Скачать 164.39 Kb.
|
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «Введение в языкознание»(по программе Ю.С. Маслова) 1. Разделы курса: 1.1. Вводный раздел 1.2. Фонетика и фонология 1.3. Лексикология 1.4. Грамматика 1.5. Историческое языкознание 1.6. Генеалогическая и типологическая классификация языков 1.7. Письмо 2. Краткое содержание тем 2.1. Вводный раздел. 2.1.1. Предмет и задачи науки о языке. Универсальное и специфическое в каждом языке. Языкознание общее и частное; теоретическое и прикладное. Комплекс языковедческих дисциплин. Связь языковедческих дисциплин с другими науками. 2.1.2. Основные функции языка и его место в системе средств коммуникации. Соотношение языка и мышления. 2.1.3. Язык как знаковая система особого рода. Экспонент и содержание языковых знаков. Язык — речевая деятельность — текст. Компоненты и уровни (ярусы) языковых явлений. Единицы парадигматические: фонема, фонологический слог, морфема, лексема, тип словосочетания, тип предложения. Единицы синтагматические: звук речи (фон), слог, морф, словоформа, словосочетание, предложение, высказывание. 2.1.4. Социальная, территориальная и функциональная дифференциация общенародного языка. Территориальные (местные) диалекты. Литературный язык как наддиалектная норма общенародного языка. Возникновение норм литературного языка на основе норм так называемого базового диалекта. Просторечие. Социальная дифференциация языка. Профессиональные «подъязыки», жаргоны. Функционально-стилистическая дифференциация языка. Историческая изменчивость языка. Синхронический и диахронический подходы при описании языковых явлений. 2.2. Фонетика и фонология. 2.2.1. Предмет фонетики; ее практическое и теоретическое значение. Отдельный звук речи и три аспекта его изучения: а) акустический; б) биологический (репродуктивный и перцептивный); в) собственно лингвистический (функциональный, или фонологический). Фонетика и фонология. 2.2.2. Основные понятия акустики. Тоны и шумы. Сила, высота, долгота и тембр звука. Основной тон и обертоны. 2.2.3. Устройство речевого аппарата и функции его отдельных частей. Артикуляция и ее фазы. 2.2.4. Классификация звуков. Гласные и согласные. Сонанты. Классификация гласных по положению языка, по работе губ, по положению нёбной занавески. Классификация согласных по характеру преграды, по действующему органу, по участию голоса. Дополнительная артикуляция (назализация, палатализация, лабиализация и др.). Долгота и краткость звуков. 2.2.5. Комбинаторные и позиционные изменения звуков в потоке речи. Важнейшие типы комбинаторных изменений: ассимиляция и аккомодация, диссимиляция и другие важнейшие типы позиционных изменений: редукция гласных, изменения, связанные с границей слова 2.2.6. Фонема — кратчайшая звуковая единица, потенциально связанная со смыслом: проявление этой связи в «однофонемных» словах, «однофонемных» окончаниях и т.д. Конститутивная и дистинктивная (различительная) функции фонемы. Выделимость фонемы. Использование в каждом языке небольшого репертуара (набора) фонем для построения экспонентов громадного количества значащих единиц как проявление экономии языковых средств. Дистрибуция фонем. 2.2.7. Фонемы и варианты фонем (аллофонемы, или аллофоны). Фонематические и нефонематические звуковые различия. Фонетическая и фонематическая транскрипции (скобки [...] и /.../ или <...>). Обязательные варианты фонемы и понятие о неперекрещивающейся (дополнительной) дистрибуции. Основной вариант, позиционные и комбинаторные варианты, факультативные варианты фонемы и понятие о «свободном варьировании». Варианты фонемы в языке и ее речевые «экземпляры» — фоны. Отношение фонемы, ее вариантов и ее «экземпляров» — отношение общего, особенного и единичного. 2.2.8. Понятие о противопоставлениях (оппозициях) фонем и о дифференциальных признаках фонемы. Нейтрализация фонемных противопоставлений. Различная трактовка понятия нейтрализации представителями разных фонологических школ (Н.С. Трубецкой, Московская фонологическая школа, Петербургская фонологическая школа - Л.В. Щерба и его последователи). 2.2.9. Чередования звуков (альтернации) и их основные типы. Фонетически обусловленные чередования вариантов одной фонемы, или так называемые модификации фонемы. Традиционные (не обусловленные фонетической позицией), или так называемые исторические, чередования фонем. Чередования, обусловленные нейтрализацией, как, в известном смысле, промежуточный тип. Различная трактовка этих чередований представителями разных фонологических школ. 2.2.10. Слог. Ядро слога и его периферия. Различные теории слога и слогоделения. Неслоговые гласные и слогообразующие согласные. Соотношение слоговых границ с границами значащих единиц (морфем и слов) в разных языках. Фонологические проблемы языков «слогового строя». Открытые и закрытые слоги. Дифтонги (равновесные, восходящие и нисходящие) и трифтонги. Дифтонгоиды. Фонологическая трактовка дифтонгов и трифтонгов. Понятие о слоговом акценте. Звуковые изменения в потоке речи, обусловленные структурой слога. 2.2.11. Просодические единицы языка: ударение и интонация. Силовое (динамическое), количественное (квантитативное), тональное и качественное ударение. Типы ударения по характеру выделенных единиц: выделение слога в рамках слова (словесное ударение) и выделение слова в рамках словосочетания и предложения (фразовое ударение). Понятие о логическом ударении. Основные типы словесного ударения. Главное и второстепенное ударение. Фиксированное (связанное) и свободное ударение. Функции словесного ударения. Понятие акцентного слова. Понятие клитики. Проклитики и энклитики. 2.2.12. Элементы интонации: мелодика, интенсивность, паузы, изменение темпа и тембра речи. 2.3. Лексикология. 2.3.1. Предмет лексикологии и ее основные разделы. 2.3.2. Слово как единица языка. Отличие слова от предложения и от морфемы. Важнейшее проявление относительной самостоятельности слова — его подвижность в предложении. Деление слов на знаменательные (полноэначные, автосемантические) и служебные (синсемантические, «пустые»). Составные (аналитические) формы слова и составные лексемы. Слово в языке и в речи. 2.3.3. Проблемы лексической семасиологии. Лексическое и грамматическое значения. Концептуальное ядро лексического значения слова. Эмоционально-стилистические коннотации. 2.3.4. Аспекты рассмотрения лексического значения. Предметная (денотативная) отнесенность слова. Общая и частная предметная отнесенность. Имена собственные и нарицательные. Слова с номинативной и с дейктической функцией. Соотношение слова и понятия. Понятия бытовые и научные. Терминологическая и нетерминологическая лексика. Слова, соотносимые с понятиями косвенно. Системные связи между значениями слова. Лексико-семантические группировки слов. Значимость как совокупность семантических компонентов, выявляемых в противопоставлениях данного слова другим словам. Гипероним и гипонимы. Синонимы, их типы и роль в языке. Антонимы. Значение слова и различия между языками. 2.3.5. Многозначность (полисемия) слова. Моносемия и полисемия. Лексико-семантические варианты. Полисемия как факт языка и «разрешение» полисемии в речи, в контексте. Прямое и переносное значения. Основные типы переноса значений: метафора и метонимия. Синекдоха как разновидность метонимии. 2.3.6. Омонимия слов. Ее отличие от полисемии. Трудности их разграничения. Типы омонимов: полные, частичные, неравнообъемные; омографические и неомографические; фиксируемые словарями и остающиеся вне словарной фиксации. Разные пути возникновения омонимов. 2.3.7. Вопросы ономасиологии (науки о наименовании) и этимологии (науки о происхождении слов). Мотивировка слова как центральное понятие ономасиологии и этимологии. Мотивирующий признак, служащий опорой для наименования, и языковое выражение этого признака. «Внутренняя форма» как структура названия, раскрывающая его мотивировку и отображающая способ представления значения в слове. Типы мотивировки. Примеры, показывающие различия между «внутренней формой» и значением слова (разные мотивировки при тождественном значении, разные значения при сходстве в мотивировке). Забвение «внутренней формы», его частные и общие причины. Задачи и некоторые принципы научной этимологии. Явление так называемой народной этимологии: примысливание мотивировки на основе случайного сходства данного слова с другими словами. 2.3.8. Проблемы фразеологии. Фразеологические единицы (фразеологизмы) языка. Понятие устойчивости и идиоматичности. Основные типы фразеологических единиц. Источники фразеологии. 2.3.9. Лексикография. Типы словарей. Словник и словарная статья. Содержание и построение словарной статьи в толковом словаре. Специфика переводных словарей. 2.4. Грамматика. 2.4.1. Предмет грамматической науки. План содержания и план выражения в грамматике. Грамматические значения и их формальные показатели. Грамматическая категория. Граммема. Типы грамматических категорий. Полифункциональность грамматических форм и взаимодействие грамматики с лексикой. Морфология и синтаксис. 2.4.2. Понятие о морфеме. Экспонент и содержание морфемы. Морфемы сегментные, нулевые и супрасегментные. Экспонентное и содержательное (семантическое) варьирование морфемы. Варианты морфемы в языке (алломорфемы, или алломорфы) и ее речевые экземпляры (морфы). Процедура вычленения морфов и их сведения (объединения) в морфемы. Омосемия и омонимия морфем. Морфонология. 2.4.3. Сегментные морфемы. Их классификация по отношению к слову, по функции, по валентности. Корни и аффиксы. Функциональные и позиционные классы аффиксов. Несегментные морфемы. Нулевые морфемы. Морфемы-повторы (редупликанты). Разные типы супрасегментных морфем (грамматическое использование фонемных чередований, ударения, тонов и т.д.). 2.4.5. Важнейшие понятия, связанные с изучением грамматической структуры слова и вопросов словообразования. Слова многоформенные (изменяемые) и одноформенные (неизменяемые), производные и непроизводные. Слова — тип (лексема, глоссема) и словоформа. Формообразовательная (словоизменительная) парадигма. Основа и форматив (формант). Формообразующая основа слова и основа группы форм (парциальная). Явление супплетивизма. Грамматическая структура аналитических форм слова. 2.4.6. Основы производная и непроизводная, производная и непосредственно производящая. Словообразовательный форматив. Явление конверсии. Словосложение. Понятие регулярности и продуктивности в словообразовании. Сокращенные и сложносокращенные слова (аббревиатуры). 2.4.7. Части речи. Принципы их выделения. Соотношение смысловых и формальных критериев при выделении частей речи. Ведущая роль категориального грамматического значения и формальное выявление этого значения в синтаксических свойствах и в грамматических категориях соответствующих слов. Наиболее общие лексико-грамматические разряды слов: знаменательные слова, служебные слова, модальные слова и междометия. Грамматическое значение, синтаксические свойства и типичные грамматические категории важнейших частей речи, выделяемые среди «слов-названий»: существительных, прилагательных, глаголов, неглагольных предикативов (слов «категории состояния»), наречий, числительных. Слова-заместители названий (местоимения, местоименные наречия, заместители глаголов), специфика их значения в языке и употребления в речи. Разряды служебных слов. 2.4.8. Синтаксис как грамматическое учение о связной речи и ее единицах. Понятие синтаксической конструкции, синтаксической функции и синтаксической валентности. Сочинительные и подчинительные связи. Предикативная связь. 2.4.9. Способы выражения синтаксических связей и функций в языках мира. Выражение синтаксических связей с помощью форм слова (синтетических и аналитических), т.е. морфологическим путем. Согласование (в частности — многостороннее согласование в языках с полиперсональным спряжением), управление, изафет. Выражение синтаксических функций с помощью порядка слов и интонации. Позиционное и интонационное примыкание. Синтаксические служебные слова. Синтаксическое основосложение. Полная и частичная инкорпорация. 2.4.10. Проблема определения предложения. Предложение в языке и в речи. Предложение и суждение. Предложение и словосочетание. Предикативность и модальность как признаки предложения. Роль глагола как организующего центра предложения. Вербоцентрическая синтаксическая концепция. Актанты и сирконстанты. Атрибуты. 2.4.11. Сложное предложение. Подчиненные и включенные предикативные структуры. Сверхфразовые единства. Средства, обеспечивающие связность текста. 2.4.12. Понятие об «актуальной информации», содержащейся в предложении, и об актуальном (коммуникативном) членении предложения. Тема и рема («данное» и «новое»). 2.5. Историческое языкознание. 2.5.1. Происхождение языка. Некоторые данные смежных наук (антропологии, физиологии, психологии, истории) и проблема происхождения языка. Происхождение человеческого языка и возникновение отдельных языков земного шара. 2.5.2. Историческое развитие языков в связи с развитием форм устойчивых: объединений людей. Племенные языки и диалекты, языки народностей, национальные языки. Языковые отношения в разные исторические эпохи. Процессы дивергенции и конвергенции языков. Языковые контакты, двуязычие (билингвизм) и многоязычие в разные эпохи и в современном мире. 2.5.3. Вопросы исторической лексикологии. Хронологические пласты в словарном составе языка. Неологизмы, пути их появления. Развертывание словарного состава языка за счет словообразования и филиации значений. Пополнение путем заимствования. Материальное заимствование и калькирование. Историческая обстановка и причины заимствования. Заимствование прямое и опосредованное, в процессе устного общения и через письменные тексты. Освоение и переработка слов в заимствующем языке. Интернациональный лексический фонд и его неуклонный рост. Пуризм, его типы, его различная общественно-политическая направленность в разных исторических условиях. Необходимость дифференцированного подхода к разным конкретным случаям употребления иностранных слов. 2.5.4. Устаревание и отмирание слов и их отдельных значений. Историзмы и архаизмы. Стилистические функции архаизмов. Изменение значений слов в истории языка, так называемые расширение и сужение значения. Изменение словесного обозначения реалий. Понятие о языковом табу и об эвфемизмах. Эмоционально-экспрессивное обновление лексики. 2.5.5. Вопросы исторической фонетики и фонологии. Исторические изменения в звуковой системе языка. Изменения внутрифонемные, изменения фонемного состава слов и форм языка, изменения в инвентаре (репертуаре) фонем и дифференциальных признаков. Изменения, касающиеся слогоделения, ударения и т.д. Изменения регулярные и спорадические, фронтальные (так называемые спонтанные) и нефронтальные. Понятие о звуковом законе. Историчность звуковых законов. Живой звуковой закон и его результаты, сохраняющиеся в последующие эпохи. Возможность различных формулировок звукового закона: звуковые переходы, звуковые чередования и звуковые соответствия (корреспонденции). Проблема исключений из звуковых законов. Роль аналогии. 2.5.6. Исторические изменения в грамматическом строе языка. Возникновение и отмирание грамматических категорий, изменения в их содержании и в их формальном выражении. Исторические сдвиги в морфологической структуре слова. Явления опрощения, переразложения и осложнения. 2.6. Генеалогическая и типологическая классификация языков. 2.6.1. Вопросы типологического языкознания. Сходства и различия между языками. Сходство материальное и сходство типологическое. 2.6.2. Материальное сходство в результате наследования общего языкового материала от «общего предка». Понятие языкового родства. Генеалогическая классификация языков. Важнейшие языковые семьи. Лингвистическая карта России и мира. Понятие о сравнительно-историческом методе. 2.6.3. Материальное и типологическое сходство в результате заимствований и калькирования в условиях языковых контактов. Ареальная лингвистика и понятие о «языковых союзах». 2.6.4. Типологическое сходство языков в результате независимого параллельного развития по сходным законам. Типологические сходства и различия как основание для разного рода типологических классификаций языков. Важнейшая из этих классификаций — так называемая морфологическая классификация. Ее основные параметры. Классификация по степени сложности морфологической структуры слова: языки аналитические (изолирующие), синтетические (аффиксальные) и полисинтетические (в частности, инкорпорирующие). Отсутствие «чистых» типов и принципы квантитативной типологии. Классификация языков, в первую очередь синтетических, по преобладающему типу соединения морфем в слове: языки агглютинативные («сополагающие»), фузионные (флективные, «сплавливающие») и интрофиксальные (со взаимным вклиниванием корневой и аффиксальной морфем). Понятие о фонологической и о синтаксической типологии языков. Языки эргативного и номинативного (аккузативного) строя. Взаимосвязь различных параметров лингвистической типологии. Типология и языковые универсалии. 2.7. Письмо. 2.7.1. Письмо в его отношениях к языку. Графема и ее варианты. Типология письменных знаков. 2.7.2. Идеография и фонография. Идеография пиктографическая и чисто условная. Главные этапы исторического развития письма. Типы письма в современном мире. 2.7.3. Основные понятия, связанные с изучением фонографического (фонемографического) письма. Алфавит, графика и орфография. Принципы орфографии. Написания, проверяемые произношением (прямо или косвенно) и непроверяемые (чисто традиционные). 2.7.4. Транскрипция и транслитерация. Научная и «практическая» транскрипция и транслитерация (в частности, иноязычных имен собственных). Примерное содержание практических занятий. Язык, речь, речевая деятельность. Речевая деятельность как совокупность процессов речепорождения и речевосприятия. Компоненты и уровни языка и речевой деятельности. Язык как система знаков. Свойства языкового знака. Уровни (ярусы) языковых явлений. Устройство речевого аппарата и функции его важнейших частей. Анатомо-физиологическая классификация звуков. Акустический аспект изучения звуков речи. Акустическая классификация звуков речи (гласные и согласные, сонанты и шумные, звонкие и глухие). Собственно лингвистический аспект в изучении звуков речи. Понятие фонемы. Упражнения в фонетической и фонематической транскрипции (на материале родного языка студентов с возможным привлечением диалектного произношения). Лексикография. Знакомство с важнейшими типами словарей. Анализ полисемии слова. Типы переносных значений. Типы омонимов. Типы синонимов. Компонентный анализ лексических значений в рамках тематических микрополей. Упражнения в морфологическом членении на материале родного языка и на материале языков, не знакомых студентам. Разные типы чередований и соответственное варьирование морфем. Анализ некоторых грамматических категорий. Анализ синтаксических связей и способов их выражения. Нахождение звуковых соответствий между словами родственных языков. Простейшие упражнения на «внутреннюю реконструкцию». Подсчет типологических индексов. Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу
внутри общенародного языка.
между языком и искусственными знаковыми системами.
речи. Парадигматические и синтагматические отношения между языковыми единицами.
единиц языка. Фонология.
языка. Понятие фонемы. Фонематические и нефонематические различия. Выделимость фонемы и ее функции. Дифференциальные признаки фонем.
Составил д-р филол. наук, проф. Ю.С. Маслов |
Программа курса лекционный курс языкознание как наука и «Введение в языкознание» Важное место в лингвистической подготовке будущих учителей-словесников занимает дисциплина «Теория языка», включающая курсы «Введение... | Рабочая программа разработана для изучения базового лингвистического... Ильющеня Т. А., Сотникова Т. В. Языкознание: введение в языкознание: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 2 Введение в языкознание... Данный курс вырабатывает первичные навыки лингвистического анализа звуковой, лексической и грамматической сторон языка, осмысленного... | Рабочая программа Дисциплина дн(М). Ф. 1 Языкознание: Введение в языкознание Высшего профессионального образования «российский государственный университет туризма и сервиса» | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины языкознание. Введение в языкознание... Федеральное агентство по образованию российской федерации фгоу впо «южный федеральный университет педагогический иститут» | Учебно-методический комплекс дисциплины теоретичекая фонетика современного английского языка Освежить и расширить знания студентов по фонетике, приобретенные при изучении курса «Введение в языкознание» | ||
Российской федерации Изучение дисциплины базируется на знаниях студентов, полученных в ходе освоения дисциплин «Введение в языкознание», «Основной иностранный... | Российской федерации Изучение дисциплины базируется на знаниях студентов, полученных в ходе освоения дисциплин «Введение в языкознание», «Основной иностранный... | ||
Рабочая программа дисциплины (модуля) спецсеминар «актуальные проблемы фразеологии» «Введение в языкознание», «Введение в специальную филологию», «Основы межкультурной коммуникации», «Современный русский язык и культура... | Рабочая программа дисциплины (модуля) спецсеминар «современные проблемы изучения дискурса» «Введение в языкознание», «Введение в специальную филологию», «Теоретическая фонетика основного иностранного языка», «Основы межкультурной... | ||
Программа элективного курса «Математика, физика, компьютер» Программа предназначена для обучения студентов 2-3 курса техникума, имеющих базовую подготовку по дисциплинам «Математика», «Физика»,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Введение в языкознание» соответствует требованиям, изложенным в государственном... | ||
Оборудование, механизация и автоматизация в технологии материалов Введение. Цель изучения курса, его связь с другими науками, значение курса Краткое содержание дисциплины | Основное содержание курса Социология pr тема Введение. Цели и задачи курса Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений | ||
Рабочая программа дисциплины (модуля) спецсеминар «проблемы языковой номинации» «Введение в языкознание», «Введение в специальную филологию», «Теоретическая фонетика основного иностранного языка», «Основы межкультурной... | Методические указания Программа и задания по курсу введение в славянскую... Эти вопросы и составляют основное содержание курса «Введение в славянскую филологию». К ним примыкают сведения из истории славянской... |