Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 10.98 Mb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/110
Дата публикации23.11.2013
Размер10.98 Mb.
ТипКнига
100-bal.ru > Культура > Книга
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   110
М. М.ПРИШВИН ДНЕВНИКИ

1932-1935

М.М.ПРИШВИН

Дневники

1932

1933_

1934_

1935



Санкт-Петербург 2009

УДК 882 ББК 84Р7-4 П77

Издание осуществлено при финансовой поддержке Фонда Первого Президента РФ Б. И. Ельцина. Выражаем благодарность директору Фонда Т. Б. Юмашевой и исполнительному директору А. А. Дроздову

Пришвин М. М.

П77 Дневники. 1932—1935. Книга восьмая / Подгот. текста Я. 3. Гри­шиной; Коммент. Я. 3. Гришиной. — СПб.: ООО «Изд-во "Рос­ток"», 2009. - 1008 с.

Книга дневников 1932—1935 годов продолжает издание литера­турного наследия писателя.

Первая книга дневников (1914—1917) вышла в 1991 г., вторая (1918-1919) - в 1994 г., третья (1920-1922) - в 1995 г., четвертая (1923-1925) - в 1999 г., пятая (1926-1927) - в 2003 г., шестая (1928-1929) - в 2004 г., седьмая книга (1930-1931) - в 2006 г.

Публикуется впервые.

ISBN 978-5-94668-060-8

УДК 882 ББК 84Р7-4

©

Л. А. Рязанова, наследница М. М. При­швина и В. Д. Пришвиной, 2009 Я. 3. Гришина, подготовка текста, 2009 Я. 3. Гришина, комментарии, 2009 ООО «Издательство "Росток"», 2009

© © ©

9785946680608
СОДЕРЖАНИЕ

М. М. Пришвин. ДНЕВНИКИ

1932 ............................................. 3

1933 ............................................. 245

1934 ............................................. 333

1935 ............................................. 583

Комментарии........................................... 863

Указатель имен......................................... 983


1 Января. Вчера мы с Павловной вечером засиделись (я приводил в порядок альбомы, она чулки штопала) да­леко за полночь и, ложась спать, забыли поздравить друг друга с Новым годом.

Пропал праздник! (Разгром Дома печати за то, что Не­лидов прочитал свое: «пропал фельетон»).

<На полях:> Сгет:

Имеется в кассе: 1081.81

1741.85

2823.66 получено от Гиз'а 495

3318.66

31го/ХН взял 200руб., из них отдал Григорьеву 140р. (100 долг, 40 гаю — фунт) и Павловне 20руб. Павловне 20 р. Павловне 130 р.

За разборкой альбома. Разобрав, устроив свои фото, я сказал Павловне: — Если уцелеют мои снимки до тех пор, когда у людей начнется жизнь «для себя», то мои фо­то издадут и все будут удивляться, сколько у этого худож­ника в душе было радости и любви к жизни. Да, вот если бы все люди бросили подсиживать друг друга и стали за­ниматься тем, что каждый из них любит, для чего каждый рожден, — что бы это было!

— Нельзя, — ответила Павловна, — только редчайшие люди способны заниматься тем, что хорошо. Людей надо подгонять.

— Да, вероятно... — сказал я и, вспомнив сегодняшний рассказ Григорьева, передал его Павловне. Он мне расска­

зывал, что иногда, возвращаясь в поезде из Москвы, он открывает глаза и видит вокруг себя, какие-то существа сидят очень жуткие, достают из грязных мешков что-то, кладут это в рот немытыми руками, жуют и через жов го­ворят о том, где это для жова можно достать, где что вы­дают, спорят об этом, иные ругаются, иные так сцепятся, что забывают класть в рот кусок... Вот тогда является соб­лазн, — что это не люди...

— Понимаешь? — сказал я. — Он боится за себя, что и он такой же, но гордость отделяет себя от них, гордость...

— Это не гордость, — ответила Павловна, — это жа­лость.

В эту ночь, как бывает, отчетливо пронеслись в моей голове оба моих путешествия, в Свердловск и во Влади­восток, все до точности вспомнилось и ни на чем сердце (родственное внимание) не задержалось: везде спех, суе­та, страх, стон, злоба; через толщу вверженных в бедствие людей невозможно было, как раньше, пробиться к приро­де, загореться там любовью, как раньше, и с родственным вниманием вновь посмотреть на людей. Вот, кажется, тут-то, именно в эту точку моего обычного счастья художника и направлено почему-то ядовитое жало. Я чувствую безо­шибочно, что именно в той самой точке встречи своего луча с лучом другого человека, отчего являлось со-радо-вание, теперь заложен на тебя капкан или стрихнин... а то еще очень страшно думать, что потребность в со-радова-нии и совсем не вернется и что лучей уже и нет никаких, а только сам привык искать это и пишешь, и уже и вовсе нет того, кому хочется сказать, и не будет.

Вот дадут в Москве комнату, пойду я к вождям РАППа и всякого рода МАППа и [пойму] и раскрою тайники их душ, вникну в те родники их тайных лучших желаний, из которых потом что-нибудь хорошее, новое сложится. Я искренно отрешусь от себя, выброшу весь балласт свой, чтобы подняться до них и почувствовать ту великую сущ­ность, ради которой теперь родной сын колет своего род­ного отца. Я переживу там в Москве эту тему жизни столь

непонятную и странную всему христианскому и дохрис­тианскому, всему культурному миру...

Единственное, что теперь остается на радостную па­мять, это одержанные победы, и, по-видимому, этот мо­тив борьбы и сделается тем основанием, на котором про­цветет потом наше время, если ему суждено процвести.

Люди с толку сбиты, но, конечно, постоянно стремятся возвратиться к этому же толку, и оттуда опять их сшиба­ют, отчего является страх и раздвоенность: рад бы туда, а нельзя...

Как будто это я напрасно жалуюсь и приписываю вре­мени отсутствие людей в моих последних путешествиях: если вспомнить старые путешествия, то ведь в них каких-нибудь особенных людей не встретил.

О «пропал фельетон» — раздражение коммунистов по­нятно, потому что буржуазным фельетоном дразнить коммуниста это все равно, что красным дразнить быка... или, напр., меня дразнить Пильняком.

2 Января. Полонский только что сказал в РАППе, что он перестроился, что связь с попутчиками считает грехом — «грешен, грешен!» — говорил он — и вот теперь его пере­строили извне (памятуя: «не всякий глаголящий Господи» и проч.): выгнали из «Нового мира». И в общем верно, так и следует, для того времени он был хорош, теперь другое... Мне все так понимается, что самый ход времени, его уско­рение в ритме есть совокупность всех мировых условий, и только флюгер может быть вполне с ним согласован... И очень возможно, что разная политико-литературная мелкота, бездарная, беспринципная именно и существует, чтобы [чуять] вперед и, как флюгер, сигнализировать пе­ремену. Какой-нибудь Брик... И наоборот, чуть что-нибудь свое — и отстал, и если отстал, тут уже не уверяй, что пе­рестроился и что грешен, конечно, пропал.

Ни на какой стройке, будь они самые грандиозные, ни от какой цифры нельзя получить уверенность в правоте

большевицкого дела и даже вовсе понять значительность самого факта (из-за легиона мелочей, вихря пыли танцу­ющей мелкоты), если только не чувствовать универсаль­ный ход времени (для этого некоторым надо прямо ви­деть, что делается за границей).

Мало-помалу легенда о нашей революции за границей на почве их кризиса растет и крепнет, чтобы в конце кон­цов слиться с нашей государственной легендой и ликви­дировать то, что мы считали «жизнью» с ее почти что вечными биологическими и культурными устоями.

Бывало, после работы приду, лягу и как убитый! Те­перь лягу и не сплю, время провожаю, в голове мечта. Вскину разум свой — и так понимаю: не везде же так жизнь, как у нас, во всем-то мире... Вот бы на этом успокоиться и уснуть, но потому что ведь если это просто наша бо­лезнь, то придет здоровье и болезнь пройдет. Но если — думаешь — бы там было здоровье, то почему же они до­пускают такую чуму и даже отдают нам сюда на постройку крепости против самих себя машины, оружие и лучших своих мастеров. Значит, не могут согласиться между со­бой, и время у них, как и у нас, само идет, разделяя людей, обрекая всех их на бессилие... Так отказывается разум по­нять и опять мечта и вопрос: «Кто нас ведет по черному пути?» Вот как больно станет, схватишься за сердце, вос­кликнешь по старой привычке: Господи, Господи! и тут петух предрассветный закричит. Вот так и ночь пройдет вся в мечте.

<На полях:> Но понимать эту ликвидацию надо приблизитель­но по такому примеру: вот я, известный Михаил Пришвин — не какой-нибудь блудник Пильняк — взял бы и стал писать безымянно; ведь для истин­но культурного мира я бы остался в писании своем такою же лигностью, как был, и только ликвиди­ровал бы внешнюю свою обологку, назовем ее в про­тивоположность лигности индивидуальностью. По этому примеру надо и все понять: если ликвиди­руется поп, то темярге безымянно действует свя­щенник, убивают отца как физигескую слугай-ность, гтобы истинный отец невидимо вступил

в свои обязанности, изживают себя в обманном приспособлении к Христу, разбивают этот фетиш и освобождают безымянного истинного Христа...

И очень возможно, что спор наш о массе и личности путается только потому, что личность подменяется инди­видуальностью.

4 Января. В предрассветный час вышел на двор с соба­ками и очень обрадовался звездам после стольких дней серой «сиротской» зимы. Пока собаки мочились, я так разговаривал со звездами. — Сколько заветного моего вы помогли мне высказать! Теперь неужели же перед новой встающей правдой окажется, что все было неверно? Нет, все останется в глубине душ, но говорить об этом долго не будут. Как странно, что в двадцать-двадцать пять лет я вполне лично мечтал о мировой катастрофе и находил в этой мечте всего себя, теперь в катастрофе почти нет никаких сомнений, и, тем не менее, очень мало в ней ра­дости. Да, да! вот именно теперь так и понимают «мещан­ство»: что-то вроде антропоморфизма, вмешивание лично-интимного «гуманного» и т. п. в государственные планы. Это правда, но ведь и обратно есть правда, пока не имею­щая своего ходячего названия: это претензия государства стереть все личное.

Вечером собрание бригады. Вот как забили мою голо­ву, перестаю понимать... Ведь и так можно представить, что нас трогать никто не хотел и все долги между тем взя­ли с нас с огромной лихвой: что им машины (чугун), если за них взяли с нас все сырье.

Лошадь купили на корм собакам за 15 руб. шести лет, а Марья Павловна говорит, что у них по 7 руб. продают (кормить нечем).

7Января. Рождество.

Генералы обманули. Лева опять закрутил, вероятно. Петя впился в звероводство. Ежедневно пишу прошения о комнате в Москве и мало-помалу сам в это вверился, что без комнаты — пропадешь.

Мучительно и воистину «смертельно» тоскую. Думаю о лошади, которую мы купили за 15 р. на зарез для корма собак, лошадь молодая, здоровая, всего ей 6 лет. Марья Павловна говорит, что 15 р. дорого, у них по 7 руб. Вот явление, кажется, одно, а если взять меня и Максима Горького, то получится два разных толкования, его опти­мистическое, мое пессимистическое. Он скажет, что это индустриальный прогресс, что это трактор выбросил ло­шадь на съедение собакам, и социальный прогресс: ведь это разоренные единоличники бросают хозяйство, ло­шадь и бегут в производство. Мне же думается по-иному, пусть прогресс, но... прогресс бывает разный, хороший хо­зяйственный прогресс не допустит такого безобразия, ло­шадь хоть есть можно, а чугун не лизнешь. Впрочем, если смотреть, что все это война, то, конечно, лошадям — мор.

Петя говорит, что они в общежитии встают мокрые от сырости, что едят суп-брандахлыст и пшенную кашу, но что «жить можно и учатся все с великой страстью». Да, вот это надо непременно иметь в виду при суде над совре­менностью, надо свои привычки совершенно отбросить... Только все эти студенты забиты до того «нагрузкой», что кроме специальности ничего не узнают. Впрочем, «диа­лектика» и «материализм» заменяют им все. Однако и тут не надо думать, [что] они верят, ведь верить-то некогда. Является даже и такая мысль о «вообще»: есть ли такие верящие люди в марксизм и ленинизм, что кто-нибудь, оставшись сам с собой, сказал: верю и действую и даже знаю... нет! но приходит другой, и, опасаясь его, он дейст­вует как бы по личной вере. Да, лично-то нет вовсе людей (как в «Кащеевой цепи»: героя нет — заяц герой). Лич­ность состоит в согласованности с заданиями ... но где очаг, горнило, где рождаются директивы? Хотя бы в лите­ратуре (ну, вот, напр., «Венька» берет перевес и придумы­вает, однако Венька мальчишка, не из себя же он берет). Кто их гонит? Приходится признать, что существует ми­ровая равнодействующая разных сил, которая на каждую личность — как императив.

Алекс. Н. Толстой — вот уже год хлопочет о разреше­нии ему съездить за границу, чтобы сладить делишки

с валютой (переводы). Случилось, Горький устраивал у себя вечер и позвал Толстого. А на вечере этом был Ста­лин. Алеша, известно, когда ему надо, может быть при­писка: хитрым> очаровательным. Сталину до того понра­вилась его болтовня, что он отозвал его будто бы в сторону и спросил, не надо ли ему чего-нибудь... Было как в сказке, ведь можно было полцарства просить. Но Алеша сумел, как в сказке, попросить только колбасы... И поехал за гра­ницу.

(По этому поводу приходит следующее: у одного муд­реца были два сына, блаженный Мишук и хитрец Алеша. Пережив большую жизнь, блаженный Мишук добыл себе опытный ум и стал таким же мудрецом, как отец, но Але­ша хитрец сошел на нет...)

У Горького.

N. написал книжку и получил приглашение к Горько­му. В приемной человек 20 народу. У секретаря Крючкова три телефона. Беспрерывно звонят, и секретарь с разным лицом отвечает, как будто на три телефона — в нем три лица. Беспрерывно приходят пакеты с надписью: «секрет­но», «секретно — спешно».

Повестка Творческое бюро

Получил повестку — на клочке [клетчатой] бумаги плохая машинопись: «"Творческое бюро" делает смотр очеркистам Союза. Что вы написали в 31-м году? Явка обязательна».

А ведь очень возможно, что это «творческое бюро» явилось следствием книги моей о творчестве «Журавли­ная родина».

Вольфила. Читаю о Блоке у Белого... Ужасно стыдно смотреть на самого себя: пришел талантливый зверь и че­рез талант соприкасается с идеями и по-своему обживает эти идеи, и через это его тоже за человека принимают, са­жают за стол, и оттого он чувствует себя хорошо и даже пишет об этом, что был там-то и слушал, что [люди] гово­

рили там. Талант + романтизм, т. е. личная утонченность. Нехватка в идеях возмещается чувственностью... Но, ве­роятно, все сводится к чему-то одному, иначе как могли мы быть вместе. Подумать.

Миша растет на руках, еще ничего не говорит, рожицы делает такие уморительные, что все равно как и говорит. Через все это начинаю понимать, что многие люди просто лишены самого чувства понимания ребенка... Это совсем особенное чувство. Так есть чувство охотника (воля), оно может и не быть у другого, и чувство романтика или мис­тика...

<Наполях:> ритм

неповторимость и гувство ребенка

Революция движется линейно, события и лица прохо­дят в это время без ритма, а время общей жизни мира (солнце всходит и заходит) идет ритмически: сколько раз солнце взойдет и закатится, пока вырастет и кончится че­ловек. Поэзия есть светлая атмосфера, заря сознания че­ловека. Пусть рушится быт, но ритм жизни и без быта мо­жет питать поэзию — конечно, опираясь на то же солнце (всходит и заходит). Но это понимание (мое) не «револю­ционно» — это биологизм — все революционное движется по линии (не по кругу). Ритм движения по кругу с уходом и возвращением... восходом и закатом — здравствуй и про­щай, дедушка внуку сказку рассказывает про Ивана Царе­вича... А то вот предполагается линейный ритм, положим, едем в поезде, и колеса мерно отщелкивают: «по-гуляй-погуляй!»

Вот именно, что все является и пропадает без возвра­щения: усвоили и бросили, как выжатый лимон. И де­душки нет... Движение по линии на луну, теснота внутри <1 нрзб.>: умерших и больных выбрасывают без слез. Личность за шиворот и в чан... Тут тоже стихия. Вспом­нить Чемреков. Образы из сектантской поэзии.

Родину, мать, отца, друга — все ради движения вперед без возвращения...

<На полях:> Солнышко увижу — скажу «здравствуй», и увижу закат, говорю «прощай». Но если я еду в поезде и вижу на полках все тех же самых людей...
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   110

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск