Скачать 1.97 Mb.
|
Министерство образования Республики Саха (Якутия) ГОУ «Республиканский Центр дополнительного образования и гражданско-патриотического воспитания детей» Образовательные программы по техническому творчеству детей Якутск - 2009 Сборник посвящен 90-летию государственной системы дополнительного (внешкольного) образования детей в России / М-во образования Респ. Саха (Якутия), Респ. центр доп. образования и гражд.-патр. воспитания детей; [ ред.-изд. группа: М.П. Петрова и др.]. – Якутск, 2009. – 163 с. Редакционно-издательская группа: М.П. Петрова – директор Республиканского Центра дополнительного образования и гражданско-патриотического воспитания детей МО РС(Я) Р.Г.Кычкин – зав. лабораторией технического творчества РЦДО и ГПВД МО РС(Я) С.П. Васильева – методист РЦДО и ГПВД МО РС(Я) В сборник включены авторские программы педагогов дополнительного образования детей по техническому творчеству, внесших весомый вклад в развитие системы дополнительного образования детей Республиканский центр дополнительного образования и гражданско-патриотического воспитания детей МО РС (Я) , 2009 СОДЕРЖАНИЕ Содержание ……………………………………………………………………..3 Введение…………………………………………………………………………5 I. Дополнительные образовательные программы технического направления: 1. Социально-образовательный проект «Космоска тахсар аартык: дорога в космос» ( образовательные программы ««Ракетно-космический моделизм», «Школьная лаборатория из Космоса», ««Космическая одиссея Якутии»), Попова Тамара Николаевна, директор Малой арктической академии юных талантов, зам.директора форума «Ленский край»………………………………………………………………………… 6
авиамодельному спорту», Иванов С.С., Уваровский С.Е., педагоги дополнительного образования Дома детского творчества с.Хатассы..64
образования Дворца Детского творчества г.Якутск……………………114 10. Программа «Юный дизайнер», Родионов Г.Г., Никитина С.А., педагоги дополнительного образования детей Центра технического творчества г.Якутск...........................................................................................................139 II. Дюпсюнский музей космонавтики и авиации Якутии с.Дюпсюн Усть- Алданского улуса Республики Саха (Якутия)…………………………………….158 ВВЕДЕНИЕ Детское техническое творчество – одна из массовых форм привлечения учащихся к творчеству. Мы характеризуем детское техническое творчество как один из эффективных способов трудового воспитания и политехнического образования, а не только как вид деятельности, направленный на ознакомление учащихся с миром техники. В условиях научно-технического прогресса нельзя быть всесторонне развитым человеком, не имея представления о достижениях науки, техники, производства. В процессе технического творчества у учащихся формируются различные качества личности, однако ведущими исследователями признаются готовность к творческому труду и творческое отношение к труду. Дополнительные образовательные программы по техническому творчеству ориентируют детей, нуждающихся в педагогической поддержке и профильном обучении, на приобретение профессии, наиболее необходимой стране, и имеют целью научно-техническую подготовку детей и подростков, включая теоретическую и практическую часть с учетом специфики учреждения. В учреждениях разрабатываются и апробируются программы дополнительного развивающего обучения, где с учетом психофизиологических особенностей для каждого образовательного уровня проводятся занятия с детьми по углубленному изучению технических дисциплин. В сборник включены дополнительные образовательные программы технического направления, разработанные педагогами дополнительного образования по техническому творчеству учащихся. Представленные программы являются результатом практической деятельности педагогов и могут быть использованы педагогами дополнительного образования детей в удовлетворении образовательных потребностей учащихся и обеспечении ими осознанного личного и профессионального выбора. Социально-образовательный проект «Космоска тахсар аартык: дорога в космос» Попова Тамара Николаевна, директор Малой арктической академии юных талантов, зам.директора форума «Ленский край» Раздел I. ОСНОВНАЯ ИДЕЯ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА Социально-образовательный проект «Космоска тахсар аартык: дорога в космос» разработан Якутской республиканской детской общественной организацией «Малая арктическая академия юных талантов». Малая арктическая академия создана в 2004 году и направляет свою деятельность на привлечение широкого круга детей и молодежи к научной, исследовательской, технической и творческой деятельности. В современных условиях развития общества, техники и технологий одним из направлений деятельности академии становится участие в разработке и реализации перспективной научно-технической политики среди детей и молодежи. Реальным воплощением этого направления работы является разработка и реализация проекта «Космоска тахсар аартык: дорога в космос». Основной идеей проекта «Космоска тахсар аартык: дорога в космос» является приобщения детей и юношества к высоким идеям устойчивого развития Космоса и раскрытие потенциала членов сообщества для созидательного участия в мирном исследовании и освоении земного и космического пространства в будущем. Идея создания данного проекта основана на принципах Арктической идеи, разработанной Михаилом Ефимовичем Николаевым, первым Президентов РС(Якутия), Почетным председателем Северного форума, учредителем Малой арктической академии. «Север и Арктика – это космос на земле», - отмечает Николаев М.Е. Известно, что космические программы стимулируют развитие науки, техники, высоких и наукоемких технологий. Северные программы представляются не менее ответственными и плодотворными в творческом и практическом отношении, с высочайшим порогом сложности и весомой «земной» отдачей. Таким образом, идеи мирного исследования и созидательного освоения как Арктики, так и космоса, обуславливают необходимость широкой научной, технической, физической подготовки и творческого развития подрастающего поколения. Проект «Космоска тахсар аартык: дорога в космос» имеет своим назначением продолжить формирование национальной технической элиты, при этом особо выделяя подготовку высококвалифицированных специалистов в области освоения космических технологий. Содержательной основой образовательной программы данного проекта являются такие виды деятельности, как исследование, проектирование, моделирование, конструирование. В рамках данной программы участникам проекта будет дана возможность непосредственного участия в этих видах деятельности, также возможность творческого восхождение и приобщения к личности и профессии космонавта. Особенность проекта «Космоска тахсар аартык: дорога в космос» в том, что в нем сопряжены две линии: одна – арктическая, другая – космическая. Исходя из этого, в проекте будет реализована идея формирования у школьников основных составляющих профессии космонавта: выносливость, техническая грамотность, способность мыслить на уровне поставленных задач, брать ответственность на себя, крепость духа и нервов, исследовательские умения, научный потенциал, увлеченность общим делом. Таких же качеств требуют Север и Арктика. «Космоска тахсар аартык: дорога в космос» призвана зародить в умах и сердцах юных талантов Арктики уверенность в своих силах, раскрыть возможности для приложения их личностного, интеллектуального, научного и творческого потенциала на земле и космосе в будущем. Для этого проект создается на принципах добровольности, демократичности, личностно-ориентированного обучения с учетом способностей и интересов учащихся. Социально-образовательный проект «Космоска тахсар аартык: дорога в космос» утверждается решением президиума Малой арктической академии и реализуется под ее эгидой в Республике Саха (Якутия). Назначение проекта: консолидация усилий заинтересованных сторон – школьников, учителей, ученых, государственных и общественных организаций – в создании системы аэрокосмического образования детей и молодежи в Республике Саха (Якутия). Цель: Развитие личностного, интеллектуального, научного и творческого потенциала детей, молодежи и взрослых. Задачи:
Ожидаемый результат:
Сроки реализации проекта: с январь, 2006 года по декабрь, 2010 года с прожолжением. Руководитель проекта: Попова Тамара Николаевна, директор Малой арктической академии юных талантов, зам.директора форума «Ленский край» Целевая группа: учащиеся школ республики с 5 по 11 класс, имеющие способности и проявляющие интерес к творческой, технической, проектно-исследовательской деятельности , учителя школ и центров дополнительного образования республики Участники и организаторы проекта:
Формы реализации проекта:
Раздел II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: Проект «Космоска тахсар аартык: дорога в космос» реализуется на основе разработки образовательных программ, которые соответствуют направлениям развития проекта. В образовательной программе отражается ведущие идеи и специфика содержания деятельности по данному проекту, особенности взаимодействия участников проекта и нацеленность на развитие проекта в целом. Параллельно могут быть осуществлены несколько образовательных программ, включающих мероприятия различного уровня (региональных, российских, международных). Образовательные программы разрабатываются и реализуются на основе следующих принципов:
Образовательная программа «Ракетно-космический моделизм» призвана способствовать развитию технического мышления, навыков конструирования и моделирования у школьников и профессиональной ориентации в технической области. Основной целью программы является создание условий для личностного развития школьников средствами дополнительного образования в области технического творчества. Программа решает следующие задачи:
Программа включает следующие содержательные модули:
Руководитель программы: Дормидонтов Иннокентий Егорович (Октемский лицей), Илларионов Николай Кириллович, Колесов Ньургун Николаевич (Центр технического творчества, г. Покровск), Белолюбский Петр Петрович (Центр технического творчества, с. Борогонцы). Участники: учащиеся 5-11 классов
Основной целью программы является создание условий для личностного развития и предпрофессионального образования учащихся средствами проектной и исследовательской деятельности с использованием современных космических технологий дистанционного зондирования Земли. Для реализации данной образовательной программы предполагается развернуть пункт приема космических изображений в составе малогабаритной станции «Алиса-СК» (с антенной диаметром 1 м.) и компьютерного комплекса обработки данных. Это дает возможность осуществить реальный прием метеоизображений с пяти спутников серии NOAA в формате HRPT (формат получения метеоизображения высокого разрешения). Пространственное разрешение снимков в этом формате – примерно 1 км на пиксель, ширина полосы обзора на снимке – до 3000 км. Программа решает следующие задачи:
Программа включает следующие содержательные модули:
Технические руководители программы: Кучейко Алексей Анатольевич, к.т.н., нач.отдела инженерно-технического центра «СканЭкс», преподаватель Всероссийского детского и молодежного центра аэрокосмического образования им.С.П.Королева (г. Москва), Никитин Петр Семенович, форум «Ленский край». Участники: в программе участвуют проектные команды Октемского лицея, Якутской городской национальной политехнической школы №2, Намской гимназии, Бердигестяхской гимназии, Качикатской сош Хангаласского улуса. Список школ расширяется, начиная с 2008 года. Для работы в данной программе в каждой школе - участнице Президиумом Малой арктической академии создается отделение Малой академии, что закрепляется приказом директора школы. Отделение имеет научного руководителя. За каждым отделением закрепляется тематика проектно-исследовательских работ. Структура образовательной программы „Школьная лаборатория из космоса“ К основным достоинствам работы со станцией приема космической информации относятся: наглядность приема космчиеского снимка в режиме реального времени (т.е. в момент получения снимка) на экран компьютера и возможность изучения динамики природных процессов с течением времени (от нескольких часов до нескольких лет). Для ведения проектных и исследовательских работ при необходимости можно получать космические снимки более мелкого разрешения (до 250 м.) через специалистов „СканЭкс“ из архива или со станции в Иркутске. Особую значимость программе придает возможность использования результатов работы хозяйствующими субъектами и населением. Работы учащимися могут быть выполнены на договорной основе по заказу. Тематика работ разнообразна: мониторинг паводковых вод, экологии населенных пунктов, популяции растений и животных, строительства крупных промышленных объектов и т.д.
Образовательная программа «Космическая одиссея Якутии» имеет целью повышение интереса у школьников к профессии «космонавта» и смежным с ним специальностям и привлечение наиболее подготовленной молодежи в космическую отрасль страны. Программа решает следующие задачи:
Программа включает следующие содержательные модули:
Каждая сессия имеет свою программу и ведущие содержательные линии. Программа составляется по согласованию. Программа для каждой группы рассчитана на 2 года. Для каждой группы в течение двух лет ( с сентября текущего по март следующего года) планируется провести 4 сессии: 3 сессии на базе форума «Ленский край» и Якутии, 1 сессия – на базе Центра подготовки космонавтов. Продолжительность одной сессии – 72 часа. Руководитель программы: Лазуткин Александр Иванович, летчик-космонавт России, Центр космического сотрудничества «Андромеда» Участники: учащиеся школ республики, окончившие 9 класс.
Инновационный информационно-образовательный центр аэрокосмического образования направлен на создание информационно-коммуникационной образовательной среды для активизации деятельности по проекту ««Космоска тахсар аартык: дорога в космос». Проект решает следующие задачи:
Содержание работ по проекту:
Значимость проекта заключается в том, что каждая проектная и исследовательская работа учащихся будет иметь соответствующее программное обеспечение и информационно-коммуникационное сопровождение. Все «образовательные продукты» учащихся и учителей будут представлены в центре как учебное пособие. Руководители: Мороз Ольга Юрьевна, зав.сектором инновационных музейных информационно-образовательных технологий Мемориального музея космонавтики, Попова Тамара Николаевна, директор Малой арктической академии Участники: учащиеся 7-11 классов
Образовательная программа «Космофизические исследования» реализуется на базе лабораторий Института космофизических исследований и аэрономии им.Ю.Г. Шафера Сибирского отделения Российской академии наук. Основной идеей программы является создание технических и методических условий для выполнения проектно-исследовательских работ учащимися по научным направлениям института физика и астрофизика космических лучей, физика околоземного космического пространства. В реализации проекта ключевым моментом является использование базы данных и непосредственная работа учащихся на экспериментальных установках ИКФИА под руководством ведущих научных сотрудников института. Проект решает следующие задачи:
Содержание работ по проекту:
Одной из перспектив проекта является создание Межрегиональной космофизической школы для старшеклассников с приглашением учащихся из других регионов. |