Т. А. Степанова Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева





Скачать 68.61 Kb.
НазваниеТ. А. Степанова Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева
Дата публикации13.09.2014
Размер68.61 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
Т.А.Степанова

Красноярский государственный педагогический университет им.В.П.Астафьева
МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ АЛГОРИТМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
Согласно новому федеральному государственному образовательному стандарту личностные результаты обучения превалируют над учебными целями. В этой связи первоочередной задачей учебных дисциплин является не только усвоение знаний по предмету, но и формирование определенных качеств личности учащихся, формирование их мышления. В частности, школьный курс информатики должен быть в первую очередь ориентирован на формирование у школьников стиля мышления, присущего это науке, а именно алгоритмического мышления.

Мысль о том, что алгоритмические "навыки и умения имеют общекультурную, общеобразовательную, общечеловеческую ценность и необходимы в современном мире практически каждому человеку, независимо от его образовательного уровня и сферы приложения его профессиональных интересов" была сформулирована почти 20 лет тому назад [1]. Однако за это время, несмотря на бурный прогресс в вычислительной технике и проникновение ее во все сферы жизни, ситуация с распространенностью алгоритмического способа мышления существенно не изменилась. Казалось бы, повсеместное преподавание информатики в школе и вузе должно оказать благотворное влияние в этой области, но этого пока не происходит. Следовательно, существует необходимость поиска новых эффективных средств развития алгоритмического мышления у школьников, обусловленная его значимостью для дальнейшей самореализации личности в информационном обществе.

В методической литературе по информатике отмечены различные способы формирования алгоритмического мышления школьников: проведение систематического и целенаправленного применения идей структурного подхода (А.Г. Гейн, В.Н. Исаков, В.В. Исакова, В.Ф. Шолохович); повышение уровня мотивированности задач (В.Н. Исаков, В.В. Исакова); постоянная умственная работа (Я.Н. Зайдельман, Г.В. Лебедев, Л.Е. Самовольнова) и пр. [2].

Несомненно, что главным образом развитие алгоритмического стиля мышления в школьном курсе информатики происходит при изучении темы «Алгоритмизация и программирование». Однако анализ практических моментов преподавания школьного курса информатики показывает, что, к сожалению, изучению этой темы не уделяется достаточного внимания. Зачастую школьный курс информатики сводится к изучению только информационных технологий. Изучение программирования или не проводится вовсе или выносится в рамки профильной школы, и, следовательно, происходит не раньше 10-11 классов.

Причины этого положения вещей - сложность изучаемой темы, недостаточный уровень подготовки в области программирования и алгоритмизации самих школьных учителей информатики. Однако хорошо известно, что развитие алгоритмического (процедурного) мышления учащихся происходит тем эффективнее, чем раньше оно начинается. Методика и средства пропедевтического обучения алгоритмизации широко известны и хорошо отработаны. Менее исследованы вопросы раннего обучения программированию.

Опыт обучения программированию показывает, что основные трудности возникают не при изучении синтаксиса и основных конструкций языка программирования, а на первом этапе решения задач по программированию, на этапе алгоритмизации. И связаны эти трудности с недостаточным уровнем сформированности алгоритмического мышления обучаемых, с их неготовностью воспринимать материал достаточно высокого уровня абстракции и логики.

Следовательно, для разработки методических приемов, позволяющих повысить эффективность обучения и успешность изучения программирования, необходимо обратится к исследованию процессов мышления.

В своих исследованиях за основу мы взяли теорию психолога Найссера о том, что мышление человека основывается на ментальных схемах [3]. Наши возможности ориентироваться в пространстве и во времени, осуществлять деятельность, говорит о том, что в нашей памяти формируются и хранятся пространственные, временные и деятельностные ментальные схемы. Попытки формализовать процессы мышления, зафиксировать существующие в мозгу человека ментальные схемы привела к понятию ментальной карты как модели ментальной схемы.

Ментальные карты – один из эффективных инструментов организации знаний, концепций и понятий, родившийся на основе психологии познания Дэвида Аусубела [5]. В 60-е годы теорию развил профессор Корнелльского университета Джозеф Новак[5]. Он разработал правила создания ментальных карт — инструмента визуализации и создания (проработки) новых идей или концепций. В основе концепции ментальных карт лежат представления о принципах работы человеческого мозга: ассоциативное (нелинейное) мышление, визуализация мысленных образов, целостное восприятие (гештальт). Дальнейшее развитие теория получила в работах психолога Тони Бьюзена. Бьюзен превратил метод в коммерческий продукт.

Не менее успешно, чем в коммерции, ментальные карты применяются в педагогике [4]. При традиционном изучении учебного материала, как правило, активизируется лишь незначительная часть огромных возможностей мозга. Традиционно тексты учебников, содержание лекций состоит из фраз, списков и цифр. При его восприятии используются принципы запоминания, рассчитанные на функции левого полушария головного мозга, отвечающего за язык, логику, составление списков и операции с числами, и совсем не учитываются такие аспекты работы мозга, как воображение, ассоциативность, цвет, ритм и ощущения.

Существует классический способ формализации алгоритма, записанного на естественном языке в виде блок-схемы. Но блок-схема алгоритма не является ментальной картой, она не задействует чувственную зону памяти, интуицию, она обращаются только к понятийной и абстрактной. А большой образовательный потенциал методики ментальных карт заложен именно в этих особенностях и преимуществах этой методики – использование для решения проблемы способностей обоих полушарий, и логического и интуитивного.

Опыт показывает, что при первоначальном изучении основных алгоритмических конструкций с учениками школы, недостаточно изобразить блок-схему, соответствующую ей, необходимо по-видимому, сделать ее более ментальной. И это, конечно же, уже будет не блок-схема в привычном понимании. Такую «оживленную» блок-схему, которая должна быть интуитивно понятна человеку, имеющему недостаточно высокий уровень алгоритмического мышления, мы предлагаем назвать ментальной алгоритмической картой.

Допустим, для изучения ветвления можно предложить следующую ментальную алгоритмическую карту – известный из сказок богатырь перед камнем и прорисовка двух ветвей со всевозможными последствиями и исходами, чтобы понять, как будут выглядеть исходные данные (полный сил богатырь, в одиночестве сидящий на коне) на выходе, после всей действий, которые совершатся по каждой из ветвей (богатырь с женой, богатырь пешком, без коня, ну, и мертвый богатырь); для изучения цикла – человечек, которому надо перенести с места на место 10 ящиков, а он может поднять только один – значит, ему надо 10 раз совершить одни и те действия.

Предполагаем, что использование подобных ментальных карт в процессе объяснения школьникам основных алгоритмических структур позволит повысить эффективность обучения программированию, сделает изложение учебного материала по этим темам более живым и наглядным, будет способствовать более успешному формированию у них алгоритмического мышления.

Современный преподаватель ставит задачи, направленные не только на усвоение знаний учащимися, но и на умение видеть их применение и использовать эти знания в повседневной жизни. Среди всего разнообразия направлений педагогических технологий преподаватели используют те, которые наиболее адекватны поставленной цели, сочетаю такие методы, формы и средства обучения, которые способствуют решению обозначенных задач. Основной педагогической технологией, учитывающей эти особенности, является на наш взгляд, отзадачный подход, реализуемый на основе практико-ориентированных «живых» задач.

«Живая задача» ставит перед собой не просто достижение поставленной учебной цели, но и интересное и жизненное решение. Это задачи, которые были бы интересны каждому школьнику, которые бы пересекались с его повседневной жизнью и вовлекали его в тему урока. Огромная сложность состоит в том, чтобы придумать эти «живые задачи», которые смогли бы заинтересовать, привлечь школьника к теме урока.

Например, часто используемые демографические задачи – моделирование и прогнозирование численности населения в стране, отдельном городе и т.п. Подобная задача может быть сформулирована просто: «В некотором царстве проживает N человек. Коэффициент прироста населения в этом царстве k. Определить, сколько человек будет проживать в этом царстве через год». Но в такой формулировке задача вряд ли вызовет интерес у учащихся. Гораздо интереснее предложить смоделировать рост численности населения в своем городе, с использованием конкретных статистических данных, например: «В 2012 году в Красноярске проживало N=997 316 человек. Коэффициент прироста населения в нашем городе k=0.019. Определить, численность населения Красноярска в следующем, 2013 году. Достигнет ли наш город давно ожидаемого статуса миллионника?».

На наш взгляд, такая формулировка задачи более приближена к идеологии «живой задачи». В качестве еще одного методического приема разработки задач можно пойти по следующему пути – предложить ученикам самим осуществить постановку задачи, и тогда школьники смогут проанализировать окружающий нас мир, свою деятельность в нем на предмет выявления в алгоритмах этой деятельности основных алгоритмических структур, а преподаватель – сделать вывод о том, какие задачи будут являться «живыми», насущными, для данного возраста и контингента учащихся.

Таким образом, результаты наших исследований позволяют сделать вывод, что формирование и развитие алгоритмического мышления школьников на уроках информатики будет своевременным и эффективным при выполнении следующих условий:

  • Пересмотр целей школьного курса информатики;

  • Обязательное изучение темы «Алгоритмизация и программирование» в базовом курсе информатики в 7-9 классах;

  • Использование на уроках информатики методики ментальных карт

  • Использование в учебном процессе не только учебных, но и практико-ориентированных, «живых» задач по информатике


Список литературы

  1. Ершов А.П., Звенигородский Г. А. Первин Ю. А. Школьная информатика (концепции, состояние, перспективы). Препринт. Вып. 152 / Вычислительный центр Сибирского отделения Академии наук СССР. - Новосибирск, 1979.

  2. Крупина Т.В. Решения задач как средство развития алгоритмического учащихся.//Информатика в школе.-2010.-№6 - с. 43-50.

  3. Найссер У. Познание и реальность. — М.: Прогресс, 1981. — 252 с.

  4. Богданова Г.Н. Интеллект-карты как средство развития интеллектуальных способностей учащихся. — http://do.gendocs.ru/docs

  5. Joseph D. Novak, Cornell University. The Theory Underlying Concept Maps and How To Construct Them. – http://cmap.coginst.uwf.edu/info/index.html

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Т. А. Степанова Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
«красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева» факультет биологии, географии и химии
Т. А. Степанова Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева iconФгбоу впо «Красноярский государственный педагогический университет...
Фгбоу впо «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева»
Т. А. Степанова Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева iconКафедра экономической географии экономическая и социальная
Гоу впо «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева»
Т. А. Степанова Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева iconСравнительная педагогика учебно-методический комплекс дисциплины
Гоу впо «красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева»
Т. А. Степанова Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева iconЕ. Н. Белова Красноярский Государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева
Проблемы организации самостоятельной работы студентов по иностранному языку на младшем этапе обучения
Т. А. Степанова Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Фгбоу впо «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева»
Т. А. Степанова Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Менеджмент напитков» для...
Гоу впо красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева
Т. А. Степанова Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 100110. 65...
Гоу впо «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева»
Т. А. Степанова Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Гоу впо «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева» Кафедра теоретической физики
Т. А. Степанова Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева проводит интерактивную видеотрансляцию (видеоконференцию,...
Т. А. Степанова Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Работа выполнена на кафедре ботаники гоу впо «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева»
Т. А. Степанова Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «красноярский государственный...
Т. А. Степанова Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «красноярский государственный...
Т. А. Степанова Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «красноярский государственный...
Т. А. Степанова Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный...
Т. А. Степанова Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева iconУм «Основы проектирования уроков по английскому языку с использованием...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный педагогический университет...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск