Iii фестиваля активистов школьных музеев Калининского района





НазваниеIii фестиваля активистов школьных музеев Калининского района
страница1/15
Дата публикации25.02.2015
Размер1.94 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Восхождение к истокам. Работы III Фестиваля активистов школьных музеев Калининского района.

Дорогие друзья!




Древние говорили: «Для того, чтобы что-нибудь запомнить, нужно представить систему мест и положить в них, по возможности, яркие образы и слова».

Именно такое место и есть музей. Он – неотъемлемая часть нашей жизни.

Сегодня, когда не угасает интерес к прошлому, юное поколение в процессе исследовательской деятельности овладевает различными приемами и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности в школьных музеях.

В ходе краеведческих изысканий, путешествуя по родному краю, изучая памятники истории и культуры, объекты природы, беседуя с участниками и очевидцами изучаемых событий, наши ребята имеют возможность познакомиться с документальными, вещевыми, изобразительными объектами наследия в среде их бытования, в музеях и архивах.

Замечательно, что есть дети, которые получают более конкретные и образные представления по истории, культуре и природе своего города. Они учатся понимать, как история малой Родины связана с историей России, как различные исторические, политические и социально-экономические процессы, происходящие в государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родном городе, районе, школе.
Александр Николаевич Манцуров,

депутат Совета депутатов

города Новосибирска
Память поколений
В ваших руках второй сборник работ по поисково – исследовательской, и творческой деятельности «Восхождение к истокам», посвящённый 65 – ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне.

Этот сборник стал итогом III районного Фестиваля активистов школьных музеев Калининского района «Память поколений», проходившего в течение 2009 – 2010 учебного года.

Фестиваль объединил учащихся ОУ №№ 8, 23, 28, 30, 203, 158, 173, 184, Женской классической школы, Лицея № 81 и Гимназии № 12.

В стенах гостеприимной школы № 151 в рамках Фестиваля впервые была проведена Ярмарка школьных музеев Калининского района «О доблести, о подвигах, о славе…», где были представлены самые разнообразные направления музеев ( «Мои земляки – герои – Сибиряки , «Русская народная культура – Мезенская роспись» и др.).

Активисты музеев и руководители делились своим опытом, проводили мастер – классы и представляли свои прекрасные экспозиции.

Мы благодарим всех за участие и поздравляем с победой:

- Актив музея школы № 8 , рук. Киселева Елена Александровна;

- Актив музея лицея № 81, рук. Ледянкина Валентина Николаевна;

- Актив музея гимназии № 12, рук. Смирнова Римма Семёновна;

- Актив музея школы № 23, рук. Семука Анатолий Иванович.

Надеемся, что Фестиваль помог ребятам утвердиться в желании отражать накопленный опыт наших предков и стараться сохранить его для будущих поколений, стремиться следовать примеру доблестных защитников Отечества

Организатор фестиваля - МБОУ ДОД «Центр детского творчества «Содружество», выражает благодарность Александру Николаевичу Манцурову, депутату Совета депутатов города Новосибирска, Раисе Корнеевне Гусевой, специалисту отдела образования администрации Калининского района за помощь и поддержку.

Мы признательны педагогам и руководителям, которые содействуют становлению личности ребёнка, его нравственному и духовному обогащению историческим опытом поколений на основе активного использования историко – культурного наследия России.

Уверены, что Фестиваль уже стал доброй традицией, а музейное дело будет процветать. Ведь как сказал А.С.Пушкин: «Музей - это не дань моде, это память о славных делах прошлых поколений. Просто необходимо, чтоб об этом знали последующие поколения».

Наталья Ивановна Чикалина,

методист по патриотическому воспитанию

ЦДТ «Содружество»

Содержание:


Корсакова Наталья, МБОУ женская классическая школа. «Залинейная» часть города Ново - Николаевска в начале XX века. Историческое обоснование названий первых улиц.

5

Свистельник Мария. МБОУ гимназия № 12. Моё наследство.

8

Князева Ольга, МБОУСОШ № 28. Мои родные в годы войны.

10

Ковалевич Дарья, МБОУ СОШ № 173.История Нины.

18

Тарасович Диана, МБОУ лицей № 81. Не стареют душой ветераны. Николай Самулович Роженко.

19

Розов Константин, МБОУ СОШ № 23. Всё для фронта, всё для Победы.

21

Замосковцева Анастасия, МБОУ СОШ № 23. Поле Славы боевой.

24

Янова Алёна, МБОУ гимназия № 12. Женские судьбы.

25

Арцыбашева Ярослава, МБОУ гимназия № 12. Живая Память

29

Наумов Сергей, Поморцева Алина, МБОУ СОШ № 158. Рядовой.

31

Актив музея – 3 «А» класс, МБОУ СОШ № 8. Хотят ли русские войны…

32

Богданов Алексей, МБОУ СОШ № 184. Учителя в годы Великой Отечественной войны

44

Озган Ирина, МБОУ СОШ № 173. Мои земляки – герои!

60

Коротаева Валерия, МБОУ СОШ № 23. Покрышкин Александр Иванович

63

Волшин Виталий, МБОУ гимназия № 12. Подвиг в единственной книге»

69

Титова Елена, МБОУ СОШ № 158. Музейное фото.

72


Мой дом. Мой район. Мой город. Моя страна

«Здесь Ермак нечеловеческими усилиями проложил себе путь к славе. Прошли века, и вот мы пришли докончить великое дело. Проведением дороги мы эти необъятные края сделаем реальным достоянием русской земли», - так говорил градоначальник Николай Георгиевич Гарин-Михайловский в 1891 году о посёлке, называвшемся Новой деревней, которая в последствии превратилась в Ново-Николаевск, а затем - в могучий, прекрасный, светлый город под названием Новосибирск. Полноценное и многозначительное имя для столицы новой Сибири, для города, признанного в 2003 году «городом России»!

Давайте вдумаемся в слова «…и в наших улицах история России» и перелистаем некоторые страницы истории родного города…


«Залинейная» часть города Ново-Николаевска в начале XX века.

Историческое обоснование названий первых улиц.
Корсакова Наталья, 9 «А» класс

Рук. Трубицына Галина Ивановна

МБОУ Женская классическая школа
Введение
Мой город, мои улицы - это история жизни людей и моей страны. Изучая свой город, я познаю себя своим отношением к историческим событиям, к участникам тех событий, к значимости происходящего. Взгляд в прошлое обостряет чувство отношения к настоящему и ответственности перед будущим. Уважительное отношение к истории своей страны, к истории города, в котором живёшь, к улице зажигает дух патриотизма. Такова моя точка зрения.

В суровые годы Великой Отечественной войны патриотом был каждый – и в тылу, и на фронте. Всех объединяла одна цель – спасти Родину, а в мирное время понятие слова «патриот» потеряло свою значимость. Обращение к истории, знание её помогают каждому формировать в себе ответственность перед прошлым, настоящим и будущим. «Не знать, что случилось до твоего рождения, - значит всегда оставаться ребёнком», - сказал Цицерон.

Оставаться всегда ребёнком – значит не иметь будущего. Будущее всегда с нами, а корни будущего в прошлом.

История всей моей страны ХХ века запечатлелась в названиях улиц частного сектора, появившегося на севере города за железной дорогой, где в 1938 году появилась школа, в которой я учусь. Названия улиц отразили революционное движение в России, мирное довоенное время, годы Великой Отечественной войны, годы мирного строительства. В настоящее время похожего микроучастка с такой историей в моём городе нет.

Изучение появления названия улиц частного сектора, прилегающего к моей школе – дополнительный материал к истории моего города, новые её страницы.

Цель данной работы:

  • воссоздание исторического прошлого «залинейной» части города Ново-Николаевска (Новосибирска), её первых улиц;

  • определение участия органов городского управления в наименовании первых улиц.

Задачи:

  • изучить историю появления самых первых улиц между железной дорогой и рекой Малая Ельцовка: Железнодорожная, Брешковской, Плеханова, Кропоткина, Чернова;

  • выявить взаимосвязь названий улиц с историческими событиями того времени;

  • обозначить даты появления самых первых улиц между железной дорогой и рекой Малая Ельцовка.

Для решения поставленных задач использованы:

  • архивный материал (городского и областного архивов г. Новосибирска);

  • мемуарная литература;

  • справочная литература;

  • картографическая информация;

  • художественно-публицистическая литература;

  • интернет-ресурсы;

  • данные интервью со старожилами г. Новосибирска.


Для решения поставленной цели, вернемся к началу ХХ века.

На карте 1915года молодой и быстро растущий город разместился в крутом изгибе Николаевской железной дороги (Транссиб), которая стала его своеобразной границей.

С западной стороны железной дороги - река Обь, а на севере – еще полноводные реки Малая Ельцовка, Большая Ельцовка, несущие свои воды в Обь через леса и овраги.1

Земля на севере города за железной дорогой не использовалась для строительства промышленных предприятий. На это были свои причины. Прежде всего – отсутствие воды, что указано в документе того времени.

Историческая справка. «Прежней Думой под фабрично – заводские предприятия была отведена полоса между линией железной дороги и речкой 1 -ой Ельцовкой, но вследствие отсутствия воды в данной местности, где нет надежды на колодцы, а проведение водопровода стоит дорого, а также из-за высокой арендной платы заводчики не останавливались на данной местности».2

Земля за линией железной дороги на севере города стала использоваться, о чем имеется соответствующая запись в официальном документе:

- под выгоны для скота. « Заведующий мясным делом ходатайствует о сдачи выгона для скота по р. 1-й Ельцовке». 3

- под садовые участки в аренду «…по 1-ой Ельцовке, между участком Березницина и Алексеева площадью приблизительно 2.64 десятиною по 80 руб. за десятину»4

Параллельно с нарезами огородных участков, земли стали заселяться людьми.

Первыми жителями «залинейных» улиц стали рабочие, строившие железную дорогу, переселенцы из Смоленщины, Рязанщины, из сибирских и уральских сёл, а позже бывшие ссыльные, освобождённые Октябрьской революцией и решившие остаться в молодом, быстро растущём сибирском городе.

С появлением первых поселений за линией железной дороги город неофициально разделился на «залинейных» и городских.

«Линия железной дороги, которую протянули довольно быстро, была городским рубежом» 5

Как вспоминает Сальма Андреевна Торф (1915 г.р.), учитель, начавшая свою трудовую деятельность в школе № 83 в 1938г: «На улице Плеханова наша семья прожила с 1918-1962г. Мой отец был сослан в Иркутск за революционную деятельность. После революции он уже месте со мной и мамой переехал в Ново-Николаевск и поселился, продав лошадь, и купив на эти деньги дом, на улице Плеханова. Папа был железнодорожником. Он строил дорогу и работал на ней. На нашей улице народ был многонациональным: 2 семьи эстонцев, еврейская семья, 2 немецких семьи, несколько мордовских. Все приезжие».

А на карте 1919г.6 за линией железной дороги обозначены улицы: Железнодорожная, Брешковской, Плеханова, Кропоткина, Чернова. (На карте 1915 года улицы за линией железной дороги отсутствуют).

Официальных документов на наименование первых улиц «залинейной» части города в архивах города и области нет. Но анализ исторических данных, имеющихся в справочной литературе и картах города, помог выстроить цепь логических заключений.

Первой улицей в «залинейном» Ново-Николаевске стала улица Железнодорожная, т. к. протянулась вдоль железной дороги. (В городском архиве документов на улицу нет)

Вторая улица - улица Брешковской. Получила своё название по имени Е.К Брешко- Брешковской.

Е.К Брешко – Брешковская (по мужу) родилась в дворянской семье. За свою революционную деятельность была неоднократно арестована, ссылалась на каторгу. В 1891 году была приписана к крестьянскому сословию, получила паспорт с правом проживания по всей Сибири. В 1892-1896 годах жила в Иркутске, сотрудничала в газете «Восточное обозрение». В 1896 переехала в Томск, затем в Тобольск. Участвовала в революции 1905—1907.

Энергично поддерживала А. Ф. Керенского и Временное правительство. К Октябрьской революции отнеслась враждебно, советскую власть не приняла.7

К 1928 году улица Брешковской переименована в улицу Парижской коммуны. Со слов С.А. Торф, переименование состоялось в 1921 году по случаю 50-летия Парижской коммуны.

(в городском архиве документов на улицу нет)

Третья улица - улица Плеханова. Была названа по имени известного политического деятеля Плеханова Георгия Валентиновича – теоретика и пропагандиста марксизма, философа, видного деятеля российского и международного социалистического движения. Входил в число основателей РСДРП, газеты «Искра» 8

(В городском архиве документов на улицу нет).

Четвёртая улица - улица Кропоткина. Она получила своё название по имени Кропоткина Петра Алексеевича - князя, революционера, одного из теоретиков анархизма, географа и геолога, историка, социолога, литератора. Поддерживал отношения с представителями различных политических движений, встречался с В.И. Лениным. После Октябрьской революции, которую он встретил в целом положительно. Он приветствовал сам факт свержения буржуазии и формальное установление власти в форме Советов9.

(В городском архиве документов на улицу нет).

Пятая улицаулица Чернова. Чернов Виктор Михайлович. Из дворян. После окончания гимназии поступил на юридический факультет Московского университета. Революционную деятельность начал в конце 80-х годов XIX века. 5 мая 1917 г. вошел в коалиционное правительство Керенского министром земледелия. Являлся вождём и идеологом партии эсеров. После Октябрьской революции ведёт борьбу против советской власти.

«Без Чернова вообще не было бы эсеровской партии…»10

На основании решения горисполкома от 02.11.27г., протокол №38 улица Чернова переименована в улицу Свободы, но на карте 1928 года имя улицы Чернова осталось.

На основании собранного материала следует вывод: все 4 улицы, исключая Железнодорожную, получили свои имена в разгар революционного движения в России.

Имена таких людей как Е.К Брешковская, Г.В. Плеханов, П.А. Кропоткин, В.М. Чернов были хорошо известны революционерам, особенно представителям партии эсеров, в число которых входили российские дворяне.

Люди, жившие на улице Брешковской и улице Чернова, вероятно, и не догадывались о политической принадлежности этих деятелей, не знали об их отношении к Октябрьской революции.

По всей вероятности, первоначальные названия улиц могли быть даны органом Городской Думы, который отвечал за наименование улиц и члены которого разделяли взгляды эсеров.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Iii фестиваля активистов школьных музеев Калининского района iconПостановление от 18. 03. 2013 №2444 «Об утверждении Положения об...
Калининского района по вопросу предотвращения нарушений в сфере землепользования и застройки на территории Калининского района за...
Iii фестиваля активистов школьных музеев Калининского района iconОбразовательная
Образовательная программа курса «Отчий дом» предназначена для обучения активистов музеев образовательных учреждений основам краеведения...
Iii фестиваля активистов школьных музеев Калининского района iconМетодические рекомендации по созданию и организации деятельности школьных музеев
Мо россии №28-61-181/16 от 12 марта 2003 г. «О деятельности музеев образовательных учреждений» и Примерное Положение о музее образовательного...
Iii фестиваля активистов школьных музеев Калининского района iconПоложение о IX научной конференции обучающихся Калининского района...
Начальник отдела образования Администрации Калининского района городского округа город Уфа
Iii фестиваля активистов школьных музеев Калининского района icon«утверждено» Приказом от 12. 05. 2014г. №200 по гбоу сош №72 Калининского...
«Инновации и традиции в общеобразовательной школе. Коллективное портфолио педагогов гбоу сош №72 Калининского района Санкт-Петербурга»...
Iii фестиваля активистов школьных музеев Калининского района iconДоклад о состоянии и результатах деятельности системы образования...
Публичный доклад подготовлен управлением образования администрации Калининского района, заслушан на заседании коллегии управления...
Iii фестиваля активистов школьных музеев Калининского района iconОткрыл свои двери 3 октября 2008 года. В настоящее время музей располагает...
В 2009-2010 году музей гимназии принял участие во Всероссийском конкурсе школьных музеев. В краевом этапе конкурса музей гимназии...
Iii фестиваля активистов школьных музеев Калининского района iconО проведении V зонального фестиваля конкурса
Учредители фестиваля-конкурса: Администрация Боготольского района, при поддержке Министерства культуры Красноярского края
Iii фестиваля активистов школьных музеев Калининского района iconП рограмма информатизации гоу сош №111 с углубленным изучением немецкого...
Гоу сош №111 с углубленным изучением немецкого языка г. Калининского административного района г. Санкт-Петербурга
Iii фестиваля активистов школьных музеев Калининского района iconПубличный доклад директора мбоу сош №56 Калининского района городского округа город Уфа
Публичный доклад директора мбоу сош №56 Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан за 2011-2012 год
Iii фестиваля активистов школьных музеев Калининского района iconЛитература и источники Приложение Введение. «Я прикасаюсь ладонью истории»
Общественно полезной и научно значимой является деятельность школьных музеев. Их организация и работа связаны с краеведением. Не...
Iii фестиваля активистов школьных музеев Калининского района iconРеспублики Коми Коми республиканский центр детско-юношеского туризма и экскурсий сборник
Составители: Акишина Е. С., Канева Т. Н. Сборник методических материалов для руководителей школьных музеев
Iii фестиваля активистов школьных музеев Калининского района iconДоклад об итогах социального и экономического развития Калининского района за 2011 год

Iii фестиваля активистов школьных музеев Калининского района iconОтдел музеев VII городская научно-практическая конференция руководителей...
Новосибирск: Главное управление образования мэрии: гцфкиС «Виктория» 2011. – 100 с
Iii фестиваля активистов школьных музеев Калининского района iconКонкурсной работы (тема, номинация)
Городские молодежные краеведческие чтения (далее мкч) проводятся в соответствии с Планом городской опорной площадки по гражданско-патриотическому...
Iii фестиваля активистов школьных музеев Калининского района iconПопков Сергей Иванович, учитель русского языка и литературы моу сош...
Автор: Попков Сергей Иванович, учитель русского языка и литературы моу сош №112 Калининского района г. Уфы, Отличник образования...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск