Учебно-методический комплекс для студентов специальностей





НазваниеУчебно-методический комплекс для студентов специальностей
страница1/12
Дата публикации01.08.2015
Размер1.45 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Право > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ»

Волгоградский филиал

Мкртчян Е.Р.

___________________________________

(фамилия, инициалы автора )
ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ
______________________________________

(наименование учебной дисциплины)
Учебно-методический комплекс для студентов специальностей
040100 Социология

Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры

Протокол № ……..от «…..» .........................201_ г.

Подпись заведующего кафедрой............…………..


Волгоград 2011

Содержание


Наименование раздела

Стр.

Раздел 1. Рабочая программа учебной дисциплины ............




1.1.

Требования государственного образовательного стандарта и дидактические единицы по учебной дисциплине




1.2..

Цели и задачи учебной дисциплины




1.3.

Требования к уровню освоения дисциплины




1.4.

Тематический план учебной дисциплины




1.5.

Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины




Раздел 2. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов




2.1.

Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса.




2.2.

Пожелания к изучению отдельных тем курса




2.3.

Рекомендации по работе с литературой




2.4.

Разъяснения по работе с тестовой системой курса




2.5.

Советы по подготовке к экзамену (зачету)




Раздел 3. Материалы тестовой системы или практикум по решению задач по темам лекций




Раздел 4. Словарь основных терминов (глоссарий)




Раздел 5. Методические указания для выполнения контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работ




Раздел 6. Данные о мультимедийных лекциях





РАЗДЕЛ 1. Требования государственного образовательного стандарта по учебной дисциплине «История социологии»
Начальный этап развития социологии; О.Конт - основатель позитивизма; британская традиция (Дж.Ст.Милль, Г.Спенсер); Э.Дюркгейм и развитие социологизма; формальная социология Г.Зиммеля и Ф.Тенниса; М.Вебер: его влияние на последующее развитие социологии; зарождение марксистской социологии и ее эволюция в европейской мысли; неомарксизм; особенности развития марксистской социологии в России; начальный этап развития социологии в США; социология в России; натуралистические теории (Н.И.Ножин, А.И.Стронин, П.Ф.Лилиенфельд, Л.И.Мечников); субъективная школа (П.Л.Лавров, Н.К.Михайловский); неопозитивизм в русской социологии (П.А.Сорокин, К.М.Тахтарев, А.С.Звоницкая); творчество П.Сорокина (российский и американский периоды); ? неокантианская школа (П.И.Новгородцев, Б.А.Кистяковский, В.М.Хвостов); социология в России и СССР после событий 1917 г.; институализация социологии; история социологического образования; крупнейшие социологи России (Н.И.Кареев, М.М.Ковалевсий и др.). эмпирическая социология: становление, эволюция, успехи, трудности; современная социология Европы и США; структурный функционализм в социологии (Т.Парсонс и Р.Мертон); феноменологическая социология (А.Шюц, Г.Гарфинкель); теория конфликта (Козер, Дарендорф); теория социального обмена (Дж.Хоманс и Г.Блау); З.Фрейд и неофрейдизм в социологии; крупнейшие социологи современной Англии, Франции, Германии (Э.Гидденс, П.Бурдье, Н.Луман, Бергер).

Целью учебной дисциплины «История социология» является формирование у студентов целостного научно – обоснованного представления об общепризнанном достоянии современного мирового социологического знания.

2. Основными задачами данного учебного курса являются:

  • Формирование у студентов содержательного представления об истории становления социологической науки, о теоретических и методологических основах классической социологии, о интеллектуальных и социальных функциях истории социологии в современном обществе.

  • Формирование у студентов знаний теоретических основ социологического мышления через знакомство с современными постклассическими социологическими концепциями.

  • Формирования у студентов понимания причин возникновения социологии как самостоятельной науки в ее преемственной связи различных школ и направлений. Осознание генетических связей социологии с естественнонаучным, гуманитарным и педагогическим знанием в различные исторические периоды, направленного на исследования социальных реалий мира.

  • Показать органическую связь между историей и теорией социологической науки, единство исторического и логического познания;

  • Выделить «узловые» моменты развития социологической науки, определившие основные парадигмы социологии в методологическом, теоретическом и эмпирическом планах.

  • Представить развитие социологической науки как в социально-историческом, так и личностном контексте.

  • Раскрыть связь истории социологических идей с историей обществ и биографией ученых-социологов.

  • Способствовать социологическому «видению» развития смежных социокультурных дисциплин и отражению их проблем в социологической науке.

  • Развитие способностей к научно - исследовательской деятельности.

  • Передача студентам комплекса умений по практическому применению социологического наследия в понимании проблем современного общества.

Теоретический материал излагается прежде всего, в контексте современного российского общества. При этом широко используются сравнения социокультурных реалий нашей.

  1. Изучение дисциплины «История социология» предусматривает включение следующих вопросов: исторические и интеллектуальные предпосылки возникновения социологии, связь разных школ и направлений, основные этапы становления социологии как науки, особенности становления западной классической социологии, особенности возникновения и развития российской классической социологии,

4. Требования к уровню освоения дисциплины.

В результате изучения предмета «История социологии» студент должен знать:

  1. Фундаментальные классические социологические теории

  2. Основные социологические подходы к проблемам общества.

  3. Особенности западных и отечественных социологический подходов к обществу.

  4. Методологию социологических исследования

  5. Иметь представление о мире в целом и методологических основах его исследования.

Студент прошедший курс обучения должен уметь:

  1. Работать с научной литературой

  2. Выявить и проанализировать основные проблемы общества.

  3. Увидеть проблемы взаимодействия личности и общества.

  4. Прогнозировать развитие общества.

  5. Обобщать, анализировать, воспринимать информацию.

  6. Ставить цели и выбирать пути их достижения.

  7. Логически верно, аргументировано ясно строить устную и письменную речь.

  8. Создавать и редактировать тексты профессионального назначения, анализировать логику рассуждений высказываний.

  9. Нести ответственность за поддержание партнёрских, доверительных отношений.

  10. находить организационно -управленческие решения в нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

  11. Критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков.

  12. Использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения

профессиональных и социальных задач.

  1. Аргументировать и обосновывать принимаемое решение.

  2. Приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии.

Студент прошедший курс обучения должен владеть:

  1. Культурой мышления

  2. Литературной и деловой письменной и устной речью на русском языке

  3. Навыками публичной и научной речи.

  4. Навыками кооперации с коллегами, работы в коллективе на основе приняв обществе моральных и правовых норм.

  5. Проявлять уважение к людям, толерантность к другой культуре и альтернативным взглядам, способностью к саморазвитию.

  6. Высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности.

Выпускник по направлению подготовки «Cоциология» с квалификацией (степенью) «бакалавр» должен обладать общекультурными компетенциями (ОК), как:

способность к восприятию, обобщению, анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);

умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2)

готовность к кооперации с коллегами, к работе в коллективе (ОК-3);

способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность (ОК-4);

умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);

стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации (ОК-6);

умение критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);

осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой

мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК- 8);

способность гуманитарных и использовать основные положения социально-экономических наук и при методы решении профессиональных задач (ОК-9);

способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10);

способность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в

профессиональной деятельности, методы анализа и моделирования, применять методы

теоретического и экспериментального исследования (ОК-11);

способность понимать сущность и значение информации в развитии современного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);

владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-13);

способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-14);

владение иностранным языком на уровне, достаточном для раовггорноо общения, а также для поиска и анализа иностранных источников информации (ОК-15);

владение основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-16);.

Выпускник должен обладать такими профессиональными компетенциями (ПК), как:

в научно-исследовательской деятельности:

способность применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования (ПК-1);

способность самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий (ПК-2);

способность и готовность участвовать в составлении и оформлении научно-технической результаты документации, исследовательской научных отчетов, представлять учётом особенностей с потенциальной аудитории (ПК-3);

в производственно-прикладной деятельности:

способность и готовность использовать знание методов и теорий социальных и гуманитарных наук при осуществлении экспертной, консалтинговой и аналитической деятельности (ПК-4);

умение использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп (ПК-5);

способность участвовать в разработке основанных на профессиональных социологических знаниях предложений и рекомендаций по решению социальных проблем, в разработке механизмов согласования интересов социальных групп и общностей (ПК-6);

в проектной деятельности:

способность составлять исследовательских и и представлять аналитических разработок проекты в научно- соответствии с нормативными документами (ПК-7);

умение обрабатывать и анализировать данные для подготовки аналитических решений, экспертных заключений и рекомендаций (ПК-8);

способность и готовность к планированию и осуществлению проектных работ в области изучения общественного мнения, организации работы маркетинговых служб (ПК-9);

в организационно-управленческой деятельности:

способность использовать базовые теоретические знания, практические навыки и умения для участия в научных и научно-прикладных исследованиях, аналитической и консалтинговой деятельности (ПК-10);

способность использовать методы сбора, обработки и интерпретации комплексной социальной информации для решения организационно- управленческих задач, в том числе находящихся за пределами непосредственной сферы деятельности (ПК-11);

в педагогической деятельности:

способность и умение использовать полученные знания в преподавании социологических дисциплин (знание основ социально- экономических и гуманитарных дисциплин) (ПК-12).

Дисциплина «История социологии» является базовой общегуманитарной дисциплиной опирающейся на знания студентов по истории, философии и социальной философии.

    1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

«История социологии» на 2010 – 2011уч. год.

для студентов БкС-200


Наименование тем

Количество часов (в акад. часах и/или кредитах)

Лекции

Практические занятия

Самостоят. работа

Всего часов по теме

Тема 1. История эмпирической и прикладной социологии. Структурно - функциональная теория Т. Парсонса

2

2

4

8

Тема 2. Социологическая теория Р. Мертона.


2

2

4

8

Тема 3. Социология конфликта.

-

-

6

6

Тема 4. Символический интеракционизм.

2

2

2

6

Тема 5. Феноменология А. Шютца.

Этнометодология.

2

2

4

8

Тема 6. Теории социального обмена. Социальный психоанализ З. Фрейда.

2

2

4

8

Тема 7. Конструктивизм П. Бергера и Т. Лукмана.

2

2

4

8

Тема 8. Концепция аутопойезиса Н.Лумана.

2

2

2

6

Тема 9. Концепция современности и теория структурации Э. Гидденса.

-

2

2

4

Тема 10. Структуралисткий конструктивизм П.Бурдье.

2

2

2

6

Итого по курсу с экзаменом:

16

18

34

68



Методика преподавания: основная форма в преподавании курса - лекции. Для повышения эффективности лекций предполагается читать их с использованием мультимедийных лекций, в форме диалога с аудиторией. Часть тем выносится на семинарские занятия.

Форма контроля знаний: промежуточные срезовые контрольные в виде тестов по результатам усвоения социологических парадигм, оценка выступлений на семинарах, оценка реферативных работ и их презентаций на семинарских занятиях, экзамен в конце первого семестра и зачет в конце второго семестра..
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс для студентов специальностей iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов специальностей «Физика»
Учебно-методический комплекс предназначен для первого и второго курса обучения английскому языку для студентов физических специальностей....
Учебно-методический комплекс для студентов специальностей iconИсторическое краеведение Учебно-методический комплекс для студентов
Учебно-методический комплекс предназначен для преподавателей и студентов, исторических и педагогических специальностей
Учебно-методический комплекс для студентов специальностей iconУчебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения специальностей...
Учебно-методический комплекс предназначен для инзем тюмгу и направлен на формирование базовой гуманитарной компетентности студентов,...
Учебно-методический комплекс для студентов специальностей iconУчебно-методический комплекс дисциплины «информатика»
Учебно-методический комплекс предназначен для обучения студентов гуманитарных специальностей основам информатики и современных компьютерных...
Учебно-методический комплекс для студентов специальностей iconУчебно-методический комплекс для студентов всех специальностей, кроме...
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и примерной программой дисциплины «Иностранный...
Учебно-методический комплекс для студентов специальностей iconУчебно-методический комплекс для студентов специальной медицинской...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, аспирантов, преподавателей учреждений системы высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс для студентов специальностей iconУчебно-методический комплекс для студентов 4-5 курсов очной формы...
Муравьев И. Б., Симонов С. А. История мировых религий: Учебно-методический комплекс для студентов 4-5 курсов очной и заочной формы...
Учебно-методический комплекс для студентов специальностей iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «История»
Учебно-методический комплекс по дисциплине история разработан в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс для студентов специальностей iconУчебно-методический комплекс для студентов одо экономических специальностей:...
Учебно-методический комплекс для студентов одо экономических специальностей: 080100. 62 направление экономика
Учебно-методический комплекс для студентов специальностей iconУчебно-методический комплекс для студентов специальностей 080801....
Учебно-методический комплекс составлен на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Учебно-методический комплекс для студентов специальностей iconУчебно-методический комплекс Для специальностей: 030501 «Юриспруденция»
Данный учебно-методический комплекс. С учетом предлагаемой учебной программы разработаны вопросы для тестирования в компьютерном...
Учебно-методический комплекс для студентов специальностей iconСписок научных и учебно-методических работ Самарцевой Елены Игоревны
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов специальностей «Документоведение и архивоведение»
Учебно-методический комплекс для студентов специальностей iconУчебно-методический комплекс Для студентов специальностей 080503 Антикризисное управление
Учебно-методический комплекс по дисциплине Основы бизнеса составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс для студентов специальностей iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов высших учебных заведений культуры и искусства. Учебно-методический комплекс...
Учебно-методический комплекс для студентов специальностей iconТема занятия
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов специальностей «Документоведение и архивоведение»
Учебно-методический комплекс для студентов специальностей icon1. Цель и задачи освоения дисциплины
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов специальностей «Документоведение и архивоведение»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск