Скачать 135.28 Kb.
|
Пояснительная записка. Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, ее влиянием на темпы развития научно-технического прогресса, эффективным применением знаний физической науки в практики человека. Стратегия модернизации российского школьного образования предполагает достижение качественно новых образовательных результатов, которые позволяют выпускнику самостоятельно ориентироваться в информационном потоке, а именно: развитие способностей ориентироваться в окружающей действительности, в явлениях природы, в социальных и культурных явлениях, включая мир духовных ценностей; способности брать ответственность на себя, участвовать в совместном принятии решений; потребности в самообразовании и достижении успехов в личной и общественной жизни. Программа элективного курса оставлена на основе обязательного минимума физического образования, концентрической программы для общеобразовательных школ и требованиями государственного стандарта. Элективный курс создает условия для развития познавательных, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний, выполнение экспериментальных исследований, подготовки докладов, рефератов и других творческих работ. Элективный курс позволяет воспитывать дух сотрудничества в процессе совместного решения задач, уважительного отношения к мнению оппонента, обоснованности высказанной позиции; позволяет использовать приобретенные знания и умения для решения практических жизненных задач. Анализ решений, разбор задач и вопросов позволит глубже понять сущность явлений и процессов. При этом возникает устойчивая обратная связь «учитель - ученик», у ученика появляется стимул к поиску, инициативе, умению вдвигать обоснованную гипотезу, развивается речь, закрепляются вычислительные навыки, умение работать со справочной и научно – популярной литературой. Данный элективный курс предназначен для учащихся 9 класса и рассчитан на 17 часов. Программа элективного курса ориентирует учащихся на дальнейшее совершенствование уже усвоенных учащимися знаний и умений. Для этого вся программа делится на несколько разделов. Курс ориентирован на предпрофильную подготовку учащихся по физике. Он расширяет базовый курс, является предметно-ориентированным и даёт учащимся возможность познакомиться с интересным материалом, нестандартными задачами, осознать место человека в природе, роль физики в современном обществе, проверить и развить свои способности по физике. Вопросы, рассматриваемые в курсе, выходят за рамки обязательного содержания. Вместе с тем они тесно примыкают к основному курсу. Поэтому данный курс будет способствовать совершенствованию и развитию физических знаний, умений и навыков, предусмотренных программой, поможет оценить свои возможности по физике и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения. Программа элективного курса составлена с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся и ориентирована на развитие логического мышления, умений и творческих способностей учащихся. При изучении данного курса акцент следует делать не столько на приобретении дополнительной суммы знаний по физике, сколько на развитие способностей самостоятельно приобретать знания, критически оценивать полученную информацию, излагать свою точку зрения по излагаемому вопросу, выслушивать другие мнения и конструктивно обсуждать их. Поэтому ведущими формами занятий могут быть семинары и практические занятия. Темы предстоящих семинаров объявляются заранее и каждому учащемуся предоставляется возможность выступить с основным сообщением на одном из занятий. Курс по выбору следует считать предметно-ориентированным. На повышении эффективности усвоения основ физической науки направлено использование принципа генерализации учебного материала – такого отбора информации и методики преподавания, при которых главное внимание уделено изучению основных факторов, понятий, законов, теорий и методов физической науки, обобщению широкого круга физических явлений на основании теории. Отсюда вытекают требования к умениям учащихся: применять основные исходные положения науки, для самостоятельного объяснения физических явлений, результатов эксперимента, действия приборов, установок; решать нестандартные задачи и практическое применение законов физики. Цель курса: расширить представление учащихся о проблемах современной физики, направлении физических исследований, достижений современной физики. Задачи курса: Показать роль человека в изучении природы. Развить навыки работы учащихся с дополнительной литературой, владения устной и письменной речью. Совершенствовать навыки решения задач в нестандартной ситуации с техническим и экологическим содержанием. Привить интерес к физической науке, формировать гордость за прошлое, настоящее и будущее российской физической науки. Развить способности учащихся к исследовательской деятельности. Предоставить учащимся возможность проанализировать свои способности к физической деятельности, работе в парах, группах. Требования к уровню освоения содержания курса. Административная проверка усвоения материала курса « В мтире физики.» не предполагается, соответствующий материал не будет включаться в административные контрольные работы и выноситься на экзамены. В технологии проведения занятий присутствует этап самопроверки, который представляет учащимся возможность самим проверить, как ими усвоен материал , а также этап взаимопроверки и оценивания работ учащимися класса по согласованию с классом. В свою очередь учитель может провести обучающие самостоятельные работы, которые позволят оценить уровень усвоения курса. Формой контроля может стать презентация данного материала учащимися, защита собственного проекта по темам данного курса. Результат прохождения курса не столько систематизация и расширение теоретических знаний по физике, сколько развитие интереса к изучению науки. \ Календарно-тематическое планирование.
Программа курса. 1. Физика в современном мире. Зарождение физической науки. Возникновение современной физики и развитие ее основных направлений Роль и место физики в современном мире. Основные этапы развития физики. Из истории советской физики. 2 Нобелевские премии по физике. Из истории Нобелевских премий. Первые Нобелевские премии по физике. Российские лауреаты Нобелевских премий по физике. Роль и значение Нобелевских премий. 3. Физика и смежные дисциплины. Связь физики с математикой, химией, биологией, литературой, техникой. 4. Физика и компьютер. Компьютеры в физических исследованиях и при изучении физики Роль компьютера в физических исследованиях. Моделирование физических процессов с помощью ЭВМ 5. Физика и космонавтика. Достижения и перспективы современной космонавтики. Роль космоса в жизни современного общества. Полеты к другим планетам, влияние космоса на организм человека 6. Физика и военная техника. Физика в задачах военно-исторических событий. Роль физики в победе советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. Развитие военной техники. 7. Решение нестандартных задач. Различные методы решения физических задач с техническим, экономическим, экологическим содержанием
Учебно-методическое обеспечение курса. Литература для учащихся: И.М. Гельфгей, Л.Э.Генденштейн, Л.А. Кирик « 1001 задача по физике», М, «Наука»,1996г. Н.И. Гольдфарб « «Задачи по физике», «Дрофа», 1996 г. А.Н. Томилин Мир электричества . Дрофа, 2008 г. С.М. Козел « Сборник задач по физике» ,М,»Наука»,1990г. Мусский С.А. « Сто великих чудес техники. М., «Вече», 2003 И.И. Эльшанский Хочу стать Кулибиным « Дрофа», 2008 г. Д.К. Самин « Сто великих ученых», М., «Педагогика», 2002 г. «Сто великих нобелевских лауреатов» , М., «Вече», 2003г Н.М. Шахмаев, С.Н. Шахмаев, Д.Ш. Шодиев. « Физика -9», М.»Просвещение»,1991г. Энциклопедический словарь юного физика., М., Педагогика, 2002 г . Ю.И. Дик, В.А. Ильин, Д.А. Исаев, О.Ф. Кабардин и т.д. Большой справочник Физика..- Дрофа Москва, 2008 г Литература для учителя: Ю.И. Дик, В.А. Ильин, Д.А. Исаев, О.Ф. Кабардин и т.д. Большой справочник.Физика- Дрофа Москва, 2008 г Г.А. Бутырский,Ю.А. Сауров « Экспериментальные задачи по физике», М., Просвещение, 1998г Г.Я. Воронков « Электричество в мире химии», М., Знание, 1987 г В.А. Ильин « История физики», М.,АСАDEMIA,2003 г И.С. Кудрявцев « История физики», т 1-3 , Просвещение, 1956-1971гг А.Ф. Крайнев Первое путешествие в царство машин Дрофа, 2008 г. В.П. Синичкин « Внеклассная работа по физике» , Саратов, « Лицей, 2002 г Компьютерная поддержка курсов 1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. CD-ROM. 2. Энциклопедия “Кругосвет”, CD-ROM. |
Рабочая программа элективного курса «Методы решения задач по физике» С. А. Тихомировой, Б. М. Яворского, и примерной программы среднего (полного) образования по физике базовый уровень Х – ХI классы,... | Пояснительная записка настоящая программа составлена в соответствии... А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая «История Древнего мира». М.: «Просвещение», 2010 г. 5кл и обеспечивает реализацию обязательного... | ||
Пояснительная записка Статус документа рабочая программа по литературе... И. Н. Сухих (М.: Издательский центр «Академия», 2010) в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта... | Рабочая программа по литературе для 6 класса на 2014-2015 учебный... Т. В. Рыжкова, И. Н. Гуйс, Г. Л. Вирина \ под ред. И. Н. Сухих.– М.: Издательский центр «Академия», 2010, в соответствии с требованиями... | ||
Рабочая программа по литературе для 8 на 2014-2015 учебный год составлена... Лыссый, М. А. Снежневская, О. М. Хренова\ под ред. Г. И. Беленького, Ю. И. Лыссого – 5-е изд., испр и доп. – М.: «Мнемозина», 2011,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Умк, в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе и обязательного... | ||
Рабочая программа по курсу «География материков и океанов» 7 класс... «Обязательного минимума содержания основного общего образования по географии», примерных программ по географии для общеобразовательных... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Данная рабочая программа по физике составленадля 10 класса на основе программы гя мякишева (Сборник программ для общеобразовательных... | ||
Рабочая учебная программа по алгебре 8 класс Рабочая программа по изучению математики в VIII классе составлена на основе обязательного минимума для основного среднего образования... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Литература» составлена на основе Программы по литературе для 6 класса общеобразовательной школы / Автор: Беленький Г. И. – М.,2009,... | ||
Тема уроку Рабочая программа по физике для 9 класса составлена на основе обязательного минимума содержания физического образования для основной... | Урок по теме «Фосфор» Рабочая программа по физике для 9 класса составлена на основе обязательного минимума содержания физического образования для основной... | ||
Рабочая программа элективного курса технология создания сайтов Планирование составлено на основе Программы элективного курса «Технология создания сайтов» для общеобразовательных школ, рекомендованной... | Рабочая программа по геометрии 11 класса составлена на основе федерального... Планирование составлено на основе Программ для общеобразовательных школ по геометрии | ||
Рабочая программа по экономике составлена на основе Федерального... Рабочая программа по экономике составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего... | Рабочая программа составлена на основе Рабочая программа по физике для 9 класса составлена на основе обязательного минимума содержания физического образования для основной... |