Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №6 «Родничок»





Скачать 422.11 Kb.
НазваниеМуниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №6 «Родничок»
страница1/3
Дата публикации25.06.2013
Размер422.11 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
  1   2   3
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 6 «Родничок»

первой категории р. п. Межозерный

Верхнеуральского района Челябинской области

Опыт работы

Педагогического коллектива

По организации самостоятельной деятельности ребенка в образовательном процессе детского сада

Организация самостоятельной деятельности ребенка в образовательном процессе детского сада.

Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира... Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить — развиваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершаться из самого себя, от природы...

Е.И. Тихеева

Личность ребёнка - это сложная целостная система и для раскрытия механизма её развития весьма важно найти системно образующий компонент. В качестве такого механизма учёные выделяют познавательную самостоятельность, которая, являясь главным показателем развития личности в целом, позволяет человеку сравнительно легко ориентироваться в изменяющихся условиях, использовать знания и умения в нестандартных ситуациях. Вот почему проблема развития познавательной самостоятельности личности ребёнка остаётся актуальной и значимой. Самостоятельность - одно из ведущих качеств личности.

Самостоятельность деятельность предусматривает ответственное отношение человека к своему поведению, способность действовать сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, требующих принятия нестандартных решений.

Самостоятельность не является врожденной чертой, она формируется по мере взросления ребенка и на каждом возрастном этапе имеет свои особенности.

В возрасте 5-6 лет происходит формирование личности ребенка, которое проявляется в самовыражении, самоуважении, личностном росте.

Задачи:

- учить детей правильно оценивать свои силы и возможности, осознанно и самостоятельно пользоваться определенным объемом знаний и умений;

- учить помогать взрослым поддерживать порядок в группе, самостоятельно раскладывать материалы для занятий;

- учить выполнять различные поручения, связанные с уходом за объектами природы;

- продолжать развивать творчество и инициативу, самостоятельность и ответственность;

- продолжать развивать устойчивость, распределение, переключаемость, внимание;

- развивать фонематический слух, интонационную выразительность речи, звуковую сторону речи;

- развивать воображение, активизировать его;

- воспитывать привычку к здоровому образу жизни;

- воспитывать красоту, выразительность и грациозность движений;

- воспитывать уважительное отношение к окружающим;

- систематизировать знания о труде людей в разное время года.

Учитывая эти задачи, в нашем детском саду организована предметно - развивающая среда, которая требует от ребенка постоянного проявления самостоятельности.

Развивающая среда нашего детского сада способствует реализации целей, задач и содержания программ и технологий, используемых в работе с детьми: «Детство» под редакцией Бабаевой Т.И., Логиновой В.И., «Безопасность» Стеркина Р. Б., Авдеева, «Приобщение детей истокам русской народной культуры», Князева О. Л., Маханёва Л., региональная программа «Наш дом – Южный Урал» под редакцией Бабуновой Е.С., программа экологического образования детей «Мы» Кондратьева Н. Н., «Театр – творчество – дети» Сорокина Н. Ф., Миланович Л. Г. и.т.д.

Девиз программы «Детство»: «Чувствовать – познавать – творить».

Цель:

1. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, способность сопереживанию, готовность к проявлению гуманного отношения.

2. Развивать познавательную активность, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, умственные способности и речь.

3. Стимулировать творческую активность детей, воображение, желание включиться в деятельность

Создание среды в соответствии с содержанием образовательной программы «Детство» требует ориентации на концепцию целостного развития дошкольника как субъекта детской деятельности (М.В. Крулехт), что предполагает:

  • последовательное изменение предметно-игровой среды в соответствии с возрастом детей;

  • учет половых особенностей и предпочтений детей;

  • направленность на развитие ребенка в соответствии с общечеловеческими ценностями, создание положительных отношений между детьми;

  • стимулирование творческих замыслов детей, индивидуальных творческих проявлений. Предметно-развивающая среда должна побуждать к фантазии и воображению.

В основе концепции основной общеобразовательной программы дошкольного образования  определено: дети развиваются наилучшим образом тогда, когда они действительно увлечены, заинтересованы процессом обучения. Тщательно продуманная среда развития сама побуждает детей к исследованию, активности, проявлению инициативы и творчества. При этом:

-   формируется обстановка и предоставляются детям интересные, увлекательные для них материалы;

-   детям обеспечивается система интересов развивающего характера;

-  поддерживается в детях самостоятельность, естественная любознательность, инициатива, активность в освоении окружающей действительности.

На основе такого подхода дети:                                                     

  • активно развиваются, усваивая информацию об окружающем мире в ходе игр и др. видов детской деятельности;

  • проходят через закономерные стадии развития;

  • обеспечены социальным взаимодействием направленным на эмоциональное и когнитивное развитие;

  • неповторимо индивидуальны и развиваются каждый в своем темпе.

Условиями успешной реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования являются:

-   развивающее образовательное пространство для повышения роли жизненных ценностей у детей;

-   единство педагогических воздействий и взаимодействия со стороны всех (педагоги, родители и др.), кто участвует в воспитании и образовании,  обеспечивающих нормальное развитие, хорошее психическое самочувствие, успешное развитие детей. 

Функции предметно-пространственной среды развития детей

Основные закономерности воспитания и обучения детей возраста позволяют сформулировать функции образовательной среды дошкольного образовательного учреждения в соответствии

Функция стимулирования активности детей имеет в своей основе цель предложить ребенку разнообразный материал для его активного участия в разных видах деятельности. В определенном смысле среда становится толчком для выбора ребенком того вида самостоятельной деятельности, который будет отвечать его интересам, потребностям или формировать эти интересы своим содержанием и видом. Предметная среда, предназначенная для обеспечения возможностей овладения детьми новыми способами деятельности, выполнения новых действий, развития познавательных способностей, постоянно содержит в себе признак новизны и проблемности. Она является насыщенной, разнообразной, меняющейся, эмоционально привлекательной.

Информативная функция

Необходимый уровень информативности среды на разных этапах развития личности ребенка обеспечивается разнообразием тематики, обогащением функциональных свойств ее элементов, комплектностью и многообразием ее элементов.

Хорошая предметно-пространственная среда моделирует функциональное развитие деятельности ребенка тем, что в ней заложена «информация», которая сразу себя не обнаруживает полностью, а побуждает ребенка к ее поиску.

Функция сохранения психологического здоровья

Окружающая среда является важнейшим для ребенка фактором, влияющим на его эмоциональное состояние. Содержание материалов и оборудования, их размещение, планировка помещений вызывает положительные эмоции, дает возможность находить удобное место как для коллективной («свободная площадь»), так и индивидуальной («уголок уединения» и пр.) деятельности.

Воспитывающая функция среды не требует особой расшифровки. Сама среда является тем самым центром, где зарождаются узы сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения, бережного отношения.

Развивающая функция среды является ведущей. Только тогда среда может претендовать на высокое звание развивающей, когда она содержит материал, посильный каждому ребенку, когда она обеспечивает ступеньки того самого продвижения, о котором мы говорим, подразумевая развитие.

Деятельность в условиях обогащенной среды позволяет ребенку проявлять пытливость, любознательность, познавать окружающий мир без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. В условиях развивающей среды ребенок реализует свое право на свободу выбора деятельности. Он действует, исходя из своих интересов и возможностей, стремиться к самоутверждению, занимается не по воле взрослого, а по собственному желанию. В таком подходе к организации детской деятельности уже заложен механизм саморазвития, самореализации подрастающей личности.

Развивающая функция предметной среды требует для своей реализации сочетания традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным.

          

Организация среды развития ребенка определяется актуальностью интеграции не только образовательных областей, определенных ФГТ, но и необходимостью организации центров активности на принципах развития и интеграции.

Обогащение и содержательная интеграция центров активности предметно-пространственной среды, обладающей разносторонним потенциалом активизации, способствует активному включению ребенка в образовательный процесс, является одним из значимых психофизиологических механизмов перевода игры в учебную деятельность с целью формирования интеллектуальных, личностных, физических качеств, познавательной, социальной мотивации ребенка к развитию, самореализации.

Центры развивающей активности детей

Обстановка в группах создается таким образом, чтобы предоставить ребенку возможность самостоятельно делать выбор. Помещение группы разделено на несколько центров, в каждом из которых содержится достаточное количество материалов для познания, исследования в разных областях деятельности, игры.

Центры развития активности детей в групповых помещениях

Образовательная область

Центры активности

Интегративная направленность деятельности центра 

Познавательно-речевое направление развития детей 

Познание

Интегрируется с образовательными областями:

  • Чтение художественной литературы. 

  • Коммуникация.

  • Социализация.

  • Безопасность.

  • Музыка. 

 

-   Центр сенсорного развития

-   Центр «Мы познаем мир»

-   Центр конструктивной деятельности

-   Центр математического развития

  • Развитие и обучение детей средствами игровой предметности.

  • Стимулирование и развитие познавательной активности ребенка.

  • Развитие системы элементарных математических, экологических, естественно - научных представлений, физических, коммуникативных, художественно-эстетических навыков.

  • Формирование элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка – дошкольника.

  • Развитие чувства прекрасного к природным объектам и явлениям через восприятие музыки, произведений художественно-литературного творчества.

  • Приобщение к чтению познавательной и художественной литературы.

  • Развитие  умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении.

  • Формирование трудовых и безопасных навыков по уходу за растительными и животными объектами.

  • Формирование у детей представлений о сенсорных эталонах объектов природного и социального окружения.

  • Формирование стремления к освоению нового (получение информации из энциклопедий, справочной литературы).

Воспитание стремления к соучастию в деятельности взрослых по защите природных объектов и сохранению качества окружающей среды, заботе о ближайшем природном окружении.

 

Чтение художественной литературы

Интегрируется с образовательными областями:

  • Познание

  • Социализация

  • Музыка

  • Здоровье

-   Центр «Здравствуй, книжка»

  • Формирование потребности  рассматривать книгу, беседовать по поводу ее содержания.

  • Развитие литературной речи, художественно-творческого потенциала.

  • Развитие интереса к художественной литературе.

  • Воспитание привычки к аккуратному обращению с книгой.

  • Воспитание эмоционального отношения к героям художественно-литературных произведений средствами музыкальных произведений разных жанров, желание создавать яркие выразительно-изобразительные образы литературных героев.

  • Приобщение к миру уральской художественной культуры через сказки, сказы, легенды, мифы народов России, Среднего Урала, творчество известных писателей литературных произведений для детей.

  • Развитие понимания нравственно-этических отношений героев художественных произведений.

Коммуникация

Интегрируется с образовательными областями:

  • Социализация

  • Безопасность

  • Чтение художественной литературы

  • Познание

  • Труд 

  • Физическая культура

  • Здоровье 

-   Центр речевого развития

-   Центр «Будем говорить правильно»

  • Стимулирование и развитие речевой активности ребенка.

  • Развитие всех компонентов речевой системы.

  • Формирование коммуникативных навыков.

  • Развитие мелкой и крупной моторики. Умение манипулировать с предметами.

  • Развитие эмоционально-чувственной сферы на примерах литературных произведений.

  • Ознакомление с грамматическими конструкциями связной речи через восприятие народного произведения в любой форме (сказка, миф, легенда, сказ).

  • Развитие представлений о нравственных качествах: об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости, о щедрости и жадности, определяющие нормы поведения детей после прочтения литературных произведений.

    • Воспитание культуры речи, речевого поведения, чтения.

Физическое направление развития детей

Физическое развитие

Интегрируется с образовательными областями: 

  • Коммуникация

  • Познание 

  • Музыка 

  • Здоровье

  • Социализация 

  • Безопасность 

-   Центр физического развития: бассейн, спортивный зал, шведская стена.

  • Удовлетворение потребности детей в двигательной активности.

  • Организация самостоятельной двигательной активности на основе использования накопленных знаний, средств и методов в области физической культуры.

  • Профилактика негативных эмоций. Формирование способности контролировать свои эмоции в движении. Формирование умений передавать ощущения, эмоции в речи.

  • Ознакомление с нормами и правилами безопасности в двигательной деятельности

  • Развитие самооценки собственных достижений в области физической культуры.

  • Формирование навыка выполнения правил безопасного поведения на воде

  • Формирование необходимых культурно-гигиенических навыков: умение самостоятельно и правильно мыться в душе. Формирование умения самостоятельно устранять беспорядок в одежде, прическе, после занятий в бассеине.

  • Развитие потребности в творческом самовыражении через физическую активность.

  • Развитие умения налаживать отношения со сверстниками в совместных видах физической деятельности в соответствии с принятыми правилами и нормами.

  • Развитие способности после рассматривания книжных иллюстраций, схем воспроизводить по ним основные движения, комплексы упражнений.

  • Ознакомление детей со знаменитыми спортсменами, видами спорта, спортивными сооружениями, оборудованием, великими достижениями российских, уральских спортсменов в области спорта.

  • Развитие представлений детей об основных способах обеспечения и укрепления доступными средствами физического и психического здоровья

Здоровье

Интегрируется с образовательными областями:

  • Познание 

  • Социализация

  • Безопасность 

- Центр сохранения здоровья ребенка

  • Формирование валеологических основ и основ ОБЖ.  

  • Формирование представлений о том, что полезно и что вредно для здоровья; что безопасность зависит и от самого ребенка, от соблюдения гигиенических правил, от умения предвидеть и избежать возможную опасность.

  • Формирование представлений о культуре здоровья и путях его сохранения, развития;

Художественно-эстетическое направление развития детей

Художественное творчество

Интегрируется с образовательными областями:

  • Познание

  • Чтение художественной литературы

  • Коммуникации

  • Ручной труд

- Центр изобразительной деятельности

 

  • Поддержание и развитие у ребенка интереса к изобразительной деятельности.

  • Формирование навыков изобразительной деятельности.

  • Воспитание эстетических чувств.

  • Формирование индивидуального и коллективного творчества и возможности самореализоваться.

  • Формирование умения определять жанры живописи: натюрморт, портрет, пейзаж

  • Формирование умений использовать различные материалы (природный, бросовый) с учетом присущих им художественных свойств, выбирать средства, соответствующие замыслу, экспериментировать с материалами и средствами изображения;

  • Формирование интереса и способность проникаться теми чувствами, переживаниями и отношениями, которые несет в себе произведение искусства.

  • Приобщение детей к театральному искусству через знакомство детей с историей театра, его жанрами, устройством и профессиями;

Музыка

Интегрируется с образовательными областями:

  • Познание

  • Чтение художественной литературы

  • Социализация

  • Физическая культура

- Центр музыкально-театрализованной деятельности

  • Поддержание и развитие у ребенка интереса к музыкальной и театрализованной деятельности.

  • Воспитание эстетических чувств.

  • Формирование индивидуального и коллективного творчества и возможности самореализоваться.

  • Воспитание у детей основы музыкально-эмоциональной культуры.

  • Формирование легкость  и ловкость исполнения основных естественных движений (различных видов шага, бега, прыжков).

  • Развитие музыкального интонационно-речевого опыта, умение пользоваться эмоционально-образным словарем.

Социально-личностное направление  развития детей

Социализация

Интегрируется с образовательными областями:

  • Познание

  • Чтение художественной литературы

  • Труд

  • Коммуникации

  • Безопасность

-   Центр сюжетно-ролевых игр

-   Центр социализации

-   Мини-музей «Изба»

-   Мини-музей «Юрта»

  • Обеспечение активизации всего чувственного аппарата ребенка для познания окружающего мира и успешной социализации в нем, через игровые виды деятельности.

  • Стимулирование коммуникативно–речевой, познавательной, эстетической деятельности детей.

  • Обеспечение комфорта и эмоционального благополучия детей.

  • Формирование представлений о важности безопасного поведения, соблюдения необходимых норм и правил в общественных местах, на улице и в транспорте, при действиях с травмоопасными предметами;

  • Развитие представления о поступках, людей (великих, известных) как примерах возможностей человека.

  • Развитие этически ценных форм, способов поведения и отношений с людьми: коммуникативных навыков, умения устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать, избегать конфликтов.

Труд

Интегрируется с образовательными областями:

  • Познание

  • Чтение художественной литературы

  • Социализация

  • Физическая культура

  • Художественное творчество

-   Центр труда

  • Формирование трудовых навыков по уходу за растительным и животным миром.

  • Формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности.

  • Развивать осознание своих физических возможностей на основе представлений о своем теле;

  • Формирование трудовых умений и навыков, основ безопасности в разных видах труда.

  • Формирование умения осуществлять коллективную деятельность, способность радоваться достижениям в трудовой деятельности других детей.

  • Формирование представлений о трудовой деятельности людей (в первую очередь с деятельностью членов семьи и близких): о профессиональной деятельности (кто и где работал и работает); о бытовой деятельности (домашние дела и их распределение между членами семьи); об увлечениях и хобби.

Безопасность

Интегрируется с образовательными областями:

  • Познание

  • Здоровье

  • Чтение художественной литературы 

-   Центр «ПДД»

- Центр «Пожарная безопасность»

  • Ознакомление с нормами и правилами безопасности в двигательной деятельности

  • Формирование навыка выполнения правил безопасного использования физкультурного оборудования.

  • Формирование представлений о важности безопасного поведения, соблюдения необходимых норм и правил в общественных местах, на улице и в транспорте, при действиях с травмоопасными предметами;

 
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №6 «Родничок» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №27 «Родничок»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №6 «Родничок» iconДоклад Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад №22 находится в Центральном районе...
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №6 «Родничок» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Автор: Андреева Н. Н., муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад №5 «Родничок», г....
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №6 «Родничок» iconОтчет о самообследовании за 2012 2013 учебный год
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №98» «Родничок» функционирует...
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №6 «Родничок» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение "Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской...
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №6 «Родничок» iconМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр...
Материально-техническое обеспечение мбдоу детский сад №2 Г. Балаково саратовская область
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №6 «Родничок» iconДоклад муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр...
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №153» города Магнитогорска
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №6 «Родничок» iconВ. В. Решетникова Губахинский муниципальный район
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад №1
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №6 «Родничок» iconПубличный доклад
...
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №6 «Родничок» iconМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр...

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №6 «Родничок» iconМуниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение центр...
Этот урок, я надеюсь, запомнится вам надолго
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №6 «Родничок» iconПлан деятельности
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад №1 осуществляет свою деятельность...
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №6 «Родничок» iconМуниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка Детский сад №56
Закрепление и повторение знаний учащихся о лексикологии, как разделе русского языка
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №6 «Родничок» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка- детский сад №63
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №6 «Родничок» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад «Колокольчик»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №6 «Родничок» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Вид – муниципальное дошкольное образовательное учреждение, Центр развития ребенка – детский сад


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск