Решение заседания





НазваниеРешение заседания
страница1/12
Дата публикации02.12.2014
Размер1.16 Mb.
ТипРешение
100-bal.ru > История > Решение
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"

Учебно – методический комплекс

по модулю Б3.В6 Основы археологии

Факультет: Исторический

Направление: 050100 – Педагогическое образование

Кафедра: Зарубежной истории

Москва – 2013

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"

Утверждаю: зав. кафедрой

___Зарубежной истории__

__проф. И.Г. Жиряков_

Решение заседания

кафедры Протокол № _1_

«_2_» __сентября___2013 г.

I. Программа модуля «Основы археологии»

Направление: 050100 – Педагогическое образование

Профиль: Историческое образование

Составители: Доц. Коптелов Б.В.

Москва-2013

Пояснительная записка

Предмет «Основы археологии» является обязательной дисциплиной в системе обучения студентов 1 курса очного отделения исторического факультета по направлению социально-экономическое образование. И относится к дисциплинам гуманитарного цикла. Обязательный минимум программы по подготовке студентов по данной учебной дисциплине включает: получение конкретных знаний в области археологии, овладение навыками научного исследования и представления о его процедуре, формирование у будущих специалистов исторического мышления. Изучение археологии позволяет понять органическое единство прошлого и настоящего, разобраться в законах исторического процесса и фундаментальных проблемах мировой истории.

Цели и задачи дисциплины

- Цель курса по дисциплине «Основы археологии» - теоретическая и практическая подготовка студентов исторического факультета МГГУ им. Шолохова к преподаванию истории в средней общеобразовательной школе на основе использования данных археологии, к организации и проведению археологических раскопок с участием школьников.

- задачи курса определяются выработкой необходимых знаний в области археологии для повышения эффективности преподавания истории в средней школе; овладением будущими учителями теоретическими и практическими навыками ведения археологических исследований с учащимися средних общеобразовательных школ.

Требования к уровню освоения содержания

дисциплины «Основы археологии»

Студент, изучивший дисциплину

должен знать:

• основы учебной дисциплины в объёме, предлагаемом учебниками, рекомендованными Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию.

• основные направления и перспективы развития археологии в системе образования и исторической науки.

• школьные программы и учебники;

• средства обучения и их дидактические возможности;

• требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов археологии

уметь:

• решать типовые задачи профессиональной деятельности,

• использовать полученные навыки в ведении археологической разведки и археологических раскопок

владеть навыками

• профессиональной деятельности учителя истории в учебно–воспитательной деятельности;

• в осуществлении процесса обучения в соответствии с образовательной программой

• в планировании и проведении учебных занятий с учётом специфики учебного плана;

• в использовании современных приёмов, методов и средств обучения, включая технические, информационные и компьютерные технологии;

• в применении новейших способов оценки результатов обучения;

• в воспитании учащихся в духе уважения к своей истории, патриотизма, нравственных ценностей

• в реализации личностно–ориентированного подхода в обучении с целью создания у школьников мотивации к учебе.

• в рациональной организации учебного процесса с целью укрепления и сохранения здоровья школьников;

• в планировании самостоятельной работы и внеурочной деятельности учащихся;

• в ведении школьной и классной документации;

• выполнения функций классного руководителя;

Объем в ЗЕ: ___3__

Время изучения:

Очная форма обучения. Курс__1___семестр_____2___________

Заочная форма обучения. Курс 1____семестр____1_________

Взаимосвязь с другими модулями:

Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей:

__1. История древнего мира __________________________________________ __2. История средних веков_________________________________________________

Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ:

__1. История древнего мира ___________________________________

2. История средних веков

3. Культура древнего мира

Групповая принадлежность ОМ: профессиональный ОМ.

Кластерная принадлежность ОМ: мировоззренческий ОМ.

Модуль направлен на формирование следующих компетенций:

1. Готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения. ПК Пед (И) Б-05-М-01.

2. Способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии. ПК Пед(И)Б-05-М-02.

3. Способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса. ПК Пед(И)Б-05-М-03.

Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:

1. Организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной области. Ф01ПО (И) Б-03/001.

2. Использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий. Ф01ПО(И)Б-03/002.

3. Осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры. Ф01ПО (И) Б-03/003.

4. Преподавание исторических и обществоведческих дисциплин в средней общеобразовательной школе, лицее и гимназии. Ф02ПО (И) Б-03/001.

5. Подготовка учебно-методической документации по историческим и обществоведческим курсам. Ф02ПО(И)Б-03/002.

Формы освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

Инновационные формы учебной работы:

1. Метод анализа ситуаций (кейс-метод).

2. Технология с применением метода проектов.

3. Тренинговая технология.

4. Рефлексивная технология.

Активные методы обучения:

1. Групповой тренинг.

2. Решение ситуационных задач.

3. Деловая игра.

4. Электронная викторина.

Формы контекстного обучения:

1. Лекция как форма контекстного обучения.

2. Деловая игра как форма контекстного обучения.

Формы контрольных и учебных заданий: (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

1 уровень сложности: __Тесты с закрытой (с однозначным выбором ответа) формой задания; тесты с заданиями на установление последовательности; письменный опрос.

2 уровень сложности: __Имитационное упражнение, реферирование, конспектирование, аннотирование.

3 уровень сложности: __Курсовая работа, эссе, проект.

Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы:

30/70% - мировоззренческий кластер

Технологическая карта образовательного модуля

Компетенции

(шифр) Тема Лекции (групповая работа) Семинарские занятия (групповая, звеньевая работа) Практические занятия *

(групповая, звеньевая работа) Самостоятель работа (индивидуальная работа) Контроль

Компетенция 1

Тема

1. Предмет и задачи археологии.

Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности (1 уровень сложности – тесты с закрытой (с однозначным выбором ответа) формой задания; тесты с заданиями на установление последовательности; письменный опрос; 2 уровень сложности – имитационное упражнение, реферирование, конспектирование, аннотирование).

Задания 2 и 3 уровня сложности (2 уровень сложности – имитационное упражнение, реферирование, конспектирование, аннотирование; 3 уровень сложности – курсовая работа, эссе, проект).

Рабочая тетрадь

Зачёт, экзамен, самостоятельная работа

Компетенция 2

Конспекты, презентации Задания 1 и 2 уровня сложности. Задания 2 и 3 уровня сложности Рабочая тетрадь Зачёт, экзамен, самостоятельная работа

Компетенция 3

Конспекты, презентации Задания 1 и 2 уровня сложности. Задания 2 и 3 уровня сложности Рабочая тетрадь Зачёт, экзамен, самостоятельная работа

Компетенция 1

Тема 2.

Археология палеолита

Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности.

Задания 2 и 3 уровня сложности

Рабочая тетрадь

Зачёт, экзамен, самостоятельная работа

Компетенция 2

Конспекты, презентации Задания 1 и 2 уровня сложности. Задания 2 и 3 уровня сложности Рабочая тетрадь Зачёт, экзамен, самостоятельная работа

Компетенция 1

Тема 3.

Археология мезолита

Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности.

Задания 2 и 3 уровня сложности

Рабочая тетрадь

Зачёт, экзамен, самостоятельная работа

Компетенция 2

Конспекты, презентации Задания 1 и 2 уровня сложности. Задания 2 и 3 уровня сложности Рабочая тетрадь Зачёт, экзамен, самостоятельная работа

Компетенция 2

Тема 4.

Археология неолита Конспекты, презентации Задания 1 и 2 уровня сложности. Задания 2 и 3 уровня сложности Рабочая тетрадь Зачёт, экзамен, самостоятельная работа

Компетенция 2

Тема 5.

Археология энеолита Конспекты, презентации Задания 1 и 2 уровня сложности. Задания 2 и 3 уровня сложности Рабочая тетрадь Зачёт, экзамен, самостоятельная работа

Компетенция 3

Тема 6.

Ранний железый век Конспекты, презентации Задания 1 и 2 уровня сложности. Задания 2 и 3 уровня сложности Рабочая тетрадь Зачёт, экзамен, самостоятельная работа

Компетенция 3

Тема 7.

Древние славяне Конспекты, презентации Задания 1 и 2 уровня сложности. Задания 2 и 3 уровня сложности Рабочая тетрадь Зачёт, экзамен, самостоятельная работа

Компеенция 3 Тема 7.

Археологические памятники Древиерусского государства Конспекты, презентации Задания 1 и 2 уровня сложности. Задания 2 и 3 уровня сложности Рабочая тетрадь Зачёт, экзамен, самостоятельная работа

Объём дисциплины и виды учебной работы

по формам обучения

Очное отделение

Факультет /

/ специаль-

ность Название

дисциплины Отделе-

ние Вид учебной

работы Количество часов Семестр

Ауди-

торные Самост.

работа

Историче-

ский /

054401 «История» Основы археология

Очное Лекции 16 2

Практические /

семинарские 20

Лабораторные –

Консультации

Курсовые /

рефераты –

Контрольные

работы –

Итоговый

контроль-

зачёт, экзамен зачёт,

экзамен

Общий объём час.

по дисциплине 36 36

Заочное отделение

Факультет /

/ специаль-

ность Название

дисциплины Отделе-

ние Вид учебной

работы Количество часов Семестр

Ауди-

торные Самост.

работа

Историче-

ский /

054401 «История» Основы археология

Очное Лекции 8 1

Практические /

семинарские 6

Лабораторные –

Консультации

Курсовые /

рефераты –

Контрольные

работы –

Итоговый

контроль-

зачёт, экзамен зачёт,

экзамен

Общий объём час.

по дисциплине 14 98

Содержание модуля / дисциплины

Разделы модуля / дисциплины и виды занятий

Очная форма обучения

№ п/п Наименование раздела ОМ/ УД Лекции Практические занятия Семинары … Самостоятельная работа

1. Предмет и задачи археологии. 2 2 4

2. Археология палеолита 2 4 6

3. Археология мезолита 2 4 4

4. Археология неолита 2 2 6

5. Археология энеолита 2 2 4

.6. Ранний железный век. 2 2 4

7. Древние славяне 2 2 4

8. Археология памятников древнерусского государства 2 2 4

Итого: 16 20 36

Заочная форма обучения

№ п/п Наименование раздела ОМ/ УД Лекции Практические занятия Семинары … Самостоятельная работа

1. Предмет и задачи археологии. 2 1 10

Археология палеолита 2 2 30

3. Археология мезолита и неолита 2 1 40

4. Археология энеолита и раннего железного века 2 2 18

Итого: 8 6 98

Содержание разделов ОМ / УД

Очное отделение

№ п/п Наименование раздела ОМ/ УД Содержание раздела Тематический план лекционных занятий

1. Предмет и задачи археологии. Вводная лекция. 1.Археологические источники. 2.Типы археологических памятников.

3.Археология, её роль и место в общей системе исторической науки.

4. Реконструкция исторического прошлого – главная задача археологии.

5.Отличие исторических источников от археологических. 6.Основные типы археологических памятников.

7. Культурный слой в археологии.

8.Сохранность археологического материала

2. Археология палеолита Археология каменного века 1.Периодизация палеолита. 2.Возникновение и развитие техники обработки камня в нижнем палеолите.

3. Первые каменные орудия труда.

4. Основные формы хозяйственной деятельности человека в период раннего палеолита. 5.Отличие культуры позднего палеолита от предшествующего периода.

6. Искусство верхнего палеолита.

3. Археология мезолита Археология каменного века 1.Хронологические рамки мезолита.

2. Появление принципиальных изменений в технике изготовления каменных орудий труда.

3. Изобретение лука и стрел. 4.Постепенный переход к производящим видам хозяйственной деятельности: земледелию и скотоводству.

5. Зарождение примитивного судостроения.

4. Археология неолита Археология каменного века 1.Хронологические рамки неолита.

2. Появление новых способов обработки камня.

3. Изобретение производства глиняной керамики.

4. Появление ткачества.

5. Археологический материал о развитии примитивного ткацкого производства.

5. Археология энеолита Археология энеолита и бронзового века. 1.Археологический материал об изменениях в материальном производстве с наступлением эпохи палеометалла.

2. Археологические памятники Трипольской культуры. 3.Историческое значение появления искусственного сплава – бронзы.

6. Археология раннего железного века. Археология железного века 1.История изучения археологических памятников раннего железного века.

2. Культуры раннего железного века – скифо-сибирского мира.

3. Археологические культуры сарматов и савроматов.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Решение заседания iconРешение заседания
Эта многомерная цель достигается через решение следующих задач, реализуемых в ходе чтения конкретных дисциплин-модулей
Решение заседания iconРешение заседания кафедры Протокол №1 15
Охватывает период от а 0 до 18 месяцев
Решение заседания iconРешение заседания
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания iconРешение заседания
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания iconРешение заседания
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания iconРешение заседания
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания iconРешение заседания
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания iconРешение заседания
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания iconРешение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический...

Решение заседания iconРешение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический...

Решение заседания iconРешение заседания кафедры
Цель: формирование способности к созданию и организации деятельности рабочих команд
Решение заседания iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «27»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания iconРешение заседания кафедры Протокол №9 «29»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания iconРешение заседания
...
Решение заседания iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск