Скачать 89.57 Kb.
|
МОУ ООШ с.Смышляевка Открытый урок по литературе 5 класс Тема: «Человек обострённой совести и герои его произведения» ( По произведению В.М. Гаршина «Сигнал») Учитель Чалова А.В. Цель: 1.Продолжить работу по изучению произведения и биографии В.М.Гаршина. Привлечь внимание к ситуации, в которой могут пострадать люди, не участвующие в конфликте, обсудить проблему, связанную с местью. Работать с текстом, ориентируясь для нахождения ответа на поставленный вопрос. 2. Углубить представление о конфликте художественного произведения, развивать умение сравнивать литературных героев, их характер. Дать понятие литературного приёма- антитеза. Закреплять название литературных терминов: завязка, развитие действия, кульминация, развязка, концовка (финал). 3. Воспитывать положительные черты характера, отрицательно относиться к негативным чертам. Воспитывать интерес к чтению. Ход урока 1.Организация внимания: Прозвенел уже звонок , начинается урок. Слушайте внимательно, работайте активно и старательно. 2. Проверка домашнего задания - Ребята, на доске написана тема урока. Прочитайте её. -Как вы думаете, о каком писателе и о каком произведении пойдёт речь? (О Всеволоде Михайловиче Гаршине , рассказ «Сигнал») - В младших классах на уроках литературного чтения вы уже встречались с произведениями Гаршина. Помните ли вы их названия? (Сказки «Лягушка- путешественница» и о Пальме) - Назовите жанр произведения, над которым будем работать сегодня. (Рассказ) -А что такое рассказ? (Небольшое художественное прозаическое произведение, в котором события из жизни одного или немногих героев связаны одной сюжетной линией.) -Ребята, дома вы прочитали краткие сведения из биографии Всеволода Михайловича . Что вы о нём узнали? ( Сообщение учащихся) -Как вы думаете, почему Всеволода Михайловича Гаршина назвали «человеком обострённой совести»? И что такое совесть? ( высказывания уч-ся : «Совесть- это …») ( На доске: Совесть – чуство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.) -Вспомните офицера Сахарова, о каком случае он упоминает в своих воспоминаниях о Гаршине? -Ругал ли Всеволод Михайлович друга за то, что тот ударил своего денщика? Как отреагировал писатель на поступок друга? (Во взгляде В.М. было столько грусти и укоризны, что Сахарову стало стыдно за свой проступок и он признал, что был не прав и дал себе слово, что этого больше никогда не повторится. И слово своё сдержал) -Гаршин не только своим поведением, но даже одним взглядом мог пробудить в другом человеке совесть и раскаяние. (высказывание на доске Платона) Кто не совершает несправедливости- почтенен; но более чем вдвое достоин почёта тот, кто и другим не позволяет её совершать. (Платон древнегреческий философ IV в. до н.э.) -А теперь поговорим о героях произведения «Сигнал». Этот рассказ Гаршин написал в 1887году, за год до своей смерти. Последние несколько лет Всеволод Михайлович служил секретарём общего съезда представителей российских железных дорог. По долгу службы он знакомился с жизнью железнодорожных рабочих и путевых сторожей. В июне 1882 года произошла катастрофа, когда из-за обвалившейся железнодорожной насыпи у деревни Кукуево погибло около полутораста человек. Этот случай глубоко потряс Всеволода Михайловича. - Кто главные герои рассказа «Сигнал»? (Семён и Василий) -Что между ними общего? ( Живут в одинаковых жизненных условиях, служат сторожами на железной дороге) Что вы узнали о каждом из них? _ Как относился к своим новым обязанностям Семён? _ Какое мнение у вас сложилось о Василии, когда вы прочитали про первую их встречу с Семёном? - О чём разговаривали Семён и Василий во время своих встреч. Прочитаем в тексте. - Чем был недоволен Василий? - Какую характеристику Василию дал семён в разговоре со своей женой?( «Зелье, а не человек» Зелье- отрава) - При написании рассказа Гаршин воспользовался художественным приёмом-антитезой. Т.е. противопоставлением характеров главных героев. Давайте сопоставим характеры Семёна и Василия. - Каждый сюжет произедения состоит из частей . Как называются эти части? (Завязка, развитие действия, кульминация, развязка и финал).Что такое завязка? -Где завязка в рассказе «Сигнал», после чего начинает развиваться действие, которое чуть не привело к катастрофе? -Между кем возник конфликт? (Между Василием и начальством) -В чём причина возникновения этого конфликта? (Выборочное чтение стр 94 отношение к начальству) Что не даёт покоя Василию? (Зависть к богатству, смешанная с ненавистью к богатым, отравляют его жизнь, наполняют его душу злостью по отношению ко всем людям, ко всему миру). - Главную беду своей жизни Василий видит в том, что «заедают его». Против людской злости и жадности восстаёт Василий, на них хочет найти управу, но не замечает этих качеств в себе. Здесь уместна пословица : «В чужом глазу заметит и соринку, в своём глазу не видит и бревна». Злость, жадность, зависть, недовольство своим положением заставляют его конфликтовать со всеми. Даже на снявшего перед ним шапку, поклонившегося ему товарища по работе, которого он видит в первый раз. Глянул сбоку, неприветливо поздоровался и пошёл прочь. Так же под стать ему и жена. Можно догадаться , что духом злобы и ненависти пропитана жизнь в их доме. -Как вы думаете, приняло ли его жалобу начальство в Москве? -Что вспыхивает в душе у Василия, когда он не добился правды? ( Месть) ( на доске: Месть- действие в оплату за причинённое зло.) - Кому он решил отомстить? А кто бы пострадал в результате его мести? Высказывание на доске Франс. Нельзя ненавидеть целый народ, коль скоро он включает в себя все мыслимые противоположности- женщин и мужчин, стариков и детей, богатых и бедных, злодеев и людей достойных. ( С. Франс французский писатель X IX в.) физкультминутка - И так , развитие действий в произведении привело к кульминации. Что такое кульминация? -Как вы думаете, где кульминация в этом рассказе? Давайте зачитаем этот отрывок. (Маша Ч. Стр. 97-98 ) Что наступает после кульминационного момента? (Развязка) ( Чтение отрывка) - А затем концовка т. е финал. Многие конфликты могут развиваться таким образом, что их последствия сказываются не только на непосредственных участниках конфликта, но и на тех, кто не принимает в нём участие. В рассказе «Сигнал» описывается именно такая ситуация, в которой страдает Семён, а если бы трагедия произошла, то пострадали бы и пассажиры поезда. - Кому сочуствуем мы, читая это произведение? Что вызывает он своим поступком? (уважение, симпатии) -Кроткий Семён жертвой своей предотвратил беду и Василия покаяться заставил. Человек, вступивший, казалось бы на путь справедливой борьбы со злом, которое он видит в других людях, но не в себе, озлобляется в этой борьбе и скатывается к преступлению. Если бы Семён, увидев Василия за чёрным делом, обругал его. Что бы произошло? - Но Семён пожалел измученную злобой душу Василия, проявил милосердие. (На доске: Милосердие – сострадательное, доброжелательное, заботливое отношение к другому человеку.) Но ещё больше, чем слова, подействовал на него поступок Семёна: его самопожертвование во имя спасения людей . Что- то лопнуло в его душе, вскрылся нарыв злобы и наступило покаяние ( Чтение на доске: Покаяние –признание в проступке, раскаяние, отказ от прежней греховной жизни.) -Достоин ли жалости Василий? (Достоин. Т.к. он переносит страшные душевные муки и в конце под воздействием Семёна признаёт свою неправоту. - В чём же идея этого произведения? Что своим рассказом хотел сказать автор? ( Автор хотел показать как трагична жизнь человека, одержимая злом. Добротой и милосердием можно добиться большего, и что зло может быть не только вокруг человека, но и внутри . Не уничтожив зла в себе, невозможно бороться с ним в других. -Какой герой вам напоминает самого Гаршина? - Можно ли сказать, что Семён тоже «Человек обострённой совести .Урок я хочу закончить словами, которые вы видите на доске . Это высказывание Швейцер. Поистине нравственен человек только тогда, когда он повинуется внутреннему побуждению помогать любой жизни, которой он может помочь, и удерживается от того, чтобы причинить живому какой-либо вред. А. Швейцер (немецко- французский мыслитель начала XX в.) -Что вам понравилось на уроке? Что было интересно? Что нового вы узнали? Поистине нравственен человек только тогда, когда он повинуется внутреннему побуждению помогать любой жизни, которой он может помочь, и удерживается от того, чтобы причинить живому какой-либо вред. А. Швейцер Кто не совершает несправед-ливости- почтенен; но более чем вдвое достоин почёта тот, кто и другим не позволяет её совершать. (Платон) Нельзя ненавидеть целый народ, коль скоро он включает в себя все мыслимые противоположности- женщин и мужчин, стариков и детей, богатых и бедных, злодеев и людей достойных. С. Франс. Положительные и отрицательные черты характера человека
Характеристика Семёна и Василия
Тема урока: «Человек обострённой совести и герои его произведения» Литературные понятия Рассказ- это художественное повествова-тельное прозаическое произведение неболь-шого размера. В центре рассказа события из жизни одного или нескольких главных геро-ев, связанные одной сюжетной линией. Сюжет- цепь взаимосвязанных событий. (Составляет основу любого рассказа). Жанр- вид художественного произведения. Тема произведения- это то, о чём расска-зывает писатель, что изображает он:события, факты, явления жизни. Идея произведения-это основной смысл произведения, его обобщающая мысль, вы-ражающая отношение автора к описанным событиям и персонажам. Сюжет- система событий в художественном произведении, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым жизненным явлениям. Эпизод- относительно законченная часть художественного произведения, изображаю-щая отдельное событие. Экспозиция-часть литературного произве-дения, в которой описываются персонажи, место, время, обстановка, предшествующие началу событий. Антитеза- художественное противопоста-вление характеров, образов, понятий. Созда-ёт эффект резкого контраста. Конфликт-противоречия между персона-жами или во внутреннем мире героя. Кульминация-высшая точка напряжения, переломный момент в развитии действия. Концовка- заключительная часть художе-ственного произведения; в фольклоре, как правило, устойчивое словесное выражение Сказка- это вид –занимательного устного повествования с фантастическим вымыслом, с необычным, но вполне законченным сюже-том, в котором добро побеждает зло. |
Роль детали в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина» Время не властно... Толстым. В каждом из нас живут его герои, его мысли, живут как частицы нашего собственного бытия. Перечитывая произведения писателя,... | Календарно-тематическое планирование программного материала по литературе в 9-х класс Обнаруживать понимание связи произведения со временем его написания и современностью | ||
Урок по литературе в 7 классе Тема : Главные герои поэмы «Полтава» Цели: 1 продолжить знакомство с героями поэмы «Полтава»; познакомиться с изображением Полтавской битвы в поэме | Урок по физике. Тема: «Термодинамика. Решение задач» Открытый урок по литературе. Тема: Нравственные уроки в сказке К. Паустовского «Теплый хлеб», 5 в класс | ||
Урок №5 после тем: «Художественный мир литературного произведения»,... «Художественный мир литературного произведения», «Древнерусская литература», «Духовная традиция в русской литературе») по литературе... | Урок Алгебра 8 класс Тема урока: Квадратный корень из произведения и дроби Сегодня у нас не совсем обычный урок, к нам пришли гости. Посмотрите на наших гос | ||
Урок по литературному чтению во 2 классе. Тема урока: «Н. Н. Носов.... Формировать умение определять отношение автора к героям на основе анализа построения рассказа | Реферат: Тема жизни и смерти в поэме А. Т. Твардовского «Василий Тёркин» Большое место в русской литературе занимает философская тема жизни и смерти. Эта тема не нова в литературе и искусстве. У многих... | ||
Урок по теме «Скалярное произведение и его свойства. Применение скалярного... Тема урока: «Скалярное произведение и его свойства. Применение скалярного произведения к решению задач» | Урок информатики в класс – комплекте (5-6 класс) Наша школа малокомплектная: численность учащихся в классах составляет от 1 до 10 человек. В 5 классе учится 6 человек, а в 6 классе... | ||
Тематическое планирование по литературе 6 класс Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герои. Выражение авторской позиции. Выявление уровня литературного развития... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Абиотические факторы среды» или в 8 классах как итоговый урок «человек и его здоровье». Итоговым продуктом проекта будут буклеты... | ||
Урок литературы в 9 классе. Тема: Урок дискуссия «Какие они герои нашего времени?» Цели: Формировать у учащихся представление об образе настоящего человека современного общества | Урок-исследование по литературе в 4а классе Тема урока: «Что за чудо эти басни!» Цель урока: учить «видеть» и «чувствовать» за строками художественного произведения глубокий смысл басни | ||
Урок Тема: Совесть и раскаяние ... | Курс «Человек и его здоровье» 8 класс Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по... |