ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММАОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ(5 – 9 классы)муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
муниципального образования город Краснодар
средней общеобразовательной школы № 66
на основе БУП – 2004
на 2013 – 2014 учебный год
Краснодар, 2013
СодержаниеI. Целевой раздел………………………………………………………………….3
Пояснительная записка……………………………………………………….5
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности………………...6
II. Содержательный раздел……………………………………………………….8
Программы, реализуемые в общеобразовательном учреждении
рабочие программы по учебным предметам федерального и регионального компонентов учебного плана……………………………9
программы курсов по выбору в рамках предпрофильной
подготовки (9 класс)……………………………………………………210
программы дополнительного образования детей внутри общеобразовательного учреждения…………………………………...225
Перечень используемых авторских и примерных программ,
учебников, учебных пособий………………………………………….......257
III. Организационный раздел…………………………………………………..272
Учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения муниципального образования город Краснодар средней общеобразовательной школы № 66 имени Евгения Дороша для 5 - 9 классов по БУП – 2004 на 2013-2014 учебный год………………………273
Годовой календарный учебный график МБОУ СОШ № 66
на 2013 – 2014 учебный год………………………………………………..283
Рекомендации по организации контроля текущей успеваемости обучающихся, промежуточного и итогового контроля усвоения образовательной программы………………………………………………284
Локальные акты МБОУ СОШ № 66………………………………………286
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАОсновная образовательная программа основного общего образования (5 – 9 классы) на основе БУП – 2004 на 2013 – 2014 учебный год разработана в соответствии с
Федеральным Законом от 29.12.2013 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, разработанным в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" (ст. 7) и Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 1756-р от 29 декабря 2001 г.; одобренным решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. № 21/12; утвержденным приказом Минобразования России "Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" от 5 марта 2004 г. № 1089.
письмом министерства образования и науки Краснодарского края от 26.07.2013 № 47-10886/13-14 «О рекомендациях по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов и календарно-тематического планирования»
письмом департамента образования и науки Краснодарского края от 06.04.2010 № 47-3315/10-14 «О рекомендациях по формированию образовательной программы общеобразовательного учреждения».
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ № 66 - это комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.
Главной целью ООП ООО является реализация Федерального компонента государственного стандарта общего образования (БУП 2004).
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования направлен на приведение содержания образования в соответствие с возрастными особенностями подросткового периода, когда ребенок устремлен к реальной практической деятельности, познанию мира, самопознанию и самоопределению. Стандарт ориентирован не только на знаниевый, но в первую очередь на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребенка.
Федеральный компонент направлен на реализацию следующих основных целей:
формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;
приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;
подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
Основное общее образование – завершающая ступень обязательного образования в Российской Федерации. Поэтому одним из базовых требований к содержанию образования на этой ступени является достижение выпускниками уровня функциональной грамотности
, необходимой в современном обществе, как по математическому и естественнонаучному, так и по социально-культурному направлениям.
Одной из важнейших задач основной школы является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Условием достижения этой задачи является последовательная индивидуализация обучения, предпрофильная подготовка на завершающем этапе обучения в основной школе.
Обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования устанавливает обязательные для изучения учебные предметы:
Русский язык, Литература, Иностранный язык, Математика, Информатика и информационно-коммуникационные технологии, История, Обществознание (включая экономику и право), География, Природоведение, Физика, Химия, Биология, Искусство (Изобразительное искусство и Музыка), Технология, Основы безопасности жизнедеятельности, Физическая культура.
Основная о
бразовательная программа основного общего образования определяет содержание образования, которое должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностямиПрограмма ориентирована не только на знаниевый, но в первую очередь на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребенка.
2. ОБЩИЕ УЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ, НАВЫКИ И СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Овладение общими умениями, навыками, способами деятельности как существенными элементами культуры является необходимым условием развития и социализации школьников. В связи с этим одной из основных задач ООП ООО МБОУ СОШ № 66 является совершенствование и расширение круга общих учебных умений, навыков и способов деятельности учащихся.
Познавательная деятельность.
Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование и др.). Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей.
Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.
Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому.
Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике. Использование практических и лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ.
Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.
Информационно-коммуникативная деятельность
Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.
Осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста. Использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.).
Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение). Создание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно). Составление плана, тезисов, конспекта. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.
Умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»). Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.
Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.
Рефлексивная деятельность
Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.). Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей. Оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, своего физического и эмоционального состояния. Осознанное определение сферы своих интересов и возможностей. Соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни.
Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.).
Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. Использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Программы, реализуемые в общеобразовательном учреждении
рабочие программы по учебным предметам федерального и регионального компонентов учебного плана
программы курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки (9 класс)
программы дополнительного образования детей внутри общеобразовательного учреждения
Перечень используемых программ, учебников, учебных пособий.
ПРОГРАММЫ, РЕАЛИЗУЕМЫЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
рабочие программы по учебным предметам федерального и регионального компонентов учебного плана
РУССКИЙ ЯЗЫКИзучение русского языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах (V-VII, VIII-IX классы).
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции
– освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
5 КЛАСС. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА I ВИДА.
Пояснительная записка
Рабочая программа I вида составлена на основе авторской программы по русскому языку. Основной курс. 5 класс. Автор-составитель С.И. Львова. – М.: Мнемозина, 2009.
Таблица тематического распределения количества часов. №
п/п
| Разделы, темы
| Количество часов
|
Авторская
программа
| Рабочая программа
|
1.
| Лингвистика – наука о языке
| 2
| 2
|
2.
| Введение в лингвистику. Вводный курс
| 93
| 102
(93 + 9 резерв)
|
2.1.
| Фонетика
| 4
| 4 + 3 (резерв)
|
2.2.
| Орфоэпия
| 5
| 5
|
2.3.
| Графика
| 7
| 7
|
2.4.
| Морфемика
| 5
| 5
|
2.5.
| Лексикология
| 5
| 5 + 1 (резерв)
|
2.6.
| Орфография
| 15
| 15
|
2.7.
| Морфология
| 4
| 4 +1 (резерв)
|
2.8
| Культура речи
| 5
| 5
|
2.9.
| Синтаксис и пунктуация.
| 30
| 30 + 4 (резерв)
|
2.10
| Текстоведение
| 13
| 13
|
3.
| Основные разделы лингвистики.
Систематический курс
| 84
| 88
(84 +4 резерв)
|
3.1.
| Словообразование
| 12
| 12 +2 (резерв)
|
3.2.
| Лексикология и фразеология
| 15
| 15 +2 (резерв)
|
3.3
| Морфология
| 57
| 57
|
3.3.1.
| Имя существительное
| 16
| 16
|
3.3.2.
| Имя прилагательное
| 14
| 14
|
3.3.3.
| Глагол
| 27
| 27
|
4.
| Повторение изученного
| 12
| 12
|
5.
| Резервные часы
| 13
| -
|
ИТОГО
| 204
| 204
|
Практическая часть программы Всего уроков
| 204
|
Контрольные работы
| 11
|
Тест
| 2
|
Развитие речи
| 34
|
Сочинение
| 13 (2)
|
Изложений
| 8 (2)
|
2. Содержание обучения, перечень практических работ, требования к подготовке учащихся по предмету в полном объёме совпадают с авторской программой.
3. Список рекомендуемой учебно-методической литературы.
Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: основной курс, элективные курсы/ (авт.-сост. С.И. Львова).-3-е изд., стер., – М.: Мнемозина, 2009.
Львова С.И. Русский язык. 5 класс. В 3 ч.: учеб. для общеобразоват. учреждений / С.И. Львова, В.В.Львов. 4-е изд., испр. - М.: Мнемозина, 2010.
С.И.Львова. Практикум по русскому языку: 5 класс (Лингвистический тренажёр). М.: Просвещение, 2010.
И.В.Текучёва. Тесты по русскому языку. 5 класс. Москва, Экзамен, 2013
6 КЛАСС. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА II ВИДА.
Пояснительная записка
Главная задача, которая должна быть решена при обучении русскому языку, состоит в том, чтобы процессы освоения знаний об устройстве и функционировании родного языка, овладения основными нормами современного русского литературного языка, формирования умения пользоваться его богатейшими стилистическими ресурсами органично сочетались с интенсивным развитием речемыслительных, нравственных и эстетических качеств личности школьника. В связи с этим данная программа обеспечивает в преподавании единство процессов познания окружающего мира через родной язык, осмысления основных его закономерностей, усвоения основ лингвистики и разных видов языкового анализа, развития абстрактного мышления, памяти, воображения, коммуникативных умений , а также навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования, речевого самосовершенствования.
Программа реализует деятельностно-системный подход в обучении русскому языку, что предполагает синтез процесса совершенствования речевой деятельности учащихся и формирования системы лингвистических знаний и ведущих умений и навыков, на основе чего происходит развитие врожденного языкового чутья и речемыслительных способностей школьников.
Конечная цель курса состоит в освоении стратегий и тактик успешного понимания чужой речи (устной и письменной), а также приёмов оптимального построения высказывании, поэтому яркой особенностью курса является его нацеленность на успешное овладение основными видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи.
Рабочая программа II вида составлена на основе авторской программы по русскому языку. Основной курс. 6 класс. Автор-составитель С.И. Львова. – М.: Мнемозина, 2009.
Причина составления рабочей программы II вида: количество часов в учебном плане образовательного учреждения не совпадает с количеством часов в примерной учебной программе более чем на 6 часов в год.
Таблица тематического распределения часов №
| Разделы, темы
| Количество часов
|
Авторская программа
| Рабочая программа
|
1
| Родной язык
| 3
| 3
|
2
| Русская орфография как система правил
| 12
| 14
|
3
| Синтаксис и пунктуация
| 15
| 24
|
4
| Текстоведение
| 16
| 18
|
5
| Морфология
| 110
| 135
|
5.1
| Имя существительное
| 13
| 22
|
5.2
| Имя прилагательное
| 15
| 21
|
5.3
| Глагол и ее формы
| 43
| 51
|
5.3.1
| Глагол
| 11
| 15
|
5.3.2
| Деепричастие и причастие как глагольные формы
| 2
| 3
|
5.3.3
| Деепричастие
| 9
| 10
|
5.3.4
| Причастие
| 21
| 23
|
5.4
| Имя числительное
| 16
| 16
|
5.5
| Местоимение
| 23
| 25
|
6
| Повторение изученного в 6 классе
| 9
| 10
|
7
| Резервные часы
| 5
| -
|
| Итого
| 170
| 204
|
Проверочные работы контрольные диктанты – 10
сочинения - 8
изложения – 8
|
Перечень практических работ Всего уроков
| 204
|
Диктантов
| 10
|
Р/р
| 34
|
Сочинений
| 8
|
Изложений
| 8
|