Актуальность, практическая и научная значимость изготовления токарной деревянной игрушки, методом проектного обучения школьников 6-х классов общеобразовательных школ





Скачать 92.08 Kb.
НазваниеАктуальность, практическая и научная значимость изготовления токарной деревянной игрушки, методом проектного обучения школьников 6-х классов общеобразовательных школ
Дата публикации12.03.2015
Размер92.08 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
Актуальность, практическая и научная значимость изготовления токарной деревянной игрушки, методом проектного обучения школьников 6-х классов

общеобразовательных школ.

Шкаев Андрей Васильевич, учитель технологии МОУ «Средняя общеобразовательная школа №51» г. Архангельска.

Педагогикой определены пути развития творческих способностей детей. Общим для них является включение каждого ребенка в творческую деятельность.

Как известно главный труд детей – учеба. Поэтому вполне очевидно, что для воспитания творческих черт личности у учащихся его нужно сделать творческим. Для удовлетворения социального запроса общества в творческих кадрах, нужно коренным образом перестроить обучение в школе, и, прежде всего, в творческом плане. Детское художественно – техническое творчество – наиболее массовая форма привлечения учащихся к творческой деятельности. Педагоги рассматривают детское творчество не только как вид деятельности, но и как один из эффективных способов трудового воспитания и политехнического образования. Психологи в детском творчестве больше внимания уделяют своевременному выявлению у учащихся способностей к определенному виду творчества, установлению их формирования и последовательности развития. Другими словами, в процесс управления творческой деятельностью учащихся психологи включают методы правильной диагностики творческих способностей, которые помогут понять в каком виде деятельности и при каких условиях учащиеся смогут наиболее продуктивно проявить себя.

Таким образом, с учетом педагогической и психологической точек зрения детское творчество – это эффективное средство воспитания, целенаправленный процесс обучения и развития творческих способностей учащихся в результате создания материальных объектов с признаками полезности и новизны. Одним из таких, творчески созданных, материальных объектов может служить токарная деревянная игрушка.

Токарная обработка древесины своими корнями уходит в далекое прошлое. Если первым изобретением человечества был гончарный круг, то следующим, скорее всего, был токарный станок. Принцип работы токарного станка для обработки древесины достаточно прост, но в то же время, изделия, выполненные точением, отличаются, природной красотой, практичностью, экологической чистотой. В прошлые века токарной обработкой древесины занимались не только простолюдины, но и знатные дворяне. Очень любили работать на токарных станках даже царские особы, например Петр I и Екатерина II.

Из семи известных объемных геометрических тел (куб, шар, призма, конус, параллелепипед, цилиндр, тор), четыре – тела вращения. А получение тел вращения – это и есть принцип действия токарного станка. Достаточно посмотреть вокруг и можно убедиться в том, что очень много предметов, окружающих нас, также в своей основе имеют тела вращения или комплекс тел. Примером могут служить такие предметы как карандаш, ручка, лампа, дерево, тарелка, чашка и многое, многое другое.

Очень интересны и выразительны токарные деревянные игрушки, которые получили большое распространение на Русском Севере, Вологодской, Рязанской и других областях. Нельзя не отметить, что и матрешка – национальный русский сувенир появилась благодаря мастерству токаря. В старину точеные деревянные игрушки называли «потешками». Благодаря своей неповторимости, текстурной красоте, экологической чистоте и простоте изготовления точеная деревянная игрушка не потеряла актуальности и в наши дни.

Тема: «Технология токарной обработки древесины» изучается в 6-х и 7-х классах общеобразовательных школ, поэтому целесообразно на уроках технологии при изучении данных тем изготавливать точеные деревянные игрушки.

Актуальность изготовления токарной игрушки на уроках технологии:

  1. Небольшое количество расходуемого материала, что особенно важно, так как достаточно высока стоимость пиломатериалов.

  2. Возможность для ребенка творческого развития и нахождения им оригинального творческого решения при проектировании игрушки.

  3. Достаточная простота изготовления, что является важным при построении образовательного процесса, так как материальная база большинства школ не соответствует требованиям тематического планирования программ «Технология».

  4. Высокий уровень интереса у школьников к изготовлению токарной деревянной игрушки.

  5. Наличие межпредметной связи курса технологии, экономики, истории, изобразительного искусства.

  6. Высокая результативность труда ученика, которая имеет большое значение для воспитания творческих черт его личности.

  7. Изучение истории своего края.

