Скачать 0.63 Mb.
|
Всероссийский фестиваль «Русский язык – общенациональное достояние народов Российской Федерации» Номинация: Научное исследование Концепт "праздник" в культуре и языковой картине мира и народов России Выполнила: Генерозова Валерия Сергеевна, студентка 1 курса филологического факультета Башкирского государственного университета г. Уфа Научный руководитель: Саяхова Лена Галеевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры русского языка и методики его преподавания Башкирского государственного университета г. Уфа; «Заслуженный деятель науки БАССР»; отличник образования Республики Башкортостан и отличник народного просвещения РСФСР; заслуженный работник высшей школы и почетный работник высшего профессионального образования России; награждена медалью А.С.Пушкина за большие заслуги в распространении русского языка. Оглавление Введение...................................................................................................................................................................3 I. Концепт "праздник" в ассоциативном эксперименте......................................................................................3 II. Номинативное поле концепта...........................................................................................................................5 III. Текстовый портрет концепта "праздник".......................................................................................................6 IV. Тематическая классификация праздников.....................................................................................................9 V. Праздник в сфере межкультурных коммуникаций......................................................................................10 VI. Заключение......................................................................................................................................................12 VII.Список используемой литературы и web-сайтов........................................................................................13 VIII.Приложения...................................................................................................................................................15 Приложение № 1. Таблица рейтинга названных праздников...........................................................................15 Приложение № 2. Текстовые примеры (национальный корпус русского языка)...........................................16 Приложение № 3. Праздники(краткая справка).................................................................................................21 Приложение № 4. Тематическая классификация праздников..........................................................................31 ВВЕДЕНИЕ В последнее время в лингвистике при рассмотрении языковой картины мира большое внимание уделяется концептам. Что же такое концепт? Юрий Сергеевич Степанов рассматривает концепт с культурологической точки зрения: «Концепт — это как бы сгусток культуры в сознании человека; то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека. И, с другой стороны, концепт — это то, посредством чего человек — рядовой, обычный человек, не «творец культурных ценностей» — сам входит в культуру, а в некоторых случаях и влияет на нее». [3] Выбирая концепт как объект моего научного исследования, мы были удивлены, не обнаружив среди массы описанных в научной литературе концептов такого известного всем понятия, как "праздник". Действительно, праздники занимают значительное место в жизни каждого человека, всего человеческого сообщества. Достаточно взглянуть на простой отрывной календарь: что ни день-то праздник. День рождения, свадьба, именины, новый год и многое другое прочно вошло в нашу жизнь. И именно поэтому мы занялись столь интересным исследованием. Цель нашего проекта: 1. Провести ассоциативный эксперимент с целью выявить, как отражен концепт "праздник" в языковом сознании носителей русского языка. 2. Описать концепт "праздник". 2.1.Номинативное поле концепта "праздник". 2.2.Текстовый портрет концепта "праздник". 3. Выявить номенклатуру праздников. 3.1.По предназначению 3.2.Тематическая классификация 4. Праздник как явление культуры в сфере межкультурных коммуникаций на примере сопоставительного описания праздников "Масленица" и "Навруз". I. Концепт "праздник" в ассоциативном эксперименте Для рассмотрения концепта недостаточно описания номинативного поля, необходимо рассмотреть и то, как он представлен в ментальном мире, в сознании человека. Для этого прибегают к ассоциативному эксперименту. С этой целью мы провели опрос :"Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово "праздник"?". В данном опросе участвовало 50 человек, большинство из них студенты и школьники. На наш взгляд, данный опрос помогает проникнуть в сферу мышления и языкового сознания человека. Все полученные ответы были классифицированы по нескольким группам: 1. Эмоции и чувства Улыбки, смех, радость, тепло, веселье, позитивные эмоции, расслабление, успокоение, счастье, грусть, слезы, возбуждение, одухотворение, исполнение желания, надежда, переживание, стеснение, восторг, сумасшествие, энергия, усталость, смятение, хорошее настроение. 2. Личностное восприятие Очередные выходные, которые собьют весь график; тепло, уют, приятное времяпрепровождение, ожидание чего-то приятного, разнообразие в серых буднях, безделье, телефонные звонки, выходной, отдых, новые знакомства, волшебство, чудо, сюрпризы, свет, лето, встречи, игры, добрые слова, внимание. 3. Атрибутика Конфетти, елка, подарки, серпантин , тосты, поздравления, пиротехника, воздушные шары, фейерверк, цветы, красный цвет, свечи, салфетки, посуда, гирлянды, игрушки. 4. Место проведения Церковь, ресторан, кафе, квартира, дом, море, дача, природа. 5. Материальная составляющая праздника Готовка, генеральная уборка, фотографии, большой стол, деньги. 6. Разнообразие в названиях Вечеринка, танцы, застолье, день рождения, торжество, праздничный ужин, гулянка. 7. С кем отмечают праздник Родные, друзья, гости, семья, дети, клоун, хорошая компания. 8. Еда и напитки Кушанье, вино, шампанское, торт, салаты, сладости, еда, шашлыки курица, конфеты, фрукты, закуска. Как мы видим, у разных людей могут возникнуть противоположные ассоциации. У одного- праздник вызывает веселье, положительные эмоции, у другого- смятение, переживание по поводу сбившегося графика. Этот опрос показывает, что праздник- надежда на то, что все мечты сбудутся, что это счастливые моменты в жизни каждого человека, встреча с дорогими и близкими людьми. Мы убедились в очередной раз, что данное понятие занимает важное, значимое место в нашем сознании. Параллельно с вопросом об ассоциациях тем же 50-и опрошенным мы задали и другой вопрос : "Какие праздники вы знаете?". Получено 365 ответов. Приведенная таблица (см. Приложение № 1) показывает рейтинг названных праздников. Наибольшее количество ответов набрали следующий праздники: Новый году(26), Международный женский день(24), День победы(24), День защитника Отечества(22), Рождество(20), Пасха(17), День космонавтики(16), День весны и труда(16), День влюбленных(13), День смеха(12), День знаний(11), День защиты детей(11), День воздушно-десантных войск(9), День суверенитета Республики Башкортостан(9), Масленица(8), День города Уфа(8), Ураза байрам(8), День России(6), Курбан байрам(6). Я, как автор проект, была не совсем довольна результатами данного опроса. Возможно, люди ленились перечислять все праздники, которые они знают, может, наш вопрос вызвал какие-то затруднения, и они предпочли немногословно отписаться. Во всяком случае, это тоже опрос, который выявил некоторые интересные моменты. Большее количество названных праздников- государственные, отмечаемые с размахом по всей стране. Но к сожалению, профессиональных праздников и религиозных указано очень мало. И это понятно, ведь праздников так много, нам сложно запомнить их, особенно когда большинство из них практически не отмечается. II. Номинативное поле концепта Чтобы осознать, какое место занимает данный концепт в сознании человека, необходимо было описать номинативное поле концепта "праздник". С этой целью мы проанализировали данные наиболее значимых лексикографических источников, а именно: толковые словари Владимира Ивановича Даля, Дмитрия Николаевича Ушакова, Сергея Ивановича Ожегова и Натальи Юрьевны Шведовой, большой 17-ти томный академический словарь, академический словарь синонимов, словарь синонимов Зинаиды Евгеньевной Александровой, словари антонимов Людмилы Алексеевны Введенской и Михаила Ростиславовича Львова, этимологические словари и словари фразеологии. Проанализировав данные лексикографических источников, мы поняли, что "праздник"-это явление многоаспектное и многогранное. Какие же значения наполняют слово праздник? Владимир Иванович Даль дает такое определение: Праздник – день, посвящённый отдыху, не деловой, не работный. День, празднуемый по уставу церкви или по случаю в память события гражданского, государственного, или по местному обычаю, по случаю, относящемуся до местности, до лица. [7] Таким образом, праздник противопоставлен работе, будничному дню. Впоследствии слово праздник обогащается и другими значениями. Это день массовых игр, развлечений; счастливый , радостный день, ознаменованный каким-нибудь важным, приятным событием, удачей [8] .Это веселье , торжество. устраиваемое кем-либо по какому-либо поводу [10]. У В.И.Даля глагол "праздновать" – значит быть праздным, ничего не делать, не работать, гулять и отдыхать. С. И. Ожегов определяет значение глагола "праздновать" как "торжественно отмечать праздник или событие". Таким образом, праздник-это и торжество(развлечение, игры, пиршество, угощение, отсутствие поста, радость, веселье, обряд), и значение, противопоставленное работе, т.е. отдых (выходной, лень, незанятость, бесполезность, пустое дело, гуляние, безделье. ) III. Текстовый портрет концепта "праздник" Для того, чтобы составить текстовый портрет концепта "праздник", мы обратились к национальному корпусу русского языка, и были поражены огромным материалом, представленным на данном ресурсе. 731 документ привел нас в некоторую растерянность. Проанализировав большую часть документов, а именно 511, мы попытались систематизировать приведенные примеры, первая ступень анализа выявила 4 группы праздников: личностные; общеизвестные(государственные и религиозные); дни, приравненные к праздникам и праздники в метафорическом значении. Вот некоторые результаты наших наблюдений:
Все праздники данной группы так или иначе связаны с внутренними ощущениями человека, с его чувствами и переживаниями. Некоторые противопоставлены по семантической окраске.
Чествование, будь - то юбилей, или праздник в честь каких-либо заслуг воспринимается по разному, мы видим жизнерадостное настроение в первом и печальное, мрачное во втором стихотворении. Трепетное, искреннее отношение к любимой также воспринимается как праздник сердца, праздник любви. Но в то же время, многие значимые события для человека могут быть не столь радостными и светлыми, как мы привыкли. Человек часто испытывает грусть, тоску, расставание, задумывается о серьезных проблемах.
Также мы обнаружили много контекстов, затрагивающих проблемы жизни и смерти. Чувствуется мрачное, холодное настроение.
Праздником для человека является и некое умиротворение, спокойствие и тишина.
Личностные праздники, безусловно очень интересная группа, к которой мы проявили наибольший интерес, но обратимся и к другим группам.
|
Лингвокультурный концепт «МӘХӘББӘТ» (любовь) в татарской языковой... Обязательного минимума содержания образования по русскому языку федерального компонента государственного образовательного стандарта... | Рабочая программа по дисциплине «Камень в культуре народов мира» «Камень в культуре народов мира» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего... | ||
Концепт «МОҢ» в татарской языковой картине мира «19» декабря 2008 в 10 часов на заседании диссертационного совета д 212. 078. 04 по присуждению ученой степени доктора филологических... | Эмотивно-событийный концепт «горе, беда, несчастье» в русской языковой картине мира Данное руководство. Авторы располагают более чем 20-летним опытом исследований и практической работы, основанным на применении ивл... | ||
К особенностям ассоциатов с географическим признаком, объективирующих... По мнению Ю. С. Степанова «концепт это форма воплощения культуры в сознании человека» [2] и, таким образом, являясь концептом культуры... | Актуализация концепта «компьютер» в немецкой языковой картине мира Охватывает однородный в структурно-семантическом отношении языковой материал. Второе направление учитывает все возможные разноструктурные... | ||
Образовательная программа «Национально-региональный компонент культуры... Воспитание детей в духе согласия, ненасилия, мира и уважения к национальной культуре, языку, истории других народов крайне актуально... | Реферат по проекту «Исследование языковой компетенции и «языкового самоощущения» «Исследование языковой компетенции и «языкового самоощущения» различных слоев российского общества»рук. Л. А. Вербицкая | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Повторить и расширить представления школьников об отражении библейского содержания в разных видах творчества в отечественной культуре... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Нирр от Научно-Инновационного Развития России. Пафос нирризма не в стремлении к овладению полнотой политической власти, а в ориентации... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ученые, деятели литературы и искусства России в разные исторические времена и эпохи внесли большой вклад в мировую культуру. В культуре... | Краткое содержание проекта Данный проект направлен на поиск и анализ... Итог – коллективная творческая работа презентация «Сказки народов мира». По окончанию исследовательской деятельности, организуется... | ||
Методическая разработка урока «Человек в религиозных традициях мира» Цель урока: Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий,воспитание уважения... | Технологическая карта развития творческих способностей учащихся на уроке Уроки когнитивного типа: урок-концепт, урок-наблюдение, эксперимент, исследование объектом, лабораторный урок, урок конструирование... | ||
Лингвокультурологическое поле концепта «туй» в татарской языковой картине мира Защита состоится «19» декабря 2008 года в 10. 00 часов на заседании диссертационного совета д 212. 078. 03 по присуждению ученой... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Сть к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание... |