Учебник ия как жертва системы. О том, что «Во тьме учебник не создать, Но в это можно слепо верить»





НазваниеУчебник ия как жертва системы. О том, что «Во тьме учебник не создать, Но в это можно слепо верить»
страница1/13
Дата публикации14.08.2015
Размер2.56 Mb.
ТипУчебник
100-bal.ru > Право > Учебник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


Е.И. ПАССОВ

«Не, ребята, всё не так,

Всё не так, ребята!..»

В. Высоцкий

«Танк модернизации»

на ниве образования

Позиция

гражданина и профессионала

2008

Что есть в этой книге?


Раздел 1. ………………………………………………………………………

«Лысенковщина в образовании» как предыстория модернизации.

О том, кто выпустил танк на ниву и откуда топливо.

Раздел 2. ………………………………………………………………………

Министерство, Британский совет и Всемирный банк развития –

«три танкиста, три весёлых друга».

О том, как красиво поёт «экипаж машины боевой».

Раздел 3. ………………………………………………………………………

Vox populi, vox dei или глас народа – глас Божий.

О том, с каким «глубоким удовлетворением»

народ встречал «танк модернизации».

Раздел 4. ……………………………………………………………………..

Культура полезности или культура достоинства?

О том, что salto morale хуже, чем salto mortale.

Раздел 5. …………………………………………………………………….

«Вверх по лестнице, ведущей вниз».

О том, как нас об’ЕГЭривают.

Раздел 6. ………………………………………………………………………

Чиновники любимые мои…

О том, как современные геростраты разрушили

храм образования.

Раздел 7. ………………………………………………………………………

Учебник ИЯ как жертва системы.

О том, что «Во тьме учебник не создать,

Но в это можно слепо верить».

Раздел 8. ……………………………………………………………………..

«А на фиг нам этот ФИК!»

О том, как хорош «стандартный» учитель.

Раздел 9. …………………………………………………………………….

А танк продолжает свой марш…

О том, почему его нужно остановить.

Приложение ………………………………………………………………

Что делать?

О том, как можно решить один из извечных

русских вопросов.

Почему эта книга?

Дорогой читатель!

Вы, конечно, узнали в эпиграфе строки из известной песни В. Высоцкого. Понимаю, что для серьёзной книги можно было бы найти что-либо более.., скажем, солидное. Ну, а если, глядя на то, что творится в сфере образования, действительно хочется крикнуть: «Не, ребята, всё не так! Всё не так, ребята!?»

Понимаю также, что этот крик – глас вопиющего в пустыне: вряд ли тот, от кого зависит изменение положения дел, услышит (захочет услышать) этот крик (знаю по опыту). Потому что проводимая политика – не случайная ошибка. Кому-то это выгодно. Но только не нашему народу, обществу, стране.

Оттого и кричу. Хотя неоднократно пытался говорить нормально: и в министерстве (на всех его уровнях, вплоть до министра, прежнего: до нового меня не допустили), и в Думе (в Комитете по образованию), и печатно (даже в официальном журнале Федерального Собрания «РФ сегодня»), и устно (на множестве разных форумов). Я мог бы счесть себя старым ворчуном, скептиком, отсталым, выпавшим из времени человеком, не принимающим новые реалии, если бы те же гражданские и профессиональные чувства не испытывали десятки моих коллег, сотни учителей школ и преподавателей вузов, перед которыми излагал свои мысли, если бы аналогичные мысли не высказывались в целом ряде газет, журналов и на ТВ.

Даже намёка на реакцию (не то, чтобы вразумительного ответа на возникшие вопросы) общественность не дождалась: «танк модернизации» по-прежнему идёт напролом. И это называется демократией?! Демократия без демоса? Отсюда и неласковое, нелестное название книги. Оно – от горечи.

Замалчивание проблем, и страусова политика – непродуктивны, невыгодны, вредны. Нужен честный и открытый (публичный!) разговор, в котором главными действующими лицами станут не чиновники, а тот самый демос, ради которого (якобы!) и проводится теперешняя модернизация. Под демосом я имею в виду прежде всего профессионалов сферы образования (в частности, иноязычного образования): методистов, психологов, педагогов, авторов учебников, учителей школ, преподавателей вузов и др.

Необходимо остановить «танк модернизации»! Но как его остановить? Может быть, политика танка эффективна на фронте, но в обычной жизни, тем более в такой хрупкой духовной сфере как образование, она гибельна. Там, где пройдут гусеницы танка, нива урожая не даст…

Пусть данная книга послужит стимулом (поводом) к разговору об этом! Ради такой цели я и собрал под одной обложкой статьи, эссе, заметки, интервью, служебные записки, ответы на рецензии, даже стихи и другие «документы» - свидетельства того, что модернизация выкраивается отнюдь не по лучшим лекалам, что нас посылают совсем не в ту сторону, что имеется другой подход, более разумный, научно обоснованный, адекватный российским образовательным традициям, сохраняющий высокий уровень нашего образования и его духовность.

Не думаю, что на последующих страницах читатель найдёт ответы на все возникающие у любого нормального человека вопросы. Задача моя в другом: эти вопросы сейчас жизненно важно поставить, во всём их объеме и со всей остротой. На протяжении последних десяти лет я задавал их себе, потому что я не понимаю:

  • почему до сих пор не сформулирована и не опубликована языковая политика государства, без чего невозможен разумный и системный подход к иноязычному образованию в стране?

  • что принесёт с собой осуществляемый модернизаторами лозунг «Английский для выживания плюс американизация всей страны»?

  • почему не используется образовательный (познавательный, развивающий, воспитательный) потенциал иностранного языка как учебного предмета, если показано и доказано, как это можно делать?

  • чем так называемый компетентностный подход очаровал наших чиновников от образования, если в его основе лежит философия технократизма как антипод духовности?

  • зачем нам крохи с чужого стола, если у нас есть хлеб нашей, российской методики коммуникативного иноязычного образования?

  • кому помогают иностранные помощники типа Британского Совета, института им. Гёте и т.п.?

  • почему мы позволяем отечественным Азефам от образования способствовать развалу нашей системы иноязычного образования?

  • на каком основании министерство даёт гриф «Допущено» и «Одобрено» иностранным учебникам, которые в методическом отношении на порядок ниже наших?

  • когда мы поймём, что без нового учителя ничего нового в образовании в принципе не может появиться? Почему чиновники всячески препятствуют внедрению новой Концепции профессиональной подготовки учителя, если она обоснована, проверена в течение нескольких лет и одобрена профессионалами?

  • зачем нам такое министерство, которое не может вмешаться в произвол, творимый иногда в вузах и приносящий ущерб не отдельному вузу, а образованию в целом?

  • когда мы займёмся подлинно важными, основополагающими проблемами образования (скажем, его содержанием, профессиональной подготовкой учителя, развитием методики как науки, технологией образования), а не мнимыми, типа перегрузки учащихся, под флагом которой ведётся лишь примитивизации образования?

Данный перечень далеко не полон, но и его достаточно, чтобы убедиться в точности эпиграфа к книге: «Не, ребята, всё не так!»

А как же? – спросите вы. Об этом читайте в книге.

Замечу, что речь пойдёт, главным образом, об иноязычном образовании, т.е. о той сфере, где я проработал (и продолжаю работать) более 55 лет, о сфере, которую я знаю во всех её аспектах и проявлениях, о сфере, где хотелось бы многое видеть по-другому, о сфере (и это главное!), которая в образовании могла бы сыграть огромную роль. Конечно, вырвать эту сферу из общего контекста образования невозможно, поэтому затронуты и некоторые общие проблемы.

Я не могу считать себя полноправным автором. Как вы увидите, написана эта грустная история многими известными и неизвестными нашей общественности людьми, можно сказать, народом, чьими мыслями и текстами я воспользовался (разумеется, со ссылкой на авторов). Не знаю, какой из меня получился дирижёр, но хор народа, возможно, не такой слаженный, но достаточно громкий, будет услышан. И это главное.

Говоря языком живописи, у меня получился не реалистический, а сюрреалистический пейзаж: на драматургическом языке – это нечто вроде пьесы театра абсурда, а с точки зрения социологии я бы назвал это «идиотизмом постсоветизма», поскольку при советской власти, как бы её не пытались вывалять в грязи, подобное в сфере образования могло только присниться. Но не моя в этом вина: такова – увы! – реальность.

Книга эта – крик души и оттого в ней много анализа и критики, немало иронии и даже сарказма. Но мне не хотелось бы, чтобы читатель воспринял всё это как некое ворчание, критиканство, тем более очернительство. Смысл её совсем в обратном, посыл её – абсолютно конструктивный. Поэтому у книги есть Приложение, в котором кратко изложены все предложения (они в разбросанном виде есть и в тексте), которые, на мой взгляд, имеют общественное значение и заслуживают внимания.

Так что можно книгу вообще не читать, а прочесть только Приложение.
Раздел 1


«Лысенковщина в образовании»

как предыстория модернизации
О том,

кто выпустил танк на ниву

и откуда топливо.

Есть сферы действительности, состояние которых интересует буквально всех. Это – образование и здравоохранение. Душа и тело, их единство, духовное и физическое здоровье, - вот залог всей жизнедеятельности человека.

Поэтому всё, что касается образования, так волнует людей, задумывающихся о будущем своих детей и страны, в которой им суждено жить.

Не потому ли до сих пор бурлит общественное мнение по поводу всего того, что связано с проводимой ныне (очередной!) модернизацией нашего образования? Это действительно не первая попытка усовершенствовать систему. Народ – свидетель провала всех предыдущих попыток. У людей накопился опыт анализа несовпадения слов и дел, лозунгов и поступков. И этот опыт, подкреплённый заинтересованностью общества, неиссякаемым потоком вылился (и продолжает выливаться!) на страницы газет и экраны телевизоров.

И как только теперешняя модернизация была объявлена, специалисты сразу почувствовали недоброе.

Передо мною лежит брошюра «Лысенковщина в образовании» (М., 2002г.) – небольшой (80 стр.) сборник публикации прессы. Он предварён тремя главами, написанными академиком В.С. Ледневым, директором институт содержания образования, серьёзным учёным, известным своими научными исследованиями.

Обвинение в лысенковщине очень серьёзно. Но автор убедительно настаивает на том, что корни очередной модернизации идут именно от той развенчанной временем лженауки. Думаю, читателю будет небезынтересно ознакомиться с мнением учёного. Вот дайджест его позиции.

В наши дни слово «лысековщина» стало нарицательным. Развенчаны ее мифы и иконы в биологии и сельском хозяйстве. Изобличены преступники - заказчики и исполнители. Академия сельскохозяйственных наук провела сессию «покаяния». Созданы анти-лысенковские художественные произведения и кинофильмы.

Но явление, к сожалению, не исчезло. Особенно ярким и живучим оно всегда было в образовании и педагогике. Было и остается ныне. И именно в образовании оно является наиболее социально опасным.

Почему именно в образовании лысенковщина наиболее опасна? Отвечая на поставленный вопрос, следует подчеркнуть, что образование представляет собой социально-генетический механизм, обеспечивающий непрерывную передачу культуры предшествующими поколениями последующим поколениям, прежде всего посредством передачи опыта становления личности, воспитания и развития молодого поколения.

Поражение генетического механизма как на организменном уровне, так и на уровне социальном - самая страшная из всех болезней. Серьезные сбои в системе образования грозят исключительно тяжелыми последствиями, вплоть до деградации людей, поколений людей. Человечество обязано противостоять этой болезни.

Лысенковщина - не просто раковая опухоль в социальном организме, это раковая болезнь социально-генетического механизма.

Система образования во многих своих параметрах объективно инерционна: для того чтобы увидеть результаты, чаще всего должны пройти годы. Поэтому внедрение различных идей проявляется и сказывается далеко не сразу. Этим и пользуются лысенковцы.

Чаще всего идеи и манифесты неолысенковцев плохи не сами по себе. Так, манифест ВНИК «Школа» содержит много вполне приемлемых идей и соображений. Страшно другое: на волне идей ВНИК к власти в образовании пришел в свое время Э.Д. Днепров, ставший министром образования, не будучи педагогом ни в каком смысле, не знающий систему образования изнутри1.

Действительно, что может посоветовать «советчик от образования», нигде никогда ничего никому не преподававший?

Поэтому Э.Д. Днепров ухватился за идею, долгое время навязываемую общеобразовательной школе В.Д. Шадриковым и его единомышленниками2. Эта идея заключается, во-первых, в исключении из базисного плана основной школы курса информатики3, во-вторых, в уничтожении физики, химии и биологии как самостоятельных школьных предметов путём их объединения в курс естествознания. В сущности, речь идёт об уничтожении того, чем сильна была наша общеобразовательная школа4. Подчеркнём ещё раз, что лысенковская суть этих «инноваций» не в том, что люди выступают против информатики, физики и биологии (такая точка зрения, как и всякая другая, может обсуждаться), а в том, что столь крупномасштабные изменения общего образования навязываются без предварительного эксперимента и опытной проверки5, путём включения в нормативный документ прямого действия. По отношению к школе это категорически недопустимо.

Касаясь рассматриваемой темы, следует подчеркнуть, что тяжелейший удар стране был нанесён, когда старшая ступень общего образования была исключена из числа обязательных.

Система образования такова, что все её звенья важны. Вместе с тем система особенно чувствительна к ослаблению общего образования. Дело в том, что профессиональное образование, вся его система базируется на общем образовании. Разрушение общего образования означает разрушение самих основ становления личности, разрушение базы, что совершенно невосполнимо.

…Разрушение системы образования велось массированно, по многим направлениям, если не по всем. Наибольшие разрушения имели место на следующих направлениях:

■ разгромлен всеобуч;

■ школа расслоилась на школу для богатых и школу «для народа»;

■ делается попытка создать школу «для бедных» с усечённым содержанием образования;

■ появился антисоциальный анклав, охватывающий большое число детей школьного возраста, не посещающих школу вообще и вовлечённых в бродяжничество, воровство, проституцию, пьянство и наркоманию;

■ из числа обязательных исключена старшая ступень общего среднего образования;

■ разрушена система воспитательной работы;

■ оплата труда педагогов снижена до нищенского уровня в прямом смысле этого слова, остальные статьи расходов образовательных учреждений перестали финансироваться вообще6.

…Теперь коснёмся довольно страшного документа «Россия: образование в переходный период. Декабрь-1995», который в общем потоке негативной информации остался малозаметным. В этом документе формулируются требования к системе образования, выдвигаемые под очередной кредит Всемирного банка.

В 90-е годы международные финансовые организации предоставляли России, как известно, довольно обширные кредиты. Будущее даст оценку этому явлению. Как свидетельствуют средства массовой информации, многие специалисты не без оснований считают, что пользы эти кредиты не принесли никакой, а вред – большой, поскольку брались они не под созидание, а под разрушение: под разрушение экономики, промышленности, науки, культуры, образования и других институтов страны. Полное подтверждение этому имеется в приведенном ниже фрагменте выступления Б. Клинтона. Благодаря этим кредитам у России были выбиты многие уступки и, что самое страшное, страна попала в глубокую долговую яму.

Под эти кредиты стране ставились условия, среди которых содержались и неприемлемые, направленные по содержанию на развал и закабаление страны, а по форме - незаслуженно унижающие и оскорбляющие нас.

Условия этих займов, разумеется, выдвигались хозяевами выделяемых средств. Но омерзительно то, что уловки и приёмы, содержащиеся в этих документах, изобретались гражданами нашей страны, именуемыми в этих документах специалистами, либо при их активном участии...

…Перед нами документ, который откровенно, почти без камуфляжа направлен на разрушение сложившейся в России системы образования. Временно отвлечёмся от вопроса: кто его создал? Зададим другой вопрос: что двигало нашими соотечественниками, принимавшими участие в создании данного документа? Ведь даже несмотря на свою некомпетентность, они не могли не понимать, в каком неблаговидном деле участвуют. Анализируя документ под этим углом зрения, мы можем встретить в нём многое: и недобросовестность, и некомпетентность (поскольку те, кого именуют специалистами, на самом деле в вопросах, ими разрабатывавшихся, специалистами не являются), и цинизм, и неприкрытую ненависть к своей стране. Но больше всего в нём, конечно же, лжи и цинизма, замешанных на ангажированности.

Итак, мы имеем дело с документом, направленным в целом не на совершенствование, а на разрушение российской системы образования, документом, отражающим неблаговидность поведения по отношению к своей стране со стороны одних его авторов и, мягко говоря, недружественного вмешательства во внутренние дела – со стороны других. Уместно спросить: «Кто его создал?», разделив вопрос на несколько составных частей:

  • кто написал текст?

  • кто заказал и оплатил подготовку текста?

  • кто определил направленность текста?..

И далее автор задаёт вопрос: «Существовал ли заговор против России?» И вместо прямого ответа предлагает ознакомиться с некоторыми документами. Вот они.
Аллен Даллес, 1945 год.
НЕЯВНАЯ ВОЙНА ПРОТИВ РОССИИ

Из секретного доклада на закрытом заседании Сената США
«...Окончится война, всё кое-как утрясется, устроится. И мы бросим все, что имеем... золото, всю материальную мощь на оболванивание и одурачивание людей.

Человеческий мозг, сознание людей способны к изменению. Посеяв там хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности верить. Как? Мы найдем своих единомышленников... своих союзников и помощников в самой РОССИИ.

Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного на земле народа, окончательного, необратимого угасания его самосознания.

Из литературы и искусства мы, например, постепенно вытравим их социальную сущность, отучим художников, отобьем у них охоту заниматься изображением, исследованием, тех процессов, которые происходят в глубинных массах народа. Литература, театры, кино - все будет прославлять и изображать самые низменные человеческие чувства. Мы будем всячески поддерживать и поднимать так называемых художников, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства - словом всякой безнравственности.

В управлении государством мы создадим хаос и неразбериху... Мы будем незаметно, но активно и постоянно способствовать самодурству чиновников, взяточничеству, беспринципности. Бюрократизм и волокита будут возводиться в добродетель... Честность и порядочность будут осмеиваться и никому не станут нужны, превратятся в пережиток прошлого... Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркомания, животный страх друг перед другом, беззастенчивость, предательство, национализм и вражду народов - все это мы будем ловко и незаметно культивировать, все расцветет махровым цветком... и лишь немногие, очень немногие будут догадываться или даже понимать, что происходит... Но таких людей мы поставим в беспомощное положение, превратим в посмешище, найдем способ их оболгать и объявить отбросами общества.

Будем... опошлять и расшатывать таким образом основы народной нравственности. Мы будем расшатывать таким образом поколение за поколением... Мы будем браться за людей с детских лет, с юношества, будем всегда главную ставку делать на молодежь, станем разлагать, развращать и растлевать ее...

ВОТ ТАК МЫ И СДЕЛАЕМ».

«Правда Москвы» от 12 июня 1996 г., стр. 3

(Из выступления президента США Билла Клинтона на секретном совещании начальников штабов. Вашингтон, 24 октября 1995 г.):
«Последние десять лет наша политика в отношении СССР и его союзников убедительно доказала правильность взятого нами курса на устранение одной из сильнейших держав мира, а также сильнейшего военного блока. Используя промахи советской дипломатии, чрезвычайную самонадеянность Горбачева и его окружения, в том числе и тех, кто откровенно занял проамериканскую позицию, мы добились того, что собирался сделать президент Труман с Советами посредством атомной бомбы. Правда, с одним существенным отличием - мы получим сырьевой придаток, а не разрушенное атомом государство. Да, мы затратили на это многие миллиарды долларов, но они уже сейчас близки к тому, что у русских называется самоокупаемостью. За четыре года мы и наши союзники получили различного рода стратегического сырья на 15 миллиардов, сотни тонн золота, серебра, драгоценных камней и т. д. Под несуществующие проекты нам переданы за ничтожно малые суммы свыше 20 тысяч тонн меди, почти 50 тысяч тонн алюминия, 2 тысячи тонн цезия, бериллия, стронция, и т. д. Многие наши военные и бизнесмены не верили в успех предстоящих операций. И напрасно.

Расшатав идеологические основы СССР, мы сумели бескровно вывести из войны за мировое господство государство, составляющее основную конкуренцию Америке. Наша цель и задача в дальнейшем - оказывать помощь всем, кто хочет видеть в нас образец западной свободы и демократии.

Когда в начале 1991 года сотрудники ЦРУ передали на Восток для осуществления наших планов 50 миллионов долларов, а затем еще такие же суммы, многие из политиков, военные также не верили в успех дела. Теперь же, по прошествии четырех лет, видно: планы наши начали реализовываться. Однако это не значит, что нам не над чем думать. В России, стране, где еще недостаточно сильно влияние США, необходимо решать одновременно несколько задач:

  • всячески стараться не допустить к власти коммунистов ...;

  • особенное внимание уделить президентским выборам.

Нынешнее руководство страны нас устраивает во всех отношениях7. И потому нельзя скупиться на расходы. Они принесут свои положительные результаты. Организовав Ельцину пост президента на второй срок, мы тем самым создадим полигон, с которого никогда уже не уйдем.

Для решения двух важных политических моментов необходимо сделать так, чтобы из президентского окружения Ельцина ушли те, кто скомпрометировал себя...

Если нами будут решены эти две задачи, то в ближайшее десятилетие предстоит решение следующих проблем:

  • расчленение России на мелкие государства путем межрегиональных войн, подобных тем, что были организованы нами в Югославии;

  • окончательный развал военно-промышленного комплекса России и армии;

  • установление режимов в оторвавшихся от России республиках, нужных нам.

Да, мы позволили России быть державой, но империей будет только одна страна – США»».


Некоторые люди считают, что это – не подлинные документы. Допустим, что они правы. Но дела-то подлинные: вот они, на наших глазах совершались и совершаются. Так не оттуда ли завезено топливо для танка модернизации?

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебник ия как жертва системы. О том, что «Во тьме учебник не создать, Но в это можно слепо верить» iconПервые шаги. Часть Урок 21
Достоинства. «Пропетербургский», скромный учебник. Суть заданий ясна. Дешевый, демократичный, как бы специально предназначенный для...
Учебник ия как жертва системы. О том, что «Во тьме учебник не создать, Но в это можно слепо верить» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Задачи: Создать условия для знакомства с понятием «воздух» для всего живого на земле; формировать представление о том, как важно...
Учебник ия как жертва системы. О том, что «Во тьме учебник не создать, Но в это можно слепо верить» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психологическое сопровождение...
«жертва» является – расширение системы знаний студентов-психологов о психологии виктимной личности, методах и формах работы с клиентами...
Учебник ия как жертва системы. О том, что «Во тьме учебник не создать, Но в это можно слепо верить» iconУчебник по всемирной истории 11 класс, учебник по обществоведению...
Идея трудной цели. Постановка новой задачи и цели, указывая на исключительную трудность, с внушением уверенности в том, что цель...
Учебник ия как жертва системы. О том, что «Во тьме учебник не создать, Но в это можно слепо верить» icon«Первая мировая война», как элективный курс, рассчитанный на 17 часов
Воюющие были убеждены, что их страна невинная жертва. Но очень скоро стало понятно, что «жертв» нет. Кто же развязал эту войну? Германия?...
Учебник ия как жертва системы. О том, что «Во тьме учебник не создать, Но в это можно слепо верить» iconДоклад на тему «Учебник как компонент системы «Учитель-Ученик-Учебник»....
Рабочая программа составлена на основании рабочего учебного плана по фгос, переутвержденного ученым советом юргту (нпи) протоколом...
Учебник ия как жертва системы. О том, что «Во тьме учебник не создать, Но в это можно слепо верить» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Это урок по созданию ландшафта в 3ds Max. Я покажу, как создать пустынный пейзаж, но по этому методу можно создать абсолютно любой...
Учебник ия как жертва системы. О том, что «Во тьме учебник не создать, Но в это можно слепо верить» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Жизнь – это не то, что происходит с нами, а то, что мы можем сделать с ней. Можно плыть по течению, затерявшись в толпе, а можно...
Учебник ия как жертва системы. О том, что «Во тьме учебник не создать, Но в это можно слепо верить» iconДеньги это любовь, или То, во что стоит верить. Том 1
А хотел я найти такой способ создания желанного жизненного опыта, который бы работал очень легко и без пробежек в полнолуние с ногой,...
Учебник ия как жертва системы. О том, что «Во тьме учебник не создать, Но в это можно слепо верить» iconЗащита в чрезвычайных ситуациях природного характера
Это, несомненно, печальный факт и не очень хочется в это верить. Ежегодно во всем мире, в том числе и в нашей стране происходят тысячи...
Учебник ия как жертва системы. О том, что «Во тьме учебник не создать, Но в это можно слепо верить» icon“ любовь как смысл человеческого существования”
Вот на что очень хотелось бы обратить внимание, если вы будете читать это, то пожалуйста задумайтесь о своих чувствах, о себе и о...
Учебник ия как жертва системы. О том, что «Во тьме учебник не создать, Но в это можно слепо верить» iconРазработка урока по теме: Учебник: Л. Л. Босова «Информатика 5 класс»
Цель: Создать условия для формирования системы знаний по теме: «Компьютер и его основные устройства»
Учебник ия как жертва системы. О том, что «Во тьме учебник не создать, Но в это можно слепо верить» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Человек должен верить, что непонятное можно понять: иначе он не стал бы размышлять о нем
Учебник ия как жертва системы. О том, что «Во тьме учебник не создать, Но в это можно слепо верить» iconТема: Жизнь Л. Н. Толстого. Цели: Создать условие для успешного усвоения...
Базовый учебник: Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Литературное чтение. Учебник для 3
Учебник ия как жертва системы. О том, что «Во тьме учебник не создать, Но в это можно слепо верить» iconУчебник А. А. Плешаков Школа России Тема: «Как путешествует письмо»
Сегодня, он тоже пришел к нам на урок, но он очень расстроен. Оказывается в далекой, далекой стране у Муравьишки живет друг. Наш...
Учебник ия как жертва системы. О том, что «Во тьме учебник не создать, Но в это можно слепо верить» iconУрок Что создает хорошие условия для развития интеллектуальных способностей....
Галя! Нужно навести порядок в Виртуальной школе да ее продвинуть немножко, а то материал стоит, а им не пользуемся


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск