Скачать 1.13 Mb.
|
Администрация Алтайского края Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи Краевое государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детский оздоровительно-образовательный центр «Алтай» Краевой центр гражданского образования «Наука. Школа. Жизнь: взаимодействие и проблемы» (материалы краевого педагогического форума 17 - 19 марта 2011 года) Выпуск 2 Барнаул 2011 ББК Н Ответственный редактор: Н.В. Молчанова Редакционная коллегия: Н.В.Несвежева, М.В.Кабакова, Л.С.Вознесенская Наука. Школа. Жизнь: взаимодействие и проблемы: (материалы II краевого педагогического форума 17-19 марта 2011 года) выпуск II / под ред. Н.В. Молчановой - Барнаул: Азбука, 2011, - с. Н ISBN Второй выпуск материалов педагогического форума является продолжением обобщения опыта работы педагогов по гражданскому образованию и гражданско-патриотическому воспитанию школьников. Первый выпуск (Через гражданское образование – к гуманистическим ценностям, 2010 год) был посвящен вопросам формирования мотивированного процесса самообучения и самовоспитания школьников. Настоящий сборник включает статьи педагогов-практиков, акцентирующих внимание на активных познавательных формах внеурочной деятельности детей; рассматриваются вопросы влияния познавательной активности на становление личности ребенка. Для педагогов, методистов и специалистов общего и дополнительного образования детей. ББК ISBN КГОУ Дополнительного образования детей «Детский оздоровительно- образовательный центр «Алтай» Содержание Секция «Проектная и исследовательская деятельность учащихся, как основа культурно-образовательных результатов обучения» Г.Н. Белоглазова Проектный и исследовательский методы в процессе формирования личности. История и современность М. М. Иноземцева, Н.А. Димитриева Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в МОУ «СОШ № 103» (из опыта работы) Т.И. Кречетова Специфика проектной деятельности в начальной школе Е.В. Тырина Организация исследовательской деятельности в школе Т.Г.Сидякина Технология проектной деятельности Л.С. Вознесенская Интеграция школьного музея в учебный процесс и систему дополнительного образования Е.Б. Жданова, Л.Б. Богданович Проектная деятельность как условие социализации и общественной адаптации школьников с ограниченными возможностями здоровья Секция «Формирование гражданского самосознания школьников через интеграцию основного и дополнительного образования» Л.В. Шукина Гражданско-патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста М.И. Щукин Военно-патриотический клуб «Будущий воин» (из опыта работы) Е.В. Логинова Военно-спортивная игра как актуальная форма гражданско-патриотического воспитания школьников Е.Г. Небольсина, Г.В. Лапшина Г.В. Формирование гражданского самосознания школьников в системе работы школы по патриотическому воспитанию М.М. Бендрикова Музей Боевой славы в системе гражданско-патриотического воспитания школьников Е.Т. Шершнёва, Н.Н. Марухина Опыт социального проектирования в контексте современных школьных реформ Секция «Образовательный потенциал внеурочной и внешкольной работы» Н.В. Несвежева Активное познание-основа формирования личности школьника В.Т. Форат Взаимодействие общего и дополнительного образования в реализации программы Всероссийского движения учащихся РФ «Школа безопасности» в Алтайском крае Ельцова Е.В. Создание литературного альманаха в школе Р.М. Присяжных Образовательный потенциал внеурочной и внешкольной работы К. Е. Поползин О роли компьютера в воспитании детей и подростков В.И. Бодрова Фольклорно-этнографическая студия в системе дополнительного образования детей Секция «ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ, КАК ОСНОВА КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ» Г.Н. Белоглазова, научный сотрудник Алтайской государственной академии культуры и искусств, педагог дополнительного образования Проектный и исследовательский метод в процессе формирования личности. История и современность Современное развитие гуманитарного образования предусматривает последовательный процесс развития личности, направленный на формирование системы научно-практических знаний и умений, ценностных ориентаций, которые могли бы позволить ученику активно функционировать в качестве полноправного члена общества, гражданина своей страны. Необходимость развития исследовательских способностей учащихся признавалась многими известными педагогами прошлого. Значимость процесса исследования неоднократно подчёркивали в своих работах Я.А.Каменский, Ж-Ж. Руссо, И.Г.Песталоцци, А. Дистервег. Практика, как основа познания мира, окружающей действительности была одним из главных направлений реформ, проводимых в области образования в России на протяжении XVIII и последующих веков. В начале XX века в отечественной педагогике немало внимания уделялось туристско-экскурсионному направлению исследовательской деятельности. Здесь объединились интересы государства, педагогов и самих учащихся. В те годы в стране по некоторым подсчётам существовало около 100 организаций, которые занимались проведением экскурсионной работы. В этот период по всей России создаётся большое количество добровольных обществ, главная цель которых – знакомство и изучение родного края, организация образовательных экскурсий и научных путешествий в различные уголки страны. При этом экскурсанты занимались не только созерцанием красот природы и историко-культурных памятников, но и проводили практические наблюдения, ставили опыты, результаты которых старательно фиксировались и публиковались в печатных изданиях учебных заведений. Основоположником ученического экскурсионного дела на Алтае является В.И. Верещагин. В 1910 году в Барнауле были изданы методические рекомендации Виктора Ивановича «Алтай, как район ученических экскурсий». Первая пробная поездка с учениками Барнаульского реального училища в Алтайские горы состоялась летом 1905 года. Поездка была организована совместно с Алтайским подотделом Русского Географического общества в восточный Алтай с целью изучения горного озера Телецкое и сбора коллекций. Летом 1909 года В.И. Верещагин устраивает вторую ученическую экскурсию в Горный Алтай. За время экскурсий по Горному Алтаю ученики приобрели запас фактических знаний, особенно ценных тем, что были почерпнуты в процессе непосредственного общения с природой. В 20-30-е годы XX столетия в России исследовательский потенциал подростков приобретает форму клубной работы, развитие которой связано с именами С.Т. Шацкого, А.И.Макаренко, В.Н.Терского. По их инициативе и под непосредственным руководством создавались опытные базы внешкольной работы, способствующие включению учащихся в процесс познавательной деятельности, приобщая подростков к духовной культуре. С начала 60-х годов в условиях начавшейся НТР вновь усиливается интерес к научной деятельности школьников, появляются Малые академии наук. Причём на первый план выдвигаются научные общества учащихся (НОУ), где больший интерес вызывают исследования физико-математического и технического направления. Главная цель, преследуемая организаторами НОУ, заключалась не только в воспитании у школьников потребности и умения самостоятельно приобретать знания и расширять свой идейный и научно–технический кругозор, но и в профессиональной ориентации учащихся, способствуя выбору жизненного пути. Как правило, все НОУ преследуют следующие цели и задачи:
Работа научно-исследовательского общества учащихся проводится в нескольких направлениях: I направление – индивидуальная работа с исследователем предусматривает следующую деятельность: а) выполнение отдельных заданий (подготовка разовых докладов, сообщений, подбор литературы, оказание помощи младшим школьникам при подготовке докладов, устных сообщений, изготовление наглядных пособий, помощь в компьютерном оформлении работы и др.); б) работа с учащимися по индивидуальной программе (помощь в разработке тем научных исследований, оказание консультационной помощи и др.); II направление – групповая работа (включает в себя работу над совместными исследовательскими проектами, где нередко необходимо использовать информацию из разных предметных областей, например, создание обзорной компьютерной базы данных "Деятельность эвакуированных во время войны заводов на Алтай", в работе над которой принимают участие учащиеся нескольких классов); III направление – массовая работа – встречи с интересными людьми, деятелями науки и культуры, подготовка и проведение литературных совместная подготовка с учителями предметных недель, школьных олимпиад, участие в ученических чтениях и научно-практических конференциях, районных и городских мероприятиях. В рамках деятельности исследовательских обществ учащихся в последние годы получил большое развитие метод проектной деятельности. Что такое метод проектов? Под проектом (от лат. ргоуесtus — двинутый вперед) в “Словаре русского языка” С.И.Ожегова понимается: - разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма, устройства; - предварительный текст какого-нибудь документа; - замысел, план. Такое толкование значения этого слова близко к его общетехническому пониманию. Поэтому в технической сфере смысл разработки проекта как раз и состоит в том, что в результате должны появиться либо определенный материальный объект, либо алгоритм его создания, а также необходимая документация и технология. В сущности, этот результат в технике и носит название проекта, неважно, будет ли это проект здания, автомобиля, станка и т.д. Термином “проект” объединены, таким образом, как работа по созданию проекта, сам продукт этой работы, так и способы тиражирования этого продукта в других условиях. В 1920-е гг. метод проектов привлек внимание советских педагогов, считавших, что он, обеспечив развитие инициативы и творческой самостоятельности школьников, будет способствовать непосредственной связи между приобретением знаний и умений и применением их в решении практических задач. Более того, сторонники метода проектов (В.Н.Шульгин, М.В.Крупенина, Б.В.Игнатьев) провозгласили его единственным средством преобразования “школы учебы” в “школу жизни”, где приобретение знаний будет осуществляться на основе и в связи с трудом учащихся. При этом учебные предметы отрицались, систематическое усвоение знаний на уроках под руководством учителя подменялось работой по выполнению заданий проектов, которые часто имели общественную направленность. Темы их говорят сами за себя: “Поможем ликвидировать неграмотность”, “Вред алкоголя” и т.п. Неудивительно, что уровень общеобразовательной подготовки школьников падал, учащиеся приобретали лишь знания и навыки, связанные с выполняемой ими практической работой. Поэтому универсализация метода проектов была осуждена и в дальнейшей практике советской школы этот метод не применялся. За рубежом (в США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии и др.) метод проектов нашел широкое распространение и приобрел большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем. В современной российской школе проектная система обучения начала возрождаться лишь в 1980-1990-х гг. в связи с реформированием школьного образования, демократизацией отношений между учителем и учениками, поиском активных форм познавательной деятельности школьников. Метод проектов — это дидактическая категория, обозначающая систему приемов и способов овладения определенными практическими или теоретическими знаниями, той или иной деятельностью. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Не следует забывать и о том, что проектная деятельность школьников отличается рядом признаков от учебно-исследовательской. Во-первых, в отличие от последней метод проектов нацелен на всестороннее и систематическое исследование проблемы и разработку конкретного варианта (модели) образовательного продукта. Во-вторых, для учебно-исследовательской деятельности главным итогом является достижение истины, тогда как работа над проектом предполагает получение, прежде всего, практического результата. Кроме того, проект, являясь результатом коллективных усилий исполнителей, на завершающем этапе деятельности предполагает рефлексию совместной работы, анализ полноты, глубины, информационного обеспечения, творческого вклада каждого. Учебно-исследовательская деятельность индивидуальна по самой своей сути и нацелена на то, чтобы получать новые знания, а цель проектирования — выйти за рамки исключительно исследования, обучая дополнительно конструированию, моделированию и т.д. Это обучение должно осуществляться как на материале существующих учебных предметов, так и в специально организованной учебной среде. Для современной школы актуальными являются две разновидности проектирования. Педагогическое проектирование как процесс преобразования образовательной системы можно отнести к социальному типу (проектирование организаций, норм, сложных социальных объектов). Включение же учащихся в проектную деятельность (метод проектов) относят к проектированию гуманитарного типа, которое предполагает: определение целей, разработку средств их реализации; учет социальных и культурных условий, т.е. учет позиций других участников проекта. Цели работы над проектом: - научить самостоятельному достижению намеченной цели; - научить предвидеть мини-проблемы, которые предстоит при этом решить; - сформировать умение работать с информацией, находить источники, из которых ее можно почерпнуть; - сформировать умения проводить исследования, передавать и презентовать полученные знания и опыт; - сформировать навыки совместной работы и делового общения в группе. Этапы работы над проектом: - предпроект; - этап планирования работы над проектом; - аналитический этап; - этап обобщения; - презентация полученных результатов. Предпроект: обмен знаниями по теме, интересами; высказывания пожеланий, вопросов; обсуждение возникших идей; перечисление возможных тем проекта; формулирование темы проекта для класса или группы учащихся; формулирование тем для работы подгрупп. Планирование работы над проектом: определение временных рамок, ограничивающих этапы работы; обсуждение вариантов оформления отчетности о выполненной работе; формулирование наиболее актуальных проблем, способных оказать влияние на ход исследовательской работы. В ходе обсуждения учитель лишь изредка вносит коррективы в ход дискуссии по планированию проектной деятельности, определяются основные проблемы, относящиеся Аналитический этап: исследовательская работа учащихся и самостоятельное получение новых знаний; уточнение намеченных цели и задач; поиск и сбор информации через собственные знания и опыт учащихся; обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями, приглашенными консультантами и т.д.); изучение специальной литературы, привлечение материалов средств массовой информации, Интернета. Следует отметить, что основной задачей аналитического этапа являются самостоятельное проведение учащимися исследования, самостоятельное получение и анализ информации. Учитель при этом следит за ходом исследования, его соответствием цели и задачам проекта, оказывает группам необходимую помощь, не допуская пассивности отдельных участников. В его задачу также входят корректировка деятельности групп и отдельных участников и помощь в обобщении промежуточных результатов для подведения итогов в конце этапа. Очень важными мероприятиями аналитического этапа являются занятия, связанные с ознакомлением учащихся с алгоритмами специальных способов работы с информацией, таких, как проведение анкетирования, социологического опроса, поиска литературы и работы с ней, поиска информации в Интернете. При необходимости проводится библиотечное занятие. Основной его целью является знакомство учащихся с каталогом библиотеки, обучение умению пользоваться системой поиска литературы. Отдельные занятия посвящаются обучению умениям конспектировать и реферировать текстовую информации и знакомству с некоторыми приемами анкетирования и социологического опроса. Далее по ходу аналитического этапа работы проектной группы организуются консультационные встречи с участниками подгрупп, на которых представители каждой из подгрупп отчитываются о проведенных социологических исследованиях. Второй, не менее важной, задачей, которую обсуждают участники, является подготовка к презентации. Участники решают, какие видео - и фотосюжеты для презентации необходимы. Этап обобщения: систематизация, структурирование полученной информации и интеграция полученных знаний; построение общей логической схемы выводов для подведения итогов (в виде рефератов, докладов, конференций, видеофильмов, спектаклей, стенгазет, школьных журналов, презентации в Интернете и т.д.). Задача учителя на этом этапе — предоставить учащимся максимальную самостоятельность и помочь проявить творческую активность в выборе форм представления результатов проекта; стимулировать формы, которые дают возможность раскрыться каждому ученику. Презентация полученных результатов: осмысление полученных данных и способ достижения результата, обмен полученной информацией, а также накопленным опытом в классе или группе учащихся; обсуждение и совместная презентация участниками результатов работы надо проектом; совместная презентация результатов на уровне школы, города и т.д. Особенность этапа заключается в том, что само осуществление презентации в той форме, которую выбрали участники, является, по сути, учебным и ориентировано на приобретение навыков представления итогов своей деятельности. Таким образом, метод проектов основывается на позициях педагогики прагматизма, представители которого отстаивают принцип “обучения посредством деятельности”, рассматривая ее как вид созидательной работы, в которой ученик выступает активным участником. В основе этого метода лежит не информационный подход, ориентированный на развитие памяти, а деятельностный, нацеленный на формирование комплекса мыслительных способностей (понимания, рефлексии, конструирующего воображения, способности к целеполаганию), необходимых для исследовательской деятельности. Образовательный потенциал проектной деятельности заключается в возможности повышения мотивации в получении дополнительных знаний; изучения методов научного познания (выдвинуть и обосновать замысел, самостоятельно поставить и сформулировать задачу проекта, найти метод анализа ситуации); рефлексии и интерпретации результатов. Работа над проектом способствует воспитанию значимых общечеловеческих ценностей (социальное партнерство, толерантность, диалог); чувство ответственности, самодисциплины; способности к методической работе и самоорганизации. Проектная деятельность развивает исследовательские и творческие способности личности. Литература. 1. Гансберг Ф. Творческая работа в школе. Спб., 1913. С. 42. 2. Клименко А.В. Проектная деятельность учащихся // ПИиОбщ., 2002г., №9. 3. Мачехина В.Н. Организация проектной деятельности старшеклассников // ПИиОбщ., 2002г., №9. 4. Несвежева Н.В. И вечно юная дорога… К 70-ию Алтайского краевого центра детско-юношеского туризма и краеведения/ Н.В. Несвежева. Барнаул, 2008. 124с. 5. Проект: «20 век: год за годом» // ПИиОбщ, 2001г., №9. М.М. Иноземцева, педагог-психолог, Н.А. Димитриева, социальный педагог МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 103, г. Барнаул Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся (из опыта работы) |
Образовательная программа «интеллектуально-творческий потенциал россии»... Нового времени; наука в ХХ веке; структура, формы, функции и динамика науки в истории; исторические типы научной рациональности;... | Поиск Нового времени; наука в ХХ веке; структура, формы, функции и динамика науки в истории; исторические типы научной рациональности;... | ||
Ю. а гусев наука как духовная парадигма: «О, сколько нам открытий... Нового времени; наука в ХХ веке; структура, формы, функции и динамика науки в истории; исторические типы научной рациональности;... | Об предметной и ритуальной магии Нового времени; наука в ХХ веке; структура, формы, функции и динамика науки в истории; исторические типы научной рациональности;... | ||
Системные основы интеллекта Нового времени; наука в ХХ веке; структура, формы, функции и динамика науки в истории; исторические типы научной рациональности;... | Фирдауз и Камиль Уразаевы Нового времени; наука в ХХ веке; структура, формы, функции и динамика науки в истории; исторические типы научной рациональности;... | ||
Robert L. Solso cognitive psychology Нового времени; наука в ХХ веке; структура, формы, функции и динамика науки в истории; исторические типы научной рациональности;... | I. физиология головного мозга человека 12 Нового времени; наука в ХХ веке; структура, формы, функции и динамика науки в истории; исторические типы научной рациональности;... | ||
Пархоменко: «будущее за людьми с высоким iq» Нового времени; наука в ХХ веке; структура, формы, функции и динамика науки в истории; исторические типы научной рациональности;... | Взаимодействие главных органов ООН в сфере поддержания международного... «Бегишевская средняя общеобразовательная школа имени Мансура Хасановича Хасанова» | ||
Практикум по кинезиологии и образовательной кинесиологии в г. Набережные Челны Нового времени; наука в ХХ веке; структура, формы, функции и динамика науки в истории; исторические типы научной рациональности;... | В. Н. Холопова междисциплинарные акценты общей теории музыки Нового времени; наука в ХХ веке; структура, формы, функции и динамика науки в истории; исторические типы научной рациональности;... | ||
Владимир леви охота за мыслью (заметки психиатра) Нового времени; наука в ХХ веке; структура, формы, функции и динамика науки в истории; исторические типы научной рациональности;... | Магия в мире Терн Чем плоха классика Нового времени; наука в ХХ веке; структура, формы, функции и динамика науки в истории; исторические типы научной рациональности;... | ||
Религиоведение Направление подготовки 071500 н ародное художественное творчество Нового времени; наука в ХХ веке; структура, формы, функции и динамика науки в истории; исторические типы научной рациональности;... | Взаимодействие учителя и ученика на основе согласованных правил В сложной ситуации управления легче предотвращать дисциплинарные проблемы, чем разбираться с их последствиями. Успешные учителя предотвращают... |