Скачать 92.08 Kb.
|
Актуальность, практическая и научная значимость изготовления токарной деревянной игрушки, методом проектного обучения школьников 6-х классов общеобразовательных школ. Шкаев Андрей Васильевич, учитель технологии МОУ «Средняя общеобразовательная школа №51» г. Архангельска. Педагогикой определены пути развития творческих способностей детей. Общим для них является включение каждого ребенка в творческую деятельность. Как известно главный труд детей – учеба. Поэтому вполне очевидно, что для воспитания творческих черт личности у учащихся его нужно сделать творческим. Для удовлетворения социального запроса общества в творческих кадрах, нужно коренным образом перестроить обучение в школе, и, прежде всего, в творческом плане. Детское художественно – техническое творчество – наиболее массовая форма привлечения учащихся к творческой деятельности. Педагоги рассматривают детское творчество не только как вид деятельности, но и как один из эффективных способов трудового воспитания и политехнического образования. Психологи в детском творчестве больше внимания уделяют своевременному выявлению у учащихся способностей к определенному виду творчества, установлению их формирования и последовательности развития. Другими словами, в процесс управления творческой деятельностью учащихся психологи включают методы правильной диагностики творческих способностей, которые помогут понять в каком виде деятельности и при каких условиях учащиеся смогут наиболее продуктивно проявить себя. Таким образом, с учетом педагогической и психологической точек зрения детское творчество – это эффективное средство воспитания, целенаправленный процесс обучения и развития творческих способностей учащихся в результате создания материальных объектов с признаками полезности и новизны. Одним из таких, творчески созданных, материальных объектов может служить токарная деревянная игрушка. Токарная обработка древесины своими корнями уходит в далекое прошлое. Если первым изобретением человечества был гончарный круг, то следующим, скорее всего, был токарный станок. Принцип работы токарного станка для обработки древесины достаточно прост, но в то же время, изделия, выполненные точением, отличаются, природной красотой, практичностью, экологической чистотой. В прошлые века токарной обработкой древесины занимались не только простолюдины, но и знатные дворяне. Очень любили работать на токарных станках даже царские особы, например Петр I и Екатерина II. Из семи известных объемных геометрических тел (куб, шар, призма, конус, параллелепипед, цилиндр, тор), четыре – тела вращения. А получение тел вращения – это и есть принцип действия токарного станка. Достаточно посмотреть вокруг и можно убедиться в том, что очень много предметов, окружающих нас, также в своей основе имеют тела вращения или комплекс тел. Примером могут служить такие предметы как карандаш, ручка, лампа, дерево, тарелка, чашка и многое, многое другое. Очень интересны и выразительны токарные деревянные игрушки, которые получили большое распространение на Русском Севере, Вологодской, Рязанской и других областях. Нельзя не отметить, что и матрешка – национальный русский сувенир появилась благодаря мастерству токаря. В старину точеные деревянные игрушки называли «потешками». Благодаря своей неповторимости, текстурной красоте, экологической чистоте и простоте изготовления точеная деревянная игрушка не потеряла актуальности и в наши дни. Тема: «Технология токарной обработки древесины» изучается в 6-х и 7-х классах общеобразовательных школ, поэтому целесообразно на уроках технологии при изучении данных тем изготавливать точеные деревянные игрушки. Актуальность изготовления токарной игрушки на уроках технологии:
При изготовлении токарной игрушки ребенок сталкивается с проблемой конструирования своего изделия. При этом в его активе имеются лишь четыре геометрических тела вращения: цилиндр, шар, конус, тор. Именно из этих деталей ребенок может получить различные деревянные игрушки. Это могут быть фигурки людей и животных, рыб и насекомых, машины и космические корабли, и многое другое. Все это зависит от фантазии и творческого развития ребенка. Роль педагога при этом заключается в постановке проблемы, помощи в ее реализации, т.е. практически педагог применяет так называемый метод манипулятивного конструирования. Для учета учителем возможностей творческого продвижения каждого школьника и дифференцированного подхода к использованию различных методов и приемов включения учащихся в творческий процесс педагогами и психологами разработана шкала уровней творческой подготовленности учащихся. Уровень 1. Учащийся может изготовит токарную игрушку по предъявленной документации (чертеж, технологическая карта изделия) с внесением частичных изменений чертеж, направленных на совершенствование формы изделия или рациональное расположение деталей. Уровень 2. Учащемуся доступно изготовление изделий с доконструированием и самостоятельным внесением изменений в предъявленную техническую документацию или отдельную схему. Уровень 3. Учащийся справляется с изготовлением изделий с предварительным конструкторским оригинальным усовершенствованием и самостоятельным внесением изменений в технологическую документацию или схему. Уровень 4. Учащемуся посильна самостоятельная технологическая разработка оригинальной конструкторской идеи изделия (предъявленной учителем) и его изготовление. Уровень 5. Учащийся способен самостоятельно обосновать и сформулировать оригинальную конструкторскую идею изделия, разработать документацию и изготовить изделие. Проект «Прекрасное своими руками». Межпредметный проект: технология, изобразительное искусство, экономика, изобразительное искусство. Возраст школьников: 12 – 13 лет (6 класс). Оборудование: токарные станки для обработки древесины (СТД – 120), фотоаппарат, компьютер. Продолжительность: 18 уроков. Также проект реализуется и во внеурочное время. Цель работы: Изучение значимости русской деревянной игрушки в жизни современного школьника. Задачи:
Аннотация. Тема данного проекта является актуальной не только для учащихся общеобразовательных школ Архангельска и Архангельской области, но и других регионов России, так как изготовление игрушек присуще всем местностям нашей страны. Проект охватывает такие разделы науки, как технология, история, экономика, изобразительное искусство. Работа по теме проекта предлагает учащимся изучение широкого круга вопросов, самостоятельный анализ возможности решения проблемы. Проектом предусматривается создание 5 творческих групп, работающих по следующим направлениям:
Учащиеся в процессе работы над проектом выступают в роли экспертов, раскрывающих проблему и использующих исследовательский метод. В процессе реализации предусматривается изготовление токарных игрушек школьниками. Продукты проекта:
Методы исследования: - анкетирование; - наблюдение; - анализ и изучение литературы по истории деревянной игрушки. Процедура проведения проекта:
- cбор информации; - аналитическая работа над собственным материалом; - консультации учителя; - корректировка; - изготовление изделий; - отделка изделий; - составление технологических карт; - экономические расчеты; - обобщение обсуждение – получение данных, удовлетворяющих всех участников в группах; - оформление материалов.
Ход проекта. 1. Этап. Разработка проектного задания. (1-4 урок). Задачи: определение темы, уточнение целей, актуальность проблемы, выбор рабочих групп и распределение их ролей, определение источников информации, постановка задач, выбор критериев оценки результатов. Ученики организуются в рабочие группы, уточняют информацию, обсуждают задание, формируют способы взаимодействия. Историко - исследовательская группа: задание – исследование исторических фактов зарождения промысла (изготовление токарной игрушки на Русском Севере, определение возможных контактов и сбора материала). Проведение анкетирования среди учащихся. Чертежная группа: задание - составление эскизов различных видов токарной игрушки. Определение круга специалистов, способных оказать конкретную помощь. Технологическая группа: задание - составление технологических карт изделий. Выбор материала для изготовления. Художественная группа: задание - выбор вариантов декоративно – художественной отделки изделий. Определение круга специалистов, способных оказать конкретную помощь. Группа экономистов: задание - расчеты стоимости материалов и затрат труда. Учитель: объясняет цели проекта, помогает в анализе, оговаривает сроки выполнения заданий, наблюдает. 2.Этап. Работа по проекту. (5-12 урок) Задачи: сбор и уточнение информации, обсуждение альтернатив, выбор оптимальных вариантов, уточнение плана деятельности, изготовление изделий. Ученики: заслушивание рефератов, представление результатов анкетирования, самостоятельная работа с информацией (индивидуальная, групповая, парная), анализ, обобщение, выполнение изделий, Историко- исследовательская группа: оформление исторической справки по теме проекта, оформление диаграмм исследований. Чертежная группа: оформление эскизов выбранных изделий. Технологическая группа: составление технологических карт, выбранных изделий, изготовление изделий. Художественная группа: отделка изделий. Группа экономистов: расчет себестоимости выбранных изделий. Учитель: координирует работу отдельных групп, консультирует, наблюдает, советует. 3. Этап. Оценка результатов. (13-14 уроки). Задачи: анализ выполнения проекта, обсуждение достигнутых результатов и выводов, анализ полноты достижения поставленной цели. Ученики участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке. Историко-исследовательская группа: обсуждение результатов исследования, предоставление исторической справки и фотоматериалов. Чертежная группа: предоставление эскизов изделий. Технологическая группа: предоставление технологических карт изделий, предоставление изделий. Художественная группа: предоставление изделий с различными видами отделки (роспись, выжигание). Группа экономистов: предоставление расчетов себестоимости изделий. Учитель: наблюдает, направляет процесс анализа. 4. Этап. Защита проекта. (15- 16 уроки). Задачи: подготовка доклада, обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов. Коллективная защита проекта. Историко-исследовательская группа: доклад по истории изготовления токарной игрушки на Русском Севере, представление диаграмм и выводов по теме анкетирования. Чертежная группа: предоставление эскизов изделий, показ видеоматериалов. Технологическая группа: демонстрация изделий, технологических карт, рассказ о технологии изготовления токарной игрушки. Художественная группа: предоставление изделий с различными видами отделки, рассказ о видах росписи деревянной токарной игрушки. Группа экономистов: доклад об экономических затратах при изготовлении токарной игрушки в школьных мастерских. Учитель: участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта. 5. Этап. Самооценка и оценка проекта. (17-18 уроки). Задачи: оценка и самооценка проекта. Ученики: заполняют анкету рейтинговой оценки. Учитель: заполняет анкеты рейтинговой оценки, дает среднюю оценку по проекту, общую оценку проекта. |
Программа для 10-11 классов общеобразовательных школ Программа предназначена для организации обучения основам экономических знаний учеников 10-11 классов общеобразовательных школ с углубленным... | Урок по технологии. 11 класс. Тема урока: «Выбор и разработка изготовления детской игрушки» Если эти требования не выполнятся, то они вынуждены будут приобрести игрушки в другом месте | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа предназначена для организации обучения основам экономических знаний учеников 10-11 классов общеобразовательных школ или... | ||
"Параметры в школьном курсе математики" Актуальность и перспективность... В связи с переходом на профильное обучение возникла необходимость в обеспечении углубленного изучения предмета и подготовки учащихся... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Познакомить с историей появления дымковской игрушки, с техникой ее изготовления. Учить приемам лепки народной игрушки. Познакомить... | ||
Тема урока Кол час Рассказать детям о том, что игрушки – какими им быть – придумал художник. Детские игрушки, народные игрушки, самодельные игрушки.... | Уроку Тема Искусство в твоем доме (9 ч) Рассказать детям о том, что игрушки – какими им быть – придумал художник. Детские игрушки, народные игрушки, самодельные игрушки.... | ||
Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным... Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя эрзянского языка моу «Средняя общеобразовательная... | Департамент Образования города Москвы Московская городская научно-практическая... Нейронные сети. Их применение, роль и значимость в современной и будущей экономике | ||
Искусство изготовления игрушек один из древнейших видов народного... Своеобразие изготовления игрушек определяется условиями быта и труда, обычаями народа, национальным характером, климатическими условиями... | Тема Демография как наука Актуальность демографической проблематики.... Гос впо по специальности 030401. 65 История, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., №308 гум/сп | ||
Рабочая программа по геометрии 11 класса составлена на основе федерального... Программы по геометрии к учебнику для 10— 11 классов общеобразовательных школ авторов c. Атанасяна, В. Ф. Бутузова, С. Б. Кадомцева,... | Рабочая программа по экономике составлена на основе Федерального... Программы по экономике: «Современная экономика» для 9 – 11 классов общеобразовательных школ (авторы: С. Равичев, Т. Протасевич "Вариант-170"... | ||
Методические рекомендации о применении способов мотивации родителей... ... | Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе учебной... А. Т. Зверева по экологии для 1-11 классов общеобразовательных школ, гимназий и лицеев и примерной учебной программы по экологии... |