МБДОУ «Детский сад «Колобок» ст. Зеленчукской»
ДОКЛАД
«Региональный компонент в дошкольном образовании»
Подготовила
Старший воспитатель
Данилова О.В.
Региональный компонент в дошкольном образовании
В соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утвержденным приказом Минобразования науки России от 23.11.2009 №655 в нашем ДОУ была разработана Основная Образовательная программа, которая включает в себя региональный компонент.
Регионализация, одно из стратегических направлений развития образования в нашей стране, что во многом определяется федеральным устройством Российского государства.
Понятие НРК (национально – региональный компонент) было введено в Федеральном законе РФ «Об образовании» (1992 г.). В статье 7 констатируется, что в Российской Федерации устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты. В редакции Федерального закона «Об образовании» № 71-Ф3 от 25.06.2002 г. были введены понятия региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения.
НРК ГОС обеспечивает особые потребности и интересы в области образования народов страны в лице субъектов РФ и включает в себя ту часть содержания образования, в которой отражено национальное и региональное своеобразие культуры (родной язык и литература, история и география региона и т. п.). Национально- региональный компонент (НРК) может включать 10-15 % от общего содержания программы.
Содержание и объём регионального компонента определяются природно- экологическим, географо - демографическим, этнически, социально- экономическим и историко- культурным своеобразием региона. В Федеральных государственных требованиях отмечается, что часть программы, формируемая участниками образовательного процесса должна отражать специфику национально-культурных условий, в которых осуществляется образовательный процесс. Таким образом, новый нормативный документ активизирует переосмысления культурного содержания в региональном дошкольном образовании, учитывая при этом, что специфика региональной культуры строится не только на общих процессах, происходящих в образовании и культуре, но и на развитии детей как представителей региона, с одной стороны, и как носителей местной культуры — с другой стороны.
Главные принципы реализации регионального компонента содержания образования:
Принцип региональности – ориентация на учет особенностей региона в учебно-воспитательном процессе.
Принцип гуманизации – широкое включение в содержание образования знаний о человеке, формирование гуманистического мировоззрения, создание условий для самопознания, самореализации развивающейся личности в условиях проживания в данном регионе.
Принцип историзма – раскрытие исторической обусловленности явлений и процессов, происходящих в природе и обществе нашего края.
Принцип комплексности и интегративности – объединение различных аспектов содержания образования, краеведческого материала по разным областям в единое целое с учетом задач и потребностей региона.
Принцип экологизации – воспитание экологически образованной личности, осознающей особенности и особую остроту экологической ситуации в крае, ответственность перед современным и будущими поколениями за сохранение и улучшение природы родного края.
Дошкольный период является благоприятным для погружения ребенка в истоки региональной культуры, включения его в углубленное человекознание, для пробуждения в нем потребности в познании окружающих условий, общего для всех жизненного пространства, для интегрированного усвоения местных историко-культурных и климатических особенностей, конкретных традиций, национальных, географических, и регионально-культурных особенностей своей социальной среды.
Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников предполагает следующее:
Знакомство с родным краем входит в образовательный процесс, выстроенный на основе доминирующих целей базовой программы, в которую гармонично вписывается краеведческий материал.
Введение регионального содержания с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья), к менее близкому – культурно-историческим фактам.
Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края: дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, благоустройство и охрана окружающей природы).
Осознанный выбор методов знакомства с родным городом, повышающих познавательную и эмоциональную активность детей (мини-музеи народного быта, предметы декоративно-прикладного искусства, музыка и т.д.).
Чем разнообразнее способы, формы и приёмы познания мира и его отражения, тем выше уровень не только информированности, но и любознательности, увлечённости. Задача современного дошкольного образования — заложить нравственные основы в детях, которые сделают их более устойчивыми к нежелательному влиянию, посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому, к истории родного края, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Эти идеи становятся источниками создания вариативных программ нравственно-патриотической направленности.
Национально-региональный компонент (родная природа, культурное наследие — памятники архитектуры, искусства, декоративно-прикладного искусства, художественно-ремесленные традиции, язык, обряды, фольклор, народные игры и др.) в дошкольном образовании помогает детям ощутить и сознать свою принадлежность к своей «Малой Родине», к своему дому, воспринимая всю полноту ближайшего окружения, усваивая при этом общечеловеческие и национальные ценности в духовном, материальном и морально-эстетическом плане. Образовательные области регионального компонента согласуются с требованиями федерального компонента и могут быть реализованы как посредством самостоятельного учебного курса, так и посредством интеграции его в общую структуру курсов федерального компонента.
Региональный компонент в разделе «Планируемые результаты освоения детьми ООП» должен быть выделен отдельно и находить отражение в содержании диагностик (педагогических анализах знаний и умений воспитанников по разделам программы).
Содержание этнокультурного дошкольного образования в ООП ДОУ представлено (структурировано) модулями в соответствии с основными сферами взаимодействия ребенка с окружающим миром (социально-личностной, физической, познавательно-речевой, художественно-эстетической) и с учетом трех возрастных ступеней дошкольного детства: младшего дошкольного возраста (4-ый год жизни), среднего дошкольного возраста (5-ый год жизни) и старшего дошкольного возраста (6-7-ой годы жизни). 1 модуль: Социально – личностный:
Цель: Приобщение детей к основам национальной культуры, быта, традициям, развитие межличностных отношений:
Задачи:
- воспитание любви к родному краю: дом, город, республика, Россия
-восстановление преемственности в восприятии и освоении традиционной культуры народов КЧР
-чувство гордости от осознания принадлежности к носителям традиций и культуры своего края;
-формирование основ национального самосознания и любви к Отечеству, уважения, дружбы, взаимоотношения между людьми разных национальностей
- знакомство с малой родиной – станица , республика (дать географические понятия)
- знакомство с национальной культурой народов КЧР:
а) освоение доступных народных традиций (обычаев, обрядов), доступного национального быта, основных блюд национальной кухни;
б) знакомство с народными праздниками , праздниками с социальной значимостью (День станицы, День России и т.д.)
в) знакомство с этическими нормами русских, казаков, горских народов
г) знакомство с традиционными занятиями народов , населяющих республику
д) знакомство с истоками православной культуры, как основополагающей казачьего и русского народа
- через игровую деятельность закрепить знания правила гостеприимства, уважения к старшим, приобщать к бытовой и семейной культуре предков. Предполагаемые результаты:
средний возраст
- умение распознавать человека в национальном костюме на картинках, фотографиях, иллюстрациях
- умение идентифицировать себя с представителями своего народа;
- проявление внимания, заботы по отношению к людям разного возраста и пола разной национальности;
старший возраст
- иметь первоначальные представления о некоторых атрибутах русской, казачьей, карачаевской традиционной культуры-иметь представления о родной станице, ее названии, главных улицах, отдельных исторических, культурных, архитектурных памятниках, о ее Дне рождения, о необходимости поддержания чистоты и порядка; о Родной стране ее названии, столице;
подготовительный возраст
-знать правила уважительного отношения к людям, независимо от их возраста, пола, национальной принадлежности, вероисповедания, уровня образования, социального происхождения и профессиональной деятельности. Правила этикета. Нормы и правила этикета в различных культурах.
- Моя родная город станица. История ее зарождения и развития. События общественной жизни в республике, станице. Местные достопримечательности, известные люди.
-Основные традиции и обычаи, регулирующие общение представителей разных этносов в КЧР, и в станице. Этнический и социальный состав населения, его верования и религии, быт и образ жизни.
- Знать символику КЧР, станицы. Традиции станицы.КЧР. Географическое расположение республики, станицы. Культурные и природные богатства родного края. Родной край как часть России. История зарождения и развития КЧР. Достопримечательные места. Нормы поведения в разных общественных метах.
-Традиции и обычаи народов КЧР (русские, казаки, карачаевцы , черкесы и др.). Отдельные атрибуты представителей других культур, мира и понимания между ними. Поступки, достижения известных людей как пример возможностей человека. 2 модуль Физическое развитие ребенка дошкольного возраста
Цель: Формирование ценностного отношения к собственному здоровью, совершенствование двигательных навыков и физических качеств ребенка, на основе народных подвижных игр – как традиционной форме физического Характеристика возрастных возможностей детей дошкольного возраста
В содержание модуля входят подвижные игры, традиционные физические упражнения, состязания, национальные виды спорта, которые способствуют укреплению организма
Задачи:
- повышение уровня физического и моторного развития, укрепление здоровья детей;
-повышение уровня физической и общей культуры дошкольников;
- всестороннее, гармоничное развитие дошкольников
- знакомить дошкольников с национальными играми ( русские, казачьи, горских народов)
- активно использовать физические упражнения и состязания, национальные виды спорта
-Знакомить детей и родителей с основные принципами организации здорового образа жизни в дошкольном возрасте на основе национальных традиций. Способами закаливания с учетом особенностей климата Зеленчука.
- развивать интерес к физической культуре и спорту, отдельным достижениям в области спорта спортсменов своей станицы, КЧР Предполагаемый результат образования воспитанников
младшего и среднего дошкольного возраста
- желание участвовать в оздоровительных мероприятиях;
- проявлять желание играть в народные игры
Старшего дошкольного возраста
- иметь представления о традиционных для жителей КЧР продуктах питания, блюдах, их значения в сохранении здоровья;
- иметь базовые представления о здоровом образе жизни и традиционных видах физической активности;
- сформирован интерес к физической культуре и спорту, отдельным достижениям в области спорта спортсменов своей местности, КЧР.
- использование авторских и народных (традиционных) детских игр, приуроченных к разным временам года; организацию участия детей в празднично-игровых забавах, игрищах, спортивных игровых соревнованиях; Предполагаемый результат образования воспитанников 6-7 года жизни
- умение придумывать варианты подвижных игр, самостоятельно и творчески выполнять движения;
- использование в самостоятельной деятельности разнообразных по содержанию подвижных национальных игр
- иметь представления об основных способах обеспечения и укрепления, доступными средствами, физического здоровья в природных, климатических условиях конкретного места проживания, КЧР, Северного Кавказа;
- представления о некоторых спортивных событиях в станице, КЧР, стране.
- уверенность в собственных силах, в ценности здорового образа жизни;
- интерес к народным играм России, мира, традиционным для КЧР, Северного Кавказа спортивным играм, видам спорта и современным подвижным играм. Модуль 3. Познавательно-речевое развитие ребенка дошкольного возраста
Задачи:
Развитие общих представлений ребенка об окружающем мире, о себе, о других людях на основе освоения ближайшего природного и социокультурного пространства.
Формирование национальной речевой культуры, как средства эффективного взаимодействия и необходимого условия познания окружающего мира.
Приобщение детей к национальной художественной литературе и фольклору
-познакомить детей с животными, растениями, пресмыкающимися, птицами, насекомыми нашего региона
- уточнить основные правила поведения в экосистемах. Знакомство с «Красной книгой КЧР»
Содержание образования
Сфера естественнонаучных представлений, экологической культуры
Растительный и животный мир КЧР. Многообразие. Взаимодействие растений и животных. Домашние животные ( казачье и карачаевское подворье). Окультуренная природа, декоративные растения. Экосистемы КЧР: дикая природа (дикие животные и дикорастущие растения). Связь живых и неживых объектов природы на примере родного края
Времена года. Ритмичность, цикличность времен года, частей суток, дней недели, месяцев года , народный календарь
Нарушение связей в природе – причина экологических проблем, гибели природного явления, объекта.
Основные правила самоорганизации познавательной активности.
Географические представления. Карта КЧР: территории края, карта станицы. Кавказские горы. География места проживания. Виды ландшафта: лес, луг, водоем, овраг, пруд.
Природно-климатические зоны КЧР. Природные явления: снег, дождь, иней, роса, гроза, радуга, молния.
-Природные богатства недр КЧР: уголь, медная руда, известняк , минеральные воды и пр. (с учетом местных условий).
-Земля - наш общий дом, человек – часть природы. Тебердинский заповедник. Эльбрус .Домбай
-Солнечная система и основные космические явления. Звездное небо. Луна. Кометы, метеориты. РАТАН -600, Специальная Астрофизическая Обсерватория.
Сфера конструктивной деятельности
Местная архитектура, ее особенности, колорит. - Архитектурные памятники КЧР (Нижне – Архызское городище, «Адиюх», Шоанинский и Сестинский храмы)
Зеленчук: Храм Первоверховных Апостолов Петра и Павла, мемориал Огонь Вечной Славы, краеведческий музей, аллея Славы
Карачаевск: историческая справка, аллея Славы,
|