МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ Г. НЕРЮНГРИ
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«ИСТОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»
ПО.02.УП.02.
г. Нерюнгри
2013 г.
Содержание.
Пояснительная записка …………………………………………………....3
Планируемые результаты освоения обучающимися ОП………………..6
Учебный план………………………………………………………………8
Программа учебного предмета…………………………………………..10
Система и критерии оценок промежуточной и итоговой
аттестации результатов
освоения ОП обучающимися…………………………………………….26
Программа творческой, методической
и культурно-просветительской деятельности ОУ………………………28
Список литературы……………………..………………………………...30
Пояснительная записка Данная образовательная программа «История изобразительного искусства» разработана в соответствии с приказом МК РФ от 12.03.2012 г. №156 «Об утверждении ФГТ к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись» и сроку обучения этой программе» (зарегистрирован Министром России 22.03.2012 г. регистрационный №23578). А также на основе примерной учебной программы для ДШИ (Министерство культуры российской федерации, научно-методический центр по художественному образованию, Москва 2002год) и на основе рабочей учебной программы ДХШ п. Краснообск Новосибирской области.
Срок освоения программы «История изобразительного искусства» (4-8 классы) составляет 5 лет.
Формирование программы «История изобразительного искусства» с дополнительным годом обучения (9 класс) обусловлено потребностями старшеклассников художественного отделения ДШИ не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в средние и высшие художественные учебные заведения страны.
Возраст контингента учащихся 6 класса составляет 15 – 17 лет.
При реализации образовательной программы «История изобразительного искусства» мелкогрупповые занятия — от 4 до 10 человек.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом, составляет:
5-8 классы – «История изобразительного искусства» - 330 часов максимальной учебной нагрузки; 165 часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу обучающихся; 165 часов аудиторные занятия.
9 класс - «История народной культуры и изобразительного искусства» – 82,5 часов максимальной учебной нагрузки; 33 часа на внеаудиторную (самостоятельную) работу обучающихся; 49,5 часов аудиторные занятия.
Занятия проводятся:
С 4 по 8 классы один раз в неделю по 1 часу; 9 класс один раз в неделю по 1,5 часа. Создание данной программы обусловлено отсутствием стандартной программы и учебника для художественных отделений ДШИ. Программа разрабатывалась на основе интеграции методического опыта преподавателей художественного отделения ДШИ г. Нерюнгри.
Преподавание истории изобразительного искусства направлено на всестороннее гармоничное развитие личности учеников, формирование их мировоззрения, нравственного и эстетического идеала, воспитание культуры чувств.
Одна из основных проблем курса – постижение учениками духовного опыта человечества посредством изучения истории искусства. В связи с этим необходимо знакомство не только с произведениями искусства, но и с биографиями художников, беззаветно преданных своему делу, отстаивающих в борьбе идеалы своего времени. В данной программе определяются следующие цели:
формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и
оценивать культурные ценности;
формирование отношения к культуре как важнейшему условию свободного и разностороннего развития собственной личности;
формирование потребности в полноценном художественном общении с произведениями различных видов искусств на основе их адекватной эстетической оценки;
формирование навыков самостоятельной художественной деятельности, восприятия этой деятельности как неотъемлемой части своей жизни.
Исходя из поставленных целей, образовательная программа «История изобразительного искусства» рассчитана на решение следующих задач:
формирование и развитие эстетических потребностей и вкусов обучающихся;
сохранение и передача учащимся отечественных традиций художественного образования;
приобщение учащихся к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;
реализация нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития эстетических принципов и идеалов личности и общества;
внедрение художественного образования как фактора интеллектуального совершенствования, способствующего раскрытию творческого потенциала детей и юношества;
формирование культуры межнационального общения через изучение художественных традиций народов России;
вовлечение учащихся в активную творческую деятельность, предполагающую освоение базовых художественно-практических умений и навыков;
При этом программа учитывает двухуровневый подход в обучении, призванный учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей; их одаренность, психофизические данные, здоровье, цель прихода в школу, степень заинтересованности обучением, его профориентированность, уровень загруженности в общеобразовательной школе, спортом, досуговой деятельностью и т.п.
Дисциплина «История изобразительного искусства» дает основу для понимания многовекового культурного процесса и значимости его на современном этапе развития общества. В результате освоения курса по истории искусства происходит приобщение обучающихся к этическим и эстетическим ценностям национальной и мировой культуры, формируются высшие эстетические ценности, развивается способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость.
Развивающий потенциал предмета напрямую связан с использованием методов анализа, в частности культурно-исторического сравнительного анализа, который позволяет решать задачи развития у обучающихся системного взгляда на мировую художественную культуру. Многовекторность развития искусства и множественность личных интерпретаций её составляющих позволяет представить проблемное поле истории искусства идеальным для продуктивной, поисковой и творческой деятельности подростка.
Реализация программы предусматривает развитие инновационных форм учебного процесса (уроки-конференции, уроки-диспуты, уроки-презентации), позволяющих реализовать компетентностный подход через внедрение проектного метода, предпрофильной и профильной подготовки обучающихся, внедрение Интернет - и медиа- технологий в процесс обучения.
Приобретенные на базе предмета «История изобразительного искусства» компетенции в комплексе могут стать основой для духовного и гражданского становления личности, ее социализации на базе гуманистических ценностей, что особенно важно в условиях современной жизни, где остро сталкиваются ценности традиционной классической культуры и культуры массовой, в том числе подростковых субкультур.
Мастерство преподавателя учебного предмета «История изобразительного искусства» заключается не столько в передаче необходимых знаний, сколько в помощи организации обучения, которое направлено на развитие индивидуального стиля мышления обучающихся и умения самостоятельно получать знания.
Планируемые результаты освоения обучающимися ОП. Содержание программы учебного предмета «История изобразительного искусства» обеспечивает художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею художественно-теоретических знаний, умений и навыков:
воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;
формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;
воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;
выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации;
приобретение навыков творческой деятельности;
умение планировать свою домашнюю работу;
осуществление самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью;
умение давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе;
уважительное отношение к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, понимание причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определение наиболее эффективных способов достижения результата.
Результатом освоения программы «История изобразительного искусства» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
История изобразительного искусства (4-8 классы):
знание основных этапов развития изобразительного искусства;
первичные знания о роли и значении изобразительного искусства в системе культуры, духовно-нравственном развитии человека;
знание основных понятий изобразительного искусства;
знание основных художественных школ в западноевропейском и русском изобразительном искусстве;
сформированный комплекс знаний об изобразительном искусстве, направленный на формирование эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к изобразительному искусству и деятельности в сфере изобразительного искусства;
умение выделять основные черты художественного стиля;
умение выявлять средства выразительности, которыми пользуется художник;
умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве художников;
навыки по восприятию произведения изобразительного искусства, умению выражать к нему свое отношение, проводить ассоциативные связи с другими видами искусств;
навыки анализа творческих направлений и творчества отдельного художника;
навыки анализа произведения изобразительного искусства.
Результатом освоения программы «История изобразительного искусства» с дополнительным годом обучения (9 класс), является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
в области истории искусств:
знания основных произведений изобразительного искусства;
умения узнавать изученные произведения изобразительного искусства и соотносить их с определенной эпохой и стилем;
навыков восприятия современного искусства.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе
в области изобразительного искусства
«История изобразительного искусства» Нормативный срок обучения –8лет
Индекс
предм. областей, разделов и учебных предметов
| Наименование частей, предметных областей, учебных предметов и разделов
| Макс. уч.
нагрузка
| Самостоятельная работа
| Аудиторные занятия
(в часах)
| Промежуточная аттестация
(по полугодиям)2)
| Распределение по годам обучения
| Трудоемкость
в часах
| Трудоемкость
в часах
| Групповые занятия
| Мелкогрупповые занятия
| Индивидуальные занятия
| Просмотры
| Контрольные уроки
| Экзамены
| 1-й класс
| 2-й класс
| 3-й класс
| 4-й класс
| 5-й класс
| 6-й класс
| 7-й класс
| 8-й класс
| Количество недель аудиторных занятий
| 32
| 33
| 33
| 33
| 33
| 33
| 33
| 33
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 12
| 13
| 14
| 15
| 16
| 17
| 18
|
| Обязательная часть
|
|
|
|
|
|
| Недельная нагрузка в часах
| ПО.02.
УП.02.
| История изобразительного искусства
| 330
| 165
|
| 165
|
|
| 7,8,9,
10..15
| 16
|
|
|
| 1
| 1
| 1
| 1
| 1
|
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
на дополнительный год обучения (9 класс) по предпрофессиональной общеобразовательной программе
в области изобразительного искусства
«История изобразительного искусства»
Индекс предметных областей, разделов и учебных предметов
| Наименование частей, предметных областей, разделов и учебных предметов
| Макси-мальная учебная нагрузка
| Самост. работа
| Аудиторные занятия
(в часах)
| Промежуточная аттестация
(по полугодиям)
| Распределение по полугодиям
| Групповые занятия
| Мелкогрупповые занятия
| Индивидуальные занятия
| Просмотры
| Контрольные уроки
| Экзамены
|
| Трудоемкость в часах
| Трудоемкость в часах
| 1-е полугодие
| 2-е полугодие
| Количество недель аудиторных занятий
| 11
| 12
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 12
|
| Обязательная часть
|
|
|
|
|
|
| Недельная нагрузка в часах
| ПО.02.
УП.01.
| История изобразительного искусства
| 82,5
| 33
|
| 49,5
|
|
| 17,18
|
| 1,5
| 1,5
|
Примечание к учебному плану
Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам обязательной и вариативной частей в среднем за весь период обучения определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программы основного общего образования, реального объема активного времени суток и планируется в 6 классе следующим образом:
История изобразительного искусства (4-8 классы) – 1 час в неделю.
История изобразительного искусства (9 класс) – 1 час в неделю.
Бюджет времени в неделях
Классы
| Аудиторные занятия, в том числе промежуточная аттестация в виде зачетов и контрольных уроков
| Промежуточная аттестация
(экзамены)
| Резерв учебного времени
| Пленэр
| Итоговая аттестация
| Каникулы
| Всего
| I
| 32
| 1
| 1
| -
|
| 18
| 52
| II
| 33
| 1
| 1
| -
|
| 17
| 52
| III
| 33
| 1
| 1
| -
|
| 17
| 52
| IV
| 33
| 1
| -
| 1
|
| 17
| 52
| V
| 33
| 1
| -
| 1
|
| 17
| 52
| VI
| 33
| 1
| -
| 1
|
| 17
| 52
| VII
| 33
| 1
| -
| 1
|
| 17
| 52
| VIII
| 33
| -
| 1
| -
| 2
| 4
| 40
| IX
| 33
| -
| 1
| -
| 2
| 4
| 40
| Итого:
| 296
| 7
| 5
| 4
| 4
| 128
| 444
|
Программа учебного предмета 4 класс
Содержание курса
|