Программа дисциплины «Введение в языкознание»





Скачать 162.56 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины «Введение в языкознание»
Дата публикации20.11.2017
Размер162.56 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > История > Программа дисциплины
ğПравительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"



Факультет филологии


Программа дисциплины
«Введение в языкознание»

для направления 035800.62 Фундаментальная и прикладная лингвистика подготовки бакалавра

1 курс

Автор программы:

М.А. Даниэль (misha.daniel@gmail.com)

Рекомендована секцией УМС
_____________________________

Председатель
_____________________________
«_____» __________________ 200 г.


Одобрена на заседании кафедры
________________________________

Зав. кафедрой
________________________________
«____»_____________________ 200 г

Утверждена УС факультета
_________________________________

Ученый секретарь
_________________________________
« ____» ___________________200 г.





Москва

1. Краткая аннотация курса

Курс призван познакомить студентов с современными представлениями о языке как объекте научного исследования и с новейшей (19-20 века) историей науки о языке, приведшей к их формированию. Рассматриваются как общие представления о языке, так и частные лингвистические парадигмы, сыгравшие важную роль в становлении лингвистического знания (историческая лингвистика, Соссюр, структурализм), продолжающие занимать важные позиции в современном языкознании (типология, социолингвистика, генеративистика, полевая лингвистика), а также новые направления (изучение коммуникации животных, узусно ориентированная лингвистика). Различные отрасли лингвистики рассматриваются на примерах конкретных исследовательских и прикладных задач (социолингвистика, компьютерная лингвистика, типология, семантика).

2. Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Введение в языкознание» является знакомство:


        • с современными представлениями о языке как объекте научного исследования

        • с ключевыми свойствами языка с позиций современных подходов к его изучению

        • с научно-исторической перспективой преемственности научных парадигм, приведшей к современному состоянию знаний о языке

        • с основными областями языкознания, задачами, которые ими ставятся, и методами, которые ими используются

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • знать основы теоретической лингвистики, основные особенности естественного языка, его гуманитарной и естественно-научной природы, уровневую (модульную) структуру естественного языка

  • познакомиться с основными научными парадигмами лингвистики 20-го века

  • ориентироваться в основных областях современного языкознания, как теоретического так и прикладного, в задачах, которые они ставят, и методах, которые они используют

  • приобрести базовые навыки самостоятельного анализа научного текста, академического письма и академической речи


В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения

ОК-1

[Глаголы-подсказки, даны по мере повышения уровня освоения: дает определение, воспроизводит, распознает, использует, демонстрирует, владеет, применяет, представляет связи, распознает, обосновывает, применяет, интерпретирует оценивает]

лекционные и семинарские занятия, самостоятельное чтение, самостоятельные работы (эссе, рефераты, домашние задания)

умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь

ОК-2




написание рефератов, эссе, домашних работ (исследовательский проект)

готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе

ОК-3




семинарские занятия, исследовательский проект

использование основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы

ОК-9




лекционные и семинарские занятия по соответствующей тематике

знание основных понятий и категорий современной лингвистики

ПК-1




лекционные и семинарские занятия, самостоятельное чтение, самостоятельные работы (эссе, рефераты, домашние задания)

владение кодифицированным русским литературным языком и его научным стилем

ПК-5




написание рефератов, эссе, домашних работ (исследовательский проект)

умение создавать и редактировать тексты профессионального назначения

ПК-6




написание рефератов, эссе, домашних работ (исследовательский проект)

владение методами сбора и документации лингвистических данных

ПК-9




лекционные и семинарские занятия по соответствующей тематике

умением спланировать и провести лингвистический эксперимент, описать его результаты и сформулировать выводы

ПК-10




домашняя работа (исследовательский проект)

знание о параметрах разнообразия естественных языков и их ареальной, типологической и генетической классификации

ПК-13




лекционные и семинарские занятия по по соответствующей тематике

владение навыками оформления и представления результатов научного исследования на русском и иностранном языках

ПК-14




написание рефератов, эссе, домашних работ (исследовательский проект)

способностью оценить соответствие лингвистического объекта кодифицированным нормам современного русского языка

ПК-23




семинарские занятия по соответствующей тематике



3. Место дисциплины в структуре образовательной программы



Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:


  • Лингвистическая типология, Социолингвистика, Языки России, Языки мира, Фонетика и фонология, Морфология, Синтаксис, Семантика, Дискурс, Методы полевой работы, Корпусные методы в лексикографии, Языковые контакты, Вариационная социолингвистика, Язык и политика



4. Тематический план учебной дисциплины




Название темы

Всего часов по дисциплине

Аудиторные часы

Самостоятельная работа







Лекции

Семинары и практические занятия



1.

Язык как естественнонаучный объект: основные свойства. Научная аргументация в лингвистике.




16

8




2.

Свойства языкового знака: Соссюровская аксиоматика лингвистики.




4

2




3.

Младограмматики и Соссюр: от диахронии к синхронии.




2

2




4.

Европейский структурализм: парадигматическая лингвистика.




2

2




5.

Дескриптивизм и генеративная грамматика: лингвистические модели.




2







6.

Московская семантическая школа.




2

2




7.

Социолингвистическая парадигма.




2

4




8.

Типологическая парадигма: пределы языкового варьирования и функциональная мотивация.




2

2




9.

Корпусная лингвистика: изучение узуса.




2

2




10.

Полевая лингвистика: проблема малых языков и их документирования.




2

2




11.

Язык и животная коммуникация: пределы подобия.




2

2







Итого:














Базовые учебники и ридер

Опорными (справочными) учебниками являются:

Маслов Ю.С. Введение в языкознание. Академия, СПб.: 2006 (или любое другое издание)

Шайкевич А.Я. Введение в лингвистику. Академия, М.: 2009

Ридер включает статьи и фрагменты из следующих книг:

Алпатов В.М. История лингвистических учений. ЯСК. М.: 1999. (или в любом другом издании)

Бенвенист Э. Общая лингвистика. Прогресс, М.: 1974.

    Вахтин Н.Б. и Е.В. Головко. Исчезающие языки и задачи лингвистов-североведов // Малые языки и традиции: существование на грани. Новое издательство, М.: 2005.

Вежбицка А. Семантические примитивы. // Семиотика. Радуга, М.: 1983.

Зализняк А.А. О профессиональной и любительской лингвистике. 2008.

Зализняк А.А. Слово о полку Игореве: взгляд лингвиста. ЯСК, М.: 2004.

З.А. Зорина И.А., Полетаева, Ж.И. Резникова. Основы этологии и генетики поведения. МГУ: 2002

    Казакевич О.А. и А.Е. Кибрик. Малые языки на постсоветском пространстве. // Малые языки и традиции: существование на грани. Новое издательство, М.: 2005.

    Кибрик А.Е. Константы и переменные языка. Алетейя, СПб.: 2003.

    Кибрик А.Е. Очерки по общим и прикладным вопросам языкознания. МГУ, М.: 1992.

    Падучева Е.В. Презумпция и пресуппозиция. (Электронные материалы проекта rusgram)

Плунгян В.А. Лекция о корпусной лингвистике на сайте www.polit.ru.

    Поливанов Е.Д. Статьи по общему языкознанию. Главная редакция восточной литературы, М.: 1968.

Соссюр Ф. Курс общей лингвистики. ОГИЗ, М.: 1933. (или в любом другом издании)

    Чуковский К.И. Живой как жизнь. Разговор о русском языке. Молодая гвардия, 1962.

Якобсон Р.О. В поисках сущности языка. // Семиотика. Радуга, М.: 1983.
Апресян Ю.Д. Интегральное описание языка и системная лексикография. II. ЯСК, М.: 2009

Якобсон Р.О. Избранные работы. Прогресс, М.: 1985.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Формы промежуточного и итогового контроля:


  • работа на семинарах

  • контрольные работы (по определениям, генетической классификации, определению письменностей)

  • эссе (2 тыс. слов)

  • экзамен: письменная часть включает ответ на билет по характеризации лингвистической парадигмы или дисциплины и подготовленного дома проекта собственного исследования (описание задачи, метода и исследовательской гипотезы), устная часть предполагает презентацию проекта исследования

  • итоговая оценка складывается из а) активности на семинарах (активное участие на протяжении всего семинара 10, средняя активность 5, полное или практически полное отсутствие активности 0), усредненной по числу семинаров с весом 20%; эссе о лингвистических парадигмах или отраслях лингвистики с весом 40%, экзамен (письменная и устная части) 40%



Содержание программы


  1. Язык как естественнонаучный объект: основные свойства. Научная аргументация в лингвистике. Лингвистика и филология. Краткий обзор истории лингвистики в СССР. || Какие объекты называются языками? Язык как система. Непрерывность языка. Может ли человек воздействовать на язык? Принципы научной аргументации на примере исторической текстологии.

Литература:

Зализняк А.А. Слово о полку Игореве: взгляд лингвиста (Введение, стр. 3-27)

Зализняк А.А. О профессиональной и любительской лингвистике. 2008.


  1. Свойства языкового знака: Соссюровская аксиоматика лингвистики. Означающее и означаемое. Произвольность и нематериальность знака. Пирс: индексальные и иконические знаки.

Литература:

Ф. де Соссюр. Курс общей лингвистики. (фрагменты)

Э. Бенвенист. Общая лингвистика. (Главы: Соссюр полвека спустя, стр. 47-59. Природа языкового знака, стр. 90-96)

Р.О. Якобсон. В поисках сущности языка // Семиотика.

В.М. Алпатов. История лингвистических учений (стр. 44-142, 210-227)


  1. Младограмматики и Соссюр: от диахронии к синхронии. К синхроническому изучению языка. Лингвистика языка и лингвистика речи. || Проблемы сегментации и другие особенности устного дискурса. Элементы теории письма, опознание письменностей.

Литература:

Ф. де Соссюр. Курс общей лингвистики. (фрагменты)

В.М. Алпатов. История лингвистических учений (стр. 44-142, 210-227)

А.Я. Шайкевич. Введение в лингвистику (стр. 58-75)

Ю.С. Маслов. Введение в языкознание (Глава 7)


  1. Европейский структурализм: лингвистика парадигм. Язык как система и наследие Соссюра. Структурный анализ в фонологии. Грамматическое значение. Якобсон о падеже. Падеж по А.А. Зализняку. Сильные стороны структурализма и его проблемы.

Литература:

Р.О. Якобсон. Избранное. (Язык в отношении к другим системам коммуникации, стр. 319-330. Лингвистика в ее отношении к другим наукам, стр. 369-420. Двадцатый век в европейском и американском языкознании: тенденции и развитие, стр. 348-360. Речевая коммуникация, стр. 306-318. К общему учению о падеже, стр. 133-175)

В.М. Алпатов. История лингвистических учений. (Стр. 266-324).


  1. Дескриптивизм и генеративная грамматика: начала лингвистических моделей. Дескриптивизм как объективация лингвистики. Проблема poverty of stimulus и тезис о врожденной языковой способности. Универсальная грамматика и ее импликации. Формализация лингвистического знания.

Литература:

В.М. Алпатов. История лингвистических учений. (Стр. 266-324).



  1. Московская семантическая школа. Уровневая лингвистика и модель Смысл↔Текст. Языковой смысл. Системные отношения в лексике. Толкования и гипотеза о семантических примитивах. Семантика и логика. || Современная компьютерная лингвистика. Типы задач, связанных с компьютерной обработкой естественного языка. Проблема снятия омонимии. Проблема словаря аббревиатур. Понятие презумпции.

Литература:

Ю.Д. Апресян. Интегральное описание языка и системная лексикография. II (Общая характеристика модели [Смысл-Текст] и задачи ее поверхностно-синтаксического компонента. Стр. 8-28)

А. Вежбицка. Семантические примитивы. (В книге Семиотика, стр. 225-252)

    Е.В. Падучева. Презумпция и пресуппозиция. (Материалы проекта rusgram)




  1. Социолингвистическая парадигма. Постструктурализм. Язык как социальный объект. Понятие социального значения. Взаимодействие языков. Языковое варьирование, социофонетика. || Норма как отношение языку. Социофонетика: Поливанов о языке интеллигенции (обсуждение статьи). Пиджины (анализ текста на ток писине).

    Литература:

    Чуковский, К. Живой как жизнь. (стр. 3-20)

    Е. Д. Поливанов. Статьи по общему языкознанию. (Фонетика интеллигентского языка. стр. 225-235).




  1. Типологическая парадигма: пределы языкового варьирования и функциональная мотивация. Типология и генеративистика: два решения одной задачи. Проблемы типологии. Объяснительная типология. Семпловая типология. || Грамматическая типология: типология инклюзива. Лексическая типология: температурные термины в армянском языке.

Литература:

А.Е. Кибрик. Очерки по общим и прикладным вопросам языкознания (Типология: таксономическая или объяснительная..., Типология и задачи описательной лингвистики, стр. 27-45)


  1. Корпусная лингвистика: изучение узуса. Норма и узус, язык и речь. Речевые ошибки – лингвистический мусор или предмет изучения? Динамическое изучение языка. || Корпусные подходы в лингвистических исследованиях. История слов (проект «Своевольные смыслы»).

Литература:

В.А. Плунгян. Лекция о корпусной лингвистике на сайте www.polit.ru.


  1. Полевая лингвистика: проблема малых языков и их документирования. Способы работы с малыми языками и их документирования. Современные методы и стандарты документирования. || Примеры документационных проектов. Из практики экспедиционной работы – методы сбора информации, культурный компонент общения с информантами.

    Литература:

    А.Е. Кибрик. Очерки по общим и прикладным вопросам языкознания (Место полевой лингвистики... Что такое «лингвистические экспедиции»?... Проблема исчезающих языков в бывшем СССР, стр. 46-79)

    О.А. Казакевич, А.Е. Кибрик. Малые языки на постсоветском пространстве. (Малые языки и традиции 2005, стр. 13-39)

    Н.Б. Вахтин, Е.В. Головко. Исчезающие языки и задачи лингвистов-североведов (Малые языки и традиции 2005, стр. 40-52)




  1. Язык и животная коммуникация: пределы подобия. Коммуникация у животных. Примеры сложных коммуникационных систем. Обучение обезьян человеческому языку и «запасной ум». Коммуникация муравьев и теоретико-информационный подход к ее изучению. Принцип двойного членения в человеческом языке. || Чем отличается коммуникация у животных от человеческого языка?

Литература:

З.А. Зорина, И.А. Полетаева, Ж.И. Резникова. Основы этологии и генетики поведения. МГУ: 2002 (стр. 122-157)

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Тематика заданий для текущего контроля


  • Примеры тем эссе:


Суть соссюровского переворота в лингвистике

или

Преемственность лингвистических парадигм в 20-м веке

или

Определение языка как объекта научного исследования с точки зрения частных лингвистик


  • Домашняя часть экзаменационного задания: спланировать и описать постановку задачи и методы собственного лингвистического исследования в произвольной области


Вопросы для оценки качества освоения дисциплина


  • Примерный перечень вопросов к итоговому экзамену по курсу:

соссюровская лингвистика, структурализм, генеративизм, социолингвистика, типология, корпусная лингвистика, компьютерная лингвистика...


Автор программы: _____________________________/ Ф.И.О./

Подпись обязательна.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины «Введение в языкознание» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. 2 Введение в языкознание...
Данный курс вырабатывает первичные навыки лингвистического анализа звуковой, лексической и грамматической сторон языка, осмысленного...
Программа дисциплины «Введение в языкознание» iconПрограмма курса лекционный курс языкознание как наука и «Введение в языкознание»
Важное место в лингвистической подготовке будущих учителей-словесников занимает дисциплина «Теория языка», включающая курсы «Введение...
Программа дисциплины «Введение в языкознание» iconРабочая программа разработана для изучения базового лингвистического...
Ильющеня Т. А., Сотникова Т. В. Языкознание: введение в языкознание: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов...
Программа дисциплины «Введение в языкознание» iconУчебно-методический комплекс дисциплины языкознание. Введение в языкознание...
Федеральное агентство по образованию российской федерации фгоу впо «южный федеральный университет педагогический иститут»
Программа дисциплины «Введение в языкознание» iconРабочая программа Дисциплина дн(М). Ф. 1 Языкознание: Введение в языкознание
Высшего профессионального образования «российский государственный университет туризма и сервиса»
Программа дисциплины «Введение в языкознание» iconРоссийской федерации
Изучение дисциплины базируется на знаниях студентов, полученных в ходе освоения дисциплин «Введение в языкознание», «Основной иностранный...
Программа дисциплины «Введение в языкознание» iconРоссийской федерации
Изучение дисциплины базируется на знаниях студентов, полученных в ходе освоения дисциплин «Введение в языкознание», «Основной иностранный...
Программа дисциплины «Введение в языкознание» iconРабочая программа дисциплины (модуля) спецсеминар «актуальные проблемы фразеологии»
«Введение в языкознание», «Введение в специальную филологию», «Основы межкультурной коммуникации», «Современный русский язык и культура...
Программа дисциплины «Введение в языкознание» iconРабочая программа дисциплины (модуля) спецсеминар «современные проблемы изучения дискурса»
«Введение в языкознание», «Введение в специальную филологию», «Теоретическая фонетика основного иностранного языка», «Основы межкультурной...
Программа дисциплины «Введение в языкознание» iconРабочая программа дисциплины (модуля) спецсеминар «проблемы языковой номинации»
«Введение в языкознание», «Введение в специальную филологию», «Теоретическая фонетика основного иностранного языка», «Основы межкультурной...
Программа дисциплины «Введение в языкознание» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины в. 1 Введение в...
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 1 Введение в языкознание для студентов, обучающихся по направлению подготовки...
Программа дисциплины «Введение в языкознание» iconПрограмма дисциплины дпп. Ддс. 04. Языкознание цели и задачи дисциплины Курс «Языкознание»
Расширяя и углубляя общеязыковедческую подготовку студентов, курс решает следующие задачи
Программа дисциплины «Введение в языкознание» iconУчебно-методический комплекс дисциплины теоретичекая фонетика современного английского языка
Освежить и расширить знания студентов по фонетике, приобретенные при изучении курса «Введение в языкознание»
Программа дисциплины «Введение в языкознание» iconРоссийской федерации
Изучение дисциплины базируется на знаниях студентов, полученных в ходе освоения дисциплин «Введение в языкознание», «Классический...
Программа дисциплины «Введение в языкознание» iconУчебно-методический комплекс дисциплины од. 01 Введение в языкознание...
Кобцева С. А., к п н., зам декана факультета филологии и журналистики Мурманского гуманитарного института
Программа дисциплины «Введение в языкознание» iconРабочая учебная программа дисциплины опд. Ф. 01. 1 «Введение в языкознание»
Рабочая учебная программа составлена к ф н., доцентом кафедры французской филологии Сотниковой Т. В


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск