«Наука. Школа. Жизнь: взаимодействие и проблемы»





Название«Наука. Школа. Жизнь: взаимодействие и проблемы»
страница1/9
Дата публикации28.10.2014
Размер1.13 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Администрация Алтайского края

Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи

Краевое государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детский оздоровительно-образовательный центр «Алтай»

Краевой центр гражданского образования

«Наука. Школа. Жизнь: взаимодействие и проблемы»

(материалы краевого педагогического форума 17 - 19 марта 2011 года)

Выпуск 2

Барнаул 2011

ББК

Н

Ответственный редактор:

Н.В. Молчанова

Редакционная коллегия:

Н.В.Несвежева, М.В.Кабакова, Л.С.Вознесенская


Наука. Школа. Жизнь: взаимодействие и проблемы: (материалы II краевого педагогического форума 17-19 марта 2011 года) выпуск II / под ред. Н.В. Молчановой - Барнаул: Азбука, 2011, - с.


Н

ISBN

Второй выпуск материалов педагогического форума является продолжением обобщения опыта работы педагогов по гражданскому образованию и гражданско-патриотическому воспитанию школьников. Первый выпуск (Через гражданское образование – к гуманистическим ценностям, 2010 год) был посвящен вопросам формирования мотивированного процесса самообучения и самовоспитания школьников. Настоящий сборник включает статьи педагогов-практиков, акцентирующих внимание на активных познавательных формах внеурочной деятельности детей; рассматриваются вопросы влияния познавательной активности на становление личности ребенка.

Для педагогов, методистов и специалистов общего и дополнительного образования детей.

ББК

ISBN КГОУ Дополнительного образования детей

«Детский оздоровительно- образовательный

центр «Алтай»

Содержание

Секция «Проектная и исследовательская деятельность учащихся, как основа культурно-образовательных результатов обучения»

Г.Н. Белоглазова

Проектный и исследовательский методы в процессе формирования личности. История и современность
М. М. Иноземцева, Н.А. Димитриева

Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в МОУ «СОШ № 103» (из опыта работы)
Т.И. Кречетова

Специфика проектной деятельности в начальной школе

Е.В. Тырина

Организация исследовательской деятельности в школе

Т.Г.Сидякина

Технология проектной деятельности

Л.С. Вознесенская

Интеграция школьного музея в учебный процесс и систему дополнительного образования

Е.Б. Жданова, Л.Б. Богданович

Проектная деятельность как условие социализации и общественной адаптации школьников

с ограниченными возможностями здоровья

Секция «Формирование гражданского самосознания школьников через интеграцию основного и дополнительного образования»

Л.В. Шукина

Гражданско-патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста

М.И. Щукин

Военно-патриотический клуб «Будущий воин» (из опыта работы)

Е.В. Логинова

Военно-спортивная игра как актуальная форма гражданско-патриотического воспитания школьников

Е.Г. Небольсина, Г.В. Лапшина Г.В.

Формирование гражданского самосознания школьников в системе работы школы по патриотическому воспитанию

М.М. Бендрикова

Музей Боевой славы в системе гражданско-патриотического воспитания школьников

Е.Т. Шершнёва, Н.Н. Марухина

Опыт социального проектирования в контексте современных школьных реформ

Секция «Образовательный потенциал внеурочной и внешкольной работы»

Н.В. Несвежева

Активное познание-основа формирования личности школьника

В.Т. Форат

Взаимодействие общего и дополнительного образования в реализации программы Всероссийского движения учащихся РФ «Школа безопасности» в Алтайском крае

Ельцова Е.В.

Создание литературного альманаха в школе
Р.М. Присяжных

Образовательный потенциал внеурочной и внешкольной работы

К. Е. Поползин

О роли компьютера в воспитании детей и подростков

В.И. Бодрова

Фольклорно-этнографическая студия в системе дополнительного образования детей

Секция «ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ, КАК ОСНОВА КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ»
Г.Н. Белоглазова, научный сотрудник Алтайской государственной академии культуры и искусств, педагог дополнительного образования

Проектный и исследовательский метод в процессе формирования личности. История и современность
Современное развитие гуманитарного образования предусматривает последовательный процесс развития личности, направленный на формирование системы научно-практических знаний и умений, ценностных ориентаций, которые могли бы позволить ученику активно функционировать в качестве полноправного члена общества, гражданина своей страны.

Необходимость развития исследовательских способностей учащихся признавалась многими известными педагогами прошлого. Значимость процесса исследования неоднократно подчёркивали в своих работах Я.А.Каменский, Ж-Ж. Руссо, И.Г.Песталоцци, А. Дистервег. Практика, как основа познания мира, окружающей действительности была одним из главных направлений реформ, проводимых в области образования в России на протяжении XVIII и последующих веков.

В начале XX века в отечественной педагогике немало внимания уделялось туристско-экскурсионному направлению исследовательской деятельности. Здесь объединились интересы государства, педагогов и самих учащихся. В те годы в стране по некоторым подсчётам существовало около 100 организаций, которые занимались проведением экскурсионной работы. В этот период по всей России создаётся большое количество добровольных обществ, главная цель которых – знакомство и изучение родного края, организация образовательных экскурсий и научных путешествий в различные уголки страны. При этом экскурсанты занимались не только созерцанием красот природы и историко-культурных памятников, но и проводили практические наблюдения, ставили опыты, результаты которых старательно фиксировались и публиковались в печатных изданиях учебных заведений.

Основоположником ученического экскурсионного дела на Алтае является В.И. Верещагин. В 1910 году в Барнауле были изданы методические рекомендации Виктора Ивановича «Алтай, как район ученических экскурсий». Первая пробная поездка с учениками Барнаульского реального училища в Алтайские горы состоялась летом 1905 года. Поездка была организована совместно с Алтайским подотделом Русского Географического общества в восточный Алтай с целью изучения горного озера Телецкое и сбора коллекций. Летом 1909 года В.И. Верещагин устраивает вторую ученическую экскурсию в Горный Алтай. За время экскурсий по Горному Алтаю ученики приобрели запас фактических знаний, особенно ценных тем, что были почерпнуты в процессе непосредственного общения с природой.

В 20-30-е годы XX столетия в России исследовательский потенциал подростков приобретает форму клубной работы, развитие которой связано с именами С.Т. Шацкого, А.И.Макаренко, В.Н.Терского. По их инициативе и под непосредственным руководством создавались опытные базы внешкольной работы, способствующие включению учащихся в процесс познавательной деятельности, приобщая подростков к духовной культуре.

С начала 60-х годов в условиях начавшейся НТР вновь усиливается интерес к научной деятельности школьников, появляются Малые академии наук. Причём на первый план выдвигаются научные общества учащихся (НОУ), где больший интерес вызывают исследования физико-математического и технического направления.

Главная цель, преследуемая организаторами НОУ, заключалась не только в воспитании у школьников потребности и умения самостоятельно приобретать знания и расширять свой идейный и научно–технический кругозор, но и в профессиональной ориентации учащихся, способствуя выбору жизненного пути.

Как правило, все НОУ преследуют следующие цели и задачи:

  1. Выявление и поддержка учащихся, склонных к занятию исследовательской деятельностью;

  2. Развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся, поддержка научно-исследовательской работы в школе;

  3. Развитие личности, обладающей гуманистическим видением окружающего мира.

  4. Формирование научных взглядов;

  5. Пропаганда знаний об окружающем мире;

  6. Знакомство с современными методами научно-исследовательской работы;

  7. Участие в проводимых в рамках деятельности школы-гимназии, района, города олимпиадах, конкурсах, конференциях, научно-практических семинарах;

Работа научно-исследовательского общества учащихся проводится в нескольких направлениях:

I направление – индивидуальная работа с исследователем предусматривает следующую деятельность:

а) выполнение отдельных заданий (подготовка разовых докладов, сообщений, подбор литературы, оказание помощи младшим школьникам при подготовке докладов, устных сообщений, изготовление наглядных пособий, помощь в компьютерном оформлении работы и др.);

б) работа с учащимися по индивидуальной программе (помощь в разработке тем научных исследований, оказание консультационной помощи и др.);

II направление – групповая работа (включает в себя работу над совместными исследовательскими проектами, где нередко необходимо использовать информацию из разных предметных областей, например, создание обзорной компьютерной базы данных "Деятельность эвакуированных во время войны заводов на Алтай", в работе над которой принимают участие учащиеся нескольких классов);

III направление – массовая работа – встречи с интересными людьми, деятелями науки и культуры, подготовка и проведение литературных совместная подготовка с учителями предметных недель, школьных олимпиад, участие в ученических чтениях и научно-практических конференциях, районных и городских мероприятиях.

В рамках деятельности исследовательских обществ учащихся в последние годы получил большое развитие метод проектной деятельности.

Что такое метод проектов?

Под проектом (от лат. ргоуесtus — двинутый вперед) в “Словаре русского языка” С.И.Ожегова понимается:

- разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма, устройства;

- предварительный текст какого-нибудь документа;

- замысел, план.

Такое толкование значения этого слова близко к его общетехническому пониманию. Поэтому в технической сфере смысл разработки проекта как раз и состоит в том, что в результате должны появиться либо определенный материальный объект, либо алгоритм его создания, а также необходимая документация и технология. В сущности, этот результат в технике и носит название проекта, неважно, будет ли это проект здания, автомобиля, станка и т.д. Термином “проект” объединены, таким образом, как работа по созданию проекта, сам продукт этой работы, так и способы тиражирования этого продукта в других условиях.

В 1920-е гг. метод проектов привлек внимание советских педагогов, считав­ших, что он, обеспечив развитие инициативы и творческой самостоятельности школьников, будет способствовать непосредственной связи между приобре­тением знаний и умений и применением их в решении практических задач. Бо­лее того, сторонники метода проектов (В.Н.Шульгин, М.В.Крупенина, Б.В.Игна­тьев) провозгласили его единственным средством преобразования “школы учебы” в “школу жизни”, где приобретение знаний будет осуществляться на основе и в связи с трудом учащихся. При этом учебные предметы отрицались, систематическое усвоение знаний на уроках под руководством учителя подменялось ра­ботой по выполнению заданий проектов, которые часто имели общественную направленность. Темы их говорят сами за себя: “Поможем ликвидировать неграмотность”, “Вред алкоголя” и т.п. Неудивительно, что уровень общеобразовательной подготовки школьников падал, учащиеся приобретали лишь знания и навыки, связанные с выполняемой ими практической работой. Поэтому универсализация метода проектов была осуж­дена и в дальнейшей практике советской школы этот метод не применялся.

      За рубежом (в США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Гер­мании, Италии и др.) метод проектов нашел широкое распространение и приобрел большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем.

В современной российской школе проектная система обучения начала возрождаться лишь в 1980-1990-х гг. в связи с реформированием школьного образования, демократизацией отношений между учителем и учениками, по­иском активных форм познавательной деятельности школьников.

Метод проектов это дидактическая категория, обозначающая систе­му приемов и способов овладения определенными практическими или тео­ретическими знаниями, той или иной деятельностью. Поэтому, если мы го­ворим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Не следует забывать и о том, что проектная деятельность школьников отли­чается рядом признаков от учебно-исследовательской. Во-первых, в отличие от последней метод проектов нацелен на всестороннее и систематическое исследование проблемы и разработку конкретного варианта (модели) образовательного продукта. Во-вторых, для учебно-исследовательской деятельности главным итогом является достижение истины, тогда как работа над проектом предполагает получение, прежде всего, практического результата. Кроме того, проект, являясь результатом коллективных усилий ис­полнителей, на завершающем этапе деятельности предполагает рефлексию сов­местной работы, анализ полноты, глубины, информационного обеспечения, творческого вклада каждого.

Учебно-исследовательская деятельность индивидуальна по самой своей сути и нацелена на то, чтобы получать новые знания, а цель проектирования — выйти за рамки исключительно исследования, обучая дополнительно конст­руированию, моделированию и т.д. Это обучение должно осуществляться как на материале существующих учебных предметов, так и в специально органи­зованной учебной среде.

Для современной школы актуальными являются две разновидности проек­тирования. Педагогическое проектирование как процесс преобразования об­разовательной системы можно отнести к социальному типу (проектирование организаций, норм, сложных социальных объектов). Включение же учащихся в проектную деятельность (метод проектов) относят к проектированию гуманитарного типа, которое предполагает: определение целей, разработку средств их реализации; учет социальных и культурных условий, т.е. учет позиций других участников проекта.
Цели работы над проектом:

- научить самостоятельному достижению намеченной цели;

- научить предвидеть мини-проблемы, которые предстоит при этом ре­шить;

- сформировать умение работать с информацией, находить источники, из которых ее можно почерпнуть;

- сформировать умения проводить исследования, передавать и презентовать полученные знания и опыт;

- сформировать навыки совместной работы и делового общения в группе.

Этапы работы над проектом: 

- предпроект;

- этап планирования работы над проектом;

- аналитический этап;

- этап обобщения;

- презентация полученных результатов.

Предпроект: обмен знаниями по теме, интересами; высказывания пожеланий, вопросов; обсуждение возникших идей; перечисление возможных тем проекта; формулирование темы проекта для класса или группы учащихся; формулирование тем для работы подгрупп.

Планирование работы над проектом: определение временных рамок, ограничивающих этапы работы; обсуждение вариантов оформления отчетности о выполненной работе; формулирование наиболее актуальных проблем, способных оказать влияние на ход исследовательской работы.

В ходе обсуждения учитель лишь изредка вносит коррективы в ход дискуссии по планированию проектной деятельности, определяются основные проблемы, относящиеся

Аналитический этап: исследовательская работа учащихся и самостоя­тельное получение новых знаний; уточнение намеченных цели и задач; поиск и сбор информации через собственные знания и опыт учащихся; обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями, приглашенными консультантами и т.д.); изучение специальной литературы, привлечение материалов средств массовой информации, Интернета.

Следует отметить, что основной за­дачей аналитического этапа являются самостоятельное проведение учащимися исследования, самостоятельное по­лучение и анализ информации. Учитель при этом следит за ходом исследования, его соответствием цели и задачам проекта, оказывает группам необходимую помощь, не допуская пассивности отдельных участников. В его задачу так­же входят корректировка деятельности групп и отдельных участников и помощь в обобщении промежуточных результатов для подведения итогов в конце этапа.

Очень важными мероприятиями аналитического этапа являются занятия, связанные с ознакомлением учащихся с алгоритмами специальных способов работы с информацией, таких, как проведение анкетирования, социологи­ческого опроса, поиска литературы и работы с ней, поиска информации в Ин­тернете.

При необходимости проводится библиотечное занятие. Основной его целью является знакомство учащихся с каталогом библиотеки, обучение умению пользоваться системой поиска литературы.

Отдельные занятия посвящаются обучению умениям конспектировать и реферировать текстовую информации и знакомству с некоторыми приемами анкетирования и социологического опроса. Далее по ходу аналитического этапа работы проектной группы организуют­ся консультационные встречи с участниками подгрупп, на которых представители каждой из подгрупп отчитываются о прове­денных социологических исследованиях.

Второй, не менее важной, задачей, ко­торую обсуждают участники, является подготовка к презентации. Участники решают, какие видео - и фотосюжеты для презентации необходимы.
Этап обобщения: систематизация, структурирование полученной инфор­мации и интеграция полученных знаний; построение общей логической схемы выводов для подведения итогов (в виде рефератов, докладов, конференций, видеофильмов, спектаклей, стенгазет, школьных журналов, презентации в Интернете и т.д.).

Задача учителя на этом этапе — предоставить учащимся максимальную са­мостоятельность и помочь проявить творческую активность в выборе форм представления результатов проекта; стимулировать формы, которые дают возможность раскрыться каждому ученику.

Презентация полученных резуль­татов: осмысление полученных данных и способ достижения результата, обмен полученной информацией, а также накопленным опытом в классе или группе учащихся; обсуждение и совме­стная презентация участниками результатов работы надо проектом; сов­местная презентация результатов на уровне школы, города и т.д. Особенность этапа заключается в том, что само осуществление презентации в той форме, которую выбрали участники, является, по сути, учебным и ориентировано на приобретение навыков представления итогов своей дея­тельности.

Таким образом, метод проектов основывается на позициях педагогики прагматизма, представители которого отстаивают принцип “обучения посредством деятельности”, рассматривая ее как вид созидательной работы, в которой ученик выступает активным участником. В основе этого метода лежит не информационный подход, ориентированный на развитие памяти, а деятельностный, нацеленный на формирование комплекса мыслительных способностей (понимания, рефлексии, конструирующего воображения, способности к целеполаганию), необходимых для исследовательской деятельности.

Образовательный потенциал проектной деятельности заключается в возможности повышения мотивации в получении дополнительных знаний; изучения методов научного познания (выдвинуть и обосновать замысел, самостоятельно поставить и сформулировать задачу проекта, найти метод анализа ситуации); рефлексии и интерпретации результатов.

Работа над проектом способствует воспитанию значимых общечеловеческих ценностей (социальное партнерство, толерантность, диалог); чувство ответственности, самодисциплины; способности к методической работе и самоорганизации.

Проектная деятельность развивает исследовательские и творческие способности личности.

Литература.

1. Гансберг Ф. Творческая работа в школе. Спб., 1913. С. 42.

2. Клименко А.В. Проектная деятельность учащихся // ПИиОбщ., 2002г., №9.

