Программа профильного объединения «Юный краевед»





НазваниеПрограмма профильного объединения «Юный краевед»
страница1/9
Дата публикации21.05.2015
Размер1.3 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > История > Программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Введение
В «Концепции модернизации современного образования» обозначено: «Воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшие задачи воспитания – формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда».

Дополнительное образование в рамках образовательной программы помогает в решении поставленных задач, давая возможность школьникам:

- делать выбор интересующего их направления;

- развивать творческие и исследовательские способности;

- познакомиться с новыми видами деятельности;

- дать возможности самореализации ребенка как личности.

Одним из направлений дополнительного образования МОУ СОШ №24 является комплексная программа по краеведению, отражающая особенности работы по данному направлению на всех ступенях обучения, углубляющая и расширяющая образовательную область «Общественные дисциплины». Особенностью программы дополнительного образования по краеведению является способность решать все обозначенные в «Концепции» задачи в комплексе, используя как старые проверенные временем методы обучения, так и новые педагогические технологии. Изучение родного края, его истории; природы; людей, внесших вклад в развитие родной местности - дает возможность воспитания у детей чувства патриотизма и любви к своей малой родине.

Программа профильного объединения «Юный краевед»

Платонова Марина Борисовна

старшая вожатая СОШ № 24


Образовательная программа

для учащихся 1- 4 классов

«Родной край - Ярославия»

Воронина Ольга Владимировна,

учитель начальных классов МОУ СОШ №24

Румянцева Ирина Игоревна,

учитель начальных классов МОУ СОШ №24

Солина Неля Васильевна,

учитель начальных классов МОУ СОШ №24

Пояснительная записка.

Термин «Краеведение» закрепился в русском языке лишь в начале 20 века; но о краеведческой деятельности можно говорить, характеризуя и более раннее время.

Краеведение своими корнями уходит в далёкое прошлое. У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, её природу, прошлую и современную жизнь. Безвестные народные «краезнатцы» были знатоками родных мест. Свои знания исторического, географического, экономического характера устно или в различных документах они передавали по следующим поколениям, тем самым сохраняя преемственность в материальной и духовной культуре.

Под краеведением понимают сферу научной, культурно- просветительской и памятников охранительной деятельности определенной тематики: прошлое и настоящее края. А также сферу общественной деятельности той же направленности, к которой причастны не только ученые–специалисты, но и широкий круг лиц, преимущественно местных жителей. Именно краеведение более всего подпитывает регионоведение.

В процессе обучения школьники накапливают свой интеллектуальный потенциал, что служит основой для реализации личностью своих гражданских свобод, прав и обязанностей. Знания о родном крае – существенная его часть.

В то же время краеведение – плодоносное поле для самостоятельных учебно-исследовательских поисков школьников, постижения основ творческой деятельности, выработки умения понимать действительные ценности прошлого, настоящего и будущего.

Данная программа по краеведению излагает содержание нового курса «Родной край – Ярославия» и полнее раскрывает неиспользованные резервы в изучении родного края.

Содержание курса отражает комплексно – системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений.

Цель:

Создание среды для формирования личностно – ценностного отношения к своему родному краю.

Задачи:

  • знакомство с культурно – историческими событиями и явлениями с целью воссоздания и укоренения семейных, народных и общечеловеческих традиций.

  • создание условий, в которых доминируют прочные культурно – исторические корни.

  • воспитание нравственных чувств детей младшего школьного возраста путём приобщения к культуре русского народа.

  • создание условий для индивидуально–личностного развития.

  • воспитание заботливого, уважительного и внимательного отношения к русской культуре, а также культуре любого народа.

Краеведение в начальной школе выполняет ряд функций:

  • средства осуществления воспитывающего обучения.

  • решение педагогической проблемы соединения обучения с жизнью.

  • средства осуществления межпредметных связей в преподавании различных школьных предметов.

Формы и методы обучения:

Программа реализуется в следующих формах:

  • мероприятия (беседы, экскурсии, праздники)

  • творческие дела (создание коллективных проектов и индивидуальных работ)

Методами обучения являются:

  • литературный (работа с литературными источниками об изучаемой территории)

  • картографический

  • метод полевых наблюдений (экскурсии, создание гербариев)

  • наглядный (зарисовки, фото и видео съёмка)

  • поисковый (сбор информации по заданной теме)

Межпредметные связи:

В реализации образовательной программы возникают межпредметные связи с литературным чтением, историей, окружающим миром, изобразительным искусством и художественным трудом.

Взаимодействие с другими учреждениями:

Социальными партнёрами в работе детского объединения являются: Рыбинский историко-архитектурный художественный музей, педагоги Центра детского и юношеского туризма и экскурсий, городская библиотека № 18, учреждения культуры.

Планируемые результаты:

Дети должны овладеть следующими примерными результатами:

  • обогащение своего внутреннего мира и образа жизни основными событиями и явлениями годового культурно- исторического цикла русского народа

  • умение отыскивать причины народных праздников, выяснять их смысл, определять основные черты, выполнять простейшие обряды

  • умение определять свою жизнь в связи с культурными календарными событиями, влиять в этом отношении на семью, друзей, знакомых

  • знание простейших народных игр и обрядов


Тематическое планирование занятий по программе «Родной край - Ярославия»

1 год обучения







Теория

(беседа)


Практика

(реферат,

рисунок,

поделка)

Экскурсия


1

2.

3.

4.

5.

6.

7.
1.

2.

3.

4.
1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.
1.

2.

3.

4.

5.

6.
1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

«Наша страна»

Моя родина - Россия

Российский флаг. История флага.

Российский герб. История герба.

Москва - столица России.

Герб Москвы. История герба.

Города России.

Наша страна на карте мира.

«Наш край»

Наша область на карте страны.

Областной центр - Ярославль.

История Ярославля.

Города Ярославской области.

«Наш город»

Город мой родной.

Рыбинск - столица бурлаков.

От Слободы до Рыбинска.

Герб Рыбинска. История герба.

Архитектура города.

Промышленность города.

Память о войне. Улицы и площади.

Знаменитые земляки.

Рыбинск на карте области.

«Наша семья»

С кем я живу.

Я, моё имя, его значение.

Ф.И.О. членов семьи, их возраст.

В этом доме я живу. Дорога в школу.

Место работы, учёбы членов семьи.

Игры бабушек и дедушек.

«Природа и мы»

Лес и парк. Их отличие.

Этажи леса.

Времена года в лесу.

Пруд, ручей, река.

Птицы в городе и в лесу.

Домашние животные.

Кто живёт в лесу.

Комнатные растения.



1

1

1

1

1
1

1
1
1

1

1

1

1

1

1
1

1

1

1

1

1
1



1

1

1

1


1

1
1

1
1


1

1

1




ИТОГО: Теория

Практика

Экскурсия

22 ч


9 ч



3 ч




ВСЕГО

34 ч


К концу учебного года ученик должен знать:

  • название страны, её герб и флаг;

  • название столицы России, областного центра, городов Ярославской области;

  • название родного города, его герб;

  • основные архитектурные памятники города;

  • людей, прославивших наш край;

  • свой домашний адрес;

  • место работы (учёбы) членов семьи.


К концу учебного года ученик должен уметь:

  • нарисовать свой дом, квартиру, вести разговор с членами семьи по заданной

  • теме;

  • вести рассказ по своему рисунку;

  • нарисовать дорогу от своего дома до школы;

  • ухаживать за комнатными растениями;

  • вести рассказ по плану о стране, крае, городе;



Тематическое планирование занятий по программе «Родной край - Ярославия»

2 год обучения







Теория

(беседа)


Практика (реферат,

рисунок, поделка)

Экскурсия


1

2.

3.

4.
5.

6.

7.
1.
2.

3.

4.
1.
2.
3.
4.
5.

6.
7.
8.
1.

2.

3.

4.
5.

6.
1.

2.
3.

4.
5.

6.

7.

8.

9.

«Наша страна»

Моя родина - Россия. Древняя Русь.

Российский флаг. История флага.

Российский герб. История герба.

Москва - столица России. Герб Москвы. История герба.

Города России. Их гербы.

Наша страна на карте мира.

Страны содружества.

«Наш край»

Наша область на карте страны. Области-соседи.

Областной центр - Ярославль.

История Ярославля.

Города Ярославской области.

«Наш город»

Город мой родной. Наш микрорайон.

Рыбинск - столица бурлаков.

От Слободы до Рыбинска.

Герб Рыбинска. Гербы городов области.

Памятные (исторические) места города.

Предприятия нашего микрорайона.

Память о войне. Улицы нашего микрорайона

Они прославили Ярославскую землю.

Молога - затопленный край.

«Наша семья»

Содержание работы членов семьи.

У меня дома в свободное время.

Песни родителей, бабушек.

Что умеет моя мама(бабушка), мой папа(дедушка).

Дом, в котором я живу.

Моя родословная.

«Природа и мы»

Что такое сквер, сад?

Местные лекарственные травы. Правила их сбора, употребления.

Ядовитые растения края.

Природа нужна нам, мы нужны природе.

Природа и наше здоровье. Закаливание.

Личное участие в охране природы.

Реки и озёра.

Животный и растительный мир нашего края.


1

1

1

1
1


1
1

1
1


1

1

1
1

1

1
1
1



1

1

1

1

1
1

1

1
1


1


1


1
1

1

1


1

1




Итого: Теория

Практика

Экскурсии

17 ч


10 ч.



7 ч.




ВСЕГО:

34 ч



На конец учебного года ученик должен знать:

- название страны, её герб и флаг,

  • название страны содружеств,

  • название столицы России, областного центра, городов Ярославской области,

  • название основных улиц нашего микрорайона, несколько лекарственных и ядовитых растений реки и озёра Ярославской области.


На конец учебного года ученик должен уметь: составить

  • рассказ по содержанию работы членов семьи,

  • правильно собирать лекарственные травы, бережно относиться ко всему живому, сочинить не большой рассказ о природе,

  • растениях и животных нашего края, ориентироваться в городе по изученным объектам.


Тематическое планирование занятий по программе «Родной край - Ярославия»

3 год обучения


№ п.п

Тема занятия

Теоретические занятия

Практические занятия



Истоки родного края.

1






Пейзажи родной земли. Характерные черты и красота разных времен года.




1



Типы русских поселений.

1






Гармония поселений с природой.




1



Преданья старины глубокой.

1






Деревня- деревянный мир..




1



Жилище крестьян.

1






Устройство и убранство крестьянского дома.

1






Устройство и убранство дома богатого человека.

1






Образ русского человека. (Женский образ)

1






Образ русского человека. (Мужской образ)

1






Одежда русского человека в будни.

1






Одежда русского человека в праздники.

1






Жизнь и быт крестьян




1



Семья. Семейные реликвии.




1



Генеалогическое древо семьи.




1



Обряд рождения ребенка..

1






Обряд крещения ребенка. Выбор имени

1






Свадебный обряд.

1






Занятия крестьян весной и летом.

1






Светлая Пасха.

1






Масляная неделя.




1



Занятия крестьян осенью и зимой.

1






День Андрея Первозванного.




1



Рождество Христово.

1






Колядки.




1



Быт семьи крестьянина.

1




28

Быт семьи зажиточного человека.

1




29

Русская трапеза. Правила.




1

30

Национальные блюда .




1

31

Обычаи гостеприимства.




1

32

Мы за чаем не скучаем. Традиция русского чаепития.




1

33

Как учились наши предки .

1




34

Мудрость народная. Фольклор.




1

35

Воспевание труда в литературе.

1




36

Воспевание труда в искусстве.

1










22

14
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа профильного объединения «Юный краевед» iconКонкурс «Юный краевед» 2013- 2014 г г. «Мировые войны и Псковский край»
Областной конкурс «Юный краевед» проводится Псковской областной библиотекой для детей и юношества им. В. А. Каверина, Псковским областным...
Программа профильного объединения «Юный краевед» iconПрограмма объединения дополнительного образования «Юный эколог»
Цель работы объединения «Юный эколог» состоит в развитии экологической культуры поведения учащихся в окружающей среде, формирования...
Программа профильного объединения «Юный краевед» iconПрограмма объединения «Юный натуралист»
Программа объединения «Юный натуралист» эколого-биологического направления является модифицированной
Программа профильного объединения «Юный краевед» iconКонкурс «Юный краевед – 2014» Вопросы для учащихся 1-4 классов
В нашей области обитает много видов хищных птиц. Которая из них занесена в Красную книгу Российской Федерации?
Программа профильного объединения «Юный краевед» iconКонкурс «Юный краевед» 2011 2012 гг. «Щит России: Псковский край в военной истории»
К 770-летию Ледового побоища и 200-летию победы России в Отечественной войне 1812 г
Программа профильного объединения «Юный краевед» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа «Юный краевед-этнограф» представляет собой содержание туристско-краеведческой деятельности с обучающимися 4–7 классов....
Программа профильного объединения «Юный краевед» iconКонспект итогового занятия объединения «Юный кутюрье»
Анализ, диагностика и планирование игровой деятельности детей дошкольного возраста
Программа профильного объединения «Юный краевед» iconПрограмма реализуется в рамках творческого объединения детей «Юный Эколог»
Сформировать,систематизировать и углубить экологические знания учащихся,подготовить их к практической деятельности
Программа профильного объединения «Юный краевед» iconПрограмма подросткового объединения «Штаб «Юный патриот искатель»
Управление образования администрации муниципального образования г. Гусь- хрустальный
Программа профильного объединения «Юный краевед» iconКонспект занятия объединения «юный журналист»
План-конспект урока литературы в 5 классе по теме: Н. А. Некрасов. Крестьянские дети
Программа профильного объединения «Юный краевед» iconПрограмма проведения II детско-юношеской городской краеведческой конференции «Пимский краевед»
Управлению по делам молодёжи, культуры и спорта (Потапова Р. А.) организовать проведение 09 ноября 2012 года II детско-юношеской...
Программа профильного объединения «Юный краевед» iconОбразовательная программа творческого объединения «юный инспектор дорожного движения»
Содержание программы основывается на современной концепции безопасности дорожного движения с учетом системообразующих связей всех...
Программа профильного объединения «Юный краевед» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В школе работают профильные объединения : профильный отряд «Школа будущего первоклассника», отряд «Яблонька», отряд «Вожатый», «Юный...
Программа профильного объединения «Юный краевед» iconПрограмма объединения «юный инспектор движения»
Х и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации (приказ Минобразования России от 3 декабря 1999 г. №1075,...
Программа профильного объединения «Юный краевед» iconОбразовательная программа «юный стилист»
«Юный стилист», которая дает возможность подросткам успешно адаптироваться в современных условиях и осознанно решать проблемы жизненного...
Программа профильного объединения «Юный краевед» iconОбразовательная программа «юный стилист»
«Юный стилист», которая дает возможность подросткам успешно адаптироваться в современных условиях и осознанно решать проблемы жизненного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск