Учебно-методический комплекс по дисциплине Русская ономастика: онтология и ментальность





НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине Русская ономастика: онтология и ментальность
страница1/9
Дата публикации15.04.2015
Размер0.72 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Литература > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Алтайский государственный университет»
Кафедра общего и исторического языкознания

Учебно-методический комплекс по дисциплине
Русская ономастика: онтология и ментальность
Для подготовки магистра по профессиональной образовательной программе 031001.62 – «Филология» по направлению 031001 – «Филология». Специализация «Русский язык»

Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры от «25___» сентября_________ 2007 г.


Барнаул

2007

Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Алтайский государственный университет»
УТВЕРЖДАЮ

декан филологического факультета

Н.А. Кузнецова


"___" _______________ 2007 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по дисциплине «Русская ономастика: онтология и ментальность »

для специальности филология
факультет филологический
кафедра общего и исторического языкознания
курс магистратура 1
семестр 10
Лекции 16 (час.)
Практические (семинарские) занятия 12 (час.)

Зачет в 10 семестре.
Всего часов – 28. Самостоятельная работа – 28 час.
Итого часов трудозатрат на дисциплину (для студента) по ГОС – 56 час.

2007г.

Типовая программа отсутствует.

Рабочая программа подготовлена на основании программы: Дмитриева Л.М. Русская ономастика: онтология и ментальность: Учебная программа спецкурса для магистратуры филологического факультета Алтайского государственного университета по специальности 10-02-01 – русский язык. Барнаул, 2007(электронный вариант).



Индекс __________________
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры общего и исторического языкознания


"__" _____________2007 г.

Заведующий кафедрой общего

и исторического языкознания

д.ф.н., профессор Л.И. Шелепова


Одобрено советом (методической комиссией) филологического

факультета


"____" ___________2007 г.

Председатель комиссии

к.ф.н., доцент кафедры общего

и исторического языкознания И.М. Камова

Введение
Замысел данного спецкурса связан с необходимостью соединить решение двух насущных лингвистических проблем.

С одной стороны, магистранты должны получить общие представления о системе русской ономастической лексики, специфических особенностях, выделяющих ее как особый лингвистический феномен, познакомиться с историей формирования, становления и развития русской ономастической системы; овладеть практическими навыками лингвистического анализа основных видов собственных имен.

С другой стороны, следует по-новому осмыслить принципы организации собственных имен, применив по отношению к ним подходы, выработанные в недрах когнитивной лингвистики. Изучение ономастической семантики и структуры долгое время сводилось практически только к составлению семантико-структурных классификаций, которые и сейчас играют важную роль при решении, к примеру, проблемы обоснования этимологии онима. Вместе с тем такое классифицирование не имеет разрешающей силы, позволяющей связать своеобразие онимии с установками ее создателя – народа. Научные наработки Уральской, Алтайской, Казахстанской, Самарской и др. топонимических школ предполагают рассмотрение имен собственных в широком историко-культурном контексте (здесь необходимо назвать, в первую очередь, работы А.К. Матвеева, М.Э. Рут, М.В. Голомидовой, Е.Л.Березович, Л.М.Дмитриевой, Е.В.Макаровой, Г.Б.Мадиевой, С.П.Васильевой).

В предлагаемом спецкурсе представлена синтезированная теория топонима. Спецкурс, как и все появившиеся за последние годы монографии по ономастике, намечает новую линию в изучении имен собственных с лингвокультурологических позиций, открывает перспективы для развития когнитивной ономастики. Таким образом, необходимость появления такого спецкурса продиктована логикой развития ономатологии ( термин обоснован А.К.Матвеевым в 2005г.) на современном этапе. Актуальность курса обусловлена высокой лингвокультурологической ценностью ономастического материала, не занявшего пока должного места среди объектов лингвистического исследования, а также перспективами междисциплинарного исследования топонимии.

В спецкурсе используется обширный теоретический материал нескольких топонимических школ России и СНГ, конкретный топонимический материал многих регионов России, собранный преимущественно в полевых условиях; освещены принципы изучения имен собственных в историческом аспекте с использованием архивного материала.

Данный спецкурс способствует углублению подготовки будущих специалистов-русистов, дает общетеоретический и лингвокультурологический материал.

Спецкурс рассчитан на второй семестр первого года магистратуры по специальности 10.02.01 – «русский язык» и заканчивается зачетом.

Общий объем курса составляет 28 аудиторных занятий (16 часов лекций; 12 часов семинарских занятий).



  1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе.


1.1. Цель преподавания дисциплины.



Развивая установки перечисленных выше исследователей, данный спецкурс ставит перед собой цель – ознакомить магистрантов с кругом проблем современной теории русской ономастики, с особенностями современных ономастических исследований, связанных со спецификой имени собственного; выявить своеобразие имен собственных, представляющих онтологическую и ментальную сущность, осмыслить своеобразие ономастического пространства и топонимической картины мира.
1.2. Задачи изучения дисциплины.



  1. ознакомить с историей становления и развития ономастики как науки,

с различными направлениями и аспектами ономастических исследований;

  1. определить статус имени собственного в кругу языковых категорий и место онимической лексики в системе языка; определить набор функций, свойственных имени собственному;

  2. ознакомить с методикой и метаязыком ономастических исследований.

  3. ввести магистрантов в круг проблем ономастической лексики, связанных с теоретическим познанием культуры на лингвистическом материале;

  4. определить специфику этнокультурной информации, заложенной в

топонимическом материале;

  1. определить концептуальные основы топонимической версии различных моделей

пространства; провести дифференциацию онтологического и ментального бытия.

  1. ознакомить магистрантов с возможностями применения конкретно-научных и междисциплинарных методов в теории региональной топонимической системы;

  2. раскрыть специфику региональной топонимической личности, ее место и роль в системе гуманитарного знания;

  3. рассмотреть антропонимию как языковой источник информации о духовной

культуре народа;

1.3. Перечень дисциплин с указанием разделов (тем), усвоение

которых студентами необходимо для изучения данной дисциплины
Спецкурс органично связан со всем циклом филологических дисциплин, читаемых на гуманитарных факультетах. Для более успешного усвоения спецкурса необходимо знание лингвистических курсов: Введение в языкознание, Общее языкознание, Современный русский язык, кроме того, магистрантам необходимы знания курса по Топонимике Западной Сибири, спецкурса по Региональной лингвокультурологии, этнографии, логике, философии, социологии, психологии в объеме вузовской программы.
2. Содержание дисциплины.

Разделы курса
1. Становление русской ономастики. Метаязык ономастики.

2. Становление антропоцентрического подхода в лингвистике и ономастике.

3. Ономастическое поле. Ономастическое пространство.

4. Экспериментальное исследование ономастического пространства.

Раздел 1

Становление русской ономастики. Метаязык ономастики.
История становления ономастики как лингвистической дисциплины и

источники изучения собственных названий.
Изучение славянской ономастики в 19 в. историками, географами и лингвистами. «Славянский именослов, или Собрание славянских личных имен в алфавитном порядке» М.Я. Морошкина, «Словарь древнерусских личных имен Н.М. Тупикова. Современные официальные справочники. Словари личных имен.
Собственные и нарицательные названия. Метаязык ономастики.
Критерии размежевания собственных и нарицательных названий. Отношение собственных и нарицательных названий. Отношение собственных и нарицательных названий к понятиям. Ономастические категория, понятия. Научный аппарат ономастики.
Классы личных имен людей.

Способы наименования людей у разных народов мира. Имена, прозвища, фамилии, имена по родству (по отцу, матери, мужу, деду и т.д.). Одночленные имена – древнейшая форма именования людей. Формирование двучленных и трехчленных имен у разных народов. Функции антропонимов.
Специфика имен собственных.

Этнокультурная информация в структуре топонимикона
Практическая и языковая деятельность человека в культурном пространстве. Отражение ядерных и периферийных культурных констант в сознании и речевой деятельности (в том числе в процессах номинации и воспроизводства географических называний).

Этнокультурная информация в структуре топонимикона личности (Е.Л. Березович, М.Э. Рут), её аксиологическая ориентация. Соотношение доминирующих культурных смыслов и ценностной иерархии личности. Связь ценностей со стереотипными стратегиями восприятия пространства и их языковым коррелятом.
Раздел 2

Становление антропоцентрического подхода в лингвистике и ономастике.

Становление антропоцентрического подхода в лингвистике и ономастике
Онтологическое и ментальное бытие языковых знаков. Переход в синхронических лингвистических исследованиях от системно-структурной организации языковых единиц к их реальному речевому функционированию.

Таксономическая (инвентарная и системно-структурная) парадигма топонимических исследований (Копорский С.А., А.В. Никитин, И.А. Воробьёва, Г.П. Бондарук, А.П. Дульзон, Ю.А. Карпенко, А.К. Матвеев, О.Т. Молчанова, В.А. Никонов, А.В. Суперанская). Понятия номинативный признак, словообразовательная топонимическая модель, топонимический тип, топоформант и топооснова, семантический признак имени, мотивированность.
Основные лингвоперсонологические концепции. Региональная топонимическая личность как объект лингвокультурологической рефлексии
Обзор основных персонологических направлений. Модели языковой личности в когнитивном аспекте (Г.И. Берестнев, Н.Ю. Караулов, А.М. Шахнарович), коммуникативно-деятельностном аспекте (Г.И. Богин, В.И. Шаховский, Е.В. Иванцова, В.Д. Лютикова), лингвокультурологическом (В.В. Воробьёв, В.Г. Гак, Е.Н. Гуц, Р.И. Розина).
Динамика региональной топонимической личности и проблемы лингвокультурного взаимодействия социальных групп
Внешние и внутренние факторы динамики лингвокультурной топонимической личности региона: ментальные, этнокультурные, лингвоситуационные, системно-языковые, аксиологические, топологические, социальные.
Топонимическая картина мира и пространственный концепт как конститутивные феномены в познании окружающей действительности
Топонимическая картина мира как фрагмент языковой картины мира, пространственная реальность, представленная в языковом сознании и оформленная как концепт "место". Современные исследования топонимической картины мира представлены в работах М.В. Голомидовой (ландшафтная (топографическая) картина мира) (Голомидова, 1998), Е.Л. Березович (топонимическая версия картины мира) (Березович, 1997), Л.М. Дмитриевой (топонимическая картина мира) (1999,2002).
Ментально-топонимический стереотип и ситуационные стратегии

Статические и динамические стереотипные структуры: фрейм (М.Минский), скрипт (Р.Шенк и Р.Абельсон), сценарий (А.Сэнфорд, С.Гаррод), ситуационная стратегия (Т. ван Дейк). Стратегии восприятия пространства: культурные и личностные детерминанты.

Раздел 3

Ономастическое поле. Ономастическое пространство.

Ономастическое пространство.
Информация о пространстве, представленная в ряде вариантных моделей. Многогранность пространства.
Интегральная модель исследования региональной топонимической системы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине Русская ономастика: онтология и ментальность iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...

Учебно-методический комплекс по дисциплине Русская ономастика: онтология и ментальность iconУчебно-методический комплекс ростов-на-Дону 2009 Учебно-методический...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Адвокатская деятельность и адвокатура» разработан в соответствии с образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Русская ономастика: онтология и ментальность iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Медведев А. А. Религиозно-философские искания русской литературы. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Русская ономастика: онтология и ментальность iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Медиапсихология»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Русская ономастика: онтология и ментальность iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Методы оптимальных решений»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных, практических и лабораторных...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Русская ономастика: онтология и ментальность iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психофизиология»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Русская ономастика: онтология и ментальность iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Искусствоведение»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Русская ономастика: онтология и ментальность iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Макроэкономика»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Русская ономастика: онтология и ментальность iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «судебная медицина»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Русская ономастика: онтология и ментальность iconПримерная структура, состав и содержание учебно-методического комплекса...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология рекламной деятельности» составлен в соответствии с требованиями Государственного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Русская ономастика: онтология и ментальность iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психодиагностика»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Русская ономастика: онтология и ментальность iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психофизиология»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Русская ономастика: онтология и ментальность iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психология семьи»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Русская ономастика: онтология и ментальность iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Основы патопсихологии»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Русская ономастика: онтология и ментальность iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Основы нейропсихологии»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Русская ономастика: онтология и ментальность iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Анатомия цнс»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск