Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 473
Калининского района Санкт- Петербурга
Образовательная программа
начального общего
образования
2014 г.
СОДЕРЖАНИЕ: Пояснительная записка
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
Программа отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Программа коррекционной работы
Учебный план начального общего образования
План внеурочной деятельности
Система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка.
Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 473 Калининского района Санкт–Петербурга реализует на I ступени обучения общеобразовательную программу.
Школа № 473 функционирует с 1966 года. Это государственное бюджетное общеобразовательное учреждение среднего общего образования. Из 9 педагогов начальной школы имеют высшее педагогическое образование 7 человек. Учителя постоянно работают над повышением своего самообразования.
Имеют высшую категорию – 2 человека;
первую категорию – 4 человека;
- все педагоги изучили компьютерные технологии и используют электронные образовательные ресурсы при обучении.
ГБОУ СОШ № 473 имеет лицензию (регистрационный № 615 от 28.03.2012, выдана бессрочно). В 2012 году школа успешно прошла аккредитацию (свидетельство № 299 от 13.03.2012г.).
Образовательное учреждение школа № 473 осуществляет обучение и воспитание в интересах личности, общества, государства, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможность удовлетворения потребностей обучающихся в самообразовании и получении дополнительного образования. Образовательная программа ГОУ СОШ № 473 формировалась, исходя из
- положений Закона Российской Федерации «Об образовании», где в статье 9 поясняется, что основная общеобразовательная программа включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов и материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся, образовательная программа (ОП) определяет содержание образования конкретном ОУ, а также (в статье 32), что разработка и утверждение ОП относятся к компетенции образовательных учреждений.
http://www.consultant.ru/popular/edu/43_2.html#p182
- требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом № 373 Министерства образования и науки РФ «6» октября 2009 года
http://menobr.ru/material/default.aspx?control=15&id=11061&catalogid=1039
- положений примерной основной образовательной программы образовательного учреждения.
http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2768
- положений образовательной системы «Школа 2100»
http://www.school2100.ru/uroki/osn_programma/osn_programma1.php
- положений образовательной системы «Школа России»
- положений примерных программ по учебным предметам.
http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959
Цель ОП:
обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Задачи Образовательной программы
становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
укрепление физического и духовного здоровья обучающихся;
формирование основ творческой, проектной и исследовательской деятельности в различных областях науки и практики, начальных умений выбора индивидуального образовательного маршрута;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
Образовательная программа направлена на обеспечение уровня образованности, соответствующего интеллектуальному потенциалу ученика, на развитие у обучающихся культуры умственного труда, навыков самообразования.
Принципы (требования) и подходы к формированию Образовательной программы
ОП ГОУ СОШ № 473 соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации “Об образовании”. Это:
гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;
обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, творческого развития;
формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира;
формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.
Общая характеристика Образовательной программы
ОП предусматривает:
достижение планируемых результатов освоения Образовательной программы всеми обучающимися;
создание условий для образования детей с особыми образовательными потребностями;
создание специфических условий для детей с ограниченными возможностями здоровья на основе уровневого подхода в обучении, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания;
выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему секций, студий и кружков;
организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;
диагностики и мониторинга развития учащихся;
участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды на основе выработки общих позиций, единых требований, создания условий, согласования деятельности школы и семьи по воспитанию и обучению учащихся;
организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности через различные формы организации внеурочной деятельности;
использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа, и в первую очередь личностно-ориентированного развивающего обучения;
возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся на уроке и за его пределами благодаря взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности;
включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия на основе краеведческой, природоохранной деятельности и социальных практик.
Образовательная программа школы направлена на удовлетворение потребностей:
учащихся — в программах обучения, обеспечивающих личное и становление и профессиональное самоопределение на основе усвоения традиций и ценностей культуры и цивилизации;
общества и государства — в реализации образовательных программ, обеспечивающих гуманистическую ориентацию личности в сохранение и воспроизводство достижений культуры и цивилизации.
Санкт-Петербурга — в сохранении и развитии традиций крупнейшего научного и культурного центра России;
ВУЗов города — в притоке молодежи, ориентированной на успешное освоение программ профессионального обучения и общекультурного развития.
Портрет выпускника начальной школы, после 4-го класса (по ФГОС начального общего образования):
любознательный, любит свой край, Родину
уважает и принимает ценности семьи
умеет слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию
выполняет правила здорового и безопасного образа жизни
владеет основами умения учиться
способен сам организовать свою деятельность
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
В федеральных государственных образовательных стандартах выделены личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные планируемые результаты для учащихся начальных классов – это: формирование положительной «Я»-концепции, опыта самопознания и личностной самооценки; формирование основ гражданской идентичности; начальная ориентация в общечеловеческих ценностях добра, красоты, истины; адекватная реакция в проявлениях эмоционально-оценочного отношения к миру выражение собственного мнения, позиции; овладение культурой общения и поведения. Личностные результаты проявляются в сформированности универсальных учебных действий: иметь свою точку зрения, отстаивать ее при необходимости, активно сотрудничать со взрослыми, совместно с другими учащимися решать учебные и неучебные задачи, давать оценку своим поступкам и поведению других людей. Среди планируемых личностных результатов выделяют группу результатов, связанную с формированием регулятивных учебных действий. Самоопределение, самопознание, самореализация обеспечивают способность обучающегося к непрерывному образованию и самообразованию на протяжении всей жизни. Поскольку возраст 7–12 лет является сензитивным для развития мышления детей, то познавательные – логические – универсальные учебные действия в большей степени, чем ранее или в последующие годы, должны стать предметом овладения младшим школьником.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
| Планируемые результаты.
| Личностные результаты
| 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
| Осознавать себя гражданином России, в том числе: объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России, испытывать чувство гордости за свой народ, свою Родину, сопереживать им в радостях и бедах и проявлять эти чувства в добрых поступках, отстаивать (в пределах своих возможностей) гуманные, равноправные, гражданские демократические порядки и препятствовать их нарушению,
| 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
| Осознавать себя ценной частью многоликого изменяющегося мира, в том числе: искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений, стремиться к взаимопониманию с представителями иных культур, мировоззрений, народов и стран.
| 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
| - стремиться к взаимопониманию с представителями иных культур, мировоззрений, народов и стран, на основе взаимного интереса и уважения, уважать иное мнение, историю и культуру других народов и стран, не допускать их оскорбления, высмеивания.
| 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
| - стремиться к взаимопониманию с представителями иных культур, мировоззрений, народов и стран, на основе взаимного интереса и уважения, уважать иное мнение, историю и культуру других народов и стран, не допускать их оскорбления, высмеивания. Вся совокупность универсальных учебных действий, рассматриваемая как умение учиться.
| 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
| - важности исполнения роли «хорошего ученика», важности учёбы и познания нового.
| 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
| Определять свой поступок, в том числе в неоднозначно оцениваемых ситуациях, на основе: культуры, народа, мировоззрения, к которому ощущаешь свою причастность, базовых российских гражданских ценностей,
| 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
| Оценивать, в том числе неоднозначные, поступки как «хорошие» или «плохие», разрешая моральные противоречия на основе, важности различения «красивого» и «некрасивого», потребности в «прекрасном» и отрицания «безобразного»,важности образования, здорового образа жизни, красоты природы и творчества.
| 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
| Определять свой поступок, в том числе в неоднозначно оцениваемых ситуациях, на основе, известных и простых общепринятых правил «доброго», «безопасного», «красивого», «правильного» поведения,
| 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
| Вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения, способствующие ненасильственному и равноправному преодолению конфликта.
| 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
| Оценивать, в том числе неоднозначные, поступки как «хорошие» или «плохие», разрешая моральные противоречия на основе, важности бережного отношения к здоровью человека и к природе,
| Метапредметные результаты
| 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
| Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.
| 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
| Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем.
| 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
| Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
| 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
| Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
| 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
| В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.
| 6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
| Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта и представлением их в пространственно-графической или знаково-символической форме, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. Представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств икт.
| 7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
| Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ.
| 8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
| Самостоятельно отбирать для решения предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски.
Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
.
| 9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
| - вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя);отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
| 10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
| Выполнять универсальные логические действия:
- выполнять анализ (выделение признаков),
- производить синтез (составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием),
- выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов,
- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи,
- выстраивать логическую цепь рассуждений,
- относить объекты к известным понятиям.
| 11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
| При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя её. Учиться подтверждать аргументы фактами. Учиться критично относиться к своему мнению. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
| 12) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
| Организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений.
| 13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
| Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения Вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения, способствующие ненасильственному и равноправному преодолению конфликта.
| 14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
| Предметные и межпредметные знания и умения находятся в соответствующих разделах предметных программ (см. раздел «Предметные программы»).
| 15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
| Предметные и межпредметные знания и умения находятся в соответствующих разделах предметных программ (см. раздел «Предметные программы»).
| 16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
| Предметные и межпредметные знания и умения находятся в соответствующих разделах предметных программ (см. раздел «Предметные программы»).
|
|