  8. Возможность обеспечения близлежащих дошкольных учреждений, детских домов и домов ребенка доступными игрушками.

При изготовлении токарной игрушки ребенок сталкивается с проблемой конструирования своего изделия. При этом в его активе имеются лишь четыре геометрических тела вращения: цилиндр, шар, конус, тор. Именно из этих деталей ребенок может получить различные деревянные игрушки. Это могут быть фигурки людей и животных, рыб и насекомых, машины и космические корабли, и многое другое. Все это зависит от фантазии и творческого развития ребенка. Роль педагога при этом заключается в постановке проблемы, помощи в ее реализации, т.е. практически педагог применяет так называемый метод манипулятивного конструирования.

Для учета учителем возможностей творческого продвижения каждого школьника и дифференцированного подхода к использованию различных методов и приемов включения учащихся в творческий процесс педагогами и психологами разработана шкала уровней творческой подготовленности учащихся.

Уровень 1. Учащийся может изготовит токарную игрушку по предъявленной документации (чертеж, технологическая карта изделия) с внесением частичных изменений чертеж, направленных на совершенствование формы изделия или рациональное расположение деталей.

Уровень 2. Учащемуся доступно изготовление изделий с доконструированием и самостоятельным внесением изменений в предъявленную техническую документацию или отдельную схему.

Уровень 3. Учащийся справляется с изготовлением изделий с предварительным конструкторским оригинальным усовершенствованием и самостоятельным внесением изменений в технологическую документацию или схему.

Уровень 4. Учащемуся посильна самостоятельная технологическая разработка оригинальной конструкторской идеи изделия (предъявленной учителем) и его изготовление.

Уровень 5. Учащийся способен самостоятельно обосновать и сформулировать оригинальную конструкторскую идею изделия, разработать документацию и изготовить изделие.
Проект «Прекрасное своими руками».

Межпредметный проект: технология, изобразительное искусство, экономика, изобразительное искусство.

Возраст школьников: 12 – 13 лет (6 класс).

Оборудование: токарные станки для обработки древесины (СТД – 120), фотоаппарат, компьютер.

Продолжительность: 18 уроков. Также проект реализуется и во внеурочное время.

Цель работы: Изучение значимости русской деревянной игрушки в жизни современного школьника.

Задачи:

  1. Изучение литературы по теме: «Русская деревянная игрушка».

  2. Проведение опроса среди пятиклассников.

  3. Изготовление токарных игрушек.

  4. На основании выводов (в случае заинтересованности школьников) предложить учителям проводить факультативные занятия по истории деревянной игрушки и по ее изготовлению.

  5. Подготовка компьютерной презентации.

Аннотация.

Тема данного проекта является актуальной не только для учащихся общеобразовательных школ Архангельска и Архангельской области, но и других регионов России, так как изготовление игрушек присуще всем местностям нашей страны. Проект охватывает такие разделы науки, как технология, история, экономика, изобразительное искусство.

Работа по теме проекта предлагает учащимся изучение широкого круга вопросов, самостоятельный анализ возможности решения проблемы.

Проектом предусматривается создание 5 творческих групп, работающих по следующим направлениям:

  1. История создания токарной деревянной игрушки на Русском Севере (работа в библиотеках, встречи с народными мастерами)

  2. Анкетирование учащихся 6-х классов.

  3. Составление эскизов токарных игрушек.

  4. Составление технологических карт.

  5. Изготовление токарной игрушки.

  6. Подготовка вариантов отделки токарной игрушки (роспись, выжигание).

  7. Экономические характеристики проекта (расчет себестоимости игрушки).

Учащиеся в процессе работы над проектом выступают в роли экспертов, раскрывающих проблему и использующих исследовательский метод. В процессе реализации предусматривается изготовление токарных игрушек школьниками.

Продукты проекта:

  1. Рефераты по истории изготовления токарной игрушки на Русском Севере.

  2. Результаты анкетирования школьников.

  3. Эскизы токарных игрушек.

  4. Технологические карты изделий.

  5. Токарные игрушки.

  6. Расчеты себестоимости изготовления токарных игрушек.

Методы исследования:

- анкетирование;

- наблюдение;

- анализ и изучение литературы по истории деревянной игрушки.

Процедура проведения проекта:

  1. Презентация темы проекта.

  2. Определение количества групп и участников по 2-6 человек в группе, распределение функциональных обязанностей.

  3. Обсуждение источников информации, планов деятельности.

  4. Работа по темам проекта в группах:

- cбор информации;

- аналитическая работа над собственным материалом;

- консультации учителя;

- корректировка;

- изготовление изделий;

- отделка изделий;

- составление технологических карт;

- экономические расчеты;

- обобщение обсуждение – получение данных, удовлетворяющих всех участников в группах;

- оформление материалов.

  1. Защита проекта.

  2. Подведение итогов, рейтинговая оценка и самооценка.

Ход проекта.

1. Этап. Разработка проектного задания. (1-4 урок).

Задачи: определение темы, уточнение целей, актуальность проблемы, выбор рабочих групп и распределение их ролей, определение источников информации, постановка задач, выбор критериев оценки результатов.

Ученики организуются в рабочие группы, уточняют информацию, обсуждают задание, формируют способы взаимодействия.

Историко - исследовательская группа: задание – исследование исторических фактов зарождения промысла (изготовление токарной игрушки на Русском Севере, определение возможных контактов и сбора материала). Проведение анкетирования среди учащихся.

Чертежная группа: задание - составление эскизов различных видов токарной игрушки. Определение круга специалистов, способных оказать конкретную помощь.

Технологическая группа: задание - составление технологических карт изделий. Выбор материала для изготовления.

Художественная группа: задание - выбор вариантов декоративно – художественной отделки изделий. Определение круга специалистов, способных оказать конкретную помощь.

Группа экономистов: задание - расчеты стоимости материалов и затрат труда.

Учитель: объясняет цели проекта, помогает в анализе, оговаривает сроки выполнения заданий, наблюдает.

2.Этап. Работа по проекту. (5-12 урок)

Задачи: сбор и уточнение информации, обсуждение альтернатив, выбор оптимальных вариантов, уточнение плана деятельности, изготовление изделий.

Ученики: заслушивание рефератов, представление результатов анкетирования, самостоятельная работа с информацией (индивидуальная, групповая, парная), анализ, обобщение, выполнение изделий,

Историко- исследовательская группа: оформление исторической справки по теме проекта, оформление диаграмм исследований.

Чертежная группа: оформление эскизов выбранных изделий.

Технологическая группа: составление технологических карт, выбранных изделий, изготовление изделий.

Художественная группа: отделка изделий.

Группа экономистов: расчет себестоимости выбранных изделий.

Учитель: координирует работу отдельных групп, консультирует, наблюдает, советует.

3. Этап. Оценка результатов. (13-14 уроки).

Задачи: анализ выполнения проекта, обсуждение достигнутых результатов и выводов, анализ полноты достижения поставленной цели.

Ученики участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке.

Историко-исследовательская группа: обсуждение результатов исследования, предоставление исторической справки и фотоматериалов.

Чертежная группа: предоставление эскизов изделий.

Технологическая группа: предоставление технологических карт изделий, предоставление изделий.

Художественная группа: предоставление изделий с различными видами отделки (роспись, выжигание).

Группа экономистов: предоставление расчетов себестоимости изделий.

Учитель: наблюдает, направляет процесс анализа.

4. Этап. Защита проекта. (15- 16 уроки).

Задачи: подготовка доклада, обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов. Коллективная защита проекта.

Историко-исследовательская группа: доклад по истории изготовления токарной игрушки на Русском Севере, представление диаграмм и выводов по теме анкетирования.

Чертежная группа: предоставление эскизов изделий, показ видеоматериалов.

Технологическая группа: демонстрация изделий, технологических карт, рассказ о технологии изготовления токарной игрушки.

Художественная группа: предоставление изделий с различными видами отделки, рассказ о видах росписи деревянной токарной игрушки.

Группа экономистов: доклад об экономических затратах при изготовлении токарной игрушки в школьных мастерских.

Учитель: участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта.

5. Этап. Самооценка и оценка проекта. (17-18 уроки).

Задачи: оценка и самооценка проекта.

Ученики: заполняют анкету рейтинговой оценки.

Учитель: заполняет анкеты рейтинговой оценки, дает среднюю оценку по проекту, общую оценку проекта.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Актуальность, практическая и научная значимость изготовления токарной деревянной игрушки, методом проектного обучения школьников 6-х классов общеобразовательных школ iconПрограмма для 10-11 классов общеобразовательных школ
Программа предназначена для организации обучения основам экономических знаний учеников 10-11 классов общеобразовательных школ с углубленным...
Актуальность, практическая и научная значимость изготовления токарной деревянной игрушки, методом проектного обучения школьников 6-х классов общеобразовательных школ iconУрок по технологии. 11 класс. Тема урока: «Выбор и разработка изготовления детской игрушки»
Если эти требования не выполнятся, то они вынуждены будут приобрести игрушки в другом месте
Актуальность, практическая и научная значимость изготовления токарной деревянной игрушки, методом проектного обучения школьников 6-х классов общеобразовательных школ iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Актуальность, практическая и научная значимость изготовления токарной деревянной игрушки, методом проектного обучения школьников 6-х классов общеобразовательных школ iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа предназначена для организации обучения основам экономических знаний учеников 10-11 классов общеобразовательных школ или...
Актуальность, практическая и научная значимость изготовления токарной деревянной игрушки, методом проектного обучения школьников 6-х классов общеобразовательных школ icon"Параметры в школьном курсе математики" Актуальность и перспективность...
В связи с переходом на профильное обучение возникла необходимость в обеспечении углубленного изучения предмета и подготовки учащихся...
Актуальность, практическая и научная значимость изготовления токарной деревянной игрушки, методом проектного обучения школьников 6-х классов общеобразовательных школ iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Познакомить с историей появления дымковской игрушки, с техникой ее изготовления. Учить приемам лепки народной игрушки. Познакомить...
Актуальность, практическая и научная значимость изготовления токарной деревянной игрушки, методом проектного обучения школьников 6-х классов общеобразовательных школ iconТема урока Кол час
Рассказать детям о том, что игрушки – какими им быть – придумал художник. Детские игрушки, народные игрушки, самодельные игрушки....
Актуальность, практическая и научная значимость изготовления токарной деревянной игрушки, методом проектного обучения школьников 6-х классов общеобразовательных школ iconУроку Тема Искусство в твоем доме (9 ч)
Рассказать детям о том, что игрушки – какими им быть – придумал художник. Детские игрушки, народные игрушки, самодельные игрушки....
Актуальность, практическая и научная значимость изготовления токарной деревянной игрушки, методом проектного обучения школьников 6-х классов общеобразовательных школ iconАктуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя эрзянского языка моу «Средняя общеобразовательная...
Актуальность, практическая и научная значимость изготовления токарной деревянной игрушки, методом проектного обучения школьников 6-х классов общеобразовательных школ iconДепартамент Образования города Москвы Московская городская научно-практическая...
Нейронные сети. Их применение, роль и значимость в современной и будущей экономике
Актуальность, практическая и научная значимость изготовления токарной деревянной игрушки, методом проектного обучения школьников 6-х классов общеобразовательных школ iconИскусство изготовления игрушек один из древнейших видов народного...
Своеобразие изготовления игрушек определяется условиями быта и труда, обычаями народа, национальным характером, климатическими условиями...
Актуальность, практическая и научная значимость изготовления токарной деревянной игрушки, методом проектного обучения школьников 6-х классов общеобразовательных школ iconТема Демография как наука Актуальность демографической проблематики....
Гос впо по специальности 030401. 65 История, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., №308 гум/сп
Актуальность, практическая и научная значимость изготовления токарной деревянной игрушки, методом проектного обучения школьников 6-х классов общеобразовательных школ iconРабочая программа по геометрии 11 класса составлена на основе федерального...
Программы по геометрии к учебнику для 10— 11 классов общеобразовательных школ авторов c. Атанасяна, В. Ф. Бутузова, С. Б. Кадомцева,...
Актуальность, практическая и научная значимость изготовления токарной деревянной игрушки, методом проектного обучения школьников 6-х классов общеобразовательных школ iconРабочая программа по экономике составлена на основе Федерального...
Программы по экономике: «Современная экономика» для 9 – 11 классов общеобразовательных школ (авторы: С. Равичев, Т. Протасевич "Вариант-170"...
Актуальность, практическая и научная значимость изготовления токарной деревянной игрушки, методом проектного обучения школьников 6-х классов общеобразовательных школ iconМетодические рекомендации о применении способов мотивации родителей...
...
Актуальность, практическая и научная значимость изготовления токарной деревянной игрушки, методом проектного обучения школьников 6-х классов общеобразовательных школ iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе учебной...
А. Т. Зверева по экологии для 1-11 классов общеобразовательных школ, гимназий и лицеев и примерной учебной программы по экологии...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск