Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи: учеб. Для 10-11 кл общеобразоват учреждений. 13-е изд





НазваниеВласенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи: учеб. Для 10-11 кл общеобразоват учреждений. 13-е изд
страница1/5
Дата публикации10.04.2015
Размер0.54 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Литература > Программа
  1   2   3   4   5
Рецензия

на программу элективного курса для учащихся 10 класса

«Пишем сочинение», разработанную Кузьминой Светланой Алексеевной, учителем русского языка и литературы МОУ «Чуманкасинская СОШ» Моргаушского района Чувашской Республики, претендующей на первую квалификационную категорию.

Пособие предназначено для учащихся 10-х классов гуманитарного направления, ориентировано на развитие коммуникативных навыков учащихся.

Программа элективного курса «Пишем сочинение» содержит теоретические сведения о структуре школьных сочинений и практические задания для формирования навыка составления текстов разных жанров: отбирать материал на заданную тему, связно и грамотно формулировать мысли, подтверждая их примерами из литературных произведений и критических статей. Поэтому очень важно работать с учащимися с целью подготовки к сочинению и выработки навыков анализа текста. Анализ языковых особенностей, композиции текста открывает для учащихся возможность работать по образцу.

Целесообразно обучать учащихся написанию сочинений разных типов и жанров, анализировать литературоведческие тексты и тексты школьных сочинений, написанных более способными учащимися. Предлагаемый материал поможет учащимся разобраться в разнообразной типологии школьных сочинений, развить чуткость к литературным произведениям, научит выражать свои мысли и правильно оформлять их в своих сочинениях. Практические задания предполагают выполнение учащимися различных видов работ: подбор доказательств к выдвинутому тезису; редактирование текста; перестройка частей текста, трансформирование текста ситуативного характера и другие. В ходе подготовки к сочинениям автором рассматриваются основные виды работ над текстом, имеющие место в заданиях ЕГЭ и во вступительных экзаменах в вузы. Большое значение имеет обучение учащихся написанию эссе.

Пособие адресовано учителям старших классов средних школ, а также учащимся 10-11 классов для подготовки к ЕГЭ.

Программа охватывает все основные вопросы, соответствующие намеченным целям элективного курса.

С учётом сказанного вполне можно рекомендовать использование рецензируемой программы для использования в учебном процессе.

Пишем сочинение.

Программа элективного курса для учащихся 10 класса.
Разработала:

Кузьмина Светлана Алексеевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Чуманкасинская СОШ» Моргаушского района Чувашской Республики, претендующая на первую квалификационную категорию.

Использованная литература.


  1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи: учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. – 13-е изд. – М.: Просвещение, 2007.




  1. Нарушевич А.Г. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Лекция 8. Написание сочинения.// Русский язык, № 24, 2007.



  1. Развивайте дар слова: Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров(7-8 кл.)». Сос. Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1982.




  1. Русова Н.Ю. Как писать сочинение, изложение и диктант. – Н.Новгород: Издательство «ДЕКОМ», 1994.



  1. Уртминцева М.Г. Сочинение на «отлично». – Нижний Новгород: «Русский купец» и «Братья славяне», 1996.




  1. Ушаков А.Г. Пишем сочинение. М., 1992.



  1. Шашкова В.В., Брикер З.М., Куприянов З.М. ЕГЭ по русскому языку: теория и практика выполнения задания с развернутым ответом.(Часть 2) – Чебоксары, ООО «Информационно-образовательное агентство «Лидер», 2007.




  1. Шипицына Г.М. Изложения и сочинения с заданиями и ответами: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1997.


Пояснительная записка.

Программа элективного курса «Пишем сочинение» для учащихся 10-х классов, выбравших гуманитарный профиль обучения в старшей школе (углубленное изучение русского языка, литературы, английского языка), углубляет курс русского языка и литературы и имеет практическую направленность. Изучение языка художественной литературы позволяет глубже понять произведение в неразрывном единстве его идейно-эстетического содержания и формы, способствует формированию художественного вкуса учащихся и обогащению их речи, воспитывает в них любовь к родному слову, к русской культуре. Подготовка к сочинению, его написание, оценка учителем и самооценка школьником занимают одно из важнейших мест в системе образования. Оказание помощи в приобретении практических навыков, активизации творческих способностей школьников - путь обучения, который в конечном итоге ведет к развитию письменной речи. Основная цель любого учебного предмета, а тем более словесности - научить в слове передавать свои мысли, чувства, настроения, переживания ощущения, впечатления, то есть проявлять личностные качества. В этом состоит огромная роль комплекса письменных работ, предлагаемых учащимся.Формирование коммуникативной компетентности учащихся – цель данной программы.

Формирование навыка составления текстов разных жанров должно начинаться с 4-го класса, но, к сожалению, лишь очень немногие ученики к 10 классу ориентируются в потоке различных сведений, умеют отбирать материал на заданную тему, связно и грамотно формулировать мысли, подтверждая их примерами из литературных произведений и критических статей. Поэтому очень важно работать с учащимися с целью подготовки к сочинению и выработки навыков анализа текста. Анализ языковых особенностей, композиции текста открывает для учащихся возможность работать по образцу. Целесообразно обучать учащихся написанию сочинений разных типов и жанров, анализировать литературоведческие тексты и тексты школьных сочинений, написанных более способными учащимися. Предлагаемый материал поможет учащимся разобраться в разнообразной типологии школьных сочинений, развить чуткость к литературным произведениям, научит выражать свои мысли и правильно оформлять их в своих сочинениях.

Ожидаемые результаты:

Научить школьников:

  • определять тему и основную мысль текста, стиль и тип речи;

  • определять виды, способы, средства связи предложений и частей в тексте;

  • излагать точно, логично, выразительно высказанную мысль в тексте для изложения;

  • логично выстраивать подтемы для раскрытия темы текста изложения;

  • передавать свое отношение к предмету речи в тексте (в изложениях с творческими заданиями);

  • выбирать для использования в тексте изложения из ряда эмоционально-экспрессивных, оценочных средств наиболее подходящие для данной речевой ситуации;

  • определять тему сочинения, его основную мысль, границы раскрытия темы;

  • отбирать и систематизировать материал для сочинения;

  • составлять простой и сложный план текста сочинения;

  • отбирать и систематизировать языковые средства для раскрытия темы сочинения;

  • выражать в тексте сочинения свою позицию в отношении высказанного тезиса;

  • совершенствовать написанный текст сочинения.

Тематическое планирование.

Предлагаемый курс (объем - 21 ч.) может быть реализован в течение одного полугодия.

Учебно-тематический план.



п/п

Темы занятий.

Кол-во часов(теория)

Прак

тика

Основные виды работ.

1.

Сочинение как текст. Основные признаки текста.

1

1

запись лекции учителя;

составление плана опорной таблицы.

2.

Работа над текстом художественного произведения.

3

1

2

2.1

Основные единицы текста.

1

1

запись лекции учителя;

составление текстов на любую

ему и в любом стиле.

2.2.

Ф.М. Достоевский.

Роман «Подросток».

(Свидание героя романа с Ахматовой.)

1

1

аналитическое чтение;

отбор и систематизация фактического материала к темамсочинения;

стилистический эксперимент (работа учащихся над выразительными средствами языка).

2.3

А.К. Толстой. «Князь Серебряный» (отрывок).

1

1

анализ предложенного отрывка по схеме;

самостоятельный анализ текста.

3.

Основные типы тем сочинений по лирике.

5

1

4

3.1

Основная тематика и проблематика лирических произведений.

1

1

запись лекции учителя.

3.2

Сочинение - анализ стихотворения.

1

1

исследование текста.

3.3

Сравнительный анализ лирических произведений.

1

1

восприятие, истолкование, оценка поэтического текста;

нахождение художественных средств, определение их роли;

сопоставительный анализ лирических произведений; творческие работы учащихся.

3.4

Ассоциации.

1

1

выстраивание ассоциативных рядов.

3.5

Поэтика лирического произведения.

1

1

нахождение поэтических средств, с помощью которых авторам удалось выразить итог лирического высказывания; определение стихотворного размера;

определение художественных особенностей конкретного стихотворения.

4.

Основные подходы к анализу эпического произведения.

5

1

4

4.1

Возможность различного словесного выражения одной темы.

1

1

анализ художественного произведения в единстве его содержания и формы;

аргументированное истолкование и оценка идейно - художественного своеобразия произведения;

определение художественных достоинств исследуемого текста и его значимости для литературного процесса, общественной жизни.

4.2

Сочинение - рецензия

2

2

обоснование повода для рецензирования (новое, «возвращенье имя», творчество автора - заметное явление литературы, полемика вокруг автора, актуальность проблематики произведения);

создание рецензии на самостоятельно прочитанное произведение литературы, фильм, спектакль, литературный концерт.

4.3

Сочинение- анализ эпизода (общие рекомендации).

2

2

аналитическое чтение текста;

составление списка эпизодов, анализ которых значим для понимания смысла произведений XIX и XX веков;

анализ эпизодов по плану;

анализ школьных сочинений, в основе которых лежит анализ эпизода.

5.

Основные типы сочинений.

5

1

4

5.1

Основные типы сочинений.

1

1




5.2

Сочинение - описание.

1

1

знакомство с образцами сочинений разных типов: (описания, пейзажа, архитектурного памятника, литературного героя, эпизода);

практикум (обдумывание основного пейзажа, определение объема и содержания темы);

анализ и оценка собственных текстов.

5.3

Сочинение - рассуждение.

2

2

составление плана, подбор аргументов и фактического материала;

разборка темы сочинения как доказательство или опровержение.

5.4

Сочинение - характеристика

1

1

написание сочинений на заданную тему.

6.

Защита учащимися сочинений разных жанров.

1

1

«проба пера» - творческие работы учащихся;

организация выставки творческих работ.

Итого

21

5

16




Содержание программы.

Тема 1. Сочинение как текст. Основные признаки текста. (1 час)

Общие требования к составлению текста. Сбалансированность частей работы, соответствие определенной стилистике.

Тема 2. Работа над текстом художественного произведения. (3 часа)

2.1. Основные единицы текста.

Предложение, прозаическая строфа (группа предложений, объединенных по смыслу и грамматически и выражающих более или менее законченную мысль) и фрагмент - группа прозаических строф, объединенных по смыслу и грамматически. Глава, часть и текст в целом - законченное речевое произведение.

2.2 Ф.М. Достоевский. Роман «Подросток». (Свидание героя романа Аркадия с Ахматовой.)

Знакомство с типами речи. Выбор формы речи от 1 лица, позволяющий дополнительно, изнутри охарактеризовать героя - рассказчика, передать его непосредственный взгляд на окружающее, его эмоции, оценки, интонации.

2.3 А.К. Толстой. «Князь Серебряный» (отрывок).

Специальные художественно - изобразительные средства (тропы). Эпитет, сравнение, метафора, олицетворение и другие.

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи: учеб. Для 10-11 кл общеобразоват учреждений. 13-е изд iconПрограмма по русскому языку для 10-11 кл общеобразоват. Учреждений...
Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. Пособие для 10-11 кл общеобразоват. Учреждений, Дейкина А. И. Власенков, Л. М....
Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи: учеб. Для 10-11 кл общеобразоват учреждений. 13-е изд iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Власенков А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб для 10-11 кл общеобразоват учреждений / А. И. Власенков, Л. М....
Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи: учеб. Для 10-11 кл общеобразоват учреждений. 13-е изд iconА. И. Власенков // Методические рекомендации к учебнику «Русский...
«Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» / А. И. Власенков // Методические рекомендации к учебнику...
Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи: учеб. Для 10-11 кл общеобразоват учреждений. 13-е изд iconМетодическая разработка «Проверка знаний, умений, навыков учащихся на уроках физики»
Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. Пособие для 10-11 кл общеобразоват. Учреждений, Дейкина А. И. Власенков, Л. М....
Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи: учеб. Для 10-11 кл общеобразоват учреждений. 13-е изд iconПрограмма по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Урок №
Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. – 8-е изд. – М. Просвещение, 2002
Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи: учеб. Для 10-11 кл общеобразоват учреждений. 13-е изд iconКалендарно-тематическое планирование по русскому языку преподавателя...
Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» / А. И. Власенков// Методические рекомендации к учебнику...
Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи: учеб. Для 10-11 кл общеобразоват учреждений. 13-е изд iconКонспект урока по теме: «Теорема Пифагора»
Учебник «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи» 10-11 класс, А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова
Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи: учеб. Для 10-11 кл общеобразоват учреждений. 13-е изд iconРабочая программа по русскому языку, 11 класс предмет, класс муниципального...
А составлена на основе авторской «Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» / А. И. Власенков...
Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи: учеб. Для 10-11 кл общеобразоват учреждений. 13-е изд iconРабочая программа по русскому языку. Ступень обучения (класс) среднее...
А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой (Власенков А. И. «Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили...
Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи: учеб. Для 10-11 кл общеобразоват учреждений. 13-е изд iconКонспект урока математики в 5 классе специальной (коррекционной)...
Учебник «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи» 10-11 класс, А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова
Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи: учеб. Для 10-11 кл общеобразоват учреждений. 13-е изд iconРабочая программа по русскому языку с учётом стандартов второго поколения
Учебник. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 класс. Автор: А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. «Просвещение», 2001...
Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи: учеб. Для 10-11 кл общеобразоват учреждений. 13-е изд iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебник. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 класс. Автор: А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. «Просвещение», 2001...
Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи: учеб. Для 10-11 кл общеобразоват учреждений. 13-е изд iconПлановых контрольных уроков 4, зачетов 4, тестов 6 ч; Административных...
Учебник «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи» 10-11 класс, А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова
Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи: учеб. Для 10-11 кл общеобразоват учреждений. 13-е изд iconРабочая учебная программа по русскому языку составлена для мвсоу...
Министерства образования Российской Федерации, под редакцией А. И. Власенкова (М.: «Просвещение», 2006г.) и учебника «Русский язык....
Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи: учеб. Для 10-11 кл общеобразоват учреждений. 13-е изд iconВласенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык. Грамматика. Текст....
Гбоу гимназии №330 Невского района Санкт-Петербурга на изучение русского языка в 11 классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов в...
Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи: учеб. Для 10-11 кл общеобразоват учреждений. 13-е изд iconПояснительная записка Настоящая рабочая программа разработана применительно...
Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11классы», авторы А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск