№
| Тема урока
| Кол-во часов
| Тип урока
| Элементы содержания
| Требования к уровню подготовки учащихся
| Измерительные формы контроля
| Элементы дополнительного содержания
| Домашнее задание
| Дата
проведения
|
Глава 1. Европа и мир в начале Нового времени (12 часов)
|
1
| Технические открытия и выход к Мировому океану.
| 1
| Урок изучения
нового материала
| Новые изобретения и усовершенствования. Источники
энергии. Книгопечатание.
Новое в военном деле и судостроении. Географические
представления. Почему манили новые земли. Испания и
Португалия ищут новые морские пути на Восток. Энрике
Мореплаватель. Открытие
ближней Атлантики. Васко да Гама. Вокруг Африки в Индию.
| Уметь составлять таблицу: достижения, автор
и значение. Понимать
причинно-следственные
связи.
| Опрос. Письменные задания. Таблица
|
| §1
|
|
2
| Великие географические открытия
и их последствия.
| 1
| Комбинированный (познавательная, ролевая игра, видео)
| Путешествия Христофора
Колумба. Открытие нового материка - встреча миров.
Америго Веспуччи о Новом
Свете. Фернандо Магеллан.
Первое кругосветное путешествие. Западноевропейская
колонизация новых земель.
Испанцы и португальцы в Новом Свете. Значение Великих
географических открытий. Изменение старых географических представлений о мире.
Начало складывания мирового рынка. Заморское золото и
европейская революция цен.
| Знать основные открытия. Уметь составлять
хронологическую таблицу.
| Опрос. Письменные задания. Таблица
|
| §2
|
|
3
| Усиление королевской власти
в ХV1-ХV11 вв.
| 1
| Комбинированный
| Усиление королевской власти.
Понятие «абсолютизм». Значение абсолютизма для социального, экономического, политического и культурного развития общества. Короли и парламенты. Единая система государственного управления. Судебная и местная власть под
контролем короля. Короли и
церковь. «Монарх - помазан
ник Божий». Армия на службе
монарха. Единая экономическая политика. Создание национальных государств и национальной церкви. Генрих VIII
Тюдор. Елизавета Тюдор. Яков I
Стюарт. Людовик XIV Бурбон.
| Знать основные понятия урока: абсолютизм,
ливр, мировой судья,
меркантилизм. Уметь
анализировать исторические явления, выявлять
причинно-следственные
связи и давать свою оценку.
Знать основные положения и понятия урока.
Выяснять и понимать
разницу между различными формами правления, давать на это свою
оценку.
| Написать мини-
сочинение
«Король и парламент».
| Этикет при дворе Людовика XVI.
| §3
|
|
4
| Дух предпринимательства преобразует экономику.
| 1
| Комбинированный
| Дух предпринимательства
преобразует экономику. Рост
городов и торговли. Мировая
торговля. Банки, биржи и торговые компании. Переход от ремесла к мануфактуре.
Наемный труд. Причины возникновения и развития мануфактур. Мануфактура - капиталистическое предприятие.
Рождение капитализма.
| Знать основные положения урока. Делать
сравнение между эпохами (современная и
Нового времени).
| Составить
в тетради план
ответа на вопрос «Развитие
мануфактурного
производства».
|
| §4
|
|
5
| Новые ценности
преобразуют общество.
| 1
| Комбинированный
| Социальные слои европейского общества, их отличи
тельные черты. Буржуазия
эпохи раннего Нового времени.
Новое дворянство. Крестьянская Европа. Низшие слои населения. Бродяжничество.
Законы о нищих. Европейское население и основные
черты повседневной жизни.
Главные беды - эпидемии,
голод и войны.
| Знать основные понятия
урока: капиталист, батрак,
новое дворянство.
Уметь составлять и
представлять сообщения,
доклады, рефераты.
| Опрос. Письменные задания.
| Сравнить положение европейских крестьян в эпоху
Нового времени и средневековья.
| §5
|
|
6
| Повседневная жизнь.
| 1
| Урок изучения нового материала.
| Продолжительность жизни. Личная гигиена. Изменения в структуре питания. «Скажи
мне, что ты ешь, и я скажу
тебе, кто ты есть». Менялись
эпохи - менялась мода. Костюм - «визитная карточка»
человека. Европейский город
Нового времени, его роль
в культурной жизни общества.
| Уметь сопоставлять тезисы по тексту учебника.
|
|
| §6
|
|
7
| Высокое Возрождение
Рождение новой
европейской науки.
| 1
| Урок-практикум
| От средневековья к Возрождению. Эпоха Возрождения и
ее характерные черты. Рождение гуманизма. Первые
утопии. Томас Мор и его представления о совершенном государстве.
Ф. Рабле и
его герои. Творчество Уильяма Шекспира, Мигеля Сервантеса - гимн человеку Нового времени. Музыкальное искусство Западной Европы.
Развитие светской музыкальной культуры. Новые тенденции в изобразительном искусстве. «Титаны Возрождения».
Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль
Санти (факты биографии,
главные произведения). Особенности искусства Испании
и Голландии XVII в.; искусство Северного Возрождения.
Развитие новой науки
в ХУ1-ХУ11 вв. и ее влияние
на технический прогресс и
самосознание человека.
Разрушение средневекового
представления о Вселенной.
«Земля вращается вокруг
Солнца и вокруг своей оси» -
ядро учения Николая Коперника. Джордано Бруно о бес
конечности и вечности Вселенной. Важнейшие открытия
Галилео Галилея. Создание
Исааком Ньютоном новой картины мира. Уильям Гарвей
о строении человеческого организма. Френсис Бэкон
и Рене Декарт - основоположники философии Нового
времени. Учение Джона Локка
о «естественных»
правах человека и разделении властей
| Знать основные положения урока.
Уметь составлять и
представлять устные
доклады.
Начать составлять
сравнительную таблицу
достижений культуры.
Уметь составлять и
представлять устные
доклады.
| Эссе: Какие
черты свойственны личностям эпохи
Возрождения.
Раскрыть тему
на конкретных
примерах.
Заполнить
таблицу
«Основные научные идеи,
способствующие развитию
новых взглядов
на общество».
|
| §7-9
§10
|
|
|
8
| Начало Реформации в Европе.
| 1
| Комбинированный.
| Реформация – борьба за переустройство церкви. Причины Реформации и её распространение в Европе. Мартин Лютер: человек и общественный деятель. Основные положения его учения. Лютеранская церковь. Протестантизм. Томас Мюнцер – вождь народной реформации. Крестьянская война в Германии: причины, основные события, значение.
| Знать основные положения и понятия урока: Реформация, революция, протестантизм. Выявлять различия и сходство в формах народных движений.
| Составлять тезисы: Что дала Реформация в Германии: князьям, дворянам, горожанам и крестьянам.
|
| §11
|
|
9
| Распространение
Реформации
в Европе.
| 1
| Комбинированный.
| Учение и церковь Жана Кальвина. Борьба католической
церкви против Реформации.
Игнатий Лойола и орден иезуитов. Борьба пап с Реформацией.
| Знать основные положения урока. Давать
оценку историческим
личностям.
| Эссе:
«Кальвин открыл двери монастырей не
для того, чтобы
выгнать оттуда
монахов, а чтобы
вогнать туда весь мир» Вольтер.
Как вы понимаете это высказывание.
|
| §12
|
|
10
| Королевская
власть и Реформация
| 1
| Комбинированный.
| Королевская власть и Реформация в Англии. Генрих VIII -
«религиозный реформатор».
Англиканская церковь. Елизавета I - «верховная правительница церковных и светских дел». Укрепление могущества Англии при Елизавете I.
| Знать основные положения урока.
|
|
| §13
|
|
11
| Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции.
| 1
| Комбинированный.
| Религиозные войны и абсолютная монархия во Франции. Борьба между католиками и гугенотами. Варфоломеевская ночь. Война трех Генрихов. Генрих IV Бурбон - «король, спасший Францию». Нантский эдикт - Реформы Ришелье. Ришелье как человек и политик.
Франция - сильнейшее государство на европейском континенте.
| Знать основные положения урока. Уметь анализировать документы и делать выводы.
|
|
| §14
|
|
12
| Нидерландская революция.
| 1
| Комбинированный.
| Нидерландская революция и рождение свободной Республики Голландии. Нидерланды -«жемчужина в короне Габсбургов». Особенности экономического и политического развития Нидерландов в XVI в. Экономические и религиозные противоречия с Испанией. «Кровавые» указы против кальвинистов. Начало освободительной войны. Террор Альбы. Вильгельм Оранский. Лесные и морские гёзы. Утрехтская уния. Рождение республики. Голландская республика - самая экономически развитая страна в Европе.
| Знать основные понятия урока. Выявлять причинно-следственные связи между различными сферами общественной жизни накануне революционных событий.
| Составить в тетради таблицу «Основные события испано-нидерландской войны.
|
| §15
|
|
Глава 2. Ранние буржуазные революции. Международные отношения (4 часа)
|
13
| Парламент против короля. Начало революции в Англии.
| 1
| Урок изучения нового материала.
| Революция в Англии. Установление парламентской монархии. Англия в первой половине XVII в. Пуританская этика и образ жизни. Преследование пуритан. Причины революции. Карл 1 Стюарт. Борьба короля с парламентом. Начало революции. Долгий парламент. Гражданская война. Парламент против короля.
Оливер Кромвель и создание
революционной армии. Битва
при Нейзби. Первые реформы
парламента. Казнь короля
и установление республики:
внутренние и международные
последствия.
| Знать основные положения урока. Уметь проводить исторические параллели (Нидерландская и Английская революции), выявлять общее и различное.
| Составить таблицу «Реформы долгого парламента».
|
| §16
|
|
14
| Революция в Англии. Путь к парламентской республике.
| 1
| Комбинированный.
| Движения протеста. Протекторат Кромвеля. Реставрация Стюартов. «Славная революция» 1688 г. и рождение
парламентской монархии.
Права личности и парламентская система в Англии -
создание условий для развития
индустриального общества.
| Знать основные положения урока. Давать
характеристику и оценку
исторической личности.
| Подготовить
сообщение об
0. Кромвеле и
его роли в истории Англии.
|
| §17
|
|
15
| Международные
отношения
в ХУ1-ХУП вв.
| 1
| Комбинированный.
| Международные отношения.
Причины международных
конфликтов в XVI-XVIII вв.
Тридцатилетняя война - первая общеевропейская война.
Причины и начало войны.
Основные военные действия.
Альбрехт Валленштейн и его
военная система. Организация
европейских армий и их вооружение. Вступление в войну
Швеции. Густав II Адольф -
крупнейший полководец и
создатель новой военной системы. Окончание войны и ее итоги. Условия и значение
Вестфальского мира. Последствия войны для европейского населения. Война за испанское наследство - война
за династические интересы и
за владение колониями. Семилетняя война, ее участники и
значение. Последствия европейских войн для дальнейшего развития международных отношений.
| Знать основные положения урока. Знать
и уметь применять
алгоритм изучения войн/
| Составить
в тетради план
ответа на вопрос «Вестфальский мир»/
|
| §18
|
|
16
| Европа и мир в начале Нового времени.
| 1
| Контрольно-обобщающий.
|
| Знать основные положения курса.
| Тесты, письменные задания.
|
|
|
|
Глава 3. Эпоха Просвещения. Время преобразований (8 часов)
|
17-18
| Век Просвещения.
Стремление
к царству разума.
| 2
| Урок изучения
нового материала.
| Просветители XVIII в. - наследники гуманистов эпохи
Возрождения. Идеи Просвещения как мировоззрение развивающейся буржуазии. Вольтер
об общественно-политическом
устройстве общества.
Его борьба с католической
церковью.
Ш.-Л. Монтескье о разделении
властей. Идеи Ж.-Ж. Руссо.
Критика энциклопедистами
феодальных порядков.
Экономические учения А. Смита
и Ж. Тюрго. Влияние просветителей на процесс формирования правового государства и
гражданского общества в Европе и Северной Америке.
| Знать основные положения урока. Уметь составлять и представлять
устные доклады, реферат, сообщение.
| Заполнить
таблицу
«Основные
идеи просветителей».
|
| §19
|
|
19
| Художественная
культура Европы
эпохи Просвещения.
| 1
| Комбинированный.
| Художественная культура
Европы эпохи Просвещения.
Образ человека индустриального общества в произведениях
Д. Дефо. Сатира на пороки современного общества
в произведениях
Д. Свифта.
Гуманистические ценности
эпохи Просвещения и их отражение в творчестве
П. Бомарше,
Ф. Шиллера. И. Гете. Придворное искусство. Особенности
развития музыкального искусства XVIII в. Значение
культурных ценностей эпохи.
Секуляризация культуры.
| Знать основные положения урока. Уметь работать с различными
источниками исторической информации.
| Ответить
на вопросы
с. 189.
|
| §20
|
|
20
| Промышленный
переворот в Англии.
| 1
| Комбенированный.
| Аграрная революция в Англии.
Развитие в деревне капиталистического предпринимательства.
Промышленный переворот в
Англии, его предпосылки и
особенности. Условия труда и
быта фабричных рабочих.
Дети -дешевая рабочая сила.
Первые династии промышленников. Движения протеста
(луддизм). Цена технического
Прогресса.
| Знать основные понятия урока: фабрика,
луддизм, промышленный
переворот, аграрная
революция. Знать исторические формы промышленного производства и их признаки.
| Составить
план ответа
«Переворот
в сельском хозяйстве».
| Подготовить
сообщение о
предпринимателях -
изобретателях
новых технологий.
| §21
|
|
21
| Английские колонии
в Северной Америке.
| 1
| Комбинированный
| Первые колонии в Северной
Америке. Политическое устройство и экономическое
развитие колоний. Жизнь, быт
и мировоззрение колонистов,
отношения с индейцами. Формирование североамериканской нации. Идеология американского общества.
Б. Франклин - великий наставник «юного» капитализма.
| Знать основные положения урока. Уметь
сравнивать исторические явления (революции в Нидерландах,
Англии и Америке).
| Составить рассказ о первых
колониях и их
жителях.
|
| §22
|
|
22
| Война за независимость. Создание
США.
| 1
| Комбинированный
| Причины войны североамериканских колоний за независимость.
Дж. Вашингтон
и Т. Джефферсон. Декларация
независимости. Образование
США. Конституция США 1787 г,
Политическая система США.
Билль о правах. Претворение
в жизнь идей Просвещения.
Европа и борьба североамериканских штатов за свободу.
Позиция России. Историческое
значение образования Соединенных Штатов Америки.
| Знать основные положения урока.
Выявлять главные отличия между демократическими и авторитарными началами общественного устройства.
| Составить рассказ
«Американцы
борются за независимость».
|
| §23
|
|
23
| Причины
и начало Великой
французской революции.
| 1
| Комбинированный.
| Франция в середине XVIII в.:
характеристика социально-
экономического и политического развития.
Людовик XVI,
Созыв Генеральных Штатов.
Мирабо - выразитель взглядов
третьего сословия. Учредительное собрание.14 июля
1789 г. - начало революции.
Плебейский террор. Революция
охватывает всю страну. «Герой
Нового Света» генерал Лафайет.
| Знать основные положения урока. Выявлять
причинно-следственные
связи общественной жизни накануне
революционных событий.
Начать составлять хронологическую таблицу
событий революции.
| Сравнить развитие промышленности и торговли
во Франции
во второй половине XVIII в.
и в Англии
в то же время.
Заполнить таблицу «Основные
события Великой французской
революции».
|
| §24
|
|
24
| От монархии к
республике
| 1
| Комбинирован
ный
| Декларация прав человека и
гражданина. Конституция 1791 г.
Начало революционных войн.
Свержение монархии.
Провозглашение республики.
Якобинский клуб. Дантон,
Марат, Робеспьер: черты характера и особенности миро
воззрения. Противоборство
«Горы» и «Жиронды»
в Конвенте. Суд над королем
и казнь Людовика XVI: политический и нравственный
аспекты. Отсутствие единства
в лагере революции.
| Знать основные поло
жения урока. Продол
жить составление таб
лицы. Уметь по карте
определять ход событий
| Закончить со
ставление таб
лицы.
Составить план
ответа «Значе
ние Великой
французской
революции»
|
| §25
|
|
25
| От якобинской
диктатуры
к 18 брюмеру Наполеона Бонапарта.
| 1
| Комбинированный
| Контрреволюционные мятежи.
Якобинская диктатура.
Якобинский террор.
Раскол в среде якобинцев.
Причины падения якобинской
диктатуры. Термидорианский
переворот. Войны Директории.
Генерал Бонапарт: военачальник, человек. Военные
успехи Франции. Государственный переворот 18 брюмера
1799 г.и установление консульства.
| Знать основные положения урока. Уметь
проводить исторические
параллели (якобинцы и
жирондисты).
Уметь по карте определять ход событий. Давать характеристику
и оценку личности Наполеона; высказывать
свое мнение на проблему
роли личности в истории.
|
| Бонапарт
Наполеон
| §26
|
|
Глава 4. Колониальный период в Латинской Америке (3 часа)
|
26
| Колониальный период в Латинской Америке. Складывание Латино-
американского общества.
| 1
| Комбинированный.
| Мир испанцев и мир индейцев. Создание колониальной системы управления. Ограничения в области хозяйственной жизни. Бесправие коренного населения. Католическая церковь и инквизиция в колониях. Черные невольники. Латиноамериканское общество: жизнь и быт различных слоёв населения.
| Знать основные понятия урока: креол, метис, мулат.
| Составить план «Система управления в колониях Испании и Португалии в Новом Свете».
|
| §27
|
|
27
| Государства Востока в раннее Новое время.
| 1
| Комбинированный.
| Основные черты традиционного общества: государство- верховный собственник земли; общинные порядки в деревне; регламентация государством жизни подданных. Религия Востока.. Кризис и распад империи Великих Моголов в Индии. Общее устройство Циньской империи. «Закрытие» Китая. Япония в эпоху правления династии Токугавы. Правление сёгунов. Сословный характер общества.
| Уметь работать с дополнительной литературой. Знать основные понятия урока: конфуцианство, буддизм, индуизм, синтоизм, сёгун, могол, сипай. Уметь сравнивать исторические явления.
| Подготовить сообщение по одной из восточных религий.
|
| §28-30
|
|
28
| Мир в первый период Нового времени.
| 1
| Контрольно-обобщающий.
|
| Знать основные положения курса.
| Тесты, письменные задания.
|
|
|
|