В. А. Петровский логика «Я»: персонологическая перспектива





НазваниеВ. А. Петровский логика «Я»: персонологическая перспектива
страница1/32
Дата публикации08.07.2013
Размер4.79 Mb.
ТипКнига
100-bal.ru > Психология > Книга
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32


В. А. ПЕТРОВСКИЙ



ЛОГИКА «Я»:

ПЕРСОНОЛОГИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА




Монография


Москва

2008
ББК 88.8

П30

Рецензент: доктор психологических наук, проф. Н.Е.Веракса

доктор психологических наук, проф. К.С.Лисецкий






Петровский, В. А.

П30

Логика «Я»: персонологическая перспектива. Моногр. / В. А. Петровский.– М.; Издательство САМГУ, 2009.





В новой книге доктора психологических наук, профессора Государственного университета «Высшая школа экономики» В.А.Петровского представлена модель рефлексивного синтеза категорий общей персонологии: индивид → субъект → «я» → личность → индивидуальность. Давая оригинальную трактовку каждой из категорий, автор знакомит читателя с собственными моделями логико-математической интерпретации активности человека. Среди них: импликативная модель триумвирата субъектов, импульсная модель экзистенциального выбора, модель четырех ресурсов состоятельности, модель гедониста, а также – «парадокс адюльтера», булева типология смысловых миров, «алгебра когито» и др. Логико-философские и математико-логические разработки автора находят свое развитие в «персоно-логике», объединяющей в себе академический и практико-ориентированные разработки в области персонологии – «науки личности».

Книга будет интересна профессиональным психологам, философам, логикам, экспертам по междисциплинарным исследованиям.








ИЗДАНИЕ КНИГИ ОСУЩЕСТВЛЕНО ПРИ ПОДДЕРЖКЕ

НАУЧНОГО ФОНДА ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА – «ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ» в рамках проекта № 08-01-0143

«Идеи и методы мультисубъекной персонологии»

ББК 88.8

Научное издание


ПЕТРОВСКИЙ Вадим Артурович

Логика «Я»: персонологическая

перспектива

Монография

Печатается в авторской редакции.

Подписано в печать 25.12.2008. Формат 60  90/16. Бумага офсетная.
Печать трафаретная. Усл. печ. л. 18,2. Уч.-изд. л. 19,1.
Тираж 1000 экз.

Отпечатано в Издательском центре САМГУ
443011, Самара, ул. Академика Павлова,1








П30




© В. А. Петровский, 2009


Оглавление
ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕТКИ

Ч А С Т Ь П Е Р В А Я.

ПСИХОЛОГИЯ “Я”: ЛОГИКА КАТЕГОРИАЛЬНОГО СИНТЕЗА


Глава 1. «Индивид» (психофизическое целое)

Глава 2. «Субъект» (индивид как causa sui)

Глава 3. «Я» (субъект в саморефлексии)

Глава 4. «Личность» (Я в своих отражениях)

Глава 5. «Индивидуальность» (неотразимость личности)

Ч А С Т Ь В Т О Р А Я.

ПСИХОЛОГИЯ «Я»: ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ



Глава 6. Импликация. Опыт психологического портрета

Глава 7. Триумвират субъектов: транзактная модель выбора

Глава 8. Импульсная модель экзистенциального выбора

Глава 9. Опыт эмпирического обоснования

мультисубъектной модели выбора

Глава 10. Модель четырех ресурсов

Глава 11. Модель гедониста: рефлексивная «возгонка» влечения

Глава 12. Обретение состоятельности: «золотое правило гармонии»

Глава 13. Семь пространств существования личности:

состоятельность самополагания

Глава 14. Булева модель смысловых миров

Глава 15. Парадокс адюльтера

Глава 16. Алгебра когито
Ч А С Т Ь Т Р Е Т Ь Я.

ПЕРСОНО-ЛОГИКА

Глава 17. Общая персонология – наука личности ……………………………

Глава 18. Категориальный строй психологии: «академический взгляд»……

Глава 19. Категориальный строй психологии: персонологический поворот.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕТКИ
Литература
ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕТКИ
Эта книга посвящена созданию и апробации логико-психологиче­ских и логико-математических моделей человека в мире.

Скажу сразу, в каком плане здесь используется термин «модель».

Я вижу четыре значения этого термина применительно к задачам психологического познания (иллюстрирую, в основном, известными работами отечественных авторов):

1. Описательные (дескриптивные) модели. Они представляют собой схемы, маршруты, «ориентировочную основу действия» исследователя, погружающегося в свой предмет. Я мог бы назвать выдающиеся работы моих коллег, российских психологов, создающих такие модели, что имеет не только инструментальный, но и самоценный характер, если иметь в виду становление психологической теории и практики. Существенную роль в разработке таких способов понимания индивидуальности играют ценности исследователей, аксиологические аспекты продвижения вглубь изу­чаемой реальности. «Я»-центрированные модели такого рода (выступающие под разными именами) представлены в работах С. Л. Рубинштейна [112], К. С. Абульхановой-Славской [4], А. Г. Асмолова [2], Б. С. Братуся [13], А. В. Брушлинского [15], Ф. Д. Горбова [25], В. П. Зинченко [29], В. Ф. Пет­ренко [63 ], В. В. Столина [116] и ряда других мастеров психологии.

2. Прогностические модели. Важное различение касается «аристотелевского» (индуктивного) и «галилеевского» (дедуктивного) подходов в построении подобных моделей. Это различения прекрасно проанализировано в диссертационной работе В. В. Архангельской, посвященной проблемам понимания в современной индирективной психотерапии. Так, в частности, автор показывает, что в рамках галилеевского подхода, мыслить – это моделировать, с тем чтобы, сверяясь с данными наблюдения, вновь моделировать. Знания не извлекаются из опыта, а на опыте только проверяются, причем в обстоятельствах, далеких от условий реальной жизни (как-то свободное падение тел в пустоте).

В самом деле, ошеломляет, но факт: пушинка и металлический шарик падают с одинаковой скоростью в вакууме, что абсолютно противоречит обыденному опыту, однако вытекает из соотношений, «живущих» в теоретической плоскости. Общеизвестно, что физиков данное положение дел не смущает нисколько. Более того, им порой не хватает «сумасшедших идей». Однако, мне не приходилось слышать, чтобы психологи выказывали интерес к подобного рода идеям. Исключение, пожалуй, составляет памятное мне высказывание А. В. Петровского: «Нам нужны сумасшедшие идеи!..» – далее следовал комментарий: «…Но еще никто не доказал, что нам нужны идеи сумасшедших».

По-видимому, в психологии, между сумасшедшими идеями и идеями сумасшедших, перегородка тоньше, чем в физике… Точных прогнозов, применительно к сложным формам человеческого поведения, мало; каждый прогноз грозит превратиться в повод к опровержению; но если допустить, что психологи когда-нибудь научатся «попадать в реальность» своими прогнозами, им все равно придется «укоренять» свои выкладки в переживаниях людей, чье поведение они прогнозируют. Есть, впрочем, работы снайперской меткости и глубины проникновения в свой предмет (например, модели, предлагаемые В. М. Аллахвердовым [1]). Абрис теории личности с акцентом на построение прогностических моделей содержится в трудах А. В. Петровского, предложившего онтологическую модель личности [65]. В редких случаях мы имеем дело с пересечением «прогностических» и интерпретативных» моделей» (например, концепция интегральной индивидуальности В. С. Мерлина [43]), «онтологическая модель личности» А. В. Петровского [65], структура «личностных факторов» принятия решений (Т. В. Корниловой [32]), модели, представленные в работах
В. Ю. Крылова [33] и некоторые другие.

3. Объяснительные (интерпретативные) модели. Примером таких моделей в психологии личности являются многообразные психоанали­тические построения, идеи общепсихологической теории деятельности А. Н. Леонтьева [38], теория установки Д.Н.Узнадзе [125], некоторые модели психики, сознания, самосознания и развития личности, разрабатываемые в русле классической (=неспекулятивной1) психологии. Таковы модели, представленные работами: Т. Ф. Базылевич [5], В. Г. Грязевой-Добшинс­кой [26], Л. А. Дорфмана [28], О. А. Конопкина [30], Н. И. Непомнящей [58], А. К. Осницкого [61], О. С. Никольской [59], В. Т. Кудрявцева[61], В.Е. Лепского [44], К.С. Лисецкого [46], В. И. Моросановой [55], В. С. Мухиной [56], Н. Носова, И. В. Равич-Щербо [110], Э. В. Сайко [113], Е. И. Улыбиной [124], В. Д. Шадрикова [132] и др. Интерпретативные модели, сохраняя «дистанцию свою» по отношению к данным непосредственного опыта, тем не менее, ориентированы на него, и, кроме того, по ряду параметров сближаются с прогностическими моделями.

4. Трансформационные модели. Мы назовем их так, потому что они преобразуют то, что описывают. Именно эти модели могут быть названы «неклассическими» психологическими моделями. Ряд психотерапевтических систем и подходов (например, трансактный анализ [9,10], личностно-центрированная терапия [111], понимающая психотерапия [18], процессуальная психотерапия [51], глубинная топологическая психотерапия [35], «триолог» [60], терапия инициального опыта [109], мультисубъектная персонология [101] и др.), задают такие способы описания и объяснения, что в результате «предмет» понимания трансформируется:

«В результате рефлексии ее объект – система знаний – не только ставится в новые отношения, но достраивается и перестраивается, то есть становится иным, чем он был до процесса рефлексии… Столь необычное отношение между познанием и изменением объекта объясняется тем, что мы имеем в данном случае дело не с таким предметом, который существует независимо от познания и сознания, а с познавательным воспроизведением самого познания и сознания, т. е. с обращением познания на самого себя» (Лекторский В. А. [36]).

Очевидно, что модели, обозначенные как «трансформационные», лишь в том случае могут оправдать свое имя, если позволят в большем объеме и с большей отчетливостью рефлектировать изучаемую реальность, а также предсказывать и объяснять ее проявления

Имея дело со всеми категориями-ступенями осмысления индивидуальности, мы фокусируем внимание на категории «я» центральной категории в ряду других, «персонологических», то есть относящихся к науке, которую мы именуем «наукой личности» [101]. «Центральное место…» – это, конечно, конечно, не оценка сравнительной важности категории – было бы нелепо считать, что есть среди них «более» или «менее» важные – как если бы одни категории занимали почетное, «центральное», место,
а другие – были бы менее респектабельными, «периферийными». Речь идет лишь о том, что «я» занимает срединное положение в цепочке категорий, описывающих человека, а именно:
«индивид» – «субъект» – «я» – «личность» – «индивидуальность»2
Особое положение категории «я» в ряду позволяет рассматривать её как связующую, узловую, проводящую сквозь себя «токи» влияния и последующего синтеза категорий ниже- и вышележащего уровней. Слева от «я» в этом ряду – уходящие корнями вглубь человеческой природы категории «субъект» и «индивид», а, справа – поднимающиеся ветвями в высь человеческой культуры категории «личность» и «индивидуальность». Процессы развития «я» можно мысленно прочитать «слева направо» и «справа налево». В первом случае, мы рассматриваем логику перехода «природного» в «культурное»; во втором – встречную логику перехода.

Обе логики правомерны.

В книге мы рассмотрим логику синтеза таких категорий (первая глава) и предложим читателю ознакомиться с опытом построения логико-математических моделей в области психологии «я» (вторая глава).

В первой главе акцент делается на дескриптивных моделях, описывающих взаимосвязь категорий персонологии, имеющих «общую точку» в «я». Автор опирается при этом на логический механизм «рефлексивной дедукции» (это наше рабочее название). Так, отталкиваясь от понимания индивида как психофизической целостности, мы рассматриваем его отраженность в себе, получая категорию «субъект»; рассматривая отраженность субъекта в себе самом, рефлексивные формы субъектности, мы приходим к категории «я»; рассматривая формы отраженности «я» индивида в себе и других индивидах, мы раскрываем категорию «личности»; и наконец, рассматривая многообразие форм отраженности личности в себе самой, мы приходим к категории «индивидуальности», – «неотразимости», представляющей собой недостижимый идеал попыток личности осознать свою самость.

Во второй главе представлены интерпретативные и прогностические модели. Они имеют логико-математическую форму; каждая из них может быть подтверждена или отброшена; некоторые из моделей имеют исключительно гипотетический характер; другие – рассматриваются в контексте проведенных эмпирических исследований.

В третьей главе содержатся основания для построения трансформационных моделей.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

В. А. Петровский логика «Я»: персонологическая перспектива iconУчебно-методический комплекс дисциплины логика федеральное агентство...
Логика, изучающая познающее мышление и применяемая как средство познания, возникла и развивалась в рамках теории познания, и в настоящее...
В. А. Петровский логика «Я»: персонологическая перспектива iconКурс лекций дисциплины «логика»
Рабочая программа составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами, направления "Логика " специальности...
В. А. Петровский логика «Я»: персонологическая перспектива iconРабочая программа учебной дисциплины логика и теория аргументации...
Рабочая программа составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами, направления "Логика " специальности...
В. А. Петровский логика «Я»: персонологическая перспектива iconНовосибирский государственный университет юридический факультет Проблема перспективы
План, программа действий. В строительном словаре перспектива – это система изображения трехмерного пространства на двухмерной плоскости...
В. А. Петровский логика «Я»: персонологическая перспектива iconПоложение о проведении муниципального этапа XI всероссийской акции
«Перспектива» Липецкого муниципального района Липецкой области (далее мбоу дод цдод «Перспектива») среди образовательных организаций...
В. А. Петровский логика «Я»: персонологическая перспектива iconРабочая программа дисциплины логика степень выпускника бакалавр Форма...
...
В. А. Петровский логика «Я»: персонологическая перспектива iconЛогика и теория аргументации
Рабочая программа определяет содержание и структуру учебной дисциплины "Логика" и предназначена для обучения студентов образовательных...
В. А. Петровский логика «Я»: персонологическая перспектива iconЛогика сценической речи москва «просвещение» Запорожец Т. И. Логика...
Логика сценической речи. Учеб пособие для те­атр и культ просвет учеб заведений. М., «Просве­щение», 2010
В. А. Петровский логика «Я»: персонологическая перспектива icon1. Мировоззрение, его структура. Исторические типы м- мифология, религия, философия
Рабочая программа составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами, направления "Логика " специальности...
В. А. Петровский логика «Я»: персонологическая перспектива iconУмк дисциплины Логика для специальности 080102. 65 “Мировая экономика
Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника вуза, предъявляемые Государственным образовательным...
В. А. Петровский логика «Я»: персонологическая перспектива iconРабочие программы предметная линия учебников системы «перспектива»
Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки Российской федерации и Федерального агентства по образованию,...
В. А. Петровский логика «Я»: персонологическая перспектива iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа по литературному чтению на 2013-2014 учебный год составлена с учетом требований фгос, «Примерной программы начального...
В. А. Петровский логика «Я»: персонологическая перспектива iconРеферат с чего начинается логика
Целью моей работы является выяснить, что изучает логика. Какими основными понятиями она оперирует. Что такое «истина» и«ложь» с точки...
В. А. Петровский логика «Я»: персонологическая перспектива iconЫх классах (Обобщение опыта работы) Учитель второй квалификационной...
Рабочая программа составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами, направления "Логика " специальности...
В. А. Петровский логика «Я»: персонологическая перспектива iconУчебно-методический комплекс дисциплины «логика»
Учебно-методический комплекс «Логика» предназначен для студентов I курса специальности 030900. 62 Юриспруденция, составлен в соответствии...
В. А. Петровский логика «Я»: персонологическая перспектива iconЛогика и методология науки
Национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики дисциплина «Логика и методология науки»...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск