Скачать 0.54 Mb.
|
Рецензия на программу элективного курса для учащихся 10 класса «Пишем сочинение», разработанную Кузьминой Светланой Алексеевной, учителем русского языка и литературы МОУ «Чуманкасинская СОШ» Моргаушского района Чувашской Республики, претендующей на первую квалификационную категорию. Пособие предназначено для учащихся 10-х классов гуманитарного направления, ориентировано на развитие коммуникативных навыков учащихся. Программа элективного курса «Пишем сочинение» содержит теоретические сведения о структуре школьных сочинений и практические задания для формирования навыка составления текстов разных жанров: отбирать материал на заданную тему, связно и грамотно формулировать мысли, подтверждая их примерами из литературных произведений и критических статей. Поэтому очень важно работать с учащимися с целью подготовки к сочинению и выработки навыков анализа текста. Анализ языковых особенностей, композиции текста открывает для учащихся возможность работать по образцу. Целесообразно обучать учащихся написанию сочинений разных типов и жанров, анализировать литературоведческие тексты и тексты школьных сочинений, написанных более способными учащимися. Предлагаемый материал поможет учащимся разобраться в разнообразной типологии школьных сочинений, развить чуткость к литературным произведениям, научит выражать свои мысли и правильно оформлять их в своих сочинениях. Практические задания предполагают выполнение учащимися различных видов работ: подбор доказательств к выдвинутому тезису; редактирование текста; перестройка частей текста, трансформирование текста ситуативного характера и другие. В ходе подготовки к сочинениям автором рассматриваются основные виды работ над текстом, имеющие место в заданиях ЕГЭ и во вступительных экзаменах в вузы. Большое значение имеет обучение учащихся написанию эссе. Пособие адресовано учителям старших классов средних школ, а также учащимся 10-11 классов для подготовки к ЕГЭ. Программа охватывает все основные вопросы, соответствующие намеченным целям элективного курса. С учётом сказанного вполне можно рекомендовать использование рецензируемой программы для использования в учебном процессе. Пишем сочинение. Программа элективного курса для учащихся 10 класса. Разработала: Кузьмина Светлана Алексеевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Чуманкасинская СОШ» Моргаушского района Чувашской Республики, претендующая на первую квалификационную категорию. Использованная литература.
Пояснительная записка. Программа элективного курса «Пишем сочинение» для учащихся 10-х классов, выбравших гуманитарный профиль обучения в старшей школе (углубленное изучение русского языка, литературы, английского языка), углубляет курс русского языка и литературы и имеет практическую направленность. Изучение языка художественной литературы позволяет глубже понять произведение в неразрывном единстве его идейно-эстетического содержания и формы, способствует формированию художественного вкуса учащихся и обогащению их речи, воспитывает в них любовь к родному слову, к русской культуре. Подготовка к сочинению, его написание, оценка учителем и самооценка школьником занимают одно из важнейших мест в системе образования. Оказание помощи в приобретении практических навыков, активизации творческих способностей школьников - путь обучения, который в конечном итоге ведет к развитию письменной речи. Основная цель любого учебного предмета, а тем более словесности - научить в слове передавать свои мысли, чувства, настроения, переживания ощущения, впечатления, то есть проявлять личностные качества. В этом состоит огромная роль комплекса письменных работ, предлагаемых учащимся.Формирование коммуникативной компетентности учащихся – цель данной программы. Формирование навыка составления текстов разных жанров должно начинаться с 4-го класса, но, к сожалению, лишь очень немногие ученики к 10 классу ориентируются в потоке различных сведений, умеют отбирать материал на заданную тему, связно и грамотно формулировать мысли, подтверждая их примерами из литературных произведений и критических статей. Поэтому очень важно работать с учащимися с целью подготовки к сочинению и выработки навыков анализа текста. Анализ языковых особенностей, композиции текста открывает для учащихся возможность работать по образцу. Целесообразно обучать учащихся написанию сочинений разных типов и жанров, анализировать литературоведческие тексты и тексты школьных сочинений, написанных более способными учащимися. Предлагаемый материал поможет учащимся разобраться в разнообразной типологии школьных сочинений, развить чуткость к литературным произведениям, научит выражать свои мысли и правильно оформлять их в своих сочинениях. Ожидаемые результаты: Научить школьников:
Тематическое планирование. Предлагаемый курс (объем - 21 ч.) может быть реализован в течение одного полугодия. Учебно-тематический план.
Содержание программы. Тема 1. Сочинение как текст. Основные признаки текста. (1 час) Общие требования к составлению текста. Сбалансированность частей работы, соответствие определенной стилистике. Тема 2. Работа над текстом художественного произведения. (3 часа) 2.1. Основные единицы текста. Предложение, прозаическая строфа (группа предложений, объединенных по смыслу и грамматически и выражающих более или менее законченную мысль) и фрагмент - группа прозаических строф, объединенных по смыслу и грамматически. Глава, часть и текст в целом - законченное речевое произведение. 2.2 Ф.М. Достоевский. Роман «Подросток». (Свидание героя романа Аркадия с Ахматовой.) Знакомство с типами речи. Выбор формы речи от 1 лица, позволяющий дополнительно, изнутри охарактеризовать героя - рассказчика, передать его непосредственный взгляд на окружающее, его эмоции, оценки, интонации. 2.3 А.К. Толстой. «Князь Серебряный» (отрывок). Специальные художественно - изобразительные средства (тропы). Эпитет, сравнение, метафора, олицетворение и другие. |
Программа по русскому языку для 10-11 кл общеобразоват. Учреждений... Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. Пособие для 10-11 кл общеобразоват. Учреждений, Дейкина А. И. Власенков, Л. М.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Власенков А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб для 10-11 кл общеобразоват учреждений / А. И. Власенков, Л. М.... | ||
А. И. Власенков // Методические рекомендации к учебнику «Русский... «Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» / А. И. Власенков // Методические рекомендации к учебнику... | Методическая разработка «Проверка знаний, умений, навыков учащихся на уроках физики» Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. Пособие для 10-11 кл общеобразоват. Учреждений, Дейкина А. И. Власенков, Л. М.... | ||
Программа по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Урок № Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. – 8-е изд. – М. Просвещение, 2002 | Календарно-тематическое планирование по русскому языку преподавателя... Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» / А. И. Власенков// Методические рекомендации к учебнику... | ||
Конспект урока по теме: «Теорема Пифагора» Учебник «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи» 10-11 класс, А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова | Рабочая программа по русскому языку, 11 класс предмет, класс муниципального... А составлена на основе авторской «Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» / А. И. Власенков... | ||
Рабочая программа по русскому языку. Ступень обучения (класс) среднее... А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой (Власенков А. И. «Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили... | Конспект урока математики в 5 классе специальной (коррекционной)... Учебник «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи» 10-11 класс, А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова | ||
Рабочая программа по русскому языку с учётом стандартов второго поколения Учебник. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 класс. Автор: А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. «Просвещение», 2001... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учебник. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 класс. Автор: А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. «Просвещение», 2001... | ||
Плановых контрольных уроков 4, зачетов 4, тестов 6 ч; Административных... Учебник «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи» 10-11 класс, А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова | Рабочая учебная программа по русскому языку составлена для мвсоу... Министерства образования Российской Федерации, под редакцией А. И. Власенкова (М.: «Просвещение», 2006г.) и учебника «Русский язык.... | ||
Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык. Грамматика. Текст.... Гбоу гимназии №330 Невского района Санкт-Петербурга на изучение русского языка в 11 классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов в... | Пояснительная записка Настоящая рабочая программа разработана применительно... Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11классы», авторы А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова,... |