияние западноевропейской культуры, религии, философии.

Проблема зарождения философии на Руси. Русская философия ХI- ХVII вв. Развитие внутри христианско-религиозного мировоззрения. Церковно­властная ориентация. Учение Иллариона о законе и благодати. Филофей: «Москва - третий Рим». Максим Грек о «нестяжательстве».

Русская философия ХVIII в. Развитие в условиях укрепления абсолютной монархии. Европеизация. Секуляризация. М.В. Ломоносов: философия и естествознание, механицизм, атомизм. А.Н. Радищев как гуманист, критик российской политической системы.

Русская философия XIX в. Становление русского национально­философского самосознания. П.Я. Чаадаев. Западничество и славянофильство. Идеология славянофильства: А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков.

Философия русской радикальной демократии 50-60-х гг. А.И. Герцен. Разработка диалектического метода. «Русский социализм». Н.Г. Чернышевский. Антропологический. принцип в философии.

Философская мысль народников. Социально-философские позиции и концепция анархизма М.А. Бакунина. П.Л. Лавров. Н.К. Михайловский.

Русская философия конца ХIХ в. Формирование самобытных национально окрашенных философских систем. Н. Ф. Федоров. В.С. Соловьев.

Русская философия начала ХХ в. Основные идеи религиозной философии в трудах С.Н. Булгакова, П.А. Флоренского, С.Н. Трубецкого, Е.Н. Трубецкого, С.Л. Франка.

Экзистенциально-религиозная философия. Н.А. Бердяева. Диалектика божественного и человеческого. Идея свободы и персонализм. «Русская идея».

Русский космизм. К.Э. Циолковский. В.И. Вернадский. Учение о ноосфере.

Марксистская философия в России. Г.В. Плеханов. В.И. Ленин. Советская философия середины - второй половины ХХ в.

Основные проблемы и дискуссии в российской философии 80-90-х гг. ХХ в.

Задания для самостоятельной работы:

1.Найдите и запишите следующие понятия: антропоцентризм, славянофильство, западничество, космоцентризм, русский космизм, русское почвенничество, ноосфера, микрокосм, всеединство, богочеловечество, соборность, софиология, общинность, концепция евразийства.

2. Подготовьтесь к семинару (занятие 1)

3. Проверь себя:

  1. Какой путь изменения жизни видела русская религиозная философия?

      1. Путь нравственного совершенствования человека

      2. Изменение внешних условий жизни

      3. Путь следования авторитетам церкви

      4. Оставаться самим собой

  1. Ключевой проблемой русской философии в XIX в. являлся поиск…

    1. Путей развития России

    2. Законов диалектики

    3. Направлений научного прогресса

    4. Методов познания

  1. Принцип славянофильства, утверждающий, что только «В личной свободе, не растворяясь коллективе, человек обретает подлинную духовную самостоятельность для единения с другими такими же свободными личностями на основе общей любви к Богу»:

      1. принцип «целостности»

      2. принцип «соборности»

      3. принцип «религиозности»

      4. принцип «всеединства»

  1. Назовите представителя русского «утопического социализма»:

      1. В. Соловьёв

      2. Н. Бердяев

      3. А. Герцен

      4. П. Чаадаев

5. Основоположник русского космизма, автор «Философии общего дела»…

          1. Н. Фёдоров

          2. Н. Бердяев

          3. В. Соловьёв

          4. В. Вернадский

Литература:

1.Аналитическая философия. Избранные тексты. М., 1993.

2.Аристотель. Сочинения: В 4 т. М, 1978-1984.

3.Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.

4.Бэкон Ф. Сочинения: В 2 т. М, 1977, 1978. (Новый Органон)

5.Гегель Г. Философия права. М., 1990.

6.Гоббс Т. Сочинения: В 2 т. М., 1989, 1991. (Левиафан)

7.Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М., 1991.

8.Декарт Р. Сочинения: В 2 т. М., 1989, 1991. (Рассуждения о методе) 9.Диоген Лаэртский. О жизни и изречениях знаменитых философов. М., 1999.

10.Древнеиндийская философия. В 2 т. М., 1993.

11.Древнекитайская философия. В 2 т. М., 1992.

12.Золкин А. Л. Философия. Учебник для студентов вузов. М., 2005.

13.Кант И. Критика чистого разума // Сочинения. М., 1994. Т. 3.

14.Коплстон Ф. Ч. История средневековой философии. М., 1997.

15.Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм // Полн. собр. соч. М., 1976. Т.18.

16.Лосский И. О. История русской философии. М., 1991.

17.Мамардашвили М. К. Лекции по античной философии. М., 1997.

18.Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Полн. собр. соч. М., 1960. Т. 3. 19.Ойзерман Т. Н. Философия как история философии. М., 1998.

20.Платон. Сочинения: В 4 т. М., 1990-1995 .

21.Рассел Б. История западной философии. М., 1993.

22.РуссоЖ.-Ж. Трактаты. М., 1969.

23.Соловьев В.Е. Сочинения. В 2 т. М., 1988.

24.Спиноза Б. Избранные произведения. В 2 т. М., 1999. (Этика). 25.Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986. 26.Философия./ Под ред. Э.Ф. Караваева, Ю.М. Шилкова. М., 2004.

27.Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989.

28.Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992.

29.Фромм Э. Иметь или быть? М., 1990.

30.Халин К.Е. Философия. Учебник для вузов. М., 2004.

31.Чаадаев П. Я. Сочинения (Философические письма). М., 1989. 32.Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М., 1992.

33.Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993. Т. 1.

34.Юм Д. Сочинения. В 2 т. М., 1965. (Трактат о человеческой природе) 35.Юнг К. Архетип и символ. М., 1991.

  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по дисциплине «Философия» iconМетодические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине «философия»
Содержание внеаудиторной самостоятельной работы студента по дисциплине «Философия» включает в себя разлияные виды деятельности
Методические рекомендации по дисциплине «Философия» iconМетодические рекомендации включают рекомендации по организации самостоятельной...
Методические рекомендации предназначено для студентов, обучающихся на курсе психологии и педагогики
Методические рекомендации по дисциплине «Философия» iconФилософия
Москвитин А. Ю. Философия: Программа курса, методические указания и рекомендации. Находка: Институт технологии и бизнеса, 2003. 50...
Методические рекомендации по дисциплине «Философия» iconМетодические рекомендации по дисциплине для преподавателей, методические...
Нормативные документы, требования которых учитывались при разработке умк дисциплины/модуля/спецкурса
Методические рекомендации по дисциплине «Философия» iconПрограмма курса философии планы семинарских занятий Методические...
Философия в системе культуры. Составные элементы культуры. Философия и мировоззрение. Философия и идеология. Генезис философии. От...
Методические рекомендации по дисциплине «Философия» iconМетодические рекомендации по порядку проведения кандидатского экзамена...
Методические рекомендации по подготовке к сдаче кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки (экономические науки)»...
Методические рекомендации по дисциплине «Философия» iconМетодические указания по выполнению реферативных работ по дисциплине «История и философия науки»
Методические указания к выполнению реферативных работ аспирантов и соискателей по дисциплине «История и философия науки» /Уфимск...
Методические рекомендации по дисциплине «Философия» iconМетодические рекомендации по выполнению работ по дисциплине «курсовое проектирование»
Методические рекомендации по выполнению курсовых проектов по дисциплине «Курсовое проектирование» составлены в соответствии с требованиями...
Методические рекомендации по дисциплине «Философия» iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов...
Составлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности...
Методические рекомендации по дисциплине «Философия» iconМетодические рекомендации по дисциплине «Философия»
«Менеджмент организации», «Экономика и управление на предприятии (городское хозяйство)», «Финансы и кредит», «Государственное и муниципальное...
Методические рекомендации по дисциплине «Философия» iconМетодические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по...
Методические рекомендации рассмотрены методическим советом колледжа и рекомендованы для использования в учебном процессе протокол...
Методические рекомендации по дисциплине «Философия» iconМетодические рекомендации для студентов очно-заочного отделения стоматологического...
Методические рекомендации предназначены для оказания помощи студентам в изучении основных проблем философии: возникновение, предмет...
Методические рекомендации по дисциплине «Философия» iconМетодические рекомендации для практических занятий по дисциплине
Методические рекомендации предназначены для студентов очной, заочной форм обучения экономических специальностей, бакалавров, аспирантов...
Методические рекомендации по дисциплине «Философия» iconФилософия
Методические рекомендации разработаны в соответствии с го­сударственным образовательным стандартом по дисциплине «Фи­лософия» для...
Методические рекомендации по дисциплине «Философия» iconМетодические рекомендации по выполнению реферата по дисциплине «история и философия науки»
Составители: Ветров В. А., канд филос наук, профессор Добренкова Н. А., канд филос наук, доцент
Методические рекомендации по дисциплине «Философия» iconМетодические рекомендации по проведению практических (семинарских)...
Методические рекомендации по проведению практических (семинарских) занятий по дисциплине


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск