Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/20
Дата публикации28.10.2013
Размер2.51 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Культура > Программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №13»

Чистопольского Муниципального района

Республики Татарстан




Программа

«Сударушка»

Гармоничное развитие личности дошкольника через

приобщение

его к народной культуре

Чистополь 2010 год.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №13»

Чистопольского муниципального района Республики Татарстан

Адрес: 422980 г.Чистополь, ул. Крупской Д.34

Телефон- 88(4342) 5-20-78

Авторы программы:

Заведующая МДОУ «Детский сад №13»ЧМР РТ-

Баринова Ольга Борисовна телефон-89372806579;

Воспитатели МДОУ «Детский сад №13» ЧМР РТ:

Решетова Маргарита Петровна

Кепина Людмила Анатольевна.

Содержание:

1. Пояснительная записка…………......................…………....................3

2. Концепция, актуальность, гипотеза………………...............………...4

3. Цель и задачи программы………......………………............................5

4. Функции и принципы построения программы................................…6

5. Организация образовательного процесса…...................................…..8

6. Примерная схема погружения…………...................………………....9

7. Направления программы и задачи……..............…………………...10

8. Блок «Народно-прикладное искусство»………………..…..............12

9. Блок «Былины»…................................................................................14
10. Блок «Фольклорные праздники и развлечения»………….……….15
11. Блок «Семья и родной дом»…………………………….………….16
12. Модель выпускника МДОУ №13…………………………………...18

13. Список использованной литературы…..............…………………...21

14. Приложения…………………………………………………………..23

Пояснительная записка

Приобщение детей к традиционной русской культуре способствует гармоничному формированию человеческой личности, способной осуществлять свою историческую принадлежность к родному народу, жить в согласии с окружающим миром. Народные традиции необходимы для разностороннего развития ребенка, формирования патриотических чувств, духовно-нравственных качеств, развития творческого потенциала. Знакомя детей с народной культурой, мы помогает детям войти в мир прекрасного, тайного, в мир приключений, переживаний и эмоционального наслаждения.

В нашем детском саду большое внимание уделяется приобщению детей к истокам русской народной культуры. Много лет коллектив работает по программе «Родничок», созданной воспитателем нашего МДОУ Решетовой Маргаритой Петровной программе приобщения детей к истокам русской народной культуры. Программа делала основной упор на традиции и быт русского народа, на речевое развитие, музыкальное воспитание.

Разработка программы «Сударушка» назрела на современном этапе развития ДОУ исходя из заявленных ценностей в Программе развития МДОУ, реализующего модель образования, основанную на ценностях народного искусства. Возникла потребность доработки и дополнения уже существующей программы «Родничок». В программе «Сударушка» основной акцент делается на построение современной системы воспитания, развития эстетической культуры личности, патриотизма на основе народного искусства. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической , познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры.

Концепция программы «Сударушка»:


  • Право свободного доступа к культурному наследию своего народа;

  • Развитие творческих способностей;

  • Принцип естественного воссоздания традиций народной культуры;

Актуальность (обоснование разработки программы “Сударушка”)

В МДОУ процесс воспитания всегда занимал приоритетные позиции, именно в рамках воспитательных задач решались задачи всестороннего развития ребенка.

Концепция дошкольного воспитания акцентирует внимание на проблемах воспитания, самоценности дошкольного детства, так как именно в нем ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим, духовным ценностям. В сложившейся политической и социально-экономической ситуации развития российского государства и общества назрела потребность обновления теоретических взглядов и практических действий по воспитанию дошкольников. Разработка программы обусловлена потребностью общества в духовно-нравственной, творческой личности, живущей в контексте общечеловеческой культуры.

Гипотеза создания программы:

Если знакомить детей, начиная с раннего детства, с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, произведениями народно-прикладного искусства – то это будет способствовать духовно-нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и Россия будет жить , давая миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России и за ее пределами.

Цель программы «Сударушка»:

Воспитание творчески развитой личности через активацию познавательной деятельности дошкольников при приобщении детей к русской национальной культуре.

Задачи:

  1. Пробудить интерес к истории и культуре России.

  2. Учить понимать красоту произведений искусства, эмоционально реагируя, испытывая при этом радость.

  3. Развивать художественно-образное мышление ребенка, как основу развития творческой личности.

  4. Способствовать развитию у детей лучших черт русского характера.

  5. Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядам.

  6. Познакомить детей с эпосным материалом (былины)

  7. Знакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь, т.к. в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал русского народа.

  8. Воспитать потребность в познавательной активности через восприятие произведений искусства.

  9. Сформировать чувство национального достоинства.

  10. Способствовать формированию творческой личности, способной самостоятельно применять выразительно-изобразительные, музыкальные средства для передачи эмоциональных переживаний и чувств.


В основу воспитательно-образовательного процесса МДОУ положены педагогические технологии творческого развития личности, основанные на воспитании, важнейшими функциями которого являются:

  • приобщение воспитателей и воспитанников к ценностям культуры;

  • социальная защита и охрана детства, здоровья детей, их достоинства и прав человека;

  • создание условий для развития ребенка как субъекта культуры и собственного жизнетворчества;

  • создание условий для роста творческого потенциала ребенка;

  • воспитание патриотических чувств;

Содержание программы «Сударушка» строится на принципах:

Принцип гуманизации предполагает ценностное отношение к каждому ребенку. Это обеспечивает его психолого-педагогическую защищенность.

Принцип интегративности определяется взаимосвязью разных видов искусств и разнообразной художественно-творческой деятельностью, устным народным творчеством.

Принцип адаптивности предполагает гибкое применение содержания и методов эмоционально-творческого развития детей в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Принцип успешности. Это деятельность детей, способствующая высокой активности, хорошему настроению, желанию дальнейшего участия в творчестве.

Принцип единства и постепенности погружения в мир искусства.

Принцип доступности и простоты изучаемого.

Вся программа «Сударушка »делиться на блоки «Погружения», позволяющие определить активные методы воспитания и обучения, вскрыть проблемы, требующие дополнительного рассмотрения, изучения.

Современные педагогические технологии основываются на принципах интеграции и дифференциации – этих двух взаимосвязанных процессах. Интеграция позволяет решить такие проблемы как перегрузка детей и младших школьников, увеличение времени на гармоничное развитие личности в воспитательно-образовательном процессе.

Содержательные связи между методиками программы “Родничок” и программы “Сударушка” позволяют педагогам при конструировании педагогического процесса интегрировать образовательное содержание, перестраивать целостно и системно процесс познания, вести к гармонии развития.

Дифференциация дает возможность целенаправленно осуществлять индивидуальный подход к личности ребенка. Она выражается в индивидуально-ориентированном обучении, личностно-ориентированной технологии. Уровневая дифференциация способствует развитию личностных особенностей и возможностей ребенка. (построение педагогического процесса на основе педагогической диагностики).

Организация образовательного процесса:
В основу организации образовательного и воспитательного процесса положен системно-деятельностный подход, который :

  • способствует раскрепощению в каждом ребенке творческого потенциала и развитию его потребностей, способностей в преобразовании окружающей действительности и самого себя по «законам красоты».

  • побуждает деятельностное начало, пронизывает все формы работы с детьми, которое позволяет строить воспитательно-образовательный процесс не на пассивной ноте , а в форме диалога и творчески как для дошкольника, так и для педагога.

  • Приобщение к традициям и культуре русского народа дает возможность испытывать полноту и красоту бытия. Народная культура вводит в систему личностных потребностей и представлений. А ведь это - та, которая позволяет решать проблему воспитания и образования наиболее гармонично, не навязывая заданные установки, но включая ребенка в поле взаимодействия с культурными ценностями, идеалами, образами.


Для того, чтобы обращение к культуре не носило случайный характер, не превращалось в некое «декоративное излишество» В МДОУ налажена система работы, благодаря которой воспитательные возможности народной культуры были бы максимально использованы. Один из наиболее эффективных путей решения этой проблемы - «Погружение в культуру». Под «погружением» понимается такая организация занятий, которая позволяет и детям и педагогам приблизить к себе далекие эпохи, оказаться в атмосфере иной культуры, услышать голос предков. Вся программа «Сударушка разбита на « блоки погружения» для наиболее полного и постепенного «вживания» в эпоху и ее культуру, примерки ее нарядов и ее образов мыслей.


Примерная схема «Погружения»:

1.Выбор аспекта культуры (тема).
2.Определение ключевых, центральных аспектов «погружения»- праздники, фестивали в зависимости от выбранной стратегии.
3.Конкретизация деятельности воспитателя , которые выстраивают систему занятий и деятельности в соответствии с культурологическим содержанием «погружения», особенностям детей своей возрастной группы, конкретными воспитательными задачами.
4.Направленность кружковой деятельности МДОУ , способная внести свою лепту в подготовку мероприятий.
5.Конкретизация деятельности социальных институтов детства ( посещение музеев, выставок в городском краеведческом музее, кружки, объединения , студии и т.д. , которые согласуются содержанием «Погружения».
В программе «Сударушка» следует выделить следующие блоки и обозначить их задачи:
Блок погружения: «Народно-прикладное искусство»

Задачи: Знакомить с историей возникновения русской игрушки. Познакомить с народными росписями. Воспитывать уважение и гордость за русских мастеров. Вовлечение ребят в художественно-творческую деятельность. Приобщение к эстетической культуре. Формирование духовных качеств. Развитие художественно-творческих способностей . пробуждать фантазию, настроить детей на создание новых необычных композиций росписи.
Блок погружения: «Былины»

Задачи: Вызвать интерес к жизни наших предков. Дать детям представление о былинном эпосе, его происхождении, авторстве, содержании. Знакомить с былинным эпосом, воплощением героического поведения, достойного подражания. Дать элементарные исторические сведения об эпохе древней Руси. Продолжать формировать представление о некоторых аспектах жизни на основе былин. Передавать напевность, колорит, своеобразие слога русских былин. Упражнять в создании выразительных образов героев былин.

Блок погружения: «Фольклорные праздники и развлечения».

Задачи: Воспитывать уважение к своему народу. Вызвать интерес к русским традициям: гостеприимство, почитание родителей, помощи. Дать представление о народных праздниках. Приобщать детей к русской праздничной культуре. Вызвать интерес к русским календарным праздникам их истории. Поддерживать обстановку всеобщего веселья, хорошего настроения. Поддерживать в детях чувство гордости и любви к своим предкам.


Блок погружения: «Семья и родной дом»

(социализация дошкольников)

Задачи: Дать детям представления о семье. Семейных и родственных отношениях, о культурных традициях семьи, как проявляются в семье забота, любовь, уважение друг к другу. Обучить практическим приемам поведения в различных жизненных ситуациях, путем ознакомления дошкольников с правилами нравственного поведения, анализа нравственных ситуаций на основе устного народного творчества. Воспитывать нравственные и творческие качества личности, обучить основным правилам культурного поведения и самостоятельному принятию решений в различных жизненных ситуациях с помощью мудрости народной педагогики.

Блок погружения «Народно-прикладное искусство»

Младшая - средняя группа
Занятия: «Веселые матрешки», «День рождения у матрешки», «Украсим теремок для зверей» (дымка), «Петушок кранный гребешок»;
Дидактические игры: «Составь дымковский узор», «Собери матрешку», «Найди домик матрешке», «Украсим Дуне сарафан»;
Праздник: «Веселая ярмарка»;
Фото репортаж: «Все они матрешки, все они милашки»
Семейный клуб: «Значение народно-прикладного искусства в воспитании детей» (выступление на родительском собрании)
Старшая - подготовительная группа
Занятия: «История возникновения народного искусства», «В избе», «В старину бывало деды», «Русский национальный костюм», «Образы птицы знамя символа в прикладном искусстве народов Руси», «Город народных мастеров» цикл занятий: «Золотая хохлома», цикл занятий: «Дымковская сказочная страна», цикл занятий: « Сине-голубое чудо» (гжель), цикл занятий: «Жостовский букет», цикл занятий: «Весёлый городец», «Мастерами славится земля русская» (интегрированное занятие);
Дидактические игры: «Угадай и расскажи», «Городецкие узоры», «Художественный часы», «Назови правильно», «Угадай какая роспись», «Составь хохломской узор», «Распиши платок», «Собери гжелевскую розу»;
Праздники и развлечения: «Веселая ярмарка», «Ложечка точеная – ручка золоченная», «Умники и Умницы» на тему: «Народные промыслы»

Беседы: «Народные промыслы»;
Творческие игры: «Художники умельцы», «Мастерская»;
Сюжетно-ролевые игры: «В гости к бабушке Варварушке», «Веселая ярмарка»;
Фото репортажи: «Золотая хохлома», «Что за дивные узоры», «Народные игрушки – забавы», «Жостовские подносы»;
Изостудия «Акварелька»: «Дымковская игрушка» (роспись нетрадиционными методами рисования), Филимоновские игрушки (тестопластика), «Русская красавица – всем нам нравится» (роспись сарафанов различными изо материалами: восковые мелки, пастель и т.д.);
Семейный клуб:

- Развлечение «У самовара я и моя Маня»;

- конкурс на праздничный русский народный сарафан;

- сбор фотографий и иллюстраций для оформления альбомов по народным росписям;

Блок погружения «Былины»
Старшая - подготовительная группа
Занятия и беседы по былинам: «Илья Муромец и соловей разбойник», «Ставр Годинович», «Садко», «Добрыня и Змей», «Вольга и Микула», «Вавила и скоморохи», блиц – турнир по пройденным былинам;
Игры: «Ручеек», «Узнай по голосу»,«Колечко», «Перетягивание каната», «Пройди и не упади», «Петушиные бои», «Прыжки в мешках».
Диагностическое обследование по усвоению детьми материала по теме «Былины»
Кружок «Музыкальная шкатулка»: инсценировка былин и отдельных эпизодов;
Семейный клуб:

- «Былину читай да на ум мотай!»;

- конкурс «Богатырские доспехи».
Развлечение: «Знатоки былин»
Фото репортаж: «Богатыри земли русской»;
Выступление на педсовете: «Русские былины как средство приобщения дошкольников к устному народному творчеству и истории России»


Блок погружения «Фольклорные праздники и развлечения»
Старшая - подготовительная группа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск