Патология речевого высказывания





Скачать 354.5 Kb.
НазваниеПатология речевого высказывания
страница1/3
Дата публикации01.08.2015
Размер354.5 Kb.
ТипАнализ
100-bal.ru > Психология > Анализ
  1   2   3


Лурия А.Р.

Язык и сознание.

Патология речевого высказывания


Анализ мозговой основы психической деятельности располагает, как известно, двумя основными методами. Первым из них является сравнительно-эволюционный метод, вторым — метод анализа особенностей изменения психической деятельности при локальных мозговых по­ражениях.

Первый метод широко зарекомендовал себя в истории науки. Сравнивая, как построен мозг на разных этапах эво­люционной лестницы, с теми особенностями поведения, которыми обладают животные, можно дать в целом от­вет на вопрос о мозговых механизмах сложных форм пси­хической деятельности, отличающих один вид животного от другого.

К сожалению, сравнительно-анатомический метод ма­лопригоден для изучения поставленной нами проблемы. Как известно, в отличие от эволюции мозга эволюция язы­ка насчитывает сравнительно небольшой отрезок време­ни. Язык создавался в течение сорока-пятидесяти, мо­жет быть сотни тысяч лет, что не идет, конечно, ни в какое сопоставление с многими миллионами лет эволю­ции мозга. Поэтому сопоставление развития мозга, с од­ной стороны, и развития языка — с другой, вряд ли по­зволит сделать какие-либо существенные выводы о моз­говой организации различных форм развитой речевой дея­тельности.

Конкретный материал наблюдений полностью подтвер­ждает это предположение. Мозг человека, стоявшего на низком уровне исторического развития, не имевшего раз­витой речевой деятельности, но относящегося к роду Ноmо sарiепs, мало чем отличается от мозга современного, вы­сокоразвитого человека, у которого организация речевой деятельности достигла высокой степени.

Малоэффективным является и анализ онтогенетичес­кого развития мозга. Развитие мозга ребенка протекает относительно быстро, однако темпы развития мозгового аппарата не идут ни в какое сравнение с темпами овладе­ния языком. Ребенок в течение шести или десяти месяцев овладевает основными глубинными грамматическими структурами, усваивает основные правила построения язы­ка и переходит к сложным формам речевого высказыва­ния. По-видимому, сравнение развития мозга и его мик­роструктур в онтогенезе может дать определенную инфор­мацию для понимания мозговых механизмов, лежащих в основе речевой деятельности. Однако пока в этом направ­лении сделано еще очень мало. В настоящее время цент­ральное место в изучении проблемы мозговой организа­ции речевых процессов принадлежит анализу того, как изменяется речевая деятельность при локальных пораже­ниях мозга и к каким именно последствиям в речевой коммуникации ведут различно расположенные очаги мозго­вых поражений.

Таким образом, через патологию мы обращаемся к норме, поскольку «патологическое открывает нам, расчле­няя и упрощая, то, что было скрыто от нас, цельное и нераздельное, в физиологической норме» (И. П. Павлов). История изучения нарушений различных форм рече­вой деятельности при локальных поражениях мозга на­считывает более 100 лет.

Еще в 1861 г. французский анатом Брока показал, что поражение задней трети первой лобной извилины левого полушария приводит к своеобразной патологии, когда больной, не имеющий параличей речевого аппарата, теря­ет возможность говорить, хотя полностью сохраняет спо­собность понимать обращенную к нему речь. Через три­надцать лет, в 1874 г., немецкий психиатр Вернике опи­сал второй факт не меньшего значения. Он показал, что больные с поражением задней трети первой височной из­вилины левого полушария сохраняют способность гово­рить, однако лишаются способности понимать обращен­ную к ним речь. Как говорил Вернике, у них нарушаются «сенсорные образы слова». Эти наблюдения положили начало клиническому изучению мозговой организации речевой деятельности человека. Они показали, что локаль­ные поражения мозга приводят не к общему снижению речевой деятельности вообще, а к дифференцированным нарушениям речи, различающимся по своей структуре. Следовательно, речевой процесс опирается на ряд совмес­тно работающих зон мозговой коры, каждая из которых имеет свое специфическое значение для организации рече­вой деятельности в целом.

Эти наблюдения, казалось бы, раскрыли необозримые перспективы для точного изучения мозговой организации речевых процессов. Однако вскоре на этом пути возникли существенные трудности, на преодоление которых ушел не один десяток лет. Эти трудности имели в своей основе неподготовленность основных теоретических представле­ний о строении языка, с одной стороны, и неправильное понимание принципиального вопроса об отношении язы­ка к мозгу — с другой.

Неврологи и психологи, занимавшиеся анализами моз­говой организации речевых процессов и описывавшие из­менения речи при локальной мозговой патологии, перво­начально располагали еще несовершенной теорией языка и речевой деятельности. Согласно этой теории, соответ­ствовавшей взглядам ассоциационизма, господствовавше­го в XIX в., речь является не более чем ассоциацией зву­ков или артикуляторных движений с определенными пред­ставлениями. Соответственно этой теории и толковались полученные данные.

При объяснении симптомов, возникающих при пора­жении задней трети первой лобной извилины левого по­лушария (зоны Брока), высказывалось предположение, что эта зона является «центром моторных образов слова», и результаты поражения этой зоны следует рассматривать как следствие нарушения этих образов при сохранности самих речевых движений.

Соответственно объяснялись и факты, описанные Вер­нике. Задняя треть верхней височной извилины левого по­лушария представлялась как «центр сенсорных образов слова», или «центр понятий слова» (Wortbegriff). Пораже­ние этого центра, по мнению этих авторов, приводило к разрушению «сенсорных образов слова» при сохранении «моторных образов слова».

Лихтгеймом и целым рядом следовавших за ним не­врологов были сделаны и другие попытки описать более сложные формы речевых расстройств («проводниковую», «транскортикальную» афазии), однако они также не выхо­дили за пределы той же упрощенной, ассоциативной схе­мы речевой деятельности.

Подобное упрощенное понимание психологической структуры речевой деятельности оказалось слишком бедным для того, чтобы проанализировать основы мозго­вой организации различных форм речевой деятельнос­ти; клиника речевых расстройств, возникающих при ло­кальных поражениях мозга, выходила за пределы этой схемы.

Вскоре возникла реакция на эти элементарные, упро­щенные представления о психологической структуре речи. Пересмотром этих представлений были позиции так называемой поэтической школы, к которой присоедини­лись как многие крупнейшие неврологи (Монаков, 1913; Гольдштейн, 1948), так и психологи, примыкавшие к Вюрцбургской школе (Ван-Верком, 1925).

Эти авторы рассматривали речь как сложную симво­лическую деятельность, единую по своей структуре, ис­ходящую из абстрактной установки и реализующую слож­ные формы категориального мышления.

Мозговые поражения, как предполагали эти авторы, неизбежно приводят к распаду этих сложнейших симво­лических процессов («абстрактной установки», или «кате­гориального поведения»). Те факты, которые трактовались раньше как частичные, специфические формы распада речевой деятельности, теперь стали рассматриваться как проявления общего снижения «категориального поведе­ния», которое больше связано с массой пострадавшего мозга, чем с локализацией патологического очага.

Легко видеть, что эти представления в еще меньшей степени продвигали решение вопроса о мозговой орга­низации речевых процессов. Они столь же мало удов­летворяли насущные задачи науки, как и попытки, исхо­дившие из механистических представлений ассоциационизма.

Необходим был тщательный анализ психологической структуры речевой деятельности в целом; разложение ре­ального речевого процесса на входящие в него составные компоненты; выявление тех факторов, которые лежат в основе отдельных этапов речевой деятельности; описание тех условий, при которых формируются речевые вы­сказывания. Только эта работа, на которую ушел не один десяток лет, помогла построить более адекватную тео­рию речевых процессов, которая продуктивно могла быть использована для анализа изменений речевых процессов, возникающих при локальных поражениях мозга. Фор­мирование теории языка и строения речевой деятельнос­ти заняло не одно десятилетие, и только в 40—50-х гг. нашего столетия усилиями лингвистов, психолингвистов и психологов были созданы основы для такой теории речевой деятельности, которая была бы адекватна для дальнейшего анализа мозговой организации речевых про­цессов.

Второе затруднение, которое возникало на пути ана­лиза мозговой организации речевых процессов, состояло в том, что большинство исследователей пытались непос­редственно сопоставлять сложные речевые образования с локальными поражениями мозга. Именно на основании этой психоморфологической концепции и создавались ги­потезы, согласно которым те или иные узко ограничен­ные участки мозга полностью обеспечивают такие аспек­ты речи, как распознавание звуков, лексическая, морфо­логическая или синтаксическая системы языка. Такую позицию занимал, например, известный немецкий пси­хиатр Клейст, автор карты мозга, согласно которой от­дельные части коры соответствуют отдельным сторонам речевой деятельности человека. Близкую позицию зани­мал и другой, в целом исходящий из совершенно иных теоретических концепций, исследователь, известный анг­лийский невролог Хэд. Он считал, что локальные пора­жения мозга могут привести к номинативной, синтакси­ческой или семантической афазии. Однако и такие попытки непосредственного сопоставления отдельных сторон язы­ковой деятельности с относительно ограниченными учас­тками коры мозга не имели успеха.

Оставалось, следовательно, преодолеть и второе зат­руднение, в течение десятилетий стоявшее на пути науч­ного решения вопроса о мозговой организации речевых процессов. Необходимо было отказаться от попыток пря­мого сопоставления сложных языковых образований с отдельными локальными очагами мозговых поражений. Необходимо было усвоить ту мысль, что мозговые пора­жения связаны с нарушением речи сложным, опосредство­ванным путем. Поэтому вопрос о том, какие именно от­делы мозга лежат в основе тех или других форм органи­зации речевой деятельности, следовало заменить другим вопросом, а именно: как построена человеческая речь и какие психофизиологические факторы лежат в основе каж­дого звена, ответственного за порождение сложных форм речевой деятельности и понимание сложных форм рече­вого высказывания? Только проследив те внеречевые ус­ловия, которые лежат в основе сложных форм речевой деятельности, выделив те факторы, которые обеспечива­ют различные этапы речевого процесса, можно дать ана­лиз того, как именно нарушение этих факторов, возника­ющее при поражении тех или иных зон коры головного мозга, сказывается на изменении речевой деятельности в целом.

Только такой непрямой анализ основных психофизио­логических факторов, лежащих в основе порождения слож­нейших форм речевой деятельности, мог обеспечить адек­ватное исследование мозговой организации речевого про­цесса.

Мы попытаемся применить этот метод и проследить, какие именно формы речевых нарушений возникают при поражениях различных участков мозга, приводящих к выпадению тех или иных факторов.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Патология речевого высказывания iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«диалог культур», формирование которой предполагает овладение студентом знаниями о национально-культурных особенностях страны изучаемого...
Патология речевого высказывания iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Научно-популярный текст. Монолог как форма речевого высказывания. Подготовка сообщения на основе статьи учебника
Патология речевого высказывания iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема: «Активизация связного речевого высказывания средствами театрализованной деятельности» (по мотивам сказки Ш. Перро «Красная...
Патология речевого высказывания iconРазработка урока по чтению. И. С. Никитин. "Встреча зимы"
Общеучебные – поиск информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение...
Патология речевого высказывания iconМинимальные мозговые дисфункции (ммд)
Они могут вызываться очень широким кругом причин: пренатальная (внутриутробная) патология, натальная патология (повреждения в процессе...
Патология речевого высказывания iconТема: «Виды предложений по цели высказывания»
Изучить основные характеристики предложений, различных по цели высказывания. Проанализировать интонационное оформление различных...
Патология речевого высказывания iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ууд: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое...
Патология речевого высказывания iconУрок французского языка в 11-м классе по теме "Un metier de demain"
Повышение культуры речевого общения в процессе овладения принятыми правилами речевого этикета
Патология речевого высказывания iconПриложение 1 Цель работы над темой
Умение понимать высказывания; передавать информацию в связных аргументированных высказывания
Патология речевого высказывания iconОпросник школьного климата (С. О. Петрова, Е. М. Щебланова) Инструкция
Инструкция: Вам будут предъявлены высказывания о ситуациях, с которыми Вы каждый день сталкиваетесь в своем классе. Пожалуйста, дайте...
Патология речевого высказывания iconПрограмма рекомендуется для направления подготовки (специальности)...
Специализация «Биология и патология рыб» относится к профессиональному уровню обучения и представлена в структуре основной профессиональной...
Патология речевого высказывания iconПрограмма рекомендуется для направления подготовки (специальности)...
Специализация «Биология и патология рыб» относится к профессиональному уровню обучения и представлена в структуре основной профессиональной...
Патология речевого высказывания iconКак вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?
Задание ученикам. Прочитать высказывания, определить их смысл. На какие группы можно разделить эти высказывания
Патология речевого высказывания iconУрок математики в 1 классе
Учитель предлагает задание в парах: прочитать, обсудить, выяснить какие высказывания верные, а какие нет. Высказывания
Патология речевого высказывания iconКонспект открытого урока информатики в 1 классе
Учитель предлагает задание в парах: прочитать, обсудить, выяснить какие высказывания верные, а какие нет. Высказывания
Патология речевого высказывания icon«Вклад отечественных и зарубежных ученых в становление теории и методики...
Современные проблемы познавательно-речевого развития детей раннего и дошкольного возраста


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск