Пояснительная записка
Рабочая программа по математике составлена на основе авторской программы В.Н.Рудницкой «Математика 3 класс ».Сборник программ к комплекту учеников «Начальная школа XXI века».-3-е изд.,дораб. и доп. - М.: Вентана - Граф, - 2011.), в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 года. Изменений в программе нет.
Разделы рабочей программы :
пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса;
общая характеристика учебного предмета, курса;
описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
содержание учебного предмета, курса;
тематическое и поурочное планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Место учебного предмета, курса в учебном плане:
Рабочая программа реализуется с использованием УМК «Начальная школа XXI века»,
Рабочая программа для 3 класса рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю, 34 учебных недели).
Общая характеристика учебного предмета. Особенность обучения в начальной школе состоит в том, что именно на данной ступени у учащихся начинается формирование элементов учебной деятельности. На основе этой деятельности у ребенка возникают теоретическое сознание и мышление, развиваются соответствующие способности (рефлексия, анализ, мысленное планирование); происходит становление потребности и мотивов учения» Поэтому «в данном курсе в основу отбора содержания обучения положены следующие наиболее важные методические принципы: анализ конкретного учебного материала с точки зрения его общеобразовательной ценности и необходимости изучения в начальной школе; возможность широкого применения изучаемого материала на практике; взаимосвязь вводимого материала с ранее изученным; обеспечение преемственности с дошкольной математической подготовкой и содержанием следующей ступени обучения в средней школе; обогащение математического опыта младших школьников за счёт включения в курс дополнительных вопросов, традиционно не изучавшихся в начальной школе. Основу математического курса составляют пять взаимосвязанных содержательных линий: элементы арифметики; величины и их измерение; логико-математические понятия; алгебраическая пропедевтика; элементы геометрии. Для каждой из этих линий отобраны основные понятия, вокруг которых развёртывается все содержание обучения. Понятийный аппарат включает следующие четыре понятия, вводимые без определений: число, отношение, величина, геометрическая фигура. В соответствии с требованиями стандарта начального общего образования в современном учебном процессе предусмотрена работа с информацией (представление, анализ и интерпретация данных, чтение диаграмм и пр.). В данном курсе математики этот материал не выделяется в отдельную содержательную линию, а регулярно присутствует при изучении программных вопросов».
Цели и задачи курса. Цели курса: 1) «создание благоприятных условий для полноценного интеллектуального развития каждого ребёнка на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям; 2) обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки ученика для дальнейшего обучения»; 3) «развитие интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни». Задачи курса: Ø формировать у младших школьников самостоятельность мышления при овладении научными понятиями; Ø развивать творческие способности школьников (самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию; видение новой проблемы в знакомой ситуации; видение новой функции объекта; самостоятельное комбинирование из известных способов деятельности нового; видение структуры объекта; видение альтернативы решения и его хода; построение принципиально нового способа решения, отличного от известных субъекту); Ø формировать у учащихся представления о натуральных числах и нуле, способствовать овладению ими алгоритмами арифметических действий (сложения, вычитания, умножения, деления), изучением свойств этих действий и применением их в вычислениях; Ø познакомить учащихся с наиболее часто встречающимися на практике величинами (длиной, массой, временем, периметром, площадью), их единицами и измерением, с зависимостями между величинами и их применением в несложных практических расчётах (в том числе бытовых: покупки, коммунальные платежи); Ø подготовить младших школьников к овладению некоторыми важными понятиями математической логики: высказывание и его истинность; простейшие операции над высказываниями — отрицание, конъюнкция, дизъюнкция, логическое следование;
Структура курса. Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям федерального государственного стандарта начального общего образования, поэтому в программу не внесено никаких изменений .«Общее содержание обучения математике представлено в программе следующими разделами: «Число и счет», «Арифметические действия и их свойства», «Величины», «Работа с текстовыми задачами», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Логико-математическая подготовка», «Работа с информацией». «Обучение письменным приёмам сложения и вычитания начинается во 2 классе. Овладев этими приёмами с двузначными числами, учащиеся легко переносят полученные умения на трехзначные числа (3 класс) и вообще на любые многозначные числа (4 класс)» . «Изучение величин распределено по темам программы таким образом, что формирование соответствующих умений производится в течение продолжительных интервалов времени. Во втором классе вводится понятие «метр» и рассматриваются важнейшие соотношения между изученными единицами длины. Понятие площади фигуры — более сложное. Однако его усвоение удается облегчить и добиться прочных знаний и умений благодаря организации большой подготовительной работы. Идея подхода заключается в том, чтобы научить учащихся, используя практические приемы, находить площадь фигуры, пересчитывая клетки, на которые она разбита. Эта работа довольно естественно увязывается с изучением таблицы умножения. Получается двойной выигрыш: дети приобретают необходимый опыт нахождения площади фигуры и за счет дополнительной тренировки (пересчитывание клеток) быстрее запоминают таблицу умножения. Этот этап довольно продолжителен. После того как дети приобретут достаточный практический опыт, начинается следующий этап, на котором вводятся единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр и квадратный метр. Теперь площадь фигуры, найденная практическим путем (с помощью палетки), выражается в этих единицах. Наконец, на последнем этапе во 2 классе, т. е. раньше, чем это делается традиционно, вводится правило нахождения площади прямоугольника. Такая методика позволяет добиться хороших результатов: с полным пониманием сути вопроса учащиеся осваивают понятие «площадь», не смешивая его с понятием «периметр», введённым ранее.
Ценностные ориентиры содержания курса математики.
Математика является основой общечеловеческой культуры. Об этом свидетельствует ее постоянное и обязательное присутствие практически во всех сферах современного мышления, науки и техники. Поэтому приобщение учащихся к математике как к явлению общечеловеческой культуры существенно повышает ее роль в развитии личности младшего школьника.
Содержание курса математики направлено прежде всего на интеллектуальное развитие младших школьников: овладение логическими действиями ( сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям. Данный курс создает благоприятные возможности для того, чтобы сформировать у учащихся значимые с точки зрения общего образования арифметические и геометрические представления о числах и отношениях, алгоритмах выполнения арифметических действий, свойствах этих действий, о величинах и их измерении, о геометрических фигурах; создать условия для овладения учащимися математическим языком, знаково-символическими средствами, умения устанавливать отношения между математическими объектами, служащими средством познания окружающего мира, процессов и явлений, происходящих в повседневной практике.
Овладение важнейшими элементами учебной деятельности в процессе реализации содержания курса на уроках математики обеспечивает формирование у учащихся “умения учиться”, что оказывает заметное влияние на развитие их познавательных способностей.
Особой ценностью содержания обучения является работа с информацией, представленной в виде таблиц, графиков, диаграмм, схем, баз данных; формирование соответствующих умений на уроках математики оказывает существенную помощь при изучении других школьных предметов. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса математики.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса математики.
самостоятельность мышления; умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться;
готовность и способность к саморазвитию;
сформированность мотивации к обучению;
способность характеризовать и оценивать собственные математические знания и умения;
заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний;
умение использовать получаемую математическую подготовку как в учебной деятельности, так и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни;
способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения;
способность к самоорганизованности;
готовность высказывать собственные суждения и давать им обоснование;
владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса ( при групповой работе, работе в парах, в коллективном обсуждении математических проблем).
Метапредметными результатами обучения являются:
владение основными методами познания окружающего мира ( наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение, моделирование);
понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения;
планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата;
выполнение учебных действий в разных формах (практические работы, работы с моделями и др.);
создание моделей изучаемых объектов с использованием знаково-символических средств;
понимание причины неуспешной учебной деятельности и способность конструктивно действовать в условиях неуспеха;
адекватное оценивание результатов своей деятельности;
активное использование математической речи для решения разнообразных коммуникативных задач;
готовность слушать собеседника, вести диалог;
умение работать в информационной среде.
Предметными результатами учащихся на выходе из начальной школы являются:
овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи;
умение применять полученные математические знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также использовать эти знания для описания и объяснения различных процессов и явлений окружающего мира, оценки их количественных и пространственных отношений;
овладение устными и письменными алгоритмами выполнения арифметических действий с целыми неотрицательными числами, умениями вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи, измерять наиболее распространенные в практике величины, распознавать и изображать простейшие геометрические фигуры;
умение работать в информационном поле ( таблицы, схемы, диаграммы, графики, последовательности, цепочки, совокупности
Содержание учебного предмета. Множества предметов, отношения между предметами и между множествами предметов. Сходства и различия предметов. Соотношение размеров предметов (фигур). Понятия: больше, меньше, одинаковые по размерам; длиннее, короче, такой же длины (ширины, высоты). Соотношения между множествами предметов. Понятия: больше, меньше, столько же, поровну (предметов), больше, меньше (на несколько предметов).
Число и счёт. Счет предметов. Чтение и запись чисел в пределах класса миллиардов. Классы и разряды натурального числа. Десятичная система записи чисел. Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение чисел; запись результатов сравнения с использованием знаков >, =,<. Римская система записи чисел. Сведения из истории математики: как появились числа, чем занимается арифметика.
Арифметические действия с числами и их свойства.
Сложение, вычитание, умножение и деление, и их смысл. Запись арифметических действий с использованием знаков +, -, •, :.Сложение и вычитание (умножение и деление) как взаимно обратные действия. Названия компонентов арифметических действий (слагаемое, сумма; уменьшаемое, вычитаемое, разность; множитель, произведение; делимое, делитель, частное).Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания. Таблица умножения и соответствующие случаи деления. Устные и письменные алгоритмы сложения и вычитания. Умножение многозначного числа на однозначное, на двузначное и на трехзначное число. Деление с остатком. Устные и письменные алгоритмы деления на однозначное, на двузначное и на трехзначное число. Способы проверки правильности вычислений (с помощью обратного действия, оценка достоверности, прикидка результата, с использованием микрокалькулятора).Доля числа (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная). Нахождение одной или нескольких долей числа. Нахождение числа по его доле.Переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения; распределительное свойство умножения относительно сложения (вычитания); сложение и вычитание с 0; умножение и деление с 0 и 1. Обобщение: записи свойств действий с использованием букв. Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений: перестановка и группировка слагаемых в сумме, множителей в произведении; умножение суммы и разности на число.Числовое выражение. Правила порядка выполнения действий в числовых выражениях, содержащих от 2 до 6 арифметических действий, со скобками ибез скобок. Вычисление значений выражений. Составление выражений в соответствии с заданными условиями.Выражения и равенства с буквами. Правила вычисления неизвестных компонентов арифметических действий.Примеры арифметических задач, решаемых составлением равенств, содержащих букву. Величины. Длина, площадь, периметр, масса, время, скорость, цена, стоимость и их единицы. Соотношения между единицами однородных величин. Сведения из истории математики: старинные русские меры длины (вершок, аршин, пядь, маховая и косая сажень, морская миля, верста), массы (пуд, фунт, ведро, бочка). История возникновения месяцев года. Вычисление периметра многоугольника, периметра и площади прямоугольника (квадрата). Длина ломаной и ее вычисление.Точные и приближенные значения величины (с недостатком, с избытком). Измерение длины, массы, времени, площади с указанной точностью. Запись приближенных значений величины с использованием знака ≈ (примеры: АВ ≈5 см, t≈ 3 мин, V≈ 200 км/ч).Вычисление одной или нескольких долей значения величины. Вычисление значения величины по известной доле ее значения. Работа с текстовыми задачами. Понятие арифметической задачи. Решение текстовых арифметических задач арифметическим способом. Работа с текстом задачи: выявление известных и неизвестных величин, составление таблиц, схем, диаграмм и других моделей для представления данных условия задачи. Планирование хода решения задачи. Запись решения и ответа задачи. Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на», «больше (меньше) в»; зависимости между величинами, характеризующими процессы купли — продажи, работы, движения тел.Примеры арифметических задач, решаемых разными способами; задач, имеющих несколько решений, не имеющих решения; задач с недостающими и с лишними данными (не использующимися при решении). Геометрические понятия.
Форма предмета. Понятия: такой же формы, другой формы. Плоские фигуры: точка, линия, отрезок, ломаная, круг; многоугольники и их виды. Лучи прямая как бесконечные плоские фигуры. Окружность (круг). Изображение плоских фигур с помощью линейки, циркуля и от руки. Угол и его элементы вершина, стороны. Виды углов (прямой, острый, тупой). Классификация треугольников (прямоугольные, остроугольные, тупоугольные). Виды треугольников в зависимости от длин сторон (разносторонние, равносторонние, равнобедренные).Прямоугольник и его определение. Квадрат как прямоугольник. Свойства противоположных сторон и диагоналей прямоугольника. Оси симметрии прямоугольника (квадрата).Пространственные фигуры: прямоугольный параллелепипед (куб), пирамида, цилиндр, конус, шар. Их распознавание на чертежах и на моделях. Взаимное расположение фигур на плоскости (отрезков, лучей, прямых, окружностей) в различных комбинациях. Общие элементы фигур. Осевая симметрия. Пары симметричных точек, отрезков, многоугольников. Примеры фигур, имеющих одну или несколько осей симметрии. Построение симметричных фигур на клетчатой бумаге. Логико-математическая подготовка. Понятия: каждый, какой-нибудь, один из, любой, все, не все; все, кроме. Классификация множества предметов по заданному признаку. Определениеоснований классификации.Понятие о высказывании. Примеры истинных и ложных высказываний. Числовые равенства и неравенства как примеры истинных и ложных высказываний.Составные высказывания, образованные из двух простых высказываний с помощью логических связок «и», «или», «если, то», «неверно, что» и их истинность. Анализ структуры составного высказывания: выделение в нем простых высказываний. Образование составного высказывания из двух простых высказываний.Простейшие доказательства истинности или ложности данных утверждений. Приведение гримеров, подтверждающих или опровергающих данное утверждение.Решение несложных комбинаторных задач и других задач логического характера (в том числе задач, решение которых связано с необходимостью перебора возможных вариантов). Работа с информацией. Сбор и представление информации, связанной со счетом, с измерением; фиксирование и анализ полученной информации.Таблица; строки и столбцы таблицы. Чтение и заполнение таблиц заданной информацией. Перевод информации из текстовой формы в табличную.Составление таблиц. Графы отношений. Использование графов для решения учебных задач.Числовой луч. Координата точки. Обозначение вида А (5).Координатный угол. Оси координат. Обозначение вида А (2,3).Простейшие графики. Считывание информации. Столбчатые диаграммы. Сравнение данных, представленных на диаграммах. Конечные последовательности (цепочки) предметов, чисел, фигур, составленные по определенным правилам. Определение правила составления последовательности.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока
| Тема (вид, тип урока)
| Календарные сроки
| Планируемые результаты
| Виды деятельности, формы работы. ЦОР
| Творческая, исследовательская, проектная деятельность учащихся
| Формы контроля
| Освоение предметных знаний (базовые понятия)
| Универсальные учебные действия (УУД)
|
|
|
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 1
| Тысяча. Числа от 100 до 1000. (урок открытия новых знаний)
|
| Чтение и запись цифрами трёхзначных чисел, образующихся при счёте предметов сотнями. Счёт сотнями до 1000.
| Познавательные: понимание и принятие учебной задачи, пересчитывание предметов, выражение результата натуральным числом. Регулятивные: оценивание правильности хода решения и реальности ответа на вопрос. Коммуникативные: чтение, постановка вопросов, выдвижение гипотез, сравнение. Личностные: навыки адаптации, сотрудничества, мотивация учебной деятельности.
| Фронтальная – чтение и запись числа сотнями, счет предметов сотнями, называниенатуральных чисел от 100 до 1000 в прямом и в обратном порядке, следующее (предыдущее) при счёте число; число, большее или меньшее данного числа. Работа в парах – по карточкам. Индивидуальная –выполнение заданий в учебнике и рабочей тетради.
| Чтение и запись любого двузначного числа от 100 до 1000. Счет предметов сотнями, выражение числом получаемых результатов. Использование математической терминологии при записи чисел. Введение в микрокалькулятор чисел от 100 до 1000.
| Самоконтроль и взаимоконтроль
| 2
| Тысяча. Числа от 100 до 1000. Таблица разрядов трехзначных чисел. (Урок открытия новых знаний)
|
| Чтение и запись цифрами трёхзначных чисел, образующихся при счёте предметов сотнями. Счёт сотнями в пределах 1000. Разряды класса единиц.
| Познавательные: понимание и принятие учебной задачи, решение учебных задач, связанных с повседневной жизнью. Регулятивные: оценивание правильности хода решения и реальности ответа на вопрос. Коммуникативные: чтение, постановка вопросов, выдвижение гипотез, сравнение. Личностные: навыки адаптации, сотрудничества, мотивация учебной деятельности.
| Фронтальная – чтение и запись числа сотнями, счет предметов сотнями,определение количества сотен, десятков и единиц в числе, значение цифры от разряда, называниенатуральных чисел до 1000 в прямом и в обратном порядке, следующее (предыдущее) при счёте число; число, большее или меньшее данного числа. Индивидуальная –выполнение заданий в учебнике и рабочей тетради.
| Чтение и запись любого трёхзначного числа до 1000. Счет предметов сотнями, выражение числом получаемых результатов. Использование математической терминологии при записи числа и выполнении арифметического действия. Работа с таблицей разрядов и микрокалькулятором.
| Самоконтроль
| 3
| Тысяча. Числа от 100 до 1000. Запись и чтение трехзначных чисел (урок открытия новых знаний)
|
| Десятичный состав трёхзначного числа. Чтение и запись цифрами любых трёхзначных чисел. Устная и письменная нумерация в пределах 1000.
| Познавательные: умение читать и записывать числа до 1000. Регулятивные: Устанавливание закономерности; использование знаково-символических средств, в том числе моделей (фишки). Коммуникативные чтение, постановка вопросов, выдвижение гипотез. Личностные: Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, принятие образа «хорошего ученика».
| Фронтальная – чтение и запись трёхзначных чисел, Индивидуальная –выполнение арифметических действий,называниенатурального числа до 1000 в прямом и в обратном порядке, следующее (предыдущее) при счёте число. Фронтальная –арифметический диктант с проверкой.
| Моделирование десятичного состава трёхзначного числа с помощью цветных палочек Кюизенера, выполнение арифметических вычислений. Счет предметов сотнями. Использование математической терминологии при записи и выполнении арифметического действия.
| арифметический диктант
| Учебно-тематический план
Наименование разделов и тем
| Всего часов
| Тысяча
| 47
| Числа от 100 до 1000
| 3
| Сравнение чисел. Знаки больше , меньше
| 4
| Сложение в пределах 1000
| 6
| Вычитание в пределах 1000
| 5
| Сочетательное свойство сложения
| 3
| Сумма трёх и более слагаемых
| 3
| Сочетательное свойство умножения
| 3
| Произведение трёх и более множителей
| 2
| Упрощение выражений, содержащих в скобках умножение и деление
| 3
| Порядок выполнения действий в выражениях без скобок
| 3
| Порядок выполнения действий в выражениях со скобками
| 4
| Верные и неверные предложения (высказывания)
| 3
| Числовые равенства и неравенства
| 5
| Величины и их измерения
| 21
| Километр. метр
| 4
| Масса: килограмм, грамм
| 4
| Вместимость
| 3
| Симметрия на клетчатой бумаге
| 3
| Прямая
| 3
| Измерение времени
| 4
| Умножение и деление на однозначное число в пределах 1000
| 33
| Умножение суммы на число
| 3
| Умножение суммы на 10 и на 100
| 3
| Умножение вида 50*9, 200*4
| 4
| Умножение на однозначное число
| 6
| Деление на 10 и на 100
| 2
| Нахождение однозначного частного
| 4
| Деление с остатком
| 4
| Деление на однозначное число
| 7
| Умножение и деление на двузначное число в пределах 1000
| 17
| Умножение вида 23*40
| 4
| Умножение на двузначное число
| 6
| Деление на двузначное число
| 7
| Геометрические фигуры
| 9
| Ломаная
| 3
| Длина ломаной
| 3
| Деление окружности на равные части
| 3
| Контрольные уроки
| 9
|
| 136
| |