Скачать 2.51 Mb.
|
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №13»Чистопольского Муниципального районаРеспублики ТатарстанПрограмма «Сударушка» Гармоничное развитие личности дошкольника через приобщение его к народной культуре Чистополь 2010 год. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №13» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан Адрес: 422980 г.Чистополь, ул. Крупской Д.34 Телефон- 88(4342) 5-20-78 Авторы программы: Заведующая МДОУ «Детский сад №13»ЧМР РТ- Баринова Ольга Борисовна телефон-89372806579; Воспитатели МДОУ «Детский сад №13» ЧМР РТ: Решетова Маргарита Петровна Кепина Людмила Анатольевна. Содержание: 1. Пояснительная записка…………......................…………....................3 2. Концепция, актуальность, гипотеза………………...............………...4 3. Цель и задачи программы………......………………............................5 4. Функции и принципы построения программы................................…6 5. Организация образовательного процесса…...................................…..8 6. Примерная схема погружения…………...................………………....9 7. Направления программы и задачи……..............…………………...10 8. Блок «Народно-прикладное искусство»………………..…..............12 9. Блок «Былины»…................................................................................14 10. Блок «Фольклорные праздники и развлечения»………….……….15 11. Блок «Семья и родной дом»…………………………….………….16 12. Модель выпускника МДОУ №13…………………………………...18 13. Список использованной литературы…..............…………………...21 14. Приложения…………………………………………………………..23 Пояснительная записка Приобщение детей к традиционной русской культуре способствует гармоничному формированию человеческой личности, способной осуществлять свою историческую принадлежность к родному народу, жить в согласии с окружающим миром. Народные традиции необходимы для разностороннего развития ребенка, формирования патриотических чувств, духовно-нравственных качеств, развития творческого потенциала. Знакомя детей с народной культурой, мы помогает детям войти в мир прекрасного, тайного, в мир приключений, переживаний и эмоционального наслаждения. В нашем детском саду большое внимание уделяется приобщению детей к истокам русской народной культуры. Много лет коллектив работает по программе «Родничок», созданной воспитателем нашего МДОУ Решетовой Маргаритой Петровной программе приобщения детей к истокам русской народной культуры. Программа делала основной упор на традиции и быт русского народа, на речевое развитие, музыкальное воспитание. Разработка программы «Сударушка» назрела на современном этапе развития ДОУ исходя из заявленных ценностей в Программе развития МДОУ, реализующего модель образования, основанную на ценностях народного искусства. Возникла потребность доработки и дополнения уже существующей программы «Родничок». В программе «Сударушка» основной акцент делается на построение современной системы воспитания, развития эстетической культуры личности, патриотизма на основе народного искусства. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической , познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Концепция программы «Сударушка»:
Актуальность (обоснование разработки программы “Сударушка”) В МДОУ процесс воспитания всегда занимал приоритетные позиции, именно в рамках воспитательных задач решались задачи всестороннего развития ребенка. Концепция дошкольного воспитания акцентирует внимание на проблемах воспитания, самоценности дошкольного детства, так как именно в нем ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим, духовным ценностям. В сложившейся политической и социально-экономической ситуации развития российского государства и общества назрела потребность обновления теоретических взглядов и практических действий по воспитанию дошкольников. Разработка программы обусловлена потребностью общества в духовно-нравственной, творческой личности, живущей в контексте общечеловеческой культуры. Гипотеза создания программы: Если знакомить детей, начиная с раннего детства, с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, произведениями народно-прикладного искусства – то это будет способствовать духовно-нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и Россия будет жить , давая миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России и за ее пределами. Цель программы «Сударушка»: Воспитание творчески развитой личности через активацию познавательной деятельности дошкольников при приобщении детей к русской национальной культуре. Задачи:
В основу воспитательно-образовательного процесса МДОУ положены педагогические технологии творческого развития личности, основанные на воспитании, важнейшими функциями которого являются:
Содержание программы «Сударушка» строится на принципах: Принцип гуманизации предполагает ценностное отношение к каждому ребенку. Это обеспечивает его психолого-педагогическую защищенность. Принцип интегративности определяется взаимосвязью разных видов искусств и разнообразной художественно-творческой деятельностью, устным народным творчеством. Принцип адаптивности предполагает гибкое применение содержания и методов эмоционально-творческого развития детей в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка. Принцип успешности. Это деятельность детей, способствующая высокой активности, хорошему настроению, желанию дальнейшего участия в творчестве. Принцип единства и постепенности погружения в мир искусства. Принцип доступности и простоты изучаемого. Вся программа «Сударушка »делиться на блоки «Погружения», позволяющие определить активные методы воспитания и обучения, вскрыть проблемы, требующие дополнительного рассмотрения, изучения. Современные педагогические технологии основываются на принципах интеграции и дифференциации – этих двух взаимосвязанных процессах. Интеграция позволяет решить такие проблемы как перегрузка детей и младших школьников, увеличение времени на гармоничное развитие личности в воспитательно-образовательном процессе. Содержательные связи между методиками программы “Родничок” и программы “Сударушка” позволяют педагогам при конструировании педагогического процесса интегрировать образовательное содержание, перестраивать целостно и системно процесс познания, вести к гармонии развития. Дифференциация дает возможность целенаправленно осуществлять индивидуальный подход к личности ребенка. Она выражается в индивидуально-ориентированном обучении, личностно-ориентированной технологии. Уровневая дифференциация способствует развитию личностных особенностей и возможностей ребенка. (построение педагогического процесса на основе педагогической диагностики). Организация образовательного процесса: В основу организации образовательного и воспитательного процесса положен системно-деятельностный подход, который :
Для того, чтобы обращение к культуре не носило случайный характер, не превращалось в некое «декоративное излишество» В МДОУ налажена система работы, благодаря которой воспитательные возможности народной культуры были бы максимально использованы. Один из наиболее эффективных путей решения этой проблемы - «Погружение в культуру». Под «погружением» понимается такая организация занятий, которая позволяет и детям и педагогам приблизить к себе далекие эпохи, оказаться в атмосфере иной культуры, услышать голос предков. Вся программа «Сударушка разбита на « блоки погружения» для наиболее полного и постепенного «вживания» в эпоху и ее культуру, примерки ее нарядов и ее образов мыслей. Примерная схема «Погружения»: 1.Выбор аспекта культуры (тема). 2.Определение ключевых, центральных аспектов «погружения»- праздники, фестивали в зависимости от выбранной стратегии. 3.Конкретизация деятельности воспитателя , которые выстраивают систему занятий и деятельности в соответствии с культурологическим содержанием «погружения», особенностям детей своей возрастной группы, конкретными воспитательными задачами. 4.Направленность кружковой деятельности МДОУ , способная внести свою лепту в подготовку мероприятий. 5.Конкретизация деятельности социальных институтов детства ( посещение музеев, выставок в городском краеведческом музее, кружки, объединения , студии и т.д. , которые согласуются содержанием «Погружения». В программе «Сударушка» следует выделить следующие блоки и обозначить их задачи: Блок погружения: «Народно-прикладное искусство» Задачи: Знакомить с историей возникновения русской игрушки. Познакомить с народными росписями. Воспитывать уважение и гордость за русских мастеров. Вовлечение ребят в художественно-творческую деятельность. Приобщение к эстетической культуре. Формирование духовных качеств. Развитие художественно-творческих способностей . пробуждать фантазию, настроить детей на создание новых необычных композиций росписи. Блок погружения: «Былины» Задачи: Вызвать интерес к жизни наших предков. Дать детям представление о былинном эпосе, его происхождении, авторстве, содержании. Знакомить с былинным эпосом, воплощением героического поведения, достойного подражания. Дать элементарные исторические сведения об эпохе древней Руси. Продолжать формировать представление о некоторых аспектах жизни на основе былин. Передавать напевность, колорит, своеобразие слога русских былин. Упражнять в создании выразительных образов героев былин. Блок погружения: «Фольклорные праздники и развлечения». Задачи: Воспитывать уважение к своему народу. Вызвать интерес к русским традициям: гостеприимство, почитание родителей, помощи. Дать представление о народных праздниках. Приобщать детей к русской праздничной культуре. Вызвать интерес к русским календарным праздникам их истории. Поддерживать обстановку всеобщего веселья, хорошего настроения. Поддерживать в детях чувство гордости и любви к своим предкам. Блок погружения: «Семья и родной дом» (социализация дошкольников) Задачи: Дать детям представления о семье. Семейных и родственных отношениях, о культурных традициях семьи, как проявляются в семье забота, любовь, уважение друг к другу. Обучить практическим приемам поведения в различных жизненных ситуациях, путем ознакомления дошкольников с правилами нравственного поведения, анализа нравственных ситуаций на основе устного народного творчества. Воспитывать нравственные и творческие качества личности, обучить основным правилам культурного поведения и самостоятельному принятию решений в различных жизненных ситуациях с помощью мудрости народной педагогики. Блок погружения «Народно-прикладное искусство» Младшая - средняя группа Занятия: «Веселые матрешки», «День рождения у матрешки», «Украсим теремок для зверей» (дымка), «Петушок кранный гребешок»; Дидактические игры: «Составь дымковский узор», «Собери матрешку», «Найди домик матрешке», «Украсим Дуне сарафан»; Праздник: «Веселая ярмарка»; Фото репортаж: «Все они матрешки, все они милашки» Семейный клуб: «Значение народно-прикладного искусства в воспитании детей» (выступление на родительском собрании) Старшая - подготовительная группа Занятия: «История возникновения народного искусства», «В избе», «В старину бывало деды», «Русский национальный костюм», «Образы птицы знамя символа в прикладном искусстве народов Руси», «Город народных мастеров» цикл занятий: «Золотая хохлома», цикл занятий: «Дымковская сказочная страна», цикл занятий: « Сине-голубое чудо» (гжель), цикл занятий: «Жостовский букет», цикл занятий: «Весёлый городец», «Мастерами славится земля русская» (интегрированное занятие); Дидактические игры: «Угадай и расскажи», «Городецкие узоры», «Художественный часы», «Назови правильно», «Угадай какая роспись», «Составь хохломской узор», «Распиши платок», «Собери гжелевскую розу»; Праздники и развлечения: «Веселая ярмарка», «Ложечка точеная – ручка золоченная», «Умники и Умницы» на тему: «Народные промыслы» Беседы: «Народные промыслы»; Творческие игры: «Художники умельцы», «Мастерская»; Сюжетно-ролевые игры: «В гости к бабушке Варварушке», «Веселая ярмарка»; Фото репортажи: «Золотая хохлома», «Что за дивные узоры», «Народные игрушки – забавы», «Жостовские подносы»; Изостудия «Акварелька»: «Дымковская игрушка» (роспись нетрадиционными методами рисования), Филимоновские игрушки (тестопластика), «Русская красавица – всем нам нравится» (роспись сарафанов различными изо материалами: восковые мелки, пастель и т.д.); Семейный клуб: - Развлечение «У самовара я и моя Маня»; - конкурс на праздничный русский народный сарафан; - сбор фотографий и иллюстраций для оформления альбомов по народным росписям; Блок погружения «Былины» Старшая - подготовительная группа Занятия и беседы по былинам: «Илья Муромец и соловей разбойник», «Ставр Годинович», «Садко», «Добрыня и Змей», «Вольга и Микула», «Вавила и скоморохи», блиц – турнир по пройденным былинам; Игры: «Ручеек», «Узнай по голосу»,«Колечко», «Перетягивание каната», «Пройди и не упади», «Петушиные бои», «Прыжки в мешках». Диагностическое обследование по усвоению детьми материала по теме «Былины» Кружок «Музыкальная шкатулка»: инсценировка былин и отдельных эпизодов; Семейный клуб: - «Былину читай да на ум мотай!»; - конкурс «Богатырские доспехи». Развлечение: «Знатоки былин» Фото репортаж: «Богатыри земли русской»; Выступление на педсовете: «Русские былины как средство приобщения дошкольников к устному народному творчеству и истории России» Блок погружения «Фольклорные праздники и развлечения» Старшая - подготовительная группа |