Минобрнауки россии государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «российский государственный гуманитарный университет»





НазваниеМинобрнауки россии государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «российский государственный гуманитарный университет»
страница1/7
Дата публикации19.07.2013
Размер0.95 Mb.
ТипДипломная работа
100-bal.ru > Культура > Дипломная работа
  1   2   3   4   5   6   7


МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(РГГУ)

ИСТОРИКО-АРХИВНЫЙ ИНСТИТУТ

ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ, ПОЛИТОЛОГИИ И ПРАВА

Кафедра теории и практики общественных связей

Шаркаев Виталий Сергеевич


КОММУНИКАТИВНЫЕ ФУНКЦИИ КОМИКСОВ

В СОВРЕМЕННЫХ ПРОТЕСТНЫХ ДВИЖЕНИЯХ

030602.65 Связи с общественностью

Дипломная работа студента 5-го курса очной формы обучения

Допущен к защите на ГЭК

Заведующий кафедрой Научный руководитель

д-р филос. наук, проф. Кандидат филологических наук

_______________ С.В. Клягин ___________М.А. Штейнман

«___»__________2013 г.


Москва 2013

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение
Актуальность темы дипломной работы.

В последнее время тема комиксов стала невероятно популярна среди молодежи. Созданные когда-то давно супергерои сейчас нередко становятся олицетворением той или иной идеи, выступают в качестве символов любого рода инициатив, включая и протестные движения. Сейчас поколение, которое в детстве жадно поглощало с экранов телевизора любой эпизод мультсериала про человека-паука, выросло и превратилось в представителей потребительской аудитории от класса прогрессивной молодежи. Следствием этого стал рост продаж перезапущенных и адаптированных под современность продуктов из девяностых годов, таких как Mortal Kombat 91, жвачки «Love Is» и так далее. Фильмы по мотивам комиксов не только стали своего рода катализатором популярности супергероев, но и явились одним из характерных признаков нулевых и первой половины десятых годов двадцать первого столетия.

Одним из самых трендовых образов, созданных в комиксах и перебравшихся в реальный мир, стала маска Гая Фокса, которую носил персонаж графической новеллы Алана Мура «V is for Vendetta». Популярности вышеупомянутого образа послужил фильм-манифест протестной воли с одноименным названием, снятый братьями Вачовски2. Маска Гая Фокса стала официальным символом движения «Захвати Уолл-стрит», которое проходило в США с сентября по ноябрь 2011 года. Событие вызвало огромный резонанс на разных континентах. Кроме того, одно из самых известных хакерских сообществ, которое называется Anonymous3, так же использует своим главным символом маску Гая Фокса.

По словам протестующих, маска прежде всего стала символом и движения против алчности корпораций и прежде всего свободы и справедливости. Но при этом участники чаще всего не являются сторонниками хиппи или социализма. Причина, почему маска стала популярной среди акций протестов — прежде всего особое влияние фильма. По сюжету, сторонники свободы надевали маски и устраивали шествия, несмотря на то, что из-за этого их отправляли в лагеря. К концу фильма тысячи людей в маске направляются к парламенту Британии. Мнения о значении маски разделились, некоторые называют ее новым символом народного единства в борьбе с угнетателями, другие считают ношение маски синонимом одобрения насилия. В своем интервью для BBC специалист по комиксам Рич Джонсон, принимавший участие в создании фильма, говорит, что маска олицетворяет прежде всего терроризм и свержение власти насильственным путём, что может вызвать негативные ассоциации у многих людей4. Если обратить свой взгляд конкретно на Россию, то не придется долго искать продукт влияния комиксов на талантливую молодежь. В Российской Федерации создаются сайты, на которых с помощью комиксов авторы в ироническом ключе выражают свою позицию по поводу происходящих в стране волнений, недовольство проводимой внутренней политикой и периодом застоя5. Так же на этих сайтах высмеиваются политики или общественные деятели, которые своими выходками повесили на свое имя ярлыки наподобие Бесогона6.

Эти тенденции позволяют охарактеризовать комиксы как новую платформу для вдохновения граждан, активно реагирующих на происходящие вокруг события. Она требует изучения и описания основных коммуникативных функций.

Степень изученности темы.

Узконаправленной литературы, описывающей коммуникативную функцию комиксов в современных протестных движениях, еще не существует, однако есть множество работ, которые могут помочь разобраться в этом вопросе. Литературу по проблеме содержат в себе работы, описывающие историю появления комиксов, а также разъясняющие их культурные функции и сферы влияния. В других представленных работах авторы разъясняют происхождение многих культурных и социальных феноменов, таких как мифологизация продуктов массовой культуры и интернета, объясняют семиотику общественно значимых символов, а так же рассматривают роль медиа в этих процессах.

Изучение протестных движений началось в двадцатом веке, который Гюстав Лебон охарактеризовал как «век толп». В его работе «Психология масс и народов» проведен подробный анализ поведения людей, попавших под влияние толпы7. Лебон стал известен тем, что пытался показать то общее, что имеется между положением вещей и закономерностями в психологии масс. Он предсказал важную роль толпы в наше время, а также охарактеризовал методы воздействия на толпу, которые в дальнейшем применяли народные лидеры, как Гитлера, например, использование упрощенных лозунгов. Продолжение исследования поведения толпы и технологий протеста нашло свое отражение в работах множества социологов и психологов, в том числе Габриеля Тарда, Сержа Московичи и других.

О влиянии массмедиа и массовой культуры на общественное сознание во второй половине двадцатого века создавалось множество трудов. Жан Бодрияр, Ги Дебор, Ролан Барт и другие известные исследователи сделали массовое потребление главной темой своих работ. В 1964 году вышла знаковая для понимания социальных коммуникаций работа канадского философа Маршала Маклюэна «Понимание медиа»8. Автор книги рассматривал технические средства декодирования сообщений СМИ как «расширение» человеческих органов чувств. В книге много говорилось о роли медиа в истории формирования мирового сообщества в целом. Так же не стоит упускать из вида, что канадский философ Маршал Маклюэн относил комиксы к одному из наиболее интересных форм медиа. Он заметил, что в двадцатом веке люди стремятся не столько к целям, сколько к ролям. И визуальная образность комикса как раз в этом.

Главной работой, позволяющей понять структуру и значение комиксов, стал графический анализ комикса Скотта МакКлауда «Понимание комиксов»9. Труд давно воспринимается как «комикс о комиксе» - графическое исследование сути этого вида массового искусства. На сегодняшний день эта книга остаётся наиболее глубоким анализом комикса как самостоятельного вида искусства и единственным универсальным профессиональным пособием. В своем исследовании автор выводит определение комикса, как молодого и относительно нового вида массового искусства. Книга интересна не только создателям и фанатам графических сюжетов, но еще и тем, кто хочет понять причины популярности и коммуникативный потенциал комиксов. Кроме самостоятельной функции: развлекательной, познавательной - комикс также используется в других видах искусства. Каждый фильм, каждый мультфильм или клип при своем рождении были комиксами. В процессе создания фильма или ролика создается "раскадровка", в которой прописывается диалог героев, выбирается план съемки. Скот МакКлауд исследует разные отношения феномена комиксов с другими социальными явлениями и идеями.

Ажиотаж вокруг маски из «V значит Вендетта», наделение ее смыслами – это не что иное, как мифологизация, о которой писал в своих работах Ролан Барт10. «Все культурные феномены, все виды коммуникации кодируются в знаковых системах, которые являются продуктом мифотворческой деятельности. По мнению Барта, любое культурно значимое явление представляет собой речевое высказывание, дискурс, являющиеся носителями мифического сообщения», - пишет доктор философских наук Елена Чубукова11.

Комиксы являются ничем иным, как представителями поп-культуры, которая стала неотъемлемой частью культурного наследия двадцатого века. Хотя вопрос о ценности массовой культуры является спорным, многие исследователи этого феномена сходятся на том, что поп-культура играет огромную роль практически во всех сферах общественной жизни. Одним из таких исследователей является Дуглас Рашкофф, написавший книгу «Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание». Согласно книге Рашкоффа, существуя на деньги рекламодателей и корпораций, средства массовой коммуникации вольно и невольно продвигают изо дня в день навязываемые ими обществу потребительские ценности, формируют соответствующее им общественное мнение, навязывая, тем самым, понимание современного мира. Так же он вводит само понятие «Медиавирус», которым называет медийные события, вызывающие прямо или косвенно определённые изменения в жизни общества. Источниками медиавирусов могут выступать телепередачи, мультсериалы и комиксы в том числе12.

Проблема исследования. Пробел в исследовании способов влияния комиксов на жизненные процессы современного общества и его протестных движений, а так же последствий такого влияния.

Объект исследования. Объектом исследования данной дипломной работе являются комиксы как средство коммуникации в массовой культуре и их взаимосвязь со сферами жизни общества.

Предмет исследования. Предметом исследования в данной дипломной работе являются способы поддерживания или провоцирования комиксами коммуникации внутри современных протестных движений.

Гипотеза. Комикс выполняет коммуникативную функцию кодирования реакции на социальную и политическую действительность.

Цель данной дипломной работы. Проанализировать протестные проявления общественного сознания в комиксах, таких как новые российские комиксы Bubble и интернет-комиксы, а так же определить коммуникативные функции и влияние комиксов на протестные движения на примере движения «Захвати Уолл-Стрит».

Задачи исследования:

  • Изучить теоретические основы понимания коммуникативных функций комиксов, проанализировав историю и современную реальность этого вида искусства;

  • Исследовать воздействие и значимость позаимствованных из комиксов символов, а так же оценить комиксы как новую информационную площадку для реагирования на происходящие вокруг события.

Эмпирическая база. В эмпирическую базу входят: сайты, новостные статьи и интервью с участниками протестных движений, публикации в СМИ, видео порталы, комиксы и веб-комиксы.

Теоретическое значение. Теоретическое значение данной дипломной работы заключается в исследовании процесса самоосознания протестных движений и прочих форм выражения негативных общественных настроений с помощью влияния комиксов на их формирование.

Практическое значение. Практическое значение данной дипломной работы заключается в понимании работы комикса как новой информационной площадки. Изучаемые в работе примеры наглядно показывают, как комиксы могут стать платформой для PR идей, символов и образов.

Структура работы. Работа состоит из введения, в котором приводятся аргументы в пользу актуальности темы диплома, двух глав завершающихся выводами, заключения, списка используемой литературы (теоретическая база) и источников (эмпирическая база), графических приложений.

ГЛАВА 1. Комиксы как средство коммуникации в массовой культуре
1.1. Массовая культура: понятие, осмысление, критика
Понятие массовая культура или поп-культура часто используется для характеристики продуктов культурного производства и потребления. Суть массовой культуры состоит в том, что в ней представляющие культурную ценность вещи, такие как объекты творческой деятельности, поставлены на поток производства. То есть это производство организованно по типу массовой и серийной индустрии, целью которой является поставить на культурный рынок продукт, такой же стандартизированный и серийный, предназначенный для массового потребления13.

Осмысление «Массовой культуры.» в буржуазной философии было начато книгами О. Шпенглера, Х. Ортега-и-Гасета , Т. Адорно , связавшими «Массовую культуру» с концепцией «массового общества», предвещавшими крах «высшей» культуры в столкновении с «массой» и «толпой»14. В современной философии и социологии термин «Массовая культура» - это обобщенное определение, выражающее культурное состояние западного общества, установившееся в середине двадцатого века. Немалый вклад в развитие массовой культуры внесли существенные сдвиги в механизме распространения культурных элементов: эволюция средств массовой коммуникации, таких как радио, кино, телевидение, гигантские тиражи иллюстрированных журналов и комиксов, дешёвых "карманных" книг, грампластинок. Российский политолог Геннадий Ашин характеризует массовую культуру индустриально-коммерческим типом производства и распределения стандартизированных духовных благ: «Ко всему прочему, относительная демократизация культуры, повышение уровня образованности масс, увеличение времени досуга и затрат на досуг в бюджете средней семьи так же повлияли на развитие общественной культуры»15.

С помощью средств массовой коммуникации культура, поставленная на производственный поток, способна охватить подавляющее большинство общественных групп, далеких от мира культуры элитарной. Массовая культура устанавливает правила, по которым начинает жить общество. Технические возможности современного общества, такие как телевидение, радио и интернет, только способствуют скорейшему проникновению массовой культуры в быт каждой семьи, где она навязывает свои схемы течения повседневной жизни. Навеянный массовой культурой образ жизни уже не является свободным стечением жизненных обстоятельств, которые, так или иначе, формируют образ и характер человека. Он сам начинает относить себя к определенному типу, подбирает подходящий наряд, говорит подходящие слова и ведет себя соответственно своей роли. «Теперь уже семья в рекламном ролике не копирует существующий образ жизни обычной семьи, а обычная семья копирует рекламную»16. Продукты производства существуют только ради своей же смерти, так как быстро теряя свое функциональное измерение

Ко всему прочему, массовая культура способна самовоспроизводиться с каждым новым поколением потребителей, начиная воспитывать самых юных представителей своей аудитории с самого детства. Для этого она использует мультфильмы, игрушки и комиксы, которым характерна очень простая символика и мифологизация центральных персонажей: идеальный во всем супергерой с карикатурно квадратным лицом, его враги, в основном неприятные на внешность и озлобленные на весь мир изгои, которые сами добились для себя подобной участи и другие стереотипические образы. Но в них скрыта большая роль детального оформления внешнего обозначения персонажей, порождаемых массовой культурой. Такая стереотипность, закладываемая еще в детстве, проецируется на реальную жизнь: преподаватель института должен ходить в пиджаке с заплатками на локтях, водителя грузовика можно узнать по нецензурной брани и грязи под ногтями, а художник представляется возвышенным силуэтом в элегантном шарфе. Но даже такие простые стереотипы подвержены регулированию, происходящему по средствам актуализации того или иного тренда. Это значит, что с помощью единого механизма моды, массовая культура ориентирует потребителей на принятие символа, приобретение товара или совершения нужного коммуникативного действия, отстраняя потребителя от альтернатив, которые может предложить жизнь. Претендуя на захват и подчинение культуры всего мира, его культурную колонизацию, «Мода образует средоточие современной культуры, включая такие ее стороны, как наука и революция, потому что этой логикой насквозь пронизан весь порядок современности, от секса до массмедиа, от искусства до политики»17. Таким образом, цель моды в массовой культуре – подчинить все стороны человеческого существования: от стиля в одежде до обустройства квартиры или дома, от выбора типа хобби до кулинарных предпочтений, от выбора идеологической ориентации до форм и ритуалов неформальных взаимоотношений.

Заложниками массовой культуры стали практически все страны, которых коснулась глобализация. Ее влияние на окружающую реальность распространилось настолько, что, если рассматривать повседневную жизнь и находящиеся в ней объекты как символы и мифы, то можно легко прийти к мысли, что сам жизненный процесс общества представляет собой театрализованный спектакль с костюмами и ролями, с декорациями и реквизитом, с режиссурой и сценарием. «В обществах, достигших современного уровня производства и потребления, вся жизнь проявляется как огромное нагромождение спектаклей. Всё, что раньше переживалось непосредственно, отныне оттеснено в представление. Вся реальность разделена на части и сферы жизни, а все образы окружающего мира собрались в самостоятельном мире образов, насквозь пропитанном ложью. Проблема общества спектакля есть самостоятельное движение неживого»18. Спектакль, созданный массовой культурой, живет только ради самого себя. Корпорациям выгодно загромождать умы людей различными символами, якобы представляющими ценность, так обычный телефон становится поводом для восхищения его владельцем, эмблема компании на кроссовках плохого качества позволяет увеличить их цену вчетверо. Социальный статус, экономическое положение, вещи, которые люди приобретают, все это является факторами, заставляющими играть определенные роли, которые должны соответствовать стереотипам, навязанным средствами коммуникации поп-культуры. Режиссером в таком спектакле выступает маркетинг - организационно-коммерческое звено массовой культуры.

Маркетинг предоставляет ассортимент продуктов искусства, таких как кинематограф, драматургия, изобразительное искусство и музыка. Так же результаты анализа маркетинговых исследований определяют, какие ток-шоу будут входить в список телепрограмм, какая музыка получит возможность приобрести популярность на радио, и на какую одежду потратят деньги родители подростков. Таким образом, маркетинг смешивает культурную и экономическую сферы общественной жизни. Так индустрия проникает в искусство, навязывая капиталистические основания для создания формата. Например, ожидаемый фильм с большим количеством знаменитых актеров в ролях, которому был выделен серьезный бюджет для съемок, будет показан во множестве кинотеатров, в отличие от фильма, рассчитанного на узкую аудиторию. Но в одно время людям нравятся фильмы ужасов, в другое комедии, поэтому мода берет на себя функции прогнозирования, а если быть точным, то давления на общественный вкус. Маркетинг придал культурным процессам «спортивный» характер, вовлекая все проявления творчества в бесконечный процесс возвышения и падения очередных «звёзд» и «идолов».

Оперируя такими мощными механизмами внушения, позволяющими стилизовать общественную жизнь под определенный формат, аппарат массовой культуры объединяет исследовательскую, проектную и организационно-коммерческую деятельность специалистов высшей квалификации. «Социально-психологические исследования поставляют монополиям данные о колебаниях предпочтений и антипатий у различных категорий потребителей, об эффективности используемых приёмов обработки массового сознания. Здесь определяется влияние оформления упаковки на выбор товара, "уговаривающих" формулировок рекламы на масштабы туризма, режиссуры политических телевизионных турниров на решение колеблющихся избирателей и т. п.»19 В этой области нашли свое применение и PR-технологии, поставляющие на информационные площадки определенные сообщения, способствующие актуализации потребительских ролей. Одной из самых молодых наук, помогающих создавать спрос, стала наука о нейромаркетинге. «Нейромаркетинг — это сочетание науки о человеческом мозге и экономики. Специалисты исследуют работу мозга, а потом использует все, что происходит в человеческой голове, чтобы заставить людей больше покупать. Простой пример: в большом торговом комплексе включают тихую спокойную музыку, чтобы человек расслабился, у него стало размеренным дыхание, сердечный ритм как во время медитации. Это позволяет избежать стресса и расположить к покупкам» - так отвечает на вопрос доктор наук по политэкономии Пабло Пейролон20.

Говоря о символах массовой культуры, невозможно не обратить внимания на значимость брендов и торговых марок, наделяющие вроде бы простые вещи и предметы ежедневного потребления особыми функциями и значениями. Бренды одновременно являются и, в какой-то степени, продуктами поп-культуры, но в тоже время интегрированные в массовую культуру бренды могут влиять на ее развитие. Бренд может сконцентрировать вокруг себя внушительных размеров семиосферу и стать значимой частью жизни общества, что заставит остальные продукты массового производства подстраиваться под определенную планку. Некоторые бренды становятся практически незаменимым атрибутом определенных социальных и потребительских ролей, следовать которым без инструкции может быть нелегко. Поэтому современные бренды наделены множеством различных коммуникационных атрибутов. Теперь купленный продукт способен лежать в ладони потребителя так, чтобы тот смог безмолвно и демонстративно показывать свою принадлежность к определенным общественным группам.

Шведский экономист и маркетолог Томас Гэд предлагает разложить эти атрибуты на четыре измерения:


  1. Функциональное измерение (касается восприятия полезности продукта или услуги, ассоциируемой с брендом).

  2. Социальное измерение (касается способности идентифицировать себя с определенной общественной группой).

  3. Духовное измерение (восприятие глобальной или локальной ответственности). Сюда можно отнести духовные ценности, разделяемые брендом и его потребителями.

  4. Ментальное измерение (способность поддерживать человека). Говоря по-простому – это то, что бренд дает для личных ощущений потребителя»21.


Присутствие бренда во всех четырех измерениях говорит о его значимости в социальных сферах общественной жизни. А если бренд имеет значимость, то и обладатель брендового продукта получает равноценную значимость. Ощущение исключительности заставляет человека чувствовать себя членом элитарного клуба, что влияет на его самоидентификацию в социальной группе. Теперь он присоединяется к миллиону других членов элитного клуба потребителей одного бренда, чему очень рад. В этом заключается парадокс массовой культуры: когда товары и услуги, не являющиеся какой-либо редкостью, наделяются свойствами оригинальности и исключительности. Когда неимение того, что и так лежит на каждом углу, становится главным критерием на определение слабого звена.

Свойство превращать вещи и символы, совершенно не имеющие какое-либо значение, в объект желания миллионов людей, заставило научный мир второй половины двадцатого века начать критический анализ массовой культуры, так как уже тогда стало заметно, что она разрушительно действует на общественное сознание. В то время массовая культура рассматривалась учеными как тюрьма для духовного развития, средство отчуждения и угнетения людей. Массовая культура начинает изображаться исследователями и писателями как чудовищная сила, уничтожающая в человеке все человеческое. Теперь продукты поп-культуры воплощают в себе все самое плохое, становятся главными инструментами подчинения в антиутопических произведениях и книгах ужасов. Подобных произведений в двадцатом веке в западной литературе было множество: Джордж Оруэлл «1984», Олдос Хаксли «О дивный новый мир», Рэй Брэдбери с «451 градус по Фаренгейту» и многие другие. Борьба с массовой культурой и её открыто антидемократической природой стала одной из важных задач в программах и практике прогрессивных, демократических сил в капиталистических странах.

Однако не все научные деятели считают массовую культуру исключительно средством тотального подчинения, губительным для нравственности и морали. Маршал Маклюэн утверждает, что «...массовая культура приобщает к духовным ценностям массы, в прошлом отчуждённые от господствующей культуры, создаёт относительно высокий стандарт формы массовой культурной продукции»22. Средства массовых коммуникаций часто дарят возможность множеству людей ознакомиться с произведениями классической литературы, достижениями науки и шедеврами изобразительного искусства. С помощью упрощения и стереотипов, массовая культура доставляет сообщения, взятые из великих произведений искусства потребителю, лишенному возможности получить его из других источников. Идея, взятая из классического литературного романа, теперь может быть донесена до громадной аудитории массовой культуры с помощью средств коммуникации и продуктов мейнстрима. В этом смысле поп-культура так же прививает духовные ценности массам, в прошлом отчуждённым от господствующей культуры. Эта ситуация создаёт относительно высокий стандарт формы массовой культурной продукции. Такая двойственность способствует возникновению концепций, оправдывающих дифференциацию культурной продукции и утверждающих, что «Массовая культура» способствует развитию культурной жизни общества.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что в современном мире потребление сводится до автоматического, безальтернативного выбора потребителями выгодных маркетингу продуктов. «Индивидуального выбора давно не существует, все это всего лишь иллюзия, так как любой выбор был продиктован самой структурой общества потребления, придающей значение не предметам, а абстрактным ценностям, тождественным отчуждённым от них знакам»23. Потребности производятся вместе с товарами, которые их удовлетворяют. В основе выбора товара лежит стремление к социальному отличию или наоборот похожести, и, поскольку поддержка такого рода вещей есть жизненное условие существования современной цивилизации, потребность всегда остаётся неудовлетворенной. Социальная обеспеченность и «счастье», предоставляемые массовой культурой, становятся императивами общества потребления, которое не поощряет пассивность и экономность, поскольку за ними следует утрата потребительской способности. О чем постоянно сообщают средства массовой коммуникации.
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Минобрнауки россии государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «российский государственный гуманитарный университет» iconМинобрнауки россии федеральное государственное бюджетное образовательное...
Что же следует понимать под профилактическим, естественным, исцеляющим, правильным дыханием? 25
Минобрнауки россии государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «российский государственный гуманитарный университет» iconРоссийский государственный гуманитарный университет
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Минобрнауки россии государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «российский государственный гуманитарный университет» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Минобрнауки россии государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «российский государственный гуманитарный университет» icon«политическая элита россии»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный...
Минобрнауки россии государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «российский государственный гуманитарный университет» icon«политическая элита россии»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный...
Минобрнауки россии государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «российский государственный гуманитарный университет» iconМинобрнауки россии федеральное государственное бюджетное образовательное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Минобрнауки россии государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «российский государственный гуманитарный университет» iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая гоу впо "Нижневартовский государственный гуманитарный университет" по...
Минобрнауки россии государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «российский государственный гуманитарный университет» iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Минобрнауки россии государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «российский государственный гуманитарный университет» iconИнститут: социально- гуманитарный
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Минобрнауки россии государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «российский государственный гуманитарный университет» iconРоссийский государственный университет
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Минобрнауки россии государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «российский государственный гуманитарный университет» iconФедеральное агентство по образованию Государственное образовательное...
Апологетика в XIX-XX вв. (Эпоха великих германских философов и больших достижений науки)
Минобрнауки россии государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «российский государственный гуманитарный университет» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Утверждены приказом Минобрнауки России от 16 марта 2011 г. №1365, программой кандидатских минимумов, учебным планом специальности...
Минобрнауки россии государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «российский государственный гуманитарный университет» iconРоссийский государственный торгово-экономический университет (гоу впо ргтэу) Подраздел н 74 5
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Минобрнауки россии государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «российский государственный гуманитарный университет» iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Минобрнауки россии государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «российский государственный гуманитарный университет» iconПрограмма внутренних вступительных экзаменов для абитуриентов, поступающих...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Минобрнауки россии государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «российский государственный гуманитарный университет» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «28» августа 20 13 г. Программа...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск