Скачать 422.11 Kb.
|
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 6 «Родничок» первой категории р. п. Межозерный Верхнеуральского района Челябинской области Опыт работы Педагогического коллектива По организации самостоятельной деятельности ребенка в образовательном процессе детского сада Организация самостоятельной деятельности ребенка в образовательном процессе детского сада. Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира... Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить — развиваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершаться из самого себя, от природы... Е.И. Тихеева Личность ребёнка - это сложная целостная система и для раскрытия механизма её развития весьма важно найти системно образующий компонент. В качестве такого механизма учёные выделяют познавательную самостоятельность, которая, являясь главным показателем развития личности в целом, позволяет человеку сравнительно легко ориентироваться в изменяющихся условиях, использовать знания и умения в нестандартных ситуациях. Вот почему проблема развития познавательной самостоятельности личности ребёнка остаётся актуальной и значимой. Самостоятельность - одно из ведущих качеств личности. Самостоятельность деятельность предусматривает ответственное отношение человека к своему поведению, способность действовать сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, требующих принятия нестандартных решений. Самостоятельность не является врожденной чертой, она формируется по мере взросления ребенка и на каждом возрастном этапе имеет свои особенности. В возрасте 5-6 лет происходит формирование личности ребенка, которое проявляется в самовыражении, самоуважении, личностном росте. Задачи: - учить детей правильно оценивать свои силы и возможности, осознанно и самостоятельно пользоваться определенным объемом знаний и умений; - учить помогать взрослым поддерживать порядок в группе, самостоятельно раскладывать материалы для занятий; - учить выполнять различные поручения, связанные с уходом за объектами природы; - продолжать развивать творчество и инициативу, самостоятельность и ответственность; - продолжать развивать устойчивость, распределение, переключаемость, внимание; - развивать фонематический слух, интонационную выразительность речи, звуковую сторону речи; - развивать воображение, активизировать его; - воспитывать привычку к здоровому образу жизни; - воспитывать красоту, выразительность и грациозность движений; - воспитывать уважительное отношение к окружающим; - систематизировать знания о труде людей в разное время года. Учитывая эти задачи, в нашем детском саду организована предметно - развивающая среда, которая требует от ребенка постоянного проявления самостоятельности. Развивающая среда нашего детского сада способствует реализации целей, задач и содержания программ и технологий, используемых в работе с детьми: «Детство» под редакцией Бабаевой Т.И., Логиновой В.И., «Безопасность» Стеркина Р. Б., Авдеева, «Приобщение детей истокам русской народной культуры», Князева О. Л., Маханёва Л., региональная программа «Наш дом – Южный Урал» под редакцией Бабуновой Е.С., программа экологического образования детей «Мы» Кондратьева Н. Н., «Театр – творчество – дети» Сорокина Н. Ф., Миланович Л. Г. и.т.д. Девиз программы «Детство»: «Чувствовать – познавать – творить». Цель: 1. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, способность сопереживанию, готовность к проявлению гуманного отношения. 2. Развивать познавательную активность, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, умственные способности и речь. 3. Стимулировать творческую активность детей, воображение, желание включиться в деятельность Создание среды в соответствии с содержанием образовательной программы «Детство» требует ориентации на концепцию целостного развития дошкольника как субъекта детской деятельности (М.В. Крулехт), что предполагает:
В основе концепции основной общеобразовательной программы дошкольного образования определено: дети развиваются наилучшим образом тогда, когда они действительно увлечены, заинтересованы процессом обучения. Тщательно продуманная среда развития сама побуждает детей к исследованию, активности, проявлению инициативы и творчества. При этом: - формируется обстановка и предоставляются детям интересные, увлекательные для них материалы; - детям обеспечивается система интересов развивающего характера; - поддерживается в детях самостоятельность, естественная любознательность, инициатива, активность в освоении окружающей действительности. На основе такого подхода дети:
Условиями успешной реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования являются: - развивающее образовательное пространство для повышения роли жизненных ценностей у детей; - единство педагогических воздействий и взаимодействия со стороны всех (педагоги, родители и др.), кто участвует в воспитании и образовании, обеспечивающих нормальное развитие, хорошее психическое самочувствие, успешное развитие детей. Функции предметно-пространственной среды развития детей Основные закономерности воспитания и обучения детей возраста позволяют сформулировать функции образовательной среды дошкольного образовательного учреждения в соответствии Функция стимулирования активности детей имеет в своей основе цель предложить ребенку разнообразный материал для его активного участия в разных видах деятельности. В определенном смысле среда становится толчком для выбора ребенком того вида самостоятельной деятельности, который будет отвечать его интересам, потребностям или формировать эти интересы своим содержанием и видом. Предметная среда, предназначенная для обеспечения возможностей овладения детьми новыми способами деятельности, выполнения новых действий, развития познавательных способностей, постоянно содержит в себе признак новизны и проблемности. Она является насыщенной, разнообразной, меняющейся, эмоционально привлекательной. Информативная функция Необходимый уровень информативности среды на разных этапах развития личности ребенка обеспечивается разнообразием тематики, обогащением функциональных свойств ее элементов, комплектностью и многообразием ее элементов. Хорошая предметно-пространственная среда моделирует функциональное развитие деятельности ребенка тем, что в ней заложена «информация», которая сразу себя не обнаруживает полностью, а побуждает ребенка к ее поиску. Функция сохранения психологического здоровья Окружающая среда является важнейшим для ребенка фактором, влияющим на его эмоциональное состояние. Содержание материалов и оборудования, их размещение, планировка помещений вызывает положительные эмоции, дает возможность находить удобное место как для коллективной («свободная площадь»), так и индивидуальной («уголок уединения» и пр.) деятельности. Воспитывающая функция среды не требует особой расшифровки. Сама среда является тем самым центром, где зарождаются узы сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения, бережного отношения. Развивающая функция среды является ведущей. Только тогда среда может претендовать на высокое звание развивающей, когда она содержит материал, посильный каждому ребенку, когда она обеспечивает ступеньки того самого продвижения, о котором мы говорим, подразумевая развитие. Деятельность в условиях обогащенной среды позволяет ребенку проявлять пытливость, любознательность, познавать окружающий мир без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. В условиях развивающей среды ребенок реализует свое право на свободу выбора деятельности. Он действует, исходя из своих интересов и возможностей, стремиться к самоутверждению, занимается не по воле взрослого, а по собственному желанию. В таком подходе к организации детской деятельности уже заложен механизм саморазвития, самореализации подрастающей личности. Развивающая функция предметной среды требует для своей реализации сочетания традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным. Организация среды развития ребенка определяется актуальностью интеграции не только образовательных областей, определенных ФГТ, но и необходимостью организации центров активности на принципах развития и интеграции. Обогащение и содержательная интеграция центров активности предметно-пространственной среды, обладающей разносторонним потенциалом активизации, способствует активному включению ребенка в образовательный процесс, является одним из значимых психофизиологических механизмов перевода игры в учебную деятельность с целью формирования интеллектуальных, личностных, физических качеств, познавательной, социальной мотивации ребенка к развитию, самореализации. Центры развивающей активности детей Обстановка в группах создается таким образом, чтобы предоставить ребенку возможность самостоятельно делать выбор. Помещение группы разделено на несколько центров, в каждом из которых содержится достаточное количество материалов для познания, исследования в разных областях деятельности, игры.
|
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №27 «Родничок» | Доклад Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения... Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад №22 находится в Центральном районе... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Автор: Андреева Н. Н., муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад №5 «Родничок», г.... | Отчет о самообследовании за 2012 2013 учебный год Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №98» «Родничок» функционирует... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение "Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской... | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр... Материально-техническое обеспечение мбдоу детский сад №2 Г. Балаково саратовская область | ||
Доклад муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр... Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №153» города Магнитогорска | В. В. Решетникова Губахинский муниципальный район Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад №1 | ||
Публичный доклад ... | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр... | ||
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение центр... Этот урок, я надеюсь, запомнится вам надолго | План деятельности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад №1 осуществляет свою деятельность... | ||
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка Детский сад №56 Закрепление и повторение знаний учащихся о лексикологии, как разделе русского языка | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка- детский сад №63 | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад «Колокольчик» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Вид – муниципальное дошкольное образовательное учреждение, Центр развития ребенка – детский сад |