Учебно-тематическое планирование
по родному языку и литературе
Классы 9
Учитель Кожукова Любовь Алексеевна
Количество часов
Всего 102 часов; в неделю 3часа.
Плановых контрольных диктантов 4, изложений 2, сочинений 8
Планирование составлено на основе
Программы по чувашскому языку для общеобразовательных учреждений (5-9 классы) под редакцией И.А.Андреева – М.: Чувашское книжное издательство, 2007г. , «Программы по чувашской литературе» (5 – 11 классы) под редакцией Н.Г.Ивановой (Чебоксары «Чувашское книжное издательство», 2003г.)
Учебники И.А.Андреев Чувашский язык для 8-9 класса Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2009г., В.П.Никитин Чувашская литература учебник – хрестоматия для 9класса Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2003г.
Дополнительная литература
В.Краснов-Кичкеевский «37 букв» Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2004г.
Н. К.Дмитренко «Для тебя, чувашское дитя» Канаш,1996г.
Э. Патмар «Хочу читать, хочу знать» Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2000г.
Еженедельная газета «Ровесник».
Майков Е.А., Михайлова З.П. Чувашский язык, тесты для учащихся 5-9 классов, Чебоксары: Чувашское книжное из-во, 1999г.
З.С.Антонова, В.П.Станьял Методика преподавания чувашской литературы в 5-11 классах, Чебоксары 2006г.
П. Н. Метин Анализ литературного текста, Чебоксары 2009 г.
О.А.Вишнева Чувашская литература в 8-9 классах национальной школы: тесты и кроссворды. Чебоксары 2008 году.
Р.Г.Иванова «Литературные игры». Чебоксары, 2001г.
З.П.Михайлова, В.М. Чувашская литература (тесты для 5-9 классов). Кугеси, 1999г.
П.Ялгир Краткая энциклопедия чувашской литературы. Кюгеси 1999г. 1шт.
Краткая чувашская энциклопедия. Чебоксары, 2004г. 1шт.
П.Н.Метин Словарь литературных терминов. Чебоксары, 2002г.
3. Ю. А. Илюхин «Писатели Чувашской республики» портреты, Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1998г.
DVD фильмы «Чувашские народные обычаи и традиции».
М.Юрьев Чувашские писатели Чебоксары, 1968г.
В.Г.Родионов Чувашская литература XVIII – XIX века Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2006г.
В.Г.Родионов Чувашская литература 1917-1930-е годы Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2008г.
Презентации уроков учителей чувашской литературы школ Чувашской республики
Электронные пособия
Е.А. Майков Электронное пособие для 5 класса, таблицы, тесты и упражнения.
Е. А. Майков, З. П. Михайлова Сборник электронных тестов по чувашскому языку для 5-9 классов
Пояснительная записка
к образовательной программе по родному языку и литературе в 9классе
Рабочая учебная программа по родному языку и литературе составлена на основе «Государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего, среднего полного общего образования в ЧР. Национально-региональный компонент. — Чебоксары: Чувашский республиканский институт образования, 2007г.», «Программы по чувашскому языку», допущенной Министерством образования Чувашской Республики, под редакцией И. А. Андреева (Чебоксары «Чувашское книжное издательство», 2007г.
В образовательной программе нашли отражение цели и задачи обучения чувашскому языку на ступени основного и среднего (полного) общего образования изложенные в пояснительной записке к программе по чувашскому языку.
Образовательная программа ориентирована на использование учебников «Чувашский язык» для 8-9 класса, Л.П.Сергеева, 2009 год, «Чувашская литература» для 9 класса под редакцией В.П.Никитина, Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2003г. рекомендованных министерством образования Республики Чувашии к использованию в образовательных школах на 2012/2013 учебный год.
Преподавание предмета «Родной язык и литература» в 5-9 классах осуществляется в соответствии с учебным планом для 5-9 классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Ерсубайкинская основная общеобразовательная школа" Альметьевского муниципального района РТ на 2012-2013 с русским языком обучения с изучением родного (чувашского) языка и базисным учебным планом для 5-9 классов общеобразовательных учреждений Республики Татарстан утвержденным приказом МО и РТ № 241 от 31 августа 2012 г. согласно которому на изучение предмета отводится следующее количество часов:
Согласно действующему учебному плану школы образовательная программа для 9 класса предусматривает обучение родному языку и литературе в объеме 3 часов в неделю, 102 часов в год.
Изучение родного языка и литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
воспитание любви к родному языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний о жизни народа в прошлом и настоящем;
развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение чувашским литературным языком в устной и письменной форме; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
освоение знаний о родном языке, его функционировании в различных сферах общения, основных нормах литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
формирование умений различать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культурологической компетенции.
Коммуникативная компетенция - овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенция - освоение знаний о языке как системе знаков, его устройстве, развитии и функционировании, овладение нормами чувашского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя; умение пользоваться различными видами словарей (орфографическими, словарями синонимов, этимологическими, двуязычными лексическими).
Культуроведческая компетенция — осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, владение нормами чувашского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Изучение литературы в 9 классе призвано обеспечить:
приобщение учащихся к богатствам родной литературы, формирование их представлений о литературе как об одном из важнейших достижений культуры;
формирование гуманистического мировоззрения учащихся;
развитие у учащихся способностей эстетического восприятия и оценки произведений литературы, а также отраженных в них явлений жизни;
воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств, гражданской позиции;
воспитание культуры речи учащихся.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, усугубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от фольклора к древней литературе, от неё к чувашской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность.
В течение учебного года в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся выпускников начальной, основной и средней ступени общего образования обучающиеся должны овладеть следующими предметными умениями, навыками и способами деятельности:
знать / понимать
роль родного (чувашского) языка как государственного языка Чувашской Республики и средства общения чувашской между собой как в республике, так и за ее пределами (диаспоре);
смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуации речевого общения; основные признаки разговорной речи в отличие от литературного языка;
признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
основные единицы языка (фонемы, морфемы, лексемы, модели предложений), их признаки;
основные нормы чувашского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь:
различать разговорную речь, научный и официальные стили, язык художественной литературы;
определить тему, основную мысль текста, анализировать языковые особенности текста;
выделять языковые единицы, давать им соответствующие характеристики (например: имя существительное, нарицательное, число, падеж; глагол, наклонение, время, спрягаемая или неспрягаемая форма, лицо, число и т.д.);
аудирование и чтении:
адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
читать тексты разных стилей и жанров, владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);
извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, свободно пользоваться различной справочной литературой;
говорение и письмо:
воспроизводить текст различной сложности (план, пересказ, изложение, конспект);
владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога;
свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
соблюдать в письме основные правила орфографии и пунктуации;
использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни для:
осознания роли родного языка в жизни человека и общества;
развития речевой культуры, бережного отношения к родному языку;
удовлетворения потребностей общения в учебной, бытовой, социально-культурной ситуациях;
увеличения словарного запаса, расширения круга используемых грамматических средств
создания в устной и письменной форме несложных текстов;
овладения нормами чувашского речевого этикета в ситуациях повседневного общения.
чтение и восприятие
прочитать художественные произведения, предназначенные для чтения и текстуального изучения,
воспроизвести их конкретное содержание,
дать оценку героям и событиям;
чтение, истолкование и оценка
анализировать и оценивать произведение как художественное целое, характеризовать во взаимосвязи следующие его компоненты: тема, идея (идейный смысл), основные герои;
особенности композиции и сюжета, значение важнейших эпизодов (сцен) в их взаимосвязи; роль портрета, пейзажа, интерьера;
род и жанр произведения; особенности авторской речи и речи действующих лиц;
выявлять авторское отношение к изображаемому и давать произведению личностную оценку;
обнаруживать понимание связи изученного произведения со временем его написания;
объяснять сходство тематики и героев в произведениях разных писателей;
чтение и речевая деятельность
пересказывать узловые сцены и эпизоды изученных произведений;
давать устный и письменный развернутый (аргументированный) ответ о произведении;
писать изложения на основе литературно-художественных текстов;
писать сочинения по изученному произведению, о его героях и нравственных вопросах, поставленных писателем, а также на жизненные темы, близкие учащимся;
писать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении с мотивировкой собственного отношения к героям и событиям;
выразительно читать произведения или фрагменты, в том числе выученные наизусть.
Требуемые и используемые учителем для достижения результатов обучения педагогические технологии, средства обучения (в том числе электронные):
Творческие задания;
Работа в группах;
Обучающие грамматические игры;
Разминки;
Социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения (социальные проекты, соревнования, радио и газеты, фильмы, спектакли, выставки, представления, песни и сказки)
Изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео и аудиоматериалами;
Обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем;
Разрешение проблем;
Частично-поисковая деятельность;
самостоятельная исследовательская деятельность).
Интернет-ресурсы для ученика и учителя:
Чувашскиий народный сайт http://chuvash.org/
Чувашская энциклопедия http://cv.wikipedia.org
Электронные словари http://samahsar.chuvash.org/
Народное творчество http://vulacv.blogspot.com Элетронные книги и произведения на чувашском языке http://vula.narod.ru устное народное творчество http://yumah.ru Национальная библиотека Чувашской Республики http://www.lib.cap.ru
Чувашский тетел http://chuvash.net/
Чувашское наследие http://nasledie.nbchr.ru/personalii/pisateli/
Писатели чувашии детям http://www.chuvrdub.ru/
Для чувашских детей http://chuvshkola.ucoz.ru/
Учебно–тематическое планирование по чувашскому языку и литературе в 9 классе №
п.п
| Тема урока
| Ко
ли
чество ча
сов
| Тип урока
| Характеристика учебной деятельности учащихся или виды учебной деятельности
| Виды конроля, измерители
| Планируемые результаты освоения материала
| Домашнее задание
| Дата
| План
| Факт
| я
| Вводный урок о чувашском языке.
| 1
| Вводный урок
| Лекция с элементами беседы, работа со словарем и географической картой
| Устный фронтальный опрос.
| Знать основные средства художественной изобразительности, находить их в тексте.
| Выписать высказывания о родном языке.
|
|
| л
| Литература как искусство слова. Периоды развития чувашской культуры и литературы.
Санарла самахпа халах пурнасе Чаваш культурипе литературин аталану тапхаресем?
| 1
| Вводный урок.
| Лекция, конспектирование лекции учителя, работа с книгой; составление тезисного плана статьи учебника
| Устный фронтальный опрос.
| Знать основные этапы развития литературы. Уметь конспектировать лекцию учителя.
| Прочитать и пересказать вступительную статью, ответить на вопросы.
|
|
| я
| Синтаксис словосочетания и простые предложения.
| 1
| Урок повторения и
закрепления изученного
| Повторение, обобщение материала, выполнение упражнений, конструирование предложений
| Выполнение заданий на карточках
| Знать опознавательные признаки словосочетания и предложения, средства синтаксической связи в словосочетаниях, главные и второстепенные члены предложения, односоставные предложения, однородные и обособленные члены предложения, обращения и вводные слова.
| Составить комплексный анализ данного текста.
|
|
| л
| Устное народное творчество и старинная письменость? Художественные средства: речевые фигуры стихотворных молитв?
Халах самахлахепе авалхи сырулах. Келесемпе савасем? Илемлех мелесем: пуплев фигурисем?
| 1
| Урок усвоения новых знаний
| сообщение ученика, объяснение учителя, конспектирование лекции учителя, комментированное чтение, творческие задания
| Развернутые ответы на вопросы
| Выявление уровня литературного развития учащихся;
| Письменно ответить на заданные вопросы.
|
|
| я
| Сложное предложение.
| 1
| Урок усвоения новых знаний
| Объяснение учителя, знакомство сматериалом учебника, выполнение упражнений, конструирование предложений
| Запись предложений под диктовку
| Знать признаки сложных предложений.
| Выучить определение, Упражнение 3 стр. 185
|
|
| л
| Поэтика магического языка? Жанры и признаки? Арамла челхе асамлахе. Жанресемпе паллисем. Калмаксем. Весен тесесем.
| 1
| Урок усвоения новых знаний
| пересказы учащихся работа с терминами, комментированное чтение, конспектирование по учебнику, сочинение заговора.
| Оценка выступлений учащихся, выразительное чтение наизусть.
| Знать жанры магического языка, Обучение аналитическому чтению;
| Составить кроссворд или м/м презентацию «Жанры фольклора»
|
|
| я
| Строение сложных предложений.
Хутла предложенири хутсар предложенисене сыхантаракан мелсем.
| 1
| Урок усвоения новых знаний
| беседа по вопросам, Объяснение учителя, знакомство сматериалом учебника выразительное чтение, выполнение упражнений, словарная работа
| Написание сочинения-миниатюры
| Знать отличительные признаки сложных предложений, средства связи простых предложений в сложном предложении.
| §43 Упражнение2 страница 186
|
|
| л
| Письменные памятники предков? Ахмед Ибн Фадлан «Путешествие в Волжскую Булгарию»? Жанр: композиция: история: реальность?
Неселсен сырулла палакесем.
| 1
| Урок усвоения новых знаний
| объяснение учителя, работа с книгой; аналитическая беседа, чтение и анализ текста
| Развернутые ответы на вопросы
| Знать о письменных памятниках предков. Обучение комментированному чтению;
| Подготовить сообщение о писателях писавших о Волжской Булгарии.
|
|
| я
| Основные виды сложных предложений.Хутла предложении тесесем.
| 1
| Урок усвоения новых знаний
| Зн-во с матер. учебника беседа по вопросам, объяс. учителя,
| Объяснительный диктант
| Уметь различать основные виды сложных предложений, объяснять постановку знаков препинания в них.
| Выучить определение, §44, Упражнение3 страница190
|
|
| л.
| Юсуп Баласагуни «Хытлы пелю»?
Палас Ахун Юсуп.? «Хётлё п.л\»: халёхран =ырса илнисем?
| 1
| Урок усвоения новых знаний
| объяснение учителя, конспектирование лекции учителя, работа с книгой; чтение и анализ текста
| Оценка сообщений учащихся
| Знать особенности художественного мира поэта, Отработка навыков работы анализа лирического произведения
| Выучить отрывок поэмы наизусть.
|
|
| я
| Понятие о бессоюзном сложном предложении.
Союзс=р хутл= предложенисен тыт=м\пе п\лтер\ш\сем.
| 1
| Урок усвоения новых знаний
| Объяснение учителя, знакомство сматериалом учебника беседа по вопросам, выполнение упражнений,
| Работа над текстом.
| Знать основные признаки БСП, уметь из прстых предложений составлять бессоюзные сложные предложения.
| Упражнение 3, страница193
|
|
| л.
| Творчество Калай Малля Тема: проблема в стихотворении «Отцы и матери»?
Калай Малля пултарулёх.? «Атте-анне сёмах.сем» сёввён теми: проблеми?
| 1
| Урок усвоения новых знаний
| обсуждение эпиграфа, работа с книгой; чтение и анализ текста литературная игра
| Письменные ответы на вопросы
| Знать: о жизни и творчестве писателя, Развитие связной речи учащихся;
развитие навыка восприятия информации
| Подготовить выразительное чтение стихотворения.
|
|
| я
| Запятые и точки запятые в БСП.
Союзс=р хутл= предложенисенче запятой тата точк=па запятой лартасси.
| 1
| Урок усвоения новых знаний
| Лингвистический разбор, Объяснение учителя, беседа по вопросам, выразительное чтение, объяснительный диктант, взаимопроверка, самостоятельная работа
| Предупредительный диктант
| Знать правила постановки запятой и точки с запятой, выразительные возможности БСП.
Уметь соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП,
употребления в речи.
| Упражнение2, страница197
|
|
| л
| Признаки литературы XVII века.
Жизнь и творчество Охатер Томеева. Публицистическая острота произведений,. Виды очерков.
XVIII .м.рти литература паллисем? Хайлавсен публицистикёлла =ив.чл.х.? Очерк т.с.сем? Охатер Томеевён урнё=.пе пултарулёх.?
| 1
| Урок усвоения новых знаний
| беседа по вопросам, объяснение учителя, конспектирование лекции учителя, работа с книгой; комментированное чтение,
| Оценка участия в аналитической беседе и умения выразить свое личностное мнение,
| Знать: об основных этапах жизни и творчества писателя,
Уметь: выделять и формулировать тему, идею, проблематику изучаемого произведения,
| Раскрыть тему и идею произведения .
|
|
| я
| Двоеточие и тире в бессоюзных сложных предложениях. Союзс=р хутл= предложенисенче ик\ тата тире точк= лартасси.
| 1
| Урок усвоения новых знаний
| Объяснение учителя, знакомство сматериалом учебника беседа по вопросам, выполнение упражнений, конструирование предложений
| Выборочный диктант
| Знать правила постановки двоеточия, выразительные возможности БСП.Уметь соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП,
употребления в речи.
| §42-48 ответить на воросы на стр. 205
|
|
| л
| Жизнь и творчество Н?Бичурина? Жанр: вид: пафос: произведения «Байкал»? Н?Бичурин пурнё=.пе пуцлтарулёх.?»Байкал» хайлав жанр.: т.с.: хавхи? Тема: проблема =ыру мел.пе у=ёлса пынин ёсталёх.?
| 1
| Урок усвоения новых знаний
| работа с м/м презентацией, конспектирование лекции учителя, работа с терминами, работа с книгой; чтение и анализ текста
| Оценка выступлений учащихся о жизни и творчестве писателя;
| Знать: об основных этапах жизни и творчества писателя,
Уметь: выделять и формулировать тему, идею, проблематику изучаемого произведения,
| Найти и подготовить выразительное чтение стихотворения посвященные Бичурину.
|
|
| я
| Контрольный диктант по теме «Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях».
Союзс=р хутл= предложенисенче чарану палли лартассине в\реннине т\р\слени. Т\р\слев диктанч\. “Сарттан”.
| 1
| Урок контроля знаний
| Диктовка с последующей самопроверкой; грамматические задания
| Диктант
| Знать правила постановки тире, выразительные возможности БСП.
Уметь соблюдать
нормы постановки запятой, точки с запятой, двоеточия и тире в БСП.
| Списать данный текст вставляя пропущенные знаки препинания.
|
|
| л
| Развитие литературы XIX века. Ее достоинства и недостатки, темы, лирика, проза.
XIX .м.рти лит-ра аталанёв.н \с.м.: =итменл.х.: темёсем: лирика: проза?
| 1
| Обзорный урок
| аналитическая беседа, Лекция, конспектирование лекции учителя, работа с книгой; комментированное чтение,
| Оценка участия в аналитической беседе и умения выразить свое личностное мнение,
| Знать жанры литературы, особенности литератур 19 века. Отработка навыков анализа литературного периода.
| Конспектировать страницы учебника, составить план выступления по теме.
|
|
| я
| Способы соединения простых предложений в сложных предложениях.
Хутл= предложенири хутс=р предложенисене т\рл\ мелпе ёых=нни.
| 1
| Урок усвоения новых знаний
| Анализ письменных работ. Работа над ошибками Работа в группах, лингвистический разбор, анализ текста, выразительное чтение выполнение упражнений,
| Запись предложений под диктовку
| Знать отличитель-
ные особенности сложных предложений с разными видами связей.
| § Упражнение 3 страница208
|
|
| |