Методические рекомендации по формированию учебно-организационных





НазваниеМетодические рекомендации по формированию учебно-организационных
страница1/9
Дата публикации22.11.2017
Размер0.8 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Информатика > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Методические рекомендации

по формированию

учебно-организационных,

учебно-информационных,

учебно-интеллектуальных,

учебно-коммуникативных

умений младших школьников

г. Каменск –Уральский

2010

Руководитель проекта:

Черепанова З.В., заместитель директора по учебно-воспитательной работе

Средней школы № 22, первая квалификационная категория
Разработчики проекта:

Учителя начальных классов: Орлова О.И., Беляева М.С., Пылина Т.И., Боголюбова И.В., Желтоногова Н.В., Мальцева Л.Ф., Кармакских Н.Н., Даренская И.В., Исакова А.В., Ширяева Т.А., Плешкова Н.А., Новикова В.Т.
Методические рекомендации по формированию учебно-организационных, учебно-информационных, учебно-интеллектуальных, учебно-коммуникативных умений младших школьников.

В проекте раскрываются группы умений, представлена их структура формирования у учащихся младших классов (1 – 4 классы). К каждой группе умений подобран диагностический инструментарий, приведены примеры проведенных диагностик. В проекте изложены рекомендации по развитию учебно-организационных, информационных, интеллектуальных, коммуникативных умений, направленных на формирование у младших школьников умения учиться, что дает возможность перейти к формированию универсальных учебных действий ФГОС нового поколения.

Методические рекомендации адресованы учителям начальных классов.

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………………………....4
1.УЧЕБНО-ОРГАНИЗОВАННЫЕ УМЕНИЯ……………………………………………………….8
1. 1. Мотивы учения…………………………………………………………………………………...9

1. 2. Целеполагание…………………………………………………………………………………..10

1. 3. Планирование учебных действий……………………………………………………………...10

1. 4. Выполнение учебных действий………………………………………………………………..11

1. 5. Самоконтроль…………………………………………………………………………………...11

1. 6. Оценка и самооценка учебной деятельности…………………………………………………12

1. 7. Примеры приемов формирования самооценки учащихся начальных классов. …………..13

1. 8. Взаимосвязь ОУУН……………………………………………………………………………..13

1. 9. Критерии оценивания…………………………………………………………………………13

1.10. Диагностика сформированности учебно-организационных умений учащихся начальных классов………………………………………………………………………………………………...14
2. УЧЕБНО-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ…………………………………………………..17
2. 1. Основные мыслительные операции……………………………………………………………20

2. 2. Взаимосвязь ОУУН……………………………………………………………………………..23

2. 3. Диагностика сформированности учебно-интеллектуальных умений учащихся начальных классов………………………………………………………………………………………………...24
3. УЧЕБНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ УМЕНИЯ……………………………………………………28
3. 1. Группы учебно-информационных умений…………………………………………………….28

3. 2. Умение работать с письменными текстами. ………………………………………………….28

3. 3. Умение работать с устными текстами………………………………………………………....31

3. 4. Умение работать с реальными объектами как источниками информации…………………34

3. 5. Умение работать с ТСО и ИКТ ………………………………………………………………..35

3. 6. Диагностика сформированности учебно-информационных умений учащихся начальных классов………………………………………………………………………………………………...36
4. УЧЕБНО-КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ………………………………………………….37

4. 1. Модели взаимодействия при усвоении учебного материала………………………………...39

4. 2. Взаимодействие учащихся в учебном процессе…………………………………………….. 39

4. 3. Использование активных форм организации учебной деятельности, направленных на формирование коммуникативных умений младших школьников………………………………...39

4. 4. Взаимосвязь ОУУН……………………………………………………………………………..40

4. 5. Диагностика сформированности учебно-коммуникативных умений учащихся начальных классов………………………………………………………………………………………………...41
5. ЦЕЛЕВАЯ КАРТА УРОКА……………………………………………………………………….42
6. ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………………………...44

Введение

Ускорение темпов развития общества и процессов информатизации влечет за собой изменение целей образования. Помимо прочных предметных знаний современному школьнику необходимы умения активной познавательной деятельности, планирования контроля, оценки собственной деятельности, эффективной коммуникации. В школьной практике эти умения называют общеучебными: учебно-организационные, учебно-информационные, учебно-интеллектуальные, учебно-коммуникативные. На их формирование педагогов ориентирует ряд документов: «Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года», государственные образовательные стандарты, ФГОС нового поколения и другие.

Сегодня на педагогов возлагаются иные функции в учебном процессе, отличные от прежней ориентации начальной школы на традиционные знания, умения и навыки. Эксперты, в рамках широкомасштабного эксперимента по модернизации образования, фиксируют: «Младшие школьники вполне успешно справляются с заданиями, проверяющими ЗУНы, и значительно хуже выполняют все те задания, верное решение которых зависит от уровня сформированности отдельных компонентов учебной деятельности – правильного понимания и четкого выполнения инструкции, понимания учебной задачи, самоконтроля… Общий вывод: учителя начальной школы пока с трудом переходят к ориентации на новые цели начального обучения, сформулированные в ходе модернизации образования: научить младших школьников учиться, формировать у них учебную деятельность. По-прежнему упор делается на овладение знаниями, умениями и навыками». А как следствие результатов образования на выходе из начальной школы – неумение пользоваться арсеналом разных учебных средств в новой, незнакомой, нестандартной учебно-практической ситуации.

Таким образом, обнаружилось противоречие между уровнем знания фактического материала и неумением применить его для решения практических задач. Это противоречие породило проблему формирования учебно-организационных, учебно-информационных, учебно-интеллектуальных, учебно-коммуникативных умений школьников уже на начальном этапе обучения.

Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающим людьми».

В этой связи активизируется роль образовательного учреждения, важнейшей задачей которого является полноценное и эффективное развитие ребенка, формирование умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач.

Подходы к формированию общеучебных умений школьников активно рассматриваются в педагогической науке и практике. В связи с этим встает проблема диагностики сформированности умений.

В начальной школе проведена диагностика сформированности общеучебных умений и навыков. Целью этой работы являлось выявление уровня сформированности учебно-организационных, учебно-интеллектуальных, учебно-информационных, учебно-коммуникативных умений младших школьников. Для проведения диагностики был использован следующий диагностический материал: наблюдение учителя, тестирование, анкетирование, результаты темповых показателей, результаты письменных творческих работ учащихся. Диагностика представила информацию об уровне сформированности общеучебных умений для дифференциации групп школьников по результатам и последующей коррекционной работы, направленной на развитие данных умений.

Мониторинг уровня сформированности общеучебных умений должен быть непрерывным, поэтому перед нами стоит задача: непрерывно отслеживать состояние уровня сформированности учебно-организационных, учебно-интеллектуальных, учебно-информационных, учебно-интеллектуальных умений младших школьников, своевременно корректировать и прогнозировать, что отвечает современным требованиям к оценке результатов образования. Проведенная работа по формированию общеучебных умений является подготовительным этапом по реализации программы универсальных учебных действий ФГОС нового поколения.

1. УЧЕБНО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УМЕНИЯ
Учебно-организационные умения - это организация учебной деятельности на каждом этапе урока при выполнении различного рода заданий.
Условия, обеспечивающие успешное выполнение задания

(режим дня, организация рабочего места)


1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Умение готовить рабочее место к урокам под руководством учителя.

Умение готовить рабочее место к уроку в соответствии с рекомендациями учителя.

Умение самостоятельно готовить рабочее место к уроку.

Умение самостоятельно готовить рабочее место для различных видов деятельности в школе и дома.

Умение определять назначение основных учебных принадлежностей к уроку под руководством учителя и правильно их использовать.

Умение определять назначение основных учебных принадлежностей к уроку под руководством учителя и самостоятельно, правильно их использовать.

Умение определять использование учебных принадлежностей без специального контроля со стороны учителя и родителей.

Умение правильно и целесообразно использовать учебные принадлежности в процессе выполнения учебных заданий.

Умение соблюдать санитарно-гигиенические нормы во время учебной деятельности под руководством учителя:

-правильная посадка;

-положение тетради во время письма;

- Умение правильно держать ручку, карандаш;

-соблюдение необходимого расстояния между глазами и книгой, тетрадью.

Умение соблюдать санитарно-гигиенические нормы во время учебной деятельности под руководством учителя и самостоятельно выполнять основные правила гигиены учебного труда.

Умение привычно выполнять основные правила гигиены учебного труда.

Умение самостоятельно определять временной промежуток для чередования труда и отдыха.

Умение привычно выполнять основные правила гигиены учебного труда.

Умение выполнять домашнюю учебную работу под контролем родителей:

-подготовка всего необходимого для работы,

-выполнение самого лёгкого задания,

-отдых,

-выполнение самого трудного задания,

-отдых и т. д.

Умение выполнять советы и рекомендации учителя по рациональной организации домашнего труда (под контролем родителей).

Умение самостоятельно определять последовательность действий при выполнении домашнего задания.

Умение самостоятельно выполнять домашние задания: планировать и определять последовательность подготовки уроков, распределять время, использовать рациональные приемы умственного труда.

Умение применять на практике правила парной работы под руководством учителя.

Умение работать самостоятельно и вместе с товарищами.

Умение выполнять определённую роль при работе в группах, парах.

Умение работать в заданном темпе.

Умение работать коллективно, индивидуально, в паре, группе.

Умение придерживаться заданного темпа.

Умение распределять обязанности в малой группе:

- брать на себя ответственность за выполнение общей работы,

- оказывать необходимую помощь товарищам,

- давать объективную оценку их работе.


1.1. Мотивы учения
Группы мотивов учебной деятельности:
1. Учебно-познавательные (интерес к знаниям, познавательная потребность, любознательность и др.);

2. Непосредственно-побуждающие (яркость, новизна, занимательность);

3. Перспективно-побуждающие (чувство долга и ответственности и др.);

4. Социальные (получить хорошую профессию, быть уважаемым в обществе, приносить пользу людям).
Мотивация - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности


1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

. Внешние положительные мотивы:

- новизна,

-яркость,

-желание порадовать

родителей;

-стремление не отстать от товарищей, и др.

2. Внутренние

отрицательные

мотивы:

-страх перед наказанием родителей.


1. Внешние

положительные

мотивы:

- новизна,

любопытство,

радость,

испытываемая

учащимися в

процессе учения.

2. Внешние

отрицательные

мотивы:

-стремление

не отстать от

товарищей,

-не опозорить свой класс,

- не расстроить

родителей,

-страх перед наказанием родителей.

1. Внешние

положительные

мотивы:

-радость,

испытываемая в

процессе учения,

-новизна.

2. Внутренние

положительные

мотивы:

-чтобы быть более

развитым,

-любознательность.

отрицательные

мотивы:

-стремление

не отстать от

товарищей,

-не опозорить свой класс,

- не расстроить

родителей.

1. Внутренние

положительные

мотивы:

- познавательный

интерес,

-удовлетворение

результатами

учения,

- чувство ответственности за собственную учебную деятельность.

2. Внутренние

отрицательные

мотивы:

-стремление не

отстать от товарищей;

3. Мотив самоопределения:

- желание иметь в

будущем хорошую

работу.



1.2. Целеполагание
Целеполагание - это процесс выявления целей и задач деятельности. Это постановка учебной задачи на соотнесении того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно.


1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1.Умение

определять цель

деятельности на

уроке с помощью

учителя

1. Умение определять цель

деятельности на уроке с помощью учителя и

самостоятельно.

2.Умение

обнаруживать и

формулировать учебную проблему совместно с

учителем.

1. Умение определять цель

деятельности на уроке

с помощью учителя и самостоятельно.

2.Умение

обнаруживать и

формулировать

учебную проблему

совместно с

учителем.

3. Умение формулировать

цель деятельности после

предварительного

обсуждения.

1. Умение самостоятельно

формулировать цель

деятельности после

предварительного

обсуждения.

2. Умение самостоятельно

формулировать цель

деятельности.

3.Умение

обнаруживать и

формулировать

учебную проблему

совместно с

учителем.

4. Умение

обнаруживать и

формулировать

учебную проблему

самостоятельно.


1.3.Планирование учебных действий
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по формированию учебно-организационных iconМетодические рекомендации по выполнению дипломных работ для студентов экономического факультета
Методические рекомендации утверждены на заседании Учебно-методического совета Института экономики, управления и права рггу, протокол...
Методические рекомендации по формированию учебно-организационных iconМетодические рекомендации для студентов факультетов подготовки специалистов для судебной системы
Методические рекомендации утверждены Учебно-методическим советом Российской академии правосудия (протокол №5 от 01. 04. 2008 г.)
Методические рекомендации по формированию учебно-организационных iconМетодические рекомендации по разработке и оформлению учебно-методической документации
Методические рекомендации призваны оказать помощь пцк и преподавателям в грамотном обозначении названия методической разработки,...
Методические рекомендации по формированию учебно-организационных iconМетодические рекомендации для преподавателей, перечни вопросов к...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности 032001 «Документоведение и документационное...
Методические рекомендации по формированию учебно-организационных iconУрок «Соли». 8 класс Цели
Развивающие: развитие и совершенствование учебно-организационных, учебно интеллектуальных, учебно-информационных и учебно-коммуникативных...
Методические рекомендации по формированию учебно-организационных iconМетодические рекомендации по проведению научно-практических исследований...
Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ на индивидуальные темы
Методические рекомендации по формированию учебно-организационных iconМетодические рекомендации к учебно-методическому комплекту
Методические рекомендации к учебно-методическому комплекту под редакцией Макаровой Н. В
Методические рекомендации по формированию учебно-организационных iconУчебно-методические рекомендации для студентов факультета заочного обучения
Учебно-методические рекомендации для студентов факультета заочного обучения Смоленской государственной академии физической культуры,...
Методические рекомендации по формированию учебно-организационных iconМетодические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический...
Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных...
Методические рекомендации по формированию учебно-организационных iconМетодические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический...
Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных...
Методические рекомендации по формированию учебно-организационных iconМетодические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический...
Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных...
Методические рекомендации по формированию учебно-организационных iconМетодические рекомендации включают рекомендации по организации самостоятельной...
Методические рекомендации предназначено для студентов, обучающихся на курсе психологии и педагогики
Методические рекомендации по формированию учебно-организационных iconМетодические рекомендации к написанию курсовой работы
Б 484 Методические рекомендации к написанию курсовой работы: Учебно-методическое пособие [Текст] /Е. П. Березкина, О. А. Колмакова....
Методические рекомендации по формированию учебно-организационных iconМетодические рекомендации по написанию и защите выпускных квалификационных работ
Печатается по рекомендации Учебно-методического объединения по направлениям педагогического образования
Методические рекомендации по формированию учебно-организационных iconМетодические рекомендации по возложению обязанностей по охране труда...
Перечень основных задач, обязанностей работодателя (администрации) и организационных мероприятий по обеспечению безопасных и здоровых...
Методические рекомендации по формированию учебно-организационных iconМетодические рекомендации по формированию портфолио обучающегося Ставрополь 2012
Методические рекомендации предназначены для широкого круга практических работников системы начального и среднего профессионального...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск