УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕДля учащихся Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И., Збарский И.С. Литература. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2010.
Литература. 9 класс: Хрестоматия / Сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. М.: Просвещение, 2007.
Коровина В.Я., Збарский И. С, Коровин В. И. Читаем, думаем, спорим...: Дидактические материалы по литературе: 9 класс. М.: Просвещение, 2010.
Контрольно-измерительные материалы. Литература: 9 класс / Сост. Е.С. Ершова. М.: ВАКО, 2011.
Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Краткий словарь литературоведческих терминов. М.: Просвещение, 2001.
Коровин В.И. АС. Грибоедов в жизни и творчестве. М.: Русское слово, 2001.
Коровин В.И. А.С. Пушкин в жизни и творчестве. М.: Русское слово, 2000.
Коровин В.И. М.Ю. Лермонтов в жизни и творчестве. М.: Русское слово, 2001.
Манн Ю.В., Самородницкая Е.И. Гоголь в школе. М.: ВАКО, 2007.
Сахаров В.И. М.А. Булгаков в жизни и творчестве. М.: Русское слово, 2002.
Якушин Н.Н. Ф.М. Достоевский в жизни и творчестве. М.: Русское слово, 2000
Для учителя Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И., Збарский И.С. Литература. 9 класс: Учебник для обн щеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просве-^ щение, 2010.
Беляева Н.В., Еремина О.А. Уроки литературы в 9 классе: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2009.
Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 9 класс М.: ВАКО, 2011.
Марченко А.М. Анализ стихотворения на уроке: Книга для учителя. М.: Просвещение, 2008.
Коровин В.И. А.С. Грибоедов в жизни и творчестве. М.: Русское слово, 2001.
Коровин В.И. А.С. Пушкин в жизни и творчестве. М.: Русское слово,2000.
Коровин В.И. М.Ю. Лермонтов в жизни и творчестве. М.: Русское слово, 2001.
Манн Ю.В., Самородницкая Е.И. Гоголь в школе. М.: ВАКО, 2007.
Сахаров В.И. М.А. Булгаков в жизни и творчестве. М.: Русское слово, 2002.
Якушин Н.Н. Ф.М.Достоевский в жизни и творчестве. М.: Русское слово, 2000.
9 КЛАСС Пояснительная запискаРабочая программа по литературе для 9 класса к учебнику В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина, И.С. Збарского 1 составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы 2. Основная задача обучения в 9 классе - углубить представления учащихся о взаимосвязи литературы и истории. Изучение литературы как искусства слова предполагает систематическое чтение художественных произведений. Этим целям посвящены структура, содержание, методика курса литературы. Предполагается три круга чтения: для чтения и восприятия; для чтения, истолкования и оценки; для чтения и речевой деятельности. Ученики 9 класса владеют техникой чтения и подготовлены к истолкованию прочитанного, поэтому на уроках важно больше времени уделять активному чтению вслух и углублению толкования художественных произведений. Программа предполагает широкое использование учебно-наглядных пособий, аудио- и киноматериалов, раздаточного материала, репродукций картин художников, приобщение школьников к работе с литературоведческими и лингвистическими словарями и различной справочной литературой. Требования к уровню подготовки учащихсяУчащиеся должны знать: образную природу словесного искусства;
общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);
авторов и содержание изученных художественных произведений;
основные теоретические понятия: литература как искусство слова (развитие представлений), слово как жанр древнерусской литературы, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествия, сентиментализм (начальные представления), романтизм (развитие понятия), баллада (развитие представлений), роман в стихах (начальные представления), реализм (развитие понятия), реализм в художественной литературе, реалистическая типизация (углубление понятия), трагедия как жанр драмы (развитие понятия), психологизм художественной литературы (начальные представления), психологический роман (начальные представления), герой и антигерой, литературный тип, комическое и его виды (сатира, ирония, юмор, сарказм), комедия как жанр драматургии (развитие представлений), повесть (развитие понятия), жанровые особенности рассказа (развитие представлений), художественная условность, фантастика (развитие понятий), притча (углубление понятия), силлаботоническая и тоническая системы стихосложения, виды рифм, способы рифмовки (углубление представлений), философско-драматическая поэма.
Учащиеся должны уметь: прослеживать темы русской литературы и их исторические изменения;
определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;
определять идейную и эстетическую позицию писателя;
анализировать произведение литературы с учетом особенностей художественного метода и жанровой специфики;
оценивать проблематику современной литературы и соотносить ее с идейными исканиями художников прошлого;
анализировать произведения современной литературы с учетом преемственности литературных жанров и стилей;
различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;
осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;
сопоставлять и критически оценивать идейные искания писателей и поэтов, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них;
использовать в творческих работах жанровые формы, выработанные литературой, включая в них элементы стилизации.
Место предметаНа изучение предмета отводится 3 часа в неделю, итого 102 часа за учебный год. Распределение учебных часов по разделам программыВведение - 1 час. Древнерусская литература - 3 часа. Русская литература XVIII века - 9 часов. Шедевры русской литературы XIX века - 54 часа. Литература XX века - 25 часов. Романсы и песни на слова русских писателей Х1Х-ХХ веков - 2 часа. Из зарубежной литературы — 6 часов. Итоговые уроки - 2 часа. Рабочая программа по литературе.9 класс (102 часа)
№№
урока
|
Тема
урока
|
Тип
урока
|
Элементы содержания урока
|
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
|
Виды контроля,
самостоятельной
деятельности
|
Домашнее
задание
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| ВВЕДЕНИЕ
(1 час)
|
1
|
Лите-ратура в духовной жизни человека
|
Урок-беседа, урок-практикум
|
Литература как искусство слова.
Роль литературы в духовной жизни человека. Национальная самобытность русской литературы.
Выявление уровня литературного развития учеников.
Беседа о прочитанных за лето книгах. Тестирование.
Знакомство с учебником литературы
|
Знать: основную проблему изучения литературы в 9 классе (взаимосвязь литературы и истории); содержание и героев произведений, изученных в 5-8 классах. Понимать: роль литературы в духовной жизни человека; значение изучения литературы; гуманизм, гражданский и патриотический пафос русской литературы. Уметь: строить развернутые высказывания о прочитанных книгах; пересказывать сюжеты произведений; характеризовать героев и их поступки
|
Тест
|
Чтение статьи «Древнерусская литерату-ра»
(с. 4-8), «Слова о полку Игореве»
| ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
(3 часа)
|
2
|
«Слово о полку Игоре-ве»
|
Урок изучения нового материала (лекция), урок-беседа
|
Повторение изученного по древнерусской литературе. Обзорная характеристика древнерусской литературы, ее жанровое разнообразие.
Основные черты древнерусской литературы (исторический характер, этикетность).
Периоды развития древнерусской литературы.
Составление плана статьи «Древнерусская литература».
«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.
История рукописи.
Чтение статей «О "Слове о полку Игореве"», «Из истории рукописи»
(с. 8—11).
Проблема авторства. Историческая основа, сюжет «Слова...».
Тема, идея, жанр произведения.
Чтение фрагментов на древнерусском языке, в переводе Д.С. Лихачева. Комментированное чтение произведения в переводе Н.А. Заболоцкого. Словарная работа
|
Знать: основные черты и жанры древнерусской литературы, этапы ее развития; историю открытия «Слова о полку Игореве»; историческую основу, сюжет и содержание «Слова...»; жанровые особенности произведения.
Понимать: отношение неизвестного автора к изображаемому; значение «Слова...» в развитии русской литературы; патриотический пафос произведения.
Уметь: выразительно читать текст, определять его тему и идею; выяснять значение незнакомых слов; составлять план произведения; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; аргументировать свою точку зрения
|
Составление плана статьи, вопросы и задания
1—5 (с. 8), 1-3 (с. 10), 4(с. 33)
|
Вопросы и задания 2-7
(с. 34), сообще-ния о князьях - героях «Слова...»
|
3,
4
|
Худо-жественные осо-бенности «Слова о полку Игореве»
|
Уро-
ки-
прак-
тику-мы
|
Исторические справки о князьях - героях «Слова...» (сообщения учащихся).
Специфика жанра и особенности композиции «Слова...».
Роль «Золотого слова Святослава» в раскрытии идеи произведения.
Герои «Слова...» (Игорь, Ярославна, Святослав и др.).
Символика в произведении. Фольклорные мотивы произведения.
Богатство и разнообразие художественных средств в произведении. Мастерство автора. В. Г. Белинский о «Слове...». Словарная работа. Переводы и переложения произведения. «Слово...» в живописи и в музыке
| Знать: сюжет и содержание «Слова...»; разные переводы произведения; специфику жанра, образов, языка «Слова...».
Понимать: позицию автора; патриотический пафос, актуальность произведения; значение «Слова...» для развития литературы и искусства.
Уметь: выразительно читать и пересказывать текст, определять его тему и идею; сопоставлять тексты разных переводов одного произведения; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов; сопоставлять произведения литературы, живописи и музыки
|
Сообщения, вопросы и задания
2-7 (с 34)
|
Вопросы и задания рубрики «Разви-вайте дар слова»
(с. 34), чтение статьи
«Русская литера-тура XVIII века»
(с. 35-39), вопросы и задания 1—4 (с. 40)
| РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА (9 часов)
|
5
|
Общая характе-ристика русской литера-туры XVIII века
|
Урок изучения нового материала (лекция)
| Понятие о классицизме. Классицизм в русской и мировой литературе. Истоки классицизма, его характерные черты.
Идея гражданского служения.
Иерархия жанров классицизма.
Развитие культуры в России XVIII века.
Пафос государственного строительства и преобразований. Задача социального и
нравственного воспитания граждан. Основоположники классицизма в России. Появление новых жанров во второй половине XVIII века.
Обновление принципов классицизма Г. Р. Державиным.
Развитие сентиментализма. Творчество Н.М. Карамзина.
Значение русской литературы XVIII века
|
Знать: причины быстрого развития России в XVIII веке; понятие о классицизме; особенности русского классицизма; сведения о писателях XVIII века и их творчестве.
Понимать: цели и задачи литературы XVIII века; гражданский, дидактический, сатирический пафос литературы XVIII века, ее значение для дальнейшего развития русской литературы
Уметь: сопоставлять конкретные произведения и литературные направления.
|
Вопросы и задания 1-8 (с. 40-41)
| Чтение вступи-тельной статьи о М.В. Ломоно-сове (с. 42-49), вопросы и задания 9
(с. 41), 1-5
(с. 49-50)
|
6
|
М.В.
Ломо-носов. Ода «Вечернее размышление о Божием Вели-честве при случае великого север-ного сия-ния»
|
Урок изучения нового материала (лекция), урок-практикум
|
М.В. Ломоносов - поэт, ученый, гражданин.
М.В. Ломоносов - реформатор русского языка и системы стихосложения.
Ода «Вечернее размышление...». Особенности содержания и формы произведения. Восхищение «Божием Величеством»,
творениями природы. Изобразительно-выразительные средства, их роль в произведении. Словарная работа
| Знать: сведения о жизни и творчестве М.В. Ломоносова; теорию «трех штилей»; содержание оды «Вечернее размышление...».
Понимать: идейно-художественный смысл произведения, его философскую глубину; позицию автора.
Уметь: выразительно читать произведение, определять его тему и идею; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; объяснять значение устаревших слов и выражений
| Пересказ вступительной статьи о М.В. Ломоносове, выразитель-ное чтение, вопросы и задания
1—5 (с. 49-50)
| Чтение «Оды на день восшест-вия на Всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» М.В.Ломоносова, вопросы и задания 1-5 (с. 58)
|
7
|
М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величе-ства Госуда-рыни Императрицы Елисаве-ты Петровны 1747 года»
|
Урок-беседа
|
Особенности жанра оды. Композиция «Оды... 1747 года».
Прославление России, мира, науки и просвещения в произведении.
Роль риторических вопросов и восклицаний. Картина мира, образы природы в «Оде... 1747 года».
Изобразительно-
выразительные средства, их роль в произведении. Словарная работа
|
Знать: содержание «Оды... 1747 года».
Понимать: идейно-художественный смысл произведения; позицию автора; роль античных образов и образов природы в раскрытии идеи произведения.
Уметь: выразительно читать и анализировать произведение, определять его тему и идею; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; объяснять значение устаревших слов и выражений
|
Выразитель-ное чтение, вопросы и задания
1-5 (с. 58),
1-2 (с. 58, рубрика
«Развивайте дар слова»)
|
Задания 3—4
(с. 58, рубрика «Развивайте дар
слова»), чтение вступи-тельной статьи о Г.Р. Державине
(с. 59-63), вопросы и задания 1—2
(с. 67)
|
8
|
Г.Р. Державин. Стихотворения «Властителям и судиям», «Памятник»
|
Урок-беседа, урок-практикум
|
Слово о поэте-философе Г.Р. Державине.
Идеи просвещения и гуманизма в лирике поэта. Особенности поэзии Г.Р. Державина (соединение «высокой» и «низкой» лексики, простота стиля). Традиции и новаторство в поэзии Г.Р. Державина. Сатира «Властителям и судиям».
Эмоциональное обличение беззакония, призыв к справедливости, высокий гражданский пафос стихотворения. Стихотворение «Памятник».
Обращение к античной поэзии.
Тема поэта и поэзии. Оценка собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта.
Словарная работа.
Чтение раздела «В творческой лаборатории Г.Р. Державина» (с. 65—67)
|
Знать: сведения о жизни и творчестве Г.Р. Державина; новаторские идеи поэта, особенности его поэтики; содержание стихотворений «Властителям и судиям», «Памятник»; высказывания классиков литературы и критиков о творчестве Г.Р. Державина.
Понимать: философский смысл стихотворений, их гражданский пафос; позицию автора; роль ораторских приемов в раскрытии идеи произведений.
Уметь: выразительно читать и анализировать произведения, определять их темы и идеи; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; объяснять значение устаревших слов и выражений
|
Пересказ вступительной статьи о Г.Р. Державине, выразитель-ное чтение, вопросы и задания
1—6 (с. 67),
1 (с. 67, рубрика «Развивайте дар слова»)
|
Вопросы и задания
2 (с. 67,
рубрика «Развивайте дар слова»), 1—4
(с. 65-66), чтение вступи-тельной статьи об А.Н. Радищеве (с. 68-74), Путе-шествия из Петербурга в Москву»
|
9
|
А.Н. Радищев «Путе-шествие из Петербурга в Москву» (главы)
|
Урок изучения нового материала (лекция), урок-беседа
|
Слово об А.Н. Радищеве - философе, писателе, гражданине.
Политические убеждения писателя.
Идея возмездия тиранам, прославление свободы в оде «Вольность».
Изображение российской действительности, «страданий человечества» в «Путешествии из Петербурга в Москву». Обличение произвола и беззакония.
Словарная работа
|
Знать: сведения о жизни и творчестве А.Н. Радищева; содержание «Путешествия...».
Понимать: гражданский, критический пафос произведения; позицию автора.
Уметь: воспринимать и анализировать произведение, определять его тему и идею; объяснять значение устаревших слов и выражений
|
Вырази-тельное чтение, вопросы
1—5 (с. 74)
|
Зада-ние
6 (с 74)
|
10
|
Худо-жественные особенности
«Путе-шествия из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева
|
Урок-практикум
|
Особенности повество-вания «Путешествия...». Особенности жанра путешествия у А.Н. Радищева.
Радикальный характер сентиментализма у писателя.
Сочувствие к крестьянам, резкая критика крепостничества.
Анализ глав (по выбору). Художественные средства создания образов.
Риторические приемы. Дидактико-патетический стиль «Путешествия...». Нравственная ценность творчества писателя. Словарная работа
|
Знать: особенности жанра путешествия в произведении НА. Радищева.
Понимать: гражданский, обличительный пафос «Путешествия...»; эмоциональность автора; роль риторических приемов в раскрытии идеи произведения; значение творчества АН. Радищева. Уметь: выразительно читать и анализировать произведение; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; объяснять значение устаревших слов и выражений
|
Выборочный пересказ, анализ текста,
вопросы и задания 6-9(с. 74)
|
Чтение статей о Н.М. Карамзине (с. 75-84), повести «Бедная Лиза»
|
11
|
Н.М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза»
|
Урок изучения нового материала (лекция), урок-беседа
|
Слово о Н.М. Карамзине - писателе, историке, общественном деятеле. Круг общения и круг чтения Н.М. Карамзина. «Письма русского путешественника» и их значение.
Убеждения и взгляды писателя, его реформа литературного языка. «История государства Российского».
Понятие о сентиментализме.
Повесть «Бедная Лиза» - начало русской прозы. Принципы сентимента-лизма в повести. Словарная работа. Значение творчества Н.М. Карамзина
|
Знать: сведения о жизни и творчестве Н.М. Карамзина, о его политических взглядах; понятие сентиментализм; сюжет и содержание повести «Бедная Лиза». Понимать: сентимента-листскую направленность произведения; значение повести и всего творчества Н.М. Карамзина для развития русской литературы.
Уметь: воспринимать произведение, определять его тему и идею; объяснять значение устаревших слов и выражений
|
Вопросы и задания
1—2 (с. 85),
1,5,7 (с. 103-104)
|
Вопросы и задания 2-4, 6, 8 (с. 103-104)
| |