Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2010





НазваниеУчебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2010
страница1/6
Дата публикации29.09.2013
Размер1.08 Mb.
ТипУчебно-методическое обеспечение
100-bal.ru > Литература > Учебно-методическое обеспечение
  1   2   3   4   5   6

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для учащихся


  1. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И., Збарский И.С. Литература. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2010.

  2. Литература. 9 класс: Хрестоматия / Сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. М.: Просвещение, 2007.

  3. Коровина В.Я., Збарский И. С, Коровин В. И. Читаем, думаем, спорим...: Дидактические материалы по литературе: 9 класс. М.: Просвещение, 2010.

  4. Контрольно-измерительные материалы. Литература: 9 класс / Сост. Е.С. Ершова. М.: ВАКО, 2011.

  5. Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Краткий словарь литературоведческих терминов. М.: Просвещение, 2001.

  6. Коровин В.И. АС. Грибоедов в жизни и творчестве. М.: Русское слово, 2001.

  7. Коровин В.И. А.С. Пушкин в жизни и творчестве. М.: Русское слово, 2000.

  8. Коровин В.И. М.Ю. Лермонтов в жизни и творчестве. М.: Русское слово, 2001.

  9. Манн Ю.В., Самородницкая Е.И. Гоголь в школе. М.: ВАКО, 2007.

  1. Сахаров В.И. М.А. Булгаков в жизни и творчестве. М.: Русское слово, 2002.

  2. Якушин Н.Н. Ф.М. Достоевский в жизни и творчестве. М.: Русское слово, 2000



Для учителя


  1. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И., Збарский И.С. Литература. 9 класс: Учебник для обн щеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просве-^ щение, 2010.

  2. Беляева Н.В., Еремина О.А. Уроки литературы в 9 классе: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2009.

  3. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 9 класс М.: ВАКО, 2011.

  4. Марченко А.М. Анализ стихотворения на уроке: Книга для учителя. М.: Просвещение, 2008.

  5. Коровин В.И. А.С. Грибоедов в жизни и творчестве. М.: Русское слово, 2001.

  6. Коровин В.И. А.С. Пушкин в жизни и творчестве. М.: Русское слово,2000.

  7. Коровин В.И. М.Ю. Лермонтов в жизни и творчестве. М.: Русское слово, 2001.

  8. Манн Ю.В., Самородницкая Е.И. Гоголь в школе. М.: ВАКО, 2007.

  9. Сахаров В.И. М.А. Булгаков в жизни и творчестве. М.: Русское слово, 2002.

  10. Якушин Н.Н. Ф.М.Достоевский в жизни и творчестве. М.: Русское слово, 2000.



9 КЛАСС

Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 9 класса к учебнику В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина, И.С. Збарского 1 составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы 2.

Основная задача обучения в 9 классе - углубить представления учащихся о взаимосвязи литературы и истории. Изучение литературы как искусства слова предполагает систематическое чтение художественных произведений. Этим целям посвящены структура, содержание, методика курса литературы.

Предполагается три круга чтения: для чтения и восприятия; для чтения, истолкования и оценки; для чтения и речевой деятельности. Ученики 9 класса владеют техникой чтения и подготовлены к истолкованию прочитанного, поэтому на уроках важно больше времени уделять активному чтению вслух и углублению толкования художественных произведений.

Программа предполагает широкое использование учебно-наглядных пособий, аудио- и киноматериалов, раздаточного материала, репродукций картин художников, приобщение школьников к работе с литературоведческими и лингвистическими словарями и различной справочной литературой.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:


  • образную природу словесного искусства;

  • общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);

  • авторов и содержание изученных художественных произведений;

  • основные теоретические понятия: литература как искусство слова (развитие представлений), слово как жанр древнерусской литературы, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествия, сентиментализм (начальные представления), романтизм (развитие понятия), баллада (развитие представлений), роман в стихах (начальные представления), реализм (развитие понятия), реализм в художественной литературе, реалистическая типизация (углубление понятия), трагедия как жанр драмы (развитие понятия), психологизм художественной литературы (начальные представления), психологический роман (начальные представления), герой и антигерой, литературный тип, комическое и его виды (сатира, ирония, юмор, сарказм), комедия как жанр драматургии (развитие представлений), повесть (развитие понятия), жанровые особенности рассказа (развитие представлений), художественная условность, фантастика (развитие понятий), притча (углубление понятия), силлаботоническая и тоническая системы стихосложения, виды рифм, способы рифмовки (углубление представлений), философско-драматическая поэма.



Учащиеся должны уметь:


  • прослеживать темы русской литературы и их исторические изменения;

  • определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;

  • определять идейную и эстетическую позицию писателя;

  • анализировать произведение литературы с учетом особенностей художественного метода и жанровой специфики;

  • оценивать проблематику современной литературы и соотносить ее с идейными исканиями художников прошлого;

  • анализировать произведения современной литературы с учетом преемственности литературных жанров и стилей;

  • различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;

  • осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;

  • сопоставлять и критически оценивать идейные искания писателей и поэтов, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них;

  • использовать в творческих работах жанровые формы, выработанные литературой, включая в них элементы стилизации.


Место предмета

На изучение предмета отводится 3 часа в неделю, итого 102 часа за учебный год.
Распределение учебных часов по разделам программы

Введение - 1 час.

Древнерусская литература - 3 часа.

Русская литература XVIII века - 9 часов.

Шедевры русской литературы XIX века - 54 часа.

Литература XX века - 25 часов.

Романсы и песни на слова русских писателей Х1Х-ХХ веков - 2 часа.

Из зарубежной литературы — 6 часов.

Итоговые уроки - 2 часа.

Рабочая программа по литературе.

9 класс (102 часа)


№№

урока



Тема

урока


Тип

урока


Элементы содержания урока


Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся


Виды контроля,

самостоятельной

деятельности



Домашнее

задание

1

2

3

4

5

6

7

ВВЕДЕНИЕ

(1 час)


1


Лите-ратура в духовной жизни человека


Урок-беседа, урок-практикум


Литература как искусство слова.

Роль литературы в духовной жизни человека. Национальная самобытность русской литературы.

Выявление уровня литературного развития учеников.

Беседа о прочитанных за лето книгах. Тестирование.

Знакомство с учебником литературы


Знать: основную проблему изучения литературы в 9 классе (взаимосвязь литературы и истории); содержание и героев произведений, изученных в 5-8 классах. Понимать: роль литературы в духовной жизни человека; значение изучения литературы; гуманизм, гражданский и патриотический пафос русской литературы. Уметь: строить развернутые высказывания о прочитанных книгах; пересказывать сюжеты произведений; характеризовать героев и их поступки



Тест


Чтение статьи «Древнерусская литерату-ра»

(с. 4-8), «Слова о полку Игореве»

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

(3 часа)


2



«Слово о полку Игоре-ве»



Урок изучения нового материала (лекция), урок-беседа



Повторение изученного по древнерусской литературе. Обзорная характеристика древнерусской литературы, ее жанровое разнообразие.

Основные черты древнерусской литературы (исторический характер, этикетность).

Периоды развития древнерусской литературы.

Составление плана статьи «Древнерусская литература».

«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.

История рукописи.

Чтение статей «О "Слове о полку Игореве"», «Из истории рукописи»

(с. 8—11).

Проблема авторства. Историческая основа, сюжет «Слова...».

Тема, идея, жанр произведения.

Чтение фрагментов на древнерусском языке, в переводе Д.С. Лихачева. Комментированное чтение произведения в переводе Н.А. Заболоцкого. Словарная работа



Знать: основные черты и жанры древнерусской литературы, этапы ее развития; историю открытия «Слова о полку Игореве»; историческую основу, сюжет и содержание «Слова...»; жанровые особенности произведения.

Понимать: отношение неизвестного автора к изображаемому; значение «Слова...» в развитии русской литературы; патриотический пафос произведения.

Уметь: выразительно читать текст, определять его тему и идею; выяснять значение незнакомых слов; составлять план произведения; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; аргументировать свою точку зрения


Составление плана статьи, вопросы и задания

1—5 (с. 8), 1-3 (с. 10), 4(с. 33)



Вопросы и задания 2-7

(с. 34), сообще-ния о князьях - героях «Слова...»



3,

4


Худо-жественные осо-бенности «Слова о полку Игореве»


Уро-

ки-

прак-

тику-мы


Исторические справки о князьях - героях «Слова...» (сообщения учащихся).

Специфика жанра и особенности композиции «Слова...».

Роль «Золотого слова Святослава» в раскрытии идеи произведения.

Герои «Слова...» (Игорь, Ярославна, Святослав и др.).

Символика в произведении. Фольклорные мотивы произведения.

Богатство и разнообразие художественных средств в произведении. Мастерство автора. В. Г. Белинский о «Слове...». Словарная работа. Переводы и переложения произведения. «Слово...» в живописи и в музыке

Знать: сюжет и содержание «Слова...»; разные переводы произведения; специфику жанра, образов, языка «Слова...».

Понимать: позицию автора; патриотический пафос, актуальность произведения; значение «Слова...» для развития литературы и искусства.

Уметь: выразительно читать и пересказывать текст, определять его тему и идею; сопоставлять тексты разных переводов одного произведения; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов; сопоставлять произведения литературы, живописи и музыки


Сообщения, вопросы и задания

2-7 (с 34)


Вопросы и задания рубрики «Разви-вайте дар слова»

(с. 34), чтение статьи

«Русская литера-тура XVIII века»

(с. 35-39), вопросы и задания 1—4 (с. 40)

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА (9 часов)


5



Общая характе-ристика русской литера-туры XVIII века



Урок изучения нового материала (лекция)


Понятие о классицизме. Классицизм в русской и мировой литературе. Истоки классицизма, его характерные черты.

Идея гражданского служения.

Иерархия жанров классицизма.

Развитие культуры в России XVIII века.

Пафос государственного строительства и преобразований. Задача социального и

нравственного воспитания граждан. Основоположники классицизма в России. Появление новых жанров во второй половине XVIII века.

Обновление принципов классицизма Г. Р. Державиным.

Развитие сентиментализма. Творчество Н.М. Карамзина.

Значение русской литературы XVIII века


Знать: причины быстрого развития России в XVIII веке; понятие о классицизме; особенности русского классицизма; сведения о писателях XVIII века и их творчестве.

Понимать: цели и задачи литературы XVIII века; гражданский, дидактический, сатирический пафос литературы XVIII века, ее значение для дальнейшего развития русской литературы

Уметь: сопоставлять конкретные произведения и литературные направления.


Вопросы и задания 1-8 (с. 40-41)


Чтение вступи-тельной статьи о М.В. Ломоно-сове (с. 42-49), вопросы и задания 9

(с. 41), 1-5

(с. 49-50)



6


М.В.

Ломо-носов. Ода «Вечернее размышление о Божием Вели-честве при случае великого север-ного сия-ния»


Урок изучения нового материала (лекция), урок-практикум


М.В. Ломоносов - поэт, ученый, гражданин.

М.В. Ломоносов - реформатор русского языка и системы стихосложения.

Ода «Вечернее размышление...». Особенности содержания и формы произведения. Восхищение «Божием Величеством»,

творениями природы. Изобразительно-выразительные средства, их роль в произведении. Словарная работа

Знать: сведения о жизни и творчестве М.В. Ломоносова; теорию «трех штилей»; содержание оды «Вечернее размышление...».

Понимать: идейно-художественный смысл произведения, его философскую глубину; позицию автора.

Уметь: выразительно читать произведение, определять его тему и идею; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; объяснять значение устаревших слов и выражений

Пересказ вступительной статьи о М.В. Ломоносове, выразитель-ное чтение, вопросы и задания

1—5 (с. 49-50)

Чтение «Оды на день восшест-вия на Всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» М.В.Ломоносова, вопросы и задания 1-5 (с. 58)


7



М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величе-ства Госуда-рыни Императрицы Елисаве-ты Петровны 1747 года»



Урок-беседа



Особенности жанра оды. Композиция «Оды... 1747 года».

Прославление России, мира, науки и просвещения в произведении.

Роль риторических вопросов и восклицаний. Картина мира, образы природы в «Оде... 1747 года».

Изобразительно-

выразительные средства, их роль в произведении. Словарная работа



Знать: содержание «Оды... 1747 года».

Понимать: идейно-художественный смысл произведения; позицию автора; роль античных образов и образов природы в раскрытии идеи произведения.

Уметь: выразительно читать и анализировать произведение, определять его тему и идею; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; объяснять значение устаревших слов и выражений



Выразитель-ное чтение, вопросы и задания

1-5 (с. 58),

1-2 (с. 58, рубрика

«Развивайте дар слова»)



Задания 3—4

(с. 58, рубрика «Развивайте дар

слова»), чтение вступи-тельной статьи о Г.Р. Державине

(с. 59-63), вопросы и задания 1—2

(с. 67)


8


Г.Р. Державин. Стихотворения «Властителям и судиям», «Памятник»


Урок-беседа, урок-практикум


Слово о поэте-философе Г.Р. Державине.

Идеи просвещения и гуманизма в лирике поэта. Особенности поэзии Г.Р. Державина (соединение «высокой» и «низкой» лексики, простота стиля). Традиции и новаторство в поэзии Г.Р. Державина. Сатира «Властителям и судиям».

Эмоциональное обличение беззакония, призыв к справедливости, высокий гражданский пафос стихотворения. Стихотворение «Памятник».

Обращение к античной поэзии.

Тема поэта и поэзии. Оценка собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта.

Словарная работа.

Чтение раздела «В творческой лаборатории Г.Р. Державина» (с. 65—67)



Знать: сведения о жизни и творчестве Г.Р. Державина; новаторские идеи поэта, особенности его поэтики; содержание стихотворений «Властителям и судиям», «Памятник»; высказывания классиков литературы и критиков о творчестве Г.Р. Державина.

Понимать: философский смысл стихотворений, их гражданский пафос; позицию автора; роль ораторских приемов в раскрытии идеи произведений.

Уметь: выразительно читать и анализировать произведения, определять их темы и идеи; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; объяснять значение устаревших слов и выражений


Пересказ вступительной статьи о Г.Р. Державине, выразитель-ное чтение, вопросы и задания

1—6 (с. 67),

1 (с. 67, рубрика «Развивайте дар слова»)


Вопросы и задания

2 (с. 67,

рубрика «Развивайте дар слова»), 1—4

(с. 65-66), чтение вступи-тельной статьи об А.Н. Радищеве (с. 68-74), Путе-шествия из Петербурга в Москву»


9


А.Н. Радищев «Путе-шествие из Петербурга в Москву» (главы)


Урок изучения нового материала (лекция), урок-беседа


Слово об А.Н. Радищеве - философе, писателе, гражданине.

Политические убеждения писателя.

Идея возмездия тиранам, прославление свободы в оде «Вольность».

Изображение российской действительности, «страданий человечества» в «Путешествии из Петербурга в Москву». Обличение произвола и беззакония.

Словарная работа


Знать: сведения о жизни и творчестве А.Н. Радищева; содержание «Путешествия...».

Понимать: гражданский, критический пафос произведения; позицию автора.

Уметь: воспринимать и анализировать произведение, определять его тему и идею; объяснять значение устаревших слов и выражений


Вырази-тельное чтение, вопросы

1—5 (с. 74)


Зада-ние

6 (с 74)


10



Худо-жественные особенности

«Путе-шествия из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева



Урок-практикум



Особенности повество-вания «Путешествия...». Особенности жанра путешествия у А.Н. Радищева.

Радикальный характер сентиментализма у писателя.

Сочувствие к крестьянам, резкая критика крепостничества.

Анализ глав (по выбору). Художественные средства создания образов.

Риторические приемы. Дидактико-патетический стиль «Путешествия...». Нравственная ценность творчества писателя. Словарная работа



Знать: особенности жанра путешествия в произведении НА. Радищева.

Понимать: гражданский, обличительный пафос «Путешествия...»; эмоциональность автора; роль риторических приемов в раскрытии идеи произведения; значение творчества АН. Радищева. Уметь: выразительно читать и анализировать произведение; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; объяснять значение устаревших слов и выражений



Выборочный пересказ, анализ текста,

вопросы и задания 6-9(с. 74)



Чтение статей о Н.М. Карамзине (с. 75-84), повести «Бедная Лиза»



11



Н.М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза»


Урок изучения нового материала (лекция), урок-беседа


Слово о Н.М. Карамзине - писателе, историке, общественном деятеле. Круг общения и круг чтения Н.М. Карамзина. «Письма русского путешественника» и их значение.

Убеждения и взгляды писателя, его реформа литературного языка. «История государства Российского».

Понятие о сентиментализме.

Повесть «Бедная Лиза» - начало русской прозы. Принципы сентимента-лизма в повести. Словарная работа. Значение творчества Н.М. Карамзина



Знать: сведения о жизни и творчестве Н.М. Карамзина, о его политических взглядах; понятие сентиментализм; сюжет и содержание повести «Бедная Лиза». Понимать: сентимента-листскую направленность произведения; значение повести и всего творчества Н.М. Карамзина для развития русской литературы.

Уметь: воспринимать произведение, определять его тему и идею; объяснять значение устаревших слов и выражений


Вопросы и задания

1—2 (с. 85),

1,5,7 (с. 103-104)


Вопросы и задания 2-4, 6, 8 (с. 103-104)
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2010 iconКонспект Экономика §12. 1,12. 2- сообщение банковская система
Коровина В. Я., Журавлев В. П., Коровин В. И., Збарский И. С. Литература. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В...
Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2010 iconТема: М. Булгаков «Стальное горло». Принцип гуманности
Коровина В. Я., Журавлев В. П., Коровин В. И., Збарский И. С. Литература. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В...
Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2010 iconМетодическая работа мо участие педагогов в школьных методических неделях
Коровина В. Я., Журавлев В. П., Коровин В. И., Збарский И. С. Литература. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В...
Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2010 iconЛитература 5а Повторить параграфы 85-87, упр. 463, 464
Коровина В. Я., Журавлев В. П., Коровин В. И., Збарский И. С. Литература. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В...
Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2010 iconКонспект урока литературы в 10-ом классе. Тема: Путь Л. Н. Толстого...
Коровина В. Я., Журавлев В. П., Коровин В. И., Збарский И. С. Литература. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В...
Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2010 iconСогласовано Утверждаю
Кроме того, настоящая программа в определённой степени ориентируется на развитие идей «Примерной программы для начальной школы»...
Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2010 iconПрограмма по литературе для 5-9 классов предметная линия учебников
Кроме того, настоящая программа в определённой степени ориентируется на развитие идей «Примерной программы для начальной школы»...
Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2010 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Кроме того, настоящая программа в определённой степени ориентируется на развитие идей «Примерной программы для начальной школы» (М.:...
Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2010 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Кроме того, настоящая программа в определённой степени ориентируется на развитие идей «Примерной программы для начальной школы»...
Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2010 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Полухина В. Г., Коровина В. Я., Журавлев В. П., Коровин В. И. Литература. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В...
Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2010 iconРабочая программа по литературе для 5-9 классов составлена на основе...
Кроме того, настоящая программа в определенной степени ориентируется на развитие идей «Примерной программы для начальной школы»...
Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2010 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Кузнецов А. П., Савельева Л. Е., Дронов В. П. «География. Земля и люди. 7 класс». М.: Просве­щение, 2008
Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2010 iconЛогика сценической речи москва «просвещение» Запорожец Т. И. Логика...
Логика сценической речи. Учеб пособие для те­атр и культ просвет учеб заведений. М., «Просве­щение», 2010
Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2010 iconУчебник для 10 класса общеобразовательных учреждений, Обнинск: «Титул» 2010 Рабочая тетрадь
Учебник: Биболетова М. З., Бабушис Е. Е., Снежко Н. Д. EnjoyEnglish» Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений, Обнинск:...
Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2010 iconУчебно-методический комплект учащихся: Основной учебник: Русский...
Основной учебник: Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова...
Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2010 iconНеопаляющий
Учебник: Биболетова М. З., Бабушис Е. Е., Снежко Н. Д. EnjoyEnglish» Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений, Обнинск:...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск