Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа № 27 VIII вида города-курорта Анапа Краснодарского края
Конспект урока математики в 8 классе «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями» Учитель: Нестеренко Галина Гарисоновна 2013г.
Дистанционный семинар-практикум «Современный урок»,
ГБС(К)ОУ школа-интернат ст.Полтавской Краснодарского края Конспект урока математики
в 8 классе
Учитель: Нестеренко Галина Гарисоновна Тема: “ Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями”
Тип урока: комбинированный урок
Цель: Формирование умений сложения и вычитания дробей с разными знаменателями.
Задачи:
Коррекционная: закреплять умения работы по словесной инструкции, развивать связанную и фразовую речь; развивать и корректировать высшие психические процессы у учащихся; формировать умения использовать прошлый опыт.
Обучающая: формирование умений складывать и вычитать дроби с разными знаменателями, активизация умений складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями, находить общий знаменатель нескольких дробей, приводить дроби к общему знаменателю.
Воспитывающая: воспитывать любознательность, интерес к урокам математики.
Оборудование: интерактивная доска, карточки, учебник.
Оборудование:
1)интерактивная доска,
2) карточки с заданиями.
Литература:
1)ПРОГРАМЫ специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Под редакцией Воронкова В.В.
2) Математика. Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Под редакцией Эк. В.В.
3) МЕТОДИКА преподавания в коррекционной школе. Под редакцией Перовой М.Н.
| Этапы работы
| Содержание этапа
(Заполняется аттестуемым)
| 1
| Организационный момент,
| Цель построить учеников на изучение новой темы.
Задачи: активизировать словарный запас при работе на сравнение дробей
Развивать познавательную деятельность на основе операций анализа при сравнении примеров.
Активизация умений сложения, вычитания дробей с разными знаменателями.
- Здравствуйте, садитесь открыли тетради, записали тему урока: “ Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями”
Посмотрите на доску
16 +3 8 – 4
16 +3 8 – 4
- Чем отличаются верхние примеры от нижних ?
- У верхних примеров дроби с одинаковыми знаменателями.
- В нижних примерах дроби с разными знаменателями.
- Решите верхние примеры
- 16 +3 = 19 8 – 4 =4 =4
- На уроке должны научиться складывать и вычитать дроби с разными знаменателями.
Для этого надо повторить:
- Как привести дроби к общему знаменателю.
- Сложение и вычитание дробей с одинаковым знаменателем.
| 2
| Опрос учащихся по заданному на дом материалу.
| Целью второго этапа урока является подготовка учеников к изучению сложения и вычитания дробей с разными знаменателями.
Задачи:
Образовательные задачи: активизировать умения учеников складывать и вычитать смешанные числа с одинаковыми знаменателями, находить общий знаменатель нескольких дробей, приводить дроби к общему знаменателю.
Коррекционные задачи: учить работать по словесной инструкции, развивать устную связную речь учеников, развивать память на основе изучения правил, учить анализировать, находить ошибки.
Воспитательная задача: воспитывать интерес к урокам математики.
Учитель:
- Как сложить дроби с одинаковыми знаменателями?
Ученик:
-При сложении дробей с одинаковыми знаменателями нужно сложить их числители, а знаменатель оставить тот же.
Учитель:
- Как вычитать дроби с одинаковыми знаменателями?
Ученик:
- При вычитании дробей с одинаковыми знаменателями из числителя первой дроби вычитают числитель второй дроби, а знаменатель остаётся тот же.
Учитель:
- Как сложить/вычесть смешанные числа?
Ученик:
Чтобы сложить/вычесть смешанные числа, надо сначала сложить/вычесть целые числа, а затем дроби.
Учитель:
- Решить примеры. Записать ответы в порядке возрастания, заменить смешанные числа соответственными буквами, если задание выполнено верно, получится имя древнегреческого математика
(примеры записаны на доске)
1- (П) + 1 (И)
2 + 1 (Г) 7 - 3 (О)
6 – 2 (А) 6 - 4 (Ф)
7 - 2 (Р)
(На интерактивной доске слайд 1 портрет Пифагора)
(Ученики решают примеры по одному у доски, если допущена ошибка отвечает более сильный ученик)
Учитель:
Найти общий знаменатель
(слайд 2)
Дроби
| Общий знаменатель
|
| 1в 2в 3в
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Дети поднимают карточки
1 вариант с цифрой 1
2 вариант с цифрой 2
3 вариант с цифрой 3
Если ученик поднимает карточку неверно учитель просит его объяснить своё решение не исправить ошибку
Учитель:
- Какой знаменатель называется общим?
Ученик:
- Одинаковый знаменатель называется общим знаменателем.
Учитель:
- Как найти общий знаменатель нескольких дробей.
Ученик:
- Чтобы найти общий знаменатель нескольких дробей, надо выделить самый большой знаменатель, попробовать делить его на другие знаменатели; если не делится то умножить его на числа 2,3,4, … и т.д., пока не будет не будет получено число, которое разделится на другие знаменатели.
Учитель:
- Как получить дополнительные множители?
Ученик:
-Общий знаменатель делим на знаменатель каждой дроби, получим дополнительные множители.
( В случае затруднений ученики открывают стр. 66, 67 учебника и читают правила вслух)
На дом было задано решение 4 примеров на сравнение дробей с разными знаменателями стр. 64 №196 (1) 1 и 2 столбики.
Примеры записаны на карточках проанализировать решение каждого примера и найти ошибку ( за правильные ответы ставится оценка, в случае затруднения вызывается другой ученик или подсказка учителя)
и < и <
и > и >
- Как сравнить дроби с разными знаменателями?
- Чтобы сравнить дроби, у которых разные знаменатели, надо заменить их равными им дробями с одинаковыми знаменателями.
- Как называется одинаковый знаменатель?
- Одинаковый знаменатель называется общим знаменателем.
- Как найти общий знаменатель?
- Чтобы найти общий знаменатель нескольких дробей, надо выделить самый большой знаменатель, попробовать делить его на другие знаменатели; если не делится, то умножить его на числа 2,3,4 … и т.д., пока не будет получено число которое разделится на другие знаменатели.
(В случае затруднения правила на стр. 66 читают хором)
Физкультурная минутка.
Цель: укрепление здоровья, физического развития и повышения работоспособности учащихся;
- Формирование навыков правильной осанки в статических положениях и в движении.
И.п. – сидя за партой
- 1-2 крепко сжали ладони, согнув пальцы.
- 3-4 расслабились. Повторить 3- 4 раза.
1-2 подняли руки вверх, ладони соединены (вдох) 3-4 – вернулись в и.п. (выдох)
Повторить 3-4 раза.
И.п. сидя руки на поясе 1- махом левую руку замести через правое плечо, голову повернуть налево, 2 – и.п. 3-4- то же правой рукой. Повторить 4-5 раз.
Темп медленный.
| 3
| Изучение нового учебного материала.
| Целью третьего этапа урока формирование навыков сложения и вычитания дробей с разными знаменателями
Задачи:
Коррекционная: формирование умений использовать прошлый опыт, закреплять умения работать по словесной инструкции, развивать речь.
Обучающая: формирование вычисленных навыков
Воспитательная: воспитывать настойчивость.
Записать число, тему урока.
Стр.64 Примеры 199 (1) решение доски.
16 + 5 =21 = 22
16 + 3
- Чем отличается этот пример от предыдущего?
- В этом примере у дробей разные знаменатели.
- Назовите знаменатели первой и второй дробей.
- У первой дроби знаменатель 4, у второй 5
- Замените 16 + 3 = 16 + 3
- Как сложить эти смешанные числа?
- Складываем целые части и дроби с одинаковыми знаменателями
16 + 3 = 16 + 3 = 19
На уроке должны будем учиться складывать и вычитать дроби с разными знаменателями.
Чтобы сложить или вычесть дроби с разными знаменателями, необходимо заменить их дробями им равными с одинаковыми знаменателями.
- Как найти общий знаменатель?
- Чтобы найти общий знаменатель, надо попробовать делить его на другие знаменатели; если не делиться, то умножать его на числа 2,3,4 … и т.д., пока не будет получено число, которое разделится на другие знаменатели.
Слайд 3.
Чтобы сложить или вычесть дроби с разными знаменателями необходимо:
1 Заменить их дробями им равными с одинаковыми знаменателями
2 Выполнить сложение или вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
Решение примеров 199 (3) у доски с проговариванием. Каждый ученик решает 1 пример (Если ученик затрудняется, помогает более сильный ученик или учитель).
1 + = 1 + = 1 = 2
10 - = 10 - = 10
+ 8 = + 8 = 8 = 9 = 9
13 - 4 = 13 - 4 = 12 – 4 = 8
6- 3 = 5 - 3 = 2
Какой пример явился исключением?
Последний, т.к. из целого числа вычитали смешанное число.
Как сложить или вычесть дроби с разными знаменателями?
Чтобы сложить или вычесть дроби с разными знаменателями надо заменить их дробями им равными с одинаковыми знаменателями.
| 4
| Закрепление учебного материала.
| Цель: проверить, как усвоили ученики новый материал;
Задачи:
Образовательные задачи:
- Продолжить оформление умений складывать и вычитать обыкновенные дроби с разными знаменателями.
Коррекционные задачи:
- Развивать у учащихся умения выделять главное в изучаемом материале, работать по словесной инструкции.
Проверим, как усвоили сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.
Выполните самостоятельную работу. Определите какие цифры зашифрованы в задании.
Группа учащихся 1 уровня возможности обучения.
4 - 4 3 + 5
9 - 1 3 + 6
2 - 5 + 2 Группа учащихся 2 уровня возможности обучения.
+ 4 -
- 6 -
Группа учащихся 3 уровня возможности обучения.
+ 1 -
3 + 1
и
| т
| р
|
| 1
| 4
| В случае затруднений допускается помощь учителя.
Какие дроби учились складывать и вычитать на уроке?
На уроке учились складывать и вычитать дроби с разными знаменателями
- Как сложить или вычесть дроби с разными знаменателями?
- Чтобы сложить или вычесть дроби с разными знаменателями, необходимо заменить их дробями, им равными с одинаковыми знаменателями.
| 5
| Задание на дом.
| Цель:
- Закреплять навыки сложения и вычитания дробей с разными знаменателями.
Задачи:
- Развивать память на основе заучивания правил, закреплять умения работы по словесной инструкции, закреплять навыки сложения и вычитания дробей с разными знаменателями воспитывать самостоятельность, внимательность.
Группа учащихся 1 уровня возможности обучения: стр. 69 №201 (2).
Группа учащихся 2 уровня возможности обучения: стр. 69 №201 (2) 1 строчка.
Группа учащихся 3 уровня возможности обучения: стр. 69 №201 (2) 1 столбик.
Выучить правила: стр.66-68.
| |