Программа: И. И. Колесник, д и. н. Институт истории нану, Киев





НазваниеПрограмма: И. И. Колесник, д и. н. Институт истории нану, Киев
страница1/9
Дата публикации11.08.2015
Размер0.99 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Литература > Программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Дискуссия:

Как поделить Гоголя? Русская, великорусская и украинская культура в XIX-XX вв.
Материалы российско-украинской конференции историков

«Украина и Россия: история и образ истории».

(Москва, 3-5 апреля 2008 года)
Сессия 2. 3 апреля 2008 г. Институт Европы РАН
«Как поделить Гоголя? Русская, великорусская и украинская культура в XIX-XX вв.»

Ведущий: М.В. Дмитриев
Agenda:

  • был ли Гоголь украинским, великорусским или русским писателем?

  • имперское и национальное, русское, российское и украинское в культуре России XIX века;

современные научные представления об имериях и место России среди других империй.

Программа:
И.И. Колесник, д.и.н. Институт истории НАНУ, Киев. Украинско-российские интеллектуальные сообщества первой половины XIX века: сетевой анализ.

О. Ю. Захарова, д.и.н., профессор, Севастопольский филиал Академии труда и социальных отношений (Москва); Украинский морской институт (Севастополь). Взаимное обогащение русской и украинских культур в XIX веке (на примере усадьбы Качановка).

Л.А. Зашкильняк, д.и.н., Львовский университет, Институт украинознавства НАНУ, Львов. Образ России в украинской историографии XIX - начала XX вв.

Дискуссия по первой части докладов
А. Н. Ужанков, д. филолог. наук, профессор, Литературный институт им. А.М. Горького, Москва. Язык творчества как национаьная самоиндентификация писателя (на примере творчества Т.Г. Шевченко).

С.Л. Чернов, к.и.н, доцент, Исторического факультета МГУ. Русское самодержавие: определение, генезис, причины и время возникновения

А.Ю. Бахтурина, к.и.н., доцент, РГГУ. Украинский вопрос в Российской империи в начале XX века.
Дискуссия по второй части докладов.
М.В. Дмитриев::

В этой сессии нашей конференции в центр внимания предполагалось поставить личность Н.В. Гоголя как символ того, как соотносится русская и украинская культура в 19 в., и, соответственно, вынести на дискуссию три вопроса:

- был ли Гоголь украинским, великорусским или русским писателем и как должны рассматриваться такие фигуры как Гоголь?

- имперское и национальное, русское, российское и украинское в культуре России XIX века;

- и наконец, обращаю Ваше внимание на последний вопрос: - современные научные представления об империях и место России среди других империй через призму того, была ли Украина страдающей стороной или, наоборот, подобно всей европейской части России являлась ядром империи?

Однако, оказалось, что о Гоголе как таковом докладов не будет. Мы, наверно, вернемся к этой теме в одной из запланированных на будущее конференций…

Доклад И.И. Колесник:

Украинско-российские интеллектуальные сообщества первой половины XIX века: сетевой анализ.

Уважаемые коллеги! Мой доклад был заявлен еще до формирования тематики сессии. И все-таки академически сформулированное название своей темы я хотела бы заострить и приблизить к тематике, которая так интересует участников нашего заседания. Михаил Владимирович сказал, что сессия посвящена проблеме Гоголя, но о Гоголе никто не будет говорить, как о таковом. Я осмелюсь сказать несколько слов и повернуть свое выступление в такое русло, чтобы ответить на вопрос: «Как поделить Гоголя?».

Прежде чем ответить на этот вопрос, хотела бы остановиться на двух ключевых понятиях/концептах, при помощи которых можно подойти к данной теме. Первый концепт – «сетевой анализ», второй – «интеллектуальное сообщество». Сетевой анализ – новая исследовательская стратегия, которая возникает в 90-е гг. ушедшего столетия на основе теории сетевого общества Мануэля Кастельса. Сущность этого подхода заключается во взгляде на любой изучаемый предмет не как систему, но как гибкую, подвижную и открытую структуру, конфигурация которой определяется потоками информации и коммуникациями. Этот подход конкурирует с традиционными подходами, как-то формационный, цивилизационный и нарративисткий. Сетевой анализ был основательно апробирован Рэндаллом Коллинзом, который создал особую междисциплинарную область – социологию философии. Словом, он попытался сконструировать историю философии не как историю идеологий, но как совокупность интеллектуальных связей и взаимоотношений, подчеркивая, при этом, что место мыслителя в профессиональном пространстве определяется интенсивностью его интеллектуальных коммуникаций.

Второй концепт «интеллектуальное сообщество» – более знакомое и близкое нам понятие. Традиционно и привычно интеллектуальное сообщество определяют как группу людей, объединившихся вокруг идеи, идеологии, харизматической личности. Можно попробовать определить интеллектуальное сообщество с помощью новых сетевых технологий. В таком случае интеллектуальное сообщество выступает как гибкая и подвижная структура коммуникационных и информационных практик интеллектуалов.

Какова роль интеллектуальных сообществ в украинском культурном дискурсе? Прежде надо сказать, что в украинской культурной истории интеллектуальному сообществу принадлежала особая роль. Надо учитывать тот фактор, что Украина в 19 в. была лишена государственности и представляла собой скорее субъект государственного иррационализма, следствием чего было отсутствие собственно украинских институтов и учреждений в области науки, культуры и образования. В таких условиях интеллектуальные сообщества выступали средством формирования украинско-ориентированых научных и культурных институтов. В таком контексте интеллектуальные сообщества выступали своеобразным инструментом легитимации культурной и интеллектуальной истории в Украине. Представители этих сообществ формировали национальную идентичность активного украинства. И, продолжая мысль Сергея Савченко, следует отметить, что российский фактор являлся одним из основных элементов в формировании национальной идентичности культурного украинства.

Формы интеллектуальных сообществ в Украине были весьма своеобразными: землячества, семейные культурные кланы, помещичьи усадьбы и резиденции меценатствующих магнатов, масонские ложи, литературные кружки, салоны, политические партии. Применительно к первой половине 19 в. я хотела бы остановиться на трех разновидностях украинских интеллектуальных сообществ: землячества украинцев в столицах империи, культурные харизматические кланы, а также аристократические салоны и литературные кружки.

Что представляли из себя землячества «малороссов» в имперских столицах, как разновидность интеллектуального сообщества? Профессор Флоря справедливо сетовал на тот факт, что из поля нашего зрения ускользнул 18 в. и произошел как-бы культурный разрыв между периодом 16-17 вв. и рывком в 19 столетие. Однако 19 столетие нельзя воспринимать без контекста второй половины 18 в. Землячества украинцев, т.н. «петербургских малороссов», возникают именно во второй половине 18 в. Они представляли собой аморфную, ничем не структурированную массу представителей украинского дворянства, разночинцев, интеллектуалов, которые искали в столице высоких чинов, богатства и благосостояния. Отношения внутри такого землячества определялись многочисленными родственными, соседскими, семейными, приятельскими, отношениями, финансово-имущественными и корпоративно-служебными связями. Вместе с тем существовали и «точки центрации» землячества украинцев, прежде всего, в Петербурге. Речь идет о сильных, незаурядных личностях, которые сыграли определенную роль не только в украинской, но и российской истории, как, например, архитектор внешней политики России екатерининского времени Александр Безбородько. Именно ему принадлежит проект объединения Восточной Украины, южно-украинских земель и Правобережной Украины в единое целое в составе одной империи.

Землячества, безусловно, занимались определенной интеллектуальной деятельностью; вокруг А.А. Безбородько и его сподвижника Д.П. Трощинского формировались группы партнеров по обсуждению, т.е. украинских интеллектуалов, которые много сделали для своей культуры, в частности для формирования национальной идентичности. Речь идет об издании материалов и документов по украинской истории, которые до второй половины 18 в. находились по преимуществу в рукописях. Деятельность В. Рубана и А. Безбородько способствовала появлению научного украинского историописания. Значительным достижением в этом плане является работа Я. Марковича-младшего «Записки о Малороссии», написанная в классических традициях просветительской историографии 18 в. Кроме того можно назвать и такое направление интеллектуальной деятельности землячества, как издательское дело. Это известные проекты Ф. Туманского: журнал «Российский магазин», его идея/проект о создании академического сообщества и книжной лавки в Малороссии (по поводу чего он вел переговоры с Петербургской Академией наук).

Надо также сказать о таком направлении деятельности землячеств как литература. Профессор Флоря говорил о том, что не упоминается имя Василия Капниста. Василий Капнист и Николай Гнедич – классики русской литературы, но в то же время они были носителями украинской ментальности. Капнист выступал как блестящий коммуникатор; у него были обширные связи в гвардии, в музыкальных кругах (Д. Сорти, М.Ф. Полторацкий), в литературном мире (А. Мусин-Пушкин, И. Богданович, братья Львовы). С Державиным он находился не только в дружеских, но и родственных отношениях, оба были женаты на родных сестрах. И Капнист, и Гнедич были носителями украинской ментальности, о чем язвительно говорил Филипп Вигель. Несмотря на родственные связи с великороссами, и тот и другой, по словам Вигеля, ненавидели «московитов» и «кацапов».

Еще одно направление в культурно-интеллектуальной деятельности украинского землячества в Петербурге представляло меценатство. Практики меценатства возникают в Петербурге благодаря И.И. Шувалову. «Казак-вельможа» Дмитрий Трощинский продолжил эти традиции: на его средства были изданы «Энеида» И. Котляревского и «Записки» Я.Марковича. Трощинский поддерживал много других проектов. Очень интересным сюжетом может быть также деятельность Андрея Разумовского. В свое время он вошел в высшие музыкальные круги Вены, дружил с Бетховеном, его жена брала уроки клавира у Гайдна.

Вторая форма украинских интеллектуальных сообществ – это культурные «харизматические» кланы» (Е. Прицак), которые формировались на общем поле украинской и российской культур. Достаточно назвать «клан» Разумовских, который был связан с большинством аристократических фамилий России. Тут можно вспомнить, что одна из его дочерей вышла замуж за Уварова, другая за кн. Репнина-Волконского. Интересна побочная ветвь Разумовских – Перовских. Оренбургский генерал-губернатор Василий Перовский (участвовал войне 1812 г., был причастен к декабристским организациям) передавал собранные украинским землячеством деньги для Т.Шевченко. Из рода Перовских была мать братьев Жемчужниковых, создателей образа Козьмы Пруткова.

Перечислять подобного рода кланы можно много: Трощинские/Хилковы, Сперанские, Кочубеи (дочь гетмана К.Разумовского Наталья Кирилловна Загряжская, воспитывавшая жену Виктора Кочубея, жила в доме Кочубеев). Наталья Загряжская была теткой матери жены Пушкина и Пушкин любил бывать у Загряжских, Кочубеев и Сперанских. Загряжская стала прототипом графини из «Пиковой дамы». Дочь Сперанского Елизавета Михайловна была замужем за Фроловым-Багреевым, который приходился племянником Кочубею и т.д. Новый 1834 год Пушкин встречал в обществе Сперанских, Загряжской и Кочубеев.

Весьма любопытным культурным кланом были Оленины и Полторацкие. Основателем этого клана был дирижер Марк Полторацкий, руководитель придворной певческой капеллы. Его нашел Алексей Разумовский, и поскольку Елизавета Петровна любила малороссийское пение, они оба часто пели для императрицы. Полторацкий сделал блистательную карьеру при дворе, получил наследственное дворянство, породнился с Вульфами. Его дочь Елизавета Марковна вышла замуж за Алексея Оленина. Сам Оленин по матери был Волконским, двоюродным братом Репнина-Волконского. У них очень интересные родственные связи, к примеру, Анна Керн доводилась племянницей Елизавете Олениной-Полторацкой и т.д.

Наконец, о салонах как разновидности интеллектуального сообщества. Это салоны Трощинских-Хилковых, Полторацких-Олениных, Софии Пономаревой, Натальи Загряжской и др.

В заключение все-таки попытаюсь ответить на вопрос: как поделить Гоголя? Гоголя, видимо, делить не стоит, но следует понять его роль в украинско-российской культуре с помощью сетевого подхода. Можно проследить вертикальные линии его общения. Гоголь рос в таком окружении, как семьи Трощинского, Капниста, Родзянки. Гоголь знал труды С. Кулиша, был знаком с Костомаровым, сложные отношение имел a priori с Шевченко. Что же касается горизонтальных сетей, то Гоголь был завсегдатаем петербургских салонов А.Смирновой-Россет, В.Жуковского, кн. В.Одоевского, П.Плетнева, Виельгорских, В.Соллогуба, был принят в лучших домах московской аристократии – Аксаковых, Елагиных, Свербеевых, Е.Растопчиной. Дружен с М.Погодиным, С.Шевыревым, М.Максимовичем. Таким образом, у Гоголя была активная сетевая позиция, а роль любого мыслителя определяется интенсивностью этих связей.

Об украинскости Гоголя свидетельствует то, что в культурный мир Петербурга он вошел через украинское землячество. Сначала это был узкий круг «нежинцев», 20-25 человек, т.н. «однокорытников»; «богемное сборище» у эпатажного Н.Кукольника, соученика Гоголя по Нежинской гимназии, «вечера» у Е.Гребенки. Потом он попадает в высшие круги: Жуковский, Пушкин, Вяземский. При всем этом он входит в это сообщество, благодаря своим «малороссийским повестям». Гоголь сохраняет украинскую ментальность, т.е. интерес к старинному украинскому костюму, фольклору, языку. Как Максимович и Бодянский Гоголь собирает малороссийские песни. Таким образом, Гоголь является носителем множества лояльностей – и российских, и национально-украинских культурных ценностей.

Вывод таков: карта интеллектуальных коммуникаций Гоголя свидетельствует, о том, что в его сознании и творчестве существовали не два культурных мира, российский и украинский, но один мир, украинско-российский или российско-украинский. Все зависит от контекста.  
А. В. Михайлюк:

Вы употребили термин «украинская ментальность». Получается, что классики русской литературы являлись носителями украинской ментальности. В то же время, как мы видим, они принадлежали к общероссийской элите, по существу, европеизированной. В данном случае, что Вы называете «украинской ментальностью»?
И.И. Колесник:

Я завершала, скомкав окончание, примером Гоголя. Гоголь – классик российской литературы, но в структурах его сознания постоянно присутствовал украинский компонент. Что такое ментальность? Дать определение? Гоголь никогда не порывал с украинством. Во-первых, в его речи встречалась очень часто украинская лексика, с родственниками, Максимовичем и Бодянским он мог переписываться на «малороссийском» языке. Гоголь постоянно проявлял интерес к украинскому (в литературе, в общении), а со второй половины 30-х – 40- е гг. становится, не только «петербургским» или «московским», но и «римским малороссом». Гоголь поддерживает украинских художников, начинающих литераторов. В этом также проявляется его украинская ментальность. Говоря о ментальности других украинско-русских писателей, следует помнить, что тот же Гнедич писал по-русски, но некоторые сценки из народной жизни представлены им на украинском языке.
Д.Ю. Арапов (д.и.н. исторический факультет МГУ):

Уважаемая коллега! Не кажется ли Вам, что мы принижаем Н.В. Гоголя, приписывая его только к России или только к Украине? Гоголь – это явление всемирной, мировой, европейской культуры! Вы сами сказали о римском периоде. Какой там малороссийский или римско-малороссийский. Мне кажется, мы начинаем сажать Гоголя в какую-то клетку, и, на мой взгляд, это не очень правильно.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа: И. И. Колесник, д и. н. Институт истории нану, Киев iconПрограмма : Е. В. Русина, к и. н., Институт истории, Киев, нану
Когда украинцы стали украинцами, а русские русскими? Складывание украинского, великорусского и общерусского самосознания в Средние...
Программа: И. И. Колесник, д и. н. Институт истории нану, Киев iconПрограмма : О. Билый (д ф. н., Институт философии нану): Военная...
О. Билый (д ф н., Институт философии нану): Военная доминанта российской цивилизации и крах СССР
Программа: И. И. Колесник, д и. н. Институт истории нану, Киев iconАутохтонные декомпенсации при расстройствах личности и их лечение
О. Г. Сыропятов1, Н. А. Дзеружинская2, А. Е. Мухоморов3, Я. В. Стовбург3 Украинская военно-медицинская академия1 мо украины (г. Киев)...
Программа: И. И. Колесник, д и. н. Институт истории нану, Киев iconИгнатович В. Н. Об одной фальсификации истории физики
Материалы 12-й Всеукраинской научной конференции «Актуальные вопросы истории науки и техники» (г. Конотоп, 3–5 октября 2013 г.)....
Программа: И. И. Колесник, д и. н. Институт истории нану, Киев iconЮй Тайшан Китайский институт общественных наук. Научно-исследовательский институт истории
Исследование проблем истории и этнической идентичности гуннов в китайской историографии
Программа: И. И. Колесник, д и. н. Институт истории нану, Киев iconКонцепция соционики В. В. Гуленко, Киев, 06. 04. 92 1
Омский институт водного транспорта (филиал) фбоу впо «Новосибирская государственная академия водного транспорта»
Программа: И. И. Колесник, д и. н. Институт истории нану, Киев iconБиографическая справка: Олег Вещий (?-912)
Покоряя по пути встречающиеся города и захватив хитростью Киев, Олег объединил два основных центра восточных славян (северный и южный),...
Программа: И. И. Колесник, д и. н. Институт истории нану, Киев iconТесты по истории и обществознанию Какой год считается годом образования...
Назовите имя князя, объявившего Киев «матерью городов русских», столицей своих земель
Программа: И. И. Колесник, д и. н. Институт истории нану, Киев iconКолесник В. И. История Западноевропейского Средневековья
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа: И. И. Колесник, д и. н. Институт истории нану, Киев iconКгоу спо «Канский педагогический колледж» Каталог методических изданий 2007
Г. М. Шленская, А. Л. Андреев, С. В. Науменко, А. И. Панюков, Э. Г. Колесник, Л. Н. Земскова
Программа: И. И. Колесник, д и. н. Институт истории нану, Киев iconТема: Цели и задачи изучения истории медицины на лечебном
Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт)
Программа: И. И. Колесник, д и. н. Институт истории нану, Киев iconСост. В. С. Колесник, М. И. Посошкова. Пришельцы из зазеркалья
История развития географической науки и роль выдающих ученых в формировании системы географических знаний
Программа: И. И. Колесник, д и. н. Институт истории нану, Киев iconПрограмма по истории России Раздел История России IX начала XIX вв
Древнерусского государства. Поход на Киев князя Олега. Князь и его дружина. "Русская Правда" – древнерусский свод законов. Основные...
Программа: И. И. Колесник, д и. н. Институт истории нану, Киев iconРабочая программа дисциплины «Источниковедение отечественной истории XI -xx вв.»
Дробница Августина Васильевна доктор исторических наук, профессор кафедры истории и культуры фгбоу впо «Дальневосточный институт-филиал...
Программа: И. И. Колесник, д и. н. Институт истории нану, Киев iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Авторы: С. Козлов, А. Буднев, С. Вдовин, Н. Губанов, В. Дмитриев, Г. Должиков, А. Иллариошин, В. Колесник, Ю. Колесников, С. Колосов,...
Программа: И. И. Колесник, д и. н. Институт истории нану, Киев iconВторой исторический конкурс для старшеклассников "Человек в истории. Россия ХХ век"
Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования. Вопросы заочной олимпиады по истории 2004...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск