Скачать 0.8 Mb.
|
Методические рекомендации по формированию учебно-организационных, учебно-информационных, учебно-интеллектуальных, учебно-коммуникативных умений младших школьников г. Каменск –Уральский 2010 Руководитель проекта: Черепанова З.В., заместитель директора по учебно-воспитательной работе Средней школы № 22, первая квалификационная категория Разработчики проекта: Учителя начальных классов: Орлова О.И., Беляева М.С., Пылина Т.И., Боголюбова И.В., Желтоногова Н.В., Мальцева Л.Ф., Кармакских Н.Н., Даренская И.В., Исакова А.В., Ширяева Т.А., Плешкова Н.А., Новикова В.Т. Методические рекомендации по формированию учебно-организационных, учебно-информационных, учебно-интеллектуальных, учебно-коммуникативных умений младших школьников. В проекте раскрываются группы умений, представлена их структура формирования у учащихся младших классов (1 – 4 классы). К каждой группе умений подобран диагностический инструментарий, приведены примеры проведенных диагностик. В проекте изложены рекомендации по развитию учебно-организационных, информационных, интеллектуальных, коммуникативных умений, направленных на формирование у младших школьников умения учиться, что дает возможность перейти к формированию универсальных учебных действий ФГОС нового поколения. Методические рекомендации адресованы учителям начальных классов. СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………………………....4 1.УЧЕБНО-ОРГАНИЗОВАННЫЕ УМЕНИЯ……………………………………………………….8 1. 1. Мотивы учения…………………………………………………………………………………...9 1. 2. Целеполагание…………………………………………………………………………………..10 1. 3. Планирование учебных действий……………………………………………………………...10 1. 4. Выполнение учебных действий………………………………………………………………..11 1. 5. Самоконтроль…………………………………………………………………………………...11 1. 6. Оценка и самооценка учебной деятельности…………………………………………………12 1. 7. Примеры приемов формирования самооценки учащихся начальных классов. …………..13 1. 8. Взаимосвязь ОУУН……………………………………………………………………………..13 1. 9. Критерии оценивания…………………………………………………………………………13 1.10. Диагностика сформированности учебно-организационных умений учащихся начальных классов………………………………………………………………………………………………...14 2. УЧЕБНО-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ…………………………………………………..17 2. 1. Основные мыслительные операции……………………………………………………………20 2. 2. Взаимосвязь ОУУН……………………………………………………………………………..23 2. 3. Диагностика сформированности учебно-интеллектуальных умений учащихся начальных классов………………………………………………………………………………………………...24 3. УЧЕБНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ УМЕНИЯ……………………………………………………28 3. 1. Группы учебно-информационных умений…………………………………………………….28 3. 2. Умение работать с письменными текстами. ………………………………………………….28 3. 3. Умение работать с устными текстами………………………………………………………....31 3. 4. Умение работать с реальными объектами как источниками информации…………………34 3. 5. Умение работать с ТСО и ИКТ ………………………………………………………………..35 3. 6. Диагностика сформированности учебно-информационных умений учащихся начальных классов………………………………………………………………………………………………...36 4. УЧЕБНО-КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ………………………………………………….37 4. 1. Модели взаимодействия при усвоении учебного материала………………………………...39 4. 2. Взаимодействие учащихся в учебном процессе…………………………………………….. 39 4. 3. Использование активных форм организации учебной деятельности, направленных на формирование коммуникативных умений младших школьников………………………………...39 4. 4. Взаимосвязь ОУУН……………………………………………………………………………..40 4. 5. Диагностика сформированности учебно-коммуникативных умений учащихся начальных классов………………………………………………………………………………………………...41 5. ЦЕЛЕВАЯ КАРТА УРОКА……………………………………………………………………….42 6. ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………………………...44 Введение Ускорение темпов развития общества и процессов информатизации влечет за собой изменение целей образования. Помимо прочных предметных знаний современному школьнику необходимы умения активной познавательной деятельности, планирования контроля, оценки собственной деятельности, эффективной коммуникации. В школьной практике эти умения называют общеучебными: учебно-организационные, учебно-информационные, учебно-интеллектуальные, учебно-коммуникативные. На их формирование педагогов ориентирует ряд документов: «Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года», государственные образовательные стандарты, ФГОС нового поколения и другие. Сегодня на педагогов возлагаются иные функции в учебном процессе, отличные от прежней ориентации начальной школы на традиционные знания, умения и навыки. Эксперты, в рамках широкомасштабного эксперимента по модернизации образования, фиксируют: «Младшие школьники вполне успешно справляются с заданиями, проверяющими ЗУНы, и значительно хуже выполняют все те задания, верное решение которых зависит от уровня сформированности отдельных компонентов учебной деятельности – правильного понимания и четкого выполнения инструкции, понимания учебной задачи, самоконтроля… Общий вывод: учителя начальной школы пока с трудом переходят к ориентации на новые цели начального обучения, сформулированные в ходе модернизации образования: научить младших школьников учиться, формировать у них учебную деятельность. По-прежнему упор делается на овладение знаниями, умениями и навыками». А как следствие результатов образования на выходе из начальной школы – неумение пользоваться арсеналом разных учебных средств в новой, незнакомой, нестандартной учебно-практической ситуации. Таким образом, обнаружилось противоречие между уровнем знания фактического материала и неумением применить его для решения практических задач. Это противоречие породило проблему формирования учебно-организационных, учебно-информационных, учебно-интеллектуальных, учебно-коммуникативных умений школьников уже на начальном этапе обучения. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающим людьми». В этой связи активизируется роль образовательного учреждения, важнейшей задачей которого является полноценное и эффективное развитие ребенка, формирование умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач. Подходы к формированию общеучебных умений школьников активно рассматриваются в педагогической науке и практике. В связи с этим встает проблема диагностики сформированности умений. В начальной школе проведена диагностика сформированности общеучебных умений и навыков. Целью этой работы являлось выявление уровня сформированности учебно-организационных, учебно-интеллектуальных, учебно-информационных, учебно-коммуникативных умений младших школьников. Для проведения диагностики был использован следующий диагностический материал: наблюдение учителя, тестирование, анкетирование, результаты темповых показателей, результаты письменных творческих работ учащихся. Диагностика представила информацию об уровне сформированности общеучебных умений для дифференциации групп школьников по результатам и последующей коррекционной работы, направленной на развитие данных умений. Мониторинг уровня сформированности общеучебных умений должен быть непрерывным, поэтому перед нами стоит задача: непрерывно отслеживать состояние уровня сформированности учебно-организационных, учебно-интеллектуальных, учебно-информационных, учебно-интеллектуальных умений младших школьников, своевременно корректировать и прогнозировать, что отвечает современным требованиям к оценке результатов образования. Проведенная работа по формированию общеучебных умений является подготовительным этапом по реализации программы универсальных учебных действий ФГОС нового поколения. 1. УЧЕБНО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УМЕНИЯ Учебно-организационные умения - это организация учебной деятельности на каждом этапе урока при выполнении различного рода заданий. Условия, обеспечивающие успешное выполнение задания (режим дня, организация рабочего места)
1.1. Мотивы учения Группы мотивов учебной деятельности: 1. Учебно-познавательные (интерес к знаниям, познавательная потребность, любознательность и др.); 2. Непосредственно-побуждающие (яркость, новизна, занимательность); 3. Перспективно-побуждающие (чувство долга и ответственности и др.); 4. Социальные (получить хорошую профессию, быть уважаемым в обществе, приносить пользу людям). Мотивация - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности
1.2. Целеполагание Целеполагание - это процесс выявления целей и задач деятельности. Это постановка учебной задачи на соотнесении того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно.
1.3.Планирование учебных действий |
Методические рекомендации по выполнению дипломных работ для студентов экономического факультета Методические рекомендации утверждены на заседании Учебно-методического совета Института экономики, управления и права рггу, протокол... | Методические рекомендации для студентов факультетов подготовки специалистов для судебной системы Методические рекомендации утверждены Учебно-методическим советом Российской академии правосудия (протокол №5 от 01. 04. 2008 г.) | ||
Методические рекомендации по разработке и оформлению учебно-методической документации Методические рекомендации призваны оказать помощь пцк и преподавателям в грамотном обозначении названия методической разработки,... | Методические рекомендации для преподавателей, перечни вопросов к... Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности 032001 «Документоведение и документационное... | ||
Урок «Соли». 8 класс Цели Развивающие: развитие и совершенствование учебно-организационных, учебно интеллектуальных, учебно-информационных и учебно-коммуникативных... | Методические рекомендации по проведению научно-практических исследований... Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ на индивидуальные темы | ||
Методические рекомендации к учебно-методическому комплекту Методические рекомендации к учебно-методическому комплекту под редакцией Макаровой Н. В | Учебно-методические рекомендации для студентов факультета заочного обучения Учебно-методические рекомендации для студентов факультета заочного обучения Смоленской государственной академии физической культуры,... | ||
Методические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический... Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных... | Методические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический... Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных... | ||
Методические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический... Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных... | Методические рекомендации включают рекомендации по организации самостоятельной... Методические рекомендации предназначено для студентов, обучающихся на курсе психологии и педагогики | ||
Методические рекомендации к написанию курсовой работы Б 484 Методические рекомендации к написанию курсовой работы: Учебно-методическое пособие [Текст] /Е. П. Березкина, О. А. Колмакова.... | Методические рекомендации по написанию и защите выпускных квалификационных работ Печатается по рекомендации Учебно-методического объединения по направлениям педагогического образования | ||
Методические рекомендации по возложению обязанностей по охране труда... Перечень основных задач, обязанностей работодателя (администрации) и организационных мероприятий по обеспечению безопасных и здоровых... | Методические рекомендации по формированию портфолио обучающегося Ставрополь 2012 Методические рекомендации предназначены для широкого круга практических работников системы начального и среднего профессионального... |