Скачать 297.16 Kb.
|
Департамент образования администрации города ТомскаМуниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста, прогимназия «Кристина» г. Томска Косарева ул., д. 27, Томск, 634034, тел.: (3822) 55-40-68, факс: (3822) 55-40-68, e-mail: rdkristina@mail.tomsknet.ru Реферат на тему: Азбука и алфавит - есть ли отличия? Выполнил: Тимофеев Александр, ученик 4 класса Руководитель: Горбунова Ирина Васильевна, учитель информатики тел.: 8-960-972-59-17 Томск 2012 Содержание: 1. Введение………………………………………………………………3 2. Как же и откуда появилась наша азбука, и почему ее называют кириллицей………………………………………………………………3-6 3. Что такое буква и буквица………………………………………………6-7 4. Буквы кириллицы и их названия………………………………………7-8 5. А вот этой буквы нам не надо, или как правители буквы меняли……9-11 6. Есть ли отличие азбуки от алфавита?…………………………………12-13 7. Алфавит и клавиатура компьютера…………………………………13-14 8. Практическая работа: творческая работа «Книжка-малышка»…….14 9. Заключение……………………………………………………………14-15 10. Литература………………………………………………………………15-16 11. приложение 1: Азбука-малышка …………………17-50 Если хочешь познать истину, начни с азбуки. Пословица 1. Введение. На уроке информатики и ИКТ мы делали проект: книжку-малышку (творческую работу). Я решил сделать книжку-азбуку для детей дошкольного звена нашей прогимназии, для того чтобы им было легче и интереснее выучить буквы. В процессе работы у меня возникли вопросы:
На которые я решил найти ответы. Основная цель исследования заключается в расширении знаний о русском алфавите и азбуки, установить есть ли отличие азбуки от алфавита. Для достижения этих целей нам нужно решить несколько задач:
Как возникла азбука? Как она развивалась на Руси? Почему буквы называются именно так? Почему буквы на клавиатуре расположены именно в таком порядке. Есть ли все-таки отличие азбуки от алфавита. Ответы на эти вопросы можно найти в данном реферате. В приложении 1 прилагается моя книжка-малышка. 2. Как же и откуда появилась наша азбука, и почему ее называют кириллице Славянская письменность имела две азбуки: глаголицу и кириллицу. Название глаголица происходит от славянского слова: глаголати - говорить. Глаголица более древняя, чем кириллица. Глаголица — одна из первых (наряду с кириллицей) славянских азбук. Существовали два основных извода глаголицы – округлый, распространенный в Болгарии и более поздний угловатый, употребляемый в Хорватии. Хорватские предания приписывают изобретение глаголицы св. Иерониму. И в настоящее время в Хорватии в церковной литургии продолжают пользоваться глаголицей, в то время как у других славянских народов, с 10 в. это письмо заменено кириллицей. Отличительная черта глаголицы – редкое употребление линейных элементов и более широкое применение окружностей. В отличие от кириллицы буквы глаголицы более вычурны и имеют преимущественно замкнутые очертания. Рис.1 [http://www.rbardalzo.narod.ru/4/glag.html] Где: 1 – округлая (болгарская) глаголица; 2 – округлая скоропись; 3 – угловатая (хорватская) глаголица и скоропись; 4 – транскрипция; 5 – цифровые значения букв; 6 – графонимы (названия букв). Вторая азбука была названа кириллицей по имени одного из двух братьев - славянских просветителей, живших в IX веке на территории нынешней Болгарии, составителей первого славянского алфавита. Их звали Кирилл и Мефодий. Главная заслуга в этом деле принадлежит Кириллу. Мефодий был верным его помощником. Составляя славянскую азбуку, Кирилл смог уловить в звучании знакомого ему с детства славянского языка, основные звуки этого языка и найти для каждого из них буквенные обозначения. В IX веке в Византии, в городе Солунь (теперь это город Салоники в Греции), жили два брата — Константин и Мефодий. Были они люди мудрые и очень образованные и хорошо знали славянский язык. Они родились в Македонии в городе Солуни в семье знатного военачальника. Мефодий по окончании образования, вступил в военную службу и был правителем одной славянской области, но вскоре оставил мир и принял иночество в обители на горе Олимп. Кирилл с детства выказывал удивительные способности и получил превосходное образование при царском дворе. После учёбы Кирилл мог иметь блестящие успехи в свете, но сердце его пламенело любовью к Богу, и вскоре он поселился в монастыре со своим братом Мефодием. Этих братьев греческий царь Михаил послал к славянам в ответ на просьбу славянского князя Ростислава. (Просил Ростислав прислать учителей, которые смогли бы рассказать славянам о святых христианских книгах, неизвестных им книжных словах и смысле их). В 863 году в Константинополь к греческому царю пришли послы от хазар, просившие прислать учителей для разъяснения истинной веры. Царь пригласил к себе Кирилла и сказал: «Иди, Философ, к этим людям и с помощью святой Троицы благослови на учение о Пресвятой Троице» [4]. Кирилл согласился и уговорил брата Мефодия идти с ним. Они отправились вместе. Кирилл и Мефодий прожили среди славян 40 месяцев, переходя с одного места на другое, везде поучая народы на славянском языке. Они создали славянскую азбуку, которая впоследствии стала называться кириллицей. Как же они создавали славянскую азбуку? Кирилл и Мефодий взяли греческий алфавит и приспособили его для звуков славянского языка. Так что наша азбука — “дочка” греческого алфавита. Образцом для написания букв кириллицы послужили знаки греческого уставного алфавита. Первые книги на кириллице также написаны уставом. Устав — это такое письмо, когда буквы пишутся прямо на одинаковом расстоянии друг от друга, без наклона - они как бы "уставлены". Рис. 2 [http://bibliotekar.ru/nauka/45-7.htm]Письмо написано уставом. Буквы строго геометричны, вертикальные линии, как правило, толще горизонтальных, промежутка между словами нет. Древнерусские рукописи IX - XIV веков написаны уставом. С середины XIV столетия получил распространение полуустав, который был менее красив, чем устав, зато позволял писать быстрее. Рис.3 [http://bibliotekar.ru/nauka/45-7.htm] Полуустав. Появился наклон в буквах, перестало выдерживаться соотношение толстых и тонких линий, текст уже делился на слова. В XV веке полуустав уступает место скорописи. Рукописи написанные "скорым обычаем", отличает связное написание соседних букв, размашистость письма. В скорописи каждая буква имела множество вариантов написания. С развитием скорости появляются признаки индивидуального почерка. Рис.4 [http://bibliotekar.ru/nauka/45-7.htm] Скоропись 24 мая 863 года в граде Плиске, который в то время был столицей Болгарии, братья Кирилл и Мефодий огласили изобретение славянского алфавита. В нашей стране в этот день проводится праздник славянской письменности и культуры. 3. Буква и буквица У меня возник вопроса: откуда произошло слово «буква» и что такое буквица? Одна из версий, откуда слово «буква»: Еще задолго до Кирилла и Мефодия, славяне пользовались письменами, которые назывались черты и резы. Черты и Резы, от слов чертить и резать. Оно было простым и повсеместно использовалось для бытовых записей и сообщений. Это не была письменность в том виде, в котором мы ее сегодня понимаем. Вырезались символы-знаки на бересте и деревянных дощечках. Чаще всего – на буковых. Бук хорошо режется. А если буковую дощечку, на которой что-то вырезано, полить водой, то вырезанное четко проявляется. Вот эти два слова: «бук» и «вода» слились в слове «буква». Рис. 5 http://www.pravda-tv.ru/2008/12/20/294 Я посмотрел в словарях значение слова «буква»: • Новый толково-словообразовательный словарь русского языка. Автор Т. Ф. Ефремова. буква ж. 1) Графический знак в составе алфавита, какого-л. языка, обычно обозначающий на письме определенный звук. 2) перен. разг. Внешняя, формальная - в противоположность смысловому содержанию - сторона чего-л. [2]. Толковый словарь под ред. C. И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой БУКВА, -ы, ж. 1. Графический знак, входящий в азбуку. Прописная, строчная б. 2. ед., перен., чего. Прямой и строгий смысл чего-н. Следовать букве закона. * Буква в букву - точно, дословно. Мертвой буквой быть (оставаться) (книжн.) - о решении: оставаться только записанным и неприменяться на деле. Человек с большой буквы - человек высоких моральных достоинств. II уменьш. буковка, -и, ж. (к 1 знач.). II прил. буквенный, -ая,-ое (к 1 знач.). [3]. Буквица - это древнейший элемент оформления текста. История возникновения буквицы тесно связана с историей письменности. Древнесловенская письменность, а после - древнеславянская была основана на образном понимании написанного, то есть наши предки не соединяли буквы в слово и потом толковали само слово - они толковали образы буквиц (букв) и эти образы соединяли в единый образ, который и был толкованием слова. Буквица происходит от множественного слова "буквы", или при написании "и" в славянском начертании - бук-вi и созвучно с английским словом Book - книга. В настоящее время, термином "буквица" называют типографский прием, при котором первая буква абзаца выполняется большим размером, отличным (от основного текста) начертанием или украшением вязью и рисунками, цветом. 4. Буквы кириллицы и их названия. В русской азбуке – есть смысловое содержание. Привычный набор букв на самом деле представляет собой не что иное, как «послание к славянам». У каждой из букв кириллицы есть свое название. Именно из них это послание и состоит. Если верно прочесть названия букв алфавита подряд, получится такой текст: «Азъ буки веде. Глаголъ добро есте. Живите зело, земля, и, иже како люди, мыслите нашъ онъ покои. Рцы слово твердо – укъ фърътъ херъ. Цы, черве, шта ъра юсъ яти». Изучая старославянскую азбуку, многие ученые приходят к выводу, что на самом деле первая «Азбука» является тайнописью, которая имеет глубокий религиозный и философский смысл, а самое важное, что она построена таким образом, что представляет собой сложный логико-математический организм. Кроме того, сравнивая множество находок, исследователи пришли к выводу, «…что первая славянская азбука была создана как целостное изобретение, а не как творение, которое создавалось по частям путем добавления новых буквенных форм.» [6] Для того чтобы понять тайнопись славянской азбуки, необходимо не просто бегло просмотреть её, а вчитываться в каждую букву-слово. Ведь каждая буква-слово содержит какой-то смысл. Аз, буки, веди, глаголь… - древние названия славянских букв. Названия в глаголице и кириллице одинаковы, различна только графика. Была высказана гипотеза о том, что славянская азбука должна представлять из себя единое высказывание. Подобно буквам греческого алфавита, глаголические и кирилловские буквы имели, кроме звукового, также и цифровое значение, т.е. применялись для обозначения не только звуков речи, но и чисел. Состав первоначальной кириллической азбуки нам неизвестен; «классическая» старославянская кириллица из 43 букв. Буквы кириллицы имеют собственные названия, по различным нарицательным славянским именам, которые с них начинаются, или прямо взятые из греческого (кси, пси). Вот список основных знаков кириллицы: Рис.6 5. А вот этой буквы нам не надо, или как правители буквы меняли. На претежение многих лет русский алфавит претерпел ещё немало изменений. Борьба с «лишними» буквами происходила в истории русского письма на протяжении долгих веков. Часть из них была исключена из алфавита в результате реформ Петра I (1708-1710 гг.): «…по его замыслу русская азбука должна была измениться в своих начертаниях подобно тому, как и русскому человеку, следовало отныне одеваться в платье иноземного покроя.» [6] Реформа коснулась не только внешнего облика букв, приблизив кириллицу к латинице: из алфавита были вычеркнуты (пси), (омега), (йотированное э), z (йотированное а), r, b и a ÿ (юс малый) заменен на «я», введены арабские цифры. Петровская реформа была продолжена распоряжением Российской Академии наук (1735), исключившей буквы (кси) и ς (зело). |
Азбука и алфавит есть ли отличия? «Азбуку-малышку» для детей дошкольного возраста прогимназии «Кристина», что бы им было легче выучить алфавит. В процессе выполнения... | Конспект урока по русскому языку. 1 класс. Тема урока: Русский алфавит, или Азбука Цель занятий: научить ребёнка правильно прочитать по церковно – славянски предложенный текст, а также твёрдо и осмысленно знать алфавит,... | ||
Как правильно произносить алфавит? На этой странице Вы найдете: Фонетический алфавит онлайн: знаки, буквы, и звуки | План-конспект урока по информатике Дополнительные пособия: мяч, игрушки, картинки с изображением животных, картинки с изображением членов семьи, сюжетные картинки,... | ||
Конспект открытого урока по английскому языку во 2 классе на тему:... Дополнительные пособия: мяч, игрушки, картинки с изображением животных, картинки с изображением членов семьи, сюжетные картинки,... | Тема: «Алфавит. Путешествие в страну английского языка» Цель занятий: научить ребёнка правильно прочитать по церковно – славянски предложенный текст, а также твёрдо и осмысленно знать алфавит,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учебник «Азбука» (авторы: Н. Г. Агаркова, Ю. А. Агарков) – с. 112 – 113, таблица «Алфавит», поезд с буквами, слайд – проектор с диапозитивами... | Конспект открытого урока во 2 классе (обобщение изученного материала)... Дополнительные пособия: мяч, игрушки, картинки с изображением животных, картинки с изображением членов семьи, сюжетные картинки,... | ||
О порядке награждения государственными наградами, знаками отличия... В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Челябинской области | Тема: Знакомство с буквой Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, карточки-модели звуков (гласный, согласный); предметы, в названии которых... | ||
Отчет кафедры русского языка и литературы по итогам 2012 2013 учебного... За 2012\2013 учебный год учителя кафедры были отмечены следующими знаками отличия | Конспект урока русского языка в 6 классе Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, карточки-модели звуков (гласный, согласный); предметы, в названии которых... | ||
План-конспект открытого урока по теме Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, карточки-модели звуков (гласный, согласный); предметы, в названии которых... | Конспект урока объяснения нового материала Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, карточки-модели звуков (гласный, согласный); предметы, в названии которых... | ||
Урок-праздник проводится в 1 классе после изучения учебника “Азбука Действующие лица: Учитель, воспитатель гпд, ученики, Азбука, Буратино, Мальвина, Лиса Алиса и Кот Базилио, Компьютер | Конспект урока «Слова с безударной е в корне, которые проверяются буквой ё» Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, карточки-модели звуков (гласный, согласный); предметы, в названии которых... |