Скачать 110.66 Kb.
|
Автор: Сембаева Карлыгаш Умирбековна Полное название образовательного учреждения: ГУ «Средняя школа № 7 города Аксу» Павлодарской области, Республика Казахстан Предмет: Русский язык и литература Класс: 5 класс Тема урока: Джанни Родари «Сказки по телефону» Цель урока: познакомить учащихся с творчеством итальянского писателя Д. Родари «Сказки по телефону» Задачи урока: образовательные: - учить внимательному отношению к слову; - учить правильно и полно отвечать на вопросы; - учить выразительному чтению текста по ролям; развивающие: - развивать речь, логическое мышление, воображение, внимание; - развивать эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость; - чувство сострадания к героям произведения; воспитательные: - воспитывать любовь к литературе; - воспитывать грамотного читателя; - воспитывать доброжелательное отношение к одноклассникам. Учебно-методическое обеспечение: Учебник Русская словесность. 5 класс. Т.Чаплышкина, А.Садвакасова, Л.Сафронова, Н.Ставицкая, С.Ходова. Атамұра, 2010. Время реализации урока: 45 мин Применяемые методики:
Описание медиапродукта: - среда разработки: Adobe Flash CS5; - Flash - презентация учебного материала; - схема взаимосвязи кадров медиапродукта: цепочка кадров. Переход от кадра к кадру по щелчку на необходимую информацию. Информация на кадрах открывается по щелчку - в зависимости от обучающей потребности; - структура медиапродукта (содержание кадров): Кнопка «Биография» Кнопка «Выставка» Кнопка «Признание» Кнопка «Текст» Кнопка «Сказки» (при необходимости при проверке правильности ответа на вопросы викторины – щелчок по надписи внизу экрана «Сембаева К.У.») Кнопка «Проверь себя» (при необходимости при проверке правильности ответа на вопросы – щелчок по надписи внизу экрана «Сембаева К.У.») План проведения урока
Ход урока:
Ребята, сегодня мы познакомимся с очень интересными литературными сказками. А о том, кто является их автором, думаю, вы сразу догадаетесь, как только я вам прочту стихотворение-загадку. Итак, слушайте: Фруктово-огородная страна – В одной из книжек-сказок есть она, А в ней – мальчишка овощной, Он храбрый, справедливый, озорной! (Чиполлино) Историю про удивительного лукового мальчишку — веселого, озорного и смелого, сочинил итальянский писатель Джанни Родари. Эту книгу читали ваши мамы и папы, бабушки и дедушки, а она не стареет! А еще Джанни Родари написал много других сказок, прекрасных историй и замечательных стихов.
1 кадр Биография На севере Италии, у самого подножия Альп есть озеро д’Орта с такой синей и прозрачной водой, что кажется, будто кусочек неба, пролившись однажды дождём, так и остался навсегда в каменистых берегах. Около этого озера очень удобно расположился небольшой городок Оменья, узкие улочки и низкие дома которого утопают в зелени и цветах. Именно там 23 октября 1920 года и родился Джанни Родари. Отец мальчика, Джузеппе Родари, был булочником — владельцем небольшой пекарни и магазинчика "Хлебобулочные изделия и продовольственные товары". В детстве Джанни Родари много болел, был очень слабым ребенком. Несмотря на это учился играть на скрипке, сочинял стихи, с удовольствием рисовал и мечтал стать знаменитым художником. Когда мальчику исполнилось 9 лет, умер отец. В семье настали трудные дни. Чтобы прокормить семью (у Джанни было еще два брата - Чезаре и Марио), мать устроилась работать служанкой в богатый дом. Учиться Джанни Родари пришлось в духовной семинарии — там не только учили детей бедняков, но еще и бесплатно кормили и одевали. Окончив семинарию в 1937 году, он был вынужден идти работать, чтобы помогать семье. Родари стал учителем в начальной школе и одновременно посещал лекции на филологическом факультете Миланского университета. Джанни Родари нравилось работать с детьми, он придумывал для своих учеников забавные и поучительные истории. Его воспитанники строили домики из букв, вместе с учителем сочиняли сказки. Может быть, он не был очень хорошим учителем: он был слишком молод. Специального образования у него не было, и, возможно, «учёным» учителем он не был, но был весёлым учителем. Он говорил: «Я рассказывал в классе — и потому, что любил детей, и потому, что сам был не прочь позабавиться, — истории, не имевшие ни малейшего отношения к реальной действительности и к здравому смыслу, — истории, которые я придумывал...» И ребятам учиться было ужасно интересно, потому что «в действительность можно войти с главного входа, а можно влезть в неё — и это детям куда забавнее — через форточку». Многие его сказки рождались прямо на школьных уроках: «Путешествие Голубой стрелы», «Джип в телевизоре», «Джельсомино в стране лгунов», «Сказки по телефону». А потом Родари решил записать эти истории и продолжал их записывать и тогда, когда перешел на другую работу, в газету. Когда о стихах и сказках узнали издатели, они с удовольствием стали печатать их в газетах, детских журналах, издавать отдельными книгами. 2 кадр Выставка Очень интересны и содержательны сказки Родари. Самая известная из них — сказка- повесть "Приключения Чиполлино" (1951, русский перевод Маршака увидел свет в 1953 году) о мальчике-луковке и его друзьях. Герои этой сказки живут в фантастической стране, населенной человечками-овощами, человечками-фруктами. В сказке постоянно сочетаются реальность и вымысел. Автор взял за правило: развлекая, говорить и о серьезном. Бодрый, никогда не унывающий Чиполлино защищает бедных, борется за справедливость, выступает против жестокости и зла. Произведение получило особенно широкую популярность в СССР, где по нему были сняты мультфильм (1961), а затем и фильм сказка "Чиполлино" (1973), где Джанни Родари снялся в эпизодической роли. Говорят, когда Джанни Родари приехал с дочкой Паолиной в Москву, девочка неожиданно увидела в витрине игрушечного магазина знакомых персонажей — Чипполино, Синьора Помидора, Принца Лимона. Писателю было очень приятно: сбылась его детская мечта — герои книги превратились в игрушки! И случилось это в стране, которую Родари очень любил. Разве это не сказка! Некоторые произведения
3 кадр Признание В Италии Джанни Родари долгое время оставался неизвестен как писатель, да и сам себя он воспринимал только как журналиста. Его имя стало популярным прежде всего благодаря многочисленным переводам на русский язык. Лучшие переводы стихов Родари принадлежат Самуилу Маршаку. Только после того, как в 1953 году "Приключения Чиполлино" были переведены на русский язык, началось триумфальное шествие произведений Джанни Родари по всему миру. Со временем и на родине писателя — в Италии стихи и сказки Родари стали включать в школьные учебники. За три десятилетия литературной работы Джанни Родари выпустил в свет более дюжины книжек для детей — в стихах и прозе. Джанни Родари ненавидел ложь и лицемерие, тому же он учил и своих читателей: "Мне кажется, что самые опасные враги человечества — это лжецы. На свете есть сотни лжецов…Лжец — это тот, кто говорит мир, а на деле стоит за войну… Я очень верю в силу правды… Правда похожа на голос певца — тот голос, от которого дрожат оконные стекла." Именно таким голосом Родари наделил Джельсомино, и этот волшебный дар позволил мальчику противостоять королевству Лжецов. В борьбе за правду оружие писателя слово. И этим оружием Джанни Родари владел в совершенстве. Книги Джанни Родари переведены на десятки языков и известны во всем мире. В 1970 году писатель был удостоен самой почетной международной премии в области детской литературы — Медали Ханса Кристиана Андерсена. Получая награду, писатель сказал: "Думаю, что сказки — старые и современные — помогают развивать ум. В сказках хранятся тысячи гипотез. Сказки могут дать нам ключи, чтобы войти в действительность новыми путями. Они открывают ребенку мир и учат, как преобразовывать его…" Давайте, хорошенько запомним этот мудрый урок веселого учителя — Джанни Родари. 4 кадр Текст Работа со сборником «Сказки по телефону» У сеньора Бьянки очень беспокойная работа. Он колесит по всей стране — продает людям лекарства. Но каждый вечер он звонит домой и рассказывает дочери сказку. По телефону. Вот они — перед вами! - Как вы думаете, почему автор дал сборнику такое название? Что это, по - вашему, значит? - Как автор объясняет появление «Сказок по телефону»? - Почему эти сказки были очень короткими?
Сказка «Вопросы наизнанку» - Как вы думаете, о чем могла бы быть эта сказка? - Что значит – наизнанку? В перен. – в новом, переиначенном виде, но с сохранением прежних основ, черт (чаще ирон.) 1. Жил однажды мальчик, который очень любил задавать вопросы. - Приходилось ли вам отвечать на вопросы маленьких «почемучек»? 2. Это, конечно, совсем неплохо, наоборот, даже очень хорошо, когда человек чем-то интересуется… - Что вы теперь думаете о герое сказки? - Почему никто не мог ответить на вопросы героя? - Как, вы думаете, будут дальше развиваться события? Посмотрим, как развернутся события дальше. 3. Так мальчик и рос - что ни день, то несколько десятков вопросов… - Как объяснил автор сказки причину неудачных вопросов героя? - Почему судьба «почемучки наизнанку» была горестной и лишённой смысла? - По образцу вопроса "Почему у усов есть кошка?» попробуйте придумать несколько подобных вопросов. 3. Физминутка. 4. Чтение по ролям Сказка «Про мышь, которая ела кошек» Эвристическая беседа 5. Викторина «Сказки»
6. 5 кадр «Проверь себя» Проверим себя
IV Рефлексия. Инструктаж домашнего задания. Читая книгу Дж. Родари, мы поняли, что это писатель с очень богатой фантазией: что ни сказка, то новая идея. Предлагаю вам в качестве домашнего задания упражнения на развитие воображения. Прочтите названия нескольких сказок Дж.Родари и попробуйте сочинить свои сказки по таким названиям: "Лифт к звездам", "Маленький космонавт", "Продавец комет", "Фиалка на полюсе». |
Тема урока: Зоны корня Цели урока: Образовательные Образовательные: познакомить учащихся с особенностями внутреннего строения корня, зонами корня | Урока: Образовательные Образовательные: учить анализировать услышанную музыку; определять характер произведения | ||
Урока: Образовательные Образовательные: изучить признаки царства животные, расширить представления учеников о живой природе | Урока: Образовательные Образовательные: изучить состав и строение молекулы воды, физические и химические свойства, этапы промышленной очистки воды | ||
Урока: Образовательные Образовательные. Обобщить понятия геометрических тел, их названия, их свойства и где они применяются, применение полученных навыков... | Урока Цели урока: Образовательные Тип занятия: закрепление знаний в форме интегрированного урока (информатика + изо) | ||
Тема урока: Класс Земноводные, или Амфибии. Класс Пресмыкающиеся,... Образовательные: познакомить учащихся с особенностями строения представителей классов Земноводные и Пресмыкающиеся, выделить их черты... | Урока: Образовательные Образовательные: обучение анализу лирического стихотворения М. Ю. Лермонтова; развитие умения определять тему, идею стихотворения,... | ||
Урока: Образовательные Перед началом урока вы все передавали свое настроение с помощью рисунка. Какое же у вас настроение? Я надеюсь, что оно останется... | Урока: "Слова с непроизносимыми согласными" Цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные): изучить орфограмму "непроизносимые согласные", вывести | ||
Конспект урока в 9 «а» классе по волейболу. Задачи урока Образовательные... | Урока: Образовательные Цель урока: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения, навыки, осуществлять их перенос в новые условия | ||
Конспект урока английского языка Тема урока : Arranging Date and... Ученики выполняют упражнения для язычка, произносят английские звуки и называют слова с данными звуками, повторяя их за учителем | Урока: образовательные ... | ||
Урока: изучение нового материала Образовательные цели урока «непроизносимые согласные», найти способ проверки данной орфограммы, подготовить к выполнению теста | Урока: изучения новых знаний Образовательные цели урока «непроизносимые согласные», найти способ проверки данной орфограммы, подготовить к выполнению теста |