3. Мачехина В.Н. Организация проектной деятельности старшеклассников // ПИиОбщ., 2002г., №9.

4. Несвежева Н.В. И вечно юная дорога… К 70-ию Алтайского краевого центра детско-юношеского туризма и краеведения/ Н.В. Несвежева. Барнаул, 2008. 124с.

5. Проект: «20 век: год за годом» // ПИиОбщ, 2001г., №9.

 

М.М. Иноземцева, педагог-психолог, Н.А. Димитриева, социальный педагог МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 103, г. Барнаул

Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся

(из опыта работы)
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Наука. Школа. Жизнь: взаимодействие и проблемы» iconОбразовательная программа «интеллектуально-творческий потенциал россии»...
Нового времени; наука в ХХ веке; структура, формы, функции и динамика науки в истории; исторические типы научной рациональности;...
«Наука. Школа. Жизнь: взаимодействие и проблемы» iconПоиск
Нового времени; наука в ХХ веке; структура, формы, функции и динамика науки в истории; исторические типы научной рациональности;...
«Наука. Школа. Жизнь: взаимодействие и проблемы» iconЮ. а гусев наука как духовная парадигма: «О, сколько нам открытий...
Нового времени; наука в ХХ веке; структура, формы, функции и динамика науки в истории; исторические типы научной рациональности;...
«Наука. Школа. Жизнь: взаимодействие и проблемы» iconОб предметной и ритуальной магии
Нового времени; наука в ХХ веке; структура, формы, функции и динамика науки в истории; исторические типы научной рациональности;...
«Наука. Школа. Жизнь: взаимодействие и проблемы» iconСистемные основы интеллекта
Нового времени; наука в ХХ веке; структура, формы, функции и динамика науки в истории; исторические типы научной рациональности;...
«Наука. Школа. Жизнь: взаимодействие и проблемы» iconФирдауз и Камиль Уразаевы
Нового времени; наука в ХХ веке; структура, формы, функции и динамика науки в истории; исторические типы научной рациональности;...
«Наука. Школа. Жизнь: взаимодействие и проблемы» iconRobert L. Solso cognitive psychology
Нового времени; наука в ХХ веке; структура, формы, функции и динамика науки в истории; исторические типы научной рациональности;...
«Наука. Школа. Жизнь: взаимодействие и проблемы» iconI. физиология головного мозга человека 12
Нового времени; наука в ХХ веке; структура, формы, функции и динамика науки в истории; исторические типы научной рациональности;...
«Наука. Школа. Жизнь: взаимодействие и проблемы» iconПархоменко: «будущее за людьми с высоким iq»
Нового времени; наука в ХХ веке; структура, формы, функции и динамика науки в истории; исторические типы научной рациональности;...
«Наука. Школа. Жизнь: взаимодействие и проблемы» iconВзаимодействие главных органов ООН в сфере поддержания международного...
«Бегишевская средняя общеобразовательная школа имени Мансура Хасановича Хасанова»
«Наука. Школа. Жизнь: взаимодействие и проблемы» iconПрактикум по кинезиологии и образовательной кинесиологии в г. Набережные Челны
Нового времени; наука в ХХ веке; структура, формы, функции и динамика науки в истории; исторические типы научной рациональности;...
«Наука. Школа. Жизнь: взаимодействие и проблемы» iconВ. Н. Холопова междисциплинарные акценты общей теории музыки
Нового времени; наука в ХХ веке; структура, формы, функции и динамика науки в истории; исторические типы научной рациональности;...
«Наука. Школа. Жизнь: взаимодействие и проблемы» iconВладимир леви охота за мыслью (заметки психиатра)
Нового времени; наука в ХХ веке; структура, формы, функции и динамика науки в истории; исторические типы научной рациональности;...
«Наука. Школа. Жизнь: взаимодействие и проблемы» iconМагия в мире Терн Чем плоха классика
Нового времени; наука в ХХ веке; структура, формы, функции и динамика науки в истории; исторические типы научной рациональности;...
«Наука. Школа. Жизнь: взаимодействие и проблемы» iconРелигиоведение Направление подготовки 071500 н ародное художественное творчество
Нового времени; наука в ХХ веке; структура, формы, функции и динамика науки в истории; исторические типы научной рациональности;...
«Наука. Школа. Жизнь: взаимодействие и проблемы» iconВзаимодействие учителя и ученика на основе согласованных правил
В сложной ситуации управления легче предотвращать дисциплинарные проблемы, чем разбираться с их последствиями. Успешные учителя предотвращают...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск